страница 1страница 2
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие работы
|
Рабочая программа дисциплины «археология» Направление подготовки 050100. 62 Педагогическое - страница №1/2
Министерство образования и науки Российской Федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Оренбургский государственный педагогический университет»
Исторический факультет Кафедра истории России «УТВЕРЖДАЮ»: Проректор по учебной работе _______________________ /Ф.И.О./ __________ _____________ 2013г. 050100.62 Педагогическое образование Профиль История Бакалавр очная Оренбург 2013 Рецензенты: Хисамутдинова Р.Р., д.и.н., проф., заведующий кафедрой истории и методики преподавания истории и обществознания ОГПУ ______________________________ Авторы/составители рабочей программы учебной дисциплины: Моргунова Н.Л., д.и.н., проф., кафедра истории России ОГПУ __________ ______________ (дата) (подпись) СОДЕРЖАНИЕ Пояснительная записка ………………….………………..………………….…. 6 1. Цели и задачи освоения дисциплины …………….……….………….………6 2. Место дисциплины в структуре ООП ВПО ………………….….….………..6 3. Требования к результатам освоения содержания дисциплины …………………………………………….…………….……… 7 4. Содержание и структура дисциплины …………….……….…………………8 4.1. Содержание разделов дисциплины …………………………………………….……………8 4.2. Структура дисциплины ……………………………………………………………………….8 4.3. Лекции …………………………………………………………….…...……………...…………10 4.4. Практические занятия (семинары)…………………………………………..…………….12 4.5. Лабораторные работы ……………………………………………………………………….14 4.6. Курсовые работы …....…………………...……………………………………...……………14 4.7. Самостоятельное изучение разделов дисциплины ………………………………….…14 5. Образовательные технологии ………………………………….…….……..….10 5.1. Образовательные технологии, используемые при реализации различных видов учебной работы …………………….……………..….…………………15 5.2. Интерактивные образовательные технологии, используемые в аудиторных занятиях ……………………………………….…………………………………………………….16 6. Оценочные средства текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации и реализуемых в дисциплине компетенций …….…...……….……18 6.1. Оценочные средства текущего контроля успеваемости …..……...…….…….……….19 6.2. Оценочные средства промежуточной аттестации и реализуемых в дисциплине компетенций студентов ……………...………..………………………………….…….……..19 6.3. Критерии оценки формируемых в дисциплине компетенций ………….……..………20 7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины …………..……………………………….………………………..21 7.1. Основная литература …………………………………………..………………………………21 7.2. Дополнительная литература ………………………….……..……………..……….……….21 7.3. Периодические издания ……………………….…………………..……………………………24 7.4. Интернет-ресурсы ……….…………………………………………..…………………………24 8. Материально-техническое обеспечение дисциплины ………………………24 8.1. Технические и электронные средства обучения и контроля успеваемости ……….24 Пояснительная записка Программа обучения студентов исторического факультета по курсу «археология» нацелена на развитие профессиональной компетентности бакалавра в области педагогического образования и на подготовку специалистов для профессиональной преподавательской деятельности в средней школе. Программа курса охватывает период от выделения человека из мира животных до развитого средневековья на территории России и в сопредельных областях. Археологические исследования, проводившиеся на протяжении XIX-XX вв. во всех странах мира, в том числе и на территории России, значительно продвинули представления об историческом процессе данного периода. Курс базируется на общепринятой в современной науке археологической периодизации: каменный век, энеолит – бронзовый век, ранний железный век, средние века. Программа предполагает изучение истории человека и общества со времени их возникновения до сложения современной цивилизации на основании преимущественно материальных остатков деятельности людей, обнаруживаемых в погребенном или открытом виде. Освоение программы предусматривает изучение дисциплины как важнейшего раздела исторической науки на основании археологических источников, представленных во всем разнообразии предметов материальной и духовной культуры прошлого. Чтение курса предусмотрено в 1 и 2 семестре I курса по разделам: 1. «Каменный век» 2. «Бронзовый век-эпоха средневековья». По окончании теоретического курса предусмотрена полевая археологическая практика. Трудоемкость дисциплины – 216 часов, 6 зачетных единиц. Форма контроля – экзамен. 1. Цели и задачи освоения дисциплины Цель дисциплины - развитие профессиональной компетентности бакалавра в области педагогического образования на основе освоения специальных знаний по истории человеческого общества с момента его возникновения до формирования средневековых государств, усвоение содержания научных представлений о древнейших этапах истории России. Задачи дисциплины: - Стимулировать формирование общекультурных компетенций бакалавра через: изучение процессов развития материального производства, развитие общественной жизни и духовной культуры в период становления ранних первобытных обществ и в периоды ранней государственности. - Содействовать формированию общепрофессиональных компетенций бакалавра через овладение им системой теоретических и практических знаний на основании изучения форм общественных отношений и динамики их развития соответственно специфике региональных особенностей (природно-климатические условия, этно-культурная ситуация и др.). - Приобретение студентами практических знаний, необходимых будущему учителю в проведении воспитательной работы в школе и во внешкольной работе, что связано с музейным делом и краеведением. 2. Место дисциплины в структуре ООП ВПО Дисциплина относится к вариативной части профессионального цикла – Б3.В. Обязательные дисциплины (Б3.В.ОД.5). Дисциплина закладывает фундамент для изучения всех последующих периодов истории – эпохи средневековья, нового и новейшего времени. Связана с такими дисциплинами как этнология, история России, история Южного Урала. 3. Требования к результатам освоения содержания дисциплины Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО и ООП ВПО по данному направлению подготовки (специальности). Студент должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК): владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1); способен анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-2); способен понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества (ОК-3); способен логически верно устную и письменную речь (ОК-6); готов использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-13); готов к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям (ОК-14); способен понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, место человека в историческом процессе, политической организации общества (ОК-15); способен использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики (ОК-16). осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1); в области культурно-просветительской деятельности: способен профессионально взаимодействовать с участниками культурно-просветительской деятельности (ПК-9); способен к использованию отечественного и зарубежного опыта организации культурно-просветительской деятельности (ПК-10); способен выявлять и использовать возможности региональной культурной образовательной среды для организации культурно-просветительской деятельности (ПК-11). Студент, изучивший учебный курс «Археология» должен: Знать: - возможности современных научных методов изучения ранних обществ и владеть ими на уровне необходимом для решения задач, имеющих гуманитарное содержание и возникающих при выполнении профессиональных педагогических функций; - основные понятия по истории первобытных и ранних стратифицированных и раннеклассовых обществ; - особенности развития экономики в отдельных географических зонах, понимание закономерностей развития экономики древних обществ в зависимости от природно-климатических условий; - особенности развития культуры в разные эпохи и на разных территориях. - использовать полученные знания в учебном процессе, в том числе краеведческий археологический материал; - проводить историко-культурное сравнение археологических культур; - использовать полученные знания в музейном деле и в проведении воспитательной работы среди школьников и населения края. Владеть: - методическими приемами преподавания исторических знаний на уроках истории; - навыками проведения краеведческой работы и поиска археологического памятника; - навыками определения культурной принадлежности археологических находок и их научной оценки. Приобрести опыт: - анализа археологических источников; - работы с историческими картами. - определения культурной принадлежности археологических находок и их научной оценки.
4.1. Содержание разделов дисциплины В соответствии с Типовым положением о вузе к видам учебной работы и формам текущего контроля отнесены лекции (Л), устный опрос на семинаре (С), коллоквиум (К), диспут (Д), самостоятельное изучение вопросов (СВ) и работу с текстом (РТ); понятийный диктант (ПД); контрольный срез (КС). Содержание разделов дисциплины I семестр
Содержание разделов дисциплины II семестр
К формам текущего контроля отнесены семинарские занятия (СЗ), коллоквиум (К), диспут (Д), контрольный срез (КС), понятийный диктант (ПД).
Общая трудоемкость дисциплины составляет 6 зачетных единиц - 216 час. Распределение трудоемкости дисциплины по видам работ по семестрам
Разделы дисциплины и виды занятий, изучаемые в I семестре
Разделы дисциплины и виды занятий, изучаемые во II семестре
4.3. Лекции (1 семестр)
Лекции (2 семестр)
Семинарские занятия (2 семестр)
Лабораторные работы не предусмотрены учебным планом.
Курсовые работы не предусмотрены учебным планом. 4.7. Самостоятельное изучение разделов дисциплины Основная цель самостоятельной работы студентов (СРС) – освоение в полном объёме программы дисциплины и последовательное формирование компетенций эффективной самостоятельной профессиональной (практической и научно-теоретической) деятельности. По каждому разделу дисциплины предусмотрен блок заданий для самостоятельной работы, которые выполняются студентами самостоятельно, и предполагают последующее обсуждение и корректировку её результатов в аудитории. При организации самостоятельной работы занятий используются следующие образовательные технологии: конспектирования, реферирования, презентации.
С учетом приведенного описания многообразия форм внеаудиторной СРС, преподаватель на каждом ее этапе разъясняет цели работы, контролирует понимание этих целей студентами, постепенно формируя у них умение самостоятельной постановки цели и определения задач. Задания для самостоятельной работы студент получает в начале изучения каждого из разделов дисциплины. Результаты работы фиксируются в письменном виде: в форме конспекта, выполненного в письменной форме (терминологического словаря, таблицы) и др. Письменные документы по результатам самостоятельной работы, а также участие в групповой аудиторной работе оцениваются и влияют на итоговую экзаменационную оценку. Самостоятельное изучение разделов дисциплины – 1 семестр
Самостоятельное изучение разделов дисциплины – 2 семестр
В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки «Педагогическое образование» в программе дисциплины предусмотрено использование в учебном процессе традиционных, активных и интерактивных форм проведения занятий. Традиционными технологиями и формами организации обучения по дисциплине являются: лекции (вводная, обучающая, обобщающая, проблемная, лекция-презентация, лекция-беседа), семинарские занятия. Эти технологии в сочетании с внеаудиторной работой решают задачи формирования и развития профессиональных умений и навыков обучающихся, как основы профессиональной компетентности в сфере образования, содействуют развитию общекультурных компетенций бакалавров.
Интерактивный процесс понимается как компонент дидактической технологии, предполагающий интерактивное взаимодействие преподавателя и студентов; взаимодействие между студентами внутри учебной группы. Специфика дисциплины допускает лекционно-практические формы обучения с использованием проектора с подключением к компьютеру и возможностью доступа в Интернет для демонстрации материала лекции на большом экране (мультимедийные электронные презентации, документальные фильмы) по курсу, в том числе: - Лекция-презентация (интерактивная лекция) - основная форма теоретического обучения. Интерактивная лекция отличается от обычной двусторонним потоком информации, включает проблемные вопросы со стороны преподавателя, эвристический тип обучения, допускает прерывание рассказа педагога и обсуждение, вызвавшей затруднения или заинтересовавшей темы, импровизированное выступление студентов по теме лекции. Целью интерактивной лекции является донесение информации и активное усвоение этой информации студентами, a не обмен мнениями. - Дискуссия (диспут), предусматривающая самостоятельную подготовку докладов студентами и их обсуждение с участием преподавателя. - Коллоквиум, предусматривающий самостоятельную подготовку докладов студентами их обсуждение с участием преподавателя. В связи с большим объемом необходимого для профессиональной деятельности материала и недостаточным количеством часов аудиторных занятий, важнейшее значение приобретает самостоятельная работа студентов. 1 семестр
|
|