Методика исследования интернет-ресурсов технология составления обобщенной характеристики объекта исследования - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Исследование систем управления Содержание разделов и тем дисциплины... 1 101.99kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. Методология и методика... 3 998.89kb.
Определение объектной области, объекта и предмета исследования 1 63.03kb.
Программа курса «Методология и методика научного исследования» 1 44.3kb.
Методические рекомендации по изложению и оформлению результатов психологического... 4 1254.96kb.
Программа исследования проблемная ситуация Проблема Объект, предмет... 2 605.02kb.
Русскоязычная правовая терминология в сети Интернет 1 23.07kb.
Нашего исследования «Куклы. Французские куклы» 1 35.26kb.
1. Рекогносцировка и разведка минералов Исследования земли и информационная... 1 12.76kb.
Методы научного исследования 1 61.21kb.
Алгоритм деятельности учащегося-исследователя 1 177.91kb.
Курс лекций маркетинг цели и задачи дисциплины 6 953.7kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Методика исследования интернет-ресурсов технология составления обобщенной характеристики - страница №1/1

МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ


1.Технология составления обобщенной характеристики объекта исследования


Наименование этапа

Вид результата

Требования к представлению результата

Примечания

1.1. Изучение понятийного аппарата, отражающего объект исследования в первичном документальном потоке

Перечень лексических единиц, характеризующих объект исследования, его виды и свойства (атрибуты).

Результаты выполнения данного этапа должны быть представлены в виде иерархической схемы терминов и понятий и двух матриц. Первая матрица должна характеризовать виды объекта исследования, при этом ее строки должны содержать сведения о видах объекта исследования, а столбцы - источники выявления этих сведений. Вторая матрица должна характеризовать свойства (атрибуты) объекты, при этом строки ее должны содержать сведения о выявленных атрибутах, а столбцы – источники выявления этих сведений.

Источниками выявления атрибутов, характеризующих объект, являются нормативно-технические, методические, учебные, справочные издания. Для изучения современного состояния и тенденций развития объекта, а также изучения инновационных объектов, не нашедших отражение в вышеприведенных видах изданий, необходимо использовать периодическую печать по данной предметной области, которая является источником новейшей информации.

    1. Изучение лексики, характеризующей объекта исследования в ИПЯ




Перечень лексических единиц, характеризующих объект исследования, его виды и свойства (атрибуты).

Результаты выполнения данного этапа должны быть представлены в виде фрагментов ИПЯ и двух матриц. Первая матрица должна характеризовать виды объекта исследования, при этом ее строки должны содержать сведения о видах объекта исследования, а столбцы - источники выявления этих сведений. Вторая матрица должна характеризовать свойства (атрибуты) объекты, при этом строки ее должны содержать сведения о выявленных атрибутах, а столбцы – источники выявления этих сведений.

Источниками выявления атрибутов, характеризующих объект, являются ИПЯ различных типов, включая классификационные ИПЯ (УДК, ББК, ДКД, ГРНТИ, классификаторы ТЭСИ), дескрипторные ИПЯ (дескрипторные словари, информационно-поисковые тезаурусы).

1.3. Изучение лексики, отражающей объект исследования в отраслевых нормативных документах

Перечень лексических единиц, характеризующих объект исследования и его свойства (атрибуты).

Результаты выполнения данного этапа должны быть представлены в виде иерархической схемы, например:

1.

1.1.



1.1.1.

2.


Источниками выявления атрибутов, характеризующих объект, являются отраслевые нормативные документы, например, «Паспорт культурной жизни региона», разработанный ГИВЦ МК РФ для учреждений социально-культурной сферы. (см. Интернет- сайты соответствующих Министерств)

1.4. Изучение лексики, отражающей объект исследования в методических рекомендациях окрытой энциклопедии «Рубрикана» Интернет-сайта «Рубикон»

Перечень лексических единиц, характеризующих объект исследования и его свойства (атрибуты).

Результаты выполнения данного этапа должны быть представлены в виде иерархической схемы, например:

1.

1.1.



1.1.1.

2.


Источниками выявления атрибутов, характеризующих объект, являются методические рекомендации открытой энциклопедии «Рубрикана» Интернет-сайта «Рубикон» (www.rubicon.ru)

1.5. Составление обобщенной характеристики объекта исследования

Обобщенные иерархические схемы видов и свойств (атрибутов) объекта исследования

Результаты выполнения данного этапа должны быть представлены в виде обобщенных иерархических схем: видов и свойств (атрибутов) объекта исследования; таблицы, характеризующей частоту встречаемости в различных документах и ранг выявленных свойств (атрибутов) объекта исследования; таблицы, характеризующей состав блоков свойств (атрибутов) объекта исследования.


Источниками составления обобщающих документов являются результаты изучения объекта исследования на этапах 1.1. – 1.4.; а так же сведения отраженные в приложениях 1,2. В иерархических схемах нижний уровень иерархии должен быть представлен лексическими единицами, характеризующими логически неделимые элементы иерархии (реквизитами- признаками, реквизитами-основаниями). При этом в составе иерархической схемы должны быть выделены (цветом, пунктирной линией, курсивом) узлы, в которых размещены атрибуты, которые могут быть оценены количественно.




  1. Технология изучения Интернет-ресурсов



Наименование этапа

Вид результата

Требования к представлению результата

Примечания

2.1. Выявление Интернет-сайтов в соответствии с заданным объектом исследования

Перечень Интернет-сайтов, расположенных по алфавиту названий объектов и пронумерованных сквозной нумерацией

Результаты должны быть представлены в виде таблиц, характеризующих, состав сайтов в разрезе региона, России, зарубежных стран с указанием наименования предприятия и организации – обладателя сайта, URL – адреса, дата регистрации (дата последнего обновления или периодичность), количество суточных посещений на момент изучения сайта. Каждому выявленному сайту должен быть присвоен порядковый номер. Приложение 1.

Источниками составления являются Интернет-сайты Министерств и ведомств, а также предприятий и организаций- объектов исследования.

2.2. Определение количественных параметров сайтостроения в соответствии с заданным объектом исследования

Таблицы и гистограммы

Результаты должны быть представлены абсолютными и относительными показателями, характеризующими количество предприятий (организаций) - объектов исследования в регионе, России, за рубежом и количество объектов исследования, имеющих Интернет-сайты.

Приложение 2



Источниками выполнения данного этапа являются сведения, представленные на Интернет-сайтах Министерств, ведомств, Администраций краев и областей, отечественных и зарубежных предприятий и организаций; а также сведения, отраженные в справочных документах. При затруднении получить необходимые сведения об изучаемом объекте при осуществлении поиска по выделенным ключевым словам рекомендуется использовать ссылки на другие сайты, представленные в составе выявленных сайтов.

2.3. Определение количества вложений в составе сайта

Таблицы и гистограммы

Результаты должны быть представлены абсолютными и относительными показателями, характеризующими количество сайтов с определенным уровнем вложений, выявленных на сайтах региона, России, мира. Приложение 3

Источником сведений об уровнях вложения являются гиперссылки на всех рубриках выявленных сайтов.

2.4. Определение состава рубрик и подрубрик, выделенных в составе Интернет-сайтов объекта исследования


Матрицы, таблицы и диаграммы

Результаты должны быть представлены в виде матриц, строки которых содержат названия рубрик и подрубрик сайтов в соответствии с уровнями вложения, а столбцы наименования сайтов; таблиц в которых указана частота встречаемости каждой рубрики и подрубрики в абсолютных и относительных показателях; а также таблиц, в которых рубрики представлены в соответствии с убыванием присвоенного им по частоте встречаемости ранга. Диаграммы должны характеризовать состав рубрик и подрубрик выявленных сайтов в относительных показателях. Все матрицы, таблицы и диаграммы должны быть выполнены в разрезе сайтов региона, России, мира. Приложение 4, 5.


Источником сведений о составе рубрик и подрубрик являются как главная, так и другие страницы Интернет-сайта

2.5. Установление зависимости между типом рубрики и уровнем вложения

Таблица

Результаты должны быть представлены в виде таблиц, строки которых содержат названия рубрик и подрубрик сайтов, а колонки – уровни вложения. Данные в таблице, должны быть представлены в абсолютных и относительных показателях. Приложение 6

Источником сведений о составе рубрик и подрубрик являются как главная, так и другие страницы Интернет-сайта

2.6. Определение типа рубрики в зависимости от методологических подходов к описанию объекта материального мира

Матрица

Результаты должны быть представлены в виде матрицы, строки которой характеризуют объект с различных точек зрения его описания (структурного, исторического, функционального системного подходов и его связей в окружающем мире), а столбцы выявленные рубрики и подрубрики по уровням вложения информации на сайтах Интернет. Приложение 7.

Источником сведений являются обобщенные иерархические схемы, полученные в результате первого этапа исследования, приложения 4,5,6













2.6. Поиск сайтов в заданной предметной области

Список сайтов в заданной предметной области (не менее 30 наименований)

Список должен включать следующие разделы:

1. Отечественные сайты:

1.1. Сайты учреждений и организаций федерального уровня

1.2. Сайты учреждений и организаций регионального уровня (кроме Кузбасса)

1.3. Сайты учреждений и организаций Кузбасса

2. Зарубежные сайты.



Образец представления списка см. таблицу 1.

Наполнение разделов списка (в количественном отношении) должно быть пропорциональным. С учетом специфики объекта исследования допускаются перераспределения в составе разделов с обязательной аргументацией.

2.7. Анализ сайтов по формальным признакам










2.7.1. Определение типа сайта по различным признакам

Список сайтов с указанием их типов

Тип сайта определяется на основе приложения 1 и записывается в колонках 3- 9 таблицы 1. На основе полученных данных необходимо определить соотношение различных типов сайтов по всем типообразующим признакам в абсолютном и процентном соотношениях. Результаты анализа данных таблицы 1 представить в виде текста, таблиц и диаграмм.




2.7.2. Определение функциональных характеристик сайта

Список сайтов с указанием их функциональных характеристик сайта

Функциональные характеристики сайта отражаются в колонках 2-10 таблицы 2.

При наличии у сайта других функциональных характеристик (кроме указанных в колонках 2-9), следует отразить их в колонках 10 и далее, озаглавив их соответственно содержанию записи.

2.8. Анализ сайтов по содержательным признакам










2.8.1. Формирование массива распечаток главных страниц сайтов

Массив распечаток главных страниц сайтов

Каждая главная страница сайта должна быть распечатана на отдельной странице формата А4.




2.8.2. Анализ содержательной структуры сайта










2.8.2.1. Анализ содержательной структуры главной страницы сайта

Перечень разделов контента сайта, представленных на главной странице сайта

Результаты представить в виде матрицы (см. табл. 3). На основе полученных данных необходимо определить соотношение различных разделов сайтов в абсолютном и процентном соотношениях. Результаты анализа данных таблицы 4 представить в виде текста и диаграмм.



2.8.2.2. Анализ содержательной структуры разделов сайта

Перечень подразделов (пунктов, подпунктов и т.п.) сайта, представленных в структуре конкретных разделов сайта

Результаты представить в виде матрицы (см. табл. 4). На основе полученных данных необходимо определить соотношение различных подразделов сайтов в абсолютном и процентном соотношениях. Данные представить в виде текста и диаграмм.




2.9. Анализ форм представления информации на сайте

Состав форм представления информации на сайте в разрезе разделов главной страницы сайта

Результаты представить в виде таблицы 5. На основе полученных данных необходимо определить соотношение различных форм представления информации для каждого раздела сайта в абсолютном и процентном соотношениях. Результаты анализа данных таблицы 5 представить в виде текста и гистограмм.




2.10. Анализ видов и подвидов документов, представленных на сайте

Состав видов и подвидов документов, представленных на сайте, в разрезе разделов

Результаты представить в виде таблицы 6.

В каждой колонке, отражающей конкретный раздел, указывается вид документа, а подвиды приводятся в скобках.

2.11. Анализ аспектной структуры текстовой информации в составе разделов сайта.

Аспектно-маркерные модели текстов по каждому разделу сайта

Результаты представить в виде таблицы 7.

Примеры аспектов и маркеров см. в методике формализованного реферирования. При необходимости состав аспектов и маркеров может быть расширен.

Приложение 1






Наименование объекта

УРЛ адрес

Дата регистрации

Дата последнего обновления

Количество суточных посещений на момент изучения сайта

Приложение 2





Количество объектов в регионе, стране, за рубежом.

Количество объектов в регионе, стране, имеющих сайт в сети ИНТЕРНЕТ

Приложение 3


Соотношение сайтов по уровням вложения



Уровни вложения

Количество сайтов

Процентное соотношение сайтов от общего количества (%)

1

1-го уровня

6

20


Приложение 4


Частота встречаемости рубрик, подрубрик страницы сайта.



Рубрика. подрубрика

Порядковые номера сайтов

Частота встречаемости


абс

%






























Приложение 5


Ранжированная частота встречаемости рубрик, подрубрик сайта



Ранг

Рубрика

Частота встречаемости









Приложение 6






Рубрики

Уровень вложения


абс


%










Приложение 7

Структура содержания сайта по уровням вложения информации.


№ п/п





1-й уровень вложения

(рубрики)



2-й уровень вложения

(подрубрики)



3-й уровень вложения

(подрубрики



1

Системные

Атрибуты объекта












2

Структурные атрибуты объекта










3

Деятельност

ные функциональные атрибуты объекта












4

Внешние связи объекта










5

Исторические атрибуты










Таблица 1

Характеристика сайтов в области (сфере) …



Наименование объекта


Сетевой адрес


Тип сайта


по целевому назначению


по тематике


по форме организации информации

по принадлежности

по форме собственности

по условиям доступа

по функциональному назначению

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Таблица 2

Состав функциональных характеристик сайтов в области (сфере) …

Наименование объекта

Функциональные характеристики

Копирайт

Ссылки

Поисковые системы

Обратная связь

Обновление

Иноязычная версия

Счетчик

Редакция

… (другое)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Таблица 3

Состав разделов сайтов в области (сфере) ….

Наименование объекта

Наименования разделов сайта







..







1

2

3

4

5

6

7



Таблица 4


Состав подраздела … сайтов области (сфере) ….


Наименование объекта

Наименования подразделов сайта







..







1

2

3

4

5

6

7

Таблица 5

Состав форм представления информации на сайтах в области (сфере) ….


Наименование объекта

Наименования разделов сайта







..







1

2

3

4

5

6

7

Таблица 6

Состав видов и подвидов документов, представленных на сайтах в области (сфере) ….




Наименование объекта

Наименования разделов сайта







..







1

2

3

4

5

6

7

Таблица 7

Аспектно-маркерная модель текстов раздела … сайтов области (сфере) ….


Наименование аспекта

Маркер






Приложение 1



ТИПЫ САЙТОВ

Типообразующий признак

Наименование типа

Характеристика типа

1. Целевое назначение

1.1. Официальные

Содержит материалы нормативного или директивного характера, правила, нормы и требования в разных сферах, распространяемые от имени государственных органов, ведомств или общественных организаций.

1.2. Научные

Содержит материалы, характеризующие научную деятельность организаций, результаты теоретических и экспериментальных исследований, публикации научного характера.

1.3. Справочные

Содержит краткие сведения научного или прикладного характера, расположенные в порядке, удобном для их быстрого отыскания, не предназначенные для сплошного чтения. Характеризуется обязательным наличием поисковых систем.

1.4. Производственно-практические

Содержит сведения по технологии, технике и организации производства, рассчитанные на специалистов различной квалификации. Приводится характеристика объекта описания или отрасли знания, которой посвящен web-сайт, а не деятельности конкретной организации.

1.5. Учебные

Содержит сведения научного или прикладного характера, изложенные в форме, удобной для изучения и преподавания, рассчитанные на учащихся, а также сведения об учебно-педагогической деятельности организации или конкретных лиц. В основном к данному типу относятся web-сайты учебных заведений.

1.6. Рекламные

Содержит сведения об изделиях, услугах в аспекте их продвижения.

1.7. Научно-справочные

Содержит сведения научного характера (отдельные публикации, главы из монографий и т.п.), которые сочетаются со справочными материалами (словарями, справочниками и т.п.)

1.8. Научные производственно-практические

Содержит сведения о разработке и внедрении технологий, техники и организации производства. Приводится характеристика объекта описания или отрасли знания, которой посвящен web-сайт, а не деятельности конкретной организации.

1.9. Научно-рекламные

Содержит сведения о научной деятельности организации, результатах теоретических и экспериментальных исследований, публикаций научного характера в аспекте внедрения результатов.

1.10.Нормативные производственно-практические

Содержит сведения нормативного или директивного характера, правила, требования к технологии, технике и организации производства. Приводится характеристика объекта описания или отрасли знания, которой посвящен web-сайт, а не деятельности конкретной организации.

1.11. Справочные производственно-практические

Содержит сведения о технологии, технике и организации производства, которые сочетаются с материалами справочного характера.

1.12. Учебно-научные

Содержит сведения об учебно-научной деятельности организации или конкретных лиц.

1.13. Рекламные производственно-практические

Содержит сведения об изделиях, услугах промышленного назначения в аспекте их продвижения.

1.14. Рекламно-массовые

Содержит сведения об изделиях, услугах массового спроса в аспекте их продвижения.

1.15. Рекламно-справочные

Содержит сведения об организации, ее деятельности, публикации по данной тематике, справочную информацию. Характеризуется наличием рекламы продукции (услуг).

1.16. Рекламно-торговые

Содержит сведения об изделиях, распространяемых для их продвижения и прямой продажи.

1.17. Научно-популярные

Содержит сведения о теоретических и экспериментальных исследованиях, изложенных в форме, доступной пользователю-неспециалисту.

1.18. Для досуга

Содержит сведения о различных увлечениях, организации быта и т.п.

2. Тематика

2.1. Универсальные




2.2. Многоотраслевые




2.3. Отраслевые




2.4. Тематические




2.5. Узкотематические




3. Форма организации информации

3.1. Сайты-визитки




3.2. Сайты-буклеты




3.3. Сайты бизнес-решения




3.4. Внешние коммуникационные каналы-сайты




4. Принадлежность

4.1. Сайт организации




4.2. Авторский




4.3. Коллективный




5. Форма собственности

5.1. Государственной собственности




5.2. Муниципальной собственности




5.3. Частной собственности



5.4. Собственности общественных, благотворительных, религиозных и иных организаций (объединений)




5.5. Иностранной собственности




5.6. Совместной российской и иностранной собственности




6. Условия доступа

6.1. Платные




6.2. Бесплатные




7. Функциональное назначение

7.1. Навигационные




7.2. Конечные





Приложение 2

ВИДЫ ДОКУМЕНТОВ





Наименование вида

Наименование подвида

1. Официальные

Закон

Указ


Постановление

Общегосударственные и региональные программы

Устав

Инструкция



2. Научные

Монография

Автореферат диссертации

Препринт

Статья


Тезисы докладов (сообщений) научной конференции (съезда, симпозиума)

Материалы научной конференции (съезда, симпозиума)

Сборник научных трудов

Аналитический обзор


3. Научно-популярные

Статья

Очерк


Правила проведения спортивных, компьютерных и т.п. игр

Сборники песен (песенники), музыкальных произведений




4. Производственно-практические

Практическое пособие

Практическое руководство

Технический проект (проектная и чертежно-конструкторская документация)

Описание технологических процессов

Методика

Инновационное предложение



5. Нормативные производственно-практические

Стандарт

Описание изобретения

Описания промышленных образцов, полезных моделей, товарных знаков

Инструкция (инструкции по эксплуатации)

Правила безопасности

Правила использования продукции

Правила упаковки, транспортировки и хранения продукции

Строительные нормы и правила

Паспорт технического изделия

Сертификат качества


Прейскурант

Каталог


6. Учебные

Учебник

Учебное пособие

Хрестоматия

Учебное наглядное пособие

Учебно-методическое пособие

Учебная программа

Практикум

Тест


Синхронистическая таблица

Вопросы зачетов, экзаменов

Расписание занятий


7. Массово-политические

Новости

Интервью


8. Справочные

Словарь

Энциклопедия

Энциклопедический словарь

Языковый словарь

Толковый словарь

Терминологический словарь

Разговорник

Справочник (справочник-каталог, адресный организационно-фирменный справочник, справочник по профессиям, справочник-определитель, справочник-хронограф)

Биографический справочник (словарь)

Биобиблиографический справочник (словарь)

Путеводитель

Проспект


Прейскурант

Каталог


Афиша

9. Для досуга

Кроссворд

Гороскоп


Сонник

Гадание


Сборник чертежей моделей, выкроек и т.п.

10. Рекламные

Каталог

Афиша


Проспект

Буклет


Рекламное сообщение

Прайс-лист



11. Литературно-художественные




Сообщение о гранте на НИР

Письма

Вопросы и ответы



Обращения

Обращения за помощью

Объявления

Отклики


Замечания

Благодарности

Советы

Рекомендации



Отчет о деятельности

Обзор


Результаты опросов

Рейтинг


Цель исследования:
Задачи исследования:
Объекты исследования
Требования к отбору объектов исследования:

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


(классификация сайтов)


  1. Елманова Н. Web-порталы: классификация и назначение/ Н. Елманова// Компьютер пресс. – 2001. - № 6. – С. 37-41.

  2. Куликов А. Российский бизнес в Internet/ А. Куликов// Мир Internet. – 2000. - № 6-7. – С. 42-46.

  3. Орлов С. Вертикальные и горизонтальные порталы/ С. Орлов// http://www.icb.ru.- 02/02/2002

  4. Успенский И. Энциклопедия Internet –бизнеса/ И.Успенский. – СПб.: Питер, 2000. – С. 67-211

  5. Черный С. Корпоративный портал по-русски/ Черный С.// Мир Internet. – 2001. - № 11. – С. 34-36.