страница 1
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие работы
|
Программа курса введение в психогенетику - страница №1/1
ПРОГРАММА КУРСАВведение в психогенетикуПредмет психогенетики. Краткий обзор исследований в области детерминации психики. Фундаментальные проблемы, основные направления и перспективы развития современной психогенетики. Раздел 1. Человек как объект и субъект психогенетического исследования Тема 1. Человек как биологическая система Общие принципы организации живой системы. Взаимодействие организма с внешней средой и регуляция его внутренних процессов. Механизмы сохранения и воспроизведения стабильности систем. Тема 2. Генетический аппарат человека Хромосомный комплекс человека, особенности организации, отклонения. Сведения о внехромосомном генетическом материале. Тема 3. Психологический признак как объект генетического исследования Понятие «психофен», наследование устойчивых поведенческих комплексов. Эволюционно-стабильные стратегии и дезадаптивные паттерны поведения. Раздел 2. Основные методы, области и результаты психогенетического исследования. Тема 1. Исследования в области генетики Генетическая уникальность индивида. Цитогенетические, биохимические, иммунные и гистологические методы исследования наследственных особенностей организма. Методы исследования ДНК в медицинской генетике. Пренатальная диагностика. Реализация генетической программы. Взаимодействие взаимовлияние генов. Факторы внешней среды в процессе воплощения генетической программы. Норма реакции и фенотип. Экспрессивность и пенетранность. Мультипрограмность генетического аппарата эукариот. Концепция дестабилизирующего отбора. Роль поведения и психогенных факторов в морфогенезе и физиологических процессах. Тема 2. Исследования в области психофизиологииФизиологические основы психической деятельности. Электрическая активность коры головного мозга. Психофизиологические признаки, характеризующие состояния покоя (ЭЭГ, НТР и др.), ответы мозга на внешние воздействия и внутренние команды (ВП разных модальностей, системные реакции, сенсомоторика), свойства нервной системы и физиологические основы темперамента. Тема 3. Психогенетические исследования близнецов и приемных детейОсобенности развития близнецов и их влияние на формирование когнитивных процессов и личностных характеристик. Феномен «близнецовой матрицы», исследования особенностей разлученных монозиготных близнецов. Методика исследования особенностей развития приемных детей, сопоставление психических и биологических характеристик детей с их приемными и биологическими родителями. Тема 4. Исследования личностных характеристик и когнитивных способностей Психогенетические исследования индивидуальных особенностей человека и специальных способностей. Намечающиеся в этих исследованиях общие закономерности генотип-средовых отношений. Тема 5. Генеалогические исследованияПсихологическое исследование родословных. Методы построения генограмм и их анализа. Основы психогенетических теории поведения М. Д. Тойч и К. Ч. Тойч. Родовые программы поведения. Базовое внутреннее направление рода и личности. Наследование отклоняющихся форм поведения. Девиантное поведение и генетика. Генеалогическое изучение наследования способностей. Тема 6. Популяционная психогенетика Этнические психические особенности, как следствие адаптации человеческих популяций к условиям среды. Основные теории этногенеза. Генетические исследования этносов. Популяционный характер получаемых данных, пути перехода к индивидуальным оценкам: генетические маркеры и поведенческие предикаторы. Тема 7. Разрешающая способность разных методов и их сочетанийСочетания разных методов в психогенетическом исследовании. Ограничения в применении методов. Простейшие математические методы для выделения генетической и средовой дисперсий, генетических и средовых корреляций. Основное уравнение генетики количественных признаков. Три типа гено-средовой ковариации. Раздел 3. Психогенетика развития человека Тема 1. Онтогенез поведения и психики Основные современные подходы к генезису поведения и психики. Проблема биологического созревания и психического развития. Наследственность как фактор типизирующий и индивидуализирующий развитие. Неоднозначность в понимании и трактовке парадигм: биологическое – социальное, врожденное – приобретенное, наследственное – средовое. Тема 2. Факторы детерминирующие поведение человека Современные представления об основных этапах развития психики человека. Основные модели индивидуального развития. Смена механизмов реализации психических функций и динамика генотип-средовых отношений в онтогенезе. Формирование индивидуальных траекторий развития, сензитивные и критические периоды развития. Генетическая программа, среда и психическая индивидуальность человека в их взаимодействии. Раздел 4. Практическая психогенетика Тема 1. Прикладное использование результатов психогенетических исследований. Методологическое значение психогенетических исследований для дифференциальной психологии развития, как способ изучения общепсихологических психофизиологических проблем антропогенеза, расоведения и этногенеза. Практическое значение психогенетических исследований для организации процесса обучения и воспитания. Психотерапевтическое использование психогенетических исследований. Представления о виктимизации и ее профилактика. Диагностика дезадаптивных паттернов поведения и работа с ними. |
|