Рабочая программа по дисциплине «Объектно-ориентированное программирование» Направление - страница №1/1
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
ЧЕЧЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
«УТВЕРЖДАЮ»
Проректор
доцент С-Э.С-М. Юшаев
______________________
«_____»__________20___ г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по дисциплине
«Объектно-ориентированное программирование»
Направление подготовки
050100 «Педагогическое образование»
профиль подготовки
«Информатика»
Квалификация выпускника
Бакалавр
Форма обучения
Очная
Грозный - 2011 г.
1. Цели освоения дисциплины
-
Дать необходимые знания по основам объектно-ориентированного программирования и разработке приложений в среде Windows.
-
Сформировать навыки пользователя системой визуального программирования приложений Delphi.
-
Сформировать базовые навыки алгоритмизации инженерных задач и разработки современных приложений для оконного интерфейса системы Windows.
2. Место дисциплины в структуре ООП
Дисциплина «Объектно-ориентированное программирование» относится к вариативной части Математического и естественнонаучного цикла, изучается студентами в осеннем семестре второго курса вместе со специальными главами высшей математики и физики, иностранным языком, что весьма полезно для усвоения материала. Например, знание английского языка необходимо для понимания многих компьютерных терминов и языков программирования. Для успешного усвоения дисциплины необходимо предварительное изучение курса «Информационные технологии».
3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины
3.1. Универсальные (общекультурные) - способность/готовность владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, использовать компьютер как средство работы с информацией (ОК-11); способность понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-15).
3.2. Профессиональные - способность и готовность использовать информационные технологии, в том числе современные средства компьютерной графики в своей предметной области (ПК-1); способность демонстрировать базовые знания в области естественнонаучных дисциплин и готовностью использовать основные законы в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ПК-2); способность формировать законченное представление о принятых решениях и полученных результатах в виде отчета с его публикацией (публичной защитой) (ПК-7).
В результате освоения дисциплины студент должен/будет: знать принципы объектно-ориентированного программирования, основы разработки современных приложений для оконного интерфейса системы Windows;
уметь использовать математический аппарат и информационные технологии разработке приложений для системы Windows; строить математические модели физических процессов; разрабатывать приложения для системы Windows с использованием баз данных;
владеть основными навыками работы в среде визуального программирования
Delphi.
В процессе освоения дисциплины у студентов развиваются следующие компетенции:
4. Объем дисциплины и виды учебной работы.
Вид учебной работы
|
Всего
часов/зач.ед.
|
семестры
|
6
|
7
|
Общая трудоемкость дисциплины:
|
378\10 з.е.
|
|
|
Аудиторные занятия (всего):
|
180/5 з.е.
|
|
|
Лекции
|
81/2.5 з.е.
|
40/2.5 з.е.
|
41/2.5 з.е.
|
Практические занятия (ПЗ)
|
|
|
|
Семинары (С)
|
|
|
|
Лабораторные работы (ЛР)
|
99/2.5 з.е.
|
54/1,25 з.е.
|
45/1,25 з.е.
|
Курсовой проект / курсовая работа
|
|
|
|
Расчетно-графические работы (РГР)
|
6
|
3
|
3
|
Самостоятельная работа
|
198/5 з.е.
|
95/2 з.е.
|
103/3 з.е.
|
Курсовой проект (работа)
|
нет
|
|
|
Подготовка к зачету
|
7
|
3
|
4
|
Реферат
|
|
|
|
Другие виды самостоятельной работы
|
|
|
|
Вид итогового контроля:
|
|
|
|
Зачет
|
|
|
зачет
|
Экзамен
|
|
|
нет
|
5. Содержание разделов дисциплины
5.1. Содержание разделов дисциплины
№
п/п
|
Наименование дидактической единицы (раздел)
|
Содержание разделов
|
1
|
Введение в объектно-ориентированную технологию.
|
Основные структуры данных.
|
2
|
Система визуального программирования Delphi
|
Назначение, общая характеристика. Структура приложения Delphi. Элементы интегрированной среды разработчика.
|
3
|
Формы и компоненты
|
Принципы визуального программирования. Свойства компонентов. Создание простого приложения.
|
4
|
События
|
Обработка событий. Обработка исключений.
|
5
|
Многостраничные формы
|
Меню, панель инструментов, ввод и вывод данных. Создание приложения для работы с матрицами.
|
6
|
Средства работы с графикой
|
Отображение и настройка графиков. Создание приложения для аппроксимации результатов эксперимента.
|
7
|
Базы данных в Delphi
|
Создание приложений для работы с базами данных.
|
5.2. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами
№ п/п
|
Наименование обеспечиваемых дисциплин
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
1
|
Программирование
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
2
|
Теория алгоритмов
|
+
|
+
|
+
|
|
+
|
+
|
|
3
|
Теоретические основы информатики
|
+
|
|
|
|
|
+
|
|
5.3. Разделы дисциплин и виды занятий
№ п/п
|
Наименование раздела
дисциплины
|
Лекции часы/з.е
|
Лаб.зан.
часы/з.е.
|
СРС/з.е.
|
Всего
часов/з.е.
|
1
|
Введение в объектно-ориентированную технологию
|
8/0,25
|
10/0,25
|
28/0,5
|
46/1
|
2
|
Система визуального программирования Delphi
|
12/0,4
|
14/0,4
|
28/0,5
|
54/1,3
|
3
|
Формы и компоненты
|
10/0,3
|
12/0,3
|
30/1
|
52/1,6
|
4
|
События
|
10/0,3
|
14/0,3
|
26/0,5
|
50/1,1
|
5
|
Многостраничные формы
|
16/0,5
|
18/0,5
|
24/0,5
|
58/1,5
|
6
|
Средства работы с графикой
|
18/0,5
|
21/0,5
|
32/1
|
71/2
|
7
|
Базы данных в Delphi
|
7/0,25
|
10/0,25
|
30/1
|
47/1,5
|
|
Всего:
|
81/2,5
|
99/2,5
|
198/5
|
378/10
|
6. Лабораторный практикум
№ п/п
|
№ раздела дисциплины
|
Наименование лабораторных работ
|
Трудоемкость (час. /зач. ед.)
|
1.
|
3
|
Создание простого приложения
|
14/0,2
|
2.
|
4
|
Создание приложения для работы с матрицами
|
18/0,3
|
3.
|
5
|
Создание приложения для аппроксимации результатов эксперимента
|
20/0,5
|
4.
|
6
|
Создание приложения для работы с графиками
|
28/1
|
5.
|
7
|
Создание приложения для работы с базой данных
|
19/0,5
|
|
|
Всего:
|
99/2,5
|
7. Практические занятия (семинары).
не предусмотрены
8. Организация самостоятельной работы студентов по дисциплине
№
п/п
|
Тематика самостоятельных работ
|
Трудоемкость
(час/з.е )
|
1
|
Системы объектно-ориентированного программирования (С++, Visual Basic, C#).
|
22/0,25
|
2
|
Компоненты для ввода дат.
|
26/0,5
|
3
|
Сохранение параметров программы (ini-файлы).
|
28/1
|
4
|
Мультимедиа в Delphi.
|
24/0,5
|
5
|
Побайтовое копирование / перенос файлов.
|
20/0,25
|
6
|
Панель инструментов. Создание, использование.
|
30/1
|
7
|
ActionList и MDI-окна.
|
28/1
|
8
|
Отчеты Quick Report.
|
20/0,5
|
9. Вопросы к зачету
Перечень вопросов, ответы на которые дают возможность студенту продемонстрировать, а преподавателю оценить степень усвоения теоретических и фактических знаний.
Тема 1.
-
Что такое объектно-ориентированная технология программирования?
-
Как описывается класс объектов?
-
Назовите преимущества объектно-ориентированной технологии программирования.
-
Что такое инкапсуляция?
-
Что такое наследование?
-
Что такое полиморфизм?
Тема 2.
-
Правила создания, сохранения и закрытия проекта.
-
Процесс удаления ненужных процедур в Delphi.
-
Перечислить все файлы проекта. Показать и прокомментировать их содержимое.
-
Перечислить и продемонстрировать основные пункты меню Delphi.
Тема 3.
-
Как получать числовое значение из строки элемента Edit?
-
В каких целях можно использовать элемент Label?
-
Как обращаться к обработчику событий для кнопок Button?
-
Что делает процедура Close, используемая в одной из кнопок Button?
-
Как формируется имя процедур для кнопок Button?
-
В каких целях можно использовать элемент StringGrid?
-
В каких целях можно использовать элемент SpinEdit?
-
Структура модуля?
-
Как выбирать тесты для проверки правильности алгоритма?
-
Какие исключительные или ошибочные ситуации могут возникать при решении вашей задачи? Как их можно избежать?
Тема 4.
-
Чем отличается метод от события?
-
Перечислите основные события?
-
Когда происходит событие onChange компонента Edit?
-
Как осуществляется обработка событий?
-
Как осуществляется обработка исключений?
Тема 5.
-
Какие компоненты удобно использовать для работы с матрицами?
-
Как организовать закладки на форме?
-
Для чего служит контекстное меню?
-
Как организовать ввод данных из файла?
-
Перечислите формы диалога?
Тема 6.
-
Для чего используют компонент Image?
-
Для чего используют компонент Chart?
-
Перечислите основные свойства компонента Chart.
-
Как изобразить график функции?
Тема 7.
-
Что такое BDE?
-
Перечислите основные компоненты для организации работы с базой данных?
-
Как организовать запрос к базе данных?
-
Как организовать навигацию по таблице?
-
Что такое SQL-запрос?
10. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
Основная литература
-
В.В. Фаронов. Delphi. Программирование на языке высокого уровня: Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2005. - 640 с.: ил.
-
Дарахвелидзе, Петр Г. Программирование в Delphi 7 / П. Г. Дарахвелидзе, Е. П. Марков. — СПб. : БХВ-Петербург, 2005. — 781 с. : ил.
-
Орлов О.В., Шевелев Г.Е. Система программирования Delphi. Методические указания к выполнению лабораторной работы № 1 по дисциплине «Программирование и основы алгоритмизации» для студентов специальности 210200 «Автоматизация технологических процессов и производств (в теплоэнергетике)». - Томск: Изд.
ТПУ, 2007. - 21 с.
4. Орлов О.В., Шевелев Г.Е. Создание простейших приложений в среде Delphi. Мето-
дические указания к выполнению лабораторной работы № 2 по дисциплине «Про-
граммирование и основы алгоритмизации» для студентов специальности 210200
«Автоматизация технологических процессов и производств (в теплоэнергетике)». -
Томск: Изд. ТПУ, 2007. - 14 с.
Дополнительная литература
-
Фаронов, Валерий Васильевич. Программирование баз данных в Delphi 7 / В. В. Фаронов. — СПб. : Питер, 2004. — 459 с. : ил.
-
С.И. Бобровский. Delphi 7. Учебный курс. СПб.: Питер, 2005. - 736 с.: ил. программное обеспечение и Internet-ресурсы:
-
http://portal.tpu.ru/SHARED/v/VIC/education/oop/ - Страница дисциплины «Объектно-ориентированное программирование» в портале ТПУ.
-
http://www.intuit.ru/ - Интернет-Университет Информационных Технологий.
-
http://citforum.ru/ - Цитфорум. Новости, статьи, рассылки, форумы по темам IT-консалтинг, Software Engineering, Программирование, СУБД, Безопасность, Internet, Сети, Операционные системы, Hardware.
10. Материально-техническое обеспечение дисциплины
Для обеспечения проведения лабораторных работ используется компьютерный класс кафедры. Компьютерный класс находится в локальной компьютерной сети с выходом в корпоративную сеть университета и глобальную сеть Internet. Студенческие файлы данных хранятся на сервере в сетевой структуре каталогов. Этим достигается независимость доступа к данным от рабочей станции, удобство контроля и администрирования. Все необходимые учебно-методические материалы по дисциплине находятся в корпоративном портале ТПУ со свободным доступом к ним.
Разработчик:
Ассистент кафедры «Информатика»
_________ /Абдуллаев Д.А./
СОГЛАСОВАНО:
Зав.кафедрой «Информатики» ___________/Хатаева Р.С./
Эксперт от факультета __________ /Джамбетов Э.М./
(Член рабочей группы ЧГПИ по ФГОС от факультета)
Начальник УМО __________/Идрисова Р.А./
«Утверждено»:
на заседании кафедры информатики «____»___________ 2011г.
зав. кафедрой ____________________________ /Хатаева Р.С./
на заседании совета
физико-математического факультета «____» _____________2011г.
декан физико-математического ф-та ____________/Джамбетов Э.М./