Программа дисциплины «Введение в профессию» - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая программа дисциплины (модуля) Введение в профессию экономиста... 1 153.37kb.
Программа разработана в соответствии с стандартом ниу вшэ. Цели освоения... 1 145.56kb.
Основная литература Введение в профессию: Социальная работа 1 20.11kb.
Программа курса «введение в профессию» 1 210.31kb.
Программа дисциплины " введение в специальность" Примерная программа... 1 183.81kb.
Программа дисциплины «Введение в программную инженерию» 1 189.7kb.
Программа учебной дисциплины "Введение в семиотику" Программа дисциплины 1 182.74kb.
Программа дисциплины «Введение в языкознание» 1 165.62kb.
Программа дисциплины Введение в алгебру и анализ 1 117.05kb.
Программа дисциплины «Введение в научно-исследовательскую деятельность» 2 555.82kb.
Программа спецкурса для специальности 1-31 03 01 02 «Математика 1 177.16kb.
Мкоу дод «цвр «Факел» Создание алфавитного указателя к метрическим... 1 161.13kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Программа дисциплины «Введение в профессию» - страница №1/1

Правительство Российской Федерации
Государственное образовательное бюджетное учреждение

высшего профессионального образования

«Научно-исследовательский университет – Высшая школа экономики»

Факультет истории, НИУ-ВШЭ-С.-Петербург




Программа дисциплины «Введение в профессию»
для направления 030600.62 «История» подготовки бакалавра

Авторы программы:

Е.В. Анисимов, д-р ист.н.

А.В. Бекасова, к.и.н.

В.В. Каплун, к.ф.н.

Ю.А. Лайус, к.б.н.

Е.Б. Павлова, к.п.н.

А.А. Селин, д-р ист.н.

А.М. Семенов, доктор истории
Одобрена на заседании факультета истории «__»____________2012 г.

Декан факультета истории, проф. А.М. Семенов

Утверждена УС НИУ-ВШЭ- С.-Петербург «__»____________2012 г.

Ученый секретарь

С.-Петербург, 2012


  1. Область применения и нормативные ссылки

Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030600.62 «История», обучающихся по бакалаврской программе и изучающих дисциплину «Введение в профессию».

Программа разработана в соответствии с стандартом НИУ ВШЭ.



  1. Цели освоения дисциплины.

Целями освоения дисциплины «Введение в профессию» являются:

  • Формирование у студентов общих представлений о характере исторических знаний, их функции и циркуляии в обществе, о соотношении исторических научных знаний и исторической памяти, о роли историков в производстве исторического знания в обществе и использования исторического знания в рамках общественных дискуссий, когда историки выступают как публичные интеллектуалы

  • Привитие понимания важности исследовательского вопроса и эпистемы для обогащения и расширения исторического знания, которое происходило с результате кросс-дисциплинарного диалога и появления новых направлений исторических исследований

  • Освоение студентами понимания особенностей истории как науки, ее месте в системе социальных и гуманитарных наук и взаимосвязей между этими дисциплинами

  • Знакомство студентов с основными понятиями социальных и гуманитарных наук, связанными с ними базовыми понятиями исторической науки и особым историческим терминологическим аппарартом

  • Формирование у студентов общих представлений о понятии «исторический источник», его значении в историческом исследовании и знакомство с важнейшими методами работы с источниками, сформировавшимися в субдисциплинарных полях исторической науки

  • Знакомство с новейшими направлениями исторической науки и методами изучения прошлого

  1. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисцплины.

В результате освоения дисциплины студент должен:



  • Знать: базовые понятия социальных и гуманитарных наук, которые используются в производстве научного исторического знания, а также специфический понятийный аппарат исторической науки в целом и ее современных субдисциплинарных полей

  • Владеть навыками обнаружения взаимосвязи между исследовательским вопросом отдельно взятого направления исторического знания и характера нового исторического научного знания, полученного в рамках развития данного направления

  • Понимать значение исторического источника в изучении прошлого и историографии для формирования современного исторического научного знания

  • Уметь проводить различие между исторической памятью и историческим научным знанием использовать его для анализа различных форм знаний о прошлом

  • Понимать значение исторического источника в получении исторического научного знания

  • Уметь отличать проблемы исторического познания от проблем, относящихся к иным областям знания

  • Иметь первичные навыки реферирования научной литературы

В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:





Компетенция

Код по НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения,

способствующие формиро-

ванию и развитию компе-

тенции


владение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения


ОНК-4

Дает определение исторической науки, распознает проблемы исторического познания, представляет связи исторической науки с иными социально-гуманитарными науками, обосновывает научность исторического знания, понимает возможности и ограничения реконструкции прошлого.

Лекции, дискуссии, написание реферата




  1. Место дисциплины в структуре образовательной программы

Настоящая дисциплина относится к циклу «Теоретические и эмпирические основания исторической науки» и блоку дисциплин, обеспечивающих базовую профессиональную подготовку.

Изучение данной дисциплины носит характер введения в профессиональное образование и предваряет изучение таких дисциплин БУПа, как «Специальные исторические дисциплины», «Источниковедение и информационные ресурсы истории», «Теория и история исторического знания», «Исследовательский семинар».


Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:

  • Знание отечественной и всемирной истории на уровне программы средней общеобразовательной школы

  • Знание обществознания на уровне программы средней общеобразовательной школы

  • Понимание языка литературы по общим проблемам исторической науки

Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при

изучении следующих дисциплин: «Специальные исторические дисциплины», «Источниковедение и информационные ресурсы истории», «Теория и история исторического знания», и др.


  1. Тематический план учебной дисциплины






Название раздела

Всего часов

Лекции

Самостоя-тельная работа

1

Разнообразные формы знаний о прошлом. История и историческая память.




4

5

2

Историческая наука в системе социальных и гуманитарных наук




6

7.5

3

Исторический источник и историография




6

7.5

4

Новые направления исторических исследований и субдисциплинарные поля исторического научного знания




32

40







108

48

60



  1. Формы контроля знаний студентов.

Тип контроля

Форма контроля

Параметры

Промежуточный

Реферат

Письменное задание, 9000 знаков с пробелами

Итоговый

Зачет

Устный



Критерии оценки знаний, навыков

Реферат – продемонстрировать владение первичными навыками реферирования научной литературы.

Домашнее задание – отразить в устном выступлении основные положения текста, представляющего то или иное субдисциплинарное историческое напрпавление.

Зачет – знание базовых понятий исторической науки, ее основных разделов и направлений, понимание взаимосвязь истории с социальными и гуманитарными науками, знание современных подходов к прошлому и умение ориентироваться в субдисциплинарных полях современного исторического знания (социальная история, культурная история, экологическая и технологическая история, устная история, новая интеллектуальная история, исследования субальтерности и постколониальные исследования), умение определять теоретические основания, которые сделали возможным постановку новых исследовательских вопросов и ревизию политической, событийной и национальной истории, понимание значения исторического источника и историографии в изучении прошлого; умение отличать проблемы исторического познания от проблем, относящихся к иным областям знания.




  1. Содержание дисциплины

Тема 1: Разнообразные формы знаний о прошлом. История и историческая память. Историческая наука в системе социальных и гуманитарных наук

1. 06.09. История сегодня. Формы знания и прошлом. Историческая память и историческая политика. Роль историка в современном обществе.Функции исторического научного знания.


2. 13.09 Историческая память и современное общество в России и в мире
Литература к теме 1.

Нора, Н. Всемирное торжество памяти // Неприкосновенный Запас. 2005. № 2-3. http://magazines.russ.ru/nz/2005/2/nora22.html

Копосов, Н. Мемориальный закон и историческая политика в современной России // Ab Imperio. 2010. № 2. С. 249-74.

Империя и нация в зеркале исторической памяти / Под ред. И.В. Герасимова, М.Б. Могильнер, А.М. Семенова. Москва: Новое издательство, 2011.


Тема 2: Историческая наука в системе социальных и гуманитарных наук
1. 20.09. Рождение современного научного знания: Возрождение и Новое время. Естественные науки как идеальный тип научного знания. Позитивизм.
2. 27.09. Рождение соверменных социальных наук. Имитация естественных наук. Появление понимания специфики социальных наук. Рождение истории как части социальных наук.
3. 04.10. История в контексте социальных наук: как возможно научное знание в социальных науках и как возможно историческое научное знание?
Литература к теме 2.

Блок М. Апология истории или ремесло историка. М., 1986.

Копосов, Н.Е. Как думают историки. Москва, 2001
Тема 3: Исторический источник и историография
1. 11.10. Формы знания о прошлом в истории. Профессионализация исторического знания и университетская историческая наука. Немецкий исторический семинар и принцип историзма.
2. 18.10. Понятие исторический источник. Разнообразие исторических источников. Специфика работы с исторической информацией, ее кажущаяся вседоступность. Пример работы с историческим источником.
3. 25.10. Историография. Классический период исторографии. Изучение историографии как формы существования исторического знания. Классический союз истории и национального государства в эпоху рождения профессиональной истории.
Литература к теме 3.
Ферро М. Как рассказывают историю детям в разных странах мира. Пер. с фр. М.: Высшая школа, 1992

Андерсон, Б. Воображаемые сообщества: Размышления об истоках и распространении национализма / Пер. с англ. – М.: Канон-Пресс-Ц, Кучково поле, 2001.

Зарецкий Ю.П. Стратегии понимания прошлого. Теория, история, историография. М., 2011, с. 15-82

История и память. М., 2006, с. 15-55

Данилевский И.Н. Древняя Русь глазами современников (IX-XII вв) М.,1998, с . 7-21
Тема 4: Новые направления исторических исследований и субдисциплинарные поля исторического научного знания
1. 01.11. Социальная история.
2. 08.11 Социальная история: классические тексты и новые направления
3. 15.11 Культурная история.
4. 22.11 Культурная история: классические тексты и новые направления.
5. 29.11 Историческая антропология и микроистория.
6. 06.12 Историческая антропология и микроистория: классические тексты и новые направления.
7. 13.12 «Его» история и «ее» история.
8. 20.12 «Его» история и «ее» история: классические тексты и новые направления.
9. 17.01 Новая интеллектуальная история..24
10. 31.01 Новая интеллектуальная история: классические тексты и новые направления.
11. 31.01 Экологическая и технологическая история. лайус
12. 07.02 Экологическая и технологическая история: классические тексты и новые направления. лайус
13. 14.02 Устная история.
14. 21.02 Устная история: классические тексты и новые направления.
15. 28.02 Постколониальные исследования и история. павлова
16. 07.03 Итоговое занятие, подведение итогов.павлова


  1. Образовательные технологии

Занятие по данной дисциплине проводятся в смешанном лекционно-семинарской форме, в рамках лекции проводятся беседы и дискуссии со студентами.


  1. Перечень вопросов к зачету по всему курсу.

  1. Что означает сопряжение феномена исторической памяти с репрезентацией?

  2. Основные отличия истории и памяти по П. Нора

  3. В чем заключается специфика взгляда на прошлое с точки зрения социальной истории?

  4. Когда зарождается направление социальной истории и с какими парадигмами социального и гуманитраного знания оно связано

  5. В чем заключается отличие истории идей от новой интеллектуальной истории?

  6. Основные школы новой интеллектуальной истории, методы и ключевые понятия.

  7. В чем заключается отличие истории женщин от гендерной истории?

  8. Какие вы можете перечислить перечения между гендерной историей и исследованиями постколониальности?

  9. Какие вопросы перед собой школа исследований субальтерности? Какие новые вопросы появились в рамках пост-колониальных исследований?



  1. Порядок формирования оценок по дисциплине.

Преподаватели оценивают самостоятельную работу студентов: степень активности и готовность (с учетом знакомства с рекомендуемой литературой) к обсуждению проблем, рассматриваемых в лекциях, включая устное сообщение – Осам

Результирующая оценка за текущий контроль учитывает результаты написания реферата – Ореф.

Результирующая оценка за итоговый контроль в форме зачета выставляется по следующей формуле:

Оитоговый = k1Oзачет + k2Oреф.+k3Oсам


  1. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

11.1 Базовый учебник

Савельева И. М., Полетаев А. В. Теория исторического знания (учебное пособие для вузов). СПб.: Алетейя; М.: ГУ-ВШЭ, 2008, 523 с.


11.2 Основная литература

Нора, Н. Всемирное торжество памяти // Неприкосновенный Запас. 2005. № 2-3. http://magazines.russ.ru/nz/2005/2/nora22.html

Копосов, Н. Мемориальный закон и историческая политика в современной России // Ab Imperio. 2010. № 2. С. 249-74.

Империя и нация в зеркале исторической памяти / Под ред. И.В. Герасимова, М.Б. Могильнер, А.М. Семенова. Москва: Новое издательство, 2011.

Блок М. Апология истории или ремесло историка. М., 1986.

Копосов, Н.Е. Как думают историки. Москва, 2001

Ферро М. Как рассказывают историю детям в разных странах мира. Пер. с фр. М.: Высшая школа, 1992

Зарецкий Ю.П. Стратегии понимания прошлого. Теория, история, историография. М., 2011, с. 15-82

История и память. М., 2006, с. 15-55

Данилевский И.Н. Древняя Русь глазами современников (IX-XII вв) М.,1998, с . 7-21



Андерсон, Б. Воображаемые сообщества: Размышления об истоках и распространении национализма / Пер. с англ. – М.: Канон-Пресс-Ц, Кучково поле, 2001.