Методическая разработка цикла уроков учителями географии в рамках работы Мастерской по созданию niti-методик, 2009 г - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Методическая разработка Для направления 020100-Химия и специальности... 3 574.24kb.
Методическая разработка уроков в 10 классе по алгебре и началам анализа... 1 118.07kb.
Методическая разработка по дисциплине «Эргономика» для выполнения... 1 111.36kb.
Методическая разработка урока математики во 2 классе по теме 1 76.82kb.
1. Общие положения. 2 Цель методик 1 123.02kb.
Четверть 27 уроков, III четверть 30 уроков, IV четверть 25 уроков... 1 71.65kb.
1. Разработка и внедрение в практику работы образовательных учреждений... 1 86kb.
Методическая разработка Развитие вокально-хоровых навыков в процессе... 1 268.75kb.
О состоянии работы по информатизации 1 37.22kb.
Методическая разработка библиотечного мероприятия для работы школьной... 1 74.06kb.
Методическая разработка внеклассного мероприятия «Все работы хороши... 1 86.39kb.
8-11 июня 2010 г. Южно-сахалинск Организаторы 1 222.83kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Методическая разработка цикла уроков учителями географии в рамках работы Мастерской - страница №1/2

Методическая разработка цикла уроков учителями географии

в рамках работы Мастерской по созданию NITI-методик, 2009 г.
Состав группы:

  1. Безногова Ольга Николаевна (Омская область, с. Привальное)

  2. Варламова Любовь Александровна (Оренбургская область, г. Гай)

  3. Горельченкова Татьяна Ивановна (Красноярский край, г. Кодинск)

  4. Николаева Алла Сергеевна (г. Белгород)

  5. Передельская Татьяна Вячеславовна (Краснодарский край, г. Туапсе)

Класс: 7

Предмет: география

Название курса: «География материков и океанов»

Название темы: «Южная Америка»

Основные вопросы темы:

  • Особенности географического положения и природы Южной Америки.

  • История открытия и исследования материка.

  • Население и страны.

Перечень уроков по теме:

Урок 1. Географическое положение и история исследования.

Урок 2. Рельеф и полезные ископаемые.

Урок 3. Климат и внутренние воды.

Урок 4. Природные зоны.

Урок 5. Население и страны.

Основные особенности использования цифровых образовательных ресурсов:

На уроках и для выполнения домашних заданий используются электронные учебники, Интернет-ресурсы (информация, иллюстрации, дидактический материал), программы Microsoft Office (Word, Power Point. Publisher).



Средства обучения:

  • персональный компьютер, настенный экран, мультимедийный проектор, колонки, дидактический материал, настенные и контурные карты, атласы, Интернет.

Использование компьютера при подготовке учителя уроку:

1. Подбор информации, иллюстраций, музыки и видео к урокам.

2. Редактирование наглядного материала средствами графических редакторов Adobe Photoshop CS3 и Microsoft Picture Manager.

3. Подготовка дидактического и раздаточного материала к уроку.

4. Создание сценария урока, приложения к нему, мультимедийной презентации средствами Microsoft Оffice 2003 и 2007 (Word, Power Point, Publisher).

5. Оформление материалов урока к размещению в личной папке методических разработок уроков учителя по курсам географии.



Обоснование проекта

Материалы цикла уроков, созданные группой учителей географии с помощью НИТИ-методики, т.е. методики проведения уроков, объединенных одной темой, с использованием ИКТ, могут применяться при изучении данной темы по разным учебникам. Несмотря на то, что на каждом представленном уроке предполагается работа с современными средствами обучения, такими как ПК, проектор, Интернет, любой учитель без труда сможет адаптировать урок к условиям обучения детей в своей школе. Однако, отмечено, что применение ИКТ и на их основе активных методов обучения школьников повышают мотивацию к обучению, позволяет учителю подготовить и провести урок более технологично.



Главные цели для учителя на всех представленных уроках – создание условий для комфортного состояния учеников на уроке, успешного освоения программного материала на разных уровнях сложности, развития информационных и коммуникативных компетентностей школьников.


Урок 1. Физико-географическое положение Южной Америки. История исследования материка
Цели учащихся:

1 уровень: получение знаний об особенностях географического положения материка, своеобразии береговой линии, об основных этапах открытия и исследования материка.

2 уровень: получение знаний об особенностях географического положения материка, своеобразии береговой линии, об основных этапах открытия и исследования материка, объяснение влияния географического положения Ю.Америки на особенности природы материка.

3 уровень: те же, что для 1 и 2 уровня и дополнительно: сравнение географического положения Южной Америки с ранее изученными материками, умение делать выводы о чертах сходства и отличиях, устанавливать причинно-следственную связь - ФГП материка и особенности природы.
Ожидаемые результаты обучения:

1 уровень: называть имена путешественников и исследователей, показывать изучаемые объекты береговой линии; описывать ГП континента, используя план.

2 уровень: то же, что для 1 уровня, и дополнительно объяснять влияние ГП на особенности природы материка.

3 уровень: определять черты сходства и различия в ГП Ю.Америки и Африки; уметь изображать на контурной карте основные особенности ГП материка, знать вклад путешественников и исследователей в изучение природы материка, показывать на карте маршруты их путешествий.


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1 уровень

2 уровень

3 уровень

Организационный

Приветствует учащихся; проверяет подготовку класса к уроку; организует внимание учеников.

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку: наличие учебника, атласа, тетради, дневника, письменных принадлежностей.

Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала


Предварительно формулирует цели урока; оценивает значимость нового материала, учебной проблемы для учащихся; указывает, какими ЗУН учащиеся должны овладеть в ходе урока.

Определяют, чему я сегодня могу научиться на уроке и что должно явиться результатом моей деятельности.

Актуализация знаний

- Объясните, с чем у вас ассоциируется Южная Америка. Что вы представляете в первую очередь, когда кто–то произносит «Южная Америка»?
- Видеоряд (слайд – шоу) цель: создать краткое общее представление о материке.

- Опережающее задание «Рекорды Южной Америки»

- Повторение плана характеристики географического положения материка.



Делятся впечатлениями

Называют план характеристики ГП материка



Делают предположения об особенностях природы материка

Показывают самостоятельно подготовленную презентацию «Рекорды Южной Америки»




Изучение нового материала


1. Организация практической работы по характеристики физико-географического положения материка


Дают описание географического положения материка по плану, заполняя в тетради таблицу.


Дают описание географического положения материка по плану, оформляя результаты работы на контурной карте.

Делают сравнительную характеристику географического положения Ю.Америки и Африки, выявляют черты сходства и различия. Делают выводы о природе материка, исходя из особенностей географического положения.

2. Организация проверки практической работы и оценивание работы



Проверка практической работы: (по одному представителю от каждой группы), все остальные проверяют у соседа по парте. Исправляют ошибки, оценивают работы друг друга (ЦОР N 166603 – «Географическое положение Южной Америки»)

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/b5956f82-13ff-426e-b490-80b386546270/?-



3. Организация путешествия вдоль береговой линии материка



Подписывают на контурной карте береговую линию, работают с интерактивной картой из Единой коллекции ЦОР (N 191118 - «Зависимость природы материков от географического положения») http://school-collection.edu.ru/catalog/res/000009f7-1000-4ddd-80bd-4e0047fe0b69/?from=000009d9-a000-4ddd-fea0-5f0047fe057f&interface=pupil&class=49&subject=28

4. История исследования материка

Заслушивание сообщений об Америго Веспуччи и Христофоре Колумбе

Задает вопросы проблемного характера, помогает найти учащимся правильные ответы

Рассказывает об истории исследования материка

Организует работу с учебником

- Почему великого немецкого путешественника А.Гумбольдта называли «вторым Колумбом»

- Какие географические названия появились на карте после экспедиций Х.Колумба, А. Веспуччи


Делают записи в тетради заполняя таблицу


Выдвигают свои версии ответов на решение проблемных вопросов.

На карте отмечают объекты, которые изучал Александр Гумбольт и маршруты путешественников




Показывают свои презентации и буклеты об истории открытия и исследования материка (опережающее задание)

http://geo-tur.narod.ru/SAmerica/SAmerica.htm


Проверка понимания учащимися нового материала и его закрепление

Организует повторение и закрепление изученного материала

( можно организовать дидактическую игру)



Отвечают на вопросы, используя карты атласа, записи в тетради, контурные карты


Задание на дом

В зависимости от уровня сложности:

1. используя план,

2. зная план наизусть,

3.давать сравнительную характеристику, уметь делать выводы



Уметь давать характеристику географического положения Ю.Америки используя план, называть имена путешественников и исследователей, показывать изучаемые объекты береговой линии

Уметь давать характеристику географического положения Ю.Америки, знать береговую линию (уметь показывать объекты и подписывать на чистой контурной карте), знать историю открытия и маршруты путешественников, объяснять влияние ГП на особенности природы материка


Уметь давать характеристику географического положения Ю.Америки, знать береговую линию (уметь показывать объекты и подписывать на чистой контурной карте), знать историю открытия и маршруты путешествий.


Подведение итогов урока

Задает вопросы о самочувствии ребят на уроке, просит оценить каждого работу свою и своего соседа по парте

Высказывает свое суждение об уровне достижения учащихся.



Оценивают результаты изучения темы, собственные достижения. Выявляют наиболее активных учащихся.

Оценивают себя и товарищей.





Итог урока: Учащиеся усвоили новую информацию об особенностях географического положения Южной Америки и его влияние на природу материка, развивали информационные компетенции в ходе работы с объектами Единой коллекции образовательных ресурсов и представлении самостоятельно выполненной презентации; продолжили формирование умений сравнивать особенности двух географических объектов.

Урок 2 «Рельеф и полезные ископаемые Южной Америки»
Цели учащихся:

1 уровень: получение знаний об особенностях геологического строения и рельефа Южной Америки, размещения полезных ископаемых в разных частях материка; закрепление умений давать описание объекта по типовому плану, заполнять контурную карту.

2 уровень: получение знаний об особенностях геологического строения и рельефа Южной Америки, размещения полезных ископаемых в разных частях материка, выявление причин и закономерностей в их размещении; закрепление умений сравнивать рельеф разных материков; использование нескольких карт атласа для решения проблемной задачи.

3 уровень: те же, что для 1 и 2 уровня, и дополнительно: прогнозирование процессов и явлений, связанных с движением земной коры; развитие умений использования различные источники информации для решения учебной задачи; развитие своих информационных и коммуникативных компетенций в ходе дискуссии и выполнения творческого задания.

Задачи учащихся:

  1. Показать знания изученного материала по теме «Южная Америка».

  2. Осуществить в процессе урока анализ художественного текста и видеоряда с целью развития монологической и диалогической речи.

  3. Получить новые знания на основе уже имеющихся знаний и умений.

  4. Самостоятельно провести подведение итогов темы.

  5. Формировать умения работать с наглядным материалом, применяя его для развивающей цели урока.


Ожидаемые результаты обучения:

1 уровень: 1. знать, какие основные элементы земной коры формируют материк и каким образом они выражены в рельефе;

2. уметь пересказывать фактический материал, показывать на настенной карте основные географические объекты (формы рельефа);

3. уметь описывать рельеф материка по типовому плану;

4. уметь оформлять контурную карту, отмечая на ней географические объекты (формы рельефа) и размещение полезных ископаемых на материке.



2 уровень: то же, что для 1 уровня, и дополнительно:

1. знать причины и закономерности размещения форм рельефа в восточной и западной частях материка;

2. уметь объяснять причины значительной высоты горной системы Анд;

3. уметь сравнивать рельеф Южной Америки и Африки;

4. уметь использовать карту строения земной коры для характеристики Анд как зоны активного вулканизма и землетрясений;

5. уметь устанавливать соответствие между геологическим строением территории, рельефом и размещением полезных ископаемых.



3 уровень: то же, что для 1 и 2 уровня, и дополнительно:

1. знать дополнительную информацию об особенностях рельефа Южной Америки и явлениях, связанных с современными геологическими процессами (катастрофические землетрясения в Чили и Перу в XX веке и др.);

2. уметь прогнозировать явления и процессы, связанные с современным движением литосферных плит;

3. уметь создавать образ территории, подбирать слова-ассоциации для его описания, используя различные источники информации, в т.ч. видеосюжет и аудиозапись;



4. уметь выполнять творческие задания по теме, создавая слайд-шоу, презентации, информационный бюллетень и т.п.
Тип урока: комбинированный.

Оборудование: настенная карта «Физическая Южной Америки», учебник авт. В.А.Коринская и др. География материков и океанов, 7 кл. – М.: Дрофа, 2005, атласы, аудиазапись радиоспектакля и книга Ж.Верна «Дети капитана Гранта», раздаточный и дидактический материал, мультимедийная презентация, проектор, экран, колонки, видеофильм «Южная Америка» компании BBC.
Новые слова урока: плато, тепуи. Пуна, Антиплано.
Список литературы, использованной учителем при разработке урока


  1. Верн Ж. Собрание сочинений в шести томах. Том 3. Дети капитана Гранта. – М.: Современный писатель, 1993

  2. Елисеева Р.М. География материков и океанов. 7 класс. Практическое пособие. – М.: Издат-Школа, 1997.

  3. Крылова О.В. Уроки географии. 7 класс. Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1990

  4. Крылова О.В. Материки и океаны: Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2003 – 303 с.

  5. Никитина Н.А. Поурочные разработки по географии. Универсальное планирование по курсу. 7 класс. – М.: Вако, 2005

  6. Скарлатто Г.П. Удивительная планета Земля. – М.: Альтерпресс, 1997

  7. Смирнова Н.П. Хрестоматия по географии материков и океанов: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1987. – 415 с.

  8. Хрестоматия по физической географии. Пособие для учителей / под ред. Н.А.Гвоздецкого.- М.: Просвещение, 1971


Интернет-ресурсы

  • http://www.internet-school.ru/Enc.ashx?item=541726

  • http://www.krugosvet.ru/articles/03/1000398/1000398a5.htm

  • http://fotki.yandex.ru/users/kazimirova/view/24698, 24722

  • http://last24.info/read/2008/05/03/6/596

  • http://tsun.sscc.ru/tsulab/H_School/p3_1.htm

  • http://webrest.ru/otdih/zanim/191-zemletrjasenie-v-japonii.html

  • http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:River_in_the_Amazon_rainforest.jpg



Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1 уровень

2 уровень

3 уровень

Организационный

(1 мин)


Приветствует учащихся; проверяет подготовку класса к уроку; организует внимание учеников.

Ученики готовы к началу работы: учебный комплект - на партах, дети настроены на плодотворную работу.

Проверка домашнего задания

(8 мин)


Создает условия для выявления уровня имеющихся знаний по теме предыдущего урока; комментирует ответы учеников, оценивает их знания.


Представляют выполненное задание в контурной карте для проверки ассистентами учителя (сильными учениками).

Фронтально отвечают на вопросы учителя по предыдущему параграфу (история открытия и изучения Южной Америки).

Описывают ФГП Южной Америки у настенной карты.

Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала

(2 мин)


Предварительно формулирует цели урока; оценивает значимость нового материала, учебной проблемы для учащихся; указывает, какими ЗУН учащиеся должны овладеть в ходе урока.


Воспринимают информацию учителя и самостоятельно определяют задачи класса на уроке, используя содержание урока, представленное на слайде презентации.

Основной этап урока по изучению нового материала

(20 мин)


Актуализирует знания учащихся о формах рельефа суши и связи между ними и строением земной коры; о видах горных пород по происхождению; о связи между геологическим строением территории и размещением разных типов полезных ископаемых.


Отвечают на вопросы учителя, используя знания, полученные при изучении аналогичной темы урока по Африке и Австралии.


Помогают одноклассникам в случае затруднения.

Организует самостоятельную работу учащихся по выявлению особенностей рельефа Южной Америки.


Выполняют задание учителя совместно с соседом по парте (в паре), используя карточки с планом описания рельефа территории.

Выполняют задание учителя совместно с соседом по парте (в паре), используя карты строения земной коры и физической Южной Америки; проводят сравнение рельефа Африки и Южной Америки.

Индивидуально проводят сравнение рельефа Африки, Австралии и Южной Америки; выявляют причины различий.

* Краткие ответы представляют по 1 человеку из каждой группы.

Создает проблемную ситуацию, в которой средние и сильные ученики выявляют взаимосвязь между строением земной коры и размещением форм рельефа на материке.

Составляют в тетради схему «Рельеф Южной Америки».


Составляют в тетради схему «Рельеф Южной Америки»; описывают Анды и Бразильское плоскогорье по плану:

- В какой части материка находится?


- В каком направлении тянется?
- Каковы приблизительные размеры?
- Какова максимальная высота, преобладающие высоты?
- Каково происхождение формы рельефа?

Используя настенную карту, заполняют на доске схему «Рельеф Южной Америки»; подготавливают ответ на проблемный вопрос «Почему горы располагаются на западе материка, а равнины на востоке?»; выявляют причины значительной высоты горной системы Анд.

Просматривая слайд презентации, переносят в тетрадь схему «Профиль Южной Америки по экватору»

Самостоятельно чертят схему «Профиль Южной Америки по параллели 200 ю.ш».

Дополняют ответы на проблемный вопрос данными, полученными при построении профиля.



Показывает слайд-шоу с изображением форм рельефа Горного Запада и Равнинного Востока материка.

Поочередно зачитывают вслух описания отдельных форм рельефа материка, используя раздаточный материал (отрывки из географических хрестоматий).

Просматривают слайд-шоу, слушают тексты, читаемые одноклассниками с описанием представляемых на экране форм рельефа.


Предлагает познакомиться работой учащихся старших классов, в которой представлено сравнение двух высочайших вершин мира и определена самая высокая точка от центра Земли – вулкан Чимборасо в Эквадоре.

Знакомятся с содержанием презентации, слушают ответы одноклассников.

В ходе показа первых слайдов презентации пытаются найти ответ на вопрос «Какая из двух вершин – Чимборасо или Джомолунгма ближе всего к центру Земли?», затем знакомятся с правильным ответом.

Показывает фрагмент фильма ВВС «Южная Америка». Перед фильмом ставит задачи разным группам учеников.


Записать в тетради слова или словосочетания, характеризующие равнины материка.

Записать в тетради слова или словосочетания, характеризующие горы материка, современные геологические процессы и явления, характерные для горных районов.

На основе просмотренного материала создают устный «портрет» поверхности материка («образ территории»).

* Краткие ответы представляют по 1 человеку из каждой группы.

Проверяет степень усвоения материала, задавая классу вопросы.

* Отвечают на вопросы учителя поочередно (по партам).

Предлагает классу прослушать фрагмент аудиозаписи радиоспектакля по книге Ж.Верна «Дети капитана Гранта» и ответить на проблемные вопросы.

Прослушивают аудиозапись, слушают ответы одноклассников.

Отвечают на вопросы учителя; используют карту строения земной коры для характеристики Анд как зоны активного вулканизма и землетрясений

Дополняют ответы одноклассников собственными знаниями или заранее подготовленными сообщениями об активности земной коры в горных районах материка (землетрясениях, извержениях вулканов); прогнозируют явления и процессы, связанные с современным движением литосферных плит.

Организует работу по заполнению контурной карты.

На контурной карте подписывают названия форм рельефа материка, отмечают границы между литосферными плитами, области горообразования и современного вулканизма; отмечают размещение полезных ископаемых. Сильные и средние ученики устанавливают соответствие между геологическим строением территории, рельефом и размещением полезных ископаемых.

Проверка понимания учащимися нового материала и его закрепление

(5 мин)


Предлагает ответить на вопросы, показанные на слайдах презентации.

Отвечают на вопросы, представленные на слайде презентации и устно вставляют пропуски в текст.

Информация о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению

(2 мин)



Сообщает учащимся о домашнем задании; разъясняет методику его выполнения.


Изучить параграф учебника по теме; знать номенклатуру по теме; уметь показывать формы рельефа материка на настенной карте; по желанию – нарисовать рисунки по темам: «Поверхность Южной Америки», «Извержение вулкана»; «Амазонская низменность» и т.п.

Изучить параграф учебника по теме; знать номенклатуру по теме; уметь показывать формы рельефа материка на настенной карте; по желанию - составить «Мини-топонимический словарь рельефа Южной Америки» (использовать топонимический словарь Е.М.Поспелова из кабинетной библиотеки).

Изучить параграф учебника по теме; знать номенклатуру по теме; уметь показывать формы рельефа материка на настенной карте; по желанию - выполнить творческое задание: создать слайд-шоу или презентацию по главам романа Ж.Верна «Дети капитана Гранта», в которой описывается приключения героев в Андах и Патагонии.

Подведение итогов урока. Рефлексия учащихся

(2 мин)


Оценивает ход урока и успехов отдельных учащихся; выставляет отметки в журнал и дневники.



Отмечают на полях тетрадной страницы «Розу настроения»: длина стрелки означает оценку работы: «Я» – как я работал на уроке; «Мы» – как класс помог или мешал мне учиться на уроке; «Дело» - много ли полезного узнал и научился на уроке.




Итог урока: Учащиеся расширили знания о природе материка в процессе самостоятельной работы с разными источниками информации при ознакомлении с ней, анализе полученных данных, сравнении объектов друг с другом; развивали коммуникативные компетенции в ходе словесного описания, создания «образа территории», коллективного обсуждения поставленных учителем вопросов и выполнения заданий.

Приложение 3



Дидактический материал к уроку

«Рельеф и полезные ископаемые Южной Америки»
Восхождение на Котопахи1

(по В.Рейссу)


Котопахи – действующий вулкан в Андах Южной Америки, в Эквадоре, самый высокий вулкан на Земле (5879 м). Он находится в 50 км к югу от столицы Эквадора г. Кито и расположен на западном склоне Восточной Кордильеры.

Последнее крупное землетрясение вулкана был в 1904 г. Диаметр кратера, описанный В.Рейссом, составляет 700 м, глубина 360 м.


«Мы переправились через реку Рио-Кутухо, обтекающую Котопахи с западной стороны, и, перейдя через ровную, покрытую редким кустарником поверхность, достигли на высоте 3650 м того пункта, где начинается крутой подъем на гигантский вулкан. Здесь остались мои спутники, и только несколько местных жителей сопровождали меня до вершины.

Дорога была нелегкой.

Вначале мы шли через низкорослый, но довольно густой лес, в котором мы с трудом прокладывали дорогу для вьючных животных, но выше леса сменились лугами, местами засыпанными пеплом и вулканической грязью. Затем последовал третий пояс из т.н. «ареналей» - мест, лишенных растительностью, где вся поверхность покрыта черным вулканическим пеплом.

Почти весь западный склон Котопахи между 3900-4600 м имеет вид черной, мрачной пустыни. Эти ареналии производят на путешественника обескураживающее впечатления. При каждом шаге нога погружается глубоко в рыхлый грунт, и только с большим трудом продвигаешься вперед.

К двум часам дня мы добрались до того места, где начинается нагромождение скал. Снег так и валил хлопьями, и в короткое время покрыл все вокруг слоем в несколько сантиметров толщиной.

Приблизительно в 6 часов вечера наверху горы прояснилось, и мы увидели величественное и необыкновенное зрелище. Прямо перед нами вздымалась покрытая снегом вершина в виде непомерно широкого и поэтому не очень крутого конуса; по скалам, окружающим кратер, и по самому краю кратера поднимался пар из фумарол в виде белых облачков. Край кратера на северной и южной сторонах был усеян высокими скалистыми зубцами.

На другое утро вершина горы предстала во всем блеске. Облака окружили непроницаемой вуалью все, что находилось ниже 3900 м над уровнем моря. Вершина была затянута облаками и поэтому казалась очень удаленной. Однако, пройдя немного, мы внезапно очутились на вершине (высота – 5897 г.). К этому времени облака разошлись, и перед нами предстал кратер Котопахи. Он имеет овальную форму, шире севера на юг, чем с запада на восток. Крутые каменные глыбы спускаются вниз и сходятся там в одной точке. Глубина кратера, как нам показалось, достигала 500 м.
Путешествие по Кордильере1

(по А.Ионину)


Долго поезд извивается по хребтам Кордильер, сначала по краю пропасти, а потом выходит в широкое поперечное ущелье, и, наконец, поднимается на высокий обрыв у станции Пуна-де-Арьерос на высоте 3750 м.

Чем дальше подвигаемся, тем горизонт становится все шире; каменные, желтые и серые, суровые и однообразные холмы открываются один за другим, а там на горизонте, на юг и на север, далеко из-за краев этого моря камней выдвигаются все новые вершины, конусы, зубчатые длинные стенки, сначала темно-синие, затем голубые, и, наконец, вблизи перевала вырисовываются на севере белые, матовые глыбы далеких снежных вершин. Это снеговая громада Коропуна (6425 м), состоящая из ряда могучих конусов и куполов. Отсюда видна только снежная ее вершина, как ледяной остров среди окаменевшего океана. Гора эта отстоит от нас не менее как на 100 км, но вследствие прозрачности воздуха глаз ощущает ее так близко, что кажется, будто чувствуешь ее ледяное дыхание.






1 Гвоздецкий Н.А. и др. Хрестоматия по физической географии. Африка, Австралия, Океания, Антарктида, Америка. – М., Просвещение, 1971 .- 511 с.

А знаете ли вы, что…2
…На 4817 м над уровнем моря, т.е. выше горы Монблан в Европе, понимается участок железной дороги в южноамериканских Андах, которая ведет в столицу Перу – Лиму. Пассажиров предупреждают о необходимости специальной подготовки для поездки, поскольку нетренированным людям угрожает горная болезнь. Поезд сопровождают санитары с кислородными подушками. На протяжении пяти часов путешествия пассажиры пересекают все природные зоны – от тропической до арктической.

Чилийское землетрясение 1960 г.2
Катастрофическим по своим последствиям было землетрясение, достигавшее силы около 10 баллов по шкале Рихтера, которое произошло 21-26 мая 1960 г. в южноамериканской республике Чили. Сулите сами: во время этого землетрясения в земле разверзлись огромные бездонные трещины, в которые порой попадали не только отдельные дома, но и целые поселки. Некоторые прибрежные острова затонули в глубинах океана со всем населением, а как бы взамен возникли новые. Со страшным грохотом падали в долины высокие горы, давно погасшие «старые» вулканы вдруг «проснулись» и стали извергать лаву и пепел, образовались новые озера. Таким образом, изменилась даже география этой местности.

Чилийское землетрясение захватило также и большую часть акватории Тихого океана. Огромные волны цунами, протяженностью свыше 100 км и высотой 30-40 м, мчавшиеся со скоростью реактивного самолета, обрушились за Чилийское побережье. Они мгновенно разрушили и затопили все портовые города. Землетрясение охватило территорию свыше 100 тыс. кв.км. Свыше 2 млн.человек (почти 1/3 населения страны) остались без жилья. Количество только погибших превысило 10 тыс. человек.


Затерянный мир нашей планеты3
(По И.Литвинову, У.Геогре)
Знаменитый английский писатель Артур Конан-Дойль в романе «Затерянный мир» красочно и интересно описал небольшой уголок земного шара, якобы сохранивший и растительный мир доисторической эпохи. Читатель совершает с героями книги полно опасностей и приключений увлекательное путешествие в этот «затерянный» на земле мир, которого не коснулось время. Известно, что автором была описана центральная часть Гвианского плоскогорья.

Посмотрим на физическую карту Южной Америки. Обширный район в северной части материка окрашен коричневой краской разной интенсивности. Это и есть Гвианское плоскогорье. Самые большие отметки здесь около 3000 м. Если сравнить, например, с Аннами, где вершины свыше 6000 м – явление весьма обычное, то гвианские высоты не так уж велики. Что же дало пищу фантазии писателя? Что натолкнуло его на мысль о возможности сохранения до наших дней доисторического мира в этом уголке земного шара?

На крупномасштабной карте мы видим здесь множество названий с добавлением слова «тепуи», например, Ауян-Тепуи и др. Тщетно искать что-нибудь на них похожее в других районах Южной Америки или на других материках. Тепуи встречаются только на Гвианском плоскогорье. В этих тепуи и кроется ключ к разгадке «затерянного мира».

С самолета видно, что в центральной части плоскогорья, на ровной как будто поверхности, поднимаются огромные плосковершинные массивы. Непроходимый лес преграждает путь к ним по земле, множество порогов и водопадов не дают подступиться к ним по рекам. А если и доберешься до них, то остановишься перед высоченными стенами, ограждающими их со всех сторон. Эти вертикальные стены, местами разрушенными эрозией, делают вершины похожими издали на величественные средневековые замки-крепости, возвышающиеся над окружающей местностью. Чрезмерно трудно добраться до них, не менее трудно передвигаться их поверхности. Это только с самолета кажется. Что поверхность ровная, гладкая. На самом деле она рассечена огромными трещинами, изрезана глубокими каньонами и провалами.

Все эти плосковершинные массивы и называются тепуи. Их своеобразие и неповторимость заставили испанцев принять в свой язык индейское слово, поскольку все испанские слова. обозначающие плоскогорья, оказались здесь довольно общими и невыразительными для этого чуда природы.




2 Скарлатто Г.П. Удивительная планета Земля. География: тайны и открытия. – М.: «Прибой», 1997. – 384 с.

3 Смирнова Н.П. Хрестоматия по географии материков и океанов: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1987. – 415 с.

Дополнение к рассказу учителя о Горном Западе материка4
Анды – молодые горы. Они начали подниматься после распада Гондваны. Поднятия и опускания отдельных участков гор продолжаются до настоящего времени. Вдоль глубоких разломов земной коры образовались многочисленные вулканы. На отдельных участках – Дороге вулканов – их насчитывается более 30.

Вулканы Анд являются частью огромного Тихоокеанского огненного кольца. Не проходит и года, чтобы в одном из районов гор не произошло сильное землетрясение.



Дополнение к рассказу учителя о Равнинном Востоке материка4
Бразильское плоскогорье сильно приподнято над побережьем Атлантического океана (более 2500 м, высшая точка – г. Бандейра 2890 м) и полого наклонено к внутренним частям материка. Оно образовалось на щите платформы, который длительное время в континентальных условиях подвергался разрушению. Новейшие вертикальные движения разбили щит на отдельные блоки, которые были приподняты на разную высоту. В результате образовались высокие холмистые равнины, останцовые горы и впадины. Отдельные участки нагорья заняты лавовыми плато. По разломам заложились речные долины – глубокие, с крутыми склонами. Реки изобилуют порогами и водопадами.





4 Крылова О.В. Материки и океаны: Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2003 – 303 с.

Урок 3. Климат и внутренние воды Южной Америки
Цели учащихся:

1 уровень: познакомить с климатическими особенностями материка и внутренними водами;

2 уровень:  продолжить формировать умения описывать климат и внутренние воды на основе карт;

3 уровень: продолжить формировать умения определять тип климата по климатограммам и установить зависимость внутренних вод от климата и рельефа.



Ожидаемые результаты обучения:

1 уровень: называть основные особенности экваториального, субэкваториального и тропического климата, уметь называть и показывать на карте крупнейшие  реки, озёра  и  водопады.

2 уровень: определять климатические показатели по картам, описывать реки по плану;

3 уровень: определять тип климата по климатограммам, приводить примеры зависимости между климатом и распределением речной сети, питанием и режимом рек.


Используемые ресурсы:

Интерактивные карты http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/000009d8-a000-4ddd-fb6d-170047fe04d3/111961/?interface=themcol

Река Амазонка http://rekamazonka.ru/foto.html

Великая Амазонка (фильм BBC) http://narod.ru/disk/743558000/BBC.%D0%94%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D1%8F%20%D0%AE%D0%B6%D0%BD%D0%B0%D1%8F%20%D0%90%D0%BC%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%BA%D0%B0%2002%20-%20%D0%92%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D1%8F%20%D0%90%D0%BC%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%BD%D0%BA%D0%B0.avi.html

Водопад Анхель http://nature.1001chudo.ru/venezuela_798_gallery.html

Озеро Титикака http://inbolivia.ru/ozero-titikaka

Озеро Титикака http://www.ok-magazine.ru/?action=article&id=938

Фотографии http://www.cochevoy.narod.ru/peru.html

Фильм об оз. Титикака http://video.mail.ru/mail/mcgregor-ne/295/3209.html

Климат Бразилии http://www.svali.ru/climat/17/index.htm

Образовательная коллекция: «География 6-10 классы», 1С

Лазаревич К.С. «Сравните климат двух южноамериканских городов на экваторе» http://geo.1september.ru/articlef.php?ID=200301508




Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика










1 уровень

2 уровень

3 уровень




1. Настрой на восприятие материала

Проверка готовности к уроку.



Приветствие учителя, проверяют готовность к уроку.




2. Объявление целей урока

и результатов, которые должны достигнуть учащиеся



Поясняет, что должны усвоить учащиеся на уроке, и каким образом, что должно явиться результатом работы на уроке.

Слайд 1


Определяют, чему я сегодня могу научиться на урок и что должно явиться результатом моей деятельности.





3 Проверка домашнего задания и повторение изученного ранее.

Географический диктант Слайд 2



Отвечают письменно, взаимопроверка Слайд 3






4.Актуализация знаний

Задает вопросы по новой теме:

Почему климат и внутренние воды изучают после рельефа. Слайд 4




Отвечают на вопросы, приводят примеры Слайд 4





5. Изучение нового материала


Слайд 5 Беседа:

Анализ карты «Климатические пояса и области мира» и климатограмм


Демонстрация интерактивной карты «Климатическая карта мира»

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/000009d8-a000-4ddd-fb6d-170047fe04d3/111961/?interface=themcol


- В каких климатических поясах расположена Южная Америка?

Проводят границы и подписывают на контурной карте





Отвечают на вопросы

- Что общего и какие различия в размещении климатических поясов у Африки и Южной Америки



http://www.svali.ru/climat/17/index.htm

- Сравните описание экваториального климата на сайте и по картам атласа. Объясните различия.



Обучающая тренировочная практическая работа: Определение  типов  климатов  по  климатограммам 1,2,3 на стр. 173 учебника и стр. 171 – 1,2, 3 слайд 6-15





Беседа: по 1-3 вопросам
На 4 вопрос – отвечают письменно

Слайд 16



Отвечают на вопросы (устно, индивидуально)

- Какие известные вам опасные явления, связанные с климатом наносят вред хозяйству и жизни людей на этом материке?




Отвечают на вопросы (устно, индивидуально)

- В каких районах Южной Америки наиболее благоприятный климат для жизни и хозяйственной деятельности людей?

- Где бывают морозы и почему


Отвечают на вопросы

(индивидуально письменно)

«Сравните экваториальный климат двух городов, объясните различия».





Беседа о реках Южной Америки


Слайд 17

Отвечают на вопросы (устно, фронтально)



Обучающая тренировочная практическая работа: Дать описание Амазонки


Выполняют практическую работу (письменно, индивидуально)

Слайд 18-20




по плану, используя карты атласа

Тоже и дополняют сведениями

из учебника




Тоже и дополняют интересными сведениями из других источников (Интернет).



Прослушивают сообщение об Амазонке (опережающее задание)

http://rekamazonka.ru/foto.html

Работа с географической номенклатурой

Демонстрация Интерактивной карты без названий.

Какие реки Африки похожи с реками Южной Америки и почему?

Слайд 21-23




Находят, подписывают на доске по желанию, кто быстрее найдет. Все работают с контурными картами: подписывают названия рек и озер, водопадов.




Сообщение о водопаде Анхель (опережающее задание) http://nature.1001chudo.ru/venezuela_798_gallery.html


Фотоэкскурсия по озеру Титикака + сообщение ученика (опережающее задание)

http://www.cochevoy.narod.ru/peru.html

5. Задание на дом.

Описать самостоятельно реку Парана или Ориноко.

Выучить номенклатуру по внутренним водам материка.



Описание реки по картам.


Тоже и дополнить сведениями из учебника.


Тоже и дополнительные сведения из Интернета.



По желанию просмотреть фильмы:

Об озере Титикака http://video.mail.ru/mail/mcgregor-ne/295/3209.html

Великая Амазонка

http://narod.ru/disk/743558000/BBC.%D0%94%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D1%8F%20%D0%AE%D0%B6%D0%BD%D0%B0%D1%8F%20%D0%90%D0%BC%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%BA%D0%B0%2002%20-%20%D0%92%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D1%8F%20%D0%90%D0%BC%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%BD%D0%BA%D0%B0.avi.html


6. Подведение итогов урока.

Просит оценить каждого работу свою и своего соседа по парте

Высказывает свое суждение об уровне достижения учащихся.



Выявляют наиболее активных учащихся.

Оценивают себя и товарищей




следующая страница >>