Программа курса введение в психогенетику - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Планирование курса по выбору «Введение в неорганический синтез» в... 1 82.7kb.
Программа элективного курса для учащихся 10-х и 11-х классов естественнонаучного... 1 255.68kb.
Программа лекционного курса 1 62.42kb.
Программа курса. Преподаватель А. А. Кибрик I. Введение в дискурсивный... 1 45.18kb.
Методическое пособие для изучающих курс Курс «Введение в библеистику» 1 155.79kb.
Программа учебной дисциплины "Введение в семиотику" Программа дисциплины 1 182.74kb.
Программа дисциплины «Введение в профессию» 1 99.95kb.
Программа курса «введение в профессию» 1 210.31kb.
Учебное пособие к курсу лекций «Введение в современную литературу» 6 1826.92kb.
Программа дисциплины «Введение в программную инженерию» 1 189.7kb.
Программа курса по выбору для предпрофильной подготовки «Как решать... 1 111.51kb.
Учебно-методическое пособие для студентов I курса лечебного, педиатрического... 4 1212.99kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Программа курса введение в психогенетику - страница №1/1




ПРОГРАММА КУРСА




Введение в психогенетику


Предмет психогенетики. Краткий обзор исследований в области детерминации психики. Фундаментальные проблемы, основные направления и перспективы развития современной психогенетики.

Раздел 1. Человек как объект и субъект психогенетического исследования

Тема 1. Человек как биологическая система

Общие принципы организации живой системы. Взаимодействие организма с внешней средой и регуляция его внутренних процессов. Механизмы сохранения и воспроизведения стабильности систем.



Тема 2. Генетический аппарат человека

Хромосомный комплекс человека, особенности организации, отклонения. Сведения о внехромосомном генетическом материале.



Тема 3. Психологический признак как объект генетического исследования

Понятие «психофен», наследование устойчивых поведенческих комплексов. Эволюционно-стабильные стратегии и дезадаптивные паттерны поведения.



Раздел 2. Основные методы, области и результаты психогенетического исследования.

Тема 1. Исследования в области генетики

Генетическая уникальность индивида. Цитогенетические, биохимические, иммунные и гистологические методы исследования наследственных особенностей организма. Методы исследования ДНК в медицинской генетике. Пренатальная диагностика.

Реализация генетической программы. Взаимодействие взаимовлияние генов. Факторы внешней среды в процессе воплощения генетической программы. Норма реакции и фенотип. Экспрессивность и пенетранность. Мультипрограмность генетического аппарата эукариот. Концепция дестабилизирующего отбора. Роль поведения и психогенных факторов в морфогенезе и физиологических процессах.

Тема 2. Исследования в области психофизиологии

Физиологические основы психической деятельности. Электрическая активность коры головного мозга. Психофизиологические признаки, характеризующие состояния покоя (ЭЭГ, НТР и др.), ответы мозга на внешние воздействия и внутренние команды (ВП разных модальностей, системные реакции, сенсомоторика), свойства нервной системы и физиологические основы темперамента.
Тема 3. Психогенетические исследования близнецов и приемных детей

Особенности развития близнецов и их влияние на формирование когнитивных процессов и личностных характеристик. Феномен «близнецовой матрицы», исследования особенностей разлученных монозиготных близнецов. Методика исследования особенностей развития приемных детей, сопоставление психических и биологических характеристик детей с их приемными и биологическими родителями.

Тема 4. Исследования личностных характеристик и когнитивных способностей

Психогенетические исследования индивидуальных особенностей человека и специальных способностей. Намечающиеся в этих исследованиях общие закономерности генотип-средовых отношений.


Тема 5. Генеалогические исследования

Психологическое исследование родословных. Методы построения генограмм и их анализа. Основы психогенетических теории поведения М. Д. Тойч и К. Ч. Тойч. Родовые программы поведения. Базовое внутреннее направление рода и личности. Наследование отклоняющихся форм поведения. Девиантное поведение и генетика. Генеалогическое изучение наследования способностей.

Тема 6. Популяционная психогенетика

Этнические психические особенности, как следствие адаптации человеческих популяций к условиям среды. Основные теории этногенеза. Генетические исследования этносов. Популяционный характер получаемых данных, пути перехода к индивидуальным оценкам: генетические маркеры и поведенческие предикаторы.



Тема 7. Разрешающая способность разных методов и их сочетаний

Сочетания разных методов в психогенетическом исследовании. Ограничения в применении методов. Простейшие математические методы для выделения генетической и средовой дисперсий, генетических и средовых корреляций. Основное уравнение генетики количественных признаков. Три типа гено-средовой ковариации.

Раздел 3. Психогенетика развития человека
Тема 1. Онтогенез поведения и психики

Основные современные подходы к генезису поведения и психики. Проблема биологического созревания и психического развития. Наследственность как фактор типизирующий и индивидуализирующий развитие. Неоднозначность в понимании и трактовке парадигм: биологическое – социальное, врожденное – приобретенное, наследственное – средовое.



Тема 2. Факторы детерминирующие поведение человека

Современные представления об основных этапах развития психики человека. Основные модели индивидуального развития. Смена механизмов реализации психических функций и динамика генотип-средовых отношений в онтогенезе. Формирование индивидуальных траекторий развития, сензитивные и критические периоды развития. Генетическая программа, среда и психическая индивидуальность человека в их взаимодействии.



Раздел 4. Практическая психогенетика

Тема 1. Прикладное использование результатов психогенетических исследований.

Методологическое значение психогенетических исследований для дифференциальной психологии развития, как способ изучения общепсихологических психофизиологических проблем антропогенеза, расоведения и этногенеза.



Практическое значение психогенетических исследований для организации процесса обучения и воспитания.

Психотерапевтическое использование психогенетических исследований. Представления о виктимизации и ее профилактика. Диагностика дезадаптивных паттернов поведения и работа с ними.