Образовательный стандарт послевузовской профессиональной подготовки специалистов Специальность: №040127 «Эндокринология» - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2 ... страница 10страница 11
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Образовательный стандарт послевузовской профессиональной подготовки... 11 1617.03kb.
Образовательный стандарт послевузовской профессиональной подготовки... 11 1362.56kb.
Образовательный стандарт послевузовской профессиональной подготовки... 11 1721.11kb.
«челябинская государственная медицинская академия федерального агентства... 1 79.92kb.
«челябинская государственная медицинская академия федерального агентства... 1 80.16kb.
Новиков Алексей Валерьевич информатизация юридического образования... 2 780.28kb.
Образовательный стандарт по специальности бизнес информатика содержит... 1 73.51kb.
Подготовка специалистов экологов-радиобиологов в мгэу им. А. 1 26.95kb.
3. Сведения о соответствии профессиональной подготовки специалистов... 1 42.89kb.
Научно-образовательный материал 1 168.49kb.
О врачах клинической лабораторной диагностики 1 23.49kb.
Диабетология. Лечение 1 9.27kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Образовательный стандарт послевузовской профессиональной подготовки специалистов - страница №1/11

Министерство здравоохранения Российской Федерации
Учебно-методическое объединение медицинских
и фармацевтических вузов

Московская медицинская академия им. И.М. Сеченова

«СОГЛАСОВАНО»


Руководитель департамента образовательных

медицинских учреждений

и кадровой политики

МЗ РФ


Н.Н. Володин



«УТВЕРЖДАЮ»


Зам. председателя

учебно-методического

объединения медицинских

и фармацевтических вузов


И.Н. Денисов

17 апреля 2001 г.




16 апреля 2001 г.


Образовательный стандарт послевузовской
профессиональной подготовки специалистов


Специальность:
№ 040127 «Эндокринология»

Москва - 2001

Образовательный стандарт послевузовской профессиональной подготовки врача по специальности «эндокринология», образовательные программы и тестовые задания разработаны сотрудниками кафедры эндокринологии и диабетологии факультета последипломного профессионального образования Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова,

Авторы:



  • зав. каф., д.м.н. академик РАЕН,
    профессор М.И. Балаболкин



  • д.м.н. профессор А.М. Мкртумян



  • к.м.н. доцент З.И. Левитская



  • к.м.н. доцент Л.В. Недосуговая



  • к.м.н. доцент Н.А. Петунина

Рецензенты:





  • зав. кафедрой эндокринологии МОНИКИ
    им. Владимирского, д.м.н., профессор А.В. Древаль




  • зав. кафедрой эндокринологии и диабетологии
    РГМУ им. Пирогова, д.м.н. И.Ю. Демидова


Содержание


Введение

Пояснительная записка

Квалификационные требования к врачу-специалисту эндокринологу

Методические рекомендации

Клиническая ординатура

Учебные и учебно-тематические планы

Учебная программа

Тестовый контроль знаний

Рекомендуемая литература

Специальная литература




ВВЕДЕНИЕ


В последние десятилетия отмечается тенденция к повышению распространен­ности эндокринных заболеваний, особенно сахарного диабета и патологии щи­товидной железы. Различными эндокринными заболеваниями страдает при­мерно 10% населения страны. Это свидетельствует о том, что любой врач в своей практической деятельности постоянно встречается с эндокринной пато­логией различной степени выраженности. Изучение эндокринологии поможет более ранней диагностике и лечению эндокринных заболеваний. Учитывая большую социальную значимость сахарного диабета приказом МЗ РФ № 259 от 02.11.1994 - диабетология выделена в самостоятельную дисциплину с требованием подготовки врача-специалиста диабетолога. Необходимость под­готовки и постоянного повышения квалификации врачебных кадров, внедре­ние в эндокринологию новейших достижений мировой науки, усиление профи­лактической направленности работы эндокринолога и диабетолога требует существенной модернизации системы подготовки медицинских кадров в стра­не.

Целью послевузовского профессионального образования является подготовка широко образованного врача-специалиста с гуманистическим и естественно­научным мировоззрением, высокой общей культурой, ориентированного на работу в современных условиях. Диплом врача не дает право на самостоятельную работу в качестве врача-эн­докринолога. Для получения права на работу эндокринологом выпускнику необходима дополнительная подготовка по образовательно-профессиональным программам.

Стандарт является основой для:

  • создания образовательно-профессиональных программ, учебных планов и программ учебных дисциплин;

  • определения критериев и содержания аттестации и аккредитации вузов;

  • модификации и совершенствования всей системы послевузовского образования

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Основными задачами послевузовской профессиональной подготовки по специ­альности эндокринология и диабетология являются:

  • улучшение практической подготовки выпускника медицинских вузов;

  • повышение профессионального уровня и степени их готовности к самостоятельной врачебной деятельности;

  • формирование клинического мышления, ориентированного в сложной эндокринной патологии и смежных специальностях (терапия, иммунология, клиническая фармако­логия, организация и экономика здравоохранения).

Образовательныцй стандарт по специальности эндокринология включает в себя первичную специализацию - клиническую ординатуру. Эта подго­товка носит комплексный характер и, соответственно, программа должна быть комплексной.

Профессиональная подготовка охватывает весь период обучения. Она должна основываться на тех базисных знаниях, которые получены во время обучения в вузе и не повторять учебную программу ВУЗа. Изменение в содержании пер­вичной специализации отражено в учебных планах, которые должны быть в каждой программе. Содержание программы располагается по темам, часам, неделям. Оно должно соответствовать уровню подготовки врача, окончившего данный этап образовательно-профессиональной программы.

После окончания первого этапа образовательно-профессиональной программы врачу выдается сертификат о прохождении первичной специализации по полу­ченной специальности ( Приказ МЗ РФ №286 от 19.12.94.).

Закончивший обучение по образовательно-профессиональным программам мо­жет осуществлять профессиональную деятельность с последующим повышени­ем квалификации и получением различных врачебных категорий. Повышение квалификации проводиться один раз в пять лет.

Для стажированных специалистов существует система повышения квалифика­ции. Продолжительность и формы обучения следующие:


  • Переподготовка (общее усовершенствование) - не менее 500 часов

  • Сертификационные циклы - не менее 144 часов.

  • Тематическое усовершенствование - более 72 часов.

В соответствии с приказом Министерства высшего и профессионального обра­зования №1221 от 18.06.97 г. "Об утверждении требований к содержанию до­полнительных профессиональных программ" к этим программам предъявляют­ся следующие требования:

  • соответствие квалификационным требованиям, профессиям и должностям;

  • преемственность по отношению к образовательным образовательным стандартам высшего и среднего профессионального образования;

  • ориентация на современные образовательные технологии и средства обучения;

  • совместимость программ дополнительного профессионального образования по видам и срокам;

  • соответствие учебной нагрузки слушателей нормативам;

  • соответствие принятым правилам оформления программ;

  • соответствие содержания программ видам дополнительного профессионального образования.

Учебные планы должны быть составлены с учетом исходного образовательного уровня и профессиональной подготовленности специалистов. Этапы образавательно-профессиональной программы рассматриваются ниже.

КВАЛИФИКАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВРАЧА-СПЕЦИАЛИСТА ЭНДОКРИНОЛОГА

Требования к уровню профессиональной подготовленности специалиста

Специалист с высшим медицинским образованием должен быть подготовлен для самостоятельной профессиональной деятельности и выполнения основных функций:


  • диагностической

  • лечебной

  • профилактической

  • консультативной

  • реабилитационной

  • организационной

Нормативные сроки освоения стандартов послевузовской профессиональной подготовки специалистов с высшим медицинским образованием



Клиническая ординатура - очная форма , 2 года - 3456 часов (приказ №23 от 17.02.93г. "Об утверждении положения по клинической ординатуре").

Сертификационные циклы - очная форма, очно-заочная форма (не менее 144 часов). Постановление Госкомвуза РФ №13 от 27.12.95 г. "Об утверждении форм докумен­тов образовательного образца о повышении квалификации и профессиональной пе­реподготовки специалистов и требования к документам".

Переподготовка (общее усовершенствование по специальности) - очная форма, оч­но-заочная форма (не менее 500 часов). Постановление Госкомвуза РФ №12 от 27.12..95 г. "Об утверждении Положения о порядке и условиях профессиональной переподготовки специалистов".

Тематическое усовершенствование - очная форма, очно-заочная форма (не менее 72-100 часов). Постановление Госкомвуза РФ №13от 27.12.95 г. "Об утверждении форм документов государственного образца о повышении квалификации и профессио­нальной переподготовки специалистов и требования к документам".

Предшествующие уровни образования для послевузовской профессиональной


подготовки специалистов

Для ординатуры

Для специальности № 040101-040127 "лечебное дело" - высшее медицинское образо­вание по специальности "лечебное дело" - квалификация "врач"; выпускник должен иметь диплом государственного образца об окончании медицинского высшего учеб­ного заведения, где должна быть запись о получении высшего образования.

Для специалистов, имеющих стаж работы по избранной специальности, и обу­чающихся в ординатуре, на сертификационных циклах, циклах переподготовки и те­матических циклах, должен быть указан предшествующий уровень образования с учетом стажа работы по специальности и квалификации специалиста.

Требования к организации практик

При реализации подготовки специалиста в клинической ординатуре должны быть предусмотрены в учеб­ном плане стандарта по специальности 8 недель работы обучаемых в поликли­нике на первом году обучения или по 4 недели на каждом году обучения.


Квалификационные требования к врачу-специалисту эндокринологу

Врач-специалист эндокринолог должен освоить следующие виды деятельности и соответствующие им персональные задачи:



  • диагностика, лечение, профилактика и реабилитация наиболее распространенной и частой эндокринной патологии;

  • оказание экстренной и неотложной медицинской помощи больным с эндокринной патологией,

  • организационная работа.



Врач-специалист эндокринолог должен:

  • владеть основами законодательства о здравоохранении, знать директивные докумен­ты, определяющие деятельность органов и учреждений здравоохранения, организа­цию эндокринологической службы в стране,

  • знать организацию работы лечебно-профилактического учреждения, в котором ра­ботает; принцип НОТ в работе, взаимодействие в работе отдельных отделений, ка­бинетов, лабораторий; организацию диспансеризации населения,

  • знать показатели здоровья населения, структуру заболеваемости в терапевтической и эндокринологической отделениях, диспансере, показатели эффективности лечения эндокринных больных,

  • владеть основами учетно-отчетной документации деятельности стационара и поли­клиники: статистические методы оценки показателей этой деятельности,

  • владеть планированием и анализом своей работы, принципами сотрудничества с другими специалистами и службами (социальная служба, страховая компания, ассо­циация врачей и т.д.); знать и соблюдать принципы врачебной этики и деонтологии,

  • знать права и функциональные обязанности эндокринолога в стационаре, поликли­нике и диспансере.

В соответствии с требованиями специальности врач-специалист эндокринолог должен знать и уметь:

Общие знания:



  • основы законодательства о здравоохранении и директивные документы, опреде­ляющие деятельность органов и учреждений органов здравоохранения;

  • организацию эндокринологической помощи в стране, организацию скорой и неот­ложной помощи;

  • показатели смертности от основных эндокринных заболеваний и мероприятия по их снижению;

  • строение, физиологию и патофизиологию желез внутренней секреции, их взаимоот­ношение с другими органами и системами организма;

  • причины возникновения патологических процессов в железах внутренней секреции, механизм их развития и клинические проявления;

  • влияние производственных факторов и факторов внешней среды (радиация, дефицит йода, питание и т.д.) на функцию эндокринных железж;

  • этиологию опухолей, морфологическую классификацию опухолей, механизмы канцерогенеза на уровне клетки, органа, организма;

  • клиническую симптоматику доброкачественных и злокачественных опухолей эндок­ринных желез, их диагностику, принципы лечения и профилактику;

  • физиологию и патологию системы гемостаза, коррекцию нарушений свертывающей системы крови, показания и противопоказания к переливанию крови и ее компонен­тов;

  • роль генетических факторов в развитии эндокринных заболеваний;

  • физиологию и патофизиологию углеводного, жирового, белкового обменов;

  • основы водно-электролитного обмена и кислотно-основного состояния крови, воз­можные типы их нарушений и принципы лечения;

  • общие и специальные методы исследования в эндокринологии;

  • основы применения УЗИ, рентгенорадиологии, денситометрии и офтальмоскопии для обследования и лечения эндокринных больных;

  • основы иммунологии в эндокринологии;

  • основы интенсивной терапии и реанимации у эндокринных больных;

  • основы инфузионной терапии в эндокринологии;

  • основы фармакотерапии в эндокринологии;

  • принципы предоперационной подготовки и посслеоперационного ведения эндок­ринных больных;

  • методы реабилитации, основы физиотерапии и лечебной физкультуры в эндокрино­логии, показания и противопоказания к санаторно-курортному лечению

  • основы рационального питания и принципы диетотерапии при сахарном диабете и ожирении;

  • основы онкологической настороженности при патологии щитовидной железы;

  • основы массовой и индивидуальной йодной профилактики у населения;

  • вопросы временной и стойкой нетрудоспособности, МСЭК в эндокринологии;

  • основы организации скрининга у новорожденных на выявление врожденного гипотироза;

  • показания к госпитализации у эндокринных больных;

  • оборудование, оснащение и деятельность кабинетов "диабетическая стопа", "школа диабетика";

  • основы техники безопасности при работе с аппаратурой;

  • основы юридического права в эндокринологии.

Общие умения

  • Получить информацию о заболевании,

  • выявить факторы риска развития основных эндокринных заболеваний и организо­вать меры профилактики,

  • применить объективные методы обследования больного, выявить общие и специфические признаки заболевакния или его осложнений,

  • оценить данные ЭКГ, лабораторных, рентгенологических, эндоскопических методов исследования,

  • выявлять социально-опасные инфекционные заболевания, возможные при эндок­ринной патологии (ТВС, ВИЧ, сифилис, гепатит),

  • оценить тяжесть состояния больного,

  • определить показания к госпитализации,

  • оказать срочную помощь при неотложных состояниях,

  • определять группу крови, показания к переливанию крови, реинфузии.

  • выработать план ведения больного,

  • вести медицинскую документацию, осуществлять преемственность между лечебно-профилактическими учреждениями,

  • проводить диспансеризацию и оценивать ее эффективность,

  • решать вопрос о трудоспособности больного,

  • проводить анализ деятельности лечебно-профилактического учреждения,

  • проводить санитарно-просветительскую работу.

Специальные знания и умения

Специалист-эндокринолог должен знать профилактику, диагностику, клинику и лечение основных эндокринных заболеваний и уметь диагностировать и ока­зывать необходимую помощь при следующих неотложных состояниях:



  • гипергликемическая, кетоацидотическая кома,

  • гипергликемическая, гиперосмолярная кома,

  • гипогликемическая кома,

  • лактатацидемическая кома,

  • тиреотоксический криз,

  • гипотироидная кома,

  • острая надпочечниковая недостаточность,

  • адреналовый (феохромацитомный) криз,

  • гипокалиемический криз,

  • гиперкальциемический криз,

  • гипокальциемическая тетания.

Специалист - эндокринолог должен уметь:

установить диагноз и провести необходимое лечение при следующих заболева­ниях:



  • сахарный диабет и другие заболевания эндокринного аппарата поджелудочной желе­зы,

  • поздние сосудистые осложнения сахарного диабета,

  • выявить гестационный диабет,

  • синдромы тиротоксикоза, гипотироза и эутироидного зоба,

  • заболевания гипоталамо-гипофизарной системы,

  • гормонально-активные и гормонально-неактивные опухоли надпочечников, щито­видной и паращитовидных желез,

  • ожирение,

  • нарушение формирования пола, синдромы гипер- и гипогонадизма.

Кроме того должен уметь:

  • Оценить состояние кожных покровов, характер распределения подкожно-жировой клетчатки и тип телосложения,

  • Выявить изменения внешности, характерные для той или иной эндокринной патоло­гии (акромегалия, синдром Иценко-Кушинга, синдром тиротоксикоза и офтальмопатии., синдром гипотироза, синдром гипогонадизма и дисгенезии гонад),

  • Оценить состояние стоп больных сахарным диабетом и провести дифференциальный диагноз различных вариантов диабетической стопы,

  • Оценить состояние наружных гениталий, выраженность и соответствие полу и воз­расту вторичных половых признаков,

  • Определить степень выраженности гирсутизма у женщин и гинекомастии у мужчин,

  • Определить вибрационную, температурную и тактильную чувствительность стоп больных сахарным диабетом,

  • Интерпретировать результаты офтальмоскопии, ангио- и ретинограммы,

  • Уметь пальпировать щитовидную железу и оценить ее размеры и структуру,

  • Диагностировать глазные симптомы тиротоксикоза и офтальмопатию,

  • Интерпретировать соногораммы и сцинтиграммы щитовидной железы, определить показания и противопоказания к проведению термографии, КТ и инвазивных мето­дов исследования щитовидной и паращитовидных желез,

  • Оценить результаты офтальмометрии, УЗИ и КТ орбит,

  • Интерпретировать рентгенограммы черепа, прицельные снимки турецкого седла, данные компьютерной и магнитно-резонансной томографии мозга,

  • Оценить данные ЭЭГ и эхо-ЭЭГ,

  • Интерпретировать результаты инструментальных исследований надпочечных желез: оксигеносупрареноперитонеума, сцинтиграфии коры и мозгового слоя, УЗИ, КТ, МРТ и ангиографии,

  • Вычислить индекс массы тела, процентное содержание жира в организме, определить окружность талии и бедер с интерпретацией полученных результатов,

  • Оценить результаты гормональных исследований,

  • Оценить парциальные функции почек у эндокринных больных,

  • Проводить и оценивать тесты функциональных проб, применяемых для диагностики и дифференциальной диагностики эндокринных заболеваний:

  • при болезни Иценко-Кушинга (проба с дексаметазоном и метапироном)

  • При акромегалии и гигантизме (проба с инсулином, аргинином, глюкагоном),

  • При гипопитуитаризме (проба с ХГ, кломифеном, гонадолиберином, инсулином, аргинином, глюкагоном, лизин-вазопрессином, метапироном),

  • При несахарном диабете (проба с сухоедением),

  • При нарушениях функции щитовидной железы (проба с тиролиберином, с трийодтиронином),

  • При первичном альдостеронизме (проба с нагрузкой натрием, спиронолактоном, фуросемидом, капотеном, с неальдостероновыми минералокортикоидами),



    При феохромацитоме цроба с гистамином, тропафеном, тирамином, глюкагоном, клофелином, фентоламином),

  • интерпретировать результаты биопсии щитовидной железы,

  • пальпировать тестикулы, определить их размеры, консистенцию и фиксацию в мо­шонке.

  • назначать фармакотерапию и оценить ее результаты при эндо-кринной патологии,

  • определить показания к хирургическим и иным не медикаментозным методам лече­ния,

  • подготовить больных к оперативному лечению,

  • знать особенности ведения беременных с эндокринной патологией,

  • оценить прогноз заболевания.



следующая страница >>