Программа дисциплины для студентов специальностей 032301 «Регионоведение», 080111 - страница №1/4
|
Государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования Тюменской области
«Тюменская государственная академия мировой экономики, управления и права»
|
2.5. Реализация образовательных программ
|
СМК – РОП - ООП - 2.5.-2012
|
Микроэкономика
|
Согласовано
Проректор по учебной работе
_______________ Т.А.Кольцова
30 июня 2012 г.
|
УТВЕРЖДЕНО
Решением Учёного совета
(протокол № 11 от 27.06.2012 г.)
|
Д. В. Феоктистов
МИКРОЭКОНОМИКА
Рабочая программа дисциплины
Специальность
032301 «Регионоведение»
080111 «Маркетинг»
Форма обучения
очная, заочная
Тюмень
2012
|
ББК 65.012.1
М 59
МИКРОЭКОНОМИКА [Текст]: рабочая программа дисциплины для студентов специальностей 032301 «Регионоведение», 080111 «Маркетинг» очной и заочной формы обучения. Тюмень: ГАОУ ВПО ТО «ТГАМЭУП», 2012. – 44 с.
РПД составлен в соответствии с учебными планами специальностей 032301 «Регионоведение», 080111 «Маркетинг». Данный документ включает в себя организационно-методический раздел дисциплины; объем дисциплины, виды учебной работы и формы контроля в соответствии с учебным планом специальности по формам обучения; тематический план дисциплины; содержание дисциплины; планы семинарских (практических) занятий; задания для контрольной работы для студентов заочной формы обучения; учебно-методические материалы по дисциплине; формы текущего, промежуточного, рубежного и итогового контроля; задания для самостоятельной работы студентов с указанием её содержания, объема в часах по неделям, сроков и форм контроля, графика СРС.
Одобрено на заседании кафедры экономики и мирохозяйственных связей (протокол №10 от 06.06.2012), печатается по решению учебно-методического совета (протокол № 10 от 20.06.2012 г.).
Рецензенты:
Симонов С. Г., д.с.н., профессор, зав. кафедрой экономической теории ТГНГУ;
Кольцова Т. А., к.э.н., профессор каф. учета и налогообложения ТГАМЭУП.
Автор-составитель: Д. В. Феоктистов
© ТГАМЭУП, 2012
© Д. В. Феоктистов, 2012
Организационно-методический раздел дисциплины
Цель и задачи дисциплины
Курс «Микроэкономика» является дисциплиной по выбору для подготовки студентов специальностей 032301 «Регионоведение», 080111 «Маркетинг» очной и заочной форм обучения. Цель курса «Микроэкономика» – заложить основы экономического мышления студентов, в том числе обеспечить овладение методологией экономического анализа. Являясь разделом экономической теории, данная дисциплина, тем не менее, обладает собственной ценностью, т.к. предоставляет систематизированный подход к изучению поведения индивидуальных экономических субъектов, принципов функционирования отраслевых экономик. Таким образом, преподавание микроэкономики должно, с одной стороны, стимулировать студентов к формированию собственной позиции в отношении основных проблем социально-экономического развития современного общества и получению знаний, необходимых в прикладной экономической деятельности, с другой стороны.
В задачи курса входит:
-
Овладение общеэкономическими методами экономического анализа и методами, присущими микроэкономике.
-
Ознакомление с категориальным аппаратом микроэкономического анализа.
-
Рассмотрение базовой модели микроэкономического анализа – модели «спроса – предложения».
-
Рассмотрение модели рационального потребительского выбора. Адаптация данной модели к ситуации межвременного выбора и выбора, совершаемого в условиях неопределенности (риска).
-
Установление общих принципов принятия экономических решений минимизирующей издержки фирмой (модель «изокванты – изокосты»).
-
Моделирование особенностей конкурентной борьбы на рынках совершенной и несовершенной конкуренции, их воздействия на эффективность распределения экономических ресурсов.
-
Рассмотрение принципов формирования и эффективного распределения доходов в рыночной экономике.
-
Рассмотрение теорий международной торговли.
-
Выявление принципов государственного регулирования международной торговли, международного движения факторов производства и формирования валютного курса.
Прикладной задачей дисциплины является приобретение навыка решения задач, анализа экономических ситуаций. Познавательная ценность курса определяется возможностью свободной ориентации студентов при определении специализации, профессиональной ориентации в мире рыночной экономики.
Место дисциплины в профессиональной подготовке выпускников
Дисциплина «Микроэкономика» предусмотрена учебным планом специальностей.
Данный курс служит методологической базой для следующих специальных дисциплин: «Мировая экономика», «Финансы и кредит», «Маркетинг», «Менеджмент» и т.д.
Требования к уровню освоения курса
В ходе изучения курса «Микроэкономика» студенты должны –
а) знать:
-
предмет и методологию экономической теории;
-
основные теоретические подходы к изучению функционирования экономической системы общества;
-
модели формирования основных показателей рыночной конъюнктуры;
-
принципы анализа потребительского поведения;
-
принципы максимизации прибыли в зависимости от типа рыночной структуры;
-
особенности функционирования рыночного механизма в условиях наличия внешних эффектов, неполноты информации и государственного вмешательства.
б) уметь:
-
классифицировать рынки по различным признакам;
-
учитывать влияние различных методов государственного регулирования экономики на экономическое равновесие;
-
самостоятельно моделировать различные экономические явления с целью их дальнейшего анализа.
Объем дисциплины, виды учебной работы и формы контроля в соответствии с учебным планом специальности по формам обучения
специальность 032301 «Регионоведение»
очная форма обучения
Общие часы – 144 ч. Аудиторные занятия – 72 ч.
Лекции – 36 ч. Семинарские занятия – 36 ч.
Самостоятельная работа, в том числе экзамен – 72 ч.
Формы текущего и итогового контроля: опрос, подготовка докладов, проведение контрольных работ, тестирование, экзамен.
заочная форма обучения (6 лет)
Общие часы – 144 ч. Аудиторные занятия – 20 ч.
Лекции – 10 ч. Семинарские занятия – 10 ч.
Самостоятельная работа – 122 ч.
Формы текущего и итогового контроля: контрольная работа, экзамен.
заочная форма обучения (3,5 года)
Общие часы – 144 ч. Аудиторные занятия – 16 ч.
Лекции – 8 ч. Семинарские занятия –8 ч.
Самостоятельная работа – 128 ч.
специальность 080111.65 «Маркетинг»
очная форма обучения
Общие часы – 136 ч. Аудиторные занятия – 51 ч.
Лекции – 34 ч. Семинарские занятия – 17 ч.
Самостоятельная работа – 85 ч.
Формы текущего и итогового контроля: опрос, подготовка докладов, проведение контрольных работ, тестирование, экзамен.
заочная форма обучения (6 лет)
Общие часы – 136 ч. Аудиторные занятия – 14 ч.
Лекции – 8 ч. Семинарские занятия – 6 ч.
Самостоятельная работа – 122 ч.
Формы текущего и итогового контроля: контрольная работа, экзамен.
заочная форма обучения (3,5 года)
Общие часы – 136 ч. Аудиторные занятия – 12 ч.
Лекции – 6 ч. Семинарские занятия – 6 ч.
Самостоятельная работа – 124 ч.
Формы текущего и итогового контроля: контрольная работа, экзамен.
ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПЛАНЫ
специальность 032301 «Регионоведение»
очная форма обучения
Темы
|
Всего часов
|
Аудиторные занятия
|
СРС
|
всего
|
лекц.
|
се-
мин.
|
всего
|
Раздел 1. Рынок как тип хозяйствования
|
1. Предмет и метод экономической теории
|
6
|
4
|
2
|
2
|
2
|
2. Механизм рыночного ценообразования в модели «спроса-предложения»
|
8
|
6
|
3
|
3
|
2
|
3. Теория экономики благосостояния и государственное вмешательство в рыноч-ное равновесие
|
5
|
4
|
2
|
2
|
1
|
4. Эластичность спроса и предложения
|
5
|
4
|
2
|
2
|
1
|
Раздел 2. Потребление и спрос
|
5. Теория рационального потребительского выбора
|
5
|
4
|
2
|
2
|
1
|
6. Индивидуальный спрос
|
7
|
6
|
3
|
3
|
1
|
7. Модель разновременного выбора И. Фишера
|
5
|
4
|
2
|
2
|
1
|
Раздел 3. Теория фирмы и структура рынка
|
8. Теория фирмы
|
5
|
4
|
2
|
2
|
1
|
9. Рынок совершенной конкуренции
|
5
|
4
|
2
|
2
|
1
|
10. Рынок монополии
|
5
|
4
|
2
|
2
|
1
|
11. Рынок монополистической конкуренции
|
7
|
6
|
3
|
3
|
1
|
12. Рынок олигополистической конкуренции
|
5
|
4
|
2
|
2
|
1
|
Раздел 4. Факторные рынки и распределение доходов в рыночной экономике
|
13. Труд как фактор производства
|
5
|
4
|
2
|
2
|
1
|
14. Капитал и земля как факторы производства
|
5
|
4
|
2
|
2
|
1
|
15. Общее равновесие и благосостояние
|
5
|
4
|
2
|
2
|
1
|
16. Внешние эффекты и теорема Коуза
|
5
|
4
|
2
|
2
|
1
|
Экзамен
|
54
|
|
|
|
54
|
Всего
|
144
|
72
|
36
|
36
|
72
|
заочная форма обучения (3,5 года)
Темы
|
Всего часов
|
Аудиторные занятия
|
СРС
|
всего
|
лекц.
|
се-
мин.
|
всего
|
Раздел 1. Рынок как тип хозяйствования
|
1. Предмет и метод экономической теории
|
9
|
1
|
1
|
|
8
|
2. Механизм рыночного ценообразования в модели «спроса-предложения»
|
9
|
1
|
|
1
|
8
|
3. Теория экономики благосостояния и государственное вмешательство в рыноч-ное равновесие
|
9
|
1
|
1
|
|
8
|
4. Эластичность спроса и предложения
|
9
|
1
|
|
1
|
8
|
Раздел 2. Потребление и спрос
|
5. Теория рационального потребительского выбора
|
9
|
1
|
|
1
|
8
|
6. Индивидуальный спрос
|
9
|
1
|
1
|
|
8
|
7. Модель разновременного выбора И. Фишера
|
9
|
1
|
|
1
|
8
|
Раздел 3. Теория фирмы и структура рынка
|
8. Теория фирмы
|
9
|
1
|
1
|
|
8
|
9. Рынок совершенной конкуренции
|
9
|
1
|
|
1
|
8
|
10. Рынок монополии
|
9
|
1
|
1
|
|
8
|
11. Рынок монополистической конкуренции
|
9
|
1
|
|
1
|
8
|
12. Рынок олигополистической конкуренции
|
9
|
1
|
1
|
|
8
|
Раздел 4. Факторные рынки и распределение доходов в рыночной экономике
|
13. Труд как фактор производства
|
9
|
1
|
|
1
|
8
|
14. Капитал и земля как факторы производства
|
9
|
1
|
1
|
|
8
|
15. Общее равновесие и благосостояние
|
9
|
1
|
|
1
|
8
|
16. Внешние эффекты и теорема Коуза
|
9
|
1
|
1
|
|
8
|
Всего
|
144
|
16
|
8
|
8
|
128
|
заочная форма обучения (6 лет)
Темы
|
Всего часов
|
Аудиторные занятия
|
СРС
|
всего
|
лекц.
|
се-
мин.
|
всего
|
Раздел 1. Рынок как тип хозяйствования
|
1. Предмет и метод экономической теории
|
9
|
2
|
1
|
1
|
7
|
2. Механизм рыночного ценообразования в модели «спроса-предложения»
|
9
|
2
|
1
|
1
|
7
|
3. Теория экономики благосостояния и государственное вмешательство в рыноч-ное равновесие
|
9
|
2
|
1
|
1
|
7
|
4. Эластичность спроса и предложения
|
9
|
2
|
1
|
1
|
7
|
Раздел 2. Потребление и спрос
|
5. Теория рационального потребительского выбора
|
9
|
1
|
|
1
|
8
|
6. Индивидуальный спрос
|
9
|
1
|
1
|
|
8
|
7. Модель разновременного выбора И. Фишера
|
9
|
1
|
|
1
|
8
|
Раздел 3. Теория фирмы и структура рынка
|
8. Теория фирмы
|
9
|
1
|
1
|
|
8
|
9. Рынок совершенной конкуренции
|
9
|
1
|
|
1
|
8
|
10. Рынок монополии
|
9
|
1
|
1
|
|
8
|
11. Рынок монополистической конкуренции
|
9
|
1
|
|
1
|
8
|
12. Рынок олигополистической конкуренции
|
9
|
1
|
1
|
|
8
|
Раздел 4. Факторные рынки и распределение доходов в рыночной экономике
|
13. Труд как фактор производства
|
9
|
1
|
|
1
|
8
|
14. Капитал и земля как факторы производства
|
9
|
1
|
1
|
|
8
|
15. Общее равновесие и благосостояние
|
9
|
1
|
|
1
|
8
|
16. Внешние эффекты и теорема Коуза
|
9
|
1
|
1
|
|
8
|
Всего
|
144
|
20
|
10
|
10
|
124
|
Специальность 080111.65 «Маркетинг»
очная форма обучения
Тема
|
Всего часов
|
в том числе
|
аудиторные
|
СРС
|
всего
|
лекц.
|
сем. (пр.) зан.
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
Раздел 1. Рынок как тип хозяйствования
|
|
1. Предмет и метод экономической теории
|
8
|
3
|
2
|
1
|
5
|
2. Механизм рыночного ценообразования в модели «спроса-предложения»
|
13
|
6
|
4
|
2
|
7
|
3. Теория экономики благосостояния и го-сударственное вмешательство в рыночное равновесие
|
8
|
3
|
2
|
1
|
5
|
4. Эластичность спроса и предложения
|
8
|
3
|
2
|
1
|
5
|
Раздел 2. Потребление и спрос
|
5. Теория рационального потребительского выбора
|
8
|
3
|
2
|
1
|
5
|
6. Индивидуальный спрос
|
8
|
3
|
2
|
1
|
5
|
7. Модель разновременного выбора И. Фишера
|
17
|
6
|
4
|
2
|
11
|
Раздел 3. Теория фирмы и структура рынка
|
8. Теория фирмы
|
9
|
3
|
2
|
1
|
6
|
9. Рынок совершенной конкуренции
|
14
|
6
|
4
|
2
|
8
|
10. Рынок монополии
|
9
|
3
|
2
|
1
|
6
|
11. Рынок монополистической конкуренции
|
8
|
3
|
2
|
1
|
5
|
12. Рынок олигополистической конкуренции
|
8
|
3
|
2
|
1
|
5
|
Раздел 4. Факторные рынки и распределение доходов в рыночной экономике
|
13. Труд как фактор производства
|
9
|
3
|
2
|
1
|
6
|
14. Капитал и земля как факторы производства
|
9
|
3
|
2
|
1
|
6
|
Итого:
|
136
|
51
|
34
|
17
|
85
|
заочная форма обучения (6 лет)
Тема
|
Всего часов
|
в том числе
|
аудиторные
|
СРС
|
всего
|
лекц.
|
сем. (пр.) зан.
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
1. Предмет и метод экономической теории
|
2
|
|
|
|
2
|
2. Механизм рыночного ценообразования в модели «спроса-предложения»
|
11,5
|
1,5
|
1
|
0,5
|
10
|
3. Теория экономики благосостояния и го-сударственное вмешательство в рыночное равновесие
|
11
|
1
|
|
1
|
10
|
4. Эластичность спроса и предложения
|
10,5
|
0,5
|
|
0,5
|
10
|
5. Теория рационального потребительского выбора
|
12,5
|
0,5
|
|
0,5
|
12
|
6. Индивидуальный спрос
|
9
|
1
|
1
|
|
8
|
7. Модель разновременного выбора И. Фишера
|
10
|
2
|
|
2
|
8
|
8. Теория фирмы
|
11
|
1
|
1
|
|
10
|
9. Рынок совершенной конкуренции
|
14
|
2
|
2
|
|
12
|
10. Рынок монополии
|
10
|
|
|
|
10
|
11. Рынок монополистической конкуренции
|
9
|
1
|
|
1
|
8
|
12. Рынок олигополистической конкуренции
|
9
|
1
|
1
|
|
8
|
13. Труд как фактор производства
|
9
|
1
|
1
|
|
8
|
14. Капитал и земля как факторы производства
|
7,5
|
1,5
|
1
|
0,5
|
6
|
Итого:
|
136
|
14
|
8
|
6
|
122
|
заочная форма обучения (3,5 года)
Тема
|
Всего часов
|
в том числе
|
аудиторные
|
СРС
|
всего
|
лекц.
|
сем. (пр.) зан.
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
1. Предмет и метод экономической теории
|
2
|
|
|
|
2
|
2. Механизм рыночного ценообразования в модели «спроса-предложения»
|
11,5
|
1,5
|
1
|
0,5
|
10
|
3. Теория экономики благосостояния и го-сударственное вмешательство в рыночное равновесие
|
11
|
1
|
|
1
|
10
|
4. Эластичность спроса и предложения
|
10,5
|
0,5
|
|
0,5
|
10
|
5. Теория рационального потребительского выбора
|
12,5
|
0,5
|
|
0,5
|
12
|
6. Индивидуальный спрос
|
9
|
1
|
1
|
|
8
|
7. Модель разновременного выбора И. Фишера
|
10
|
2
|
|
2
|
8
|
8. Теория фирмы
|
12
|
1
|
1
|
|
11
|
9. Рынок совершенной конкуренции
|
13
|
1
|
1
|
|
12
|
10. Рынок монополии
|
10
|
|
|
|
10
|
11. Рынок монополистической конкуренции
|
9
|
1
|
|
1
|
8
|
12. Рынок олигополистической конкуренции
|
9
|
1
|
1
|
|
8
|
13. Труд как фактор производства
|
9
|
1
|
1
|
|
8
|
14. Капитал и земля как факторы производства
|
7,5
|
0,5
|
|
0,5
|
7
|
Итого:
|
136
|
12
|
6
|
6
|
124
|
следующая страница >>