Рабочая программа дисциплины в10 Источниковедение Направление подготовки: 050100. - страница №1/1
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Нижегородский государственный педагогический университет
имени Козьмы Минина»
Исторический факультет
Кафедра истории России
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебно-методической
деятельности
________________Г.А. Папуткова
«____» __________20____г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Б3.В10 Источниковедение
Направление подготовки: 050100.62 Педагогическое образование
Профиль подготовки: История и обществознание
Квалификация (степень) выпускника: бакалавр
Форма обучения: очная – 5 лет
Н. Новгород
2012 г.
Рабочая программа составлена на основе:
1. Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование», утвержденного «17» января 2011 г., № 46.
2. Учебного плана по направлению подготовки 050100.62 «Педагогическое образование», профилю подготовки «История и обществознание», утвержденного «26» апреля 2012 г.
Рабочая программа по дисциплине «Источниковедение» принята на заседании кафедры истории России, протокол № ___ от «___» ______ 2012 г.
Разработчик: к.и.н., доцент _______________Н.В. Старикова
СОГЛАСОВАНО
Зав. кафедрой истории России
______________ / В.П. Сапон/
«____»__________20__ г.
СОГЛАСОВАНО
Зав. выпускающей кафедрой
_____________/А.В. Хазина/
«_____»________ 20__г.
СОГЛАСОВАНО
Директор библиотекой
____________/ Т.А. Ефимова/
«___»_______ 20__ г.
-
Цели и задачи дисциплины
Целью освоения дисциплины является формировании представлений о специфике различных типов, видов и разновидностей исторических источников (в основном, письменных) по Отечественной истории с древнейших времен до начала ХХ века для успешной деятельности в области преподавания контроля и оценивания учебных достижений учащихся, формирование теоретических знаний длякультурно-просветительской работы с учащимися на базе архивных учреждений.
Задачи дисциплины:
- ознакомление студентов с широким кругом опубликованных источников по истории России;
- изучение основных принципов источниковедческого анализа разных видов письменных источников;
- формирование навыков работы и использования в историческом исследовании нарративных источников.
-
Место дисциплины в структуре ООП ВПО
Дисциплина относится к профессиональному циклу Дисциплины, на которых базируется данная дисциплина: «История России до середины XIX века», «Археология», «Этнология».
Дисциплины, для которых данная дисциплина является предшествующей «Историософия», «Историческая география», «История Российской исторической мысли».
-
Требования к результатам освоения дисциплины
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
ОК – 2 – способность анализировать философские, мировоззренческие и личностно значимые проблемы;
ОК- 15 – способность понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, место человека в историческом процессе, политической организации общества.
В результате изучения дисциплины студент должен:
знать:
─ особенности дисциплинарной структуры современной исторической науки и место вней источниковедения;
─ теоретические основы источниковедения;
─ принципы и методы отбора и систематизации исторических источников;
уметь:
─ использовать знания о современном состоянии методов анализа исторических источников;
─ применять на практике полученные знания об основных направлениях источниковедческих исследований;
владеть:
─ методикой и техническими приемами комплексного источниковедения,
необходимыми для внешней критики исторических источников и получения болееглубоких представлений о политической, социально-экономической, культурнойистории;
- владеть источниковедческой терминологией;
─ принципами и методами отбора и систематизации архивных документов;
- навыками научного исследования.
4. Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
|
Всего зач.ед.
|
Всего часов
|
Семестр 3
|
Общая трудоемкость дисциплины
|
4
|
144
|
|
Аудиторные занятия
|
|
54
|
54
|
в т.ч. занятия в активной
и интерактивной формах
|
|
12
|
12
|
Лекции
|
|
18
|
18
|
Практические занятия,
семинары
|
|
36
|
36
|
Самостоятельная работа
|
|
54
|
54
|
Вид итогового контроля
|
экзамен 36
|
5. Содержание дисциплины
5.1. Тематический план
Раздел дисциплины
|
Количество часов
|
Итого
по разделам
дисциплины
|
|
Лекции
|
Практ. занятия
|
Самост. работа
|
|
Раздел 1. Теоретические проблемы источниковедения.
|
|
|
6
|
6
|
1.1 Предмет, задачи и методы источниковедения. Понятие исторического факта и источника.
|
1
|
2
|
6
|
9
|
1.2 Классификация источников. Виды письменных источников..
|
1
|
2
|
6
|
9
|
Раздел 2. Источники по древнейшей и средневековой истории России
|
|
|
|
|
2.1 Источники иностранного происхождения по древ-нейшей истории Отечества
|
2
|
4
|
4
|
10
|
2.2 Русское летописание XI-XVII вв.
|
2
|
6
|
4
|
12
|
2.3 Законодательные материалы XI-XVII вв.
|
2
|
4
|
4
|
10
|
2.4 Материалы частного и официального делопроизводства X-XVII вв.
|
2
|
6
|
4
|
12
|
Раздел 3. Источники по Новой и Новейшей истории России.
|
|
|
|
|
3.1 Общая характеристика источников Нового времени. Статистические источ-ники XVIII-нач. ХХ в.
|
2
|
|
6
|
8
|
3.2 Делопроизводствен-ные материалы XVIII-нач. ХХ в. Законодательные ма-териалы XVIII-нач. ХХ в.
|
2
|
4
|
4
|
10
|
3.3 Периодическая печать XVIII-нач. ХХ в..
|
2
|
4
|
4
|
10
|
3.4 Материалы личного происхождения как исторический источник.
|
2
|
4
|
6
|
12
|
Экзамен
|
|
|
36
|
36
|
Итого:
|
18
|
36
|
90
|
144
|
5.2. Содержание разделов дисциплины (МДК)
Раздел 1. Теоретические проблемы источниковедения.
1.1. Предмет, задачи и методы источниковедения. Понятие исторического факта и источника.
1.2. Классификация источников. Виды письменных источников
Раздел 2. Источники по древнейшей и средневековой истории России
2.1. Источники иностранного происхождения по древнейшей истории Отечества
2.2. Русское летописание XI-XVII вв.
2.3. Законодательные материалы XI-XVII вв.
2.4. Материалы частного и официального делопроизводства X-XVII вв.
Раздел 3. Источники по Новой и Новейшей истории России.
3.1. Общая характеристика источников Нового времени. Статистические источ-ники XVIII-нач. ХХ в.
3.2. Делопроизводствен-ные материалы XVIII-нач. ХХ в. Законодательные ма-териалы XVIII-нач. ХХ в.
3.3. Периодическая печать XVIII-нач. ХХ в..
3.4. Материалы личного происхождения как исторический источник
5.3. Разделы дисциплины и связь с формируемыми компетенциями
Наименование компетенций
|
№ разделов дисциплины, участвующих в формировании компетенций
|
|
1
|
2
|
3
|
ОК-2
|
+
|
+
|
+
|
ОК-15
|
|
+
|
+
|
6. Образовательные технологии
При реализации различных видов учебной работы в процессе изучения дисциплины используются традиционные, интерактивные и информационно-коммуникационные технологии.
6.1. Темы занятий в активной и интерактивной формах
1. Предмет, задачи и методы источниковедения. Понятие исторического факта и источника. Виды и типы классификаций. Классификация видов письменных источников. Проблемная лекция. – 2ч.
2. Общая характеристика источников Нового времени. Статистические источники XVIII-нач. ХХ в.Лекция-беседа. – 2 ч.
3. Материалы частного и официального делопроизводства X-XVII вв. Практическое занятие – визуализация. – 2 ч.
4. Периодическая печать XVIII-нач. ХХ в. Лекция- презентация. – 2 ч.
5. Материалы личного происхождения как исторический источник. – Семинар-дискуссия. – 2 ч.
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
Основная литература
-
Голиков А.Г. Источниковедение отечественной истории. М., 2010.
-
Источниковедение //http://www.historichka.ru/materials/istochnikovedenie/ (Учебное пособие под ред. В.Ф. Румянцевой, И.Н. Данилевского)
-
Селезнев Ю.В. Практикум для практических занятий по источниковедению. - Воронеж: Изд-во ВГУ, 2008. - 49 с.
-
http://www.opentextnn.ru/history/istochnik/istXIII-XIX/?id=973 (Статьи по источниковедению, новейшие исследования в области источниковедения)
Дополнительная литература
-
Голиков А.Г., Круглова Т.А. Источниковедение отечественной истории. М., 2000.
-
Источниковедение истории СССР / Под ред. И.Д. Ковальченко. Изд. 2-е., перераб. и доп. М., 1981.
-
Источниковедение истории СССР XIX – нач. ХХ вв. / Под ред. И.А. Федосова. М., 1970.
-
Источниковедение: Теория. История. Метод. Источники российской истории: Учеб.пособие / И.Н. Данилевский, В.В. Кабанов, О.М. Медушевская, М.Ф. Румянцева. М., 2004.
-
Сборник документов для практических занятий по источниковедению истории СССР/ Под ред. И.Д. Ковальченко. М., 1980. Вып. 1, 2.
-
Тихомиров М.Н. Источниковедение истории СССР с древнейших времен до конца XVIII в. Изд. 2-е. М., 1962.
-
Алексеев Ю.Г. Псковская Судная грамота: Текст, комментарии, исследование. Псков, 1997.
-
Нагаев А.С., Огнев В.Н. Практикум по истории СССР с древнейших времен до начала XVII в. М., 1991. № 8, 9.
-
Памятники русского права. Вып. 1 – 6. М., 1952 – 1957.
-
Российское законодательство X – XX веков. Т. I – III . М., 1984 – 1985.
-
Соборное Уложение 1649 г. Методическое пособие к семинарским и практическим занятиям. Н. Новгород, 2005.
-
Тихомиров М.Н. Пособие для изучения Русской Правды. М., 1953. (http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/RP/index.html)
7.3.
Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:
http://www.opentextnn.ru/history/istochnik/istXIII-XIX/?id=973
http://www.krotov.info/acts/16/2/pravo_00.htm
http://zakon.rin.ru/cgi-bin/view.pl?id=677&idr=676http://www.rustrana.ru/rubrics.php?r_id=987&sq=19,987
8. Материально-техническое обеспечение дисциплины
Реализация дисциплины требует наличия учебного кабинета.
Оборудование учебного кабинета: тесты, раздаточный материал, презентации.
Технические средства обучения: мультимедийный проектор, ноутбук, ин-терактивная доска.
9. Контроль и оценка результатов освоения дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Наименование компетенции
|
Показатель оценки сформированности компетенции
|
№ разделов дисциплины, участвующих в формировании компетенций
|
|
|
1
|
2
|
3
|
ОК -2
|
способность анализировать философские, мировоззренческие и личностно значимые проблемы;
|
Знает: понятие исторического источника, значение исторического источника в процессе познания человеческой прошлого
Умеет: анализировать разнообразие форм и видов источников, разноуровневую информацию, скрытую в источнике
Владеет: методами исследования письменных источников
|
Тест, составление глоссария, списка библиографии
|
Доклад с презентацией
|
Дискуссия
|
ОК-15
|
способность понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, место человека в историческом процессе, политической организации общества
|
Знает: структуру разных видов письменных источников.
Умеет: выявлять структурные части и особенности письменных источников, использовать методы их исследования.
Владеет: навыками работы с письменными историческими источниками.
|
|
Устный и письменный анализ текста источника, составление формуляра актового и делопроизводственного материала
|
Выступление на основе презентации и дискуссия
|
Формируемые компетенции и используемые оценочные средства
Контрольные вопросы к экзамену
-
Понятия “исторический источник” и “факт” в исторической науке.
-
Предмет и задачи источниковедения. Классификация исторических источников.
-
Основные принципы источниковедческого анализа. Место источниковедения в системе исторических дисциплин.
-
Источники иностранного происхождения по древней истории отечества
-
Понятие летописи, протограф, структура летописания, список, свод, редакция. Специфика летописей как исторического источника.
-
Древнейшее летописание. ПВЛ: происхождение, редакции и источники.
-
Специфика Новгородского и Псковского летописания. Московское летописание XIV – XV вв. Позднее русское летописание XVI – XVII вв.
-
Общая характеристика законодательно-нормативных материалов XI – XVII вв. как исторического источника. Русская Правда.
-
Судные и уставные грамоты (Новгородская, Псковская, Белозерская). Причины составления, история изучения, редакции.
-
Судебники 1498 и 1550 гг. Причины и история составления. История изучения.
-
Соборное уложение 1649 г. как исторический источник.
-
Актовые материалы X – XVII вв. Дипломатика, виды и структура формуляра.
-
Делопроизводственные материалы центральных и местных органов власти XVI – XVII вв. Виды и структура формуляра.
-
Писцовые материалы XV – XVII вв.
-
Делопроизводство Разрядного приказа.
-
Публицистические произведения и агиографическая литература XI – XVII вв. как исторический источник.
-
Особенности развития законодательства XIX – нач. XX в. Разновидности законодательных актов.
-
Специфика материалов официального делопроизводства XVIII – нач. XX в.
-
Разновидности материалов официального делопроизводства. Делопроизводственная документация неофициального происхождения.XVIII – нач. XX в.
-
Специфика статистических материалов как исторического источника. Материалы ревизий как исторический источник.
-
Ведомости фабрик и заводов, приложения к губернаторским отчетам и анкетные обследования как исторический источник.
-
Географические, топографические и хозяйственные описания как исторический источник. Статистика Центрального статистического комитета.
-
Ведомственная, земская и частная статистика как исторический источник.
-
Возникновение периодической печати. Этапы ее развития в XVIII-XIX вв. Цензура.
-
Классификация периодических изданийXVIII – XIXвв. Специфика периодической печати как исторического источника.
-
Газета и журнал как основные разновидности периодического издания. Структура и формы изложения материала.
-
Особенности развития периодической печати во втор.пол. XIX – нач. XX в. Направления журналистики. Отраслевая печать.
-
Материалы личного происхождения как исторический источник.
-
Публицистические и политические сочинения XVIII в. как исторический источник.
-
Публицистика XIX – нач. XX в. как исторический источник. Художественная литература XIX – нач. XX вв. XX в. как исторический источник.