Планирование курса по выбору «Введение в неорганический синтез» в 9 классе Составлено на основе программы элективного курса «Введени - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа элективного курса для учащихся 10-х и 11-х классов естественнонаучного... 1 255.68kb.
Семинаров «введение в синтез» 2 369.37kb.
Методическое пособие для изучающих курс Курс «Введение в библеистику» 1 155.79kb.
Приказ № от 200 г. Рабочая программа элективного курса по физике 1 104.89kb.
Учебно-тематическое планирование по музыке Классы 1 251.01kb.
Воронеж: воипкипро, 2008. В 1 135.91kb.
Учебно-тематическое планирование по родной литературе Классы: 8 1 228.95kb.
Программа элективного курса по алгебре 1 136.32kb.
Тематическое планирование по изобразительному искусству Класс: 3а... 1 205.56kb.
Программа лекционного курса 1 62.42kb.
Сергеева Г. П. «Уроки музыки»: 7 класс.: пособие для учителя/ Г. 1 49.41kb.
Процесс растворения сопровождается: 1 выделением тепловой энергии 1 40.13kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Планирование курса по выбору «Введение в неорганический синтез» в 9 классе Составлено - страница №1/1

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

ПОЛИБИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

461629 Оренбургская, с. Полибино, ул. Дорожная, 1

телефон: 58-1-25, e – mail:Palibino@yndex.ru







УТВЕРЖДАЮ:

Директор



_________ Заиграева Е.В. «______»____________2012г.



Календарно-тематическое планирование курса по выбору «Введение в неорганический синтез» в 9 классе

Составлено на основе программы элективного курса «Введение в неорганический синтез».

Издательство «Дрофа» 2002 год.
Учитель химии и биологии: Варламова В.И.

2012-2013 год

Пояснительная записка
Предлагаемый курс предназначен для учащихся 9 классов, планирующих продолжить обучение в классах естественнонаучного профиля.

На занятиях курса учащиеся познакомятся с методами получения неорганических соединений. В процессе проведения неорганических синтезов учащиеся расширяют свои представления о веществах, их свойствах, совершенствуют практические умения. Многие из предлагаемых опытов школьники видели на уроках химии в 8—9 классах, но теперь цель их проведения иная: не только изучение свойств веществ, но и выделение отдельных продуктов реакций, а также их очистка.

Цели курса:

формирование интереса к предмету, преодоление возможного формализма знаний, развитие практических умений.

Элективный курс имеет следующую структуру: вначале вводится понятие неорганического синтеза, формируются представления об общих методах получения и очистки веществ, затем предлагаются работы по выделению простых веществ (металлов и неметаллов) и сложных — оксидов, гидроксидов, солей. Для проведения синтезов необходимо производить расчеты по уравнениям реакций, а значит, в ходе экспериментальной работы будут совершенствоваться и навыки решения типовых расчетных химических задач. Возможный итог курса — выполнение учащимися зачетных работ: отчетов о проведенном синтезе, написание рефератов по вопросам синтеза неорганических соединений.

Курс рассчитан на 16 часов.





заня


тия

Тема и содержание занятий

Формы проведения

Количество часов

Формы контроля

Дата




Введение

Понятие неорганического синтеза. Значение неорганического синтеза. Требования техники безопасности при проведении лабораторных и практических работ, при работе с электроприборами. Правила оказания первой медицинской помощи при ожогах и отравлениях химическими реактивами.



Лекция

1 час

Опрос.

Закрепление знаний






1.

2.


3.

4.


Знакомство с методами очистки веществ

Очистка веществ перегонкой, перекристаллизацией и декантацией.

Фильтрование, выпаривание, сушка веществ.

Очистка водных растворов солей при помощи порошкообразных металлов.



Практическая работа. Т.Б.

Получение и декантация сульфата бария. Выпаривание поваренной соли из раствора.



Демонстрационный эксперимент.

Получение дистиллированной воды. Фильтрование раствора технической поваренной соли. Использование склянок. Использование серной кислоты, оксида фосфора (V) и оксида кальция для сушки веществ. Очистка водного раствора хлорида железа (II) от примесей ионов других металлов.




4 часа.


Тестирование

Отчет




1.

2.


3.


Получение простых веществ.

Общая характеристика способов получения металлов:

восстановление металлов из оксидов, выделение металлов из растворов солей.
Электрохимические методы получения металлов. Получение некоторых неметаллов: кислорода, водорода, хлора, брома.
Практическая работа. Получение металлов из растворов солей реакцией замещения.

Получение водорода взаимодействием металлов с кислотами, алюминия с раствором щелочи.



Демонстрационный эксперимент. Восстановление меди из оксида меди (II) водородом, выделение меди.

Очистка кислорода от примесей водяного пара. Получение хлора при взаимодействии перманганата калия с соляной кислотой. Получение брома взаимодействием растворимого бромида с хлорной водой.



3 часа

Решение экспериментальных задач










Получение оксидов

Общая характеристика способов получения оксидов. Получение оксидов металлов и неметаллов.

Практические работы.

Получение оксида меди (II) и оксида углерода (IV) разложением малахита. Получение углекислого газа взаимодействием мрамора с соляной кислотой.





Лекция.

Демонстрационный эксперимент.

Получение оксида углерода (IV), оксида серы (IV), оксида фосфора (V) (горение простых веществ в кислороде). Получение оксида азота (IV) и взаимодействием меди с концентрированной азотной кислотой. Получение оксида цинка разложением карбоната цинка.




2 часа

Творческий отчет









Получение оснований.
Получение щелочей реакциями обмена
Получение нерастворимых оснований.





Практические работы. Получение гидроксида натрия при взаимодействии насыщенного раствора сульфата натрия с раствором гидроксида бария (или карбоната натрия с насыщенным раствором гидроксида кальция) и вы деление его в чистом виде.

Получение и выделение из раствора гидроксида цинка.



2 часа

Творческий отчет









Получение кислот
Общая характеристика способов получения неорганических кислот. Получение серной, соляной, азотной, ортофосфорной, кремниевой кислот.




Лекция.

Демонстрационный эксперимент.

Получение раствора азотной кислоты взаимодействием нитрата калия с концентрированной серной кислотой. Получение ортофосфорной кислоты при взаимодействии фосфора с азотной кислотой.



1час

тестирование






1.


2

3.


Получение солей
Общая характеристика способов получения солей. Кристаллогидраты. Получение безводных солей из кристаллогидратов. Выращивание кристаллов.

Решение задач. Расчеты по уравнениям реакций.


Практическая работа

Получение сульфата меди (II) из медного купороса. Выращивание кристаллов медного купороса.






Лекция. Демонстрационный эксперимент.

Получение солей реакциями обмена и замещения и выделение их из растворов.


Практикум.

Практикум.


3 часа

Решение задач

Отчет







Требования к результатам обучения.
На занятиях элективного курса «Введение в неорганический синтез» учащиеся должны соблюдать требования техники безопасности при проведении лабораторных и практических работ, знать правила оказания первой медицинской помощи при ожогах и отравлениях химическими реактивами.

После изучения курса учащиеся должны:

знать общие способы получения простых и сложных неорганических веществ, а также некоторые способы их очистки;

уметь планировать, подготавливать и проводить простейшие синтезы неорганических веществ; производить расчеты по химическим уравнениям синтеза веществ, включающим элементы типовых расчетных задач (определение массы и массовой доли растворенного вещества в растворе; определение массы продукта реакции или объема газа по известной массе одного из реагирующих веществ; определение выхода продукта реакции в процентах от теоретически возможного; определение массы продукта реакции или объема газа по известной массе одного из реагирующих веществ, содержащего примеси).



Приложение

Примерные темы рефератов

1. Способы очистки веществ (можно разделить вопрос на несколько в зависимости от агрегатного состояния продуктов).

2. Синтез газообразных оксидов.

3. Синтез неорганической кислоты в лабораторных и промышленных условиях.

4. Выращивание кристаллов (общий обзор или описание получения кристаллов одного вещества в разных условиях).

5. Электрохимические методы получения веществ (или одного вещества).

6. История получения вещества (ученик выбирает интересующее его соединение и прослеживает способы его получения на протяжении обозримого исторического времени).

7. Проблемы получения чистых веществ.



Литература


  1. Габриелян О.С., Воскобойникова Н.П., Яшукова А.В. Настольная книга учителя. Химия 8 класс. – М.: Дрофа, 2002.

  2. Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Настольная книга учителя химии 9 класс. – М.: Дрофа, 2002.

  3. Аликберова Л.Ю. Занимательная химия: Книга для учащихся, учителей и родителей. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1999.