Рабочая программа дисциплины в10 Источниковедение Направление подготовки: 050100. 62 Педагогическое образование - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая программа учебной дисциплины История южных и западных славян... 2 680.9kb.
Рабочая программа учебной дисциплины «история искусства стран востока»... 2 441.54kb.
Рабочая программа дисциплины «археология» Направление подготовки... 2 495.26kb.
Рабочая программа для студентов направления подготовки 050100. 2 587.45kb.
Рабочая программа по дисциплине «Методы и средства защиты информации»... 1 125.13kb.
Рабочая программа по дисциплине «Объектно-ориентированное программирование»... 1 129.85kb.
Направления подготовки Бакалавриат 050100 «Педагогическое образование»... 1 26.39kb.
Технологическая карта дисциплины "Алгебра" 1 92.35kb.
Направления подготовки Бакалавриат 050100. 62 «Педагогическое образование»... 1 25.1kb.
Направление подготовки: 050100 Педагогическое образование. История. 1 80.62kb.
Программа вступительного испытания по педагогика начального образования... 1 58.29kb.
Методические рекомендации состав и порядок ведения исполнительной... 2 481.58kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Рабочая программа дисциплины в10 Источниковедение Направление подготовки: 050100. - страница №1/1

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Нижегородский государственный педагогический университет

имени Козьмы Минина»

Исторический факультет

Кафедра истории России

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебно-методической

деятельности

________________Г.А. Папуткова

«____» __________20____г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Б3.В10 Источниковедение

Направление подготовки: 050100.62 Педагогическое образование

Профиль подготовки: История и обществознание

Квалификация (степень) выпускника: бакалавр

Форма обучения: очная – 5 лет

Н. Новгород

2012 г.

Рабочая программа составлена на основе:



1. Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование», утвержденного «17» января 2011 г., № 46.

2. Учебного плана по направлению подготовки 050100.62 «Педагогическое образование», профилю подготовки «История и обществознание», утвержденного «26» апреля 2012 г.

Рабочая программа по дисциплине «Источниковедение» принята на заседании кафедры истории России, протокол № ___ от «___» ______ 2012 г.

Разработчик: к.и.н., доцент _______________Н.В. Старикова

СОГЛАСОВАНО

Зав. кафедрой истории России

______________ / В.П. Сапон/

«____»__________20__ г.

СОГЛАСОВАНО

Зав. выпускающей кафедрой

_____________/А.В. Хазина/

«_____»________ 20__г.

СОГЛАСОВАНО

Директор библиотекой

____________/ Т.А. Ефимова/

«___»_______ 20__ г.



  1. Цели и задачи дисциплины

Целью освоения дисциплины является формировании представлений о специфике различных типов, видов и разновидностей исторических источников (в основном, письменных) по Отечественной истории с древнейших времен до начала ХХ века для успешной деятельности в области преподавания контроля и оценивания учебных достижений учащихся, формирование теоретических знаний длякультурно-просветительской работы с учащимися на базе архивных учреждений.

Задачи дисциплины:

- ознакомление студентов с широким кругом опубликованных источников по истории России;

- изучение основных принципов источниковедческого анализа разных видов письменных источников;

- формирование навыков работы и использования в историческом исследовании нарративных источников.


  1. Место дисциплины в структуре ООП ВПО

Дисциплина относится к профессиональному циклу Дисциплины, на которых базируется данная дисциплина: «История России до середины XIX века», «Археология», «Этнология».

Дисциплины, для которых данная дисциплина является предшествующей «Историософия», «Историческая география», «История Российской исторической мысли».



  1. Требования к результатам освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

ОК – 2 – способность анализировать философские, мировоззренческие и личностно значимые проблемы;

ОК- 15 – способность понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, место человека в историческом процессе, политической организации общества.

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать:

─ особенности дисциплинарной структуры современной исторической науки и место вней источниковедения;

─ теоретические основы источниковедения;

─ принципы и методы отбора и систематизации исторических источников;



уметь:

─ использовать знания о современном состоянии методов анализа исторических источников;

─ применять на практике полученные знания об основных направлениях источниковедческих исследований;

владеть:

─ методикой и техническими приемами комплексного источниковедения,

необходимыми для внешней критики исторических источников и получения болееглубоких представлений о политической, социально-экономической, культурнойистории;

- владеть источниковедческой терминологией;

─ принципами и методами отбора и систематизации архивных документов;

- навыками научного исследования.



4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Всего зач.ед.

Всего часов

Семестр 3


Общая трудоемкость дисциплины

4


144




Аудиторные занятия




54

54

в т.ч. занятия в активной

и интерактивной формах






12

12

Лекции




18

18

Практические занятия,

семинары





36

36

Самостоятельная работа




54

54

Вид итогового контроля

экзамен 36

5. Содержание дисциплины

5.1. Тематический план

Раздел дисциплины

Количество часов

Итого

по разделам



дисциплины




Лекции

Практ. занятия

Самост. работа




Раздел 1. Теоретические проблемы источниковедения.







6

6

1.1 Предмет, задачи и методы источниковедения. Понятие исторического факта и источника.

1

2

6

9

1.2 Классификация источников. Виды письменных источников..

1

2

6

9

Раздел 2. Источники по древнейшей и средневековой истории России













2.1 Источники иностранного происхождения по древ-нейшей истории Отечества

2

4

4

10

2.2 Русское летописание XI-XVII вв.

2

6

4

12

2.3 Законодательные материалы XI-XVII вв.

2

4

4

10

2.4 Материалы частного и официального делопроизводства X-XVII вв.

2

6

4

12

Раздел 3. Источники по Новой и Новейшей истории России.













3.1 Общая характеристика источников Нового времени. Статистические источ-ники XVIII-нач. ХХ в.

2




6

8

3.2 Делопроизводствен-ные материалы XVIII-нач. ХХ в. Законодательные ма-териалы XVIII-нач. ХХ в.

2

4

4

10

3.3 Периодическая печать XVIII-нач. ХХ в..

2

4

4

10

3.4 Материалы личного происхождения как исторический источник.

2

4

6

12

Экзамен







36

36

Итого:

18

36

90

144


5.2. Содержание разделов дисциплины (МДК)

Раздел 1. Теоретические проблемы источниковедения.

1.1. Предмет, задачи и методы источниковедения. Понятие исторического факта и источника.

1.2. Классификация источников. Виды письменных источников

Раздел 2. Источники по древнейшей и средневековой истории России

2.1. Источники иностранного происхождения по древнейшей истории Отечества

2.2. Русское летописание XI-XVII вв.

2.3. Законодательные материалы XI-XVII вв.

2.4. Материалы частного и официального делопроизводства X-XVII вв.

Раздел 3. Источники по Новой и Новейшей истории России.

3.1. Общая характеристика источников Нового времени. Статистические источ-ники XVIII-нач. ХХ в.

3.2. Делопроизводствен-ные материалы XVIII-нач. ХХ в. Законодательные ма-териалы XVIII-нач. ХХ в.

3.3. Периодическая печать XVIII-нач. ХХ в..

3.4. Материалы личного происхождения как исторический источник



5.3. Разделы дисциплины и связь с формируемыми компетенциями

Наименование компетенций

№ разделов дисциплины, участвующих в формировании компетенций




1

2

3

ОК-2

+

+

+

ОК-15




+

+

6. Образовательные технологии

При реализации различных видов учебной работы в процессе изучения дисциплины используются традиционные, интерактивные и информационно-коммуникационные технологии.

6.1. Темы занятий в активной и интерактивной формах

1. Предмет, задачи и методы источниковедения. Понятие исторического факта и источника. Виды и типы классификаций. Классификация видов письменных источников. Проблемная лекция. – 2ч.

2. Общая характеристика источников Нового времени. Статистические источники XVIII-нач. ХХ в.Лекция-беседа. – 2 ч.

3. Материалы частного и официального делопроизводства X-XVII вв. Практическое занятие – визуализация. – 2 ч.

4. Периодическая печать XVIII-нач. ХХ в. Лекция- презентация. – 2 ч.

5. Материалы личного происхождения как исторический источник. – Семинар-дискуссия. – 2 ч.



7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

Основная литература

  1. Голиков А.Г. Источниковедение отечественной истории. М., 2010.

  2. Источниковедение //http://www.historichka.ru/materials/istochnikovedenie/ (Учебное пособие под ред. В.Ф. Румянцевой, И.Н. Данилевского)

  3. Селезнев Ю.В. Практикум для практических занятий по источниковедению. - Воронеж: Изд-во ВГУ, 2008. - 49 с.

  4. http://www.opentextnn.ru/history/istochnik/istXIII-XIX/?id=973 (Статьи по источниковедению, новейшие исследования в области источниковедения)

Дополнительная литература

  1. Голиков А.Г., Круглова Т.А. Источниковедение отечественной истории. М., 2000.

  2. Источниковедение истории СССР / Под ред. И.Д. Ковальченко. Изд. 2-е., перераб. и доп. М., 1981.

  3. Источниковедение истории СССР XIX – нач. ХХ вв. / Под ред. И.А. Федосова. М., 1970.

  4. Источниковедение: Теория. История. Метод. Источники российской истории: Учеб.пособие / И.Н. Данилевский, В.В. Кабанов, О.М. Медушевская, М.Ф. Румянцева. М., 2004.

  5. Сборник документов для практических занятий по источниковедению истории СССР/ Под ред. И.Д. Ковальченко. М., 1980. Вып. 1, 2.

  6. Тихомиров М.Н. Источниковедение истории СССР с древнейших времен до конца XVIII в. Изд. 2-е. М., 1962.

  7. Алексеев Ю.Г. Псковская Судная грамота: Текст, комментарии, исследование. Псков, 1997.

  8. Нагаев А.С., Огнев В.Н. Практикум по истории СССР с древнейших времен до начала XVII в. М., 1991. № 8, 9.

  9. Памятники русского права. Вып. 1 – 6. М., 1952 – 1957.

  10. Российское законодательство X – XX веков. Т. I – III . М., 1984 – 1985.

  11. Соборное Уложение 1649 г. Методическое пособие к семинарским и практическим занятиям. Н. Новгород, 2005.

  12. Тихомиров М.Н. Пособие для изучения Русской Правды. М., 1953. (http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/RP/index.html)

7.3. Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:

http://www.opentextnn.ru/history/istochnik/istXIII-XIX/?id=973

http://www.krotov.info/acts/16/2/pravo_00.htm

http://zakon.rin.ru/cgi-bin/view.pl?id=677&idr=676http://www.rustrana.ru/rubrics.php?r_id=987&sq=19,987



8. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Реализация дисциплины требует наличия учебного кабинета.

Оборудование учебного кабинета: тесты, раздаточный материал, презентации.

Технические средства обучения: мультимедийный проектор, ноутбук, ин-терактивная доска.



9. Контроль и оценка результатов освоения дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.



Наименование компетенции

Показатель оценки сформированности компетенции

№ разделов дисциплины, участвующих в формировании компетенций







1

2

3

ОК -2

способность анализировать философские, мировоззренческие и личностно значимые проблемы;

Знает: понятие исторического источника, значение исторического источника в процессе познания человеческой прошлого

Умеет: анализировать разнообразие форм и видов источников, разноуровневую информацию, скрытую в источнике

Владеет: методами исследования письменных источников


Тест, составление глоссария, списка библиографии

Доклад с презентацией

Дискуссия

ОК-15

способность понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, место человека в историческом процессе, политической организации общества

Знает: структуру разных видов письменных источников.

Умеет: выявлять структурные части и особенности письменных источников, использовать методы их исследования.



Владеет: навыками работы с письменными историческими источниками.




Устный и письменный анализ текста источника, составление формуляра актового и делопроизводственного материала

Выступление на основе презентации и дискуссия

Формируемые компетенции и используемые оценочные средства
Контрольные вопросы к экзамену

  1. Понятия “исторический источник” и “факт” в исторической науке.

  2. Предмет и задачи источниковедения. Классификация исторических источников.

  3. Основные принципы источниковедческого анализа. Место источниковедения в системе исторических дисциплин.

  4. Источники иностранного происхождения по древней истории отечества

  5. Понятие летописи, протограф, структура летописания, список, свод, редакция. Специфика летописей как исторического источника.

  6. Древнейшее летописание. ПВЛ: происхождение, редакции и источники.

  7. Специфика Новгородского и Псковского летописания. Московское летописание XIV – XV вв. Позднее русское летописание XVI – XVII вв.

  8. Общая характеристика законодательно-нормативных материалов XI – XVII вв. как исторического источника. Русская Правда.

  9. Судные и уставные грамоты (Новгородская, Псковская, Белозерская). Причины составления, история изучения, редакции.

  10. Судебники 1498 и 1550 гг. Причины и история составления. История изучения.

  11. Соборное уложение 1649 г. как исторический источник.

  12. Актовые материалы X – XVII вв. Дипломатика, виды и структура формуляра.

  13. Делопроизводственные материалы центральных и местных органов власти XVI – XVII вв. Виды и структура формуляра.

  14. Писцовые материалы XV – XVII вв.

  15. Делопроизводство Разрядного приказа.

  16. Публицистические произведения и агиографическая литература XI – XVII вв. как исторический источник.

  17. Особенности развития законодательства XIX – нач. XX в. Разновидности законодательных актов.

  18. Специфика материалов официального делопроизводства XVIII – нач. XX в.

  19. Разновидности материалов официального делопроизводства. Делопроизводственная документация неофициального происхождения.XVIII – нач. XX в.

  20. Специфика статистических материалов как исторического источника. Материалы ревизий как исторический источник.

  21. Ведомости фабрик и заводов, приложения к губернаторским отчетам и анкетные обследования как исторический источник.

  22. Географические, топографические и хозяйственные описания как исторический источник. Статистика Центрального статистического комитета.

  23. Ведомственная, земская и частная статистика как исторический источник.

  24. Возникновение периодической печати. Этапы ее развития в XVIII-XIX вв. Цензура.

  25. Классификация периодических изданийXVIII – XIXвв. Специфика периодической печати как исторического источника.

  26. Газета и журнал как основные разновидности периодического издания. Структура и формы изложения материала.

  27. Особенности развития периодической печати во втор.пол. XIX – нач. XX в. Направления журналистики. Отраслевая печать.

  28. Материалы личного происхождения как исторический источник.

  29. Публицистические и политические сочинения XVIII в. как исторический источник.

  30. Публицистика XIX – нач. XX в. как исторический источник. Художественная литература XIX – нач. XX вв. XX в. как исторический источник.