Программа исследования проблемная ситуация Проблема Объект, предмет исследования Цель, задачи исследования - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Нашего исследования «Куклы. Французские куклы» 1 35.26kb.
Название работы, как правило, отражает цель исследования 1 228.5kb.
Методика исследования интернет-ресурсов технология составления обобщенной... 1 248.31kb.
Контрольная работа на макс 10 стр Тема Социология общественного мнения... 1 20.39kb.
Объект исследования 1 21.76kb.
Эмпирическое исследование психологической устойчивости у военнослужащих... 1 264.01kb.
Исследование систем управления Содержание разделов и тем дисциплины... 1 101.99kb.
Определение объектной области, объекта и предмета исследования 1 63.03kb.
С. 69-71. Методологические основы исследования пси-феноменов 1 62.93kb.
Объект исследования: история дворянских родов Костромской губернии. 9 860.08kb.
Учение об «идеальных типах» иего значение для исследования социальных... 1 190.96kb.
Заседание круглого стола по теме «Проблемы социализации и профессионального... 1 109.28kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Программа исследования проблемная ситуация Проблема Объект, предмет исследования - страница №1/2



Департамент по молодежной политике,

физической культуре и спорту Томской области



Мониторинг

реализации ведомственной программы «Развитие и реализация потенциала молодежи в интересах области»

2009 год

Выполнено

НОУ ВПО «Томский институт

информационных технологий»
По заказу

Департамента по молодежной

политике, физической культуре

и спорту Томской области

Томск


СОДЕРЖАНИЕ

  1. ПРОГРАММА ИССЛЕДОВАНИЯ

    1. Проблемная ситуация

    2. Проблема

    3. Объект, предмет исследования

    4. Цель, задачи исследования

    5. Интерпретация понятий

    1. Индикаторы

1.7 Гипотезы

1.8 Методы исследования



3

3

8



8

8

9



9

9

10





  1. ИТОГИ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ОПРОСА И ВЫВОДЫ

    1. Содействие экономической самостоятельности молодежи

    2. Вовлечение молодежи в социальную практику, участие в работе студенческих строительных отрядов

    3. Поддержка талантливой молодежи

    4. Развитие молодежных и детских общественных организаций и объединений.

    5. Создание системы обеспечения молодежи информацией по всему комплексу молодежных вопросов и проблем

    6. Национальная идентичность молодежи и уровень ее толерантности

    7. Предложения по повышению эффективности осуществления программы ВЦП «Развитие и реализация потенциала молодежи в интересах области».

Приложение 1. Сводные таблицы результатов исследования

Приложение 2. Бланк анкеты

12

12
15

18
19
20
24

27

33



43

1. Программа исследования

Данный мониторинг проводится в рамках ВЦП «Развитие и реализация потенциала молодежи в интересах области» по Томской области. Он является одним из этапов реализации Программы и отражает динамику изменений в системе молодежной политики в части реализации потенциала молодежи в интересах области по отношению к 2008 году. Полученные результаты по 2009 году позволят нужным образом скорректировать работу с молодежью и провести необходимые мероприятия по дальнейшему повышению эффективности Программы.



1.1 Проблемная ситуация

Общероссийский контекст. Два последних десятилетия российского государства радикальным образом изменили молодое поколение, родившееся в период перестройки. Оно сформировалось в условиях нестабильного времени, переходности, отсутствия внятной, принимаемой населением идеологии. Молодежь сегодня имеет свои жизненные ценности, которые, как правило, непонятны более старшему поколению. И это не традиционная борьба «отцов и детей», которая характерна для любого исторического периода. Это рассогласованность эпох, расхождения на уровне ментальности.

Социализация молодежи, особенно в период слома мировоззрений, не может проявляться лишь в воспроизводстве действительности, быть зеркалом социальных условий и общественных воздействий. Такое понимание роли молодежи было бы упрощенным, так как задача воспитания сводилась бы к выработке конформизма, исполнительского послушания, повторения в каждом новом поколении одних и тех же свойств. А это исключало бы прогресс, движение вперед. Именно поэтому сегодня столь важно развивать в молодом человеке чувство нового, инициативу, творчество, информационную открытость, потребность к самовоспитанию, саморазвитию и самоорганизации.

Этот процесс общественного омоложения, противодействующий косности, инерции, застою, в российской действительности сопровождается рядом молодежных проблем, которые имеют как возрастной, так и институциональный характер. Приведем основные проблемы, наиболее острые.

Жилье. Независимость и самостоятельность, к которым так стремится молодежь, очень сложно получить без собственного жилья. Собственное жилье – это отдельная квартира, которая может быть не только купленной, но и арендованной. Квартирный вопрос имеет несколько аспектов. Молодежь не является обеспеченной частью общества, она пользуется ресурсами родителей, которые далеко не всегда в состоянии помочь своим детям с приобретением жилья. При решении жилищного вопроса молодое поколение не может в полной мере рассчитывать и на государственную помощь. Сложными и часто недоступными представляются и банковские программы кредитования недвижимости. Кроме того, молодому человеку важно понять, где жить: в своем родном городе, селе или в столице, о которой мечтают многие провинциалы, а может быть и вовсе в другой стране.

Образование. Получение престижной профессии практически невозможно без высшего образования и профессиональной подготовки. Поэтому выпускники средней школы стремятся продолжить свое обучение в вузе. Подавляющее большинство из них нацелены на высшее образование, и любое другое образование воспринимается ими как неудача, промах на старте. Однако поступление в вуз часто требует больших финансовых затрат. Поэтому многие молодые люди, не очень уверенные в своих силах, вынуждены оставить мысли о студенческой жизни, так как возможности получать образование на платной основе у них нет. При этом в сознании молодого человека сразу же закладывается идея социального неравенства.

Особую неопределенность в планы получения дальнейшего образования вносят трудности, связанные с так называемым Болонским процессом. В целом, молодежь нацелена на получение статуса специалиста, поскольку отношение в обществе к бакалавриату пока настороженное и неадекватное.



Досуг. Где молодой человек проводит время вне учебы, дома и работы? Как правило, он предоставлен самому себе, и никто точно не знает, что он делает. Определенный слой молодежи, настроенный на карьерный рост, много времени посвящает своему профессиональному развитию. Однако значительная часть молодежи имеет избыток свободного времени, что приводит к пьянству, наркомании, преступлениям. Молодежь нуждается в доступных центрах досуга: клубах, дискотеках, спортивных и культурных центрах, кинотеатрах.

Сегодня значительную часть времени молодежь проводит в Интернете. Там она удовлетворяет свои потребности в общении, отдыхе, развлечениях, получении необходимой информации. Интернет-кафе, интернет-клубы для некоторых становятся постоянным местом обитания.



Трудоустройство, материальная обеспеченность. Найти работу, которая станет источником основного дохода — это еще одна проблема, которую необходимо решать. Когда молодой человек ищет работу, он пытается решить две своих проблемы: карьерный рост и материальное благосостояние. Причем, сегодня молодой человек стремится найти интересную работу, которая бы соответствовала его ожиданиям. Решение проблемы молодежной безработицы – это забота государства. В некоторых регионах разработаны программы поддержки молодежи на этапе становления их карьеры. В Томской области действуют студенческие бизнес-инкубаторы, где начинающие предприниматели, получив некоторые льготы от региональной власти, начинают свой бизнес. Но трудоустройство не является единственным решением финансовых проблем. Доходом молодого человека может быть стипендия, пособие или другие социальные выплаты.

Проблема «вхождения» молодежи, получившей высшее профессиональное образование, на рынок труда во многом обусловлена тем, что представления выпускников о перспективах трудоустройства и о будущей трудовой деятельности в целом не совпадают с реальностью.



Идеалы. Молодежь сегодня не имеет тех четких ориентиров в жизни, которые были у их отцов и матерей. Нет глобальной цели, которая формируется на государственном уровне. Слабые представления о законах общества и системы. Современная молодежь получает картину мира из СМИ, продуктов массовой культуры и своего жизненного опыта. А поскольку мы живем в обществе, в котором ничто еще не устоялось, не определилось, и средства массовой информации не в состоянии помочь молодежи в поиске своего предназначения, то значительная часть молодых людей просто потеряла интерес к социальной жизни и жизни государства. Другие, накопив в себе достаточно агрессии, объединяются под радикальными, националистическими лозунгами. Третьи самоопределяются как субкультуры. И только незначительная часть молодежи пытается разобраться в происходящих процессах, и еще меньшая часть – в них участвовать и влиять на них.

Несмотря на то, что в молодежной среде выше уровень социального оптимизма и больше готовность к жизни и работе в динамично меняющейся социально-экономической реальности, наблюдается рост недовольства молодых граждан качеством жизни. Каждый пятый молодой человек имеет доходы ниже прожиточного минимума. В молодежной среде усиливается социальная дифференциация, особенно заметно расслоение по социально-экономическим показателям. Изменение ценностных ориентаций в современном обществе, нацеленность молодых людей на решение в первую очередь экономических и карьерных вопросов, независимости и самостоятельности, отодвигают на второй план создание семьи. Причины большей части разводов в молодых семьях наиболее часто обусловлены социально-экономической и бытовой неустроенностью, недостатком институтов оказания психологической помощи и поддержки молодых семей.

Отсутствие системы подготовки лидеров молодежных и детских общественных объединений, недостаточное информационное обеспечение и низкий уровень подготовки проектов препятствует участию в конкурсах и получению грантов на реализацию социально-значимых проектов и программ.

В условиях Томской области. В 2008 году в Томской области началась реализация ведомственной целевой программы «Развитие и реализации потенциала молодежи в интересах области». Она предусматривает целый ряд мер по решению на региональном уровне обозначенных проблем молодежи. Ожидаемые конечные результаты реализации ВЦП оценивается по выработанным ранее критериям. По итогам 2008 года был осуществлен мониторинг Программы. Полученные эмпирические результаты показали сильные и слабые стороны деятельности Департамента по молодежной политике, физической культуре и спорту Томской области по реализации потенциала молодежи в интересах области и стали отправной точкой для дальнейшей системной работы.

По итогам 2009 года был осуществлен очередной мониторинг реализации Программы, с целью корректировки молодежной политики Томской области, определения трудностей, сильных и слабых сторон и дальнейших перспектив совершенствования механизмов работы с молодежью.

Мониторинг проводился среди школьников, студентов и работающей молодежи в возрасте до 30 лет.

География мониторинга: города – Томск, Северск, Стрежевой, Асино, Колпашево; села - Кожевниково, Каргасок.



1.2 Проблема

Поиск оптимальных способов повышения эффективности программы ВЦП «Развитие и реализация потенциала молодежи в интересах области».


1.3 Объект, ПРЕДмет исследования

Объектом исследования стала молодежь Томской области. Предметом – развитие и реализация потенциала молодежи в интересах области.


1.4 Цель, задачи исследования

Цель исследования – обнаружить динамику в реализации ВЦП «Развитие и реализация потенциала молодежи в интересах области», выявить трудности и в соответствии с полученными результатами сформулировать рекомендации и способы совершенствования механизмов молодежной политики.

Задачи исследования:

1. рассмотреть, какие на сегодняшний день основные проблемы испытывает молодежь в реализации и развитии своего потенциала;

2. выявить актуальные и наиболее востребованные виды активности молодежи в интересах области;

3. рассмотреть возможности способов решения проблем, которые сегодня возникают на пути реализации молодежью своего потенциала;

4. определить дальнейшие перспективы развития потенциала молодежи в интересах области.
1.5 ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ПОНЯТИЙ

В данном исследовании ключевым понятием является – развитие и реализация потенциала молодежи.

Развитие – это направленное, закономерное изменение явления или процесса, ведущее к появлению нового качества.

Реализация – это исполнение замысла, получение результата.

Потенциал – совокупность имеющихся средств, возможностей, которые могут быть мобилизованы для достижения определенной цели, осуществления плана, решения какой-либо задачи.

Молодежь – социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, социального положения и обусловленных тем и другим социально-психических свойств, которые определяются общественным строем, культурой и закономерностями социализации. Возрастные границы — от 14 до 30 лет


1.6 Индикаторы

Системный анализ делится на внешние и внутренние факторы.

Внешние факторы: пол, материальное положение, социальный и профессиональный статус.

Внутренниефакторы: развитие, реализация, перспективы, личные интересы.


1.7 ГИПОТЕЗЫ

1. У современной молодежи сохраняются как основные приоритеты – финансовое благополучие и карьера со смещением акцентов в сторону материального достатка. Следовательно, метод привлечения молодежи в общественные организации и программы – это обещание получения материальной прибыли и профессиональных навыков.

2. Основными проблемами, с которыми сталкиваются молодые люди, являются: невозможность достижения финансовой независимости, невозможность реализации творческого потенциала, сложности в трудоустройстве, недостаток информации о федеральных и региональных молодежных программах.

3. Способы решения проблем, возникающих на пути развития реализации потенциала молодежи, лежат в сфере государственного регулирования, а также на региональном и муниципальном уровнях.

4. Перспективы развития и реализации потенциала молодежи в Томской области заключаются в дальнейшей оптимизации программ под реальные и конкретные нужды населения.

5. Томск традиционно был и является средоточием молодежи различных национальностей, которые получают в томских вузах высшее образование. При том, что молодежь Томской области достаточно толерантна по отношению к людям разных национальностей, однако национальная политика среди молодежи в должной мере не проявлена, уровень самосознания, национальной идентичности у томской молодежи не высок.


1.8 Метод исследования

Исследование было проведено путем анкетирования, где выборка респондентов осуществлялась путем «стихийного отбора». В анкетировании приняли участие 1623 молодых человека в возрасте до 30 лет, среди которых школьники, студенты, представители стройотрядов и работающей молодежи. Также выборка осуществлялась географически согласно соотношению численности населения в различных населенных пунктах ТО.




Город

Общая численность населения

Удельный вес в исследовании

Количество анкет

г. Томск и его окрестности

484 тыс. чел.

67, 1%

1093

г. Северск

119 тыс. чел.

16,5%

345

г. Стрежевой

44 тыс. чел.

6,2%

44

г. Асино

30 тыс.чел.

4, 1%

75

г. Колпашево

27 тыс.чел.

3, 8%

40

с. Кожевниково

9 тыс. чел.

1,2%

16

с. Каргасок

8 тыс.чел.

1,1%

10

Всего

721 тыс. чел.

100%

1623

Анализ проведен в соответствии с основными показателями и задачам программы ВЦП «Развитие и реализация потенциала молодежи в интересах области». Анализ также строится на сравнении результатов анкетирования в г. Томске и в других населенных пунктах Томской области, так как потребности молодежи, а также способы повышения эффективности программ, в областном центре и районных населенных пунктах достаточно сильно рознятся. Еще одной точкой сравнения является г. Северск в силу своих специфических черт (закрытость города, его близость к Томску, особенности работы с молодежью и т.д.).

2. ИТОГИ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ОПРОСА И ВЫВОДЫ
2.1 Содействие экономической самостоятельности молодежи
Одним из основных критериев эффективности в реализации Программы «Развитие и реализация потенциала молодежи в интересах области» является вопрос учета мотивации молодежи в решении своих проблем. Согласно полученным в ходе исследования данным, молодежь Томской области в целом выстраивает свои жизненные приоритеты следующим образом: материальное благополучие – 63%, почти столько же дружеские и семейные отношения - 61%, карьера – 46%, реализация творческих способностей – 12% и внутреннее равновесие – 9% [см. Таблица 1 в Приложении 1]. Следует отметить, что такой жизненный приоритет томской молодежи как «материальное благополучие», в 2009 году по сравнению с предыдущим, стал значительно выше (на 11%), незначительно снизились показатели по приоритетам «карьера», «внутреннее равновесие» и «дружеские и семейные отношения» (1, 3 и 5% соответственно), на прежнем уровне остался показатель «реализация творческих способностей».

В ходе исследования молодым людям, участвующим в анкетировании, был задан вопрос о бюджете (в месяц на одного человека). В результате более половины респондентов (47%) отнесли себя к категории иждивенцев, не имеющих собственного источника дохода, это на 2% больше, чем в прошлом году [см. Таблица 23 в Приложении 1]. На втором месте по популярности, также как и в 2008 году, ответ «от 3000 до 7000 рублей» – 21%, что находится в пределах установленного прожиточного минимума Томской области. Снизилась по сравнению с 2008 годом доля молодых людей, чей доход превышает 12 000 рублей и выше 20 000 рублей, причем в большей степени снижение произошло в Северске и других населенных пунктах Томской области.

На вопрос «Какие основные проблемы волнуют Вас на сегодняшний день?», 70% респондентов назвали нехватку денежных средств, что на 8% больше, чем в 2008 году [см. Таблица 2 в Приложении 1]. Более трети опрашиваемых одной из основных проблем назвали трудности с устройством на работу (35%), это также превышает показатель прошлого года на 8%. Относительно устойчивой выглядит проблема нехватки собственного жилья (32% в 2008 г. и 35% в 2009 г.). Однако значительное снижение обнаружилось по показателю – невозможность получения желаемого образования (26% в 2008 г. и 8% в 2009 г.), что по всей вероятности связано, во-первых, с демографическим кризисом и, во-вторых, с несовершенством системы высшего образования, в частности, технологией поступления в вуз.

42% опрошенных считают, что государство ничем не помогает молодежи в реализации ее потенциала и достижении жизненных целей [см. Таблица 3 в Приложении 1]. 8% респондентов признались в том, что государство оказывает им финансовую поддержку и 27% отмечает, что государство организует программы, в которых молодежь может проявить себя. Следует отметить, что этот показатель оказался на 9% выше, чем в 2008 году. Также на 3% меньше стало молодежи, которая не знает, каким образом государство может ей помогать, хотя в целом этот процент по-прежнему достаточно высок – 26%.

Безусловно, на материальном положении молодежи сказалась общая экономическая ситуация в стране, возникшая в результате мирового финансового кризиса. Общее сокращение рабочих мест, и для молодых специалистов в особенности, материальная зависимость от родителей, чья финансовая ситуация также нестабильна, все эти факторы привели к тому, что уровень доходов подавляющей части молодежи сегодня или не выходит за пределы прожиточного минимума, или превышает границу совсем ненамного. А, учитывая, что наиболее значимым жизненным приоритетом томской молодежи выступает материальное благополучие, то становится понятной мотивационная задача для формирования молодежной политики. У молодых людей есть не только потребность в приобретении дополнительных источников дохода, но и желание эту потребность удовлетворить. ВЦП «Развитие и реализация потенциала молодежи в интересах области» по Томской области предусматривает эту потребность, в ней заложено достаточно много вариантов материального поощрения молодых людей.
2.2 Вовлечение молодежи в социальную практику, участие в работе студенческих строительных отрядов
Мониторинг реализации ВЦП «Развитие и реализация потенциала молодежи в интересах области» за 2009 год показал, что процент участников студенческих отрядов среди молодежи Томской области составляет 21%, что на 4 процента больше, чем в прошлом году [Таблица 6 в Приложении 1]. В 2009-м более чем вдвое, по сравнению с 2008 годом, выросло число томской молодежи, которая участвует в общественных или политических организациях (5 и 12% соответственно). 15% молодежи занято в разного рода социальных проектах, что существенным образом отличается от ситуации 2008 года (1%). Следует отметить также и рост волонтерского движения (4 и 7% соответственно). В целом на вопрос «Участвовали ли Вы в последние два года в каких-либо молодежных программах» 30% респондентов ответили утвердительно, что на 3% больше, чем в 2008 году [Таблица 5 в Приложении 1]. Эти данные коррелируют с общим количеством томской молодежи, участвующей в молодежных программах, социальных проектах, или в деятельности различных общественных, политических, творческих организаций, которое составляет 31% от числа опрошенных [Таблица 8 в Приложении 1].

Участникам движения студенческих отрядов также был задан вопрос о том, что они получили в результате своего участия в этом движении. Подавляющее большинство опрошенных (75%) ответило «Завел новых друзей» [см. Таблица 7 в Приложении 1]. 42% респондентов ответили, что они повысили свой профессиональный уровень, это значительно (на 25%) выше, чем в прошлом году. Однако снизился показатель «улучшил материальное положение» (34 и 15% соответственно), что очевидно свидетельствует о том, что кризис в экономике сказался и на деятельности строительных отрядов.

Обращают на себя внимание ответы на вопрос, что является основной причиной участия молодых людей в различных программах и организациях (и в движении студенческих отрядов, в том числе). Материальный интерес занимает лишь третье место (всего 17%). В то время как наибольшей популярность пользуются варианты ответов «Желание помогать и активно участвовать в общественной жизни» (40%) и «Интерес»(58%) [см. Таблица 9 в Приложении 1].

Значимым представляется сравнение ответов на вопрос «почему Вы решили принять участие в программе или работе общественной организации» и «что Вы получили от участия в программе или в работе общественной организации». Рассчитывали поправить свое материальное положение 17% респондентов, а реально его поправили только 7% [см. Таблица 9 и 10 в Приложении 1].

Подобные результаты (несоответствия жизненных приоритетов и ожиданий с целями конкретного участия в программах) является показателями, во-первых, малого материального поощрения этих программ, которое молодые люди не рассматривают в качестве фактора улучшения своего материального положения. Во-вторых, представление молодежи о государственных программах, как мало влияющих на изменение их материального положения. Этот вывод подтверждается также ответами на вопрос: «Каким образом государство помогает Вам в реализации Вашего потенциала и достижении жизненных целей?» Как мы уже отмечали, около половины респондентов заявило, что ничем не помогает (42%), еще 26% признались, что не знают, каким образом государство может им помогать. И всего лишь 8% подтвердило, что государство оказывает им финансовую поддержку. Таким образом, государственные программы не ассоциируются у молодого поколения как возможность решить одну из основных проблем, которые их волнуют, – нехватка денежных средств. Этим можно объяснить и малый интерес к информации о различных государственных программах, направленных на молодое поколение (те же 30% на самых популярных ответах).

Однако вызывает оптимизм тот факт, что 61% опрошенных на вопрос «Будете ли Вы продолжать участвовать в программах и в работе общественных организаций?» ответили утвердительно [см. Таблица 11 в Приложении 1]. Наибольшее количество желающих продолжать участвовать в программах в Томске (69%), менее всего – в Северске (55%). Но треть молодежи по этому вопросу не определились.



2.3 ПОДДЕРЖКА ТАЛАНТЛИВОЙ МОЛОДЕЖИ
Одна из задач ВЦП «Развитие и реализации потенциала молодежи в интересах области» состоит в поддержке талантливой молодежи. Привлечение большего числа молодежи к участию в конкурсах и творческих фестивалях способствует раскрытию их потенциала и применению их способностей в реализации социальных проектов. По Томской области показатель участников творческих конкурсов ниже, чем показатель участников социальных проектов (12% и 15% соответственно), в отличие от прошлого года, когда ситуация была обратной [см. Таблица 6 в Приложении 1]. При этом значительно выросло число респондентов, которые являются участниками социальных проектов (с 1 до 15%) и незначительно – число участников творческих конкурсов (с 9 до 12%). Причем в Томске, процент участников творческих конкурсов выше, чем в Северске и по области (18, 10 и 9% соответственно). С учетом общего числа участников молодежных программ, этот показатель является достаточным – это около четверти от числа всех участников различных программ. Но в общей массе молодежи этот показатель низок и имеет тенденцию к относительному снижению.

Это объясняется тем, что достаточно малое количество респондентов ставит реализацию творческих способностей в качестве своего жизненного приоритета (всего 12%) [см. Таблица 1 в Приложении 1]. Несмотря на то, что информированность молодежи о творческих программах и конкурсах намного выше, чем о социальных проектах (например, поддержка талантливой молодежи в рамках национального проекта «Образование» – 19%, поддержка движения КВН – 38%) [см. Таблица 4 в Приложении 1], это не сказывается положительно на вовлечение молодежи в творческую активность. Молодые люди сознательно не принимают в них участие, так как многие программы не отвечают их жизненным приоритетам и сегодня уходят на задний план.



2.4 Развитие молодежных и детских общественных организаций и объединений
Чем больше подростков и молодежи вовлечены в деятельность общественных формирований, тем большее количество молодых людей приобретает опыт социального проектирования, умение взаимодействовать с государственными структурами и другими общественными организациями. По этой причине государственная молодежная политика должна быть направлена на развитие молодежных и детских общественных организаций и объединений. Это повышает уровень гражданской активности молодежи и ее способность к самоорганизации.

Проявлением самоорганизации молодежи представляется способность объединяться в общественные организации. Этот показатель в Томской области достаточно низок (12%) [см. Таблица 6 в Приложении 1]. Тем не менее, по сравнению с 2008 годом, он вырос на 7%, что свидетельствует о возросшей активности молодежи и одновременно о проведении ряда мероприятий управленческого характера. Этот показатель существенно вырос и территориально: в Томске – с 8 до 14%, в Северске – с 5 до 11%, в других населенных пунктах Томской области – с 3 до 10%. Если в эту выборку включить участников студенческих отрядов и волонтерского движения, которые также являются членами общественных объединений, то общий процент респондентов, задействованных в молодежных общественных организациях, вырастет до 40%. Следует отметить, что этот показатель сильно разниться в г. Томске и в районах (11% респондентов подтвердили себя в качестве участников волонтерского движения в г. Томске, 9% – в районах области и всего 2% – в Северске). Это представляется результатом различной степени территориальной доступности. Однако этот фактор не является решающим в определении степени информированности молодежи о молодежных программах.



2.5 создание системы обеспечения молодежи информацией по всему комплексу молодежных вопросов и проблем
Информационное обеспечение является одной из самых насущных проблем в сфере реализации программ, направленных на развитие потенциала молодежи. От того, насколько молодые люди информированы о путях и возможностях реализации своего потенциала, зависит уровень их социализации, степень проявления гражданской активности.

По результатам мониторинга, ни об одной молодежной программе не знают более 50% респондентов. Хотя результаты 2009 года значительно лучше 2008 года.






Общий результат по ТО

г. Томск

г. Северск

Другие населенные пункты ТО

Движение студенческих отрядов

33%

46%

34%

19%

«Лидер XXI века»

12%

16%

6%

15%

Поддержка талантливой молодежи в рамках нацпроекта «Образование»

19%

21%

18%

17%

Молодежный парламентаризм

13%

23%

12%

5%

Всероссийский конкурс молодежных проектов в социальной сфере

6%

8%

5%

8%

Областной конкурс «Мы - команда»

9%

10%

7%

9%

ЦП «Предоставление господдержки на приобретение жилья для молодых семей»

34%

35%

49%

18%

Поддержка движения КВН

38%

28%

39%

47%

Патриотическое воспитание

7%

7%

8%

6%

ЦП «Предоставление господдержки молодым специалистам в сельской местности»

11%

7%

14%

11%

Ни о каких

27%

24%

35%

27%

На 12% больше, чем в прошлом году отмечена осведомленность молодежи о деятельности студенческих отрядов. В среднем на 2-5% увеличился показатель информированности молодежи по таким программам как «Поддержка талантливой молодежи в рамках нац. проекта «Образование», «Мы – команда», «Молодежный парламентаризм», «Предоставление господдержки на приобретение жилья для молодых семей», «Патриотическое воспитание». Неизменно низким остается уровень информированности молодежи по программам «Всероссийский конкурс молодежных проектов в социальной сфере» и «Предоставление господдержки молодым специалистам в сельской местности».

На 3% (с 30 до 27%) снизилось количество респондентов, которые ничего не знают о молодежных программах. Этот по-прежнему достаточно высокий показатель имеет свое объяснение в силу малой заинтересованности молодежи в получении подобной информации. Это подтверждается корреляцией этого показателя с уже упомянутым нами выше показателем желания молодежи участвовать в общественной жизни области. 31% респондентов хотели бы участвовать в жизни области и 27% хотели бы, но не имеют достаточно времени [см. Таблица 13 в Приложении 1]. Следовательно, около 60% молодежи Томской области хотят стать активными участниками общественной жизни области и 73% имеют доступ к информации о возможностях участия в ней. Следовательно, можно сделать вывод об эффективности информационного обеспечения о программах и проектах, направленных на развитие потенциала молодежи Томской области.

Интересен в этом плане вопрос об источниках получения подобной информации.






Общий результат по ТО

г. Томск

г. Северск

Другие населенные пункты ТО

Через знакомых

46%

44%

45%

49%

Из СМИ

39%

38%

45%

33%

В учебном заведении или на работе

46%

43%

55%

40%

На сайте Департамента по молодежной политике ТО

5%

6%

4%

4%

Как видно из таблицы, наиболее эффективными методами распространения информации являются знакомые (сарафанное радио), учебные заведения и рабочие места респондентов – 46%. 39% респондентов черпают информацию из СМИ. Этот показатель выше прошлогоднего на 5%. Наименьший показатель продемонстрировал наиболее прямой способ получения информации – через сайт Департамента по молодежной политике, физической культуре и спорту Томской области (5%), хотя он также подрос на 3%, что возможно объясняется новым дизайном сайта и более активными методами его продвижения. Знакомые, друзья, учебные заведения, рабочие места по времени занимают намного большее место в жизни человека, распространение через них информации обладает большей эффективностью. Департамент по молодежной политике более далекая для респондентов структура, нежели вышеперечисленные. Следовательно, Департаменту по молодежной политике, физкультуре и спорту необходимо выстраивать свою информационную политику через уже имеющиеся и признанные каналы распространения информации, в частности, корпоративные СМИ вузов, предприятий и организаций, прямые контакты с лидерами мнений.

Если рассмотреть источники информации в зависимости от территориальной принадлежности респондентов, то привлекает внимание достаточно резкое падение показателя «Получение информации из СМИ» в районах Томской области по сравнению с Томском – 38%, и 33% соответственно. Это можно объяснить тем, что Томск – территория медийно насыщенная, соответственно, в нем распространены различные виды СМИ, в том числе корпоративные, что позволяет достаточно эффективно распространять информацию по этому каналу. В районах области ситуация иная, и интерес к СМИ более низок.



2.6 Национальная идентичность молодежи и уровень ее толерантности
В постсоветской России, как и во всем мире, остро стоят проблемы национальной идентичности, межнациональных отношений, толерантности. Российская ситуация усугубляется глубоким экономическим и нравственным кризисом, социальной дезинтеграцией. Все это представляет собой питательную среду для обострения этнических фобий, развития межэтнической напряженности, конфликтов. Особое беспокойство вызывает молодежь, чьи личности еще только формируются.

Причем этот процесс идет в резко расслоившемся обществе с его глубоко укоренившимися имперскими, авторитарными и люмпенскими стереотипами. Эти обстоятельства накладываются на свойственные юношеству максимализм, скептицизм в отношении мира, стремление вырваться из-под опеки взрослых, некритичность к выбранным кумирам, тенденцию к объединению в замкнутые группы и кланы.

Томская область на социально-демографической карте России имеет свои особенности. Концентрация в Томске научно-исследовательских центров, вузов, других образовательных учреждений создает особую социально-экономическую среду со сложной инфраструктурой, направленной на создание благоприятных условий для развития личности молодого человека, повышения уровня его образования и социального статуса. Томск традиционно был и является многонациональным городом, а также средоточием молодежи различных национальностей, которые получают в томских вузах высшее образование.

Ответ на вопрос «Считаете ли Вы себя россиянином?» характеризует естественную особенность молодежи Томской области, в которой получают образование молодые люди из стран Ближнего Зарубежья. Они уже не считают себя россиянами, поэтому 19,3% респондентов, среди которых немалая доля выходцев из бывших советских республик, ответили на заданный вопрос отрицательно [см. Таблица 17 в Приложении 1]. При этом 54,6% опрошенных воспринимают себя гражданами России, и этот показатель в целом коррелирует с данными общероссийских исследований. 1

Тем не менее, в целом уровень национального самосознания, национальной идентичности, ощущение себя гражданином России у томской молодежи не высок. И это проблема не только Томской области. В долгосрочной перспективе Россия нуждается в гражданах, численность которых неуклонно снижается.

Анализ ответов на вопрос «Испытываете ли Вы неприязнь по отношению к представителям какой-либо национальности?» свидетельствует о том, что основной массе томской молодежи присуща этническая и конфессиональная толерантность (более 40% от общего числа опрошенных) [см. Таблица 18 в Приложении 1]. Необходимость жить, учиться и работать в одной группе, в одном вузе, в одном коллективе, где соседствуют различные национальности и религиозные конфессии, формирует высокий уровень терпимости, понимания проблем другого человека и восприятие его социо-культурных особенностей. Это те принципы, которые помогают сохранить общественное равновесие, являются важной предпосылкой для социальной и политической стабильности общества. Достаточно высокий уровень толерантности томской молодежи заметно отличает ее от молодежи других регионов. В частности, по опросу Фонда «Экспертиза» (весна 2004), выборка – 2533 человека, 77% респондентов негативно относятся к кавказцам, 50% не любят китайцев, 42% считает, что этнические проблемы пронизывают все аспекты социальных контактов. Антипатию к мигрантам сегодня разделяют 68% российской молодежи. Антимигрантские настроения базируются на представлении о мигрантах как чуждых, «иных» и тесно связаны с ксенофобий.

Только 18,1% опрошенных молодых томичей признались в том, что они испытывают неприязнь по отношению к людям другой национальности. Однако анкетирование показало достаточно высокий уровень тех, кто находится в пограничном состоянии в своем отношении с лицами другой национальности. Это та среда, которой возможно легко манипулировать, спровоцировать на проявления активной интолерантности, склонить к противоправным действиям (31,6%). В совокупности с долей молодежи, которая испытывает откровенную неприязнь к людям другой национальности, они составляют 49,7%, что не может не вызывать беспокойства.

Следует отметить, что в целом молодежь сегодня демонстрирует более высокий уровень интолерантности, чем пожилые люди, – в отличие от 1990-х годов, когда на фоне этнических фобий старшего поколения, молодые были более терпимы к представителям разных этнических групп.

41,7% от числа опрошенных молодых томичей утвердительно ответили на вопрос «Ощущаете ли Вы себя патриотом?», что свидетельствует о достаточно высоком уровне патриотического воспитания томской молодежи [см. Таблица 19 в Приложении 1]. И это при том, что значительная часть молодых людей Томска, после получения образования, планирует покинуть и Томск, и пределы России для повышения своего образовательного уровня, самореализации, укрепления материального благосостояния. Возможно поэтому весьма высок в Томске процент тех, кто не ощущает себя патриотом России (20,1%).

2.7 Предложения по повышению эффективности осуществления ВЦП «Развитие и реализация потенциала молодежи в интересах области»
В ходе мониторинга были выявлены следующие проблемы в осуществлении ВЦП «Развитие и реализация потенциала молодежи в интересах области»:

1. В 2009 году в иерархии мотивационных факторов деятельности молодого человека усилился фактор материального благополучия.

2. Как и в 2008 году по-прежнему недостаточно материальное поощрение, заложенное в государственных программах. Молодые люди не рассматривают эти программы в качестве фактора улучшения своего материального положения.

2. Несоответствие целей некоторых молодежных программ жизненным приоритетам самих молодых людей Томской области.

3. Малая популярность некоторых видов развития потенциала молодежи Томской области (например, социальная практика).

4. Слабое использование организаторами молодежной политики области уже имеющихся каналов распространения социально важной информации, таких как корпоративные СМИ, прямые контакты с молодежью.

Эти выводы подтверждаются ответами молодежи на вопрос о том, почему молодежь не принимает активного участия в общественной жизни (выберите не более двух вариантов ответ)?





Общий результат по ТО

г. Томск

г. Северск

Другие населенные пункты ТО

Недостаток времени

54%

55%

49%

59%

Это кажется бесполезным и бессмысленным занятием

26%

23%

29%

27%

Нехватка информации о возможностях подобного участия

31%

27%

29%

36%

Нынешние программы не отвечают интересам большего числа молодых людей

28%

28%

29%

27%

Как видно из таблицы, молодежь видит основное препятствие в недостатке времени (54%). И далее, с почти равными результатами показателями: нехватка информации (31%), представление о бесполезности подобного участия (26%) и несоответствие программ интересам молодежи (28%). И если на первый показатель сложно повлиять извне, так как он является субъективным определением человека. То недостаток информации, изменение направленности программ, чтобы они в большей степени отвечали интересам молодежи, и стимулирование интереса к участию в программах являются объективными показателями и поддаются коррекции извне.

Однако следует отметить, что все три обозначенных показателя (уровень целесообразности участия, информированность и соответствие программ интересам молодежи) в 2009 году выросли на 4, 2 и 2% соответственно.

Полученные результаты исследования подтверждаются еще одним показателем – то, что сама молодежь считает необходимым исправить в системе поддержки молодежных инициатив.






Общий результат по ТО

г. Томск

г. Северск

Другие населенные пункты ТО

Количество программ

15%

7%

15%

22%

Объем финансирования

54%

65%

52%

44%

Административный аппарат, занимающийся реализацией молодежных программ

15%

15%

19%

11%

Повышение уровня информированности населения о существующих программах

34%

43%

37%

22%

Затрудняюсь ответить

13%

10%

11%

17%

Как видно из таблицы, большая часть респондентов видит необходимость в повышении финансирования программ (54%) и уровня информированности населения (34%). При этом на 5% снизился показатель по количеству программ, из чего можно сделать однозначный вывод, что не количество программ важно для молодежи, а их качество и объем финансирования. Также на 2% меньше респондентов отметили, что в системе поддержки молодежных инициатив и развитии молодежного потенциала нуждается в улучшении административный аппарат, занимающийся реализацией молодежных программ. Это, хоть и слабо, но свидетельствует о незначительном снижении уровня инфантилизма в молодежной среде.

Таким образом, можно сформулировать следующие предложения по повышению эффективности ВЦП «Развитие и реализация потенциала молодежи в интересах области»:

1. Увеличение объема финансирования программ, направленное на материальное поощрение участников программ.

2. Проведение кампании, направленной на изменение представлений молодых людей о государственных программах, как не отвечающих интересам молодежи.

3. Совершенствование некоторых программ в соответствии с существующими реальными приоритетами молодежи.

4. Стимулирование интереса к программам за счет увеличения потока информации, идущего через корпоративные СМИ и прямые контакты с молодежью, как наиболее эффективные способы передачи информации о программах и проектах.

5. Проведение кампании, направленной на изменение представлений молодых людей о социальной практике и участии в общественных организациях, внедрение различных форм поощрения молодежи, участвующей в социальных проектах.

Но эти предложения необходимо скорректировать с учетом территориального нахождения молодых людей, потенциальных участников программ. Как показало исследование, основной проблемой в реализации программ в районах Томской области, исключая Томск и Северск (чьи показатели почти не различаются) является территориальная недоступность большинства программ. Следовательно, для районов Томской области необходимо выдвинуть дополнительные предложения по повышению эффективности ВЦП «Развитие и реализация потенциала молодежи в интересах области»:



  1. Увеличение финансовой поддержки программ, направленной на доставку участников к месту проведения программ.

  2. Повышение информированности молодежи о программах за счет увеличения распространения информации через СМИ.

  3. Увеличение числа программ, участие в которых возможно в дистанционной форме.

Также при рассмотрении основных проблем и предложений по повышению эффективности ВЦП «Развитие и реализация потенциала молодежи в интересах области» необходимо учитывать, что только часть молодежи является достаточно активной и мобильной для участия в программах. Как показало исследование, подавляющая часть работающей молодежи в возрасте после 22 лет не только не имеют представления о программах, направленных на развитие потенциала молодых людей, но и не имеет желания каким-либо образом участвовать в общественной жизни области. Следовательно, основной целевой аудиторией программ, направленных на развитие и реализации потенциала молодежи в интересах области является студенчество и школьники. Для молодежи в возрасте от 22-30 лет необходимо разрабатывать программы, направленные на развитие их профессиональных навыков, а также решению их материальных проблем.

Таким образом, по результатам мониторинга мы можем прийти к заключению, что на данный момент ВЦП «Развитие и реализация потенциала молодежи в интересах области» развивается динамично и достаточно эффективно. По многим показателям, которые в 2008 году вызывали беспокойство, обнаружена положительная динамика. И, несмотря на то, что ситуация финансового кризиса значительно осложнила реализацию многих молодежных программ, в целом это не сказалось на основных показателях Программы. Полученные данные должны стать этапом в реализации Программы и объективными индикаторами для ее дальнейшей корректировки в соответствии со сложившимися обстоятельствами и потребностями томской молодежи.



Особым образом следует отметить результаты исследования по комплексу вопросов по национальной идентичности и толерантности томской молодежи. В целом ситуация в сфере межнациональных отношений в молодежной среде Томской области вполне благополучна. Однако есть некоторые опасения, что без должной поддержки и системной работы она может приобрести негативные тенденции. Ситуация требует от органов региональной и муниципальной власти, а также национально-культурных организаций и исследователей разработки комплекса мер по более глубокому изучению социально-этнических отношений в молодежной среде Томской области, и на их основе принятия новых либо корректировки существующих методов работы. Опасения продиктованы озабоченностью о мире и согласии в многонациональной и многоконфессиональной Томской области и затрагивают вопросы, касающихся проведения целенаправленной национальной политики и обеспечения бюджетного финансирования ее реализации, разработки мер по прекращению оттока из области талантливой молодежи, повышению уровня и качества ее жизни.

Приложение 1
следующая страница >>