страница 1страница 2 ... страница 4страница 5
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие работы
|
Образовательная программа творческого и научно-технического развития детей и молодежи - страница №1/5
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ТВОРЧЕСКОГО И НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ «ЮНОСТЬ, НАУКА, КУЛЬТУРА» ___________________________________ Всероссийский заочный конкурс научно-исследовательских, изобретательских и творческих работ обучающихся «ЮНОСТЬ, НАУКА, КУЛЬТУРА» Направление: Экономика, управление, менеджмент, маркетинг Тема: Современные приоритеты российской государственной политики в области социальной защиты, направленные на ликвидацию бедности в Российской Федерации Учреждение: Федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Армавирский юридический техникум» (ФГОУ СПО «АЮТ») Автор работы: Асафова Я.И. Научный руководитель: Бондарь М.В. 2011 г. СОДЕРЖАНИЕСОДЕРЖАНИЕ 1 Введение Проблема бедности весьма сложна, многогранна, противоречива и трудноразрешима. С одной стороны, она стара как мир, ее изучали с древнейших времен, во все периоды истории человеческого общества. В то же время в каждую эпоху она имеет свои характеристики, специфические проявления, особенности. И сегодня, по оценке ООН, она носит всеобщий, глобальный характер. (Приложение №1). Есть страны богатые, есть бедные. В богатых странах также есть бедное население, а в бедных – богатое. Социальные противоречия на этой почве не только не ослабевают, но даже обостряются. Бедность возникает, разрастается или наоборот, преодолевается и идёт на убыль в зависимости от того, какую социально-экономическую систему избирает страна. Исследование проблемы бедности чрезвычайно актуально для современной России. По данным Росстата доля населения РФ с доходами ниже прожиточного минимума в 2010 составила 13.1% (18.5 млн человек). (Приложение №2). При этом стоимость продуктов питания потребительской корзины увеличилась на 6.1%, непродовольственных товаров и услуг - на 2.7% и 0.9% соответственно. Обострение проблемы бедности в России явилось следствием значительных изменений социально-экономической системы в ходе трансформационного периода. Социальная политика государства в период перестройки формировалась на фоне приоритетного решения задачи институционального и структурного изменения экономической системы. В качестве ориентиров были избраны постепенный отказ государства от роли координатора социальных процессов, сокращение числа социальных функций, перенесение центра тяжести в финансировании социальных расходов с государственного бюджета на граждан. Избранная стратегия определила характер социальной политики, которая на практике сводилась к единственному направлению – социальной защите, призванной по мере возможности компенсировать населению издержки реформ. Проблема рассматривалась исключительно в плоскости оптимизации перераспределения ограниченных ресурсов между социально-уязвимыми группами, снижения государственных социальных расходов. Рассмотрение бедности как сдерживающего фаткора социально-экономического развития страны, комплексность воздействия и экономический масштаб негативынх последствий её роста являются основванием для объявления содействия сокращению бедности в качестве приоритета дальнейшего развития, актуализирует необходимость формироания и реализации государсвенной политики, направленной на нивелирование этих последствий. Меры, предупреждающие и сдерживающие бедность, актуальны для России по многим причинам, но особенно можно выделить следующие. Во-первых, при весьма низких стандартах измерения, масштабы распространения бедности достаточно велики, существенная дифференциация доходов резко повышает значение этой проблемы. Последствия бедности уже на данном этапе привели к формированию порочного круга между низкой покупательной способностью общества, сокращением внутреннего рынка и производства, что позволяет рассматрвать бедность как непосредственную угрозу национальному развитию. Во-вторых, результаты российских и зарубежных исследований свидетельствуют о том, что для обществва в целом превентивные меры в этой сфере более эффективны и менее затратны. Исследуемая тема особенно актуальна для автора, как для будущего юриста и работника в области социальной защиты населения. Из-за идеологических запретов в нашей стране проблема бедности долгое время практически не анализировалась. Обзор литературы по данной тематике показывает, что в большинстве работ внимание исследователей сконцентрировано на методологических проблемах исследования бедности. Работ, в которых бы акцент делался на практические подходы к выявлению функциональных возможностей сокращения масштабов бедности, поиск экономических инструментов этого воздействия, крайне мало. Пока не сложился целостный макроэкономический подход к принципам и направлениям реформирования социальной сферы. В работах, посвящённых этим аспектам проблемы, российские экономисты зачастую ссылаются на зарубежные издания, но их рекомендации предельно общи и порой далеки от реальной ситуации, а возможности их использования ограничены. Очевидная актуальность, большая практическая значимость и недостаточность комплексной разработки вышеуказанных проблем обуславливают необходимость дальнейшего изучения этих вопросов. Для достижения поставленной цели были поставлены и решены следующие задачи:
В соответствие с этими задачами в представленном исследовании обосновывается необходимость изменения методологического подхода к борьбе с бедностью в России, приоритетность ориентации на устойчивое экономическое развитие. Стратегия борьбы с бедностью на современном этапе должна заключаться не в дальнейшем развитии узкого направления оказания социальной помощи малоимущим, а в создании экономической базы для её преодоления на основе возрастания эффективности институциональной и структурной организации экономики, механизма перераспределения доходов как предпосылки повышения уровня жизни значительной части населения. Анализ опыта и складывающихся тенденций развития позволяет предположить, что преодоление бедности будет иметь значительный практический эффект, способствовать нормализации экономических процессов и дальнейшему росту экономики. Глава 1. Понятие, причины и особенности бедности в РФ.
Бедность — характеристика экономического положения индивида или социальной группы, при котором они не могут удовлетворить определённый круг минимальных потребностей необходимых для жизни, сохранения трудоспособности, продолжения рода. К бедным в России официально относятся все, кто имеют доходы ниже прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте страны. (Приложения №3). Бедность как социально-экономическое явление в той или иной степени присуща любому обществу, но её причины, масштабы, конкретные проявления и последствия существенно отличаются на различных этапах и при разных условиях его развития. Бедные - это не просто люди с низкими доходами, - это члены общества, живущие по его законам, но не имеющие признаваемого этим же обществом минимально необходимого стандарта потребления. В настоящеее время существуют несколько методов оценки бедности (Прилож.№5). В мировой науке и практике выделяются три основных подхода к определению бедности: абсолютная бедность (бедные по доходам и расходам), относительная бедность (лишения, депривации) и субъективная бедность (на основе самооценки опрашиваемых). I. Пороговые показатели: 1. Потребительская корзина – минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности. Потребительская корзина для основных социально-демографических групп населения (трудоспособное население, пенсионеры, дети) в целом по РФ определяется не реже одного раза в 5 лет (ФЗ “О потребительской корзине в целом по Российской Федерации” от 31.03.2006 г) и включает:
2. Прожиточный минимум – стоимостная оценка потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы (Федеральный закон от 31 марта 2006 г. № 44-ФЗ “О прожиточном минимуме в Российской Федерации”). Определяется ежеквартально на душу населения и по основным социально-демографическим группам. В целом по РФ устанавливается Правительством, в регионах – органами исполнительной власти субъектов РФ. Для количественной оценки бедности (и социальной дифференциации в целом) используется также более широкое по набору товаров и услуг, чем прожиточный минимум, показатели минимального и рационального потребительского бюджета. 3. Минимальный потребительский бюджет представляет собой социальный минимум товаров и услуг в объеме, необходимом для обеспечения нормальной жизнедеятельности человека. В России минимальный потребительский бюджет составлен на основе более 200 товаров и услуг, в том числе 80 продуктов питания. Структура минимального потребительского бюджета такова: питание- 58,9 %; непродовольственные товары-17,7 %; услуги-21,9%, налоги и сборы-1,5%. II. Показатели масштабов бедности: 1. Коэффициент бедности – доля населения со среднедушевыми денежными доходами ниже прожиточного минимума. 2. Коэффициент крайней бедности – доля населения со среднедушевыми денежными доходами ниже половины величины прожиточного минимума. 3. Дефицит денежных доходов населения – суммарный доход населения, недостающий до величины прожиточного минимум Самым главным социальным гарантом в России выступает государство. Согласно статье 7 Конституции РФ, «Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты». Нормативно-правовой базой для регулирования социальной защиты в России являются Федеральные законы «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» от 31 марта 2006 г. № 44-ФЗ; «О государственной социальной помощи» от 17.07.1999г. №178-ФЗ; «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи» от 05.04.2003г. №44-ФЗ.
Бедность как явление социально-экономической жизни возникает всякий раз, когда материальное положение не позволяет удовлетворять круг потребностей, обеспечивающих физическое существование, сохранение трудоспособности на уровне принятых в обществе минимальных стандартов. Бедность присуща любому обществу, однако её причины, масштабы, конкретные проявления и последствия существенно отличаются на различных этапах его развития. Очевидно, что определение мер и инструментов воздействия, направленных на сокращение бедности, построение комплексной стратегии её преодоления должно начинаться с анализа и вскрытия причин её возникновения, а в нашей стране – причин значительного увеличения её масштабов. Бедность присуща экономическим системам с различным уровнем развития, но её острота и распространённость в значительной степени зависят от:
До сих пор проведено не много серьёзных исследований причин бедности в России.1 Мероприятия, направленные на преодоление бедности не носят комплексного характера и нацелены скорее на ликвидацию последствий, а не на искоренение причин бедности, выявление которых позволит определить возможные направления государственной политики по ликвидации этого явления и инструментов воздействия на него. Основными причинами бедности в Российской Федерации являются:
Современные учёные выделяют следующие основные причины неравенства доходов2:
Таким образом, общей, системной причиной, свойственной всем странам, основой феномена бедности независимо от конкретных обстоятельств развития государства, является объективно существующее неравенство. (Приложение №6) Бедность также является следствием многих взаимосвязанных факторов:
Особенностями проявления бедности в России являются:
Кроме того, значимое влияние оказывают географический и климатический факторы, влекущие, например, повышение производственных и транспортных издержек, особенно в отдаленных регионах, снижение производительности труда и, соответственно, снижение рентабельности ведущих отраслей. В наиболее уязвимом положении оказываются регионы, не производящие ориентированной на экспорт продукции и обделенные богатыми природными ресурсами в виде нефти, газа и прочих полезных ископаемых.
Масштабы распространения данных явлений среди всех домохозяйств, независимо от уровня их материальной обеспеченности, представлены в Приложении №10.
Проявления бедности в форме ограничения доступа к жилью и имуществу в сельской местности встречаются гораздо чаще, чем в городской:
Эти факторы, определяя уровень цен и условия жизни, могут оказывать опосредованное воздействие на уровень благосостояния семьи через размеры доходов и стоимость жизни в определённом регионе. Объективно существующие особенности развития делают территориальное экономическое неравенство неизбежным, а полное выравнивание региональных диспропорций практически недостижимым.6 Таким образом, для российской действительности характерны различные формы проявления бедности, ключевыми среди которых являются следующие:
Такой комплексный взгляд позволяет получить дифференцированную картину бедности, выделить семьи, для которых характерно множество форм ее проявления. Анализ показателей жилищной и имущественной обеспеченности указывает на то, что доходная, жилищная и имущественная обеспеченность пока еще слабо взаимосвязаны, поскольку многие семьи обеднели не так давно и еще сохранили хороший уровень жилищных условий. Многодетные семьи относятся к числу тех, кто имеет самые плохие жилищные условия, а неполные семьи отличаются низким уровнем имущественной обеспеченности. Одним из эффективных направлений решения проблемы бедности является государственная социально-экономическая политика, важнейший элемент которой-система социальной защиты, т.к. она помогает семьям, оказавшимся в трудном положении, в кризисных ситуациях. Проще и эффективнее расширять масштабы уже существующих программ, чем создавать новые.7 Глава 2. Основные приоритеты политики в области социальной защиты, направленные на повышение уровня жизни населения. 2.1 Существующие меры социальной защиты населения, направленные на преодоление бедности в РФ. Борьба с бедностью – это неотъемлемая составная часть общей социальной политики любого государства, т.к. социальная защита может поощрять долгосрочный экономический рост путём снижения уровня неравенства и возможного негативного эффекта ошибочных мер государственного регулирования. И здесь отсутствуют простые решения и возможность копирования опыта других стран, обеспечивающих высокие жизненные стандарты для абсолютного большинства населения. Применительно к России борьба с бедностью означает формирование на деле социального государства, провозглашенного в ст.7 Конституции Российской Федерации, обеспечение гарантированного уровня доходов для трудоспособного населения на основе собственного труда, доступности для всех слоев населения качественных услуг образования, здравоохранения, культуры, жилищно-коммунального хозяйства и др. Меры государственной политики, способствующие экономическому росту, занимают центральное место в борьбе с бедностью, однако инструменты социальной защиты также играют важную роль в снижении уязвимости и защите благосостояния бедного населения. Даже при благоприятных тенденциях в развитии экономики всегда существуют группы людей с повышенным риском бедности, объективно неспособные к самообеспечению, нуждающиеся в финансовой поддержке с помощью специальных социальных программ. Еще одно направление содействия сокращению бедности – это увеличение занятости населения. Эта задача может решаться за счет создания более дешёвых рабочих мест в малом бизнесе и трудоёмких отраслях легкой и пищевой промышленности, ориентированных на внутренний рынок и массового потребителя. Необходимо совершенствование кредитования отечественного производителя, системы пособий по безработице, развитие общественных работ и создание временных рабочих мест. Обеспечивая условия для выхода из бедности трудоспособного населения на трудовой основе, одновременно следует совершенствовать систему адресной социальной помощи социально уязвимых групп населения: инвалидов, пенсионеров, одиноких родителей, беженцев и др. Необходимо постепенно отказаться от категориального метода социальной защиты населения, пересмотреть и сократить число льготников, ориентируясь на первоочередную поддержку самого бедного населения, не имеющего объективной возможности получения трудовых доходов. Борьба с социальной бедностью реализуется путём построения системы социальной защиты, которая призвана обеспечивать поддержание доходов населения посредством адресных программ оказания материальной помощи, субсидирования продовольственных и других товаров первой необходимости, обеспечения продовольственных и других товаров первой необходимости, обеспечения занятости через организацию общественных работ и т.д. В рамках социальной защиты реализуются программы, призванные обеспечить доступ бедного населения к необходимым государственным услугам, например, программы, по которым выплачиваются стипендии, обеспечивается бесплатное медицинское обслуживание. По своей экономической природе социальное обеспечение прямо или косвенно связано с распределительными и перераспределительными процессами. Государственная политика перераспределения доходов включает:
В результате действия этого механизма значительная доля национального дохода переходит от слоёв населения с высокими доходами к слоям с низкими доходами. Социальные трансферты, осуществляемые в рамках системы социальной защиты – это система мер денежной или натуральной помощи малоимущим, не связанная с их участием в хозяйственной деятельности в настоящее время или в прошлом. Их целью является гуманизация отношений в обществе, повышение доходов малоимущих слоёв населения, создание условий для нормального воспроизводства рабочей силы, а также поддержание внутреннего спроса. В рамках системы государственной социальной помощи появились многочисленные виды социальных пособий и льгот на федеральном, региональном и местном уровнях. При этом были сохранены основные социальные обязательства и принципы государственной поддержки советского периода. Современная система социальных льгот в России сложилась в основном в 1990-е годы, когда было принято около 80 федеральных законов, регламентирующих порядок предоставления льгот и дотаций, а также более 100 поправок к ним. Важной положительной чертой Российского законодательства в этой области является принцип многообразия и всесторонности социальной защиты населения. Несмотря на ряд достоинств российской системы социальной защиты и соответствующего законодательства, следует отметить, что нормативные акты, принятые в переходный период, несут на себе отпечаток времени (времени избирательных кампаний), отличаются декларативностью и неопределённостью мер, зачастую носят популистский характер. Неупорядоченность, сохранение элементов прежней системы привели к значительному количеству пересекающихся категорий лиц, льгот и пособий. К настоящему времени в России отмечается неоправданное количество различных форм и видов социальной поддержки. Только на федеральном уровне установлено около 156 видов социальных выплат, льгот, пособий и дотаций, оказываемых 236 категориям населения.8 Льготы по системе социального обеспечения - предполагают предоставление различных услуг или иной помощи в целях компенсации затрат на их приобретение или социальной поддержки либо в целях стимулирования определенной категории граждан. Система социальных льгот включает:
Социальные льготы для многодетных семей:
Социальные льготы для инвалидов:
Социальные льготы ветеранам. Социальная защита ветеранов предусматривает осуществление системы мер, направленных на создание условий, обеспечивающих экономическое и моральное благополучие ветеранов, предоставляющих им дополнительные права и льготы:
Меры социальной защиты ветеранов определяются ст.ст. 14 - 23 Федерального закона "О ветеранах" (в ред. от 06.05.2003). При наличии оснований ветераны одновременно могут иметь право на льготы по нескольким статьям указанного Закона, а также на льготы, установленные другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. При наличии у ветерана права на получение одной и той же льготы по нескольким основаниям льгота предоставляется по одному основанию по выбору ветерана, за исключением случаев, предусмотренных законодательством. Социальные льготы лицам, пострадавшим от воздействия радиации:
Действующая система имеет ограниченные возможности перераспределения ресурсов в пользу наиболее нуждающихся граждан. Из общей суммы поддающихся учёту расходов на социальную помощь только 1/3 поступает к малоимущему населению. Остальные 2/3 получают те, кто может обойтись и без поддержки общества.9 По оценкам МОТ, эффективность программ социальной помощи населению, рассчитанная как доля суммарных социальных трансфертов, приходящаяся на семьи, живущие за чертой бедности, в России составляет 19%.10 Это позволяет сделать следующий вывод: основная часть социальной помощи распределяется не в пользу семей с доходами ниже прожиточного минимума. Кроме того, для бедных получаемые льготы и пособия не адекватны сложности их экономической ситуации: отношение суммы льгот и пособий к размеру доходов (располагаемых ресурсов) в бедных домохозяйствах является крайне низким и не позволяет рассматривать существующую систему социальной защиты как механизм реальной поддержки бедных домохозяйств. Если сравнить средние размеры пособий и дотаций, получаемых членами бедных семей со средним дефицитом ресурсов, то получится, что дотации на питание могут покрыть 6% дефицита их ресурсов; дотации на оплату транспортных расходов – менее 5%; ежемесячное пособие на ребёнка -8%.11 Одной из отличительных особенностей льгот является то, что они предоставляются на основе неявно выраженного, чётко не сформированного, но всё же общего для всех льгот критерия – они носят социально-групповой (профессионально-статусный) характер. Трансферты в итоге предоставляются не нуждающимся, а «категориям»12. Таким образом, льготы выступают одним из средств повышения уровня жизни их получателей, но в то же время не основаны на критерии уровня бедности как адекватном сложившейся ситуации критерии, они носят, скорее, стихийный, а не целенаправленный характер. Не менее существенны недостатки российской системы выплат и льгот:
При анализе системы социального обеспечения особенно актуальны вопросы финансирования и бюджетного федерализма. Вовлеченность в систему социальных льгот практически половины населения России свидетельствует о масштабности социальной программы. Однако в условиях недостатка ресурсов на её реализацию в полном объёме возникает множество барьеров на пути доступа к данным ресурсам наименее обеспеченной части общества. Для получения субсидий необходимо собрать значительное количество документов. Кроме того, на данном этапе можно отметить отсутствие чёткого разграничения полномочий и ответственности по предоставлению социальных пособий и льгот между федеральными, региональными и муниципальными органами власти, для многих видов льгот не определены источники финансирования. Это приводит к размыванию ответственности за администрирование и финансовое обеспечение. Проблема ликвидации бедности в наше время носит глобальный характер. В рамках Декларации тысячелетия и в процессе достижения целей в области развития на рубеже тысячелетия мир решает проблемы, связанные со многими аспектами развития человеческого потенциала, в том числе, сокращения наполовину к 2015 году количества людей, живущих в условиях крайней нищеты. Развивающиеся страны разрабатывают собственные стратегии в области ликвидации нищеты, исходя из своих приоритетов. Программа развития ООН (ПРООН) поддерживает принятие решений на национальном уровне и помогает обеспечить их максимальную эффективность путем привлечения внимания к нуждам неимущих граждан, расширения доступа к производственным фондам и экономическим возможностям, интеграции программ по борьбе с бедностью в международную экономическую и финансовую политику государств. Кроме этого, ПРООН вносит вклад в реформирование торговли, списание долгов бедных стран, создание условий для инвестирования в национальные программы по сокращению бедности и способствует работе процесса глобализации на благо бедных. ПРООН в Российской Федерации предоставляет стране доступ к лучшим мировым практикам и ресурсам, сотрудничает с государственными институтами, гражданским обществом и другими партнерами. Организация объединяет и направляет их усилия на создание соответствующих условий для формирования благоприятного инвестиционного климата, распространения современных технологий, развития инфраструктуры, обучения и переобучения персонала, улучшения социальных условий жизни. ПРООН в России запустила в 2009 году два рассчитанных на пять лет проекта, нацеленных на содействие устойчивому социально-экономическому развитию страны. Первый из них призван обеспечить вовлечение частного сектора в решение проблем развития в рамках Российской сети Глобального договора ООН. Второй - должен способствовать развитию в России частно-государственного партнерства совместно с Внешэкономбанком. Кроме того, ПРООН в России продолжает продвигать концепцию развития человеческого потенциала, инициируя и поддерживая подготовку национальных и субнациональных Докладов о развитии человеческого потенциала и образования в области РЧП. Цель этой деятельности – добиться применения этой концепции в процессе выработки социально-экономической политики, обеспечивающей устойчивое развитие. Разрешение такой острой социальной проблемы как бедность является основным направлением деятельности государства, связанным с поддержкой на уровне прожиточного минимума лиц, живущих за чертой бедности. По словам главы государства, борьба с бедностью должна быть приоритетом для Российской Федерации. "На мой взгляд, усилия государства должны быть сосредоточены, прежде всего, на преодолении массовой бедности", - заявил президент РФ. Дмитрий Медведев считает опасным чрезмерное имущественное расслоение российского общества. "У нас произошло чрезмерное расслоение граждан по уровню жизни", - сказал Д.Медведев. По его словам, 10% самых обеспеченных россиян получают доход в 15 раз больше, чем 10% самых бедных. На долю 10% самых обеспеченных приходится почти треть совокупного дохода граждан, а на беднейший класс - всего 2%. "Бедность становится мощным катализатором межнациональных противоречий. Именно среди неблагополучных социальных групп быстрее распространяется ксенофобия и нетерпимость", - подчеркнул Д.Медведев.13 В противном случае рост численности населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума чреват социальными взрывами и нестабильностью в жизни общества. Сокращение численности бедняков – одна из основных задач социальной политики российского государства в настоящее время. "Мы не должны дать бедности перейти в наступление, - подчеркнул президент РФ Д.А.Медведев, выступая на Мировом политическом форуме в Ярославле. - Мы должны принять меры для того, чтобы помочь людям, которые оказываются в силу экономических причин в сложной ситуации. Стимулирование производства, рост новых рабочих мест, повышение заработной платы и адресная социальная поддержка малоимущих в любом случае останутся приоритетом государства на ближайшие годы».14 Следует обеспечить недопущение дальнейшего роста масштабов бедности. В этих целях необходимо проводить экспертизу социальных последствий масштабных реформ, не принимать мер, которые приведут к росту бедности значительной части населения. Существующая система социальной защиты населения затратна, неэффективна и не выполняет многие из возложенных на неё задач. При этом очевидно, что значимая часть бюджета страны не должна и не может тратиться на социальные программы, содержание и цели которых даже не просчитываются. Отмеченные недостатки представляются важными аргументами в пользу необходимости дальнейшего реформирования российской системы социальной поддержки. В течение последних лет сложилось понимание того, что система, основу которой составляют категориальные льготы, не может решить проблему перераспределения ресурсов в пользу наиболее нуждающихся семей. Правительством предпринимаются шаги по упразднению большинства категориальных льгот путём их постепенного перевода в денежную форму. Основными направлениями реформирования являются:
Существующая до настоящего времени система недостаточно хорошо выполняет функции защиты нуждающихся слоёв населения через механизм поддержания доходов, она нуждается в дальнейшем реформировании, в ходе которого к решению поставленных проблемных вопросов необходимо подойти по-новому:
При классификации социальных льгот, подлежащих реформированию, следует руководствоваться следующими критериями:
По мнению автора, эффективная политика в области сокращения бедности и реализации прав граждан на достойный уровень жизни возможна при соблюдении 2-х условий: усиление адресности социальных выплат и льгот и повышение их размера для бедных. Реализации этих условий должно способствовать устранение противоречивости в системе социального законодательства, сокращение и отмена некоторых льгот, особенно ведомственных, которые и дают в целом перекос в пользу более обеспеченного населения. Реформирование системы социальной политики должно осуществляться с учётом различных групп льготников. Автор считает, что необходимо:
Содержание и направленность программ борьбы с бедностью во многом будет зависеть от принципиально выбранной стратегии, которая имеет две альтернативы. следующая страница >> |
|