Лекции Логика как наука. Мышление как предмет логики - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Лекции Логика как наука. Мышление как предмет логики - страница №2/3

Тема 4. СУЖДЕНИЕ КАК ФОРМА МЫШЛЕНИЯ
План лекции.

  1. Общая характеристика суждения.

  2. Виды и состав простых суждений.

  3. Категорические суждения и их объединенная классификация.

  4. Распреде­ленность терминов в суждении.

  5. Логические отношения между суждениями.


1. Познавая окружающий мир, человек раскрывает связи между предметами и их признаками, устанавливает отношения между пред­метами, утверждает или отрицает факт существования предмета. Эти связи и отношения отражаются в мышлении в форме суждений, пред­ставляющих собой связь понятий. Например, высказывая суждение «Семенов – социолог», мы связываем понятия «Семенов» и «социолог», отражая реальную связь между конкретным лицом и его признаком. Связи и отношения выражаются в суждении посредством утверж­дения или отрицания. В суждении «Граждане Российской Федерации имеют право на образование» связь между гражданами России и их правом на образование утверждается; в суждении «Некоторые пре­ступления не являются умышленными» связь между некоторой час­тью преступных деяний и их умышленным характером отрицается.

Всякое суждение может быть либо истинным, либо ложным, т. е. со­ответствовать действительности или не соответствовать ей. Суждение это форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается о свойствах предметов, об отношениях между предметами и их существовании.

С логической точки зрения суждение формируется с помощью по­нятий. Но и понятие нельзя выразить без суж­дений, так как в каждом понятии заложена определенная мысль, которая раскрывается через суждение. Но понятие отражает предмет только в суще­ственных признаках, суждение же отражает любые признаки предме­тов и отношения между предметами. С формально-логической точки зрения суждения выполняют в по­знании роль более высокого порядка, чем понятия.

Формой выражения суждений являются предложения или высказы­вания. Предложение – форма выражения законченной мысли. Выска­зывание – грамматически правильное предложение, взятое вместе с выражаемым им смыслом. Суждения выражаются повествовательными предложениями, в них закрепляется определенная информация, утверждающая или отрица­ющая что-либо и характеризующаяся истинностью или ложностью. Вопросительные и побудительные предложения суждений не вы­ражают. Но есть исключения: 1) так называемые риторические вопросы: «И какой же русский не любит быстрой езды?!», где в косвенной форме содержится утвержде­ние. Эти предложения выражают суждения «это знают все», «так поступать нельзя». Они мо­гут быть как истинными, так и ложными. 2) воинские приказы, команды, призывы и лозунги. Например, пред­ложения «Ни шагу назад!», «Берегите мир!» выражают так называе­мые модальные суждения, включающие в себя слово-запрещение и слово-побуждение. По сути дела, в такого рода приказах и призывах содержатся в неявной форме некоторые утверждения относительно действительности.

2. Всякое суждение имеет свою внутреннюю структуру. По составу суждения бывают простые и сложные. Собственно, разли­чия между ними очевидны: сложные суждения составляются из двух или более простых суждений. Простые же суждения могут быть разло­жены только на понятия. При всем многообразии видов суждения, как и в случае с поняти­ями, выделяют основные элементы этой формы мышления, которые составляют логическую структуру простых суждений. Элементами логической структуры простого суждения являются: субъект, предикат, связка и квантор.

Первый элемент суждения – субъект – нередко называют логиче­ским подлежащим, он обозна­чает то, о чем говорится в суждении (часть суждения, ко­торая указывает на предмет мысли). Обозначается буквой S. Второй элемент суждения – «логическое сказуемое», предикат (от лат. predicat – сказанный) – то, что мыслится о субъекте суждения (свойство или отношение), (часть суждения, которая указывает на признаки (свойства или отношения), которые при­писывают субъекту). Обозначается буквой Р. Субъект и преди­кат суждения называют также терминами суждения. Именно термины «задают» основное содержание и смысл всякого суждения. Третий элемент суждения – связка (союз) – та часть суждения, ко­торая выражает связь между субъектом и предикатом. Связка может быть утвердительной (выражают при помощи слова «есть»), или отрицательной (выражают при помощи слова «не есть»). В русском языке связка обычно подразумевает­ся или заменяется тире. Логическая форма (схема) простого суждения: S есть (не есть) Р. Четвертый элемент – квантор, который характеризует количест­венную сторону субъекта суждения. Обычно он обозначается симво­лами V. Кванторы позволяют относить признак, выраженный в предикате суждения, ко всему объему или к части объема понятия, выражающего субъект. Квантор находится перед субъектом и обозначается такими «кванторными словами», как «все», «некоторые», «ни один».

Различают следующие виды простых суждений: атрибутивные суждения, суждения с отношениями и суждения существования (экзистенциональные). Атрибутивным (от латинского attributio – «свойство», «признак») называется суждение о признаке предмета. В нем отражается связь между предметом и его признаком, эта связь утверждается или отри­цается. Например: «Никакая собака не является кошкой», «Роза – красная». Атрибутивные суждения называются также категорическими (от греческого kategorikos – «ясный», «безусловный», «не допускающий иных толкований»). Атрибутивное, или категорическое, суждение состоит из субъекта, предиката и связки; его логическая схема S – Р, где S – субъект суж­дения, Р – предикат суждения, «—» – связка.

Суждением с отношением называется суждение об отношении меж­ду предметами. Это могут быть отношения равенства, пространствен­ные, временные, причинно-следственные и другие отношения. Например: «А равно В», «С больше D», «Семен – отец Сергея», «Казань восточнее Москвы», «Мораль возникла раньше права», «Пьянство – причина многих преступлений». Принята следующая запись суждения с отношениями: xRy, где х и у – члены отношения, они обозначают понятия о предметах, R – отношение между ними (R – первая буква латинского слова relativus – «относительный»). Запись читается: х находится в отношении R к у. Запись отрицательного суждения (xRy) (неверно, что х находится в отношении R к у). Суждение с отношениями имеет структуру, отличающуюся от структуры атрибутивных суждений. Тем не менее, они могут быть преобразованы в атрибутивные.

В суждениях существования (экзистенциальных суждениях; от латинского existentia – «существование») выражается сам факт су­ществования или несуществования предмета суждения. Например: «Существуют статистические законы»; «На Земле уже нет многих видов животных»; «Суждения без предложения не существует». Предиката­ми этих суждений являются понятия о существовании или несущест­вовании предмета; связка в языке не выражается. Путем преобразова­ния грамматической формы суждения суждение существования может быть преобразовано в атрибутивное суждение.

3. В традиционной логике все три указанных вида суждений пред­ставляют собой простые категорические суждения. Категорические (атрибутивные) суждения делятся: 1) по качеству и 2) по количеству. А так как любое суждение имеет количественную и качественную характеристику, их принято делить по 3) объединенной классификации.

1. Деление суждений по качеству. По качеству суждения делятся на утвердительные и отрицательные. Утвердительным называется сужде­ние, выражающее принадлежность предмету некоторого признака. Суж­дение, выражающее отсутствие у предмета некоторого признака, назы­вается отрицательным. В познании утвердительное суждение имеет в общем случае большее значение, чем отрицательное, ибо важнее раскрыть, ка­ким признаком обладает предмет, чем то, каким он не обладает, так как любой предмет не обладает очень многими свойствами (например, дельфин не рыба, не насекомое, не растение, не пресмыкающееся и т. д.).

2. Деление суждений по количеству. Утверждать или отрицать что-либо можно об одном предмете, о части предметов некоторого класса и обо всех предметах класса. В соответствии с этим суждения по коли­честву делятся на единичные, частные и общие. Единичным называется суждение, в котором что-либо утверждается или отрицается об одном предмете. Например: «Аристотель является основателем логики», «Рим – столица Италии». «Это здание – памятник архитектуры». Логическая структура выражается формулой «Это S есть (не есть) Р».

Частным называется суждение, в котором что-либо утверждается или отрицается о части предметов некоторого класса. Частные суждения выражаются в предложениях, имеющих в своем составе слова: «неко­торые», «многие», «немногие», «большинство», «меньшинство», «часть». Например, «Некоторые студенты спортсмены», «Некоторые линии прямые», «Не все люди красивы»; «Большинство студентов нашего курса не имеют академической задолженности». Логическая структура выражается формулой «Некоторые S есть (не есть) Р»

Общим называется суждение, в котором что-либо утверждается или отрицается обо всех предметах некоторого класса. Например: «Все сви­детели дали показания», «Никто из судей не вправе воздерживаться от голосования». Логические схемы таких суждений имеют вид «Все S ecmь Р» или «Ни одно S не есть Р». Общие суждения выражаются в предложениях, в состав которых входят, как правило, слова «все» и «ни один», а также другие близкие им по смыслу слова, указывающие на принадлежность или на непри­надлежность некоторого признака всем предметам данного класса: «каждый», «любой», «никто» и др. Однако эти слова могут отсутство­вать. Например: «Равно­душие унижает». «Каждый человек смертен», «Любое начало тяжело». По смыслу такие суждения являются общими, пре­дикат относится к каждому элементу класса.

Объединенная классификация суждений. Объединяя количест­венную и качественную характеристики, суждения делят на 1) обще­утвердительные, 2) общеотрицательные, 3) частноутвердительные, 4) частноотрицательные. Единичные суждения (утвердительные и отрицательные) по этой классификации в особую группу не выделяются. По своей характери­стике они приравниваются к соответствующим общим. В логике принято сокращенное обозначение суждений по их объ­единенной классификации. Утвердительные суждения обозначаются двумя первыми гласными буквами латинского слова affirmo («утверж­даю»), отрицательные – двумя гласными буквами латинского слова nego («отрицаю»).

А – Общеутвердительное суждение – это суждение, общее по коли­честву и утвердительное по качеству.

Е – Общеотрицательное суждение – суждение, общее по количеству и отрицательное по качеству.

I –Частноутвердительное суждениесуждение, частное по коли­честву и утвердительное по качеству.

О – Частноотрицательное суждениесуждение, частное по количе­ству и отрицательное по качеству.

4. В суждени­ях термины S и Р могут быть либо распределены, либо не распределены. Термин считается распределенным, если его объ­ем полностью включается в объем другого термина или полно­стью исключается из него. Термин будет нераспределенным, если его объем частично включается в объем другого термина или частично исключается из него.

Рассмотрим, как распределены термины в суждениях А, Е, I, О.

Суждение А (Все S есть Р). «Все студенты нашей группы (S) сдали экзамены (Р)». Субъект этого суждения («студенты нашей группы») распределен, он взят в полном объеме: речь идет о всех студентах нашей группы. Предикат этого суждения не распределен, так как в нем мыслится только часть сдавших экзамены. Не все сдавшие экза­мены – студенты нашей группы. Таким образом, в общеутвердительных суждениях S распределен, Р не распределен. Однако в общеутвердительных суждениях, субъект и предикат которых имеют одинаковый объем, распределен не только субъект, но и предикат. К таким суждениям относятся общевыделяющие суждения.

Суждение Е (Ни одно S не есть Р). «Ни один студент нашей группы (S) не является неуспевающим (Р)». И субъект, и предикат взяты в полном объеме. Объем одного термина полностью исключается из объе­ма другого: ни один студент нашей группы не входит в число неуспе­вающих, и ни один неуспевающий не является студентом нашей группы. Следовательно, в общеотрицательных суждениях и S, и Р рас­пределены.

Суждение I (Некоторые S есть Р). «Некоторые студенты нашей группы (S) – отличники (Р)». Субъект этого суждения не распреде­лен, так как в нем мыслится только часть студентов нашей группы, объем субъекта лишь частично включается в объем предиката: только некоторые студенты нашей группы относятся к числу отличников. Но и объем предиката лишь частично включается в объем субъекта: не все, а только некоторые отличники – студенты нашей группы. Следовательно, в частноутвердительном суждении ни S, ни Р не распределены. Исключение из этого правила составляют частновыделяющие суждения, предикат которых полностью входит в объем субъекта. Например: «Некоторые города, и только города (S), являются столи­цами (Р)». Здесь понятие «столица» полностью входит в объем понятия «города». Субъект такого суждения не распределен, предикат рас­пределен.

Суждение О (Некоторые S не есть Р). «Некоторые студенты нашей группы (S) не отличники (Р)». Субъект этого суждения не распреде­лен (мыслится лишь часть студентов нашей группы), предикат рас­пределен, в нем мыслятся все отличники, ни один из которых не включается в ту часть студентов нашей группы, которая мыслится в субъекте. Следовательно, в частноотрицателъном суждении S не рас­пределен, Р распределен.



5. Между суждениями (как и между понятиями) существуют опреде­ленные логические отношения. Их выявление и анализ – одна из важнейших задач логики. Суждения могут быть сравнимы­ми и несравнимыми. Несравнимые суждения имеют разные субъекты или предикаты (или то и другое одновременно). Истинность или ложность каждого из суждений независима от истин­ности или ложности другого и может определяться только сопостав­лением первого и второго (по отдельности) с действительностью. Совместный анализ таких суждений не осуществляется.

Сравнимые суждения – такие, в которых имеются одинаковые тер­мины (субъект и предикат), но разные связки по качеству (утверди­тельные или отрицательные) и кванторы (по количеству). Такого рода суждения сопоставимы по истинности или ложности. Отношения устанавливаются толь­ко между сравнимыми суждениями. Эти отношения обычно рассматриваются с помощью схемы, назы­ваемой логическим квадратом.

Противоположность (контрарность)


Субконтрарность.

Каждый элемент в схеме имеет свое название и обо­значает либо суждения, либо отношения между ними. Вершины – простые категорические суждения: А, Е, О, I. Стороны и диагонали символизируют логические отношения между простыми суждениями (кроме эквивалентных). Так, верхняя сторона квадрата обозначает от­ношение между А и Е – отношение противоположности; нижняя сто­рона – отношение между О и I – отношение частичной совместимос­ти. Левая сторона квадрата (отношение между А и I) и правая сторона квадрата (отношение между Е и О) – подчинение. Диагонали обозна­чают отношения между А и О, Е и I, которые называются противоречием.

Сравнимые суждения могут быть совместимыми и несовместимы­ми. Совместимые – это такие суждения, в которых объемы субъектов полностью или частично совпадают по объему, а предикаты выража­ют свойства, которые присущи или всем предметам (составляющим объемы субъектов суждения), или части предметов. К совместимым относятся суждения, которые одновременно могут быть истинными. Например, сужде­ния «Некоторые студенты – спортсмены» и «Некоторые студенты не являются спортсменами».

Несовместимые – это такие суждения, в которых субъекты совпа­дают по объему, а предикаты отличаются таким образом, что истин­ность одного суждения исключает истинность другого. Несовместимыми являются суждения А и Е, А и О, Е и I, которые одновременно не могут быть истинными.



Смысл умозаключений по логическому квадрату состоит в том, что знание зависимости истинности или ложности одних суждений от ис­тинности или ложности других помогает делать правильные выводы в процессе рассуждения. Эти выводы основаны на определенных пра­вилах. Рассмотрим виды совместимых отношений между суждениями. 1) эквивалент­ность (равнозначность); 2) частичная совместимость (субконтрарность); 3) подчинение.

Эквивалентными являются суждения, имеющие одинаковые логи­ческие характеристики: одинаковые субъекты и предикаты, однотипную – утвердительную или отрицательную – связку, одну и ту же количественную характеристику. С помощью логического квадрата отношения между простыми эквивалентными суждениями не иллюс­трируются. Таковыми, например, являются отношения между суждениями: Юрий Гагарин – первый космонавт” и “Юрий Гагарин первым полетел в космос”. Эквивалентные суждения – суждения, го­ворящие разными словами одно и то же.

Частичная совместимость – отношение между частными суж­дениями I и О, которые могут быть одновременно истинными, но не могут быть одновременно ложными. Например, если суждение «Некоторые студенты нашей группы го­ворят по-английски» истинно, то суждение «Некоторые студенты на­шей группы не говорят по-английски» может быть как истинным, так и ложным. Если суждение «Некоторые студенты университета не являются спортсменами» истинно, то суждение «Неко­торые студенты университета являются спортсменами» может быть или истинным, или ложным. Но если суждение «Некоторые злаки ядовиты» ложно, то суждение «Некоторые злаки не ядовиты» – истинно; если суждение «Некото­рые воры не есть преступники» ложно, то суждение «Некоторые воры – преступники» – истинно.

Подчинение имеет место между суждениями А и I, Е и О. Для них характерны следующие две зависимости. 1) истинность однозначно передается от подчиняющих понятий к подчиненным: если истинны подчиняющие понятия, то истинны и под­чиненные, но не наоборот: если истинны подчиненные, то подчиняющие могут быть или истинными, или ложными. 2) ложность однозначно передается от подчиненных понятий к под­чиняющим, но не наоборот: если ложны подчиняющие понятия, то под­чиненные или истинны, или ложны.

Рассмотрим виды несовместимых суждений. Противоположность (контрарность) – отношение между суж­дениями A и E, которые не могут быть одновременно истинными, но могут быть одновременно ложными. Истинность одного из противоположных суждений определяет ложность другого. Например, истинность суждения «Все офицеры – военнослужащие» определяет ложность суждения «Ни один офицер не является военнослужащим». Если общеутвердительное суждение «Все адвокаты – юристы» истинно, то суждение «Ни один адвокат не является юрис­том» ложно. При ложности же одного из противоположных суждений другое остается неопределен­ным – оно может быть как истинным, так и ложным: например, при ложности суждения «Все птицы улета­ют зимой в теплые края» ему противоположное «Ни одна птица не улетает зимой в теплые края» тоже оказывается ложным.

Противоречивость – отношение между суждениями (А и О; Е и I), которые не могут быть одновременно ни истинными, ни ложны­ми. Поэтому если одно из них истинно, то другое будет ложным, а ес­ли исходное является ложным, то противоречивое будет истинным. Например, если суждение «Всякий адвокат – юрист» истинно, то противоречащее ему суждение «Некоторые адвокаты не являются юристами» ложно. Если суждение «Все адвокаты – прокуро­ры» ложно, то суждение «Некоторые адвокаты не есть прокуроры» ис­тинно. Если суждение «Некоторые студенты не курят» истин­но, то противоречащее ему суждение «Все студенты курят» ложно. Если же суждение «Некоторые студенты курят» истинно, то противоречащее ему суждение «Ни один студент не курит» ложно. Если в настоящее время истинно суждение (I) “Неко­торые летчики - космонавты”, то ложным будет суждение (Е) “Ни один летчик не является космонавтом”.


Тема 5. ДЕДУКТИВНЫЕ УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ
План лекции

1. Общая характеристика умозаключения.

2. Непосредственные умозаключения

3. Простой категорический силлогизм.

4. Условные и условно-категорические умозаключения.

5. Разделительно-категорические умозаключения.


Умозаключение – это форма мышления или умственное действие, посредством которого из одного или нескольких связанных суждений выводится новое суждение. Структура умозаключения включает три элемента: посылки – исходные суждении, содержащие известные знания; заключениеновое суждение, полученное логическим путем из посылок; обосновывающее знание (вывод) – правила логическое перехода от посылок к заключению. Пример:

Все перепончатые – насекомые.



Все пчелы – перепончатые.

Все пчелы – насекомые.

Над чертой – посылки, под чертой заключение. Черта означает «следовательно». Отношение логического следования (вывода) между посылками и заключением предполагает связь между посылками по содержанию. Если такой связи нет, то вывод из них невозможен. При наличии содержательной связи между посылками мы можем получить в процессе рассуждения новое истинное знание при соблю­дении двух условий: 1) если истинными являются исходные суждения – посылки; 2) если соблюдаются правила вывода, которые обусловливают формальную правильность умозаключения. Если нарушается условие (1), то говорят, что «заключение делается из ложных посылок». Например, в умозаключении «Все люди – злы, а Н. – человек. Следовательно, Н. – злой» заключение ложно, так как большая посылка является ложной. Если нарушается условие (2), то говорят, что истинное заключение «не вытекает из данных посылок» («не следует»). Например, в умоза­ключении «Все люди не имеют крыльев. Собака не имеет крыльев. Следовательно, она – человек» обе посылки истинные, но из них не следует

Виды умозаключений. В зависимости от строгости правил вывода различают два вида умозаключений: необходимые (демонстративные) и правдоподобные (недемонстративные; вероятные). Необходимые умозаключенията­кие, в которых истинное заключение обязательно следует из истинных посылок (т. е. логическое следование в таких выводах представля­ет собой логический закон). К необходимым умозаключениям от­носятся все виды дедуктивных умозаключений и некоторые виды индуктивных («полная индукция»); к правдоподобным – индуктив­ные и умозаключения по аналогии. Правдоподобные умозаключениятакие, в которых заключение следует из посылок с большей или меньшей степенью вероятности. Например, из посылок «Студенты первой группы первого курса сдали экзамен по логике», «Студенты второй группы первого курса сдали экзамен по логике» и т. п. следует «Все студенты первого курса сдали экзамен но логике» с большей или меньшей степенью вероятности (что зависит от полноты наших знаний обо всех группах студентов первого курса).

По направленности логического следования, характеру связи между знаниями различной степени общности, содержащимися в посылках и заключении, все умозаключения делятся на следующие виды: дедуктивные, индуктивные и умозаключения по аналогии. Название «дедуктивное умозаключение» происходит от латинского слова «deduction выведение. Дедуктивное умозаключение – это такая форма абстрактного мышления, в которой мысль раз­евается от знания большей степени общности к знанию меньшей степени общности, а заключение, вытекающее из посылок с логической необходимостью, носит достоверный характер.

Название «индуктивные умозаключения» происходит от латинского слова «induction («наведение»). Индуктивные умозаключения – такие, в которых переход от частного знаний к общему осуществляется с большей или меньшей степенью правдоподобности (вероятности). Название «аналогия» происходит от греческого слова «analogia» («соответствие», «сходство»). В умозаключении по аналогии на основе сходства двух объектов по каким-то одним признакам делается вывод об их сходстве по другим признакам.

В зависимости от количества посылок дедуктивные умозаключе­ния делятся на непосредственные и опосредованные. В непосредствен­ных умозаключениях заключение выводится из одной посылки путем преобразования исходного суждения. В опосредованных умозаключе­ниях заключение выводится из двух и более посылок.

Дедуктивные умозаключения бывают простые и сложные. Простые умозаключения состоят из простых суждений. Сложные умоза­ключения состоят из сложных и простых суждении. К сложным отно­сятся: чисто условное умозаключение, условно-категорическое, разде­лительно-категорическое, условно-разделительное умозаключения.

Для разных видов умозаключений устанавливаются свои правила вывода.



2. Непосредственные умозаключения – такие, в которых заключение выводится из одной посылки. Непосредственные умозаключения дают нам возможность выявить знание о таких сторонах предметов, которое уже содержа­лось в исходном суждении, но не было явно выражено и явно осозна­но. В этих условиях мы делаем неявное явным, неосознанное осо­знанным. К непосредственным умозаключениям относятся: превращение, об­ращение, противопоставление предикату, умозаключения по логическо­му квадрату.

Превращение – это преобразование суждения в новое суждение, противоположное по качеству и с предикатом, противоречащим пре­дикату исходного суждения. Чтобы превратить суждение, надо изменить его связку на проти­воположную, а предикат – на противоречащее понятие. Если посыл­ка выражена не в явной форме, то надо преобразовать ее в соответст­вии со схемами суждений А, Е, /, 0.

Примеры и схемы превращения:

А:


Все студенты первого курса изучают логику

Ни один студент первого курса не изучает не логику.

Схема: Все S есть Р

Ни одно S не есть не-Р.

Е:


Ни одна кошка не является собакой.

Всякая собака не-кошка.

Схема: Ни один Sne есть Р.

Все S есть не- Р.

I:

Некоторые адвокаты есть спортсмены.

Некоторые адвокаты не есть не-спортсмены.

Схема: Некоторые S есть Р.



Некоторые S не есть не-Р.

О:


Некоторые адвокаты не есть спортсмены.

Некоторые адвокаты есть не- спортсмены.

Схема: Некоторые S нe есть Р.

Некоторые S ecmь не-Р.

Обращение – это такое непосредственное умозаключение, в ко­тором происходит перестановка субъекта и предиката при сохранении качества суждений. Обращение подчиняется правилу распределенности терминов: если термин распределен (не распределен) в посылке, то он не должен быть распределенным (нераспределенным) и в заключении.

Примеры и схемы обращения:

А: Общеутвердительное суждение обращается в частноутвердительное (с ограничением):



Все адвокаты имеют высшее образование.

Некоторые имеющие высшее образование есть адвокаты.

Схема: Все S+ есть Р

Некоторые Р есть S.

А выд.: Общеутвердительные выделяющие суждения обращаются без ограничения:



Всякое правонарушение (и только правонарушение) суть противоправное деяние.

Всякое противоправное деяние суть правонарушение.

Схема: Все S, и только S+, суть Р+.

Все Р суть S.

Е: Общеотрицательное суждение обращается в общеотрицательное.



Ни один адвокат не есть судья.

Ни один судья нс есть адвокат.

Схема: Ни один ( S +) не есть (Р+).

Ни один Р+ не есть S+.

I: Частноутвердительные суждения обращаются в частоутвердительные:

Некоторые юристы – спортсмены.

Некоторые спортсмены – юристы.

Схема: Некоторые S- есть Р-.

Некоторые Р- есть S-.

Частноутвердительные выделяющие суждения обращаются в обще­утвердительные:

Некоторые юристы, и только юристы, являются адвокатами.

Все адвокаты суть юристы.

Схема: Некоторые S-, и только S-, есть Р+.

Все Р+ есть S-.

О: Частноотрицательные суждения не обрашаются.

Противопоставление предикату – это последовательное приме­нение операций «превращение» и «обращение» – преобразование суждения, в котором: субъектом становится понятие, противореча­щее предикату исходного суждения, а предикатом – субъект исходно­го суждения; и при этом меняется качество суждения. Например, из суждения «Все адвокаты юристы» можно, противо­поставляя предикат, получить «Ни один не-юрист не является адвока­том».

Схема: А: Все S суть Р.



Е: Ни один не-Р не есть S.

Умозаключение по логическому квадрату. Логические отношения между простыми суждениями можно рассматривать с помощью мнемонической схемы, называемой логическим квадратом. Вершины простые категорические суждения: А, Е, 0,I. Стороны и диагонали символизируют логические отношения между простыми суждениями, кроме эквивалентных. Смысл умозаключений по логическому квадрату состоит в том, что знание зависимости истинности или ложности одних суждений от ис­тинности или ложности других помогает делать правильные выводы в процессе рассуждения. Эти выводы основаны на правилах, которые мы рассмотрели в теме об отношениях между суждениями.

3. Простой категорический силлогизм (простое дедуктивное умоза­ключение) – такое опосредованное умозаключение, в котором связь между двумя терминами (в заключении) устанавливается посредством третьего термина, входящего в обе посылки. В простом категорическом силлогизме посылки и заключение яв­ляются простыми категорическими суждениями. Структура силлогизма. Понятия, входящие в состав силлогизма, называются терминами силлогизма. Различают меньший, больший и средний термины. Меньший термин – понятие, которое в заключении является субъектом (в нашем примере понятие «Петров») и обозначается буквой «S». Больший термин – понятие, которое в за­ключении является предикатом («юрист») и обозначается «P» Средний термин – понятие, которое входит в обе посылки и не входит в заклю­чение («адвокат»), обозначается буквой «М» (отлат medium – средний).

Схема силлогизма:



Все М есть Р.

S есть М.

S есть Р.

Каждая из посылок имеет свое название: та посылка, в которую входит больший термин, называется большей посылкой. Та, в которую входит меньший термин, называется меньшей посылкой. В посылках устанавливаются отношения меньшего и большего терминов к сред­нему термину. В заключении – отношение между меньшим и большим термином. Последовательность посылок и заключения в естественном языке может быть различной. Но в процессе логического анализа силлогиз­ма посылки принято располагать в определенной последовательнос­ти: большую посылку – на первом месте, меньшую – на втором.

Силлогизмы бывают правильно построенные и неправильно постро­енные. Рассмотрим общие правила силлогизма (три правила терминов и четыре правила посылок).

ПРАВИЛА ТЕРМИНОВ:

1. В силлогизме должно быть только три термина. Нарушение это­го правила связано с отождествлением разных понятий, которые при­нимаются за одно и рассматриваются как один термин. Ошибка: «учетверение терминов».

Все сочинения Пушкина нельзя прочитать за одни лень.



Роман «Евгений Онегин» сочинение Пушкина.

Роман «Евгений Онегин» нельзя прочитать за один день

Ошибка состоит в том, что термин «сочинения Пушкина» в первом суждении употребляется в собирательном смысле, а во втором – в раз­делительном смысле. По сути, этот термин выражает разные понятия.

2. Средний термин должен быть распределен хотя бы в одной из посылок. Если средний термин не распределен ни в одной из посы­лок, то связь между крайними терминами остается неопределенной.

Некоторые студенты (М-) спортсмены (Р).



Председатель студенческого общества (S)студент (M).

Председатель студенческого общества (S)спортсмен (Р)

Средний термин не распределен. Поэтому необходимую связь между крайними терминами нельзя установить.

3. Термин, нераспределенный в посылке, не может быть распределен в заключении. Ошибка: «незаконное распределение меньшего (или большего) термина».

Во всех городах за полярным кругом (М) бывают белые ночи (Р).



Санкт-Петербург (S) не находится за полярным крутом {М).

В Санкт-Петербурге (S) не бывает белых ночей (Р+).

Заключение ложное, так как нарушено данное правило. Предикат в заключении распределен, а в посылке он не распределен. Следова­тельно, произошло расширение большего термина.

ПРАВИЛА ПОСЫЛОК:

1. Хотя бы одна из посылок должна быть утвердительным суждени­ем. Из двух отрицательных нельзя сделать заключения.

Адвокаты – не судьи.

Студенты не адвокаты.

?

2. Если одна из посылокотрицательное суждение, то и заключе­ние ~ отрицательное.

Все адвокаты – юристы.



Попов не юрист.

Попов – не адвокат.

3. Хотя бы одна из посылок должна быть общим суждением. Из двух частных суждений нельзя сделать заключения.

Некоторые юристы - спортсмены.



Некоторые юристы любят классическую музыку.

?

4. Если одна из посылок частная, то и заключение должно быть ча­стным.

Все преступники должны быть наказаны.

Некоторые люди преступники.

Некоторые люди должны быть наказаны



4. Особенность этих умозаключений состоит в том, что выведение заключения из посылок определяется не отношениями между терми­нами, как в категорическом силлогизме, а характером логической связи между суждениями. Поэтому при анализе посылок их субъектно-предикатная структура не учитывается.

Условное умозаключение (условный силлогизм) – это такой вид опосредованного дедуктивного умозаключения, в котором, по край­ней мере, одна из посылок – условное суждение. Выделяют чисто ус­ловные и условно-категорические умозаключения. Чисто условный силлогизм – такое умозаключение, в котором все посылки и заключение являются условными суждениями. Например:

Если действие обязательно, то оно не запрещено.



Если действие не запрещено, то оно разрешено

Следовательно, если действие обязательно, то оно разрешено.

Схема: р → q, q r.

p → r.


Условно-категорический силлогизм – дедуктивное умозаключение, в котором одна из посылок – условное суждение, а другая посылка и заключение – простые категорические суждения. Такие умозаклю­чения имеют два правильных модуса.

1. Утверждающий модус (modus ponens)такое условно-категори­ческое умозаключение, в котором от утверждения истинности основания в условной посылке можно утверждать истинность следствия.

Символически структуру этого модуса можно представить в виде формулы

р → q, p

q

Например: Если растет инфляция, то уровень жизни населения понижается.



Инфляция растет.

Следовательно, уровень жизни населения понижается.

Это умозаключение можно сформулировать как правило: если условное высказывание и его основание истинны, то истинным будет и следствие, которое можно отделить от посылок.

2. Отрицающий модус (modus tollens) – такое условно-категоричес­кое умозаключение, в котором от отрицания истинности следствия в условной посылке можно отрицать истинность основания в заключении.

Символически:

р → q, q

┐р

Например, из суждений «Если гражданин совершил кражу, то он совершил преступление» и «Гражданин не совершил преступление» можно сделать заключение «Он не совершил кражу».



Неправильные модусы условно-категорических силлогизмов (из посылок нельзя сделать однозначный, необходимый вывод) имеют форму:

р → q, q и р → q, p

? ?


Наряду с условными суждениями широко используются эквива­лентные суждения. Например: «Если завтра суббота, то сегодня пят­ница»; «Раз человек нарушил закон, то он будет наказан». Умозаключения с эквивалентными суждениями выражаются сло­вами: «если и только если, то...», «тогда и только тогда, когда...». В та­ких умозаключениях все четыре модуса – правильные:

5. Разделительно-категорическое умозаключение – такое дедуктивное умозаключение, в котором одна из посылок – разделительное, а дру­гая посылка и заключение – категорические суждения. Разделительно-категорические умозаключения имеют два правилъных модуса: утверждающе-отрицающий и отрицающе-утверждающий.

Утверждающе-отрицающий модус (modusponendo tollens)такое раз­делительно-категорическое умозаключение, в котором утверждение одного из членов дизъюнкции влечет отрицание другого. Например:

Он родился в Москве или в Санкт-Петербурге.



Он родился в Москве.

Следовательно, он не родился в Санкт-Петербурге.

Схема: р v q, p

с ┐q


В данном виде разделительно-категорического умозаключения из истинных посылок следует истинное заключение при условии, что в разделительной посылке все перечисленные суждения исключают друг друга (или одно истинно, или другое, но не оба вместе). В нашем при­мере это условие соблюдается. Вывод не следует с необходимостью, если нет строгой дизъюнк­ции. Например, из суждений «Он лжет или смеется» и «Он смеется» нельзя сделать заключение «Он не лжет».

Отрицающе-утверждающий модус (modus tollendo ponens) – такое разделительно-категорическое умозаключение, в котором отрицание одного из членов дизъюнкции влечет утверждение другого.

Напри­мер:

Преступление совершил М или N.



Доказано, что преступление не совершил М.

Преступление совершил N.

Схема: < р v q >, p

q

В данном виде разделительно-категорического умозаключения из истинных посылок следует истинное заключение при условии, что разделительной посылке перечислены все возможные альтернативы, иначе говоря, большая посылка должна быть полным (закрытым) дизъ­юнктивным суждением.



Тема 6. ИНДУКТИВНЫЕ УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ
План лекции.

1. Понятие и виды индуктивных умозаключений

2. Научная индукция.

3. Методы научной индукции.

4. Статистические умозаключения.
1. Индукция (лат. induction наведение) – это такое умозаключение, в котором осуществляется переход от знания меньшей степени общ­ности к знанию большей степени общности, а заключение, вытекаю­щее из посылок, носит преимущественно вероятностный характер. В форме индуктивного умозаключения осуществляются эмпири­ческие обобщения («вода закипает при нагревании до 100 градусов при нормальном давлении», «все люди смертны»), когда на основе повторяющегося признака у отдельных явлений делается заключение о его принадлежности всем явлениям определенного класса. В индук­ции нет жесткой необходимости между истинными посылками и ис­тинными заключениями (как в дедукции); можно говорить лишь о том, что данные заключения получаются из данных посылок с боль­шей или меньшей вероятностью (посылки с той или иной степенью вероятности подтверждают выводы). Пример:

Курение опасно для здоровья человека.

Наркомания опасна для здоровья человека.

Алкоголизм опасен для здоровья человека.

.........................

Курение, наркомания, алкоголизм … - формы психической



зависимости от одурманивающих средств.

Очевидно, все формы психической зависимости

от одурманивающих средств опасны для здоровья человека.

Но если не изучены все формы психической зависимости от одур­манивающих средств, то заключение в данном выводе является веро­ятностным суждением и более точным будет сказать: «Некоторые формы психической зависимости от одурманивающих средств опас­ны для здоровья человека».

Индукция – это умозаключение, в кото­ром на основании принадлежности признака отдельным предметам или частям некоторого класса делают заключение о принадлежности данного признака всем предметам данного класса. Индуктивные обобщения основаны на знании общих признаков у однотипных яв­лений (явлений определенного вида, класса), выявлении у них суще­ственных, необходимых связей и всеобщем характере причинной связи (повторяемость признака «наводит на мысль» о проявлении каких-то не выявленных зависимостей). Обобщение единичных явлений по случайным признакам или без достаточного изучения общих, необходимых и причинных связей между явлениями ведет к ошибкам и заблуждениям. Например, когда из факта об опоздании студента на лекцию делается заключение, что данный ученик всегда и везде опаздывает.

В зависимости от полноты исследования предметов какого-либо класса различают полную и неполную индукцию. Полная индукция – такое умозаключение, в котором общее заклю­чение о классе предметов делается на основании изучения всех предме­тов данного класса. Заключение в полной индукции имеет достовер­ный характер, и поэтому некоторые логики относят его к необходимым (демонстративным) умозаключениям. Например, заключение «Все студенты нашей группы – отличники» можно сделать только при условии, что мы знаем всех студентов нашей группы и все они в действительности обладают признаком быть отличником».



Главное достоинство полной индукции состоит в том, что она дает достоверные заключения (как дедуктивные умозаключения). Но пол­ная индукция дает достоверные заключения при наличии следующих условий: а) когда класс предметов или явлений, подлежащих изучению, представляет собой небольшое число элементов – ограничен, поддается «регистрации»; б) когда точно известен признак, принадле­жащий предметам данного класса. Недостатки полной индукции: она не дает принципиально нового знания и не выходит за пре­делы того, что содержится в ее посылках. Хотя общее заключение, по­лученное на основе исследования частных случаев, суммирует содер­жащуюся в них информацию и позволяет обобщить ее, взглянуть на нее с иной, общей точки зрения, систематизирует и интегрирует зна­ния. Именно поэтому полная индукция используется не только в по­вседневной практике, но и в ходе научного познания и обучения. Индукция применима только для ограниченного класса предметов. Чем больше класс изучаемых предметов, тем труднее ее исполь­зовать (тем более она трудоемка). Например, с помощью полной ин­дукции нельзя установить достоверность в обобщениях такого рода, как «Счастливые часов не наблюдают»; «Все тела тонут»; «Гадюки ядовиты» и т. п. В таких обобщениях может использоваться только не­полная индукция.

Неполная индукция – такое умозаключение, в котором общий вы­вод о классе предметов делается на основании изучения некоторой части класса однородных предметов, т. е. от знания некоторых пред­метов определенного класса переходят к знанию о классе предметов в целом (в том числе на неисследованные его части). Если не всем предметам класса присущ выделенный нами признак, то тоже можно сделать умозаключение по неполной индукции. На основании изученной части определенного класса явлений мож­но сделать общее заключение обо всем классе явлений, но оно может быть только вероятностным (правдоподобным) знанием, при этом сте­пень его вероятности зависит от глубины и тщательности исследования тex конкретных случаев, на которые опирается индуктивное обобщение.

По способу отбора исходного материала и обоснования заключения неполная индукция делится на два вида – популярную (индукцию через перечисление частных случаев) и научную (индукцию путем ис­ключения несущественного, лишнегоэлиминативную). Популярная индукция – такая индукция, в которой общее заключе­ние о наличии какого-то признака у класса предметов делается на ос­нове повторяемости данного признака у некоторой части однородных предметов и при отсутствии противоречащего случая. Степень вероят­ности заключения в популярной индукции невысока, так как не рас­крываются причинные связи между наличием тех или иных признаков предметов. Но этим способом рассуждения часто пользуются люди в обыденной жизни, повседневной практике, наблюдая повторяющиеся явления. На основе популярной индукции в народе создаются приме­ты, пословицы и поговорки. Например: «Береги платье снову, а честь смолоду»; «Старый друг лучше новых двух»; «Лето год кормит»; «Делу время – потехе час»; «Ласточки летают над землей – к дождю» и т. п.

Типичные ошибки в индуктивных умозаключениях: а) «поспешное обобщение»когда заключение делается на основе случайных фактов, а повторяемость признака может оказаться результатом совпадения. Или когда производится субъективное обоб­щение – предвзятый выбор фактов ради подтверждения своего мне­ния и игнорирование (сокрытие) иных фактических обстоятельств, подтасовка данных. Данная ошибка лежит в основе слухов, сплетен, непроверенных суждений; б) «после этого, значит, по причине этого» – ошибка, совершаемая тогда, когда заключение о причинах явления делается на том основа­нии, что оно произошло раньше его. Например, день предшествует ночи, но это совсем не значит, что день – причина наступления. Подобная ошибка лежит в основе суеверий и предрассудков; в) подмена условного безусловным – ошибка, которая совершается, когда не учитывается, что всякая истина конкретна – в конкретных, определенных условиях. Например, если в обычных условиях вода за­кипает при 100°С, то с изменением давления она закипает при более низкой температуре.

Заключения, полученные в результате популярной индукции, по­стоянно находятся под угрозой опровержения их истинности: доста­точно одного случая, противоречащего общему утверждению, чтобы оно стало ложным. Чтобы повысить степень надежности обобщения, необходимо: I) выявлять наиболее важные и существенные свойства изучаемых явлений (больше существенных свойств, разнообразных и наиболее существенных); 2) устанавливать существенные, необходимые связи между вновь открытыми свойствами и уже известными свойствами. Вероятность истинного заключения популярной индукции увеличи­вается, если не допускаются логические ошибки.



2. Научная индукция – такое умозаключение, в котором общий вывод (заключение) делается на основе систематического отбора повторяю­щихся случаев и исключения случайных обстоятельств, а также на ос­нове изучения существенных, повторяющихся, причинно-следствен­ных связей между явлениями. Индукцию на основе систематического отбора называют селек­тивной, в которой общий вывод о принадлежности признака классу явлений основывается на знании об образце (подклассе) явлений. Этот образец получен методическим отбором явлений из различных частей этого класса. Например, необходимо проверить доброкачест­венность поставленных товаров (допустим, консервов). Вскрыть все, чтобы проверить, – нечего будет продавать. Целесообразно выбрать из партии отдельные банки с консервами и на основе образца судить (с большей или меньшей степенью вероятности) о доброкачественно­сти всей поставленной партии.

Важно обеспечить репрезентативность образца. Но даже если мы провели тщательный и систематизирован­ный отбор, нет гарантии, что все предметы класса (популяции) будут обладать теми же признаками, что и образец, т. е. остается опасность ложного обобщения. Поэтому общее заключение в таком умозаклю­чении может быть только вероятностным. Например, при изучении причин преступности среди несовер­шеннолетних можно взять 100 первых попавшихся несовершеннолет­них, проанализировать бюджет их свободного времени, уровень обра­зования и на этом основании сделать общий вывод о причинах преступности несовершеннолетних всей области. Это – пример по­пулярной индукции. Но можно поступить иначе. Можно произвести целевой отбор несовершеннолетних для исследования – исследовать определенные репрезентативные группы школьников, учащихся средних образовательных учреждений, училищ – и выявить наиболее часто повторяющиеся причинно-следственные связи между наследст­венностью, обстоятельствами жизни и девиантным (отклоняющимся от норм) и делинквентным (преступным) поведением их в обществе. К наиболее важным причинам относятся: духовное неблагополучие, неспособность трудиться и преодолевать трудности законным путем, плохое социальное окружение, отсутствие материальных средств к су­ществованию, правовой нигилизм, распущенность, наркомания, пив­ной алкоголизм и др.

Индукция, основанная на выявлении причинно-следственных свя­зей, дает наиболее правдоподобные заключения. Что понимать под причиной при применении указанных методов? Причинной или при­чинно-следственной связью называют такое взаимодействие между явлениями, в котором одно явление при определенных условиях по­рождает другое явление, называемое следствием или действием при­чины. Причина предшествует и порождает другое явление (следствие). Следствие – явление, порождаемое причиной. Это взаимодействие всегда осуществляется при наличии необходимых условий и сопутст­вующих обстоятельств. Например, причина гриппа – взаимодействие вируса с ослабленным организмом. Обстоятельства, ослабляющие действие вируса: закалка организма, иммунитет, качественное пита­ние, активный образ жизни и т. п. Сопутствующие болезни обстоя­тельства: истощение организма, усталость, авитаминоз и т. п.

Рассматривая класс явлений и выявляя причинно-следственные связи между обстоятельствами и следствиями (действиями), исследо­ватель осуществляет следующие общие шаги: 1) сбор информации, анализ явления как сложного целого, состоящего из простых обстоя­тельств; 2) формирование суждений о свойствах изучаемых явлений, необходимых условиях и сопутствующих им обстоятельств; 3) исклю­чение обстоятельств, не являющихся необходимыми; 4) выделение повторяющихся обстоятельств и предположение о том, что данное об­стоятельство является причиной действия

Конечно, в установлении причинно-следственных связей есть свои трудности: всякому явлению предшествует бесконечное множе­ство других явлений; причина и следствие не изолированы, а взаимо­действуют; не всегда легко распознавать предшествующие и последу­ющие обстоятельства явления; у каждого явления может быть множество причин, а одна и та же причина (при наличии разных об­стоятельств) может порождать разные следствия.

3. Научная индукция включает в себя совокупность логических мето­дов, с помощью которых устанавливаются причинно-следственные зависимости. Существует пять методов научной индукции:

Метод сходства – метод, основанный на сравнении двух и бо­лее случаев изучаемого явления, имеющих общим только одно обсто­ятельство (общий признак, фактор), которое повторяется и является, вероятно, причиной искомого явления. Например, наблюдая случаи дорожно-транспортных происшест­вий (в разное время суток, разных марок машин и т. д.), можно сде­лать заключение, что большинство из них происходит в результате превышения скорости или алкогольного опьянения водителей. Трудности этого метода: нелегко отделить разные случаи изучае­мого явления; общую причину следует предварительно угадать или предположить, прежде чем искать ее в различных случаях; причина может быть не одна и связана с условиями протекания явлений. В нашем примере причин аварий может быть много. Степень веро­ятности выводов по данному методу зависит от числа рассмотрен­ных случаев и от степени различия всех обстоятельств, кроме того, которое проявилось во всех случаях и оказалось единственно суще­ственным.

Метод различия – метод, основанный на сравнении случаев (по крайней мере двух), в которых интересующее нас явление происходит при определенном обстоятельстве, а в других – не происходит из-за отсутствия данного обстоятельства, что дает основания предполо­жить, что именно данное обстоятельство является причиной наблю­даемого явления.

Соединенный метод сходства и различия. Исследование причинных связей по данному методу осуществля­ется по следующей схеме:


  1. При обстоятельствах А, В, С происходит явление D.

  2. При обстоятельствах М, В, F происходит явление D.

  3. При обстоятельствах А, С не происходит явление D.

  4. При обстоятельствах М, F происходит D.

По-видимому, В является причиной D.

Сначала рассматривается ряд случаев, в которых явление D насту­пает, затем ряд случаев, в которых то же самое явление не наступает. В первых случаях имеется общее обстоятельство В, в других случаях это обстоятельство отсутствует. Из этого делается заключение: обсто­ятельство В представляет собой либо причину, либо часть причины явления D. В практике эмпирического исследования обычно сначала рас­сматривают сходные группы явлений и устанавливают у них наличие некоторого общего признака. Затем эта группа явлений сравнивает­ся с другой группой и устанавливается отсутствие выявленного об­щего признака. В конечном итоге делается заключение о причине явлений.



Метод сопутствующих изменений – всякое явление, которое ка­ким-либо образом видоизменяется всякий раз, как видоизменяется другое явление, составляет причину или следствие этого явления, или связано с ним какой-нибудь общей причиной. Например, чем хуже состояние дороги, тем больше совершается дорожно-транспортных происшествий (при прочих равных условиях). Чем лучше состояние дороги, тем меньше происшествий. По-видимому, состояние дороги может рассматриваться как одна из причин дорожно-транспортных происшествий.

Метод сопутствующих изменений называется так потому, что в нем одни изменения и характеризующие их величины соответству­ют или сопутствуют другим изменениям и величинам. Более точно этот метод описывается с помощью понятия функциональной связи, В качестве аргумента (независимой переменной) при этом рассмат­риваются свойства и величины, которые могут изменяться исследо­вателем. Тогда функция выражает те изменения величин, которые за­висят от изменения независимой переменной. Например, изменение температуры тела можно считать аргументом, а тепловое его расши­рение – функцией.

Степень вероятности заключения по данному методу зависит от числа рассмотренных случаев, от точности знания о предшествующих обстоятельствах, а также от адекватности изменений предшествую­щего обстоятельства и исследуемого явления. Необходимо также иметь в виду, что для исследователя интерес представляют не любые, а лишь пропорционально нарастающие или убывающие изменения, Недостатком этого метода является то, что он не позволяет выяснить вопрос о том, какова в каждом случае причинная связь.

Метод остатков – метод исследования обстоятельств явлений по следующей схеме:

Составная причина сложного явления (А, В, С) связана

с обстоятельствами X, Y, Z.

Часть обстоятельств – причин X вызывает часть явления А.



Часть обстоятельств причин У вызывает часть явления В.

По-видимому, оставшаяся часть обстоятельств Z является причиной явления С.

Эта схема иллюстрирует следующее правило метода остатков: если вычесть из данного явления ту часть его, о которой известно, что она есть следствие определенных предшествующих обстоятельств, и тогда остающаяся часть (остаток) явления будет следствием остальных предшествующих обстоятельств.

Методы научной индукции дают правдоподобные заключения. Но есть правила, которые позволяют повысить степень вероятности за­ключения в неполной индукции: исследовать как можно больше предметов изучаемого класса; стараться исследовать разнообразные виды предметов данного класса; обобщать предметы только по существенным признакам; раскрывать причинно-следственные связи между явлениями данного класса; сопоставлять полученные заключения с другими положениями науки в данной области знания, опираться на известные законы, поз­воляющие объяснить полученный вывод.



4. Особым видом умозаключений неполной индукции являются статистические обобщения. Они связаны с анализом массовых собы­тий, таких как рождаемость и смертность, распространение заболева­ний, транспортные происшествия, динамика преступлений, выборов в представительские органы, выявление рейтинга тех или иных поли­тических и общественных деятелей и др. Статистическое обобщение – это умозаключение неполной ин­дукции, в котором установленная в посылках количественная инфор­мация о частоте определенного признака в исследуемой группе (об­разце) явлений переносится в заключении на все множество явлений этого рода (популяцию).

Степень возможности возникновения интересующего нас явления или события зависит от частоты его повторения. Чем чаще повторяет­ся событие, тем выше степень его возможности или вероятности. Та­кие события впоследствии стали называть случайными массовыми событиями, ибо они, во-первых, отличаются от регулярных, законо­мерно появляющихся событий, наступление которых неизбежно; во-вторых, они не являются уникальными единичными событиями, о появлении которых бессмысленно было бы судить по частоте, ибо они никогда не повторяются. Но при достаточно длительных наблю­дениях или испытаниях можно говорить об относительной частоте появления данного случайного события. Так, наблюдая случаи забо­левания инфекционной болезнью у определенной группы населения, ученые могут выявить его относительную частоту, вычислив отноше­ние числа заболевших за определенный период времени к общему числу людей в соответствующей группе населения. Вероятность в та­ких случаях определяют путем статистических выкладок. Поэтому данное понятие вероятности называют статистическим. Численно вероятность определяется через относительную частоту, отсюда ее другое название – частотная. Статистические обобщения характери­зуют, следовательно, численное значение степени возможности появ­ления случайного массового (повторяющегося) события среди других событий при длительных испытаниях и истолковывается в терминах частотной вероятности.

Например, можно предсказать какое-либо новое событие на основе изучения равновероятного появления данного события среди многих других событий. В общей форме такое соотношение между благопри­ятствующими событиями и всеми равновероятными (равновозможными) можно изобразить формулой Р(А) = т/п, где Р(А) – вероятность события А; т – число случаев, благоприятствующих появлению события А; п – число всех равновозможных событий. Например, статистическая информация о совершении такого рода преступлений, как хулиганство, показывает, что из 100 случаев хули­ганских действий до 95 из них совершаются в состоянии алкогольного опьянения. Значит, частота хулиганства, сопровождаемая алкоголь­ным опьянением, определяется как 95/100, т. е. равна 95%. В статис­тических обобщениях логический переход от посылок к заключению дает лишь правдоподобное знание.

Статистическая вероятность характеризует не отдельное случай­ное событие, а определенный класс таких событий. Например, когда говорят о вероятности появления какого-либо заболевания, то имеют в виду заболевание не какого-либо конкретного человека, а лишь определенный процент заболевших людей. Когда говорят о степени распространенности того или иного вида преступлений, то имеют в виду вероятность появления не какого-либо конкретного деяния-преступления, а данного вида.

В статистических рассуждениях особое значение приобретают та­кие понятия, как генеральная совокупность (или популяция), с одной стороны, и выборка (или образец) – с другой. Само же умозаключе­ние может идти как от выборки к генеральной совокупности, так и от генеральной совокупности к выборке. Поэтому статистические умо­заключения могут напоминать индуктивные умозаключения, когда рассуждение идет от выборки к генеральной совокупности, и могут быть похожи на дедуктивные умозаключения, когда заключение осу­ществляется от генеральной совокупности (общего) к выборке (част­ному).

Статистический метод обобщения широко применяется в практике и научных исследованиях, при принятии решений во многих областях деятельности. Например, при составлении прогнозов популярности тex или иных решений, рейтинге политических деятелей, при анализе мнений и ответов людей, на основании которых делается вывод о мне­ниях большой совокупности людей (генеральной совокупности). Для того, чтобы прогнозы стали более адекватными и надежными, необхо­димо стремиться к тому, чтобы структура выборки отражала структуру генеральной совокупности, из которой она выбрана. Вероятность такого заключения определяется следующими условиями:

1) размером выборки, ибо чем больше ее размеры, тем больше эле­ментов всей совокупности доступно для проверки и тем выше будет вероятность заключения, относящаяся к генеральной совокупности;


  1. репрезентативностью выборки, так как полученная выборка должна адекватно отражать распределение свойств и отношений в ге­неральной совокупности;

  2. объективностью, непредвзятостью отбора элементов выборки. Это означает, что каждый элемент из генеральной совокупности с одинаковой степенью вероятности мог быть отобранным для вы­борки. Нарушение этого условия нередко происходит в силу тех или иных субъективных факторов: симпатий или антипатий, предубежде­ний, устоявшихся стереотипов мышления, в угоду властям или заин­тересованным лицам и т. п.

Для исследования социальных явлений в социологии существу­ют продуманные методики и техника проведения выборки, главная цель которой состоит в обеспечении репрезентативности выборки. Так, например, для проведения опросов населения особое внима­ние должно быть уделено его стратификации, или группировке, по возрастным, национальным, образовательным и другим признакам, чтобы результаты выборки можно было перенести на генеральную совокупность, а полученный результат оказался более правдопо­добным. В статистических обобщениях нет логической достоверно­сти и в принципе всегда возможен такой случай, когда большинст­во членов генеральной совокупности будут обладать общим свойством Р, а в выборке могут быть члены, которые этим свойст­вом не обладают. Поэтому заключения в статистических обобщени­ях правдоподобны.


<< предыдущая страница   следующая страница >>