Определение объектной области, объекта и предмета исследования - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
В чём отличие объекта и предмета социологии? 2 706.21kb.
Алгоритм деятельности учащегося-исследователя 1 177.91kb.
Методика исследования интернет-ресурсов технология составления обобщенной... 1 248.31kb.
4. региональная экономика 1 170.61kb.
Региональных стандартов технологий исследования функции органов и... 13 2166.69kb.
1 фио учителя 1 56.21kb.
Библейские доктрины Определение, цели и задачи предмета 7 1260.2kb.
Вопросы к экзамену по курсу «Экономическая теория» 1 31.46kb.
Размышления о синергетике в педагогике Н. А. Алексеев 1 71.48kb.
Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа... 3 630.29kb.
Примерная программа Наименование учебного предмета с указанием наименования... 1 452.31kb.
Критерии самооценки и экспертной оценки рукописей исследовательских... 1 123.44kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Определение объектной области, объекта и предмета исследования - страница №1/1

Подготовка к проведению научного исследования


  1. Определение объектной области, объекта и предмета исследования:

Объектная область - это сфера науки и практики, в которой находится объект исследования.

Объект исследования - это носитель проблемы, на который направлена исследовательская деятельность.

Предмет исследования – это конкретная часть объекта, внутри которой ведётся поиск (явления, отдельные их стороны, некоторые аспекты и т.д.).


  1. Выбор и формулировка темы, проблемы и обоснование их актуальности:

Тема исследования - это сфера производимой исследовательской деятельности.
Проблема - это некая противоречивая ситуация, возникшая в результате работы, определившая тему исследования и требующая своего разрешения в итоге исследовательской работы. Проблема определяет тактику и стратегию исследования.
Определение актуальности исследования - обязательное требование к любой научно – исследовательской работе. Актуальность может состоять, например, в необходимости получения новых данных; необходимости проверки новых методов и т.п. Актуальность темы всегда обосновывается с учетом практической необходимости разрешения поставленных вопросов.

Ряд практических шагов - приемов помогающих самостоятельно выбрать тему:

    • Аналитический обзор достижений той или иной научной области под авторством компетентных специалистов.

    • Руководство принципом повторения. Этот принцип подразумевает следование теме логике уже проведенных исследований, но с использованием усовершенствованных методов исследования, которые позволили бы уточнить и расширить имеющиеся знания об объекте и предмете, а также проверить их.

    • Поисковый способ. Он предусматривает ознакомление исследователя с первоисточниками: специальной литературой, новейшими работами в той или иной научной отрасли, а также смежных отраслей науки, и формировании темы на основе анализа актуальных проблем этих смежных отраслей или дисциплин.

    • Теоретическое обобщение существующих исследований, теорий, практических результатов исследований, критико - аналитических и описательных материалов.

    • Отправным пунктом для выбора и формулировании темы могут послужить ранее выдвинутые науке гипотезы, которые нуждаются в уточнении, проверке и доказательстве.

    • Поиск темы может вестись в "естественных" условиях научно – творческого общения начинающего исследователя с компетентными специалистами в избранной области изысканий.


  1. Изучение научной литературы и уточнение темы:

    • Проведение поиска нужной информации.

    • Составление предварительного списка изданий

    • Непосредственная работа с источниками

Определив тему и проблему своей работы, школьнику следует овладеть понятийным аппаратом, соотносимы с выбранной объектной областью :

    • Возможно, описать основные понятия и логические связи между ними, выстроив, таким образом, понятийную систему будущего исследования.

    • Дать анализ, сравнить, сопоставить различные толкования одного и того же понятия, обозначив границы его возможных значений и применения.

    • Классифицировать понятия по каким – либо параметрам, определив сферу их использования в исследовании.




  1. 4. Формулировка гипотезы:

Гипотеза определяется как научно обоснованное предположение о непосредственно наблюдаемом явлении . Основные свойства гипотезы:

    • Неопределенность истинного значения.

    • Направленность на раскрытие данного явления.

    • Выдвижение предположения о результатах разрешения проблемы.

    • Возможность выдвинуть «проект» решения проблемы.

Основные требования к формированию гипотезы:

    • В основе ее формирования должны находиться факты, относящиеся к избранной для изучения предметной области.

    • Сама формулировка гипотезы должна строиться таким образом, чтобы структура обобщений и утверждений, в которых она дается, позволяла осуществлять развитие рассуждения без пошагового обращения к фактам.

    • Плодотворное использование гипотезы осуществимо только в том случае, если исследователь способен работать с ней как уже к принятой в системе науки теории.

    • Недопустимо, чтобы исследователь исходил из любой мыслимой гипотезы. Он должен основываться на отдельных свойствах, связях, зависимостях, взаимодействиях, условиях, объяснимых с помощью выводимых из данной гипотезы законов.




  1. 5. Формулирование цели и задачи исследования:

Цель исследования – это конечный ожидаемый результат, которого хотел бы достичь исследователь в завершении своей работы. Можно поставить целью:     

    • выявить…

    • установить…

    • обосновать…

    • уточнить

    • разработать….

Задача исследования - это выбор путей и средств для достижения цели в соответствии с выдвинутой гипотезой, а также действия по достижению промежуточных результатов, направленных на достижение цели. Задачи принято делить на практические и познавательные. Практические задачи призваны способствовать непосредственному преобразованию окружающей действительности. Второй тип задач включает подуровень эмпирических познавательных задач


  1. 6. Определение методов исследования:

Общие и частные методы научных исследований, а также принципы подходов к различным типов объектов действительности и к разным классам научным задач изучает методология науки.

Метод – это способ достижения цели исследования; « путь постижения, познания истины, сущности предметов и явлений. Теоретические методы характеризуются обобщенностью и абстрактностью. Они определяются по основным мыслительным операциям, какими являются: анализ и синтез, сравнение, абстрагирование и конкретизация, обобщение, формализация, аналогия, моделирование. Эмпирических методы. Предмет эмпирического познания – практика и результаты ее деятельности. Результаты исследовательской работы на уровне эмпирики выражаются в обобщении полученного опыта, формировании норм и правил, получении фактов (информации) об объекте, их анализ и систематизация.

    • Математические методы

    • Статистические методы

    • Методы и модели теории графов и сетевого моделирования

    • Методы и модели динамического программирования

    • Методы и модели массового обслуживания

    • Метод визуализации данных (функции, графики)




  1. 7. Организация работы над проектами:

Этапы работы

Содержание работы на этой стадии

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Организационные формы

Организационный

Определение темы проекта, целей. Организация рабочих групп

Обсуждение проблемы. Выдвижение предположений, гипотез и их обоснование, уточнение целей.
Формирование рабочих групп

Создание проблемной ситуации и постановка проблемы

Рассказ, беседа, лекция

Планирование

1. Определение источников информации.
2. Определение способов сбора и анализа информации.
3. Определение способов представления результатов

(формы отчета).


4. Установление процедур и критериев оценки результатов и процесса

Формируют задачи.

Уточняют информационные источники.

Выбирают и обосновывают свои критерии успеха, форму отчета


Актуализирует

мотивационные состояния учащихся. Предлагает идеи. Совместно с учащимися устанавливает критерии оценок, консультирует



Беседа

Осуществление целей

Проверка правильности выбора целей. Доказательство гипотез

Собирают и уточняют информацию. Корректируют цели, Уточняют ход действий. Проводят лабораторные исследования

Наблюдает, консультирует, поддерживает положительные эмоции и состояние уверенности учащихся в своих действиях

Семинар (мозговой штурм.), практикум, самостоятельная работа

Оценка достижений, Рефлексия

Анализ выполнения проекта. Оценка частных и общих целей

Анализируют и обобщают полученные результаты. Формулируют проблему для нового проекта

Наблюдает. Направляет процесс анализа

Семинар. Консультация

Защита проекта

Оформление и коллективная защита проекта

Защищают проект и участвуют в коллективной оценке

Участвует в коллективном анализе и оценке результатов

Беседа. Консультация