Отчет о работе за 2012 год. Цель, основные задачи развития библиотеки - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Отчёт о работе Администрации Сушанского сельского поселения за 2012 год 1 120.3kb.
Доклад о работе администрации Костромского муниципального района... 1 152.5kb.
Отчет Акима Первороссийского сельского округа 1 150.15kb.
Отчёт о работе с обращениями граждан в администрации города Ульяновска... 1 84.96kb.
Отчет педагога-психолога Фадеенко О. В. о работе за 2011-2012 учебный год 1 49.85kb.
Отчет о работе за 2012 год 2 433.05kb.
Отчет Главы Коломенского муниципального района за 2012 год 1 216.4kb.
Отчет о работе за 2012 год 1 140.35kb.
Отчет о научной деятельности кафедры за 2012 год Основные сведения... 1 215.32kb.
Отчет о работе кафедры истории философии спбгу за 2012 год 1 212.64kb.
Итоги социально-экономического развития 2 408.83kb.
Дорогая матушка, пишу Вам уже третье письмо, и все нет ответа. 1 10.81kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Отчет о работе за 2012 год. Цель, основные задачи развития библиотеки - страница №2/4

Статистические данные, характеризующие деятельность библиотеки, свидетельствуют, в целом, о положительной динамике развития основных показателей. Улучшение качества фонда вследствие стабильного комплектования, разнообразие и поиск новых форм массовой работы, применением современных форм работы для привлечения читателей, расширением спектра предоставляемых услуг, связанных с информационными технологиями – все эти факторы не могут не сказаться на привлекательности библиотеки для всех категорий пользователей.

Показатели обращаемости фонда, средней читаемости и средней посещаемости остаются стабильными с незначительным увеличением, что также является положительным фактором, учитывая общероссийскую ситуацию с чтением.

Качественный состав и использование фонда позволяет представить изучение книговыдачи по отраслям (в %).



Отделы фонда:

Значение Кс

Вывод об использовании

Естествознание, математика, медицина

0,8

Активно используется

Техника

1,8

Активно используется

Сельское хозяйство

0,6

Пассивно используется

Искусство и спорт

0,7

Пассивно используется

Художественная литература

0,9

Активно используется

ОПЛ

1, 7

Активно используется

Прочие

0, 4

Пассивно используется


Активное использование естественнонаучной, технической, общественно-политической литературы говорит, прежде всего, о профессиональном и учебном спросе. По-прежнему серьезной проблемой остается обновление фонда сельскохозяйственной литературы, необходим широкий спектр профессиональной литературы для специалистов многих отраслей, представленных в гатчинском районе: молочное животноводство, свиноводство, птицеводство и др. Но, к сожалению, издательская политика не позволяет решить эту проблему быстро. Удалось в последние годы значительно обновить разделы, связанные с садоводством и овощеводством на дачных участках.

По-прежнему активно используется фонд художественной литературы благодаря его постоянному пополнению и обновлению, проведению обзоров, оформлению тематических и информационных выставок, информированию абонентов о новых поступлениях.

В прошедшем году во всех подразделениях библиотеки началось изучение фонда с целью определения его качественного состава, освобождения от устаревшей, непрофильной, излишне дублетной литературы. Работа будет продолжена в 2013 году.


Справочно-библиографическая работа МЦРБ им.А.С.Пушкина
Справочно-библиографический отдел осуществляет справочно-библиографическое, информационное и консультационное обслуживание пользователей, методическое обеспечение информационно-библиографической деятельности библиотек Гатчинского района, формирует справочно-библиографический аппарат «МЦРБ им. А. С. Пушкина», создает и ведет базы данных, издает библиографические пособия, в т.ч. краеведческие, ведет библиографическое обучение пользователей.

Фонд отдела представлен профессиональной справочной литературой: словари, пособия, справочники. Значительную часть фонда составляют профессиональные периодические издания: журналы «Библиотечное дело», «Современная библиотека», «Новая библиотека», «Библиополе», «Библиотека», «Библиотековедение», «Мир библиографии», профессиональные сборники из серии «Библиотекарь и время. ХХI век», энциклопедии универсального характера и отраслевые.

Информационно-библиографическая работа является основой деятельности любой библиотеки независимо от ее статуса. В период освоения новых информационных технологий и формирования информационных библиографических ресурсов ее роль возрастает многократно.

В отделе функционирует локальная сеть, электронная почта, имеется возможность выхода в Интернет, установлена справочно-поисковая система «Консультант Плюс».


Задачи справочно-библиографического отдела:

  • оперативное, полное, качественное предоставление информации в области общественно-политических, социальных и гуманитарных наук;

  • информационно-библиографическое и справочное обслуживание пользователей на основе традиционных и современных информационных технологий;

  • повышение информационной культуры пользователей;

  • координация деятельности и методическая помощь библиотекам Гатчинского района по информационно-библиографическому обслуживанию.

  • информационная поддержка социально-значимых проблем;

  • подготовка и издание библиографических и информационных материалов.


Для реализации поставленных задач

отдел осуществляет следующие функции:

  • консультативная помощь пользователям в работе со справочно-библиографическим аппаратом библиотеки;

  • индивидуальные консультации по библиографическому разысканию и методике работы с документами;

  • оказание библиографической, методической, консультационной и практической помощи библиотекам Гатчинского района;

  • информационная деятельность;

  • выполнение библиографических справок;

  • составительская и издательская деятельность;


Направления деятельности справочно-библиографического отдела:


  1. Аналитико-синтетическая переработка периодических изданий:

    • В первом полугодии 2012 года библиотекой получено 19 газет, 144 журнала и 14 книг; во втором полугодии 19 газет, 141 журналов и 15 книг;

    • Роспись для СКС поступающих газет и журналов;

    • Регулярно расписывались местные газеты (Гатчинская правда, Гатчина-инфо, Спектр-Гатчина, Приневский край) для краеведческой картотеки;

    • Роспись журналов при помощи АБИС «Академия». Занесено 35 записей.




  1. Работа со справочно-библиографическим аппаратом:

Справочно-библиографический аппарат библиотеки раскрывает состав и содержание фонда в различных аспектах. Главной частью СБА является система каталогов и картотек. За отчетный период:

  • Проведено пополнение и редактирование систематической картотеки статей, вводились новые рубрики по актуальным темам и знаменательным датам: «1150 лет Российской государственности», «200 лет Отечественной войне 1812 года».

    • Заменены разделители в «Картотеке сценариев».

    • Пополнилась новыми материалами Пушкинская картотека;

    • Регулярно проводилось текущее редактирование и пополнение краеведческой картотеки;

    • Пополнились новыми статьями из периодики краеведческие тематические папки-досье («Страницы истории Гатчинской авиации», «История медицины», «Храмы Гатчины», «История заводов Гатчины», «История образования Гатчины», «ВОВ», «История образования города Гатчины», «Усадьбы Гатчинского района и др.).

    • Систематически проводится пополнение СПС «КонсультантПлюс».

    • Всего за отчетный период в картотеки электронного вида было введено около 19000 библиографических записей.




  1. Справочно-библиографическое обслуживание:

     Влияние новых информационных технологий и Интернет на различные сферы библиотечной работы – одна из наиболее популярных тем, активно обсуждаемых в библиотечной среде. Особенно интенсивно Интернет вторгается в область справочно-библиографического и информационного обслуживания пользователей библиотек, вызывая необходимость реорганизации справочно-библиографических служб, пересмотра и изменения традиционных функций их сотрудников. Всемирная сеть открывает новые возможности для использования профессионального опыта и знаний библиотекарей в удовлетворении информационных потребностей общества.

В сложившейся ситуации естественной реакцией библиотек стала разработка и предложение принципиально новых услуг, основанных на использовании электронных технологий, с учетом потребностей пользователей нового поколения. В связи с этим МКУ «Межпосленческая центральная районная библиотека им. А.С.Пушкина» была разработана услуга, предоставляющая возможность пользователям передать свои вопросы в библиотеку по сети в любое время из любого места и главное – быстро и качественно получить на них профессиональный ответ. Таким проектом стало создание электронной информационной службы «Виртуальная справка». Для продвижения этой службы среди пользователей мы разрабатываем рекламные буклеты.



Информационные потребности пользователей очень разнообразны, они касаются работы, бизнеса, учебы, самообразования. В отчетном году справочное обслуживание проводилось в режиме «запрос- ответ». При поиске информации используем все имеющиеся в нашем расположении ресурсы: фонд библиотеки, периодические издания, ресурсы Интернета, справочно-правовой системы «Консультант плюс».

    • Выполнено 2985 справок, в том числе 20 краеведческих тематических справок 1345 справок по СПС «КонсультантПлюс».

    • Обслужено число абонентов 103, индивидуальных - 94, коллективных – 9;




  1. Информационная работа:

В 2012 году, объявленном Годом русской истории, годом 1150-летия российской государственности и 200-летия Отечественной войны 1812 года справочно-библиографическим отделом были подготовлены и изданы рекомендательные указатели: «Петр I: рождение империи: к 340-летию со дня рождения» и «Изведал враг в тот день немало: к 200-летию Бородинского сражения». Следует отметить, что данные указатели представлены также в электронном виде и адресованы учащимся старших классов, студентам, а также читателям, интересующимся историей.

  • Совместно с детским абонементом была выпущена серия закладок «Герои Отечественной войны 1812 года» (при их составлении использовались рисунки читателей детского абонемента).

  • «Петр I: рождение империи: к 340-летию со дня рождения». Составляя этот библиографический указатель мы, не навязывая «единственно правильных» точек зрения, постарались представить объемный портрет выдающейся, сильной, многогранной и противоречивой личности первого российского императора Петра I Великого и интереснейшее, во многом еще не познанное время его правления со всеми плюсами и минусами, достижениями, победами, свершениями, государственным величием и непростой повседневностью. Библиографический указатель включает описания книжных и периодических изданий из фонда «МЦРБ им. А. С. Пушкина», опубликованных за период с 1988 г. по 2011 г. Описания сгруппированы в 5 разделов: «общие работы», «военные походы», «государственные реформы», «семья императора» и «международные отношения».

  • «Изведал враг в тот день немало: к 200-летию Бородинского сражения». Сражение при селе Бородино, несмотря на прошедшие столетия, остается одним из самых значимых событий прошлого нашей страны. Подбирая материалы для указателя, и учитывая многогранность исторических событий, явлений и процессов мы стремились создать предпосылки для осмысления значимости Бородинской битвы в Отечественной войне 1812 года и в истории России. Материалы отражены в разделах «Общие работы» и «Участники Бородинского сражения». Период публикации материалов с 1987 г. по 2012 г.

Таким образом, в рамках сегодняшних знаний и с использованием современных технических возможностей мы стремимся создать условия для продвижения знаний по отечественной истории, привлечь интерес к истории России.

  • Сотрудниками абонемента проведены обзоры современной российской и зарубежной прозы из цикла «Но доброта не зря на свете и сострадание не зря», «Нравственные поиски современной прозы».

  • На детском абонементе прошли обзоры журналов и новинок детской художественной литературы из цикла «А мы летом не скучаем. Книжки мудрые читаем», «Открываем богатства журнального царства».

  • С новинками Пушкинского фонда «Моя библиотека растет и теснится…» с помощью видеопрезентации были познакомлены библиотекари Гатчинского района на краеведческом семинаре «Итоги года: шкала падения или смена профессиональных предпочтений» и организована книжная выставка эксклюзивных изданий о жизни и деятельности А.С.Пушкина.

  • Разработан и издан «Календарь знаменательных и памятных дат на 2013 год»; краеведческий календарь «Памятные даты 2013 года в истории Гатчины и Гатчинского района»; «Календарь памятных дат, связанных с именем А. С. Пушкина» на 2013-й год;

  • Составлены и изданы рекомендательные списки выставок, посвященные жизни и творчеству А.С.Пушкина (12 штук);

  • Выпущен информационный буклет «У истоков Оредежа»: Авторы девятого выпуска литературно-краеведческого альманаха «Оредеж»;

    • Составлены рекомендательные библиографические указатели: «От юбилея к юбилею…»: Новинки краеведческой литературы;

  • Изданы информационные буклеты из серии: «Гатчинский район в лицах»: С.Я.Надсон; «Именитые владельцы Гатчинских усадеб»: Усадьба «Белогорка» - Е.Фомина, «Под сенью Пушкинского древа»: П.А.Ганнибал, «Сельские библиотеки российской провинции»: Высокоключевая сельская библиотека, «Гатчинские асы»:

  • Разработана и издана новая серия буклетов «Власть. Личность. Общество», посвященные А.П.Худилайнену, Т.В.Бездетко, А.А.Ледовских, Н.В.Витовщику.

  • Пополнялись новыми материалами сайт библиотеки: «Почитаем», «Краеведческие странички», «Новости и события», «Пушкиниана». Создан новый раздел «Детская гостиная».

  • Подготовлены 14 слайд-презентаций к мероприятиям.

  • Экспонировалось 18 выставок краеведческой и пушкинской направленности из серии «Время. История. Судьбы», «Вокруг Пушкина».

  • В рамках проекта «История местного самоуправления Гатчинского района», который осуществляется нами совместно с администрацией Гатчинского района и всеми администрациями поселений, была подготовлена и представлена краеведческая документально-иллюстрированная выставка «За датами – события, за событиями – имена, за именами – история…», посвященная истории развития местного самоуправления Гатчинского района. Эта работа творчески объединила нас с архивным отделом администрации Гатчинского муниципального района, архивом города Выборга и 36 поселковыми и сельскими библиотеками, предоставившими фрагментарные материалы из своих фондов. Выставка экспонирует часть большой и интересной исследовательской работы библиографов. Проект перспективный и рассчитан на 5 лет, в связи с этим мы планируем и постараемся в исторической ретроспективе охватить и отразить все сферы жизни и деятельности местного самоуправления поселений.




  1. Популяризация библиотечно-библиографических знаний:

  • В течение всего года пользователям регулярно оказывались библиографические консультации, индивидуальные консультации по ознакомлению с методом поиска необходимой информации по каталогам, СКС, картотекам и электронным поисковым системам.

  • Прошли экскурсии по библиотеке и беседы о правилах пользования библиотекой с детьми из детского сада.

  • В читальном зале прошли библиотечно-библиографические уроки из цикла «Информационная среда библиотеки»: каталоги, картотеки, Интернет». Ребята с помощью главного библиотекаря совершили виртуальную экскурсию по знаменитым библиотекам мира, узнали, что означает слово библиография, как шифруются книги по ББК, какие каталоги существуют и получили первые практические навыки поиска книг и журналов по каталогам.

  • Библиотечно-библиографические уроки «Художник детской книги», «Похвала книге» с элементами творчества из цикла «Учусь быть грамотным читателем» прошли на детском абонементе.




  1. Методическая работа:

  • Оказывалась методическая помощь библиотекарям района в их краеведческой работе;

  • Проверено состояние краеведческой работы в библиотеках района, оказана помощь в составлении краеведческой картотеки и оформлению папок-досье.

  • На семинаре «Традиции и инновации современной библиотечной услуги: спрос и предложение. Опыт поселковых библиотек – Тайцы» представлена сетевая книжно-иллюстративная выставка для библиотек района «Ленинградская область: история и современность».


Обслуживание читателей.
Работа библиотеки с читателями была построена с учетом цели современного библиотечного обслуживания: предоставление пользователю широкой и полной информации, необходимой для решения его важнейших жизненных проблем, содействие социализации личности в современном обществе. Кроме того, создаются условия для содействия ориентации пользователей в едином информационном пространстве, где книга на равных сосуществует с виртуальным документом. Читальный зал и детский абонемент оборудованы компьютерами для пользователей, и их число с каждым годом увеличивается. Осуществляется индивидуальное консультирование по основам пользования компьютерами, Интернетом. Производится распечатка на принтере и ксерокопирование документов из фонда библиотеки. Кроме того, посетители подразделений библиотеки могут воспользоваться бесплатной сетью WI – FI. В течение года прибегали к услугам Интернет 2279 пользователей. Сотрудниками библиотеки создано 49 видеопрезентаций различной тематики. Услугами сайта библиотеки воспользовались 5700 раз. Исходя из этого, осуществлялась работа по решению следующих задач:

  • Доступность и комфортность получения читателями необходимой информации и библиотечных услуг.

  • Возвышение читательских потребностей и максимально полное их удовлетворение

  • Постоянное изучение читательских и информационных интересов и запросов.

  • Индивидуальная работа с читателями как способ содействия формированию культуры чтения и иформационной культуры пользователей.

  • Постоянное изучение читательских и информационных интересов и запросов.

  • Создание условий для постоянного делового и межличностного контакта между библиотекарем и читателем.

В библиотеке были сохранены устойчивые читательские группы, с которыми в течение года была продолжена целенаправленная, углубленная работа. Подводя итоги года, специалисты всех подразделений библиотеки (детского абонемента, абонемента для взрослых и читального зала) проанализировали чтение подростковой и молодежной аудитории. Цель анализа - определить качественный уровень чтения данной категории, соответствие фонда запросам читателей. Задача и прогнозируемый результат – сохранение и укрепление преемственности в воспитании культуры чтения, осознании подростками и молодежью значимости роли книги в собственной жизни и жизни общества в целом.

2.Читатели 12-14 лет. Детский абонемент

«Когда читаешь, умей замирать от счастья». Такой наказ юным читателям дал писатель В. Бахревский в предисловии к книге Геннадия Циферова «Медвежий час». Свое напутствие он отнес к чтению сказок. Но оно, как я думаю, с полным правом применимо к чтению любой, проникнутой истинным вдохновением книге. Задача, поставленная писателем еще в начале 80-х годов, в период активного интереса к книге и чтению, при нынешнем кризисе детского чтения, стала актуальной вдвойне. От того, замрет ли сердце ребенка при чтении от счастья, или у него при одной мысли об этом занятии начнется депрессия - зависит судьба и самой литературы и его, читателя, собственная судьба. Если мы, взрослые, не хотим для наших детей «обедненной, ограбленной, оголенной и не очарованной жизни», как сказала немецкая писательница Кристи Вульф, то нам стоит всерьез задуматься: отчего, как и при каких условиях происходит замирание сердца при встрече с книгой, а проследив, попробовать смоделировать этот процесс и применить в реальном общении с живым ребенком.

Читательский портрет подростка во многом определяется в 12-14 лет. Опыт показывает, что если к 12 годам ребенок уже осознал значение книги в своей жизни, если обращение к печатному слову стало его внутренней потребностью, если его познавательные интересы вылились в читательские, то есть основание полагать, что в дальнейшем эти качества укрепятся и разовьются. Если же интереса к чтению не возникло, то можно ожидать, что в старшем школьном возрасте этот подросток пополнит ряды «нечитателей».

Именно в этом возрасте активизируется познавательная деятельность, заметен интерес к необыкновенным явлениям природы, к историческим событиям, неизвестным странам, к осмыслению фактов окружающей действительности. В этом возрасте читатель, как правило, уже различает научно-познавательную и художественную литературу. Первая его привлекает возможностью «что-либо узнать», вторая - «пережить». Познавательные запросы часто приобретают личностный смысл, становятся избирательными, осознанными. У многих подростков возникают устойчивые интересы к отдельным учебным предметам и, следовательно, к соответствующим областям знания.

Сегодняшние дети-посетители библиотеки - это наши изменившиеся и продолжающие меняться читатели нового поколения «цифровых детей», которые крайне нуждаются в том, чтобы библиотекари смогли лучше понять их потребности, помочь стать грамотными читателями, найти новые подходы и методы для того, чтобы это поколение стало полноценно и творчески жить в современном обществе.

В век информационных технологий, когда дети увлечены компьютерами, а из-за высокой учебной нагрузки им не хватает времени прочесть художественную книгу, особое значение приобретает работа библиотек по приобщению детей к чтению. Постоянно нужно меняться, обновляться, придумывать новые формы привлечения, чтобы быть востребованными, привлекательными для подростков. Именно поэтому вся работа, проводимая на детском абонементе библиотеки, направлена на привлечение читателей в библиотеку, на поддержку и развитие любви к чтению и книге.
Четыре основных направления привлечения подростков к чтению в библиотеку

1. Реклама библиотеки: афиши, приглашения, Дни открытых дверей, Дни информации, экскурсии, информации о библиотеках в СМИ,

2. Работа со школой: проведение совместных мероприятий в школе и библиотеке, приглашение классов в библиотеку.

3. Индивидуальная работа с подростками: беседы с подростками, с родителями, приглашения подростков поучаствовать в мероприятиях. Ещё один метод - «разговоры по душам».



4. Главное направление проведение массовых мероприятий. Их библиотека проводят много. Работают два клуба - для среднего звена - «Литературный пилигрим», и подростковый дискуссионный клуб «Диалог».
Чему же отдают предпочтение современные подростки? Чем руководствуются при выборе той или иной книги? Как показывает практический опыт, при поиске «своей литературы» подростки полагаются, прежде всего, на отзывы друзей и положение автора в каком-нибудь «топе». Хотя достоверную картину чтения создать сегодня трудно, мы все же постарались составить небольшой список наиболее востребованной литературы, которая, согласно различным «топам», интересна подросткам среднего и старшего школьного возраста. Дети теряют интерес к милой волшебной сказке, классической фантастике, «школьным повестям» в стиле А.Алексина или Н.Соломко. Так, у детей и подростков особенно популярными стали серии "Детский детектив" и "Черный котенок"; Интерес к литературе приключенческого жанра, что является наиболее характерной чертой подростков как читателей, в последнее время также сместился в сторону детективов, приключений, "фэнтези", "ужастиков". У подростков столько вопросов к этой жизни! Они охотно берут психологическую литературу или издания, посвященные межличностным взаимоотношениям. Это им интересно. Кроме того, они с удовольствием читают о животных и растениях. Их коронный источник информации - «Все обо всем», «Все обо всех», «Cоседи по планете», «Что есть что», «Мир животных» и т. д. Пользуются спросом книги о домашних животных – кошках, собаках, рыбках и др. Что касается научно – популярных книг, то здесь первенство принадлежит книгам серии «Я познаю мир». Очевиден интерес к книгам серии «Справочник школьника», которых, к сожалению, очень не хватает. Темы: мода, красота, астрология, домоводство.
Что читают подростки?


  • Любимые жанры: детективы, фэнтези, ужастики, фантастика, приключения, исторические романы, мистика, романы о любви.

  • Любимые авторы: Д. Роулинг, Д. Емец, Е. Вильмонт, Т. Крюкова, Ф. Пулман, Ф. Паскаль, Алан Ф. Джонс, М. Семёнова, Э. Успенский, А. Иванов, Д. Толкиен, Д. Лаврова, В.Иванова, Л.Матвеева, В.Селин, М. Витчер, М.,С. Дьяченко, Т.Пирс, В. Роньшин и другие.

  • Любимые серии: «Детективы», «Страшилки», «Тропа пилигрима»», «Любимые книги девочек», «Романы для девочек», «Миры Тани Гротер», «Детский клуб приключений», «Черная кошка» и другие.

  • Кроме этого, подростки читают книги по школьной программе, в т.ч. по психологии, об НЛО, о животных, рукоделии, компьютерах и журналы.

Результаты анализа читательских формуляров говорят о том, что многие подростки не читают ничего, кроме книг, необходимых для выполнения уроков, и 67% в чтении составляет литература развлекательного характера.


  • «Я, Алфёрова Элиза, мне 13 лет, прочитала книгу французской писательницы Мари-од Мюрай «Oh.boy!» В книге рассказывается о трех детях-сиротах Симоне, Мариане и Венеции, у которых находятся сводный брат и сестра. Сначала те не хотели брать детей, но потом полюбили их и начали спорить, кто из них будет опекуном. Эта серьезная книга, в которой с юмором описываются реальные проблемы. Всем советую»




  • « Меня зовут Архангельская Катя, мне 12 лет. Я недавно прочитала книгу «Секрет нового имиджа» и мне она очень понравилась. Книга очень романтичная и интересная. Мне понравилась девочка Оля, которая в конце открыла свою тайну. Советую всем почитать эту волшебную книгу»




  • « Я, Ивантеева Катя, прочитала книгу Джин Дюпро «Город Эмбер», все три части. Мне понравилось. Я смотрела фильм, а, прочитав книгу, узнала немного больше, чем рассказывалось в фильме. Советую ее прочитать»




  • «Меня зовут Женя. Я прочитала все четыре книги Аники Тор ,и меня очень впечатлила эта писательница. Писать от детского сердца, еще много не понимающего «чистого» очень трудно. Нужно понимать детей, чувствовать их переживания. Но Анике Тор это удалось. Будто мы читаем дневник девочки, родившейся в трудное время, во время второй мировой войны ,мы читаем ее тайные мысли, чувства и понимаем ее…..Я советую всем почитать эти прекрасные книги.»

Большой популярностью у подростков детского абонемента пользуется необычное «книжное дерево», где представлена литература на любой, даже изысканный вкус. Здесь всегда многолюдно, подростки рассматривают книги, внимательно и заинтересовано читают отзывы на книги от своих ровесников, листают книги, останавливаясь на понравившейся странице или рисунке, спорят друг с другом, высказываются и обсуждают книги. «Книжное дерево» постоянно обновляется и новой литературой и книгами из фонда.

Специально для любителей жанров детектива, фэнтази и приключений красочно оформлены книжные стеллажи с разделителями: «Детективы», «Романы для девочек», «Фантастика и приключения», позволяющими достаточно хорошо ориентироваться нашим читателям в этом литературном многообразии. И не зря! Читатели не оставляют их без своего внимания и с удовольствием выбирают оттуда книги, и даже получается так, что прочитав одну книгу автора - затем с увлечением читают и другие его произведения.

Читатели 12-14 лет пока прислушиваются к мнению библиотекаря. И надо не бояться с ними разговаривать не только о книгах, но и о тех вопросах и проблемах, что их волнуют на сегодняшний день, давать советы. Библиотекари детского абонемента стараются соответствовать читателям, и поэтому внимательно отслеживают все новые поступления литературы, читают, анализируют и делают для себя выводы о том, кому и как можно потом предлагать данную книгу.

Значительную роль в подростковом чтении играют  периодические   издания . Репертуар детских журналов сейчас достаточно интересен и разнообразен. Юные читатели часто предпочитают книге журнал, так как разнообразное жанровое содержание и хороший информационный материал удовлетворяют их вкусам и интересам. Мальчики отдают предпочтение журналам – «Микки Маус», «Мурзилка», «Классный журнал», «А почему?», «Юный эрудит», «Чудеса и приключения детям», «Геоленок», «Ералаш», «Чудеса и тайны». Также с интересом они читают и технические журналы: «Левша» «Юный техник», «Всемирный следопыт». Любят мальчики журналы с кроссвордами и комиксами. Наиболее привлекательным для девочек стали журналы «Маруся « и «Клепа», пользуются популярностью такие художественно-познавательные издания, как «Детская роман-газета», «Путеводная звезда». И в подростковом возрасте девочки не расстаются с любимым журналом «Костер»,

Библиотекари вовлекают читателей в участие в различных творческих конкурсах, в т.ч. - в областных. Это многочисленные, любимые читателями конкурсы рисунков, поделок. Это завершившийся в 2011 году марафон рисунков и поделок «Пусть звезды опять нам назначат свидание», посвященный 50-летию первого полета человека в космос.


Для исследования была взята группа читателей 12-14 лет в количестве 23 человек.


Всего

книг

84


д


6


2


3


85


88


92

По программ

ме

Романы для девочек

Детек-

тивы

Фантастика,Приключения


2910

323

453

469

494

122

175

209

129

116

139

281




12%

15,5%

16,1%

17%

4,2%

6,1%

7,2%

4,4%

4,0%

4,7%

9,7%

К сожалению, следует признать, что подростки - читатели 12-14 лет отдают предпочтение литературе развлекательного характера и чаще всего выбирают себе книги со стеллажей с разделителями «Приключения и фантастика», «романы для девочек», «детективы». Это просто дань сегодняшнему времени. Но ведь наша задача, в первую очередь, воспитать вкус к хорошей и качественной литературе, которая поможет найти ответы на многочисленные вопросы, поможет понять, что же они собой представляют, какими хотели бы быть, какие жизненные ценности для них важны. Поэтому при обслуживании подростков библиотекари стремятся, не навязывая свое мнение, вместе с выбранной самим им книгой, предложить литературу, которая заденет душу, заставит думать, переживать и сомневаться. К счастью, в последние годы появилась очень хорошая современная детская литература, которая значительно расширила и обогатила фонды детского абонемента, и в библиотеке они всегда пользуются большим спросом, как у читателей-подростков, так и у родителей. Это, конечно же, тетралогия известной шведской писательницы Аники Тор о маленьких беженках-еврейках, книга Д. Бойна «Мальчик в полосатой пижаме», Мишель Турнье «Пятница или Дикая жизнь», прекрасные книги Д. Сабитовой, Е. Мурашовой, серия «Заветная мечта», Даниэля Пеннака, Марии Парр, и многие другие. Книга, написанная мальчиком - подростком Михаилом Самарским «Радуга для друга» вызывает особую заинтересованность и восхищение у читателей. Детский проект Людмилы Улицкой «Другое, другие, о других» помогает в проведении уроков нравственности и доброты, воспитании толерантности, позитивного отношения к жизни, человека мыслящего и думающего.


1. Учащаяся и работающая молодежь от 14 до 25 лет. Сформировавшись в постсоветское время, молодые достаточно легко адаптируются в современных условиях, более прагматично и трезво смотрят на жизнь. В библиотеку они, как правило, приходят с уже сформировавшимся спросом на литературу: для изучения школьных и вузовских программ, новинки, обсуждаемые в Сети, в кругу сверстников. Задача библиотеки в работе с этой группой – своевременное и полное информирование о необходимой учебной и профессиональной литературе посредством книжных выставок – просмотров новинок литературы по всем отраслям знаний, новинок периодических изданий, индивидуальное информирование при посещении библиотеки или телефонными извещениями.

Библиотека поддерживает достаточно тесные партнерские отношения с педагогическим коллективом средней школы № 2 в деле повышения культуры чтения учащихся, для них организуются книжно – иллюстративные выставки, обзоры, беседы, литературные викторины и др. мероприятия самой различной направленности: военно-патриотические, нравственно-эстетические, литературоведческие, психологические. Так, с большим интересом были восприняты встречи-диалоги с психологом Михаилом Ивановичем Трошагиным: «Психология человеческих страстей. Игра», «Психология развития личности», «Жить в ладу с собой и миром».

Был продолжен цикл встреч «Библиотечный выходной» с солдатами срочной службы: «Живы. Выдержим. Победим. « (Встреча с историком-краеведом Владимиром Ивановичем Николаевым, посвященная Дню снятия блокады Ленинграда и освобождению города Гатчины), «Слава тебе, солдат»: встреча с начальником поискового отряда Гатчинского района Эдуардом Николаевичем Брюквиным, «Не отнимай у себя завтра»:встреча – диалог с наркологом Гатчинского района Мещерским Сергеем Алексеевичем, разговор с психологом Михаилом Ивановичем Трошагиным; «Ты умела ждать, как никто другой» (встреча с краеведом, пушкинистом Смородиной Мариной Евгеньевной, посвященная 70 – летию опубликования стихотворения Константина Симонова «Жди меня, и я вернусь…» и др.

В деле нравственно-духовного становления личности чрезвычайно важна роль художественной литературы. На абонементе, вследствие постоянного изучения читательских запросов молодежи, сформирован качественный фонд современной российской и зарубежной прозы, работа с которым осуществляется постоянно и целенаправленно: оформлена постоянно действующая книжная выставка «Книги, которые… нужны в современном мире», проводятся обзоры, рекомендательные беседы, беседы о прочитанном. Был подготовлен цикл обзоров для молодежной аудитории «Судьба страны - судьба литературы», в который вошли темы: «Нравственные поиски современной прозы», «Отзывчивая проза», «Чудо по имени Белла», «Россия начинается с порога», «Как просто быть счастливой в этом мире!», «Смеясь над тленом, стихом восстать…» и др

С целью подведения итогов и определения перспектив на будущее был подготовлен анализ чтения данной группы:


Абонемент

Всего

О П Л


2, 5

3

4

75, 85

81, 83

84

.

9844

1798

1152

1053

252

892

859

3838




%

18,6

12,1

10,6

2,6

9,1

8, 7

39, 8


Анализ чтения юношества. Читальный зал.


Всего книг

ОПЛ

2,5

3

4

75,85

84

81,83

1028

538

107

131

46

124

-

82

%

53,3

10,4

12,7

4,5

12,1

-

8,0

Из статистических данных можно сделать вывод, что читательская активность молодежи достаточно высока, однако качественные показатели чтения пользователей абонемента и читального зала значительно отличаются, и это естественно, так как фонд читального зала сформирован в основном с учетом информационных и учебных потребностей, а на абонементе представлен весь спектр литературы с учетом, в том числе, досуговых потребностей, издания для специалистов-практиков. В читальном зале большим спросом пользуются периодические издания, особенно журналы «Вопросы истории», «Родина», «Военно-исторический журнал», «Крестьянка», «Бурда», «Техника молодежи» и др. На абонементе высок процент выдачи художественной литературы, что говорит о результативности проводимых мероприятий. Однако для расширения диапазона чтения необходимо обратить более пристальное внимание на естественно – научный, технический, искусствоведческий разделы фонда, издания, посвященные здоровому образу жизни, техническому моделированию и др. Сотрудникам читального зала все же следует продумать мероприятия, связанные с художественной литературой.

Будет продолжена работа по совершенствованию фонда с учетом учебных, профессиональных и досуговых потребностей данной категории читателей.

В дальнейшем изучение подростковой и молодежной читательской аудитории будет продолжено, с учетом выявленных недостатков будут продуманы индивидуальные и массовые мероприятия по преодолению односторонности чтения, воспитанию культуры чтения.

2. Читатели возраста становления и утверждения в жизни (от 26 до 45 лет), вписавшиеся в новые социально – экономические реалии, играющие активную роль в создании новой России. Представители этой категории, как правило, имеют высшее образование, а зачастую – два, или находятся в процессе получения второго образования; постоянно повышают свой профессиональный уровень. Для них постоянно осуществлялось индивидуальное, массовое информирование (выставки – просмотры новой литературы, тематические выставки), выполнялись тематические запросы с использованием фонда юридической, экономической, социологической и др. литературы, фонда периодических изданий («Вопросы философии», «Вопросы экономики», «Вопросы истории», «Вопросы психологии»). Работающая в читальном зале система «Консультант +» открывает доступ к нормативным актам, материалам судебной практики, комментариям, законопроектам, финансовым консультациям и др. Постоянное обновление материалов системы позволяет оперативно узнавать о выходе новых документов.

Запросы на художественную литературу данной группы имеют достаточно высокий интеллектуальный уровень: Умберто Эко, Герман Гессе, Виктор Пелевин, Михаил Шишкин, Гарсиа Маркес – вот лишь незначительный перечень читательских предпочтений. Многие активно пользуются сетевой литературой, имеют электронные книги. Задача библиотекарей в работе с этой группой – сделать так, чтобы «Магия Интернета» ни в коем случае не затмила «Магию книги», поэтому мы постоянно работаем над тем, чтобы своевременное докомплектование фонда современной литературой опережало читательский спрос.

Создавая условия для поддержания высокой читательской культуры данной категории, мы вносим вклад и в развитие подрастающего поколения читателей, так как только читающие родители могут воспитать читающих детей.

3. Группа читателей возраста 46 – 55 лет и старшего поколения являются достаточно активными пользователями библиотеки. Круг интересов их широк и многообразен: научно-популярная литература по психологии, медицине, истории, цветоводству и огородничеству, периодические издания, художественная литература - от классики (русской, советской и зарубежной) до детективов и женских романов. Данная группа также активно использует систему «Консультант+» как в профессиональной деятельности, так и для решения жизненно важных проблем, связанных с юридической практикой. Кроме того, представители этой категории читателей являются наиболее активными участниками массовых мероприятий, проводимых библиотекой.

Задача библиотеки в работе с читателями старшего возраста, выполняемая в течение года – корректировка спроса, индивидуальное и массовое информирование, создание условий для диалога.

4. Дети до 14 лет. Чтение детей сегодня – это наше духовное и культурообразующее завтра. Именно от сообщества «библиотекари-учителя-родители» зависит, каким оно станет. В течение года библиотекарями детского абонемента была продолжена работа по привлечению детей к чтению всеми средствами профессиональной деятельности: индивидуальными, массовыми, справочно-информационными. По-прежнему активную роль в деятельности абонемента играли социальные партнеры: школы №5 и №2, центр детского творчества «Журавушка», детские летние оздоровительные лагеря, детские сады. В содружестве с ними были разработаны циклы мероприятий по привитию читательской культуры детям разных возрастных групп: «Читающий ребенок начинается с пеленок», «Хочу быть грамотным читателем», «Книга собирает друзей», «Выходной - в библиотеку всей семьей», традиционными стали обзоры книжных новинок и новинок детской периодики. Проведено большое количество массовых мероприятий в циклах, охватывающих все направления развития детей: военно-патриотическое, экологическое, нравственно-этическое, эстетическое: «Я - человек, и я творю добро», «Здесь род мой - исток мой», «Моя Пушкиниана», «Лицейские чтения», «Здравствуй, школьная планета», «Французские сезоны» и др.

В течение года пристальное внимание уделялось работе по привлечению в библиотеку читательских семей, ведь именно в семье закладываются основы воспитания читающего ребенка.


Выставочная и массовая работа.
Выполняя задачи по предоставлению пользователям качественной и полной информации, содействию образованию и самообразованию всех уровней, обеспечению возможностей для творческого развития личности, библиотека организует большое количество мероприятий для всех возрастных и социальных групп. Книжные выставки, обзоры, литературные вечера, премьеры книг, встречи с писателями и многие другие мероприятия способствуют развитию читательской и информационной культуры личности.

Выставочная деятельность библиотеки была направлена на повышение стандарта чтения, раскрытие фонда, увеличение его обращаемости, обеспечение эффективности использования каждой книги. Разрабатывая концепцию выставки, выстраивая ее структуру, продумывая визуальную составляющую, библиотекари стремились к тому, чтобы экспозиция была не просто собранием книг и других документов, оказавшихся вместе по ряду случайных обстоятельств, а осмысленным творением, ярким событием, призванным возбуждать в читателях целенаправленную умственную деятельность. Всего в течение года было организовано 190 выставок, из них книжно-иллюстративных 150 (11 сетевых для библиотек района), экспозиции живописи, фото, декоративно-прикладного искусства - 12, конкурсы-выставки творческих работ (рисунков, плакатов, стихов, прозы) - 9.



В массовой работе по-прежнему большую роль играли мероприятия, проведенные в содружестве с профессиональными и общественными организациями г. Гатчины и района, г. Санкт-Петербурга, средствами массовой информации, социальными службами, учебными заведениями, детскими садами, Домом детского творчества «Журавушка», экологическим движением «Школьная экологическая инициатива», творческими коллективами, писателями Санкт-Петербурга и Москвы. «Лицейские чтения», дни французской литературы, встречи с гостями кинофестиваля «Литература и кино», мероприятия Пушкинской и краеведческой тематики. В клубе «Вдохновение», работающем при библиотеке, были организованы 8 встреч различной тематики. Всего в библиотеке состоялось 162 мероприятия, способствующих как образованию и самообразованию, так и организации содержательного досуга граждан, приобщения их к культурному наследию. << предыдущая страница   следующая страница >>