И. А. Грошева социология управления - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Наименование дисциплины: «Социология труда» Рекомендуется для направления... 1 106.23kb.
Вопросы кандидатского экзамена по специальной дисциплине 22. 1 20.59kb.
Шифр специальности: 22. 00. 08 Социология управления Формула специальности... 1 23.88kb.
Профессор, доктор социологических наук 1 63.83kb.
Рабочая программа дисциплины Социология управления Направление подготовки... 1 140.1kb.
Рабочая программа дисциплины социология управления направление подготовки 5 765.91kb.
Учебное пособие раздел социология управления тема социология управления... 5 1360.01kb.
Программа «социология управления» 1 284.89kb.
А. В. Социология управления. Теоретические основы. Спб.: Изд-во Санкт-Петербургского... 1 222.73kb.
Рефератов по дисциплине «Социология управления» 1 30.88kb.
Конецкая В. П. Социология коммуникации: Учеб. М.: Междунар ун-т Бизнеса... 1 21.67kb.
Вопросы кандидатского экзамена по специальной дисциплине 22. 1 20.59kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

И. А. Грошева социология управления - страница №1/1





Государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования Тюменской области

«Тюменская государственная академия мировой экономики, управления и права»


2.5. Реализация образовательных программ

СМК – РОП - ООП - 2.5.-2012


Социология управления





Согласовано

Проректор по учебной работе

_______________ Т.А.Кольцова

"___"_______________2012 г.




УТВЕРЖДЕНО

Решением Учёного совета

(протокол № 10 от 30.05.2012 г.)

И.А. Грошева


СОЦИОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ
Рабочая программа дисциплины
Специальность

032301.65 - «Регионоведение»

Форма обучения



очная

Тюмень


2012



ББК 60.54+56

С 69
СОЦИОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ [Текст]: рабочая программа дисциплины. Тюмень: ГАОУ ВПО ТО «ТГАМЭУП». 2012. – 28 с.
Дисциплина «Социология управления» - это наука, благодаря которой методические приемы и концептуальный аппарат, разработанные в социологии, находят свое применение в сфере управленческих отношений, возникающих в любом обществе и в любую историческую эпоху. Управленческие отношения столь же универсальны, сколь универсальны отношения социальные и поскольку половина активной жизни человека проходит в сфере труда, производства и вообще экономической деятельности, особого внимания заслуживают те социальные отношения, которые формируются и функционируют в данной социальной среде.

Рабочая программа дисциплины подготовлена в соответствии с учебным планом специальности 032301.65 «Регионоведение».

Рабочая программа дисциплины предназначена для студентов специальности 032301.65 «Регионоведение» и включает в себя организационно-методический раздел дисциплины, тематический план; содержание курса; задания для семинарских и практических занятий, самостоятельной работы студентов; тесты для самоконтроля; перечень вопросов для подготовки к зачету; учебно-методические материалы по дисциплине.

Одобрено на заседании кафедры философии, истории и социологии протокол заседания кафедры № 9 от 23 апреля 2012 года, печатается по решению учебно-методического совета, протокол заседания УМС № 9 от 23 мая 2012 года.

Рецензенты:

Блажевич Н.В., д.ф.н., профессор, профессор кафедры философии, иностранных языков и гуманитарной подготовки сотрудников ОВД Тюменского института повышения квалификации сотрудников МВД России ;

Шведова М.Ф., к.с.н., декан факультета управления ГАОУ ВПО ТО «Тюменская государственная академия мировой экономики, управления и права».
Автор-составитель: к.с.н., доцент И.А. Грошева





© ГАОУ ВПО ТО «ТГАМЭУП», 2012




© И.А. Грошева, 2012


Организационно-методический раздел дисциплины
Цель и задачи дисциплины
Целью изучения курса «Социология управления» является формирование у обу­чаемых знаний о наиболее актуальных процессах в области управления в сочетании с детальным изложением проблем во всех областях общественной жизни – экономической, социальной, политической и духовной. Знание содержания социологии управления как науки и учебной дисциплины обогатит молодых специалистов новыми научными приемами и навыками, которые могут в дальнейшем найти применение в их трудовой деятельности.

Задачи курса:



  1. изучить органы управления с точки зрения функционирования их в качестве социальных систем;

  2. рассмотреть процесс постановки и реализации социальных целей с точки зрения социальных критериев;

  3. исследовать проблемы целенаправленного воздействия на управляемые подсистемы и связанные с этим вопросы, которые возникают в процессе управления;

  4. проанализировать проблемы внутригруппового регулирования и самоорганизации.


Место дисциплины в профессиональной подготовке выпускников
Дисциплина «Социология управления» включена в раздел ДФД.00 «Дополнительные и факультативные дисциплины», требования к усвоению дидактических единиц в Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования специальности отсутствуют.

Содержание и преподавание учебной дисциплины «Социология управления» тесно связаны с дисциплинами «Социология», «Теория управления», «Теория организации», «Менеджмент», «Культурология», «Психология управления».

В программе учтены также межпредметные связи с другими экономическими специальными дисциплинами и дисциплинами специализации, изучаемыми в образовательных учреждениях. Для изучения дисциплины также необходимы знания по истории государственного управления, математике, статистике, управлению персоналом, основам делового общения.
Требования к уровню освоения содержания курса
В результате изучения дисциплины обучающиеся должны:

а) знать:



  • структуру, содержание и функции социологии управления;

  • содержание основных этапов развития управленческой мысли;

  • особенности процесса социального управления, формы регуляции и саморегуляции социального поведения;

  • методику и технику организации деловых игр и тренингов;

  • законы, методы и принципы социального управления;

б) уметь:

  • анализировать социально-значимые проблемы и процессы;

  • использовать методы социологической науки в профессиональной деятельности;

в) иметь представление:

  • об организационной культуре, ее влиянии на организационную эффективность;

  • об организации как о целостной системе;

  • о природе возникновения социальных общностей и социальных групп; факторах, влияющих на групповую динамику;

  • о процессе формирования лидера управленческого типа;

  • о социальных технологиях и социальном проектировании.


Объем дисциплины, виды учебной работы и формы контроля в соответствии с учебным планом специальности по формам обучения
Специальность: 032301.65 «Регионоведение»

Очная форма обучения

Общие часы – 180 час.

Аудиторные занятия – 90 час.

Лекции – 45 час.

Семинарские (практические) занятия – 45 час.

Самостоятельная работа – 90 час.

Формы текущего и итогового контроля – опрос, подготовка докладов, тестирование, написание контрольных работ, зачет.


Заочная форма обучения(3,5 г.)

Общие часы – 180 час. Аудиторные занятия – 0 час.

Лекции – 0 час. Семинарские (практические) занятия – 0 час.

Самостоятельная работа – 180 час.

Формы текущего и итогового контроля – контрольная работа, зачет.
Заочная форма обучения(6 лет)

Общие часы – 180 час. Аудиторные занятия – 8 час.

Лекции – 9 час. Семинарские (практические) занятия – 9 час.

Самостоятельная работа – 162 час.

Формы текущего и итогового контроля – контрольная работа, зачет.
Тематический план дисциплины

Специальность: 032301.65 «Регионоведение»

очная форма обучения



Тема


Всего часов

в том числе

Аудиторные

СРС

всего

лекции

сем. (практ) занятия

всего

без препод.

с препод.

1. Сущность и содержание социального управления

12

6

4

2

6

6

-


2. История управленческой социальной мысли

18

8

4

4

10

8

2


3. Законы, методы и принципы социального управления

16

8

4

4

8

6

2


4. Социальная организация

18

8

4

4

10

8

2


5. Организационная культура

18

8

4

4

10

8

2


6. Групповая динамика

20

10

6

4

10

8

2


7. Лидер управленческого типа

16

8

4

4

8

6

2


8. Организаци-

онное развитие


18

8

4

4

10

8

2


9. Социальный контроль и эффективность управления

14

8

4

4

6

6

-


10. Прикладные исследования, тренинги и деловые игры в сфере управления

30

18

7

11

12

8

4


ИТОГО

180

90

45

45

90

72

18


заочная форма обучения(3,5 г.)


Тема


Всего часов

в том числе

Аудиторные

СРС

всего

лекции

сем. (практич.) занятия

1. Сущность и содержание социального управления

18

-

-

-

18

2. История управленческой социальной мысли

20

-

-

-

20

3. Законы, методы и принципы социального управления

10

-

-

-

10

4. Социальная организация

20

-

-

-

20

5. Организационная культура

20

-

-

-

20

6. Групповая динамика

20

-

-

-

20

7. Лидер управленческого типа

20

-

-

-

20

8. Организационное развитие

10

-

-

-

10

9. Социальный контроль и эффективность управления

20

-

-

-

20

10. Прикладные исследования, тренинги и деловые игры в сфере управления

22

-

-

-

22

ИТОГО

180

0

0

0

180


заочная форма обучения(6 лет)


Тема


Всего часов

в том числе

Аудиторные

СРС

всего

лекции

сем. (практич.) занятия

1. Сущность и содержание социального управления

17

2

1

1

15

2. История управленческой социальной мысли

17

2

1

1

15

3. Законы, методы и принципы социального управления

15

2

1

1

15

4. Социальная организация

17

2

1

1

15

5. Организационная культура

17

2

1

1

15

6. Групповая динамика

20

2

1

1

18

7. Лидер управленческого типа

21

2

1

1

19

8. Организационное развитие

10

-

-

-

10

9. Социальный контроль и эффективность управления

20

2

1

1

18

10. Прикладные исследования, тренинги и деловые игры в сфере управления

24

2

1

1

22

ИТОГО

180

18

9

9

162


Содержание дисциплины
Тема 1. Сущность и содержание социального управления
Социология управления как отрасль социологической науки. Объект и предмет социологии управления. Основные категории. Закономерности общественного развития, их воздействие на управленческие отношения. Структура социологии управления, ее взаимосвязи с управленческой наукой.

Субъекты и объекты социального управления. Социальное управление как процесс воздействия на интересы людей. Отражение потребностей и интересов социальных групп в управлении. Понятие и классификация интересов. Взаимосвязь интересов, потребностей, ценностей, стимулов, целей.


Тема 2. История управленческой социальной мысли
Исторические этапы становления и развития управленческой мысли, накопление различных взглядов, представлений и опыта на каждом из них: 1) древний период; 2) индустриальный; 3) период систематизации; 4) информационный. Предпосылки и истоки формирования рационалистической парадигмы управления. Влияние философского рационализма и социологического позитивизма на ее становление. Общая характеристика рационалистической парадигмы управления. Рационалистические концепции управления производством Ф.Тейлора, А.Файоля, Г. Форда. Их интерпретация в отечественной науке управления. Критика классической рационалистической школы управления представителями теорий «человеческих отношений». Бихевиоризм в теории управления как попытка отказа от рационалистической парадигмы. Общее и особенное в различных периодах и школах социального управления. Управленческая революция на Западе в 60-80-е годы ХХ века, ее сущность и содержание. История развития управленческой науки в России, особенности ее формирования.
Тема 3. Законы, методы и принципы социального управления
Наиболее общие, существенные и необходимые связи, изучаемые наукой управления. Необходимость разнообразия, специализации и интеграции управления, приоритетность социальных целей, возрастание субъективности, интеллектуальности в управлении, доминирование глобальных, генеральных, стратегических целей в достижении целостности системы. Принципы управленческой деятельности, позволяющие формировать систему управления и подбирать совокупность методов, необходимых для достижения целей: единоначалия в принятии решений и коллегиальности при их обсуждении; сочетания отраслевого и территориального управления; прогнозирования результатов управления и т.д. Сущность и специфика методов управления. Соотношение самоуправления, саморегуляции и научных методов управления.

Тема 4. Социальная организация
Управление и социальная организация, социальный порядок, социальное равновесие. Понятие о социальном пространстве. Усиление воздействия управления на социальное развитие. Управление как способ разрешения противоречий социального развития. Понятие «организация» и его три значения. Две формы организации – формальная и неформальная. Принципы их проектирования и развития. Бюрократическая форма организации (М. Вебер). Адхократия как форма бюрократического управления. Восточные и западные модели бюрократии. Открытые и закрытые социальные группы. Типы организационной структуры. Жизненный цикл организационной структуры. Социальная система. Открытая и закрытая системы. Техническая и социальная системы.
Тема 5. Организационная культура
Соотношение и взаимовлияние культур различных уровней. Структура организационной культуры. Объективная и субъективная организационные культуры. Ценности организационной культуры. Корпоративная культура. Типы корпоративных культур: неадаптивный, субстанциональный, рационально-целевой и анемический. Формирование корпоративной культуры. Типология организационной культуры. Типология Г. Хофштеде. Типология Т.Е. Дейла и А.А. Кеннеди. Типология Р. Акоффа. Сохранение и воспроизводство организационной культуры. Западная и российская организационная культура: сравнительный анализ. Организационная патология. Влияние культуры на организационную эффективность.
Тема 6. Групповая динамика

Сущность и определение социальной группы. Качественные характеристики социальных групп, проблемы их классификации. Виды иерархий социальных групп в общественной системе. Общеметодологические основы управления социальными группами. Группа как основа социальной организации. Понятие групповой динамики. Цели группы. Нормы группы. Структура группы и проблема лидерства. Типы поведения в группах. Факторы, влияющие на групповую динамику. Методы комплектования малых социальных групп.


Тема 7. Лидер управленческого типа
Понятия «сила», «власть», «авторитет». Социально-психологические и профессиональные особенности лидера. Профессиональные требования к личности управленца. Организация труда руководителя. Модели руководителей и специалистов. Экономические, административные и психологические методы и приемы управления. Правовое регулирование социальных отношений. Стили управления. Функции руководства.
Тема 8. Организационное развитие
Возникновение концепции «организационное развитие». Особенности организационного развития. Организационные изменения и их модели. Групповая работа в организационном развитии. Файро-теория У. Шутца. Конфликты в социальных организациях. Типология конфликтов. Ошибочные действия руководителя. Этапы разрешения конфликтов. Понятие рационального использования времени. «Ловушки» времени.
Тема 9. Социальный контроль и эффективность управления
Социальный контроль в управлении социальными процессами. Контроль как функция социального управления. Виды контроля. Государственный контроль: его назначение, содержание, организация. Общественный контроль. Бюрократизм как проявление противоречий развития государственного и общественного контроля. Формы и методы организации социального контроля. Контроль и укрепление дисциплины. Контроль и соблюдение норм общественной жизни. Функции социального контроля. Критерии и показатели эффективности управления. Проблемы социального контроля и эффективности в российской системе управления.
Тема 10. Прикладные исследования, тренинги и деловые игры в сфере управления
Изучение социальных резервов производства. Социальное планирование. «Дерево управленческих решений». Социальные технологии. Социальное проектирование. Принятие управленческих решений. Метод экспертных оценок. Понятие и функции тренинга. Виды тренинговых техник. Бизнес-тренинг. Тренинги личностного роста. Компоненты деловой игры. Принципы построения деловых игр. Типология деловых игр.
Планы семинарских (практических) занятий

Тема 1. Сущность и содержание социального управления
Основные вопросы:

  1. Охарактеризуйте основные функции социологии управления.

  2. Проанализируйте структуру социологии управления.

  3. Проанализируйте основные подходы к определению объекта и предмета социологии управления.

  4. Покажите различия между управлением, менеджментом и администрированием.


Вопросы для самоконтроля:

  1. Почему в последние годы в российском обществе заметно растет интерес к социологии управления?

  2. К какой группе отраслевых социологий относится социология управления?

  3. Какие подходы к определению предмета социологии управления вы можете назвать?

  4. Чем вызвана необходимость социального управления?

  5. В чем сущность и содержание социального управления?

  6. Что понимается под системой социального управления?

  7. Что нового вносит современная эпоха в содержание понятия «социальное управление»?


Темы для докладов, сообщений и рефератов:

  1. Социальный менеджмент и социология управления: сравнительный анализ.

  2. Системный подход к социальному управлению.

  3. Социальное управление в современной России.


Тема 2. История управленческой социальной мысли
Основные вопросы:

  1. Дайте краткую характеристику досоциологического этапа становления и развития идей социального управления.

  2. Охарактеризуйте концепции управления М. Вебера.

  3. Определите сущность классического этапа развития социологии управления.

  4. Раскройте содержание концепции человеческих отношений.

  5. Охарактеризуйте концепции управления, возникшие как антиподы структурному функционализму.

  6. Расскажите об основных этапах становления и развития отечественной социологии управления.


Вопросы для самоконтроля:

  1. Какие экономические и теоретические предпосылки возникновения социологии управления вам известны?

  2. Как исторически и предметно соотносится с социологией научный менеджмент?

  3. Какую роль в возникновении социологии управления сыграло появление и развитие эмпирической социологии?

  4. Почему появление социологии управления напрямую связывают с концепцией человеческих отношений и возникновением социологии менеджмента?

  5. Почему с именем М. Вебера связывают возникновение концепций управления?

  6. Какую роль сыграл М.М. Сперанский в развитии управления в России?

  7. Что такое НОТ?


Темы для докладов, сообщений и рефератов:

  1. Исторические этапы формирования управленческой мысли, их характеристики.

  2. Менеджмент как разновидность управления и его особенности.

  3. Развитие управленческой мысли в России, ее представители, основное содержание управленческих идей.

  4. Современное состояние управленческой мысли, тенденции в этой области знаний.


Тема 3. Законы, методы и принципы социального управления
Основные вопросы:

  1. Покажите связь между законами и принципами управления.

  2. В чем заключается сущность социальных методов управления.

  3. Раскройте основные направления социальной политики и ее специфику на разных уровнях социального управления.

  4. Законы, закономерности, принципы социального управления – их взаимосвязь.

  5. Сущность программно-целевого метода управления.


Вопросы для самоконтроля:

  1. Что такое законы социального управления?

  2. Что понимают под принципами социального управления?

  3. Какие методы социального управления вы знаете?

  4. Могут ли меняться законы и принципы управления?

  5. Какие из законов социального управления сегодня можно назвать приоритетными?

  6. Недостаточное использование каких законов и принципов социального управления усиливает кризисное состояние общества?

  7. Почему необходима совокупность методов для достижения эффективного конечного результата?


Темы для докладов, сообщений и рефератов:

  1. Методы самоуправления и саморазвития социальной системы: состояние их использования и возможности более широкого применения.

  2. Научные методы управления, повышение их роли в современном управлении.

  3. Целеполагание как основное средство воздействия и реализации системного подхода в управлении.

  4. Психологические методы в управлении.

  5. Методы морального стимулирования и социального регулирования.


Тема 4. Социальная организация
Основные вопросы:

  1. Формальные и неформальные социальные организации, их сущность и тенденции развития.

  2. Соотношение понятий «управление» и «социальная организация».

  3. Константы социальной организации.

  4. Основные принципы организации.

  5. Открытая и закрытая социальные системы.

  6. Открытые и закрытые технические системы.

  7. Основные типы организационной структуры.


Вопросы для самоконтроля:

  1. Что такое социальная организация?

  2. Почему управление не только наука, но и искусство?

  3. В чем заключается сущность организационных отношений и организационной деятельности?

  4. Какие направления совершенствования структур управления вы знаете?

  5. В чем заключается отличие иерархических от органических структур управления?

  6. Что такое адхократия?

  7. В чем заключается сущность бюрократии (по М. Веберу)?


Темы для докладов, сообщений и рефератов:

  1. Социальные лифты в организации.

  2. Социальное и организационное пространство.

  3. Жизненный цикл организационной структуры.

  4. Структура коммуникации в неформальных организациях.


Тема 5. Организационная культура
Основные вопросы:

  1. Значение корпоративной культуры.

  2. Структура организационной культуры.

  3. Влияние внешней среды на формирование организационной культуры.

  4. Управление организационной культурой.

  5. Типология организационной культуры.


Вопросы для самоконтроля:

  1. Что такое «организационная культура»?

  2. Что понимается под «деловым кредо» организации?

  3. Какова роль руководителя в формировании организационной культуры?

  4. Что означает горизонтальная деловая культура?

  5. Кто является автором идеи типологизации организационной культуры?

  6. Что такое организационная патология?

  7. Определите миссию организации, базовые цели, кодекс поведения на конкретном примере организации.


Темы для докладов, сообщений и рефератов:

  1. Методика диагностики и развития организационной культуры.

  2. Влияние культуры на организационную эффективность.

  3. Соотношение и взаимовлияние культур различных уровней.

  4. Способы анализа организационной культуры.


Тема 6. Групповая динамика
Основные вопросы:

  1. Понятие групповой динамики.

  2. Характеристики групповой динамики.

  3. Факторы, влияющие на групповую динамику.

  4. Фазы развития группы.

  5. Типы поведения в группе.


Вопросы для самоконтроля:

  1. Кто провел первые исследования групповой динамики?

  2. Что такое целевые роли?

  3. Что такое поддерживающие роли?

  4. Какие восемь ролей предложил М. Белбин?

  5. Что такое групповое напряжение?

  6. Определите стадию развития вашей группы.

  7. Определите ролевой состав вашей группы.


Темы для докладов, сообщений и рефератов:

  1. Коллектив как социальная основа формирования организации.

  2. Содержательные и формальные критерии коллектива.

  3. Управленческие кадры и их структура.

  4. Социометрическая методика комплектования малых групп.

  5. Малая группа в организации.


Тема 7. Лидер управленческого типа
Основные вопросы:

  1. Соотношение понятий «власть», «авторитет», «лидерство».

  2. Критерии эффективности руководства коллективом.

  3. Четыре категории подчиненных и четыре стиля руководства.

  4. Гендерные аспекты управления.

  5. Типология и функция лидерства.

  6. Стили управления.


Вопросы для самоконтроля:

  1. В чем проявляются лидерские качества руководителя?

  2. Какие профессиональные качества присущи лидеру-управленцу?

  3. Какие черты лидера-управленца, на ваш взгляд, выдвигаются на первый план?

  4. В чем сущность бихевиористского подхода к изучению лидера?

  5. В чем проявляется инструментальный стиль руководства?

  6. В чем сущность ситуационного подхода Фреда Фидлера?

  7. Какие виды авторитета вы знаете?


Темы для докладов, сообщений и рефератов:

  1. Локус контроля и подбор лидеров.

  2. Социальные аспекты управленческой деятельности.

  3. Формирование современного стиля руководства.

  4. Гуманизм и нравственность в управлении.

  5. Социально-психологическая и профессиональная модель лидера управленческого типа.


Тема 8. Организационное развитие
Основные вопросы:

  1. Возникновение концепции «организационное развитие».

  2. Понятие и отличительные особенности организационного развития.

  3. Организационное изменение.

  4. Модели организационных изменений.

  5. Интервенции организационного развития.

  6. Конфликты в социальных организациях.


Вопросы для самоконтроля:

  1. Что включает программа работ по организационному развитию?

  2. Какие основные принципы и ценности лежат в основе организационного развития?

  3. Какие отличительные особенности организационного развития вы знаете?

  4. В чем сущность поэтапной модели организационных изменений?

  5. Какова роль групповой работы в организационном развитии?

  6. Каковы основные положения Файро-теории?

  7. Какие виды конфликтов в организации вы знаете?

  8. Какие способы разрешения конфликтов вы знаете?

  9. Назовите виды ошибочных действий руководителя?

  10. Что значит «организовать свое рабочее время»?

  11. Назовите известные вам «ловушки времени».


Темы для докладов, сообщений и рефератов:

  1. Классификация интервенций организационного развития.

  2. Значение и роль групповой работы в организационном развитии.

  3. Гуманистический подход к пониманию личности и поведения человека.

  4. Файро-теория У. Шутца.

  5. Роль командной работы в организациях.

  6. Определения потребности в командной работе.


Тема 9. Социальный контроль и эффективность управления
Основные вопросы:

  1. Способы осуществления социального контроля.

  2. Функции контроля исполнения.

  3. Оценка качественных параметров эффективности управленческой деятельности.

  4. Государство как главный субъект социального управления.

  5. Политика стабилизации общественной системы.


Вопросы для самоконтроля:

  1. В чем заключается сущность социального контроля?

  2. Какие разновидности социального контроля вы знаете?

  3. Что представляет собой теоретическая модель эффективности управления?

  4. Что такое целеполагание?

  5. Что такое эффективность управления?

  6. Какова универсальная схема оценки эффективности управленческого труда?

  7. Каковы особенности государственного управления общественными делами?


Темы для докладов, сообщений и рефератов:

  1. Противоречия между обществом и государством: пути разрешения.

  2. Проблемы профессионализма в управлении.

  3. Стратегическое целеполагание – ресурс антикризисного управления.

  4. Социальная анемия: управленческие пути преодоления.

  5. Ценности, мораль, идеология как регуляторы общественной жизни: механизмы их использования в управлении.


Тема 10. Прикладные исследования, тренинги и деловые игры в сфере управления
Основные вопросы:

  1. Социальное планирование и проектирование.

  2. Управленческий консалтинг.

  3. Методы принятия управленческих решений.

  4. Принципы построения деловых игр.

  5. Типология деловых игр.


Вопросы для самоконтроля:

  1. Что такое управленческое решение?

  2. Какие уровни принятия управленческого решения вы знаете?

  3. Назовите принципы принятия эффективных решений?

  4. Что такое бизнес-тренинг?

  5. Что такое деловая игра?

  6. Что такое социоматрица?

  7. Что представляет собой метод Дельфи?


Темы для докладов, сообщений и рефератов:

  1. Применение тестов в управлении.

  2. Оценка эффективности тренинга.

  3. Информационные технологии и их роль в современном управлении.

  4. Социальное моделирование в современных условиях.

  5. Региональные программы: существующая практика разработки.

  6. Разработка и реализация общенациональных программ.



Порядок проведения и организации управленческих деловых игр по курсу «Социология управления»

В начале проведения деловой игры участники активизируют знания по обозначенной проблеме, определяют проблемное поле. Затем учебная группа делится на рабочие группы по 4-5 человек. Каждая из них получает для коллективного решения одну из проблем, которые в совокупности составляют проблемное поле. В каждой группе выделяется организатор групповой работы – докладчик. Методом мозгового штурма рабочая группа в течение 30 минут предлагает технологию, сценарий или проект решения обозначенной проблемы. По истечении времени каждая группа докладывает о своих наработках. Все группы участвуют в обсуждении доклада. Руководитель кратко подводит итоги групповой работы, оценивает качество, новизну подходов к решению выбранных проблем. Возможно продолжение работы в случае сложности обсуждаемого вопроса в качестве домашнего задания.
Тематика деловых игр
В тематику деловых игр вынесены ключевые функции и структурные элементы управления, овладение которыми требует не только знаний, но и практических умений, формирования навыков управленческого поведения и творческого мышления.

  1. Целеполагание в управлении.

  2. Комплексные целевые программы и проекты – организационная форма целеполагания.

  3. Стратегическое целеполагание.

  4. Организационные отношения и организационная деятельность. Проектирование социальных организаций.

  5. Социальный лидер управленческого типа. Разработка личностно-профессиональной модели управленца в организации определенного типа, технология поиска.

  6. Принятие управленческого решения. Технологии принятия и реализации.

  7. Социальный контроль и эффективность управления.

  8. Нормативное регулирование и моделирование в управлении. Технологии модели эффективного управления в социальной организации определенного типа.

Учебно-методические материалы по дисциплине

ЛИТЕРАТУРА
основная:

  1. Барбакова К.Г. и др. Социология управления [Текст]: УМП для поступающих в аспирантуру по специальности 22.00.08 «Социология управления» -Тюмень: ТГАМЭУП,2010.

  2. Грошева И.А. История социологических наук [Текст]: УМП для аспирантов и соискателей специальности 22. 00. 08 «Социология управления». -Тюмень:ТГАМЭУП,2010.

  3. Кравченко А.И., Тюрина И.О. Социология управления: фундаментальный курс: Учеб. пособие/А.И. Кравченко, И.О. Тюрина.-М.: Академический Проект,2006.

  4. Кравченко А.И., Анурин В.Ф. Социология: учебник для вузов. [Текст] - СПб.: Питер,2010.


дополнительная:

  1. Авксентьев В.А., Гриценко Г.Д., Дмитриев А.В. Уровень конфликтности в российских регионах// Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены.-2008.-№3(87).- С. 117-125.

  2. Беляева Л.А. Социальная стратификация и бедность в регионах России. //Социс. – 2006. -№9.

  3. Видоевич З. Социальное неравенство, демократия и развитие // Социс.-2010-№2.- с. 10-19.

  4. Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Нечипуренко В.Н., Попов А.В. Социология: учебник/ Под ред. проф. Ю.Г. Волкова. – 3-е изд.- М.: Гардарики, 2006.

  5. Волкогонова О.Д., Зуб А.Т. Управленческая психология: Учебник. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2005.

  6. Вудкок М., Фрэнсис Д. Раскрепощенный менеджер. Для руководителя-практика: Пер с англ. – М.: «Дело», 1991.

  7. Галкина Т.П. Социология управления: от группы к команде: Уч. пособие. – М.: Финансы и статистика, 2003.

  8. Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Прикладная социология: методология и методы: учебное пособие/М.К. Горшков, Ф.Э. Шереги. – М.: Альфа-М: ИНФРА –М, 2009.

  9. Грошева И.А. Социальный контроль в архитектонике институционального пространства: монография. Тюмень: ГАОУ ВПО ТО «Тюменская государственная академия мировой экономики, управления и права («ТГАМЭУП»), 2011.

  10. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Методы социологического исследования. Учебник. – М.:ИНФРА-М, 2006.

  11. Драчева Е.Л., Юликов Л.И. Менеджмент: Уч. пособие.- 3-е изд..- М.: Издательский центр «Академия», 2003.

  12. Душков Б.А., Смирнов Б.А., Королев А.В. Психология труда, профессиональной, информационной и организационной деятельности: Словарь/ Под ред. Б.А. Душкова. – 3-е изд. – М.: Академический Прект: Фонд «Мир», 2005.

  13. Зборовский Г.Е. Теоретические основания изучения социальной общности // Социс.- 2010.-№4.- с. 3-13.

  14. Зборовский Г.Е., Костина Н.Б. Социология управления: Уч. пособие. – М.: Гардарики, 2004.

  15. Иванычева Т.А. Организационная культура – социальный ресурс развития организаций в современных социокультурных условиях: монография.-Тюмень:ТГАМЭУП,2010.

  16. Игнатюк Ю. Л. Антология социологической мысли: Учебное пособие.-Тюмень: ТГАМЭУП. Часть 2.-2010.

  17. Костко Н. А. Социальное управление развитием региона: Монография.-Тюмень:ТГИМЭУиП, 2003.

  18. Кравченко А.И., Анурин В.Ф. Социология: Учебник для вузов. – СПб: Питер, 2006.

  19. Ксенчук Е.В., Киянова М.К. Технология успеха. – М.: «Дело ЛТД», 1993.

  20. Лавриненко В. Н., Путилова Л.М. Исследование социально- экономических и политических процессов: Учеб. пособие. - М.: Вузовский учебник, 2007.

  21. Основы социального управления: Уч. пособие/ А.Г. Гладышев, В.Н. Иванов, В.И. Патрушев и др. Под ред. В.Н. Иванова. – М.: Высш. шк., 2001.

  22. Прикладная социология: Уч. пособие/ Под ред. Ю.С. Колесникова. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2001.

  23. Рамендик Д.М. Управленческая психология: Учебник.- М: Форум: Инфра-М,2009.

  24. Розанова В. А. Психология управления: Учебное пособие.- М: Альфа-Пресс,2009.

  25. Рой О.М.Исследование социально-экономических и политических процессов: Учебник.- СПб.: Питер, 2004.

  26. Романов П.В. Социологические интерпретации менеджмента: исследования управления, контроля и организаций в современном обществе. – Саратов: Саратовский гос. техн. ун-т, 2000.

  27. Романовский Н.В. История социологии. Опыт изучения факторов развития // Социс.-2010-№10.- с. 121-131.

  28. Рубакин Н. А. Россия в цифрах. Страна. Народ. Сословия. Классы/ Суринов. А.Е. Сто лет спустя.-М.:РАГС,2009.

  29. Рубцова М.В. Управляемость во взаимодействии субъектов: традиционные и новые практики// Социс. – 2011. - №2. - с. 46-53.

  30. Севастьянов А.Н. Миф о среднем классе //Социс.-2010.-№1.- с. 146-150.

  31. Спивак В.А. Корпоративная культура. – СПб: Питер, 2001.

  32. Тихонов А.В. От социологии менеджмента к социологии управления//Социс. -2011.- №2. – с. 40-46.

  33. Тощенко Ж. Т. Тезаурус социологии: Темат. словарь-спр. /Л.Ф. Адилова, Р.И. Анисимов, Л.Н. Вдовиченко, под ред. Ж.Т. Тощенко.- М.:ЮНИТИ-ДАНА,2009.

  34. Третьякова О. В. Проектирование в системе управления развитием социального пространства города:Монография.-Тюмень, ТГАМЭУП,2009.

  35. Удальцова М.В. Социология управления: Уч. пособие. – М.: ИНФРА-М, Новосибирск: НГАЭиУ, 2001.

  36. Шведова М. Ф. Социализация личности руководителя малого бизнеса в переходный период российской экономики [текст]: монография /М.Ф. Шведова.-Тюмень,2007.

  37. Ярошенко С.С. Четыре социологических объяснения бедности (опыт анализа зарубежной литературы.//Социс.-2006.-№7.


Журналы
1. Социологические исследования

2. Вестник МГУ. Серия 18. «Социология и политология»


Сайты Internet
1. «Социология от А до Я» http://www.glasnet.ru/~asch/sociology/

2. Всероссийский центр изучения общественного мнения http://www.wciom.ru

3. Центр социологических исследований МГУ http://www.opinio.msu.ru/

4.Журнал социологические исследования http://www.isras.rssi.ru/R_Socis.htm

5. Центр независимых социологических исследований http://www.indepsocres.spb.ru

6. http://www.heritage.org/Research/Lecture/

7. http://www.transparency.org

8. http://www.gumer. info.ru


Формы текущего, промежуточного, рубежного и итогового контроля
Тесты для самоконтроля по курсу «Социология управления»
1. Скалярный принцип современного управления предполагает:

а) согласование должностных функций по вертикали и горизонтали;

б) провозглашение необходимости иерархического, многоуровневого строения организационной структуры, основывающегося на делегировании полномочий;

в) должностные обязанности на каждой ступеньке управления должны быть определены детально;

г) соответствие людей структуре.

2. Четыре принципа научного управления выдвинул:

а) А. Файоль; б) М. Вебер;

в) Ф. Тейлор; г) Э. Мэйо.

3. «Классическая» теория организации была создана благодаря усилиям:

а) А. Маслоу, Ф. Херцберга, Э. Мэйо;

б) Д. Макрегора, Р. Лайкерта, Г. Ливитта;

в) Л. Ньюмена, Б. Баса, У. Оучи;

г) Ф. Тейлора, А. Файоля, М. Вебера.

4. Модель управленческих отношений была разработана группой новосибирских ученых под руководством:

а) Ф.Р. Дунаевского; б) Р.В. Рывкиной;

в) А.И. Пригожина; г) Г.В. Осипова.
5. Концепция иерархической структуры была сформулирована:

а) А Файолем; б) Ф. Тейлором;

в) М.Вебером; г) Л.Ньюменом.

6. Первоначально термин «бюрократия» использовался М. Вебером для обозначения:

а) рациональной организации, предписания и правила которой создают фундамент эффективной работы;

б) иррациональной организации;

в) уничижительного названия исполнительной власти;

г) преобладания инструкций над субъективными решениями.

7. Адхократия – это:

а) высокая степень специализации и компетентности в узких областях деятельности;

б) организационная структура, основу которой составляют временные рабочие группы;

в) тип бюрократии, при котором работники управления мало используют профессиональные знания;

г) организация, в которой власть держится на негативных санкциях.

8. Характерной чертой советской бюрократии является:

а) статус гражданина важнее, чем статус должности;

б) назначение человека на должность есть нечто производное от его функциональных и профессиональных качеств;

в) совмещение статусных, родственно-дружеских и профессиональных черт в одном лице;

г) добровольная отставка была обычным делом.

9. Номенклатура – это:

а) перечень производимой продукции;

б) перечень руководящих должностей, замещение которых производит вышестоящий орган;

в) перечень документов в делопроизводстве;

г) выполнение одним лицом нескольких должностей.

10. Характерной чертой административной системы является:

а) принцип закрытости социальной группы;

б) ориентация на других;

в) превращение денег в товар;

г) наличие небольшой группы соратников.

11. Необходимость осуществления некой сложной целевой совместной деятельности является условием возникновения:

а) мафии; б) номенклатуры;

в) бюрократии; г) организации.

12. Система долгосрочных и краткосрочных целей, отражающих интересы общества, потребителей и др., называется:

а) целью организации; б) миссией организации;

в) концепцией развития; г) бизнес-планом.

13. Концепция «управления по целям» разработана:

а) Дж. Муни; б) Л. Гьюликом;

в) А.И. Пригожиным; г) П. Друкером.

14. Целью закрытой технической системы является:

а) адаптивность, приспособление организации к окружающей среде;

б) максимизация эффективности и продуктивности;

в) ориентация на взаимодействие с окружением;

г) успешность решения внутренних человеческих проблем.

15. Механизмы контроля за поведением отличаются гибкостью и демократизмом и основываются на профессиональных нормах, стандартах и ценностях в:

а) открытой технической системе;

б) закрытой технической системе;

в) открытой социальной системе;

в) закрытой социальной системе.

16. Ценовой или рыночный механизм контроля преобладает в:

а) открытой технической системе;

б) закрытой технической системе;

в) открытой социальной системе;

в) закрытой социальной системе.

17. Критерием эффективности закрытой социальной системы является:

а) адаптивность, приспособление организации к окружающей среде;

б) максимизация эффективности и продуктивности;

в) ориентация на взаимодействие с окружением;

г) успешность решения внутренних человеческих проблем.

18. Для открытой социальной системы подходит следующий тип ученого:

а) «ученый-аналитик»; б) «гуманитарий»;

в) «концептуальный теоретик»; г) «частичный гуманитарий».

19. Для закрытой социальной системы подходит следующий тип ученого:

а) «ученый-аналитик»; б) «гуманитарий»;

в) «концептуальный теоретик»; г) «частичный гуманитарий».

20. Для открытой технической системы подходит следующий тип ученого:

а) «ученый-аналитик»; б) «гуманитарий»;

в) «концептуальный теоретик»; г) «частичный гуманитарий».

21. Для закрытой технической системы подходит следующий тип ученого:

а) «ученый-аналитик»; б) «гуманитарий»;

в) «концептуальный теоретик»; г) «частичный гуманитарий».

22. Внутренняя топология социальной организации, структура которой задается не столько физическими, сколько статусно-символическими границами- это:

а) организационное поведение; б) организационная культура;

в) организационное пространство; г) структура управления.

23. Совокупность ценностей, убеждений, отношений, общих для всех сотрудников данной организации, предопределяющих нормы их поведения – это:

а) организационное поведение; б) организационная культура;

в) организационное пространство; г) структура управления.

24. Для того, чтобы знать желаемый уровень текучести кадров, предпочитаемый тренд развития трудового коллектива, необходимо:

а) ориентироваться на среднеотраслевые стандарты;

б) разработать «дерево управленческих решений»;

в) построить нормативную модель;

г) составить социальный паспорт.

25. Социальная технология дает возможность:

а) проведения социологических исследований;

б) многократно использовать отработанный стандартный алгоритм;

в) переходить от экономических показателей к социальным;

г) построить эмпирическую модель изучаемого свойства.

26. Исследование, где социальные факты объясняются через психофизиологические, психические, правовые, экономические и др. факты, называется:

а) социологическим; б) трендовым;

в) социальным; г) прикладным.

27. Система методов выявления и количественного измерения эмоциональных, межличностных взаимоотношений людей в малых социальных группах – это:

а) социодинамика; б) социатрия;

в) социономия; г) социометрия.

28. Схематическое изображение реакции испытуемых друг на друга при ответах на социометрические вопросы – это:

а) социодрама; б) социограмма;

в) социоматрица; г) моренотерапия.

29. Для организации интенсивной групповой динамики и создания творчески работающей группы используются:

а) социотехнические средства; б) мыслетехнические средства;

в) психотехнические средства; г) системные средства.

30. Игра, которая позволяет исследовать социальную систему путем эксперимента с ее моделью, называется:

а) репрезентационной; б) деловой;



в) организационно-деятельностной; г) инновационной.
Вопросы для подготовки к зачету по дисциплине

«Социология управления»


  1. Понятие социального управления, его структура.

  2. Целеполагание как основная функция управления.

  3. Исторические этапы становления и развития управленческой мысли.

  4. «Классические» теории организации.

  5. Теория «человеческих отношений».

  6. История становления управленческой науки в России.

  7. Законы социального управления.

  8. Принципы управленческой деятельности.

  9. Методы социального управления, их сущность и специфика.

  10. Формальные и неформальные социальные организации.

  11. Бюрократическая форма организации.

  12. Типы организационной структуры.

  13. Малая группа в организации.

  14. Характеристики групповой динамики.

  15. Типы поведения в группах.

  16. Стадии развития группы.

  17. Структура организационной культуры.

  18. Типология организационной культуры.

  19. Сущность процесса принятия управленческих решений.

  20. Управленческое общение.

  21. Стили руководства.

  22. Функции руководства.

  23. Особенности организационного развития.

  24. Файро-теория У. Шутца.

  25. Типология конфликтов в социальной организации.

  26. Виды ошибочных действий руководителя.

  27. Этапы разрешения конфликта.

  28. Понятие рационального использования времени.

  29. Социальный контроль.

  30. Государственное управление как особый вид управления.


Самостоятельная работа студентов
Самостоятельная работа студентов дневной формы обучения предполагает подготовку теоретического материала для опроса на семинарских занятиях и ответов на контрольные вопросы в соответствии с разделом «Задания для семинарских и практических занятий», написание докладов, темы которых представлены в разделе «Формы текущего, промежуточного, рубежного и итогового контроля».
График самостоятельной работы студентов очной формы обучения


Тема

Семестр

Недели

Часы

Содержание СРС

Формы контроля СРС

1

2

3

4

5

6

1. Сущность и содержание социального управления

6

2

6

Изучение мнений о перспективах развития социологии управления в России, содержании управления

Устный опрос, доклады

2. История управленческой социальной мысли

6

4

10

Изучение классических и современных, отечественных и зарубежных социологических теорий

Устный опрос, доклады, тестирование

3. Законы, методы и принципы социального управления

6

6

8

Изучение взаимодействия и взаимосвязи законов, методов и принципов социального управления

Устный опрос, доклады

4. Социальная организация

6

8

10

Изучение системного подхода к рассмотрению социальной организации

Устный опрос, доклады, тестирование

5. Организационная культура

6

10

10

Изучение структуры организационной культуры, типологии организационной культуры

Устный опрос, доклады

6. Групповая динамика

6

12

10

Рассмотрение видов социальных общностей; факторов, влияющих на групповую динамику, социальных ролей

Устный опрос, доклады, тестирование

7. Лидер управленческого типа

6

13

8

Изучение особенностей лидера управленческого типа; выявление различных подходов к стилям управления

Устный опрос, доклады

8. Организацион-ное развитие

6

14

10

Изучение особенностей организационного развития; действие файро-теории

Устный опрос, доклады

9. Социальный контроль и эффективность управления

6

16

6

Выяснение проблем эффективности социального контроля

Устный опрос, доклады

10. Прикладные исследования, тренинги и деловые игры в сфере управления

6

18

12

Изучение компонентов построения деловых игр

Тренинги, деловые игры



СОДЕРЖАНИЕ


Организационно-методический раздел дисциплины


3

Объем дисциплины, виды учебной работы и формы контроля в соответствии с учебным планом специальности по формам обучения

4


Тематический план дисциплины


5

Содержание дисциплины


7

Планы семинарских занятий


10

Учебно-методические материалы по дисциплине


18

Формы текущего, промежуточного, рубежного и итогового контроля


20

Самостоятельная работа студентов


25


Ирина Александровна Грошева
СОЦИОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ
Рабочая программа дисциплины

для студентов специальности 032301.65 «Регионоведение»

очной формы обучения

Формат 60х84/16. Гарнитура Times New Roman

Объем 1,63 у.- п.л.

ТЮМЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ

МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА

625051, г. Тюмень, ул. 30 лет Победы, 102