Образовательная программа творческого и научно-технического развития детей и молодежи «юность, наука, культура» - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2 ... страница 4страница 5
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Образовательная программа творческого и научно-технического развития... 1 394.95kb.
Описание городским округом «Город Калининград» реализации проекта... 2 592.89kb.
Юность, наука, культура 1 92.85kb.
Полезные Интернет-ресурсы для 1 43.03kb.
Образовательная программа кружка технического творчества молодежи... 1 176.56kb.
Адаптированная образовательная программа дополнительного образования... 1 90.89kb.
Научно-исследовательская работа по социологии «политическая культура... 2 517.67kb.
«Отдых детей и подростков в загородных лагерях. Часть 1» 1 36.99kb.
Постнеклассическая наука и постмодернистская культура 4 2061.47kb.
Социально-психологические проблемы научно-технического творчества... 1 111.18kb.
Школа. Образовательная область «физическая культура». Культура Тела... 1 33.03kb.
Независимый контролер Глобального фонда и издатель Global Fund Observer 3 797.52kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Образовательная программа творческого и научно-технического развития детей и молодежи - страница №1/5

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ТВОРЧЕСКОГО И НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ
«ЮНОСТЬ, НАУКА, КУЛЬТУРА»


___________________________________

Всероссийский заочный конкурс научно-исследовательских, изобретательских и творческих работ обучающихся «ЮНОСТЬ, НАУКА, КУЛЬТУРА»

Направление: Экономика, управление, менеджмент, маркетинг
Тема: Современные приоритеты российской государственной политики в области социальной защиты, направленные на ликвидацию бедности в Российской Федерации


Учреждение: Федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Армавирский юридический техникум» (ФГОУ СПО «АЮТ»)

Автор работы: Асафова Я.И.

Научный руководитель: Бондарь М.В.
2011 г.

СОДЕРЖАНИЕ


СОДЕРЖАНИЕ 1


Введение

Проблема бедности весьма сложна, многогранна, противоречива и трудноразрешима. С одной стороны, она стара как мир, ее изучали с древнейших времен, во все периоды истории человеческого общества. В то же время в каждую эпоху она имеет свои характеристики, специфические проявления, особенности. И сегодня, по оценке ООН, она носит всеобщий, глобальный характер. (Приложение №1). Есть страны богатые, есть бедные. В богатых странах также есть бедное население, а в бедных – богатое. Социальные противоречия на этой почве не только не ослабевают, но даже обостряются. Бедность возникает, разрастается или наоборот, преодолевается и идёт на убыль в зависимости от того, какую социально-экономическую систему избирает страна. Исследование проблемы бедности чрезвычайно актуально для современной России. По данным Росстата доля населения РФ с доходами ниже прожиточного минимума в 2010 составила 13.1% (18.5 млн человек). (Приложение №2). При этом стоимость продуктов питания потребительской корзины увеличилась на 6.1%, непродовольственных товаров и услуг - на 2.7% и 0.9% соответственно.

Обострение проблемы бедности в России явилось следствием значительных изменений социально-экономической системы в ходе трансформационного периода.

Социальная политика государства в период перестройки формировалась на фоне приоритетного решения задачи институционального и структурного изменения экономической системы. В качестве ориентиров были избраны постепенный отказ государства от роли координатора социальных процессов, сокращение числа социальных функций, перенесение центра тяжести в финансировании социальных расходов с государственного бюджета на граждан. Избранная стратегия определила характер социальной политики, которая на практике сводилась к единственному направлению – социальной защите, призванной по мере возможности компенсировать населению издержки реформ. Проблема рассматривалась исключительно в плоскости оптимизации перераспределения ограниченных ресурсов между социально-уязвимыми группами, снижения государственных социальных расходов.

Рассмотрение бедности как сдерживающего фаткора социально-экономического развития страны, комплексность воздействия и экономический масштаб негативынх последствий её роста являются основванием для объявления содействия сокращению бедности в качестве приоритета дальнейшего развития, актуализирует необходимость формироания и реализации государсвенной политики, направленной на нивелирование этих последствий.

Меры, предупреждающие и сдерживающие бедность, актуальны для России по многим причинам, но особенно можно выделить следующие. Во-первых, при весьма низких стандартах измерения, масштабы распространения бедности достаточно велики, существенная дифференциация доходов резко повышает значение этой проблемы. Последствия бедности уже на данном этапе привели к формированию порочного круга между низкой покупательной способностью общества, сокращением внутреннего рынка и производства, что позволяет рассматрвать бедность как непосредственную угрозу национальному развитию. Во-вторых, результаты российских и зарубежных исследований свидетельствуют о том, что для обществва в целом превентивные меры в этой сфере более эффективны и менее затратны. Исследуемая тема особенно актуальна для автора, как для будущего юриста и работника в области социальной защиты населения.

Из-за идеологических запретов в нашей стране проблема бедности долгое время практически не анализировалась. Обзор литературы по данной тематике показывает, что в большинстве работ внимание исследователей сконцентрировано на методологических проблемах исследования бедности. Работ, в которых бы акцент делался на практические подходы к выявлению функциональных возможностей сокращения масштабов бедности, поиск экономических инструментов этого воздействия, крайне мало. Пока не сложился целостный макроэкономический подход к принципам и направлениям реформирования социальной сферы. В работах, посвящённых этим аспектам проблемы, российские экономисты зачастую ссылаются на зарубежные издания, но их рекомендации предельно общи и порой далеки от реальной ситуации, а возможности их использования ограничены. Очевидная актуальность, большая практическая значимость и недостаточность комплексной разработки вышеуказанных проблем обуславливают необходимость дальнейшего изучения этих вопросов.

Объект иследования: социально-экономическое полложение населения и проблема бедности в современном обществе.

Предмет работы: политика государства в области социальной защиты, направленная на преодоление бедности.

Цель работы: исследование проблемы бедности, определение механизмов её преодоления в современной России с помощью политики в области социальной защиты.

Для достижения поставленной цели были поставлены и решены следующие задачи:



  • изучение понятия и причин бедности;

  • изучение и обобщение законодательной базы, литературы по проблеме исследования, определение степени и уровня теоретической разработанности темы;

  • рассмотрение направлений действующей социальной политики и предложение перспективных государственных мер социальной защиты по сокращению уровня бедности в России.

В соответствие с этими задачами в представленном исследовании обосновывается необходимость изменения методологического подхода к борьбе с бедностью в России, приоритетность ориентации на устойчивое экономическое развитие. Стратегия борьбы с бедностью на современном этапе должна заключаться не в дальнейшем развитии узкого направления оказания социальной помощи малоимущим, а в создании экономической базы для её преодоления на основе возрастания эффективности институциональной и структурной организации экономики, механизма перераспределения доходов как предпосылки повышения уровня жизни значительной части населения. Анализ опыта и складывающихся тенденций развития позволяет предположить, что преодоление бедности будет иметь значительный практический эффект, способствовать нормализации экономических процессов и дальнейшему росту экономики.

Глава 1. Понятие, причины и особенности бедности в РФ.

    1. Понятие бедности.

Бедность — характеристика экономического положения индивида или социальной группы, при котором они не могут удовлетворить определённый круг минимальных потребностей необходимых для жизни, сохранения трудоспособности, продолжения рода. К бедным в России официально относятся все, кто имеют доходы ниже прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте страны. (Приложения №3).

Бедность как социально-экономическое явление в той или иной степени присуща любому обществу, но её причины, масштабы, конкретные проявления и последствия существенно отличаются на различных этапах и при разных условиях его развития.

Бедные - это не просто люди с низкими доходами, - это члены общества, живущие по его законам, но не имеющие признаваемого этим же обществом минимально необходимого стандарта потребления.

В настоящеее время существуют несколько методов оценки бедности (Прилож.№5).

В мировой науке и практике выделяются три основных подхода к определению бедности: абсолютная бедность (бедные по доходам и расходам), относительная бедность (лишения, депривации) и субъективная бедность (на основе самооценки опрашиваемых).

Абсолютная бедность рассчитывается на основании сравнения душевых доходов и прожиточного минимума или душевых доходов и относительной линии бедности (40-60% средней величины дохоов населения).

Относительная бедность определяется через потребительские характеристики семьи (домохозяйства) и понимается как необеспеченность данной семьи предметами длительного пользования, потребительскими товарами и услугами, рассматриваемыми как сложившиеся в обществе стандарты потребления. Отклонения от сложившегося в обществе уровня потребления обозначаются понятием лишения, депривации. Бедность семьи понимается как высокая степень концентрации различных лишений.

Субъективная бедность определяется на основе собственных оценок населением своего материального положения, возможностей сводить концы с концами, платить за жилье, лекарства, образование и т.п.

Показатели уровня и границ бедности.

I. Пороговые показатели:

1. Потребительская корзина – минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности. Потребительская корзина для основных социально-демографических групп населения (трудоспособное население, пенсионеры, дети) в целом по РФ определяется не реже одного раза в 5 лет (ФЗ “О потребительской корзине в целом по Российской Федерации” от 31.03.2006 г) и включает:


  • Продукты питания: хлебные продукты, картофель, овощи и бахчевые, фрукты свежие, сахар и кондитерские изделия, мясопродукты, рыбопродукты, молоко и молокопродукты, яйца; масло растительное, маргарин; прочие продукты (соль, чай, специи).

  • Непродовольственные товары: верхняя пальтовая группа; верхняя костюмно-платьевая группа; белье; чулочно-носочные изделия; головные уборы и галантерейные изделия; обувь; школьно-письменные товары; постельное белье; товары культурно-бытового и хозяйственного назначения; предметы первой необходимости, санитарии и лекарства. Нормативы устанавливаются с учетом сроков износа.

  • Услуги: жилье; центральное отопление; холодное и горячее водоснабжение и водоотведение; газоснабжение; электроэнергия; транспортные услуги; другие виды услуг.

2. Прожиточный минимум – стоимостная оценка потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы (Федеральный закон от 31 марта 2006 г. № 44-ФЗ “О прожиточном минимуме в Российской Федерации”). Определяется ежеквартально на душу населения и по основным социально-демографическим группам. В целом по РФ устанавливается Правительством, в регионах – органами исполнительной власти субъектов РФ.

Для количественной оценки бедности (и социальной дифференциации в целом) используется также более широкое по набору товаров и услуг, чем прожиточный минимум, показатели минимального и рационального потребительского бюджета.



3. Минимальный потребительский бюджет представляет собой социальный минимум товаров и услуг в объеме, необходимом для обеспечения нормальной жизнедеятельности человека.

В России минимальный потребительский бюджет составлен на основе более 200 товаров и услуг, в том числе 80 продуктов питания. Структура минимального потребительского бюджета такова: питание- 58,9 %; непродовольственные товары-17,7 %; услуги-21,9%, налоги и сборы-1,5%.

II. Показатели масштабов бедности:

1. Коэффициент бедности – доля населения со среднедушевыми денежными доходами ниже прожиточного минимума.

2. Коэффициент крайней бедности – доля населения со среднедушевыми денежными доходами ниже половины величины прожиточного минимума.

3. Дефицит денежных доходов населения – суммарный доход населения, недостающий до величины прожиточного минимум

Самым главным социальным гарантом в России выступает государство. Согласно статье 7 Конституции РФ, «Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты».

Нормативно-правовой базой для регулирования социальной защиты в России являются Федеральные законы «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» от 31 марта 2006 г. № 44-ФЗ; «О государственной социальной помощи» от 17.07.1999г. №178-ФЗ; «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи» от 05.04.2003г. №44-ФЗ.




    1. Причины бедности и её особенности в РФ.

Бедность как явление социально-экономической жизни возникает всякий раз, когда материальное положение не позволяет удовлетворять круг потребностей, обеспечивающих физическое существование, сохранение трудоспособности на уровне принятых в обществе минимальных стандартов. Бедность присуща любому обществу, однако её причины, масштабы, конкретные проявления и последствия существенно отличаются на различных этапах его развития. Очевидно, что определение мер и инструментов воздействия, направленных на сокращение бедности, построение комплексной стратегии её преодоления должно начинаться с анализа и вскрытия причин её возникновения, а в нашей стране – причин значительного увеличения её масштабов.

Бедность присуща экономическим системам с различным уровнем развития, но её острота и распространённость в значительной степени зависят от:



  • общего уровня экономического развития страны;

  • благосостояния народа и проводимой государсвтом социально-экономической политики в области поддержки лиц, не обладающих приемлемыми доходами.

До сих пор проведено не много серьёзных исследований причин бедности в России.1 Мероприятия, направленные на преодоление бедности не носят комплексного характера и нацелены скорее на ликвидацию последствий, а не на искоренение причин бедности, выявление которых позволит определить возможные направления государственной политики по ликвидации этого явления и инструментов воздействия на него.

Основными причинами бедности в Российской Федерации являются:

  1. крайне низкая адаптивность национальной экономики к процессам глобализации мировых рынков товаров, финансов и труда;

  2. неконкурентоспособность целых отраслей и производств, невысокая производительность труда и его отсталая организация, слишком большое количество низкооплачиваемых рабочих мест и дефицит специалистов требуемой квалификации;

  3. неравенство в доступе к материальным и нематериальным благам и дифференциация доходов населения (Приложение №5);

Современные учёные выделяют следующие основные причины неравенства доходов2:

  1. Неравенство доходов проистекает, прежде всего, из отношения к частной собственности. Различия в уровне богатства являются главным фактором экономического неравенства. Факт того, что «богатство порождает богатство»3, подчёркивает роль, которую играет неравенство владения собственностью в увеличении неравенства доходов.

  2. Социальные факторы – разделение труда, уклад жизни, уровень образования, социальное происхождение и положение кардинально влияют на уровень доходов и, следовательно, качество жизни. Так, в развитых странах, знания, высокий уровень образования посредством оплаты труда обусловливают социальную мобильность и приводят к существенным переменам в степени экономического неравенства. Но особенностью России является то, что в нашей стране практически не наблюдается чёткой зависимости между уровнем образования и заработной платой. Большинство российских граждан, имея образование, являются безработными.

  3. Значительный вклад в экономическое неравенство вносят естественные или индивидуальные особенности личности. В силу разных интеллектуальных, физических, психических способностей люди достигают неодинакового уровня благосостояния.

Таким образом, общей, системной причиной, свойственной всем странам, основой феномена бедности независимо от конкретных обстоятельств развития государства, является объективно существующее неравенство. (Приложение №6)

Бедность также является следствием многих взаимосвязанных факторов:



  • экономических (низкая заработная плата и высокая ее дифференциация, безработица);

  • социальных (инвалидность, старость, маргинализация, детская безнадзорность);

  • демографических (неполные семьи, семьи с высокой нагрузкой иждивенцев, молодежь и старшее поколение со слабыми позициями на рынке труда);

  • политических (разрыв сложившихся межрегиональных связей, военные конфликты, вынужденная миграция);

  • регионально-географических (депрессивные монопромышленные регионы, дотационные регионы с низким экономическим потенциалом, северные регионы, зависимые от централизованных поставок продовольствия и ресурсов).

Особенностями проявления бедности в России являются:

  1. Серьёзные просчёты в социально-экономической политике государства на переходном этапе реформирования и в период антикризисного регулирования экономики.

  2. Глубокий спад производства, который стал следствием проводимой политики в условиях физического и морального износа всей производственной базы сраны;

  3. Ликвидация рабочих мест вследствие длительного паралича промышленного и сельскохозяйственного производства, способствовавшие увеличению уровня безработицы.

  4. Низкий уровень минимальных социальных гарантий (Приложение №7).

  5. Снижение среднего уровня денежных доходов населения4 .

  6. Серьёзные ошибки и нарушения при проведении приватизации, в результате которой значительная часть национального богатства, а, следовательно, и источники будущих доходов, оказались в руках крайне узкой прослойки населения.

  7. Высокий процент работающих и образованных людей в общей структуре бедности. (Приложение №8). Методических рекомендаций по решению данной проблемы не существует. В развитых странах люди с университетским дипломом редко бывают бедными и не представляют собой массового социального явления. У наших образованных людей не хватает знаний о правовых основах ведения бизнеса и бизнес-планирования. Без этих знаний трудно актуализировать свой потенциал, невозможно стать бенефициарами реформ, повысить производительность собственного труда и на этой основе увеличить долю получаемого за свой труд вознаграждения.

  8. Высокий уровень детской бедности. Два миллиона бездомных детей не имеют ни образования, ни медицинского обслуживания, ни крыши над головой. Невозможность для детей воспользоваться в жизни теми благами, которых они лишаются по причине бедности, приводит к необратимым изменениям как в их дальней жизни, так и в жизни того общества, где они живут. Возможности в жизни детей не должны определяться обстоятельствами, связанными с их рождением. Следовательно, высокий уровень детской бедности является недвусмысленным противоречием равенства возможностей.

  9. Значительная межрегиональная дифференциация населения по уровню доходов. (Приложение №9) При этом, фактор экономического развития региона (благополучный или депрессивный регион) усугубляется факторами территориального расположения (центральные или периферийные области) и типа поселения (городская или сельская местность). Высокая межрегиональная дифференциация является следствием целого комплекса причин:

  • различия в стоимости жизни и объемах потребления тех или иных товаров и услуг в различных местностях;

  • социально-экономическое развитие региона;

  • состояние внутреннего рынка и регионального рынка труда;

  • развитость бизнес-среды и рыночной инфраструктуры;

  • отраслевая и экспортная ориентация региона и, соответственно, его инвестиционная привлекательность и конкурентоспособность.

Кроме того, значимое влияние оказывают географический и климатический факторы, влекущие, например, повышение производственных и транспортных издержек, особенно в отдаленных регионах, снижение производительности труда и, соответственно, снижение рентабельности ведущих отраслей. В наиболее уязвимом положении оказываются регионы, не производящие ориентированной на экспорт продукции и обделенные богатыми природными ресурсами в виде нефти, газа и прочих полезных ископаемых.

  1. Бедность семей с благополучной демографической ситуацией, вызванная двумя основными причинами:

  • высокой долей работников с заработной платой ниже прожиточного минимума;

  • незанятостью трудоспособных членов домохозяйств.

Масштабы распространения данных явлений среди всех домохозяйств, независимо от уровня их материальной обеспеченности, представлены в Приложении №10.

  1. Низкий уровень жилищной и имущественной обеспеченности. (Приложение №11) На общем фоне выделяются многодетные семьи, среди которых низкий уровень жилищной обеспеченности имеют более 70%.

Проявления бедности в форме ограничения доступа к жилью и имуществу в сельской местности встречаются гораздо чаще, чем в городской:

  • в благоустроенном жилье проживает 72,6% городских семей с детьми и только 10,5% – сельских;

  • жилой площадью ниже социальной нормы располагают 83,2% городских семей с детьми и 71,9% – сельских;

  • низкий уровень имущественной обеспеченности имеют 12,6% городских семей с детьми и 25,9% – сельских.

  1. Негативное влияние бедности на качество здоровья населения и доступности медицинских услуг. Существует множество прямых и обратных связей между здоровьем и благосостоянием. Бедные больше ограничены в доступе к медицине (Приложение №12) Небедные чаще бедных выполняют назначения врачей полностью, а бедные, хотя и в подавляющем большинстве случаев демонстрируют такое же поведение, чаще выполняют только то, что можно получить бесплатно. Высокий уровень жизни можно считать одним из главнейших факторов хорошего здоровья и, вместе с тем, только население с высоким уровнем здоровья готово к интенсивному труду, учебе, достижению материального благополучия. Данные официальной статистики за последнее десятилетие показывают ухудшение здоровья российского населения. Рост заболеваемости наблюдался почти по всем основным классам болезней. Прежде всего, необходимо отметить высокий уровень материнской и младенческой смертности, ухудшение здоровья беременных и рожениц5 (Приложение №13).Снижение показателей здоровья населения связываются с двумя факторами: образ жизни и работа системы здравоохранения. Ключевой проблемой российской системы здравоохранения является значительный разрыв между государственными гарантиями бесплатного предоставления медицинской помощи населению и их финансовым обеспечением. На уровне отдельных граждан это создает барьеры доступа к медицинским услугам, которые часто обусловлены невозможностью их оплаты и покупки необходимых лекарств, отсутствием в населенном пункте врачей нужной специальности, а также трудностями, связанными с записью на приём к нужному специалисту.

Эти факторы, определяя уровень цен и условия жизни, могут оказывать опосредованное воздействие на уровень благосостояния семьи через размеры доходов и стоимость жизни в определённом регионе. Объективно существующие особенности развития делают территориальное экономическое неравенство неизбежным, а полное выравнивание региональных диспропорций практически недостижимым.6

Таким образом, для российской действительности характерны различные формы проявления бедности, ключевыми среди которых являются следующие:



  • недостаток ресурсов на текущее потребление;

  • низкий уровень жилищной обеспеченности;

  • низкий уровень имущественной обеспеченности;

  • ограничение в доступе к медицинским услугам.

Такой комплексный взгляд позволяет получить дифференцированную картину бедности, выделить семьи, для которых характерно множество форм ее проявления. Анализ показателей жилищной и имущественной обеспеченности указывает на то, что доходная, жилищная и имущественная обеспеченность пока еще слабо взаимосвязаны, поскольку многие семьи обеднели не так давно и еще сохранили хороший уровень жилищных условий. Многодетные семьи относятся к числу тех, кто имеет самые плохие жилищные условия, а неполные семьи отличаются низким уровнем имущественной обеспеченности. Одним из эффективных направлений решения проблемы бедности является государственная социально-экономическая политика, важнейший элемент которой-система социальной защиты, т.к. она помогает семьям, оказавшимся в трудном положении, в кризисных ситуациях. Проще и эффективнее расширять масштабы уже существующих программ, чем создавать новые.7

Глава 2. Основные приоритеты политики в области социальной защиты, направленные на повышение уровня жизни населения.

2.1 Существующие меры социальной защиты населения, направленные на преодоление бедности в РФ.

Борьба с бедностью – это неотъемлемая составная часть общей социальной политики любого государства, т.к. социальная защита может поощрять долгосрочный экономический рост путём снижения уровня неравенства и возможного негативного эффекта ошибочных мер государственного регулирования. И здесь отсутствуют простые решения и возможность копирования опыта других стран, обеспечивающих высокие жизненные стандарты для абсолютного большинства населения.

Применительно к России борьба с бедностью означает формирование на деле социального государства, провозглашенного в ст.7 Конституции Российской Федерации, обеспечение гарантированного уровня доходов для трудоспособного населения на основе собственного труда, доступности для всех слоев населения качественных услуг образования, здравоохранения, культуры, жилищно-коммунального хозяйства и др.

Меры государственной политики, способствующие экономическому росту, занимают центральное место в борьбе с бедностью, однако инструменты социальной защиты также играют важную роль в снижении уязвимости и защите благосостояния бедного населения. Даже при благоприятных тенденциях в развитии экономики всегда существуют группы людей с повышенным риском бедности, объективно неспособные к самообеспечению, нуждающиеся в финансовой поддержке с помощью специальных социальных программ.

Еще одно направление содействия сокращению бедности – это увеличение занятости населения. Эта задача может решаться за счет создания более дешёвых рабочих мест в малом бизнесе и трудоёмких отраслях легкой и пищевой промышленности, ориентированных на внутренний рынок и массового потребителя. Необходимо совершенствование кредитования отечественного производителя, системы пособий по безработице, развитие общественных работ и создание временных рабочих мест.

Обеспечивая условия для выхода из бедности трудоспособного населения на трудовой основе, одновременно следует совершенствовать систему адресной социальной помощи социально уязвимых групп населения: инвалидов, пенсионеров, одиноких родителей, беженцев и др.

Необходимо постепенно отказаться от категориального метода социальной защиты населения, пересмотреть и сократить число льготников, ориентируясь на первоочередную поддержку самого бедного населения, не имеющего объективной возможности получения трудовых доходов.

Борьба с социальной бедностью реализуется путём построения системы социальной защиты, которая призвана обеспечивать поддержание доходов населения посредством адресных программ оказания материальной помощи, субсидирования продовольственных и других товаров первой необходимости, обеспечения продовольственных и других товаров первой необходимости, обеспечения занятости через организацию общественных работ и т.д. В рамках социальной защиты реализуются программы, призванные обеспечить доступ бедного населения к необходимым государственным услугам, например, программы, по которым выплачиваются стипендии, обеспечивается бесплатное медицинское обслуживание.

По своей экономической природе социальное обеспечение прямо или косвенно связано с распределительными и перераспределительными процессами. Государственная политика перераспределения доходов включает:


  • аккумуляцию денежных средств у государства для проведения социальной политики через взимание налогов;

  • предоставление населению социальных гарантий путём финансирования систем образования, медицинского обслуживания, учреждений культуры и искусства и пр.

  • финансирование системы социальной защиты, включающей обычно:

  1. систему социального страхования – выплаты пособий по старости, болезни, безработице, при потере кормильца. Эти пособия финансируются за счёт налогов на заработную плату и считаются заработанным правом;

  2. систему государственной помощи лицам, неспособным обеспечить себе доход. Помощь осуществляется как путём денежных, так и натуральных выплат в виде дотаций, пособий льгот и финансируются за счёт общих налоговых поступлений.

В результате действия этого механизма значительная доля национального дохода переходит от слоёв населения с высокими доходами к слоям с низкими доходами. Социальные трансферты, осуществляемые в рамках системы социальной защиты – это система мер денежной или натуральной помощи малоимущим, не связанная с их участием в хозяйственной деятельности в настоящее время или в прошлом. Их целью является гуманизация отношений в обществе, повышение доходов малоимущих слоёв населения, создание условий для нормального воспроизводства рабочей силы, а также поддержание внутреннего спроса.

В рамках системы государственной социальной помощи появились многочисленные виды социальных пособий и льгот на федеральном, региональном и местном уровнях. При этом были сохранены основные социальные обязательства и принципы государственной поддержки советского периода.



Современная система социальных льгот в России сложилась в основном в 1990-е годы, когда было принято около 80 федеральных законов, регламентирующих порядок предоставления льгот и дотаций, а также более 100 поправок к ним. Важной положительной чертой Российского законодательства в этой области является принцип многообразия и всесторонности социальной защиты населения. Несмотря на ряд достоинств российской системы социальной защиты и соответствующего законодательства, следует отметить, что нормативные акты, принятые в переходный период, несут на себе отпечаток времени (времени избирательных кампаний), отличаются декларативностью и неопределённостью мер, зачастую носят популистский характер. Неупорядоченность, сохранение элементов прежней системы привели к значительному количеству пересекающихся категорий лиц, льгот и пособий. К настоящему времени в России отмечается неоправданное количество различных форм и видов социальной поддержки. Только на федеральном уровне установлено около 156 видов социальных выплат, льгот, пособий и дотаций, оказываемых 236 категориям населения.8

Льготы по системе социального обеспечения - предполагают предоставление различных услуг или иной помощи в целях компенсации затрат на их приобретение или социальной поддержки либо в целях стимулирования определенной категории граждан.
Система социальных льгот включает:

  • бесплатный или льготный проезд на городском транспорте, транспорте пригородного сообщения, а также на железнодорожном, воздушном и водном, междугородном автомобильном транспорте;

  • льготы по оплате жилья, коммунальных услуг и топлива;

  • бесплатную установку телефона;

  • налоговые льготы;

  • льготы по предоставлению ссуды на жилищное строительство;

  • первоочередное бесплатное предоставление жилья;

  • льготы по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение;

  • льготы по предоставлению медико-социальной помощи и обеспечению лекарственными препаратами, льготы по протезированию;

  • обеспечение транспортными средствами;

Социальные льготы для многодетных семей:

  • бесплатная выдача лекарств для детей до 6 лет;

  • бесплатный проезд учащихся общеобразовательных школ на всех видах городского транспорта либо к месту временного размещения и постоянного жительства;

  • снижение на 30% платы за пользование коммунальными услугами, топливом;

  • получение беспроцентной ссуды на индивидуальное (кооперативное) жилищное строительство;

  • бесплатное обеспечение школьной формой либо заменяющим ее комплектом детской одежды для школьных занятий, а также спортивной формой, на весь период обучения; на бесплатное посещение музеев, парков культуры и отдыха, выставок и др.

Социальные льготы для инвалидов: 

  • льготы по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение (бесплатно или на льготных основаниях - в зависимости от категорий инвалидов);

  • льготы по проезду на транспорте (бесплатный проезд на городском транспорте; 50%-ная скидка при проезде на междугородных линиях воздушного, железнодорожного, речного и автомобильного транспорта с 1 октября по 15 мая и 1 раз в другое время года).

  • инвалидам I и II групп и детям-инвалидам предоставляется право бесплатного проезда 1 раз в году к месту лечения и обратно (в том числе и для лиц, сопровождающих инвалидов I группы или ребенка-инвалида);

  • льготы по бесплатному (либо на льготных основаниях) обеспечению автотранспортными средствами и другими средствами реабилитации.

  • для лиц, имеющих право на бесплатное обеспечение автотранспортными средствами, но не получивших их, предусматривается предоставление ежегодной денежной компенсации транспортных расходов и др.;

  • инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, устанавливается 50%-ная скидка за пользование телефоном и радиотрансляционной точкой.

Социальные льготы ветеранам.
Социальная защита ветеранов предусматривает осуществление системы мер, направленных на создание условий, обеспечивающих экономическое и моральное благополучие ветеранов, предоставляющих им дополнительные права и льготы:

  • по пенсионному обеспечению, налогообложению, выплате пособий в соответствии с законодательством РФ;

  • получению, приобретению, строительству и содержанию жилых помещений;

  • оплате коммунально-бытовых услуг и торговому обслуживанию;

  • медицинскому, протезно-ортопедическому обслуживанию;

  • санаторно-курортному лечению, обеспечению лекарствами и медицинскими изделиями;

  • обеспечению транспортными средствами и оплате проезда;

  • трудоустройству, обучению, переподготовке и условиям труда;

  • пользованию услугами учреждений связи, культурно-зрелищных и спортивно-оздоровительных учреждений;

  • получению услуг учреждений социального обслуживания, социальной и юридической помощи.

Меры социальной защиты ветеранов определяются ст.ст. 14 - 23 Федерального закона "О ветеранах" (в ред. от 06.05.2003). При наличии оснований ветераны одновременно могут иметь право на льготы по нескольким статьям указанного Закона, а также на льготы, установленные другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. При наличии у ветерана права на получение одной и той же льготы по нескольким основаниям льгота предоставляется по одному основанию по выбору ветерана, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

Социальные льготы лицам, пострадавшим от воздействия радиации: 

  • бесплатная медицинская помощь и получение лекарств по рецептам врача (для ликвидаторов аварии - со скидкой 50%), а также пользование при выходе на пенсию поликлиниками, к которым были прикреплены;

  • бесплатное обеспечение путевками на санаторно-курортное лечение (в случае отказа от путевки выплачивается компенсация);

  • бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением протезов из драгоценных металлов);

  • бесплатный проезд на всех видах городского транспорта (кроме такси), а также пригородном железнодорожном и водном транспорте;

  • 50%-ная скидка со стоимости проезда 1 раз в год воздушным,
    железнодорожным, водным транспортом (лица, перенесшие или получившие заболевания, связанные с радиацией, - на бесплатный проезд. 1 раз в год);

  • 50%-ная скидка по оплате коммунальных услуг, внеочередная установка телефона;

  • внеочередное обеспечение детей местами в детских дошкольных учреждениях, а также в специализированных детских лечебных и санаторных учреждениях с 50%-ной скидкой стоимости содержания.

Действующая система имеет ограниченные возможности перераспределения ресурсов в пользу наиболее нуждающихся граждан. Из общей суммы поддающихся учёту расходов на социальную помощь только 1/3 поступает к малоимущему населению. Остальные 2/3 получают те, кто может обойтись и без поддержки общества.9

По оценкам МОТ, эффективность программ социальной помощи населению, рассчитанная как доля суммарных социальных трансфертов, приходящаяся на семьи, живущие за чертой бедности, в России составляет 19%.10 Это позволяет сделать следующий вывод: основная часть социальной помощи распределяется не в пользу семей с доходами ниже прожиточного минимума.

Кроме того, для бедных получаемые льготы и пособия не адекватны сложности их экономической ситуации: отношение суммы льгот и пособий к размеру доходов (располагаемых ресурсов) в бедных домохозяйствах является крайне низким и не позволяет рассматривать существующую систему социальной защиты как механизм реальной поддержки бедных домохозяйств. Если сравнить средние размеры пособий и дотаций, получаемых членами бедных семей со средним дефицитом ресурсов, то получится, что дотации на питание могут покрыть 6% дефицита их ресурсов; дотации на оплату транспортных расходов – менее 5%; ежемесячное пособие на ребёнка -8%.11

Одной из отличительных особенностей льгот является то, что они предоставляются на основе неявно выраженного, чётко не сформированного, но всё же общего для всех льгот критерия – они носят социально-групповой (профессионально-статусный) характер. Трансферты в итоге предоставляются не нуждающимся, а «категориям»12.

Таким образом, льготы выступают одним из средств повышения уровня жизни их получателей, но в то же время не основаны на критерии уровня бедности как адекватном сложившейся ситуации критерии, они носят, скорее, стихийный, а не целенаправленный характер. Не менее существенны недостатки российской системы выплат и льгот:


  • несоответствие существующей системы социальных льгот складывающимся рыночным экономическим отношениям;

  • наличие бюджетных субсидий производителям товаров и услуг;

  • отсутствие конкуренции между производителями соответствующих услуг и товаров, которые предоставляются населению по льготным ценам;

  • преобладание натуральных льгот (бесплатный проезд, скидка в оплате жилья и коммунальных услуг, бесплатные медикаменты и т.д.), что препятствует чёткому определению фактически произведённых затрат по их предоставлению, с целью последующей компенсации этих затрат государством хозяйствующим системам.

При анализе системы социального обеспечения особенно актуальны вопросы финансирования и бюджетного федерализма. Вовлеченность в систему социальных льгот практически половины населения России свидетельствует о масштабности социальной программы. Однако в условиях недостатка ресурсов на её реализацию в полном объёме возникает множество барьеров на пути доступа к данным ресурсам наименее обеспеченной части общества. Для получения субсидий необходимо собрать значительное количество документов. Кроме того, на данном этапе можно отметить отсутствие чёткого разграничения полномочий и ответственности по предоставлению социальных пособий и льгот между федеральными, региональными и муниципальными органами власти, для многих видов льгот не определены источники финансирования. Это приводит к размыванию ответственности за администрирование и финансовое обеспечение.

Проблема ликвидации бедности в наше время носит глобальный характер. В рамках Декларации тысячелетия и в процессе достижения целей в области развития на рубеже тысячелетия мир решает проблемы, связанные со многими аспектами развития человеческого потенциала, в том числе, сокращения наполовину к 2015 году количества людей, живущих в условиях крайней нищеты. Развивающиеся страны разрабатывают собственные стратегии в области ликвидации нищеты, исходя из своих приоритетов.

Программа развития ООН (ПРООН) поддерживает принятие решений на национальном уровне и помогает обеспечить их максимальную эффективность путем привлечения внимания к нуждам неимущих граждан, расширения доступа к производственным фондам и экономическим возможностям, интеграции программ по борьбе с бедностью в международную экономическую и финансовую политику государств. Кроме этого, ПРООН вносит вклад в реформирование торговли, списание долгов бедных стран, создание условий для инвестирования в национальные программы по сокращению бедности и способствует работе процесса глобализации на благо бедных.

ПРООН в Российской Федерации предоставляет стране доступ к лучшим мировым практикам и ресурсам, сотрудничает с государственными институтами, гражданским обществом и другими партнерами. Организация объединяет и направляет их усилия на создание соответствующих условий для формирования благоприятного инвестиционного климата, распространения современных технологий, развития инфраструктуры, обучения и переобучения персонала, улучшения социальных условий жизни.

ПРООН в России запустила в 2009 году два рассчитанных на пять лет проекта, нацеленных на содействие устойчивому социально-экономическому развитию страны. Первый из них призван обеспечить вовлечение частного сектора в решение проблем развития в рамках Российской сети Глобального договора ООН. Второй  - должен способствовать развитию в России частно-государственного партнерства совместно с Внешэкономбанком. Кроме того, ПРООН в России продолжает продвигать концепцию развития человеческого потенциала, инициируя и поддерживая подготовку национальных и субнациональных Докладов о развитии человеческого потенциала и образования в области РЧП. Цель этой деятельности – добиться применения этой концепции в процессе выработки социально-экономической политики, обеспечивающей устойчивое развитие.

2.2 Приоритеты в области социальной защиты населения, направленные на преодоление бедности в РФ

Разрешение такой острой социальной проблемы как бедность является основным направлением деятельности государства, связанным с поддержкой на уровне прожиточного минимума лиц, живущих за чертой бедности. По словам главы государства, борьба с бедностью должна быть приоритетом для Российской Федерации. "На мой взгляд, усилия государства должны быть сосредоточены, прежде всего, на преодолении массовой бедности", - заявил президент РФ. Дмитрий Медведев считает опасным чрезмерное имущественное расслоение российского общества.

"У нас произошло чрезмерное расслоение граждан по уровню жизни", - сказал Д.Медведев. По его словам, 10% самых обеспеченных россиян получают доход в 15 раз больше, чем 10% самых бедных. На долю 10% самых обеспеченных приходится почти треть совокупного дохода граждан, а на беднейший класс - всего 2%. "Бедность становится мощным катализатором межнациональных противоречий. Именно среди неблагополучных социальных групп быстрее распространяется ксенофобия и нетерпимость", - подчеркнул Д.Медведев.13

В противном случае рост численности населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума чреват социальными взрывами и нестабильностью в жизни общества. Сокращение численности бедняков – одна из основных задач социальной политики российского государства в настоящее время. "Мы не должны дать бедности перейти в наступление, - подчеркнул президент РФ Д.А.Медведев, выступая на Мировом политическом форуме в Ярославле. - Мы должны принять меры для того, чтобы помочь людям, которые оказываются в силу экономических причин в сложной ситуации. Стимулирование производства, рост новых рабочих мест, повышение заработной платы и адресная социальная поддержка малоимущих в любом случае останутся приоритетом государства на ближайшие годы».14

Следует обеспечить недопущение дальнейшего роста масштабов бедности. В этих целях необходимо проводить экспертизу социальных последствий масштабных реформ, не принимать мер, которые приведут к росту бедности значительной части населения.

Существующая система социальной защиты населения затратна, неэффективна и не выполняет многие из возложенных на неё задач. При этом очевидно, что значимая часть бюджета страны не должна и не может тратиться на социальные программы, содержание и цели которых даже не просчитываются. Отмеченные недостатки представляются важными аргументами в пользу необходимости дальнейшего реформирования российской системы социальной поддержки. В течение последних лет сложилось понимание того, что система, основу которой составляют категориальные льготы, не может решить проблему перераспределения ресурсов в пользу наиболее нуждающихся семей. Правительством предпринимаются шаги по упразднению большинства категориальных льгот путём их постепенного перевода в денежную форму.



Основными направлениями реформирования являются:

  • повышение адресности льгот (за счёт перехода от категориального к адресному характеру их предоставления);

  • перевод натуральных льгот в денежную форму (монетизация);

  • сокращение необеспеченных финансированием льгот.

Существующая до настоящего времени система недостаточно хорошо выполняет функции защиты нуждающихся слоёв населения через механизм поддержания доходов, она нуждается в дальнейшем реформировании, в ходе которого к решению поставленных проблемных вопросов необходимо подойти по-новому:

  • формализовать признаки реальной нуждаемости;

  • поэтапно перейти от оказания помощи отдельным категориям к помощи конкретным домохозяйствам с учётом проверки нуждаемости;

  • постепенно отказаться от многообразных выплат в пользу пособия по нуждаемости.

При классификации социальных льгот, подлежащих реформированию, следует руководствоваться следующими критериями:

  • уровень дохода получателя льготы;

  • нетрудоспособность реципиента;

  • насущность удовлетворения проблемы.

По мнению автора, эффективная политика в области сокращения бедности и реализации прав граждан на достойный уровень жизни возможна при соблюдении 2-х условий: усиление адресности социальных выплат и льгот и повышение их размера для бедных.

Реализации этих условий должно способствовать устранение противоречивости в системе социального законодательства, сокращение и отмена некоторых льгот, особенно ведомственных, которые и дают в целом перекос в пользу более обеспеченного населения. Реформирование системы социальной политики должно осуществляться с учётом различных групп льготников. Автор считает, что необходимо:



  • усилить социальную защиту бедных категорий населения – предоставлять адресную социальную помощь в зависимости от среднедушевого дохода и величины прожиточного минимума на основании ФЗ «О государственной социальной помощи» №178 – ФЗ от 17.07.1999г.;

  • направить средства госбюджета на значительное сокращение детской бедности, так как дети не заслуживают того, чтобы быть бедными и не имеют на это право;

  • поддерживать эффективность социальной защиты населения путем привлечения внимания к нуждам неимущих граждан и расширять доступ их экономические возможности (например, программы развития малого бизнеса);

  • следует сохранить льготы вне зависимости от среднедушевого дохода отдельных категорий населения, расширение которых невозможно по объективным причинам (Герои Советского Союза, Герои РФ, инвалиды и участники ВОВ или лица, имеющие особые заслуги перед страной). В данном случае финансирование предлагается осуществлять из средств федерального бюджета. Соответствующие бюджетные ресурсы будут формироваться за счёт сокращения безадресных субсидий производителям товаров и услуг, а также социально неоправданных льгот и выплат.

Содержание и направленность программ борьбы с бедностью во многом будет зависеть от принципиально выбранной стратегии, которая имеет две альтернативы.
следующая страница >>