страница 1страница 2
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие работы
|
Методическая разработка цикла уроков учителями географии в рамках работы Мастерской - страница №1/2
Методическая разработка цикла уроков учителями географии в рамках работы Мастерской по созданию NITI-методик, 2009 г. Состав группы:
Класс: 7 Предмет: география Название курса: «География материков и океанов» Название темы: «Южная Америка» Основные вопросы темы:
Перечень уроков по теме: Урок 1. Географическое положение и история исследования. Урок 2. Рельеф и полезные ископаемые. Урок 3. Климат и внутренние воды. Урок 4. Природные зоны. Урок 5. Население и страны. Основные особенности использования цифровых образовательных ресурсов: На уроках и для выполнения домашних заданий используются электронные учебники, Интернет-ресурсы (информация, иллюстрации, дидактический материал), программы Microsoft Office (Word, Power Point. Publisher). Средства обучения:
Использование компьютера при подготовке учителя уроку: 1. Подбор информации, иллюстраций, музыки и видео к урокам. 2. Редактирование наглядного материала средствами графических редакторов Adobe Photoshop CS3 и Microsoft Picture Manager. 3. Подготовка дидактического и раздаточного материала к уроку. 4. Создание сценария урока, приложения к нему, мультимедийной презентации средствами Microsoft Оffice 2003 и 2007 (Word, Power Point, Publisher). 5. Оформление материалов урока к размещению в личной папке методических разработок уроков учителя по курсам географии. Обоснование проекта Материалы цикла уроков, созданные группой учителей географии с помощью НИТИ-методики, т.е. методики проведения уроков, объединенных одной темой, с использованием ИКТ, могут применяться при изучении данной темы по разным учебникам. Несмотря на то, что на каждом представленном уроке предполагается работа с современными средствами обучения, такими как ПК, проектор, Интернет, любой учитель без труда сможет адаптировать урок к условиям обучения детей в своей школе. Однако, отмечено, что применение ИКТ и на их основе активных методов обучения школьников повышают мотивацию к обучению, позволяет учителю подготовить и провести урок более технологично. Главные цели для учителя на всех представленных уроках – создание условий для комфортного состояния учеников на уроке, успешного освоения программного материала на разных уровнях сложности, развития информационных и коммуникативных компетентностей школьников. Урок 1. Физико-географическое положение Южной Америки. История исследования материка Цели учащихся: 1 уровень: получение знаний об особенностях географического положения материка, своеобразии береговой линии, об основных этапах открытия и исследования материка. 2 уровень: получение знаний об особенностях географического положения материка, своеобразии береговой линии, об основных этапах открытия и исследования материка, объяснение влияния географического положения Ю.Америки на особенности природы материка. 3 уровень: те же, что для 1 и 2 уровня и дополнительно: сравнение географического положения Южной Америки с ранее изученными материками, умение делать выводы о чертах сходства и отличиях, устанавливать причинно-следственную связь - ФГП материка и особенности природы. Ожидаемые результаты обучения: 1 уровень: называть имена путешественников и исследователей, показывать изучаемые объекты береговой линии; описывать ГП континента, используя план. 2 уровень: то же, что для 1 уровня, и дополнительно объяснять влияние ГП на особенности природы материка. 3 уровень: определять черты сходства и различия в ГП Ю.Америки и Африки; уметь изображать на контурной карте основные особенности ГП материка, знать вклад путешественников и исследователей в изучение природы материка, показывать на карте маршруты их путешествий.
Итог урока: Учащиеся усвоили новую информацию об особенностях географического положения Южной Америки и его влияние на природу материка, развивали информационные компетенции в ходе работы с объектами Единой коллекции образовательных ресурсов и представлении самостоятельно выполненной презентации; продолжили формирование умений сравнивать особенности двух географических объектов. Урок 2 «Рельеф и полезные ископаемые Южной Америки» Цели учащихся: 1 уровень: получение знаний об особенностях геологического строения и рельефа Южной Америки, размещения полезных ископаемых в разных частях материка; закрепление умений давать описание объекта по типовому плану, заполнять контурную карту. 2 уровень: получение знаний об особенностях геологического строения и рельефа Южной Америки, размещения полезных ископаемых в разных частях материка, выявление причин и закономерностей в их размещении; закрепление умений сравнивать рельеф разных материков; использование нескольких карт атласа для решения проблемной задачи. 3 уровень: те же, что для 1 и 2 уровня, и дополнительно: прогнозирование процессов и явлений, связанных с движением земной коры; развитие умений использования различные источники информации для решения учебной задачи; развитие своих информационных и коммуникативных компетенций в ходе дискуссии и выполнения творческого задания. Задачи учащихся:
Ожидаемые результаты обучения: 1 уровень: 1. знать, какие основные элементы земной коры формируют материк и каким образом они выражены в рельефе; 2. уметь пересказывать фактический материал, показывать на настенной карте основные географические объекты (формы рельефа); 3. уметь описывать рельеф материка по типовому плану; 4. уметь оформлять контурную карту, отмечая на ней географические объекты (формы рельефа) и размещение полезных ископаемых на материке. 2 уровень: то же, что для 1 уровня, и дополнительно: 1. знать причины и закономерности размещения форм рельефа в восточной и западной частях материка; 2. уметь объяснять причины значительной высоты горной системы Анд; 3. уметь сравнивать рельеф Южной Америки и Африки; 4. уметь использовать карту строения земной коры для характеристики Анд как зоны активного вулканизма и землетрясений; 5. уметь устанавливать соответствие между геологическим строением территории, рельефом и размещением полезных ископаемых. 3 уровень: то же, что для 1 и 2 уровня, и дополнительно: 1. знать дополнительную информацию об особенностях рельефа Южной Америки и явлениях, связанных с современными геологическими процессами (катастрофические землетрясения в Чили и Перу в XX веке и др.); 2. уметь прогнозировать явления и процессы, связанные с современным движением литосферных плит; 3. уметь создавать образ территории, подбирать слова-ассоциации для его описания, используя различные источники информации, в т.ч. видеосюжет и аудиозапись; 4. уметь выполнять творческие задания по теме, создавая слайд-шоу, презентации, информационный бюллетень и т.п. Тип урока: комбинированный. Оборудование: настенная карта «Физическая Южной Америки», учебник авт. В.А.Коринская и др. География материков и океанов, 7 кл. – М.: Дрофа, 2005, атласы, аудиазапись радиоспектакля и книга Ж.Верна «Дети капитана Гранта», раздаточный и дидактический материал, мультимедийная презентация, проектор, экран, колонки, видеофильм «Южная Америка» компании BBC. Новые слова урока: плато, тепуи. Пуна, Антиплано. Список литературы, использованной учителем при разработке урока
Интернет-ресурсы
Итог урока: Учащиеся расширили знания о природе материка в процессе самостоятельной работы с разными источниками информации при ознакомлении с ней, анализе полученных данных, сравнении объектов друг с другом; развивали коммуникативные компетенции в ходе словесного описания, создания «образа территории», коллективного обсуждения поставленных учителем вопросов и выполнения заданий. Приложение 3 Дидактический материал к уроку «Рельеф и полезные ископаемые Южной Америки» Восхождение на Котопахи1 (по В.Рейссу) Котопахи – действующий вулкан в Андах Южной Америки, в Эквадоре, самый высокий вулкан на Земле (5879 м). Он находится в 50 км к югу от столицы Эквадора г. Кито и расположен на западном склоне Восточной Кордильеры. Последнее крупное землетрясение вулкана был в 1904 г. Диаметр кратера, описанный В.Рейссом, составляет 700 м, глубина 360 м. «Мы переправились через реку Рио-Кутухо, обтекающую Котопахи с западной стороны, и, перейдя через ровную, покрытую редким кустарником поверхность, достигли на высоте 3650 м того пункта, где начинается крутой подъем на гигантский вулкан. Здесь остались мои спутники, и только несколько местных жителей сопровождали меня до вершины. Дорога была нелегкой. Вначале мы шли через низкорослый, но довольно густой лес, в котором мы с трудом прокладывали дорогу для вьючных животных, но выше леса сменились лугами, местами засыпанными пеплом и вулканической грязью. Затем последовал третий пояс из т.н. «ареналей» - мест, лишенных растительностью, где вся поверхность покрыта черным вулканическим пеплом. Почти весь западный склон Котопахи между 3900-4600 м имеет вид черной, мрачной пустыни. Эти ареналии производят на путешественника обескураживающее впечатления. При каждом шаге нога погружается глубоко в рыхлый грунт, и только с большим трудом продвигаешься вперед. К двум часам дня мы добрались до того места, где начинается нагромождение скал. Снег так и валил хлопьями, и в короткое время покрыл все вокруг слоем в несколько сантиметров толщиной. Приблизительно в 6 часов вечера наверху горы прояснилось, и мы увидели величественное и необыкновенное зрелище. Прямо перед нами вздымалась покрытая снегом вершина в виде непомерно широкого и поэтому не очень крутого конуса; по скалам, окружающим кратер, и по самому краю кратера поднимался пар из фумарол в виде белых облачков. Край кратера на северной и южной сторонах был усеян высокими скалистыми зубцами. На другое утро вершина горы предстала во всем блеске. Облака окружили непроницаемой вуалью все, что находилось ниже 3900 м над уровнем моря. Вершина была затянута облаками и поэтому казалась очень удаленной. Однако, пройдя немного, мы внезапно очутились на вершине (высота – 5897 г.). К этому времени облака разошлись, и перед нами предстал кратер Котопахи. Он имеет овальную форму, шире севера на юг, чем с запада на восток. Крутые каменные глыбы спускаются вниз и сходятся там в одной точке. Глубина кратера, как нам показалось, достигала 500 м. (по А.Ионину) Долго поезд извивается по хребтам Кордильер, сначала по краю пропасти, а потом выходит в широкое поперечное ущелье, и, наконец, поднимается на высокий обрыв у станции Пуна-де-Арьерос на высоте 3750 м. Чем дальше подвигаемся, тем горизонт становится все шире; каменные, желтые и серые, суровые и однообразные холмы открываются один за другим, а там на горизонте, на юг и на север, далеко из-за краев этого моря камней выдвигаются все новые вершины, конусы, зубчатые длинные стенки, сначала темно-синие, затем голубые, и, наконец, вблизи перевала вырисовываются на севере белые, матовые глыбы далеких снежных вершин. Это снеговая громада Коропуна (6425 м), состоящая из ряда могучих конусов и куполов. Отсюда видна только снежная ее вершина, как ледяной остров среди окаменевшего океана. Гора эта отстоит от нас не менее как на 100 км, но вследствие прозрачности воздуха глаз ощущает ее так близко, что кажется, будто чувствуешь ее ледяное дыхание. 1 Гвоздецкий Н.А. и др. Хрестоматия по физической географии. Африка, Австралия, Океания, Антарктида, Америка. – М., Просвещение, 1971 .- 511 с. А знаете ли вы, что…2 …На 4817 м над уровнем моря, т.е. выше горы Монблан в Европе, понимается участок железной дороги в южноамериканских Андах, которая ведет в столицу Перу – Лиму. Пассажиров предупреждают о необходимости специальной подготовки для поездки, поскольку нетренированным людям угрожает горная болезнь. Поезд сопровождают санитары с кислородными подушками. На протяжении пяти часов путешествия пассажиры пересекают все природные зоны – от тропической до арктической. Чилийское землетрясение 1960 г.2 Катастрофическим по своим последствиям было землетрясение, достигавшее силы около 10 баллов по шкале Рихтера, которое произошло 21-26 мая 1960 г. в южноамериканской республике Чили. Сулите сами: во время этого землетрясения в земле разверзлись огромные бездонные трещины, в которые порой попадали не только отдельные дома, но и целые поселки. Некоторые прибрежные острова затонули в глубинах океана со всем населением, а как бы взамен возникли новые. Со страшным грохотом падали в долины высокие горы, давно погасшие «старые» вулканы вдруг «проснулись» и стали извергать лаву и пепел, образовались новые озера. Таким образом, изменилась даже география этой местности. Чилийское землетрясение захватило также и большую часть акватории Тихого океана. Огромные волны цунами, протяженностью свыше 100 км и высотой 30-40 м, мчавшиеся со скоростью реактивного самолета, обрушились за Чилийское побережье. Они мгновенно разрушили и затопили все портовые города. Землетрясение охватило территорию свыше 100 тыс. кв.км. Свыше 2 млн.человек (почти 1/3 населения страны) остались без жилья. Количество только погибших превысило 10 тыс. человек. Затерянный мир нашей планеты3 (По И.Литвинову, У.Геогре) Знаменитый английский писатель Артур Конан-Дойль в романе «Затерянный мир» красочно и интересно описал небольшой уголок земного шара, якобы сохранивший и растительный мир доисторической эпохи. Читатель совершает с героями книги полно опасностей и приключений увлекательное путешествие в этот «затерянный» на земле мир, которого не коснулось время. Известно, что автором была описана центральная часть Гвианского плоскогорья. Посмотрим на физическую карту Южной Америки. Обширный район в северной части материка окрашен коричневой краской разной интенсивности. Это и есть Гвианское плоскогорье. Самые большие отметки здесь около 3000 м. Если сравнить, например, с Аннами, где вершины свыше 6000 м – явление весьма обычное, то гвианские высоты не так уж велики. Что же дало пищу фантазии писателя? Что натолкнуло его на мысль о возможности сохранения до наших дней доисторического мира в этом уголке земного шара? На крупномасштабной карте мы видим здесь множество названий с добавлением слова «тепуи», например, Ауян-Тепуи и др. Тщетно искать что-нибудь на них похожее в других районах Южной Америки или на других материках. Тепуи встречаются только на Гвианском плоскогорье. В этих тепуи и кроется ключ к разгадке «затерянного мира». С самолета видно, что в центральной части плоскогорья, на ровной как будто поверхности, поднимаются огромные плосковершинные массивы. Непроходимый лес преграждает путь к ним по земле, множество порогов и водопадов не дают подступиться к ним по рекам. А если и доберешься до них, то остановишься перед высоченными стенами, ограждающими их со всех сторон. Эти вертикальные стены, местами разрушенными эрозией, делают вершины похожими издали на величественные средневековые замки-крепости, возвышающиеся над окружающей местностью. Чрезмерно трудно добраться до них, не менее трудно передвигаться их поверхности. Это только с самолета кажется. Что поверхность ровная, гладкая. На самом деле она рассечена огромными трещинами, изрезана глубокими каньонами и провалами. Все эти плосковершинные массивы и называются тепуи. Их своеобразие и неповторимость заставили испанцев принять в свой язык индейское слово, поскольку все испанские слова. обозначающие плоскогорья, оказались здесь довольно общими и невыразительными для этого чуда природы. Вулканы Анд являются частью огромного Тихоокеанского огненного кольца. Не проходит и года, чтобы в одном из районов гор не произошло сильное землетрясение. Дополнение к рассказу учителя о Равнинном Востоке материка4 Бразильское плоскогорье сильно приподнято над побережьем Атлантического океана (более 2500 м, высшая точка – г. Бандейра 2890 м) и полого наклонено к внутренним частям материка. Оно образовалось на щите платформы, который длительное время в континентальных условиях подвергался разрушению. Новейшие вертикальные движения разбили щит на отдельные блоки, которые были приподняты на разную высоту. В результате образовались высокие холмистые равнины, останцовые горы и впадины. Отдельные участки нагорья заняты лавовыми плато. По разломам заложились речные долины – глубокие, с крутыми склонами. Реки изобилуют порогами и водопадами. 4 Крылова О.В. Материки и океаны: Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2003 – 303 с. Урок 3. Климат и внутренние воды Южной Америки Цели учащихся: 1 уровень: познакомить с климатическими особенностями материка и внутренними водами; 2 уровень: продолжить формировать умения описывать климат и внутренние воды на основе карт; 3 уровень: продолжить формировать умения определять тип климата по климатограммам и установить зависимость внутренних вод от климата и рельефа. Ожидаемые результаты обучения: 1 уровень: называть основные особенности экваториального, субэкваториального и тропического климата, уметь называть и показывать на карте крупнейшие реки, озёра и водопады. 2 уровень: определять климатические показатели по картам, описывать реки по плану; 3 уровень: определять тип климата по климатограммам, приводить примеры зависимости между климатом и распределением речной сети, питанием и режимом рек. Используемые ресурсы: Интерактивные карты http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/000009d8-a000-4ddd-fb6d-170047fe04d3/111961/?interface=themcol Река Амазонка http://rekamazonka.ru/foto.html Великая Амазонка (фильм BBC) http://narod.ru/disk/743558000/BBC.%D0%94%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D1%8F%20%D0%AE%D0%B6%D0%BD%D0%B0%D1%8F%20%D0%90%D0%BC%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%BA%D0%B0%2002%20-%20%D0%92%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D1%8F%20%D0%90%D0%BC%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%BD%D0%BA%D0%B0.avi.html Водопад Анхель http://nature.1001chudo.ru/venezuela_798_gallery.html Озеро Титикака http://inbolivia.ru/ozero-titikaka Озеро Титикака http://www.ok-magazine.ru/?action=article&id=938 Фотографии http://www.cochevoy.narod.ru/peru.html Фильм об оз. Титикака http://video.mail.ru/mail/mcgregor-ne/295/3209.html Климат Бразилии http://www.svali.ru/climat/17/index.htm Образовательная коллекция: «География 6-10 классы», 1С Лазаревич К.С. «Сравните климат двух южноамериканских городов на экваторе» http://geo.1september.ru/articlef.php?ID=200301508
следующая страница >> |
|