Лекции Логика как наука. Мышление как предмет логики - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Лекции Логика как наука. Мышление как предмет логики - страница №3/3

Тема 7. ЛОГИКА ВОПРОСОВ И ОТВЕТОВ
План лекции.


  1. Вопрос, его базис и предпосылка. Классификация вопросов. Логически некорректные вопросы.\

  2. Ответы правильные и неправильные. Классифика­ция правильных ответов.

1. Наряду с суждением значительным и относительно самостоятель­ным эвристическим потенциалом в ряду способов познания действи­тельности обладает логико-вопросная форма мышления. С позиций логики сам вопрос по своей структурной организации близок к суж­дению и сопоставим с ним. Подобная близость выражена достаточно многообразно: во-первых, в вопросе так же, как и в суждении, пред­ставлена связь понятий; во-вторых, вопрос выражается посредством предложения; в-третьих, всякий вопрос изначально ориентирован на суждение в качестве целеполагающего, смыслового основания. Несо­мненно, можно указать и на отличия, которые существуют между суждением и вопросом. Главное из них состоит в том, что в вопросе (в отличие от того, что имеет место в суждении) связь между поняти­ями выражена не посредством утверждения или отрицания чего-либо о действительности, а через процесс стимулирования такого движения мысли, которое направлено на приращение знаний или информации об интересующем предмете.

Логико-вопросная форма мышления играет большую роль во всех сферах жизнедеятельности человека, поскольку выступает одним из способов развития знаний.

В логическом отношении вопрос – это такая форма мышления, в которой выражается требование о недостающей информации об объек­те. Языковой формой вопроса чаще всего выступает вопроситель­ное предложение. Из этого правила существуют и исключения. Прежде всего это – риторические вопросительные предложения. Обладая некоторыми признаками вопросов, они не содержат при этом побуждения к ответу и по своей сути являются суждениями. Например, в риторическом вопросительном предложении «Какой же русский не любит быстрой езды?» содержится утверждение, что для русского человека характерно стремление к экстремальному, азартному, скоростному. Это, по существу, суждение, а не вопрос. Не являются вопросами также и некоторые вопросительные предложе­ния, выражающие просьбу («Вы не могли бы четче выразить свою просьбу?»), резкое побуждение («Может быть, вернемся к сути про­изошедшего?») и т. п.

В логике термин «вопрос» содержательно связан с терминами «проблема» и «проблемная ситуация». Проблема – это, прежде всего, затруднение (буквально само слово «проблема» и означает преграду, трудность), которое и проявляет себя как вопрос или их совокуп­ность, возникающая в процессе познания и требующая для своего разрешения дополнительных сведений. Термином «проблемная ситу­ация» обозначают такое положение (теоретическое или практичес­кое), в котором нет соответствующего обстоятельствам четкого реше­ния и которое заставляет человека остановиться и задуматься над этими решениями.

Каждый вопрос структурно включает в себя три основных элемента:


  1. базис или предпосылка вопроса – исходное знание об объекте, о котором в вопросе запрашивается дополнительная информация;

  2. искомое знание – знание, которое должно быть получено в от­вете на вопрос;

  3. требование перехода от незнания (непонимания) к знанию (пониманию).

Например, студент, задавая вопрос: «Кто сформули­ровал основные законы логического мышления?», формулирует од­новременно и задачу установления неизвестного ему имени из исто­рии философии, и выказывает определенное знание, в частности, о том, что существовали люди, разрабатывавшие эти законы. Неявно утверждается также, что не всякий человек может знать об этих за­конах.

Поскольку сам вопрос не содержит ни утверждения, ни отрица­ния, то о нем не говорить как об истинном или ложном суждении. Предпосылки же могут быть истинными или ложными суждениями.

Так, вопрос: «Привлекался ли X. к ответственности за совершенные им проступки?» – имеет под собой определенное предпосылочное знание, выраженное суждением. Предпосылками в данном вопросе являются: а) данное лицо существует; б) им были совершены какие-то проступки (существуют совершенные этим лицом проступки); в) существует ответственность заданные проступки.

Вопросы могут быть разными. Чаще всего их классифицируют по следующим основаниям: характеру языкового выражения, структуре и форме постановки вопроса.

По степени выраженности различают явные и скрытые вопросы.



Явный вопрос выражается в языке полностью вместе со своими пред­посылками и четко сформулированным требованием установить не­известное. Скрытый же вопрос формулируется таким образом, что в нем явно выражены лишь предпосылки, а требование устранить не­известное восстанавливается после осмысления предпосылок вопро­са. Например, прочитав текст «В структуре современной преступнос­ти растет доля, вносимая хакерами», мы не обнаруживаем явно сформулированных вопросов. Однако при осмыслении прочитанного возникает ряд вопросов: «Кто такие хакеры?», «Почему растет их вли­яние на структуру современной преступности?», «Как можно проти­востоять угрозе, исходящей от хакеров?» и т. д.

Или: прочитав текст «Все больше рядовых граждан заполняют на­логовые декларации», мы также не обнаруживаем явно сформулиро­ванных вопросов. Однако при осмыслении прочитанного может воз­никнуть желание спросить: «Что такое налоговая декларация? Зачем ее необходимо заполнять? Как правильно ее заполнять?» и т. д. Текст, таким образом, содержит скрытые вопросы.

По познавательной функции различают уточняющие и восполня­ющие вопросы. Уточняющий вопрос (или «ли»-вопрос) – это вопрос, направленный на выявление истинности выраженного в нем сужде­ния. Например: «Верно ли, что Петров успешно защитил дипломную работу?» или «Верно ли, что если он сдаст все экзамены на «отлично», то получит возможность поступить в институт без экзаменов?»

Восполняющий (или «что» - вопрос) – это вопрос, направленный на выяснение новых свойств у исследуемых явлений. Грамматический признак восполняющих вопросов – наличие в предложении таких вопросительных слов, как: «кто?» «что?» «когда?» «как?» и других, с помощью которых стремятся получить дополнительную информа­цию о том, что представляет собой исследуемый объект. Например: «Кто открыл Америку?»; «Что означает слово «верификация»?»; «Каким законом предусмотрено данное преступление?» и др.

По структуре вопросы подразделяются на простые и сложные. Простым называют вопрос, не включающий в качестве составных частей других вопросов. Например: «Когда состоялась Полтавская битва?»; «Знали ли Вы потерпевшего?»; «Если будет хорошая погода, то мы поедем на экскурсию?» Эти вопросы нельзя разбить на два самостоятельных простых вопроса.



Сложный вопрос образуется из простых с помощью логических союзов «и», «или», «если..., то..,» и др. В зависимости от типа связки сложные вопросы могут быть: соединительными (конъюнктивными); разделительными (дизъюнктивными); смешанными (соединительно-разделительными) и т. д.

Например: «Где им когда был подписан акт о капитуляции Японии в конце Второй мировой войны?» (соединительное); «Верно ли, что в данном случае имело место убийство, или это было самоубийство?» (разделитель­ное); «Где могут быть обнаружены украденные вещи и когда будут до­прошены свидетели X или Y (соединительно-разделительное). Если деяние содержит состав преступления, то каким именно уголовным законом оно предусмотрено?» (импликативное) и т. д.

В зависимости от соответствия формы вопроса и его содержания различают корректные (правильно поставленные) и некорректные (неправильно поставленные).

Корректным считается вопрос, предпо­сылка которого представляет собой истинное, непротиворечивое зна­ние и на который можно дать истинный ответ. Некорректный вопрос основан на предпосылке ложного и противоречащего суждения или суждения, смысл которого не определен и на который нельзя дать ис­тинный ответ.

К числу некорректных могут быть отнесены:

- так называемые провокационные вопросы. Например: «Продолжа­ешь ли ты нарушать закон»? Любой ответ на него – и «да», и «нет» – приводит к признанию, что ты нарушал закон. Или: «Перестал ли ты бить своего отца?»; «Продолжаешь ли ты носить рога?» Скрытое в этих вопросах ложное знание приводит к тому, что нельзя дать никакой ответ (ни «да», ни «нет»), ибо отвечающий в обоих случаях неяв­но признает, что он согласен с этим ложным знанием (бил отца; у не­го есть или были раньше рога);

- бессмысленные вопросы – такие, в которых используются неяс­ные выражения, двусмысленные выражения, в которых не известно, о чем идет речь. Например: «Является ли метафизическое абстрагиро­вание необходимым для герменевтического толкования законов?»

- неопределенные вопросы – такие, в которых содержатся много­значные термины и из контекста не ясно, в каком из возможных смыслов они употребляются в данном случае. Например: «Необходимо ли выполнять законы?» (не ясно, о каких законах идет речь).

В повседневной жизни часто задаются некорректные вопросы.

По количеству возможных ответов вопросы бывают открытые закрытые. К первым вопросам относятся такие, которые не требуют определенного числа ответов. Закрытые вопросы требуют определен­ного числа ответов. Например, вопрос «Как учится данный сту­дент?» – открытый, а вопрос «Как учится данный студент (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно)?» – закрытый. Важно различать такие вопросы при проведении социологических опросов, анкетирования, тестирования.

От характера вопроса в определяющей степени зависит степень до­стоверности той информации (знания), которая может содержаться в ответе. На некорректно поставленный вопрос трудно (а чаще все­го – невозможно) дать корректный ответ, поэтому в логике формули­руются особые правила постановки и формулировки вопросов, в частности, следующие:



  • недопустимость при формулировке вопроса употребления слов, которые имеют два и более значений;

  • ясность и краткость формулировки;

  • необходимость различных положительных и отрицательных аль­тернатив в ответе на вопрос;

  • учет личностных особенностей того, кому адресован вопрос (его компетентность, заинтересованность и т. п.).

2. Природа вопроса такова, что он требует найти новую информа­цию, которая называется ответом.

Ответ – новое суждение, уточняющее или дополняющее исходное зна­ние в соответствии с поставленным вопросом. Поиск ответа предпола­гает обращение к конкретной области теоретических или эмпиричес­ких знаний, которую называют областью поиска ответов. Область поиска ответов на вопросы представляет собой множество высказы­ваний, определяемых вопросительным словом. Найденный ответ дополняет неопределенное базисное знание новой информацией о свойствах, месте, времени, причинах исследуемых явлений.

По связи ответа с вопросом различают вопросы по существу и не по существу. Если на вопрос «Что является предметом изучения логи­ки?» студент на экзамене отвечает: «Предметом изучения логики являются основные формы мышления, операции с ними и законы мышления», то такой ответ будет по существу, а если он отвечает: «Предметом логики являются ментальные ловушки», то ответ будет не по существу.

По соответствию действительности ответы также могут быть истинными или ложными. Ответ расценивается как истинный, если вы­раженное в нем суждение правильно или адекватно отражает действи­тельность. Ответ расценивается как ложный, если выраженное в нем суждение неверно или неадекватно отражает положение дел в действительности.

По области поиска ответы делятся на прямые и косвенные. Прямым называется ответ, взятый непосредственно из области поиска ответов, без дополнительных сведений и рассуждений. Косвенным на­зывается ответ, который берется из более широкой области, нежели область поиска ответа и из которого лишь выводным путем можно по­лучить нужную информацию. Например, прямым ответом на вопрос «В каком году было образовано Министерство внутренних дел в Рос­сии?» будет суждение: «Министерство внутренних дел в России было образовано в 1802 г.», а косвенным будет ответ: «Министерство внут­ренних дел России было образовано в следующем после убийства им­ператора Павла 1801 году». Косвенный ответ нередко содержит до­полнительные сведения и потому используется для всестороннего рассмотрения вопроса.

По объему содержащейся в них информации различают полные (развернутые) и частичные (краткие) ответы. Полный ответ – это от­вет, в котором повторяются все элементы вопроса и устраняется вся (без остатка) в сообщаемом вопросе неопределенность. Частичный ответ – это односложные утвердительные или отрицательные ответы: «да» или «нет». Так, на вопрос: «Является ли действующий министр обороны России гражданским лицом?» могут быть получены утверди­тельные ответы: развернутый – «Да, министр обороны России в на­стоящее время является гражданским лицом» и краткий – «Да». Соответствующим будет и характер отрицательного ответа на такого рода вопросы. Краткие ответы, как правило, даются на простые вопросы; при сложных вопросах целесообразно пользоваться развер­нутыми ответами, поскольку односложные ответы в этом случае нередко оказываются двусмысленными.

Проблема полноты ответа чаще всего возникает при ответах на сложные вопросы. Например, на сложный вопрос: «Верно ли, что Гуляев, Иванченко и Собчаков являются соучастниками преступле­ния?» полным будет ответ: «Гуляев и Иванченко – соучастники пре­ступления, а Собчаков – исполнитель», а неполным – «Нет, неверно, Собчаков является исполнителем».

По степени точности: определенные (сильные) и неопределенные (слабые). Например, на вопрос: «Кто является основателем науки логики?» – можно дать определенный ответ: «Аристотель» и неопреде­ленный – «Древнегреческий философ».

По объему содержащейся в ответе информации различают пол­ные (развернутые) и неполные (краткие) ответы. Например, ответ на вопрос: «Когда закончилась Великая Отечественная война?» – «В 1945 г.» – неполный, а ответ: «Великая Отечественная война за­кончилась после подписания Германией акта о капитуляции 9 мая 1945 г.» – полный.

Знание правил постановки вопроса и его связей с ответом позво­ляет сформулировать следующие правила формулирования ответа.

1. Ответ должен быть ясным, однозначным и кратким. Это во мно­гом зависит, от того, как отвечающий понимает вопрос и хочет ли он на него давать ответ. Под точностью и определенностью имеется в виду логическая, т. е. понятийно-структурная характеристика во­проса. Особые трудности возникают при ответах на провокационные и сложные вопросы. Неопределенность в ответе возникает в случае краткого утверждения на дизъюнктивный вопрос. Например, если на вопрос «Курение вредно или аморально?» отвечают: «Да», не ясно, что имеют в виду:

а) курение вредно и аморально;

б) курение вредно, но не аморально;

в) курение не вредно, но аморально.

Неопределенность кратких ответов снимается развернутым утвер­дительным ответом.

2. Ответ должен уменьшать неопределенность вопроса, быть инфор­мативным. Многие споры и дискуссии бесплодны в силу отступления от этого правила. В таких случаях говорят: «Толкут воду в ступе».

3. В случаях некорректной постановки вопроса ответ, кроме прочего, должен содержать указание на эту некорректность. При этом иногда достаточно сказать, что в таком-то пункте вопрос не ясен и требует уточнения. А иногда возникает необходимость отметить то обстоя­тельство, что сам вопрос не заслуживает обсуждения, поскольку ответ ясен, или заявить, что требовать ответа преждевременно, поскольку вопрос неразрешим в силу отсутствия достоверной информации, под­ходящих методов решения. Возможно также указать на ложность предпосылок в вопросе и т. д.

Таким образом, логическая зависимость между вопросом и отве­том означает, что качество ответа во многом определяется качеством вопроса.


Тема 8. ДОКАЗАТЕЛЬНОЕ РАССУЖДЕНИЕ
План лекции

1. Правила и ошибки по отношению к тезису.

2. Правила и ошибки по отношению к аргументам.

3. Правила и ошибки по отношению к демонстрации.


1. Доказательство и опровержение, а также обсуждение дискуссион­ных вопросов в практических делах и научных рассуждениях приво­дят к истинным результатам, если они производятся с соблюдением приемов и правил построения умозаключений. При нарушении этих правил совершаются ошибки.

Правила и ошибки по отношению к тезису включают следующие:



1. Тезис должен быть сформулирован ясно, точно и однозначно. Любая неясность, нечеткость и неопределенность в формулировке те­зиса может привести к таким нежелательным ошибкам, как отступление от первоначального тезиса, замена или потеря его другим тези­сом, что запутывает доказательство. Например, в тезисе «Законы нужно уважать» неясно, о каких законах идет речь: о законах приро­ды, общества или юридических законах.

Это требование обычно может быть выполнено следующими способами;



  1. если какие-то слова непонятны, то надо дать им определения;

  2. если в суждениях есть неопределенности относительно коли­чества предметов, о которых говорится, то надо уточнить суждение по количеству (общее или частное, распределены в нем термины или нет). Например, человек говорит: «Люди злы». Возникают вопросы: все люди без исключения? Или большинство? Или некоторые? Поэтому необходимо уточнить количество предметов определенного класса (объем понятия), о которых говорится в суждении. Иногда приходится выяснять, всегда ли присущ предмету тот или иной при­знак, который ему приписывается, или не всегда. Например, гово­рят: «Если нагреть воду до 100 градусов, то она закипит». Но всегда ли так или при определенном давлении (безусловно или условно)? Необходимо уточнить;

  3. если ценено о каком (достоверном или вероятном) явлении говорится в суждении, то необходимо уточнить модальность суждения (является ли тезис абсолютно достоверным или возможным, необхо­димым или проблематичным). Например, говорится, что «данный че­ловек был на месте преступления», но необходимо уточнить, доказа­но ли это или это только предположение (правдоподобное суждение);

  4. при формулировке тезиса как сложного суждения необходимо уточнить характер логической связки между простыми суждениями.

Это правило важно соблюдать в ходе общения между людьми, под­писания соглашений, международных договоров, в процессе ведения переговоров, составления документов и т. д.

2. Тезис должен оставаться неизменным на протяжении всего хода доказательства или опровержения. Требование неизменности тезиса означает, что в ходе доказательства нельзя отклоняться от главного направления в рассуждении, подменять тезис каким-то частным вопросом или рассуждать «вообще». Тезис может быть изменен или уточнен под влиянием новых фактов или контраргумент, но об этом необходимо сообщить. Запрещается негласное отступление от тезиса.

При нарушении этого требования возникают типичные ошибки: а) «подмена тезиса» (полная или частичная); б) «потеря тезиса». Такие ошибки чаще всего возникают в ходе спора или полемики. Непроизвольные ошибки «подмена тезиса» или «потеря тезиса» про­исходят тогда, когда люди, участвующие в доказательстве, споре, полемике, теряют или забывают то, о чем они говорили. Например, выступающий может забыть о первоначально сформулированном тезисе и в ходе рассуждений или полемики перейти к другому, прямо или косвенно связанному с первым. Затем (часто по ассоциации) приводит третий факт, от него переходит к новой мысли и т. д. В кон­це концов человек вспоминает: «Так что же я хотел сказать?» Начал за здравие, а кончил за упокой.

К числу распространенных приемов частичной подмены тезиса от­носится его расширение или сужение, и также усиление или ослабление. Пример с расширением (так легче опровергнуть тезис): когда некоторые партии, группы граждан выступают за пересмотр недобросовестно проведенной приватизации собственности в стране, то их противники расширяют этот тезис, обвиняя своих оппонентов в отказе or прове­дения реформ вообще. В данном случае происходит расширение тези­са, когда недобросовестная приватизация заменяется реформирова­нием вообще.

Такая же ошибка допускается при обсуждении тезиса о наличии коррупции среди чиновников и тезис подменяется рассуждением вооб­ще «Все воруют!». Или если кто-то высказывается об усилении контро­ля за посещаемостью занятий студентами и укреплении дисциплины, то его изображают сторонником голого администрирования, недооценивающего мотивацию в поведении человека н факторы убеждения. Сужение, или смягчение тезиса происходит в процессе рассуждения, когда первоначальное утверждение «Все участники преступления действовали умышленно» меняется па утверждение «Большинство из них....», а затем на утверждение «Отдельные преступники действовали умышленно».



Частичная подмена тезиса также совершается, когда спор по поводу тезиса подменяется спором о его доказательности. Например, адво­кат на суде может убедительно доказать, что материалы и аргументы обвинения являются несостоятельными, и на этом основании делает вывод, что его подзащитный является невиновным. Но это ошибочное заключение: то, что виновность не доказана, не означает, что под­защитный может считаться невиновным. Возможно, необходимо бо­лее тщательное расследование, в ходе которого будет доказана его виновность;

в) третьей ошибкой в нарушении данного правила может быть «переход на личность» или «аргумент к личности», когда доказательство (опровержение) тезиса, по существу (например, при обсуждении конкретных деяний человека или его решений), незаметно подменя­ется обсуждением личностных качеств этого человека. Подмена тезиса в виде «довода к личности» осуществляется, например, тогда, когда вместо обсуждаемой проблемы начинают оценивать выдвинувшего его человека, например, упрекать его за плохой характер или вспоминать негативные факты из его биографии;

г) логическая диверсия – переключение внимания слушателей с об­суждаемого тезиса на обсуждение другого, возможно, и важного утверждения, но не имеющего прямой связи с первоначальным тези­сом. Вопрос об истинности тезиса остается при этом открытым, так как обсуждение искусственно переключается на другую тему. Так, в парламентской практике вместо рассматриваемых важных проблем ломают копья по процедурным вопросам. Наиболее острая и часто встречающаяся у нас форма подмены – «поиск врага».

Другие возможные способы частичной подмены тезиса:

• приписывание оппоненту утверждений, которых он не высказы­вал, с последующим «блистательным» их опровержением;


  • замалчивание в споре невыгодных фактов и событий («фигура умолчания»);

  • выдергивание мыслей противника из общего контекста его рассуждений;

  • обрыв цитаты (искажения мысли формально вроде бы не проис­ходит, но на деле может получиться противоположное тому, что ут­верждал автор).

Эти приемы используют многие журналисты, экономисты, политики и политологи, допускающие в своих статьях и выселениях разно­го рода сенсации, домыслы, отвлекающие внимание общественности от обсуждения главных вопросов экономической, социальной и поли­тической жизни. Так, в парламентской практике вместо рассматривае­мых важных проблем депутаты бурно обсуждают процедурные вопро­сы. Или, например, сторонники либерально-демократических реформ в современной России продолжают во всех бедах винить «большеви­ков» и «коммунистов», отвлекая внимание людей от анализа современ­ных социально-экономических преобразований, в результате которых происходит жесткое расслоение населения на бедных и супербогатых.

Эти приемы недопустимы в логическом доказательстве, хотя неко­торые из них вполне допустимы в аргументации, например, в речах адвокатов, когда они хотят во что бы то ни стало представить в луч­шем виде своего подзащитного. Нечеткость и расплывчатость форму­лировок в процессе доказательства, опровержения и аргументации затрудняет обмен мнениями, приводит к путанице. Полезно следовать за уже упомянутым правилом древнеиндийских мудрецов: «Так ли я вас понял?» И только после утвердительного ответа переходить к до­казательству, опровержению и аргументации.



2. Правила и ошибки по отношению к аргументам включают следующие:

1. Аргументы должны быть истинными и доказанными.

Ошибки при нарушении итого правила: «ложный аргумент», «произ­вольный аргумент», «основное заблуждение», предвосхищен не основания». Рассмотрим перечисленные ошибки подробнее.

а) «ложный аргумент», «недоказанный аргумент» это использо­вание н качестве аргумента несуществующего факта; ссылка на собы­тие, которое не имело места в действительности; указание на несуще­ствующих очевидцев; ложные показания заинтересованных лиц, неправильное опознание личности, вещей и т. д.

Коперник доказывал тезис: «Земля вращается вокруг Солнца». Его противник, доктор Фруадмон, профессор Лувенского университета, возражал: «Этого не может быть, так как в центре Земли находится ад, а последний должен быть как можно дальше от неба. Следовательно, Земля находится в центре небесного пространства»;

б) "произвольный аргумент»это использование недоказанных аргументов, произвольно взятых положений, слухов, мнений автори­тетов и т. д.;

в) «предвосхищение основания» использование недоказанных, не­истинных аргументов, принимаемых на веру, и вывод тезиса из них лишь предвосхищается. Типичный пример – «самопризнание» обвиняемого.

Примерами некорректных аргументов считаются:



  • аргумент к личностиссылка на личные особенности оппонен­та, его убеждения, вкусы, внешность, достоинства и недостатки;

  • аргумент к выгодессылка на материальные, политические или морально-психологические интересы присутствующих (например: «Мои эксперименты, – утверждал Т Д. Лысенко, – заслуживают вся­ческой поддержки, поскольку направлены на решение актуальной практической .задачи –достижение продовольственного изобилия»);

  • аргумент к тщеславию – расточение неумеренных похвал оппо­ненту в надежде сделать его мягче и покладистей;

  • аргумент к силеугроза неприятными последствиями – физи­ческими, морально-психологическими, экономическими, админист­ративными и т. п.;

  • аргумент к состраданию вместо объективного подхода воз­буждение у оппонента жалости и сочувствия;

  • аргумент к здравому смыслуиспользуется ограниченный и примитивный опыт.

2. Аргументы обосновываются автономно, т. е. независимо от те­зиса. Аргументы должны быть истинными и доказанными своими собственными основаниями, не относящимися к тезису. Иначе может получиться, что недоказанным тезисом обосновывают недоказанные аргументы. Например: «Факты не оставляют сомнения в том, что об­становка в стране является такой, какой она фактически является». В этом случае и тезис, и аргумент оказываются неподкрепленными, висящими в воздухе. Эта ошибка называется круг в демонстрации – когда тезис А дока­зывается с помощью аргументов В, которые, в свою очередь, в той или иной степени опираются на тезис А. Например, доказывается тезис «Человек болен» с помощью аргу­мента «У него повышенная температура», а на вопрос: «Почему у него повышенная температура?» отвечают: «Потому что он болен». Подобным образом уводят в тупик и сентенции некоторых лиде­ров: «Народы не доверяют друг другу не потому, что они вооружены. Они вооружаются потому, что не доверяют друг другу». В реальной жизни все переплетено. Выход в том, чтобы одновременно и воору­жаться, и укреплять доверие друг к другу.

3. Аргументы не должны противоречить друг другу. Это требова­ние вытекает из закона непротиворечия: «неверно, что и не-р)».Так, при обосновании судебного акта ссылаются на противореча­щие друг дpyгy фактические обстоятельства; противоречащие показа­ния свидетелей и обвиняемых, не совпадающие с фактами заключе­ния экспертов, и т. д. Нередко корни противоречий лежат в неясных и противоречивых понятиях и утверждениях. Встречаются люди, которые могут выска­зать одно суждение о данном предмете, а немного погодя другое, пря­мо противоположное. Непоследовательность, противоречивость в мышлении и. речи может быть следствием низкой логической и обшей культуры; может свидетельствовать о беспринципности человека, стремлении служить- «и вашим, и нашим» или о демагогии и прямом обмане.

4. Аргументы должны быть достаточными для данного тезиса.

Для доказательства тезиса все относящиеся к тезису факты и поло­жения должны быть тщательно проверены и отобраны, чтобы полу­чить надежную и убедительную систему аргументов.

Ошибки при нарушении требования достаточности аргументов: недостаточность аргументов; 2) слишком много аргументов – «кто много доказывает, тот ниче­го не доказывает».

Конечно, достаточность аргументы - это результат знания, опы­та, которым располагает человек. В жизни, науке, юриспруденции, политике это правило нередко нарушается. Например, на протяже­нии четверги века физики убеждали общественность в абсолютной безопасности АЭС Аргументы, увы, оказались явно недостаточными.



3. Правила и ошибки по отношению к демонстрации включают следующее:

Демонстрация в доказательстве (опровержении) должна быть правильной (т. с. соответствовать всем правилам логики). Поскольку логическая связь аргументов с тезисом протекает в форме умозаклю­чений (дедуктивных, индуктивных, по аналогии), то логическая правильность демонстрации зависит от соблюдения правил соответ­ствующих умозаключений. Ошибки в демонстрации связаны с отсут­ствием логической связи между аргументами и тезисом.

Возможные ошибки:



  1. несоблюдение требований дедуктивной демонстрации (см. нару­шения правил в простом категорическом силлогизме, условно-категорических и разделительно-категорических умозаключениях). Например, силлогизм: «Все гусеницы едят салат. Я ем салат. Следова­тельно, я – гусеница»;

  2. несоблюдение требований индуктивной демонстрации, ведущее к следующим ошибкам:

а) ошибка «поспешное обобщение» вызвана нарушением закона достаточного основания в процессе индуктивного умозаключения. Существо ошибки заключается в следующем: в посылках не учтены все обстоятельства, которые являются причиной явления;

б) ошибка «после этого, значит, по причине этого» заключается в смешении причинной связи с простой последовательностью во време­ни (вспомним, ошибки в индуктивных умозаключениях);



3) несоблюдение правил аналогии

4) отсутствие логической связи между аргументами и тезисом. Типичные ошибки «мнимое следование», «не следует»:

а) переход от узкой области к более широкой. Например, в рассуж­дении нет связи между тезисом и аргументами, а иллюзия «логическо­го следования» создается обычным перечислением;

б) переход от «сказанного с условием к сказанное безусловно» или «от сказанного в относительном смысле к сказанному безотноси­тельно».Существо этой ошибки состоит в том, что положение, верное при определенных условиях, принимается в качестве аргумента, годного при всех условиях. Например, если кто-то доказывает, что Лебедев хо­рошо знает законы, со ссылкой на то, что он юрист, а. юристы, мол, хорошо знают законы. То, что юристы хорошо знают законы, являет­ся истинным, но из этого новее не следует, что любой юрист хорошо знает законы. Суждение «Юристы хорошо знают законы» является истинным в принципе, а не для каждого конкретного случая. Или: правильно, что некоторые яды имеют лечебные свойства и использу­ются в лечении, но это суждение нельзя использовать в качестве аргу­мента без учета определенных условий. Известно, что если яд принять в большой дозе, то он может привести к тяжелым и даже непоправи­мым последствиям. Нахождение ошибок в аргументах и демонстрации еще не означает», что тезис ложен. Например, неумение доказать теорему Пифагора учеником еще не означает, что эта теорема неверна.

Соблюдение логических правил доказательства обеспечивает доказательность рассуждений, их убедительность.



Тема 9. ГИПОТЕЗА.
План лекции

  1. Понятие и виды гипотез

  2. Построение гипотез


1. Гипотеза – это научно обоснованное предположение о при­чинах или закономерных связях каких-либо явлений природы, общества и мышления.

Научно обоснованные предположения (гипотезы) надо отли­чать от плодов беспочвенной фантазии в науке. И. П. Павлов в письме, обращенном к научной молодежи, предостерегал от выдвижения пустых гипотез. Он писал: “Никогда не пытайтесь прикрыть недостатки своих знаний хотя бы и самыми смелыми догадками и гипотезами. Как бы ни тешил ваш взор своими пе­реливами этот мыльный пузырь - он неизбежно лопнет и ниче­го, кроме конфуза, у вас не останется”'.

Существуют ложные гипотезы, например, до Коперника была гипотеза о неподвижности Земли. Коперник писал о математи­ках того времени: “Действительно, если бы принятые ими гипо­тезы не были ложными, то, вне всякого сомнения, полученные из них следствия оправдались бы”.

В зависимости от степени общности научные гипотезы мож­но разделить на общие, частные и единичные.



Общая гипотеза - это научно обоснованное предположе­ние о законах и закономерностях природных и общественных явлений, а также закономерностях психической деятельности че­ловека. Они выдвигаются для объяснения всего класса описыва­емых явлений, выведения закономерного характера их взаимо­связей во всякое время и в любом месте. Примеры общих гипо­тез: гипотеза Демокрита об атомистическом строении вещества, гипотеза Канта - Лапласа о происхождении небесных тел, гипо­теза А. И. Опарина о возникновении жизни на Земле. Общая ги­потеза после ее доказательства становится научной теорией.

Частная гипотеза - это научно обоснованное предположе­ние о происхождении и закономерностях части объектов, выде­ленных из всего класса рассматриваемых объектов природы, общественной жизни или мышления. Примеры частных гипо­тез: гипотезы о происхождении вирусов, о причинах возникнове­ния злокачественных опухолей, в том числе гипотеза об онкогенных РНК, содержащих вирусы, и др.

Единичная гипотеза - научно обоснованное предположение о происхождении и закономерностях единичных фактов, конкрет­ных событий и явлений. Например, при рытье котлована для фун­дамента здания в Италии был обнаружен гроб с телом 8-летней девочки, забальзамированный труп которой сохранился полно­стью, хотя, по определению ученых, девочка была захоронена около 1800 лет назад. Сразу возникло несколько единичных ги­потез: о времени захоронения, о принадлежности девочки к знат­ным людям, о причинах, способствующих сохранности ее тела, и др. Врач строит единичные гипотезы в ходе лечения какого-то конкретного больного, подбирая индивидуальные дозы нуж­ного для него лекарства.

В ходе доказательства общей, частной или единичной гипо­тезы исследователь или любой другой человек строит рабочие гипотезы, т. е. предположения, которые выдвигаются чаще всего в начале исследования и не ставят еще задачу выяснения при­чин или закономерностей исследуемого явления. И. П. Павлов часто менял свои рабочие гипотезы.

Пример ложной гипо­тезы .можно найти в книге Стефана Цвейга “Подвиг Магеллана”. В 1519-1521 гг., обогнув Южную Америку, Магеллан открыл между ней и архипелагом Огненная Земля пролив, названный Магеллановым, и вышел из Атлантического океана в Тихий. Его экспедиция совершила первое кругосветное путешествие. Обстоятельства этой истории таковы, что Магеллан верил в существование пролива благодаря географической карте, оказав­шейся ошибочной, ибо на ней пролив был отмечен на сороковом градусе южной широты, а на самом деле он находился на пять­десят втором.

Какова же роль ложной гипотезы? Об этом Стефан Цвейг пишет так: “Заблуждение, в которое он честно уверовал, - вот что в конечном счете и составляло тайну Магеллана.

Но не надо презирать заблуждений! Из безрассуднейшего за­блуждения, если гений коснется его, если случай будет руко­водить им, может произрасти величайшая истина. Сотнями, тысячами насчитываются во всех областях знаний великие от­крытия, возникшие из ложных гипотез). Никогда Колумб не отважился бы выйти в океан, не будь на све­те карты Тосканелли, до абсурда неверно определившей контур земного шара и обманчиво твердившей ему, что он в кратчай­ший срок достигнет восточного побережья Индии. Никогда Ма­геллан не сумел бы уговорить монарха предоставить ему фло­тилию, если бы не верил с таким безрассудным упорством ошибочной карте. ...Только всем сердцем отдавшись преходящему заблуждению, он открыл непреходящую истину”. Магел­лан выдвигает новую гипотезу: если этот пролив вообще суще­ствует, то он должен быть расположен южнее. И плавание продолжается на юг. “Все труднее, все медленнее становится плавание. Магеллан неуклонно держит курс вдоль берегов. Он обследует каждую, даже самую малую бухту и везде произво­дит замеры глубин. Правда, таинственной карте, заманившей его в плавание и затем в пути его предавшей, он давно уже пере­стал верить... Когда 24 февраля флотилия снова приближается к какому-то необъятному широкому заливу... Магеллан опять по­сылает вперед небольшие суда... дабы установить, не здесь ли откроется проход к Молуккским островам. И опять - ничего! Опять только закрытая бухта. Так же тщетно обследуют они и два других залива...”

Мы подробно привели эти места из книги С. Цвейга “Подвиг Магеллана” потому, что с их помощью можно решить целый ряд проблем, а именно: во-первых, проиллюстрировать, что собой представляет ложная гипотеза; во-вторых, показать суть логической ошибки, называемой “основное заблуждение”, т. е. ложность оснований (ошибочность карты); в-третьих, привести примеры на опровержение гипотез; в-четвертых, проиллюстри­ровать построение Магелланом новых гипотез, т.е. гипотез о возможном существовании пролива южнее сороковой широты, и последующее опровержение новых ложных гипотез.

Как мы отмечали, в ходе доказательств общих, частных или единичных гипотез люди строят рабочие гипотезы. В судебном расследовании выдвигаемые гипотезы называются версиями. Все указанные виды гипотез преподавателю рекомендуется разъ­яснить на примерах, во-первых, на материале профилирующих дисциплин и, во-вторых, на материале психологии и педагогики.

Путь построения и подтверждения гипотез проходит через несколько этапов. Разные авторы выделяют от 2 до 5 этапов, мы выделим 5. Эти этапы преподаватель может проиллюст­рировать, например, ходом построения какой-то одной из гипо­тез о Тунгусском метеорите или примерами построения гипо­тез из школьного или вузовского курсов физики, химии, биоло­гии, истории и др.



1-й этап: выделение группы фактов, которые не укладывают­ся в прежние теории или гипотезы и должны быть объяснены новой гипотезой.

2-й этап: формулировка гипотезы (или гипотез), т.е. предполо­жений, которые объясняют данные факты.

3-й этап: выведение из данной гипотезы всех вытекающих из нее следствий.

4-й этап: сопоставление выведенных из гипотезы следствий с имеющимися наблюдениями, результатами экспериментов, с научными законами.

5-й этап: превращение гипотезы в достоверное знание или в научную теорию, если подтверждаются все выведенные из гипотезы следствия и не возникает противоречий с ранее изве­стными законами науки1.

Способы подтверждения гипотез бывают такие:

1) обнаружение предполагаемого объекта, явления или свой­ства (это самый действенный способ);

2) выведение следствий и их верификация (это основной спо­соб). В процессе верификации большая роль принадлежит раз­личным экспериментам. Первый и второй способы — это прямые способы подтверждения гипотез;

3) косвенный способ превращения гипотезы в достоверное знание состоит в опровержении всех ложных гипотез, после чего заключают об истинности одного оставшегося предположения. При этом способе необходимо, во-первых, перечислить все воз­можные гипотезы и, во-вторых, надо опровергнуть все ложные гипотезы.



Опровержение гипотез осуществляется путем опроверже­ния (фальсификации) следствий, вытекающих из данной гипоте­зы. Это может осуществляться тогда, когда, во-первых, не обнаруживаются все или многие из необходимых следствий или, во-вторых, обнаруживаются факты, противоречащие выведен­ным следствиям.

Структура опровержения гипотезы такова:

Если имела место причина (гипотеза)Н, то должны быть следствия:

С1 и С2,, и С3,.... и Сn..

Следствия С1, или С2 или С3,... или Сn отсутствуют.

Причина Н не имела места.



Чем большее число следствий отсутствует, тем выше сте­пень опровержения высказанной гипотезы.


<< предыдущая страница