Похожие работы
|
Методическая разработка по дисциплине «Эргономика» для выполнения самостоятельной - страница №1/1
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФИНАНСОВО-
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»
Кафедра труда и управления персоналом
Методическая разработка
по дисциплине
«Эргономика»
для выполнения самостоятельной работы
студентами, обучающимися
по специальности 080104.65 «Экономика труда»
Казань 2011
Обсуждена на заседании кафедры труда и управления персоналом 13.03.09, протокол № 8.
Составитель: канд. социол. наук, доцент Шигапова Д.К.
Рецензенты: канд. экон. наук, доцент Ахметова И.А.
канд. экон. наук, доцент Тарасов В.М.
.
Введение
Данная методическая разработка способствует изучению дисциплины «Эргономика» студентами, обучающимися по специальности «Экономика труда» и включает: контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы студентов.
Контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы предназначены для проверки качества усвоения теоретического материала. Ответы на контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы готовятся студентами самостоятельно и проверяются преподавателем на семинарских занятиях выборочно.
Основная часть
Тема 1. Современное состояние и дальнейшее развитие эргономики. Место эргономики в системе других наук о труде
Контрольные вопросы
-
Каковы причины возникновения науки эргономики?
-
Где и когда впервые стали изучать эргономические проблемы?
-
Что изучает наука «Эргономика» и каким образом она исследует взаимоотношения человека, техники и окружающей среды?
-
Что рассматривается в качестве предмета эргономики?
-
Перечислите основные методы, применяющиеся для эргономических исследований.
Задания для самостоятельной работы
-
Сформулируйте перечень задач, которые решает наука эргономика.
-
Составьте сравнительную таблицу основных этапов развития эргономики в России.
-
Представьте блок-схему состава и структуры науки эргономики.
Рекомендуемая литература
-
Мунипов В.М., Зинченко В.П. Эргономика: человекоориентированное проектирование техники, программных средств и среды: учебник. - М: Логос, 2006. - С.110-122.
-
Эргономика: учеб. пособие для вузов/ В.В. Адамчук, Т.П. Варна и др.; Под ред. проф. В.В. Адамчука. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - С. 5-15.
-
Эргономическое и организационное обеспечение качества создаваемых и эксплуатируемых систем. – Минск, 2008. - С. 20-24.
-
Шумилин В.К. и др. Эргономические основы проектирования техники. учеб пособие. - М.: ВЗМИ, 2005. - С. 21-25.
Тема 2. Нервная регуляция трудовой деятельности в процессе физиологического обеспечения эргономической системы и вегетативная деятельность человеческого организма в процессе труда
Контрольные вопросы
-
Перечислите основные виды обмена веществ.
-
Каково значение гомеостаза в жизнедеятельности человека?
-
Чем обусловлена и каким образом функционирует нервная система человека?
-
Назовите факторы, влияющие на формирование рабочего динамического стереотипа.
-
Обоснуйте особенности влияния типов нервной деятельности на трудовую деятельность человека.
Задания для самостоятельной работы
-
Напишите эссе на тему: «Взаимосвязь обмена веществ (или одного из его видов) с трудовой деятельностью человека».
-
Составьте классификационную таблицу типов нервной системы.
-
Определите тип своей нервной системы по методике Айзенка.
Рекомендуемая литература
-
Гримак Л.П. Резервы человеческой психики. Введение в психологию активности. Изд. десятое дополненное. - М; «Норма», 2008. - С. 79-90.
-
Данилова Н.Н., Крамова А.Л. Физиология внд. - М., Изд-во. МГУ, 2006. - С. 24-45.
-
Немов Р.С. Психология: учеб. для студ. В 3 кн. – 6-е изд. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2005.- Кн.1. - С. 28-48.
-
Ноздрачев А.Д., Щербатых Ю.В. Современные способы оценки функционального состояния вегетативной нервной системы //Физиология человека, 2001; №6. - С. 135-141.
-
Хэссет Д. Введение в психофизиологию. - М.: «Логос»,2007. - С. 131-142.
-
Щербатых Ю.В. Саморегуляция вегетативного гомеостаза // Физиология человека, 2000, №5. - С. 151-152.
Тема 3. Роль сознания в деятельности человека
Контрольные вопросы
-
В чем специфика сознания как формы отражения окружающей действительности?
-
Каковы функции сознания?
-
Кто и когда выступил основателем теории психоанализа?
-
В чем отличие личного и коллективного бессознательного?
-
Что включает в себя понятие «архетип»?
-
Перечислите современные школы теорий сознания.
Задания для самостоятельной работы
-
Проведите сравнительный анализ сознательного и бессознательного в деятельности человека
-
Изучите основные направления научной дискуссии по поводу бессознательного в концепциях психоанализа.
-
Дайте сравнительный анализ теорий З.Фрейда, К.Юнга и А.А. Адлера.
-
Напишите психоаналитический этюд о работе любого архетипа в поведении человека.
Рекомендуемая литература
1. Адлер А. Понять природу человека. - СПб. Питер, 2002. - С. 14-35
2. Данилова Н.Н. Психофизиология: учебник для вузов. - М.: Аспект Пресс, 2008. - С. 295-323.
3. Зарубежный психоанализ. / Сост. и общ. ред. В.М. Лейбина. – СПб.: Питер, 2007. - С. 23-50, 58-82, 168-180.
4. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., «ЭКСМО», 2003. - С. 23-33.
5. Петренко В.Ф. Психосемантика сознания. – М.: Инфра – М., 2004, С. 4-35.
6. Фритоз З. Психоаналитические этюды. Минск, Тетра-системс, 2003, С. 10-19, 33-47.
Тема 4. Психофизиологические основы внимания
Контрольные вопросы
-
Перечислите основные свойства внимания.
-
Какие факторы влияют на особенности внимания?
-
В чем отличие высшей формы внимания от низшей?
-
По каким причинам происходит расстройство внимания?
Задания для самостоятельной работы
-
Составьте сравнительную таблицу психологических теорий внимания. Какая из теорий вам более близка? Обоснуйте вашу приверженность к одной из теорий.
-
Охарактеризуйте особенности своего внимания в учебной деятельности, с точки зрения его видов и свойств.
Рекомендуемая литература
1. Выготский Л.С. Собрание сочинений: Т. З. – М., Наука, 2003. - С. 205-239.
2. Гальперин П.Я., Кабельницкая С.Л. Экспериментальное формирование внимания. – М., Триада Лтд.,1999. - С. 17-32, 39-47.
3. Данилова Н.Н. Психофизиологическая диагностика функциональных состояний. – М.: Изд-во «МГУ», 2007. - С. 55-93.
4. Психогимнастика в тренинге / Под ред. Н. Хрящевой. – СПб.: Речь, 2001. - С. 25-41.
5. Хрестоматия по вниманию. – М., «Логос», 2008. - С. 3-25, 26-46, 50-65, 260-270.
Тема 5. Значение памяти в процессе труда
Контрольные вопросы
-
Дайте определение понятию «память».
-
Перечислите основные процессы памяти.
-
Обоснуйте необходимость такого процесса памяти, как забывание.
-
Чем обусловлены индивидуальные различия памяти?
Задания для самостоятельной работы
-
Дайте характеристику особенности своей памяти с точки зрения ее видов, процессов и индивидуальной специфики.
-
Изобразите схематично динамику изменения памяти в течение жизни человека.
-
Напишите эссе на тему: «Самое памятное событие моей жизни» .
Рекомендуемая литература
-
Асмолов А.Г. Принципы организации памяти человека. Системно-деятельностный подход: учеб. Пособие. – М.: Инфра-М., 2003. - С. 31-71.
-
Данилова Н.Н. Психофизиология.: учебник для вузов. – М.: Аспект Пресс, 2008. - С. 100-153.
-
Механизмы памяти, руководство по физиологии. – СПб., Изд-во. СПГУ, 2000. - С. 21-41, 263-270, 356-369.
-
Немов Р.С. Психология: учеб. для студ. в 3 кн. – 6-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2006. – Кн.1. - С. 217-254.
-
Смирнов А.А. Избранные психологические труды: В 2т. – Т. II. – М.: «Логос», 1997. - С. 55-114, 316-327.
Тема 6. Влияние особенностей мышления на процесс труда
Контрольные вопросы
-
В чем отличие теоретического и практического мышления?
-
Дайте классификацию основных видов мышления.
-
Охарактеризуйте мыслительные процессы.
-
Что такое интеллект и каковы его свойства?
-
Назовите факторы развития интеллекта по Терстоуну.
-
Каким образом связаны мышление и труд?
Задания для самостоятельной работы
-
Проведите сравнительный анализ основных мылительных операций.
-
Составьте сравнительную таблицу основных видов мышления.
-
Напишите эссе на тему: «Условия и факторы развития моего интеллекта». В эссе должен быть приведен анализ личностных особенностей интеллекта
Рекомендуемая литература
-
Вертгеймер М. Продуктивное мышление. – М., «Дено», 2003. - С. 5-26, 269-298.
-
Видинеев Н.В. Природа интеллектуальных способностей человека. – М.: ДЕКА, 1999. - С. 50-112.
-
Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6Т. – Т.3. – М., Наука, 2003, С. 254-273.
-
Данилова Н.Н. Психофизиология: учебник для вузов. – М.: Аспект Пресс, 2008. - С. 256-289.
-
Немов Р.С. Психология: учеб. для студ. В 3 кн. – 6-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2006. – Кн.1. - С. 273-305.
-
Петухов В.В. Психология мышления: учебно-метод. Ппособие. – М., Изд-во. МГУ, 2001. - С. 77-84.
Тема 7. Функциональные состояния организма человека
Контрольные вопросы
-
Каково содержание категории «функциональное состояние организма»?
-
В чем опасность пограничного функционального состояния?
-
Какова профилактика патологического функционального состояния?
-
Что такое стресс и как он влияет на деятельность человека?
-
Перечислите методы нейтрализации стрессов.
Задания для самостоятельной работы
-
Составьте таблицу стадий развития стресса.
-
Напишите эссе на тему: «Стресс в моей жизни»
-
Проведите диагностику стрессоустойчивости вашего организма.
Рекомендуемая литература
-
Данилова Н.Н. Психофизиологическая диагностика функциональных состояний. – М.: «МГУ» 2007. - С. 36-44, 57-72.
-
Данилова Н.Н. Психофизиология: учебник для вузов. – М.: Аспект Пресс, 2008. - С. 224-334.
-
Кроль В.М. Психофизиология человека. - СПб.: Питер, 2003. - С. 87-98.
-
Психология. Экзаменационные ответы. – М.: Изд-во. «БУКЛАЙН», 2002. - С. 23-25.
-
Селье Г. Стресс без болезней. – СПб. Речь, 2006. - С. 19-30, 57-61.
-
Щербатых Ю.В. Психология стресса. – М.: ЭКСМО, 2005. - С. 21-32, 36-42, 179-206.
Тема 8. Проблема утомления в процессе труда. Тревожность
Контрольные вопросы
-
Какие факторы влияют на тревожность человека?
-
Для чего необходимо преодолевать состояние тревожности?
-
Раскройте содержание понятия «утомление».
-
Перечислите меры по преодолению утомления и усталости в труде.
Задания для самостоятельной работы
-
Составьте таблицу видов и стадий утомления.
-
Какие способы преодоления утомления в процессе учебной деятельности вы применяете сами? Подготовьте устное выступление на эту тему.
-
Определите воздействие производственного утомления на работоспособность человека. Составьте собственную кривую работоспособности за день.
Рекомендуемая литература
-
Рождественская В.И. Индивидуальные различия работоспособности. – М.: ИНФРА-М, 2006. - С. 22-41.
-
Смирнов К.М. и др. Биоритмы и труд. – Л.: Наука, 2005. - С. 21-29.
-
Физиология и психология труда: учеб. пособие / Под ред. Адамчука В.В. – М.: Экономическое образование, 2002. - С. 38-46.
-
Эргономика: учеб. пособие для вузов / В.В. Адамчук, Т.П. Варна и др. – М.: Юнити-ДАНА, 2007. - С. 97-104.
-
Физиология трудовой деятельности: учебник. – СПб.: Н, 2003, С. 96-113.
Тема 9. Психологические основы процесса адаптации
Контрольные вопросы
-
В чем отличия психологической адаптации от трудовой?
-
Каковы особенности и виды трудовой адаптации?
-
Назовите ведущий фактор процесса адаптации.
-
Какова специфика взаимной адаптации человека и техники?
Задания для самостоятельной работы
-
Составьте табличный вариант этапов адаптации работника в процессе труда.
-
Опишите наиболее эффективные способы и методы адаптации работника на производстве.
-
Составьте программу адаптации нового работника (адаптанта) к организации. Рассчитайте социально-экономическую эффективность предложенного проекта.
Рекомендуемая литература
-
Адаптация человека к трудовой деятельности и ее\ психо-физиологическая оценка. Межотраслевые методические рекомендации. – М.: НИИ труда, 2007. - С. 7-39.
-
Ромашов О.В. Социология труда: учеб. пособие. – М.: Гардарики, 2003. - С. 170-182.
-
Энциклопедический словарь: Психология труда, рекламы, управления, инженерная психология и эргономика./ Сост. Б.А. Душков, Б.А. Смирнов, А.В. Королев. – Екатеринбург: Деловая книга, 2000. - С. 57-62.
-
Эргономика: учеб. пособие для вузов / В.В. Адамчук, Т.П. Варна и др.; Под ред. проф. В.В. Адамчука. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - С. 142-143.
Тема 10. Тяжесть труда
Контрольные вопросы
-
Каковы критерии тяжести труда?
-
Выявите зависимости профессиональных заболеваний от категории тяжести труда.
-
Какие методы оценки тяжести труда применяются сегодня на предприятиях?
-
Раскройте содержание понятия «напряженность труда».
-
Какие способы снижения тяжести и напряженности труда применяются в процессе производства?
Задания для самостоятельной работы
-
Составьте перечень нормативных документов, регулирующих вопросы тяжести труда.
-
Выявите и обоснуйте наиболее эффективные меры, направленные на снижение тяжести и напряженности труда.
Рекомендуемая литература
-
Мунипов В.М., Зинченко В.П. Эргономика: человекоориентированное проектирование техники, программных средств и среды: учебник. – М.: Логос, 2006. - С. 64-82.
-
Справочник межотраслевых нормативных материалов по охране труда и эргономике, часть 1. Всероссийский центр охраны и производительности труда. – М., 1996. - С. 5-24.
-
Фильев В.И. Регулирование условий труда на предприятиях РФ. Приложение к журналам: Юридический бюллетень предпринимателя. Управление персоналом. – М., 1996. - С. 27-35.
-
Эргономика: учеб. пособие для вузов / В.В. Адамчук, Т.П. Варна и др.; Под ред. проф. Адамчука В.В. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - С.74-85, 175-190.
-
Эргономические и организационные обеспечения качества создаваемых и эксплуатируемых систем. – Минск, 2008. - С. 91-99.
Тема 11. Эргономические требования к орудиям труда и производственной обстановке
Контрольные вопросы
-
Определите специфику понятия «производственная обстановка».
-
Дайте определение понятию «рабочее место».
-
Назовите основные эргономические параметры рабочего места.
-
Перечислите эргономические требования к условиям труда.
-
Как обеспечивается безопасность труда на производстве?
Задания для самостоятельной работы
-
Приведите современные данные по производственному травматизму
на российских предприятиях.
-
Какие учреждения и структуры проводят контроль эргономических требований к орудиям труда и производственной обстановке?
-
Составьте проект рабочего места с учетом всех эргономических требований.
Рекомендуемая литература
1. Зинченко В.П. Введение в практическую эргономику: учеб. пособие. – М., 2006. - С. 28-46.
2. Мунипов В.М., Зинченко В.П. Эргономика: человекоориентированное проектирование техники, программных средств и среды: учебник. – М.: Логос, 2006. - С.88-97.
3. Чернышова О.Н. Эргономические основы проектирования рабочих мест6 учеб. пособие. – М.: Изд-во. МГУ, 2008. - С. 22-81.
|