И. А. Грошева социология управления - страница №1/1
|
Государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования Тюменской области
«Тюменская государственная академия мировой экономики, управления и права»
|
2.5. Реализация образовательных программ
|
СМК – РОП - ООП - 2.5.-2012
|
Социология управления
|
Согласовано
Проректор по учебной работе
_______________ Т.А.Кольцова
"___"_______________2012 г.
|
УТВЕРЖДЕНО
Решением Учёного совета
(протокол № 10 от 30.05.2012 г.)
|
И.А. Грошева
СОЦИОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ
Рабочая программа дисциплины
Специальность
032301.65 - «Регионоведение»
Форма обучения
очная
Тюмень
2012
|
ББК 60.54+56
С 69
СОЦИОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ [Текст]: рабочая программа дисциплины. Тюмень: ГАОУ ВПО ТО «ТГАМЭУП». 2012. – 28 с.
Дисциплина «Социология управления» - это наука, благодаря которой методические приемы и концептуальный аппарат, разработанные в социологии, находят свое применение в сфере управленческих отношений, возникающих в любом обществе и в любую историческую эпоху. Управленческие отношения столь же универсальны, сколь универсальны отношения социальные и поскольку половина активной жизни человека проходит в сфере труда, производства и вообще экономической деятельности, особого внимания заслуживают те социальные отношения, которые формируются и функционируют в данной социальной среде.
Рабочая программа дисциплины подготовлена в соответствии с учебным планом специальности 032301.65 «Регионоведение».
Рабочая программа дисциплины предназначена для студентов специальности 032301.65 «Регионоведение» и включает в себя организационно-методический раздел дисциплины, тематический план; содержание курса; задания для семинарских и практических занятий, самостоятельной работы студентов; тесты для самоконтроля; перечень вопросов для подготовки к зачету; учебно-методические материалы по дисциплине.
Одобрено на заседании кафедры философии, истории и социологии протокол заседания кафедры № 9 от 23 апреля 2012 года, печатается по решению учебно-методического совета, протокол заседания УМС № 9 от 23 мая 2012 года.
Рецензенты:
Блажевич Н.В., д.ф.н., профессор, профессор кафедры философии, иностранных языков и гуманитарной подготовки сотрудников ОВД Тюменского института повышения квалификации сотрудников МВД России ;
Шведова М.Ф., к.с.н., декан факультета управления ГАОУ ВПО ТО «Тюменская государственная академия мировой экономики, управления и права».
Автор-составитель: к.с.н., доцент И.А. Грошева
|
© ГАОУ ВПО ТО «ТГАМЭУП», 2012
|
|
© И.А. Грошева, 2012
|
Организационно-методический раздел дисциплины
Цель и задачи дисциплины
Целью изучения курса «Социология управления» является формирование у обучаемых знаний о наиболее актуальных процессах в области управления в сочетании с детальным изложением проблем во всех областях общественной жизни – экономической, социальной, политической и духовной. Знание содержания социологии управления как науки и учебной дисциплины обогатит молодых специалистов новыми научными приемами и навыками, которые могут в дальнейшем найти применение в их трудовой деятельности.
Задачи курса:
-
изучить органы управления с точки зрения функционирования их в качестве социальных систем;
-
рассмотреть процесс постановки и реализации социальных целей с точки зрения социальных критериев;
-
исследовать проблемы целенаправленного воздействия на управляемые подсистемы и связанные с этим вопросы, которые возникают в процессе управления;
-
проанализировать проблемы внутригруппового регулирования и самоорганизации.
Место дисциплины в профессиональной подготовке выпускников
Дисциплина «Социология управления» включена в раздел ДФД.00 «Дополнительные и факультативные дисциплины», требования к усвоению дидактических единиц в Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования специальности отсутствуют.
Содержание и преподавание учебной дисциплины «Социология управления» тесно связаны с дисциплинами «Социология», «Теория управления», «Теория организации», «Менеджмент», «Культурология», «Психология управления».
В программе учтены также межпредметные связи с другими экономическими специальными дисциплинами и дисциплинами специализации, изучаемыми в образовательных учреждениях. Для изучения дисциплины также необходимы знания по истории государственного управления, математике, статистике, управлению персоналом, основам делового общения.
Требования к уровню освоения содержания курса
В результате изучения дисциплины обучающиеся должны:
а) знать:
-
структуру, содержание и функции социологии управления;
-
содержание основных этапов развития управленческой мысли;
-
особенности процесса социального управления, формы регуляции и саморегуляции социального поведения;
-
методику и технику организации деловых игр и тренингов;
-
законы, методы и принципы социального управления;
б) уметь:
-
анализировать социально-значимые проблемы и процессы;
-
использовать методы социологической науки в профессиональной деятельности;
в) иметь представление:
-
об организационной культуре, ее влиянии на организационную эффективность;
-
об организации как о целостной системе;
-
о природе возникновения социальных общностей и социальных групп; факторах, влияющих на групповую динамику;
-
о процессе формирования лидера управленческого типа;
-
о социальных технологиях и социальном проектировании.
Объем дисциплины, виды учебной работы и формы контроля в соответствии с учебным планом специальности по формам обучения
Специальность: 032301.65 «Регионоведение»
Очная форма обучения
Общие часы – 180 час.
Аудиторные занятия – 90 час.
Лекции – 45 час.
Семинарские (практические) занятия – 45 час.
Самостоятельная работа – 90 час.
Формы текущего и итогового контроля – опрос, подготовка докладов, тестирование, написание контрольных работ, зачет.
Заочная форма обучения(3,5 г.)
Общие часы – 180 час. Аудиторные занятия – 0 час.
Лекции – 0 час. Семинарские (практические) занятия – 0 час.
Самостоятельная работа – 180 час.
Формы текущего и итогового контроля – контрольная работа, зачет.
Заочная форма обучения(6 лет)
Общие часы – 180 час. Аудиторные занятия – 8 час.
Лекции – 9 час. Семинарские (практические) занятия – 9 час.
Самостоятельная работа – 162 час.
Формы текущего и итогового контроля – контрольная работа, зачет.
Тематический план дисциплины
Специальность: 032301.65 «Регионоведение»
очная форма обучения
Тема
|
Всего часов
|
в том числе
|
Аудиторные
|
СРС
|
всего
|
лекции
|
сем. (практ) занятия
|
всего
|
без препод.
|
с препод.
|
1. Сущность и содержание социального управления
|
12
|
6
|
4
|
2
|
6
|
6
|
-
|
2. История управленческой социальной мысли
|
18
|
8
|
4
|
4
|
10
|
8
|
2
|
3. Законы, методы и принципы социального управления
|
16
|
8
|
4
|
4
|
8
|
6
|
2
|
4. Социальная организация
|
18
|
8
|
4
|
4
|
10
|
8
|
2
|
5. Организационная культура
|
18
|
8
|
4
|
4
|
10
|
8
|
2
|
6. Групповая динамика
|
20
|
10
|
6
|
4
|
10
|
8
|
2
|
7. Лидер управленческого типа
|
16
|
8
|
4
|
4
|
8
|
6
|
2
|
8. Организаци-
онное развитие
|
18
|
8
|
4
|
4
|
10
|
8
|
2
|
9. Социальный контроль и эффективность управления
|
14
|
8
|
4
|
4
|
6
|
6
|
-
|
10. Прикладные исследования, тренинги и деловые игры в сфере управления
|
30
|
18
|
7
|
11
|
12
|
8
|
4
|
ИТОГО
|
180
|
90
|
45
|
45
|
90
|
72
|
18
|
заочная форма обучения(3,5 г.)
Тема
|
Всего часов
|
в том числе
|
Аудиторные
|
СРС
|
всего
|
лекции
|
сем. (практич.) занятия
|
1. Сущность и содержание социального управления
|
18
|
-
|
-
|
-
|
18
|
2. История управленческой социальной мысли
|
20
|
-
|
-
|
-
|
20
|
3. Законы, методы и принципы социального управления
|
10
|
-
|
-
|
-
|
10
|
4. Социальная организация
|
20
|
-
|
-
|
-
|
20
|
5. Организационная культура
|
20
|
-
|
-
|
-
|
20
|
6. Групповая динамика
|
20
|
-
|
-
|
-
|
20
|
7. Лидер управленческого типа
|
20
|
-
|
-
|
-
|
20
|
8. Организационное развитие
|
10
|
-
|
-
|
-
|
10
|
9. Социальный контроль и эффективность управления
|
20
|
-
|
-
|
-
|
20
|
10. Прикладные исследования, тренинги и деловые игры в сфере управления
|
22
|
-
|
-
|
-
|
22
|
ИТОГО
|
180
|
0
|
0
|
0
|
180
|
заочная форма обучения(6 лет)
Тема
|
Всего часов
|
в том числе
|
Аудиторные
|
СРС
|
всего
|
лекции
|
сем. (практич.) занятия
|
1. Сущность и содержание социального управления
|
17
|
2
|
1
|
1
|
15
|
2. История управленческой социальной мысли
|
17
|
2
|
1
|
1
|
15
|
3. Законы, методы и принципы социального управления
|
15
|
2
|
1
|
1
|
15
|
4. Социальная организация
|
17
|
2
|
1
|
1
|
15
|
5. Организационная культура
|
17
|
2
|
1
|
1
|
15
|
6. Групповая динамика
|
20
|
2
|
1
|
1
|
18
|
7. Лидер управленческого типа
|
21
|
2
|
1
|
1
|
19
|
8. Организационное развитие
|
10
|
-
|
-
|
-
|
10
|
9. Социальный контроль и эффективность управления
|
20
|
2
|
1
|
1
|
18
|
10. Прикладные исследования, тренинги и деловые игры в сфере управления
|
24
|
2
|
1
|
1
|
22
|
ИТОГО
|
180
|
18
|
9
|
9
|
162
|
Содержание дисциплины
Тема 1. Сущность и содержание социального управления
Социология управления как отрасль социологической науки. Объект и предмет социологии управления. Основные категории. Закономерности общественного развития, их воздействие на управленческие отношения. Структура социологии управления, ее взаимосвязи с управленческой наукой.
Субъекты и объекты социального управления. Социальное управление как процесс воздействия на интересы людей. Отражение потребностей и интересов социальных групп в управлении. Понятие и классификация интересов. Взаимосвязь интересов, потребностей, ценностей, стимулов, целей.
Тема 2. История управленческой социальной мысли
Исторические этапы становления и развития управленческой мысли, накопление различных взглядов, представлений и опыта на каждом из них: 1) древний период; 2) индустриальный; 3) период систематизации; 4) информационный. Предпосылки и истоки формирования рационалистической парадигмы управления. Влияние философского рационализма и социологического позитивизма на ее становление. Общая характеристика рационалистической парадигмы управления. Рационалистические концепции управления производством Ф.Тейлора, А.Файоля, Г. Форда. Их интерпретация в отечественной науке управления. Критика классической рационалистической школы управления представителями теорий «человеческих отношений». Бихевиоризм в теории управления как попытка отказа от рационалистической парадигмы. Общее и особенное в различных периодах и школах социального управления. Управленческая революция на Западе в 60-80-е годы ХХ века, ее сущность и содержание. История развития управленческой науки в России, особенности ее формирования.
Тема 3. Законы, методы и принципы социального управления
Наиболее общие, существенные и необходимые связи, изучаемые наукой управления. Необходимость разнообразия, специализации и интеграции управления, приоритетность социальных целей, возрастание субъективности, интеллектуальности в управлении, доминирование глобальных, генеральных, стратегических целей в достижении целостности системы. Принципы управленческой деятельности, позволяющие формировать систему управления и подбирать совокупность методов, необходимых для достижения целей: единоначалия в принятии решений и коллегиальности при их обсуждении; сочетания отраслевого и территориального управления; прогнозирования результатов управления и т.д. Сущность и специфика методов управления. Соотношение самоуправления, саморегуляции и научных методов управления.
Тема 4. Социальная организация
Управление и социальная организация, социальный порядок, социальное равновесие. Понятие о социальном пространстве. Усиление воздействия управления на социальное развитие. Управление как способ разрешения противоречий социального развития. Понятие «организация» и его три значения. Две формы организации – формальная и неформальная. Принципы их проектирования и развития. Бюрократическая форма организации (М. Вебер). Адхократия как форма бюрократического управления. Восточные и западные модели бюрократии. Открытые и закрытые социальные группы. Типы организационной структуры. Жизненный цикл организационной структуры. Социальная система. Открытая и закрытая системы. Техническая и социальная системы.
Тема 5. Организационная культура
Соотношение и взаимовлияние культур различных уровней. Структура организационной культуры. Объективная и субъективная организационные культуры. Ценности организационной культуры. Корпоративная культура. Типы корпоративных культур: неадаптивный, субстанциональный, рационально-целевой и анемический. Формирование корпоративной культуры. Типология организационной культуры. Типология Г. Хофштеде. Типология Т.Е. Дейла и А.А. Кеннеди. Типология Р. Акоффа. Сохранение и воспроизводство организационной культуры. Западная и российская организационная культура: сравнительный анализ. Организационная патология. Влияние культуры на организационную эффективность.
Тема 6. Групповая динамика
Сущность и определение социальной группы. Качественные характеристики социальных групп, проблемы их классификации. Виды иерархий социальных групп в общественной системе. Общеметодологические основы управления социальными группами. Группа как основа социальной организации. Понятие групповой динамики. Цели группы. Нормы группы. Структура группы и проблема лидерства. Типы поведения в группах. Факторы, влияющие на групповую динамику. Методы комплектования малых социальных групп.
Тема 7. Лидер управленческого типа
Понятия «сила», «власть», «авторитет». Социально-психологические и профессиональные особенности лидера. Профессиональные требования к личности управленца. Организация труда руководителя. Модели руководителей и специалистов. Экономические, административные и психологические методы и приемы управления. Правовое регулирование социальных отношений. Стили управления. Функции руководства.
Тема 8. Организационное развитие
Возникновение концепции «организационное развитие». Особенности организационного развития. Организационные изменения и их модели. Групповая работа в организационном развитии. Файро-теория У. Шутца. Конфликты в социальных организациях. Типология конфликтов. Ошибочные действия руководителя. Этапы разрешения конфликтов. Понятие рационального использования времени. «Ловушки» времени.
Тема 9. Социальный контроль и эффективность управления
Социальный контроль в управлении социальными процессами. Контроль как функция социального управления. Виды контроля. Государственный контроль: его назначение, содержание, организация. Общественный контроль. Бюрократизм как проявление противоречий развития государственного и общественного контроля. Формы и методы организации социального контроля. Контроль и укрепление дисциплины. Контроль и соблюдение норм общественной жизни. Функции социального контроля. Критерии и показатели эффективности управления. Проблемы социального контроля и эффективности в российской системе управления.
Тема 10. Прикладные исследования, тренинги и деловые игры в сфере управления
Изучение социальных резервов производства. Социальное планирование. «Дерево управленческих решений». Социальные технологии. Социальное проектирование. Принятие управленческих решений. Метод экспертных оценок. Понятие и функции тренинга. Виды тренинговых техник. Бизнес-тренинг. Тренинги личностного роста. Компоненты деловой игры. Принципы построения деловых игр. Типология деловых игр.
Планы семинарских (практических) занятий
Тема 1. Сущность и содержание социального управления
Основные вопросы:
-
Охарактеризуйте основные функции социологии управления.
-
Проанализируйте структуру социологии управления.
-
Проанализируйте основные подходы к определению объекта и предмета социологии управления.
-
Покажите различия между управлением, менеджментом и администрированием.
Вопросы для самоконтроля:
-
Почему в последние годы в российском обществе заметно растет интерес к социологии управления?
-
К какой группе отраслевых социологий относится социология управления?
-
Какие подходы к определению предмета социологии управления вы можете назвать?
-
Чем вызвана необходимость социального управления?
-
В чем сущность и содержание социального управления?
-
Что понимается под системой социального управления?
-
Что нового вносит современная эпоха в содержание понятия «социальное управление»?
Темы для докладов, сообщений и рефератов:
-
Социальный менеджмент и социология управления: сравнительный анализ.
-
Системный подход к социальному управлению.
-
Социальное управление в современной России.
Тема 2. История управленческой социальной мысли
Основные вопросы:
-
Дайте краткую характеристику досоциологического этапа становления и развития идей социального управления.
-
Охарактеризуйте концепции управления М. Вебера.
-
Определите сущность классического этапа развития социологии управления.
-
Раскройте содержание концепции человеческих отношений.
-
Охарактеризуйте концепции управления, возникшие как антиподы структурному функционализму.
-
Расскажите об основных этапах становления и развития отечественной социологии управления.
Вопросы для самоконтроля:
-
Какие экономические и теоретические предпосылки возникновения социологии управления вам известны?
-
Как исторически и предметно соотносится с социологией научный менеджмент?
-
Какую роль в возникновении социологии управления сыграло появление и развитие эмпирической социологии?
-
Почему появление социологии управления напрямую связывают с концепцией человеческих отношений и возникновением социологии менеджмента?
-
Почему с именем М. Вебера связывают возникновение концепций управления?
-
Какую роль сыграл М.М. Сперанский в развитии управления в России?
-
Что такое НОТ?
Темы для докладов, сообщений и рефератов:
-
Исторические этапы формирования управленческой мысли, их характеристики.
-
Менеджмент как разновидность управления и его особенности.
-
Развитие управленческой мысли в России, ее представители, основное содержание управленческих идей.
-
Современное состояние управленческой мысли, тенденции в этой области знаний.
Тема 3. Законы, методы и принципы социального управления
Основные вопросы:
-
Покажите связь между законами и принципами управления.
-
В чем заключается сущность социальных методов управления.
-
Раскройте основные направления социальной политики и ее специфику на разных уровнях социального управления.
-
Законы, закономерности, принципы социального управления – их взаимосвязь.
-
Сущность программно-целевого метода управления.
Вопросы для самоконтроля:
-
Что такое законы социального управления?
-
Что понимают под принципами социального управления?
-
Какие методы социального управления вы знаете?
-
Могут ли меняться законы и принципы управления?
-
Какие из законов социального управления сегодня можно назвать приоритетными?
-
Недостаточное использование каких законов и принципов социального управления усиливает кризисное состояние общества?
-
Почему необходима совокупность методов для достижения эффективного конечного результата?
Темы для докладов, сообщений и рефератов:
-
Методы самоуправления и саморазвития социальной системы: состояние их использования и возможности более широкого применения.
-
Научные методы управления, повышение их роли в современном управлении.
-
Целеполагание как основное средство воздействия и реализации системного подхода в управлении.
-
Психологические методы в управлении.
-
Методы морального стимулирования и социального регулирования.
Тема 4. Социальная организация
Основные вопросы:
-
Формальные и неформальные социальные организации, их сущность и тенденции развития.
-
Соотношение понятий «управление» и «социальная организация».
-
Константы социальной организации.
-
Основные принципы организации.
-
Открытая и закрытая социальные системы.
-
Открытые и закрытые технические системы.
-
Основные типы организационной структуры.
Вопросы для самоконтроля:
-
Что такое социальная организация?
-
Почему управление не только наука, но и искусство?
-
В чем заключается сущность организационных отношений и организационной деятельности?
-
Какие направления совершенствования структур управления вы знаете?
-
В чем заключается отличие иерархических от органических структур управления?
-
Что такое адхократия?
-
В чем заключается сущность бюрократии (по М. Веберу)?
Темы для докладов, сообщений и рефератов:
-
Социальные лифты в организации.
-
Социальное и организационное пространство.
-
Жизненный цикл организационной структуры.
-
Структура коммуникации в неформальных организациях.
Тема 5. Организационная культура
Основные вопросы:
-
Значение корпоративной культуры.
-
Структура организационной культуры.
-
Влияние внешней среды на формирование организационной культуры.
-
Управление организационной культурой.
-
Типология организационной культуры.
Вопросы для самоконтроля:
-
Что такое «организационная культура»?
-
Что понимается под «деловым кредо» организации?
-
Какова роль руководителя в формировании организационной культуры?
-
Что означает горизонтальная деловая культура?
-
Кто является автором идеи типологизации организационной культуры?
-
Что такое организационная патология?
-
Определите миссию организации, базовые цели, кодекс поведения на конкретном примере организации.
Темы для докладов, сообщений и рефератов:
-
Методика диагностики и развития организационной культуры.
-
Влияние культуры на организационную эффективность.
-
Соотношение и взаимовлияние культур различных уровней.
-
Способы анализа организационной культуры.
Тема 6. Групповая динамика
Основные вопросы:
-
Понятие групповой динамики.
-
Характеристики групповой динамики.
-
Факторы, влияющие на групповую динамику.
-
Фазы развития группы.
-
Типы поведения в группе.
Вопросы для самоконтроля:
-
Кто провел первые исследования групповой динамики?
-
Что такое целевые роли?
-
Что такое поддерживающие роли?
-
Какие восемь ролей предложил М. Белбин?
-
Что такое групповое напряжение?
-
Определите стадию развития вашей группы.
-
Определите ролевой состав вашей группы.
Темы для докладов, сообщений и рефератов:
-
Коллектив как социальная основа формирования организации.
-
Содержательные и формальные критерии коллектива.
-
Управленческие кадры и их структура.
-
Социометрическая методика комплектования малых групп.
-
Малая группа в организации.
Тема 7. Лидер управленческого типа
Основные вопросы:
-
Соотношение понятий «власть», «авторитет», «лидерство».
-
Критерии эффективности руководства коллективом.
-
Четыре категории подчиненных и четыре стиля руководства.
-
Гендерные аспекты управления.
-
Типология и функция лидерства.
-
Стили управления.
Вопросы для самоконтроля:
-
В чем проявляются лидерские качества руководителя?
-
Какие профессиональные качества присущи лидеру-управленцу?
-
Какие черты лидера-управленца, на ваш взгляд, выдвигаются на первый план?
-
В чем сущность бихевиористского подхода к изучению лидера?
-
В чем проявляется инструментальный стиль руководства?
-
В чем сущность ситуационного подхода Фреда Фидлера?
-
Какие виды авторитета вы знаете?
Темы для докладов, сообщений и рефератов:
-
Локус контроля и подбор лидеров.
-
Социальные аспекты управленческой деятельности.
-
Формирование современного стиля руководства.
-
Гуманизм и нравственность в управлении.
-
Социально-психологическая и профессиональная модель лидера управленческого типа.
Тема 8. Организационное развитие
Основные вопросы:
-
Возникновение концепции «организационное развитие».
-
Понятие и отличительные особенности организационного развития.
-
Организационное изменение.
-
Модели организационных изменений.
-
Интервенции организационного развития.
-
Конфликты в социальных организациях.
Вопросы для самоконтроля:
-
Что включает программа работ по организационному развитию?
-
Какие основные принципы и ценности лежат в основе организационного развития?
-
Какие отличительные особенности организационного развития вы знаете?
-
В чем сущность поэтапной модели организационных изменений?
-
Какова роль групповой работы в организационном развитии?
-
Каковы основные положения Файро-теории?
-
Какие виды конфликтов в организации вы знаете?
-
Какие способы разрешения конфликтов вы знаете?
-
Назовите виды ошибочных действий руководителя?
-
Что значит «организовать свое рабочее время»?
-
Назовите известные вам «ловушки времени».
Темы для докладов, сообщений и рефератов:
-
Классификация интервенций организационного развития.
-
Значение и роль групповой работы в организационном развитии.
-
Гуманистический подход к пониманию личности и поведения человека.
-
Файро-теория У. Шутца.
-
Роль командной работы в организациях.
-
Определения потребности в командной работе.
Тема 9. Социальный контроль и эффективность управления
Основные вопросы:
-
Способы осуществления социального контроля.
-
Функции контроля исполнения.
-
Оценка качественных параметров эффективности управленческой деятельности.
-
Государство как главный субъект социального управления.
-
Политика стабилизации общественной системы.
Вопросы для самоконтроля:
-
В чем заключается сущность социального контроля?
-
Какие разновидности социального контроля вы знаете?
-
Что представляет собой теоретическая модель эффективности управления?
-
Что такое целеполагание?
-
Что такое эффективность управления?
-
Какова универсальная схема оценки эффективности управленческого труда?
-
Каковы особенности государственного управления общественными делами?
Темы для докладов, сообщений и рефератов:
-
Противоречия между обществом и государством: пути разрешения.
-
Проблемы профессионализма в управлении.
-
Стратегическое целеполагание – ресурс антикризисного управления.
-
Социальная анемия: управленческие пути преодоления.
-
Ценности, мораль, идеология как регуляторы общественной жизни: механизмы их использования в управлении.
Тема 10. Прикладные исследования, тренинги и деловые игры в сфере управления
Основные вопросы:
-
Социальное планирование и проектирование.
-
Управленческий консалтинг.
-
Методы принятия управленческих решений.
-
Принципы построения деловых игр.
-
Типология деловых игр.
Вопросы для самоконтроля:
-
Что такое управленческое решение?
-
Какие уровни принятия управленческого решения вы знаете?
-
Назовите принципы принятия эффективных решений?
-
Что такое бизнес-тренинг?
-
Что такое деловая игра?
-
Что такое социоматрица?
-
Что представляет собой метод Дельфи?
Темы для докладов, сообщений и рефератов:
-
Применение тестов в управлении.
-
Оценка эффективности тренинга.
-
Информационные технологии и их роль в современном управлении.
-
Социальное моделирование в современных условиях.
-
Региональные программы: существующая практика разработки.
-
Разработка и реализация общенациональных программ.
Порядок проведения и организации управленческих деловых игр по курсу «Социология управления»
В начале проведения деловой игры участники активизируют знания по обозначенной проблеме, определяют проблемное поле. Затем учебная группа делится на рабочие группы по 4-5 человек. Каждая из них получает для коллективного решения одну из проблем, которые в совокупности составляют проблемное поле. В каждой группе выделяется организатор групповой работы – докладчик. Методом мозгового штурма рабочая группа в течение 30 минут предлагает технологию, сценарий или проект решения обозначенной проблемы. По истечении времени каждая группа докладывает о своих наработках. Все группы участвуют в обсуждении доклада. Руководитель кратко подводит итоги групповой работы, оценивает качество, новизну подходов к решению выбранных проблем. Возможно продолжение работы в случае сложности обсуждаемого вопроса в качестве домашнего задания.
Тематика деловых игр
В тематику деловых игр вынесены ключевые функции и структурные элементы управления, овладение которыми требует не только знаний, но и практических умений, формирования навыков управленческого поведения и творческого мышления.
-
Целеполагание в управлении.
-
Комплексные целевые программы и проекты – организационная форма целеполагания.
-
Стратегическое целеполагание.
-
Организационные отношения и организационная деятельность. Проектирование социальных организаций.
-
Социальный лидер управленческого типа. Разработка личностно-профессиональной модели управленца в организации определенного типа, технология поиска.
-
Принятие управленческого решения. Технологии принятия и реализации.
-
Социальный контроль и эффективность управления.
-
Нормативное регулирование и моделирование в управлении. Технологии модели эффективного управления в социальной организации определенного типа.
Учебно-методические материалы по дисциплине
ЛИТЕРАТУРА
основная:
-
Барбакова К.Г. и др. Социология управления [Текст]: УМП для поступающих в аспирантуру по специальности 22.00.08 «Социология управления» -Тюмень: ТГАМЭУП,2010.
-
Грошева И.А. История социологических наук [Текст]: УМП для аспирантов и соискателей специальности 22. 00. 08 «Социология управления». -Тюмень:ТГАМЭУП,2010.
-
Кравченко А.И., Тюрина И.О. Социология управления: фундаментальный курс: Учеб. пособие/А.И. Кравченко, И.О. Тюрина.-М.: Академический Проект,2006.
-
Кравченко А.И., Анурин В.Ф. Социология: учебник для вузов. [Текст] - СПб.: Питер,2010.
дополнительная:
-
Авксентьев В.А., Гриценко Г.Д., Дмитриев А.В. Уровень конфликтности в российских регионах// Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены.-2008.-№3(87).- С. 117-125.
-
Беляева Л.А. Социальная стратификация и бедность в регионах России. //Социс. – 2006. -№9.
-
Видоевич З. Социальное неравенство, демократия и развитие // Социс.-2010-№2.- с. 10-19.
-
Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Нечипуренко В.Н., Попов А.В. Социология: учебник/ Под ред. проф. Ю.Г. Волкова. – 3-е изд.- М.: Гардарики, 2006.
-
Волкогонова О.Д., Зуб А.Т. Управленческая психология: Учебник. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2005.
-
Вудкок М., Фрэнсис Д. Раскрепощенный менеджер. Для руководителя-практика: Пер с англ. – М.: «Дело», 1991.
-
Галкина Т.П. Социология управления: от группы к команде: Уч. пособие. – М.: Финансы и статистика, 2003.
-
Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Прикладная социология: методология и методы: учебное пособие/М.К. Горшков, Ф.Э. Шереги. – М.: Альфа-М: ИНФРА –М, 2009.
-
Грошева И.А. Социальный контроль в архитектонике институционального пространства: монография. Тюмень: ГАОУ ВПО ТО «Тюменская государственная академия мировой экономики, управления и права («ТГАМЭУП»), 2011.
-
Добреньков В.И., Кравченко А.И. Методы социологического исследования. Учебник. – М.:ИНФРА-М, 2006.
-
Драчева Е.Л., Юликов Л.И. Менеджмент: Уч. пособие.- 3-е изд..- М.: Издательский центр «Академия», 2003.
-
Душков Б.А., Смирнов Б.А., Королев А.В. Психология труда, профессиональной, информационной и организационной деятельности: Словарь/ Под ред. Б.А. Душкова. – 3-е изд. – М.: Академический Прект: Фонд «Мир», 2005.
-
Зборовский Г.Е. Теоретические основания изучения социальной общности // Социс.- 2010.-№4.- с. 3-13.
-
Зборовский Г.Е., Костина Н.Б. Социология управления: Уч. пособие. – М.: Гардарики, 2004.
-
Иванычева Т.А. Организационная культура – социальный ресурс развития организаций в современных социокультурных условиях: монография.-Тюмень:ТГАМЭУП,2010.
-
Игнатюк Ю. Л. Антология социологической мысли: Учебное пособие.-Тюмень: ТГАМЭУП. Часть 2.-2010.
-
Костко Н. А. Социальное управление развитием региона: Монография.-Тюмень:ТГИМЭУиП, 2003.
-
Кравченко А.И., Анурин В.Ф. Социология: Учебник для вузов. – СПб: Питер, 2006.
-
Ксенчук Е.В., Киянова М.К. Технология успеха. – М.: «Дело ЛТД», 1993.
-
Лавриненко В. Н., Путилова Л.М. Исследование социально- экономических и политических процессов: Учеб. пособие. - М.: Вузовский учебник, 2007.
-
Основы социального управления: Уч. пособие/ А.Г. Гладышев, В.Н. Иванов, В.И. Патрушев и др. Под ред. В.Н. Иванова. – М.: Высш. шк., 2001.
-
Прикладная социология: Уч. пособие/ Под ред. Ю.С. Колесникова. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2001.
-
Рамендик Д.М. Управленческая психология: Учебник.- М: Форум: Инфра-М,2009.
-
Розанова В. А. Психология управления: Учебное пособие.- М: Альфа-Пресс,2009.
-
Рой О.М.Исследование социально-экономических и политических процессов: Учебник.- СПб.: Питер, 2004.
-
Романов П.В. Социологические интерпретации менеджмента: исследования управления, контроля и организаций в современном обществе. – Саратов: Саратовский гос. техн. ун-т, 2000.
-
Романовский Н.В. История социологии. Опыт изучения факторов развития // Социс.-2010-№10.- с. 121-131.
-
Рубакин Н. А. Россия в цифрах. Страна. Народ. Сословия. Классы/ Суринов. А.Е. Сто лет спустя.-М.:РАГС,2009.
-
Рубцова М.В. Управляемость во взаимодействии субъектов: традиционные и новые практики// Социс. – 2011. - №2. - с. 46-53.
-
Севастьянов А.Н. Миф о среднем классе //Социс.-2010.-№1.- с. 146-150.
-
Спивак В.А. Корпоративная культура. – СПб: Питер, 2001.
-
Тихонов А.В. От социологии менеджмента к социологии управления//Социс. -2011.- №2. – с. 40-46.
-
Тощенко Ж. Т. Тезаурус социологии: Темат. словарь-спр. /Л.Ф. Адилова, Р.И. Анисимов, Л.Н. Вдовиченко, под ред. Ж.Т. Тощенко.- М.:ЮНИТИ-ДАНА,2009.
-
Третьякова О. В. Проектирование в системе управления развитием социального пространства города:Монография.-Тюмень, ТГАМЭУП,2009.
-
Удальцова М.В. Социология управления: Уч. пособие. – М.: ИНФРА-М, Новосибирск: НГАЭиУ, 2001.
-
Шведова М. Ф. Социализация личности руководителя малого бизнеса в переходный период российской экономики [текст]: монография /М.Ф. Шведова.-Тюмень,2007.
-
Ярошенко С.С. Четыре социологических объяснения бедности (опыт анализа зарубежной литературы.//Социс.-2006.-№7.
Журналы
1. Социологические исследования
2. Вестник МГУ. Серия 18. «Социология и политология»
Сайты Internet
1. «Социология от А до Я» http://www.glasnet.ru/~asch/sociology/
2. Всероссийский центр изучения общественного мнения http://www.wciom.ru
3. Центр социологических исследований МГУ http://www.opinio.msu.ru/
4.Журнал социологические исследования http://www.isras.rssi.ru/R_Socis.htm
5. Центр независимых социологических исследований http://www.indepsocres.spb.ru
6. http://www.heritage.org/Research/Lecture/
7. http://www.transparency.org
8. http://www.gumer. info.ru
Формы текущего, промежуточного, рубежного и итогового контроля
Тесты для самоконтроля по курсу «Социология управления»
1. Скалярный принцип современного управления предполагает:
а) согласование должностных функций по вертикали и горизонтали;
б) провозглашение необходимости иерархического, многоуровневого строения организационной структуры, основывающегося на делегировании полномочий;
в) должностные обязанности на каждой ступеньке управления должны быть определены детально;
г) соответствие людей структуре.
2. Четыре принципа научного управления выдвинул:
а) А. Файоль; б) М. Вебер;
в) Ф. Тейлор; г) Э. Мэйо.
3. «Классическая» теория организации была создана благодаря усилиям:
а) А. Маслоу, Ф. Херцберга, Э. Мэйо;
б) Д. Макрегора, Р. Лайкерта, Г. Ливитта;
в) Л. Ньюмена, Б. Баса, У. Оучи;
г) Ф. Тейлора, А. Файоля, М. Вебера.
4. Модель управленческих отношений была разработана группой новосибирских ученых под руководством:
а) Ф.Р. Дунаевского; б) Р.В. Рывкиной;
в) А.И. Пригожина; г) Г.В. Осипова.
5. Концепция иерархической структуры была сформулирована:
а) А Файолем; б) Ф. Тейлором;
в) М.Вебером; г) Л.Ньюменом.
6. Первоначально термин «бюрократия» использовался М. Вебером для обозначения:
а) рациональной организации, предписания и правила которой создают фундамент эффективной работы;
б) иррациональной организации;
в) уничижительного названия исполнительной власти;
г) преобладания инструкций над субъективными решениями.
7. Адхократия – это:
а) высокая степень специализации и компетентности в узких областях деятельности;
б) организационная структура, основу которой составляют временные рабочие группы;
в) тип бюрократии, при котором работники управления мало используют профессиональные знания;
г) организация, в которой власть держится на негативных санкциях.
8. Характерной чертой советской бюрократии является:
а) статус гражданина важнее, чем статус должности;
б) назначение человека на должность есть нечто производное от его функциональных и профессиональных качеств;
в) совмещение статусных, родственно-дружеских и профессиональных черт в одном лице;
г) добровольная отставка была обычным делом.
9. Номенклатура – это:
а) перечень производимой продукции;
б) перечень руководящих должностей, замещение которых производит вышестоящий орган;
в) перечень документов в делопроизводстве;
г) выполнение одним лицом нескольких должностей.
10. Характерной чертой административной системы является:
а) принцип закрытости социальной группы;
б) ориентация на других;
в) превращение денег в товар;
г) наличие небольшой группы соратников.
11. Необходимость осуществления некой сложной целевой совместной деятельности является условием возникновения:
а) мафии; б) номенклатуры;
в) бюрократии; г) организации.
12. Система долгосрочных и краткосрочных целей, отражающих интересы общества, потребителей и др., называется:
а) целью организации; б) миссией организации;
в) концепцией развития; г) бизнес-планом.
13. Концепция «управления по целям» разработана:
а) Дж. Муни; б) Л. Гьюликом;
в) А.И. Пригожиным; г) П. Друкером.
14. Целью закрытой технической системы является:
а) адаптивность, приспособление организации к окружающей среде;
б) максимизация эффективности и продуктивности;
в) ориентация на взаимодействие с окружением;
г) успешность решения внутренних человеческих проблем.
15. Механизмы контроля за поведением отличаются гибкостью и демократизмом и основываются на профессиональных нормах, стандартах и ценностях в:
а) открытой технической системе;
б) закрытой технической системе;
в) открытой социальной системе;
в) закрытой социальной системе.
16. Ценовой или рыночный механизм контроля преобладает в:
а) открытой технической системе;
б) закрытой технической системе;
в) открытой социальной системе;
в) закрытой социальной системе.
17. Критерием эффективности закрытой социальной системы является:
а) адаптивность, приспособление организации к окружающей среде;
б) максимизация эффективности и продуктивности;
в) ориентация на взаимодействие с окружением;
г) успешность решения внутренних человеческих проблем.
18. Для открытой социальной системы подходит следующий тип ученого:
а) «ученый-аналитик»; б) «гуманитарий»;
в) «концептуальный теоретик»; г) «частичный гуманитарий».
19. Для закрытой социальной системы подходит следующий тип ученого:
а) «ученый-аналитик»; б) «гуманитарий»;
в) «концептуальный теоретик»; г) «частичный гуманитарий».
20. Для открытой технической системы подходит следующий тип ученого:
а) «ученый-аналитик»; б) «гуманитарий»;
в) «концептуальный теоретик»; г) «частичный гуманитарий».
21. Для закрытой технической системы подходит следующий тип ученого:
а) «ученый-аналитик»; б) «гуманитарий»;
в) «концептуальный теоретик»; г) «частичный гуманитарий».
22. Внутренняя топология социальной организации, структура которой задается не столько физическими, сколько статусно-символическими границами- это:
а) организационное поведение; б) организационная культура;
в) организационное пространство; г) структура управления.
23. Совокупность ценностей, убеждений, отношений, общих для всех сотрудников данной организации, предопределяющих нормы их поведения – это:
а) организационное поведение; б) организационная культура;
в) организационное пространство; г) структура управления.
24. Для того, чтобы знать желаемый уровень текучести кадров, предпочитаемый тренд развития трудового коллектива, необходимо:
а) ориентироваться на среднеотраслевые стандарты;
б) разработать «дерево управленческих решений»;
в) построить нормативную модель;
г) составить социальный паспорт.
25. Социальная технология дает возможность:
а) проведения социологических исследований;
б) многократно использовать отработанный стандартный алгоритм;
в) переходить от экономических показателей к социальным;
г) построить эмпирическую модель изучаемого свойства.
26. Исследование, где социальные факты объясняются через психофизиологические, психические, правовые, экономические и др. факты, называется:
а) социологическим; б) трендовым;
в) социальным; г) прикладным.
27. Система методов выявления и количественного измерения эмоциональных, межличностных взаимоотношений людей в малых социальных группах – это:
а) социодинамика; б) социатрия;
в) социономия; г) социометрия.
28. Схематическое изображение реакции испытуемых друг на друга при ответах на социометрические вопросы – это:
а) социодрама; б) социограмма;
в) социоматрица; г) моренотерапия.
29. Для организации интенсивной групповой динамики и создания творчески работающей группы используются:
а) социотехнические средства; б) мыслетехнические средства;
в) психотехнические средства; г) системные средства.
30. Игра, которая позволяет исследовать социальную систему путем эксперимента с ее моделью, называется:
а) репрезентационной; б) деловой;
в) организационно-деятельностной; г) инновационной.
Вопросы для подготовки к зачету по дисциплине
«Социология управления»
-
Понятие социального управления, его структура.
-
Целеполагание как основная функция управления.
-
Исторические этапы становления и развития управленческой мысли.
-
«Классические» теории организации.
-
Теория «человеческих отношений».
-
История становления управленческой науки в России.
-
Законы социального управления.
-
Принципы управленческой деятельности.
-
Методы социального управления, их сущность и специфика.
-
Формальные и неформальные социальные организации.
-
Бюрократическая форма организации.
-
Типы организационной структуры.
-
Малая группа в организации.
-
Характеристики групповой динамики.
-
Типы поведения в группах.
-
Стадии развития группы.
-
Структура организационной культуры.
-
Типология организационной культуры.
-
Сущность процесса принятия управленческих решений.
-
Управленческое общение.
-
Стили руководства.
-
Функции руководства.
-
Особенности организационного развития.
-
Файро-теория У. Шутца.
-
Типология конфликтов в социальной организации.
-
Виды ошибочных действий руководителя.
-
Этапы разрешения конфликта.
-
Понятие рационального использования времени.
-
Социальный контроль.
-
Государственное управление как особый вид управления.
Самостоятельная работа студентов
Самостоятельная работа студентов дневной формы обучения предполагает подготовку теоретического материала для опроса на семинарских занятиях и ответов на контрольные вопросы в соответствии с разделом «Задания для семинарских и практических занятий», написание докладов, темы которых представлены в разделе «Формы текущего, промежуточного, рубежного и итогового контроля».
График самостоятельной работы студентов очной формы обучения
Тема
|
Семестр
|
Недели
|
Часы
|
Содержание СРС
|
Формы контроля СРС
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
1. Сущность и содержание социального управления
|
6
|
2
|
6
|
Изучение мнений о перспективах развития социологии управления в России, содержании управления
|
Устный опрос, доклады
|
2. История управленческой социальной мысли
|
6
|
4
|
10
|
Изучение классических и современных, отечественных и зарубежных социологических теорий
|
Устный опрос, доклады, тестирование
|
3. Законы, методы и принципы социального управления
|
6
|
6
|
8
|
Изучение взаимодействия и взаимосвязи законов, методов и принципов социального управления
|
Устный опрос, доклады
|
4. Социальная организация
|
6
|
8
|
10
|
Изучение системного подхода к рассмотрению социальной организации
|
Устный опрос, доклады, тестирование
|
5. Организационная культура
|
6
|
10
|
10
|
Изучение структуры организационной культуры, типологии организационной культуры
|
Устный опрос, доклады
|
6. Групповая динамика
|
6
|
12
|
10
|
Рассмотрение видов социальных общностей; факторов, влияющих на групповую динамику, социальных ролей
|
Устный опрос, доклады, тестирование
|
7. Лидер управленческого типа
|
6
|
13
|
8
|
Изучение особенностей лидера управленческого типа; выявление различных подходов к стилям управления
|
Устный опрос, доклады
|
8. Организацион-ное развитие
|
6
|
14
|
10
|
Изучение особенностей организационного развития; действие файро-теории
|
Устный опрос, доклады
|
9. Социальный контроль и эффективность управления
|
6
|
16
|
6
|
Выяснение проблем эффективности социального контроля
|
Устный опрос, доклады
|
10. Прикладные исследования, тренинги и деловые игры в сфере управления
|
6
|
18
|
12
|
Изучение компонентов построения деловых игр
|
Тренинги, деловые игры
|
СОДЕРЖАНИЕ
Организационно-методический раздел дисциплины
|
3
|
Объем дисциплины, виды учебной работы и формы контроля в соответствии с учебным планом специальности по формам обучения
|
4
|
Тематический план дисциплины
|
5
|
Содержание дисциплины
|
7
|
Планы семинарских занятий
|
10
|
Учебно-методические материалы по дисциплине
|
18
|
Формы текущего, промежуточного, рубежного и итогового контроля
|
20
|
Самостоятельная работа студентов
|
25
|
Ирина Александровна Грошева
СОЦИОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ
Рабочая программа дисциплины
для студентов специальности 032301.65 «Регионоведение»
очной формы обучения
Формат 60х84/16. Гарнитура Times New Roman
Объем 1,63 у.- п.л.
ТЮМЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ
МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА
625051, г. Тюмень, ул. 30 лет Победы, 102