Похожие работы
|
Лекции Логика как наука. Мышление как предмет логики - страница №1/3
Тема 1. ПРЕДМЕТ И ЗНАЧЕНИЕ ЛОГИКИ План лекции
1. Логика как наука имеет свои объект и предмет изучения. Объектом логики как науки является мышление человека. Но мышление – сложный, многосторонний процесс обобщенного отражения человеком вещей, их свойств и отношений окружающего его мира. Этот процесс изучается многими науками, например, такими, как философия, психология, генетика, языкознание, кибернетика и др. Философия изучает происхождение и сущность мышления, его отношение к материальному миру и познанию. Психология изучает условия нормального (в соотношении с патологией) функционирования и развития мышления, влияние на него социально-психологической среды. Генетика стремится раскрыть механизм наследования людьми способностей к мыслительной деятельности. Языкознание интересуется взаимосвязью мышления с языком. Ученые-кибернетики пытаются сконструировать технические модели мозга и человеческого мышления. Логика же изучает процесс мышления с точки зрения структуры мыслей, правильности и неправильности рассуждений, отвлекаясь от конкретного содержания мыслей и их развития. Предметом логики являются логические формы, операции с ними и законы мышления. Приступая к изучению логики, необходимо помнить о ее специфике как науки: 1. Логика – это особая философская наука о формах, в которых протекает мышление, и о законах, которым оно подчиняется. Она обладает высокой степенью абстрактности и строгости. Во всех науках используются определенные термины, понятия, утверждаются или отрицаются какие-то суждения, производятся умозаключения. Но ни одна наука, кроме формальной логики, не изучает общие особенности таких форм мышления, как понятие, суждение, умозаключения (их внутреннюю структуру, правила построения и операции с ними). Изучая формы и законы мышления, она абстрагируется от конкретного содержания мыслей и их развития, выявляя логическую форму мыслей. 2. При этом она широко использует специальную символику и терминологию: специальные термины (например, «аналогия», «гипотеза», «дихотомия», «абстракция», «дедукция», «индукция»), символы, формулы, схемы, таблицы, которые имеют важное значение для анализа рассуждений, помогают отличить правильные рассуждения от неправильных. 3. Логика – нормативная наука, ибо она не просто описывает мышление человека как средство познания действительности, но нормирует мыслительную деятельность, устанавливает определенные принципы (нормы), правила, которым она должна подчиняться. Нормы, как известно, могут оцениваться. Поэтому логика включает в себя аксиологические (оценочные) элементы: она позитивно оценивает мышление, соответствующее указанным нормам, и негативно оценивает мышление, которое не соответствует этим нормам. 4. Логика – практическая наука. Конечная цель ее изучения – совершенствование процесса мышления. Любая наука приносит пользу человеку только тогда, когда он не просто заучивает учебный материал, а глубоко усваивает его в процессе самостоятельной работы и стремится применять эти знания на деле. Нельзя научиться плавать, сидя на берегу и наблюдая за пловцами. Точно так же нельзя без постоянной практики и тренировки овладеть навыками логически правильного мышления. Недостаточно изучить теоретические вопросы о правильности мышления. Важно научиться применять логические законы, правила и операции в процессе рассуждений; вырабатывать умения и навыки сознательного и добровольного использования основ логики в профессиональной и повседневной деятельности. Надо помнить, что лекции и книги ничему не могут научить и просветить человека, если он сам не будет стремиться к знанию и не будет упорно трудиться. 2. Чтобы лучше понять предмет изучения логики, рассмотрим коротко процесс познания человеком окружающего его мира. Познание – процесс получения знаний о мире. Существуют два способа (источника) получения знаний: 1) чувственное познание – с помощью органов чувств и приборов; 2) рациональное (лат. ratio – разум) – познание с помощью абстрактного мышления. Чувственное познание дает нам знание об отдельных предметах, об их внешних свойствах. Но оно не может дать знаний о причинной зависимости между такими, например, явлениями, как смена времени года и вращение Земли вокруг Солнца, о времени наступления солнечного или лунного затмения или о мотивах преступления. На ступени чувственного познания человек не может познать сущность вещей и явлений, их внутренние свойства. Поэтому на помощь органам чувств приходит разум или абстрактное мышление, которое отражает действительность в главных и существенных свойствах и отношениях. Рассмотрим основные особенности мышления. 1. Мышление отражает действительность в обобщенных образах. В отличие от чувственного познания мышление абстрагируется от единичного, выделяет в предметах общее, повторяющееся, существенное. Благодаря обобщению абстрактное мышление глубже проникает в действительность, открывает присущие ей законы. 2. Мышление – процесс опосредствованного отражения действительности. При помощи органов чувств можно познать лишь то, что непосредственно воздействует или воздействовало на органы чувств. Благодаря мышлению мы получаем новые знания не непосредственно, а на основе уже имеющихся знаний, т. е. опосредствованно. 3. Мышление неразрывно связано с языком. Какая бы мысль ни возникла в голове человека, она может возникнуть и существовать лишь на базе языкового материала, в словах и предложениях. Каждая мысль оформляется с помощью слов и словосочетаний – «проговаривается» с помощью внутренней или внешней речи. При помощи языка люди выражают и закрепляют результаты своей мыслительной работы, обмениваясь мыслями, добиваются взаимного понимания 4. Мышление – процесс активного отражения действительности. Активность характеризует весь процесс познания в целом, но прежде всего – мышление. Применяя обобщение, абстрагирование и другие мыслительные приемы, человек преобразует знания о предметах деятельности, выражая их не только средствами естественного языка, но и в символах языка формализованного, играющего важную роль в современной науке. Отвлекаясь от конкретного в вещах и явлениях, мышление способно обобщать множество однородных предметов, выделять наиболее важные свойства, раскрывать существенные связи. Благодаря этим особенностям мышление является высшей по сравнению с чувственным познанием формой отражения действительности. Рациональное или абстрактное мышление протекает в трех основных формах: в форме понятия, суждения, умозаключения. В реальном процессе мышления содержание и форма мысли существуют в неразрывном единстве. Нет «чистого», лишенного формы содержания, нет «чистых», бессодержательных логических форм. Однако в целях специального анализа мы вправе отвлечься от конкретного содержания мысли, сделав предметом изучения ее форму. Исследование логических форм безотносительно к их конкретному содержанию и составляет важнейшую задачу науки логики. В процессе построения понятий, суждений и умозаключений человек может допускать сознательные и бессознательные ошибки. Чтобы избежать ошибок, необходимо знать правила мышления. Построенное по правилам (и законам) мышление называется правильным. Правильное мышление – такое, в котором из исходных истинных знаний (понятий, суждений и умозаключений) всегда с необходимостью получаются новые истинные знания (новые понятия, суждения, умозаключения). В неправильном мышлении из истинных знаний могут получаться как истинные, так и ложные новые знания. Следует обратить особое внимание на различия между правильностью, истинностью и достоверностью рассуждений, которые характеризуют разные аспекты познавательной деятельности человека. Истинное суждение – такое, в котором адекватно (верно, точно) отражается положение дел в объективной реальности (соответствует действительности). Ложное суждение – такое, которое не соответствует действительности. Формальная логика учитывает истинность – «истина» и «ложь». Иногда правильное мышление напевают логичным – по названию науки, которая изучает эту сторону процесса мышления. Понятие правильности учитывает не содержание, а форму мысли. Правильность рассуждений зависит исключительно от логической формы рассуждений, соблюдения правил и законов, которые необходимо соблюдать в процессе мышления. Правильные формы мышления – такие, которые всегда из истинных суждений дают новые истинные суждения, имеют характер логических законов. Правильность рассуждения еще не означает истинности его посылок и заключения. Логика вообще не занимается определением истинности или ложности посылок и заключения рассуждений. Но в логике есть такое правило: если рассуждение построено правильно и при этом оно опирается на истинные посылки, то заключение такого рассуждения всегда будет истинным. В правильных рассуждениях должны соблюдаться два условия: 1) исходные суждения должны быть истинными и 2) способ связи частей мыслей должен быть правильно построен. Под логическими законами понимают устойчивые, необходимые связи между мыслями – законы правильного построения мыслей. Но они не являются субъективным изобретением человека. Они отражают схемы правильных рассуждений, сложившиеся в процессе многовековой практики мышления человека, носят объективный характер, т. е. не зависят от сознания и воли людей. Их объективной основой является относительная устойчивость, качественная определенность, взаимообусловленность предметов материального мира. Формальная логика изучает два типа законов: 1. Законы, выражающие необходимые общие требования, которым должны удовлетворять понятия, суждения, умозаключения и логические операции с ними. Эти законы называются основными, потому что они выражают коренные свойства логического мышления: его определенность, непротиворечивость, последовательность и обоснованность. Требования к мышлению, выраженные в основных законах логики, можно изобразить с помощью следующей таблицы
2. Законы, выражающие логические формы (схемы, структуры) правильно построенных рассуждений, умозаключений, высказываний. Ко второму типу законов относятся правильно построенные высказывания, в которых истинность одних суждений с необходимостью заставляет признать истинность других. При правильно построенном мышлении мы «чувствуем принуждение» мыслить так, а не иначе. Например, если мы признали истинность суждений «Если человек совершил кражу, то он совершил преступление» и «Человек совершил кражу», то необходимо должны признать, что «Человек совершил преступление». Законы мышления лежат в основе различных логических операций, умозаключений, доказательств, которые совершает человек в процессе мыслительной деятельности. Так и с изучением логики. Мышление – процесс значительно более сложный, чем ходьба или пищеварение. Логические ошибки можно обнаружить в рассуждениях даже профессионально подготовленных людей – в публикациях журналистов, выступлениях радио- и телеобозревателей, в речах политических деятелей. Хотя их можно избежать при сознательном контроле за процессом мышления, основанном на соблюдении правил и законов логики. Задача логики состоит именно в том, чтобы научить человека сознательно применять законы и формы мышления, приемы и операции в мыслительной деятельности. Знание логики повышает культуру мышления, вырабатывает навыки мыслить более «грамотно», развивает критическое отношение к своим и чужим мыслям. Подлинная культура мышления проявляется в умении мыслить самостоятельно, творчески и вместе с тем последовательно, точно, в умении рассуждать доказательно и опровергать неправильные выводы. Конечно, формированию культуры мышления способствуют вес дисциплины, которым обучаются студенты средних и высших образовательных учреждений. Но особенно большое значение для развития способности человека ориентироваться в постоянно развивающемся мире и способности мыслить творчески и самостоятельно принадлежит философским дисциплинам, в частности науке логике. Многие философы, выдающиеся деятели науки и культуры придавали большое значение изучению логики, знанию ее законов, указывали на необходимость развивать способность к логическому мышлению. Немецкий философ Г. Лейбниц отмечал, что если достижения человека велики без знания логики, то они значительно умножатся при ее сознательном изучении и использовании. Логика – необходимый инструмент познания, освобождающий человека от лишних, ненужных запоминаний, помогающий найти в массе информации то ценное, что нужно человеку. В логике, имеющей уже многовековую историю, аккумулированы знания и опыт многих поколений людей. Сформулированные этой наукой формы и законы правильного мышления гарантированно приводят к истинным результатам, а также указывают на те ошибки, которые могут эту истину исказить. Главная цель изучения основ формальной логики молодыми специалистами – приобрести знания, умения и навыки, которые позволят ему:
Тема 2. ПОНЯТИЕ КАК ФОРМА МЫШЛЕНИЯ. План лекции.
1. Понятие – это форма мышления, отражающая предметы в их существенных признаках. Признаком предмета называется то, в чем предметы сходны друг с другом или чем они друг от друга отличаются. Любые свойства, черты, состояния предмета, которые так или иначе характеризуют предмет, выделяют его, помогают распознать среди других предметов, составляют его признаки. Признаками могут быть не только свойства, принадлежащие предмету; отсутствующее свойство черта, состояние также рассматривается как его признак. По наличию или отсутствию свойств признаки делятся на положительные и отрицательные. Признаки, характеризующие отдельный предмет, называются единичными, признаки, принадлежащие множеству предметов, называются общими.. Важное значение имеет деление признаков на необходимые и случайные. Необходимым называется признак, при отсутствии которого предмет перестает быть данным предметом, утрачивает свое качество. Признак, при отсутствии которого предмет не утрачивает своего качества, остается данным предметом, называется случайным. Необходимым признаком преступления является общественно опасный характер деяния. Единичные признаки отдельных преступлений относятся к случайным. Как форма абстрактного мышления понятия отражают предметы в необходимых признаках, которые выражают наиболее важное, существенное в предметах. Они называются существенными. Остальные признаки называются несущественными. Понятие как форма мышления отражает предметы в абстрактной, обобщенной форме на основании их существенных признаков. Понятие – одна из основных форм научного познания. Формируя понятия, наука отражает в них изучаемые ею предметы, явления, процессы. Например, экономическая теория сформировала такие понятия, как «товар», «капитал», «стоимость»; правовые науки – понятия «преступление», «наказание», «вина», «умысел», «правоспособность» и др. Для образования понятия необходимо выделить существенные признаки предмета. С этой целью применяются логические приемы: сравнение, анализ, синтез, абстрагирование, обобщение. Эти приемы широко используются в познании. Важную роль они играют в формировании понятий, основанном на выявлении существенных признаков. Устанавливая сходство (или различие) между предметами (сравнение), расчленяя сходные предметы на элементы (анализ), выделяя существенные признаки и отвлекаясь от несущественных (абстрагирование), соединяя существенные признаки (синтез) и распространяя их на все однородные предметы (обобщение), мы образуем одну из основных форм мышления – понятие. Понятие и слово. Понятие неразрывно связано с основной языковой единицей – словом. Понятия выражаются и закрепляются в словах и словосочетаниях, без которых невозможно ни формирование понятий, ни оперирование ими. Неразрывная связь, единство понятия и слова выражается, в частности, в том, что в современной логике употребляется термин «имя» – слово или словосочетание, имеющее определенный смысл и обозначающее какой-либо предмет. Единство понятия и слова не означает их полного совпадения. В разных национальных языках одно и то же понятие выражается разными словами. Но и в одном языке слово и понятие нередко не совпадают. Многие слова имеют не одно, а несколько значений. В любом языке существуют омонимы и синонимы. Многозначность слов (полисемия) нередко приводит к смешению понятий, а следовательно, к ошибкам в рассуждениях. Поэтому необходимо точно установить значение слов с тем, чтобы употреблять их в строго определенном смысле. В различных областях науки и техники вырабатывается специальная терминология – система терминов, употребляемых в данной области знания. Термин – это слово или словосочетание, называющее определенное понятие и характеризующееся однозначностью в пределах данной науки или родственной группы наук. Объем понятия составляет логический класс, или множество. Класс (множество) может включать в себя подкласс, или подмножество. Например, класс студентов включает в себя подкласс студентов технических вузов. Классы (множества) состоят из элементов. Элемент класса – это предмет, входящий в данный класс. Так, элементами множества высших учебных заведений будут Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, Астраханский государственный технический университет и т. д. Различают универсальный класс, единичный класс и нулевой, или густой, класс. Класс, состоящий из всех элементов исследуемой области, называется универсальным классом (например, класс планет Солнечной системы). Если класс состоит из одного элемента, то это будет единичный класс (например, планета Юпитер); наконец, класс, который не содержит ни одного элемента, называется нулевым (пустым) классом например, вечный двигатель). Число элементов пустого класса равно нулю. К нулевым (пустым) классам относятся логически противоречивые понятия, включающие в свое содержание несовместимые признаки. К ним относятся: «круглый квадрат», «горячий лёд», «родной сын бездетной матери» и т. п. Это логически пустые понятия. Иногда выделяют фактически пустые понятия. К ним относят классы, объем которых составляют предметы, не существующие в реальном мире: черт, леший, Баба Яга. Однако, являясь пустыми для предметной области реальных предметов, они не могут рассматриваться как пустые в предметной области сказок. Не являются пустыми многие научные абстракции, наделенные признаками, которые не существуют и не могут существовать в действительности: идеальный газ, абсолютно твердое тело, плоскость, линия, точка и многие другие понятия, имеющие важное значение для науки. Закон обратного отношения между объемом и содержанием понятия. Содержание и объем понятия тесно связаны друг с другом. Эта связь выражается в законе обратного отношения между объемом и содержанием понятия, который устанавливает, что увеличение содержания понятия ведет к образованию понятия с меньшим объемом, и наоборот. Так, увеличивая содержание понятия «государство» путем прибавления признака «современный», мы переходим к понятию «современное государство», имеющему меньший объем. Увеличивая объем понятия «учебник по логике», исключаем признаки, характеризующие учебник по данной дисциплине, переходим к понятию «учебник», имеющему меньшее содержание. 3. Понятия (классы) делятся на пустые и непустые. Рассмотрим виды непустых понятий. По объему они делятся на: 1) единичные и общие, (последние – на регистрирующие и нерегистрирующие); по типу обобщаемых предметов – на 2) собирательные и несобирательные, 3) конкретные и абстрактные; по наличию или отсутствию признака – на 4) положительные и отрицательные; по отношению к другому понятию на 5) безотносительные и соотносительные. 1. Понятия делятся на единичные и общие в зависимости от того, мыслится в них один элемент или множество элементов. Понятие, в котором мыслится один элемент, называется единичным. Понятие, в котором мыслится множество элементов, называется общим. Общие понятия делятся на регистрирующие и нерегистрирующие. Регистрирующими называются понятия, в которых множество мыслимых в нем элементов поддается учету, регистрируется (во всяком случае, в принципе). Например, «участник Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.». Регистрирующие понятия имеют конечный объем. Общее понятие, относящееся к неопределенному числу элементов называется нерегистрирующим. Так, в понятиях «человек», «дерево», «ребенок» множество мыслимых в них элементов не поддается учету: в них мыслятся все люди, следователи, указы прошлого, настоящего и будущего. Нерегистрирующие понятия имеют бесконечный объем. 2. Понятия делятся на собирательные и несобирательные. Понятия, в которых мыслятся признаки некоторой совокупности элементов, составляющих единое целое, называются собирательными. Например, «коллектив», «полк», «созвездие». Эти понятия отражают множество элементов (членов коллектива, солдат и командиров полка, звезд), однако это множество мыслится как единое целое. Содержание собирательного понятия нельзя отнести к каждому отдельному элементу, входящему в его объем, оно относится ко всей совокупности элементов. Собирательные понятия могут быть общими («коллектив») и единичными («коллектив нашего института»). Понятие, в котором мыслятся признаки, относящиеся к каждому его элементу, называется несобирательным. Таковы, например, понятия «звезда», «командир полка», «государство». В процессе рассуждения общие понятия могут употребляться в разделительном и собирательном смысле. Если высказывание относится к каждому элементу класса, то такое употребление понятия будет разделительным; если же высказывание относится ко всем элементам, взятым в единстве, и неприложимо к каждому элементу в отдельности, то такое употребление понятия называется собирательным. Например, высказывая мысль «Студенты 1-го курса изучают логику», мы употребляем понятие «студенты 1-го курса» в разделительном смысле, так как данное утверждение относится к каждому студенту 1-го курса. В высказывании «Студенты 1-го курса провели теоретическую конференцию» утверждение относится ко всем студентам 1-го курса в целом. Здесь понятие «студенты 1-го курса» употребляется в собирательном смысле. Слово «каждый» к данному суждению неприложимо. 3. Понятия делятся на конкретные и абстрактные в зависимости от того, что они отражают: предмет (класс предметов) или его признак (отношение между предметами). Понятие, в котором мыслится отдельный предмет или совокупность предметов как нечто самостоятельно существующее, называется конкретным; понятие, в котором мыслится признак предмета или отношение между предметами, называется абстрактным. Так, понятия «книга», «государство» являются конкретными; понятия «белизна», «смелость» – абстрактными. Не следует смешивать конкретные понятия с единичными, а абстрактные с общими. Общие понятия могут быть и конкретными, и абстрактными (например, понятие «посредник» – общее, конкретное; понятие «посредничество» – общее, абстрактное). Как конкретным, так и абстрактным может быть единичное понятие (например, понятие «Организация Объединенных Наций» – единичное, конкретное; понятие «мужество капитана Гастелло» – единичное, абстрактное). 4. Понятия делятся на положительные и отрицательные в зависимости от того, составляют ли их содержание свойства, присущие предмету, или свойства, отсутствующие у него. Понятия, содержание которых составляют свойства, присущие предмету, называются положительными. Понятия, в содержании которых указывается на отсутствие у предмета определенных свойств, напиваются отрицательными. Так, понятия «грамотный», «порядок», «верующий» являются положительными; понятия «неграмотный», «непорядок», «неверующий» – отрицательными. В русском языке отрицательные понятия выражаются обычно словами с отрицательными приставками «не» и «без»; в словах иностранного происхождения – с отрицательными приставками «а» («аморальный», «анонимный»), «анти» («антибиотик», «антициклон), контр» («контрманевр», «контрудар»), «дез» («дезорганизация»), Однако на отсутствие некоторых свойств предмета могут указывать слова без отрицательной приставки. Например: «темнота» (отсутствие света), «трезвый» (непьяный), «молчаливый» (неразговорчивый). С другой стороны, понятия «безделушка» (вещица для украшения), «невинный» (чистосердечный, простодушный), «негодование» (возмущение, крайнее недовольство) относятся к положительным; они не содержат отрицания каких-либо свойств, хотя выражающие их слова могут быть ошибочно восприняты как слова с отрицательными приставками. 5. Понятия делятся на безотносительные и соотносительные в зависимости от того, мыслятся ли в них предметы, существующие раздельно или в отношении с другими предметами. Понятия, отражающие предметы, существующие раздельно и мыслящиеся вне их отношения к другим предметам, называются безотносительными. Таковы понятия «студент», «государство» и др. Соотносительные понятия содержат признаки, указывающие на отношение понятия к другому понятию. Например: «родители» (по отношению к понятию «дети») или «дети» (по отношению к понятию «родители»). Соотносительными являются также понятия «часть», «причина», «брат», «сосед» и др. В этих понятиях отражены предметы, существование одного из которых не мыслится вне его отношения к другому. Логическая характеристика понятий помогает уточнить их содержание и объем, вырабатывает навыки более точного употребления понятий в процессе рассуждения. 4. Рассматривая отношения между понятиями, следует прежде всего различать понятия сравнимые и несравнимые. Сравнимыми называются понятия, имеющие некоторые признаки, позволяющие эти понятия сравнивать. Например, «пресса» и «телевидение» – сравнимые понятия, они имеют общие признаки, характеризующие средства массовой информации. Несравнимыми называются понятия, не имеющие общих признаков, поэтому и сравнивать эти понятия невозможно. Например: для понятий «музыка» и «поезд» вряд ли можно найти общий родовой признак. Эти понятия несравнимые. В логических отношениях могут находиться только сравнимые понятия. Сравнимые понятия делятся на совместимые и несовместимые. Совместимые понятия. Понятия, которые имеют общие элементы объема, то есть их объемы полностью или частично совпадают, называются совместимыми. В содержании этих понятий нет признаков, исключающих совпадение их объемов. Существуют три вида отношений совместимости: 1) равнозначность (равнообъемность), 2) пересечение (перекрещивание) и 3) подчинение (субординация). . 1. В отношении равнообъемности находятся понятия, в которых мыслится один и тот же предмет. Объемы этих понятий полностью совпадают (хотя содержание различно). Пример: в отношении равнообъемности находятся, например, понятия «геометрическая фигура с тремя равными углами» и «геометрическая фигура с тремя равными сторонами». Необходимо отметить, что тождественные понятия не следует путать с абсолютными синонимами. Они фиксируют одно и то же понятие, в связи с этим имеют одинаковое содержание и одинаковый объем. А для установления отношений необходимо иметь хотя бы два разных понятия. 2. В отношении пересечения (перекрещивания) находятся понятия, объем одного из которых частично входит в объем другого. Содержание этих понятий различно. Пример: в отношении пересечения находятся понятия «социолог» и «преподаватель»: некоторые социологи являются преподавателями (как некоторые преподаватели – социологами). 3. В отношении подчинения (субординации) находятся понятия, объем одного из которых полностью входит в объем другого, составляя его часть. Пример: в таком отношении находятся, например, понятия: «литературное направление» и «романтизм». Отношение подчинения не имеет места между понятиями, которые выражают отношения части и целого, поскольку между такими понятиями не существует родовидовой связи. Приведем пример. Такие пары понятий, как «книга» и «страница книги»; «город» и «район города»; «университет» и «юридический факультет» не находятся в отношении подчинения. Понятие, имеющее больший объем и включающее объем другого понятия, называется подчиняющим, а понятие, имеющее меньший объем и составляющее часть объема другого понятия, – подчиненным. Если в отношении подчинения находятся два общих понятия, то подчиняющее понятие называется родом, подчиненное – видом. Если в отношении подчинения находятся общие и единичные (индивидуальные) понятия, то общее (подчиняющее) понятие является видом, а единичное (подчиненное) индивидом. Пример: В таком отношении будут находиться, например, понятия «философ» и «Кант». Отношения «род» – «вид» – «индивид» широко используются в логических операциях с понятиями – в обобщении, ограничении, определении и делении. Несовместимые понятия. Понятия, объемы которых не совпадают ни полностью, ни частично, называются несовместимыми (или внеположными). Эти понятия содержат признаки, исключающие совпадение их объемов. Существуют три вида отношений несовместимости: 1) соподчинение (координация), 2) противоположность (контрарность), 3) противоречие (контрадикторость) 1. В отношении соподчинения (координации) находятся два или больше неперекрещивающихся понятий, подчиненных общему для них понятию. Пример: «институт», «университет», «вуз». Отношение соподчинения – это отношение, существующее между понятиями, которые являются видами одного рода. В этом случае объемы видовых понятий не совпадают и полностью включаются в объем родового понятия. Понятия, находящиеся в отношении подчинения к общему для них понятию, называются соподчиненными. 2. В отношении противоположности (контрарности) находятся понятия, одно из которых содержит некоторые признаки, а другое – признаки, не совместимые с ними. Такие понятия называются противоположными (контрарными). Объемы двух противоположных понятий составляют в своей сумме лишь часть объема общего для них родового понятия, видами которого они являются и которому они соподчинены. Пример: отношения между понятиями «черный» и «белый», «дружественное государство» и «враждебное государство» 3. В отношении противоречия (контрадикторности) находятся понятия, одно из которых содержит некоторые признаки, а другое эти признаки исключает. Объемы двух противоречащих понятий составляют весь объем рода, видами которого они являются и которому они соподчинены. Пример: в отношении противоречия находятся положительные и отрицательные понятия: «честный» и «нечестный», «успевающий» и «неуспевающий», «дружественное государство» и «недружественное государство». Тема 3. ЛОГИЧЕСКИЕ ОПЕРАЦИИ С ПОНЯТИЯМИ План лекции.
1. Эти логические операции основаны на законе обратного отношения между содержимым и объемом понятия. Обобщить понятие – значит перейти от понятия с меньшим объемом, но с большим содержанием к понятию с большим объемом, но с меньшим содержанием. Для образования какого-либо нового понятия путем обобщения нужно уменьшить содержание сходного понятия, т. е. исключить видовые (или единичные) признаки. Обобщение понятия не может быть беспредельным. Наиболее общими являются понятия с предельно широким объемом – категории, Например «материя», «сознание», «движение», «свойство», «отношение» и т. п. Категории не имеют родового понятия, обобщить их нельзя. Ограничение понятия представляет собой операцию, противоположную операции обобщения. Ограничить понятие – значит перейти т понятия с большим объемом, но с меньшим содержанием к понятию меньшим объемом, но с большим содержанием. Существует граница ограничения для любого понятия. Такой границей является единичное понятие, то есть понятие, которое характеризует только один предмет. Таким образом, изменяя объем исходного понятия, изменяют и его содержание, осуществляя тем самым переход к новому понятию – с большим объемом и меньшим содержанием (обобщение) или меньшим объемом и большим содержанием (ограничение). Логические операции обобщения и ограничения понятий широко применяются в практике мышления: переходя от понятий одного объема к понятиям другого объема, мы уточняем предмет нашей мысли, делаем наше мышление более определенным и последовательным. Обобщение и ограничение понятий не следует смешивать с мысленным переходом от части к целому и выделением части из целого. Например, сутки делятся на часы, часы на минуты, минуты на секунды. Каждое последующее понятие не является видом предыдущего, которое, в свою очередь, нельзя рассматривать как родовое. Поэтому переход от понятия «час» к понятию «сутки» – не обобщение, а переход от части к целому; переход от понятия «час» к понятию «минута» – не ограничение, а выделение части из целого. Определение понятия играет важную роль в теоретической и практической деятельности. Выражая в сжатом виде знание о предмете, оно является существенным моментом в познании действительности. В любой науке всем основным понятиям даются определения Виды определения. Определения делятся на 1) номинальные и реальные, 2) явные и неявные. Номинальные и реальные определения различаются по своим задачам: объяснить значение термина или раскрыть существенные признаки предмета. Номинальным (от лат. nomen – «имя») называется определение, посредством которого взамен описания какого-либо предмета вводится новый термин (имя), объясняется значение термина, его происхождение и т. п. Реальным называется определение, раскрывающее существенные признаки предмета. По способу выявления содержания понятия определения делятся на явные и неявные. Явные определения раскрывают существенные признаки предмета; к неявным относятся определение через отношение предмета к своей противоположности, контекстуальное, остенсивное и некоторые другие. Явное определение – это определение, которое имеет форму тождества дефиниендума и дефиниенса. Наиболее распространенным видом явных определений является определение через род и видовое отличие и его разновидность – генетическое определение. Определение через род и видовое отличие состоит из двух понятий: определяемого и определяющего, а сама операция включает в себя два приема: 1) подведение определяемого понятия под более широкое по объему родовое понятие (род) и 2) указание видового отличия, т. е. признака, отличающего определяемый предмет (вид этого рода) от других видов, входящих в данный род. Определение через род и видовое отличие, называемое классическим, – наиболее распространенный вид определения, широко применяемый во всех науках. Выделяют несколько видов таких определений. Среди них: атрибутивно-реляционные определения; генетические определения; операционные определения. Атрибутивно-реляционное определение – это вид явного определения, в котором видовым признаком является свойство определяемого предмета или его отношение к другим предметам. Генетическим (от греч. «genesis» – происхождение», «источник») называется определение, указывающее на происхождение предмета, на способ его образования определение. Операционное определение – это вид явного определения, в котором видовым признаком является указание на операцию, при помощи которой можно распознать те или иные предметы. Неявные определения. При помощи определения через род и видовое отличие можно определить большинство понятий. Однако для некоторых понятий этот прием непригоден. Нельзя определить через род и видовое отличие предельно широкие понятия (категории), так как они не имеют рода, также единичные понятия, не имеющие видового отличия. В этих случаях прибегают к неявным определениям, заменяющим определение. Неявное определение – это определение, которое не имеет форму тождества дефиниендума и дефиниенса. В таких определениях содержание понятия выводят из системы отношений этого понятия к другим понятиям в определенном контексте. К неявным определениям относится определение через отношение к своей противоположности, контекстуальное, остенсивное, аксиоматические и некоторые другие. Первое из указанных определений широко используется при определении философских категорий. В контекстуальном определении содержание понятия раскрывается в относительно самостоятельном по смыслу отрывке письменной или устной речи (контексте). Остенсивным (от латинского слова ostendo – «показываю») называется определение, устанавливающее значение термина путем демонстрации предмета, обозначаемого этим термином. Эти определения применяются для характеристики предметов, доступных непосредственному восприятию. Серьезным недостатком остенсивных определений является их незавершенность. При помощи остенсивных определений можно определить далеко не все понятия, а только самые простые. И все же без остенсивных определений познание окружающего мира было бы ограниченным, особенно в детском возрасте. Аксиоматическое определение – это вид неявного определения, в котором контекстом является совокупность аксиом определенной теории. Эти аксиомы являются конкретным контекстом, в котором встречаются и определяются исследуемые понятия. Аксиоматические определения считают одной из высших форм определения в науке. Не каждая теория способна определить свои исходные понятия. Для этого необходим достаточно высокий уровень развития знаний в определенной отрасли исследования. Правила определения. Определение должно быть не только истинным по содержанию, но и правильным по своему строению, по форме. Если истинность определения обусловливается соответствием указанных в нем признаков действительным свойствам определяемого предмета, то его правильность зависит от его структуры, которая регулируется логическими правилами. Этих правил четыре. 1. Соразмерность определения. Определение должно быть соразмерным. Дефиниендум и дефиниенс должны быть взаимозаменяемы, то есть их объемы должны быть одинаковы. Нарушение этого правила приводит к таким логическим ошибкам: «слишком широкое определение»; «слишком узкое определение». 2. Запрет круга. Определение не должно заключать в себе круга. Если при определении мы прибегаем к другому понятию, которое, в свою очередь, определяется при помощи первого, то такое определение содержит в себе порочный круг. Нарушение этого правила приводит к логической ошибке «круг в определении». «Круг в определении» – это логическая ошибка, возникающая, когда дефиниендум определяют через дефиниенс, и наоборот, дефиниенс через дефиниендум. Разновидностью ошибки «круг в определении» является логическая ошибка «тавтология». «Тавтология» – это логическая ошибка, возникающая, когда дефиниендум и дефиниенс выражают одинаковыми словами (ошибочное определение, в котором определяющее понятие повторяет определяемое) 3. Ясность определения. Определение должно быть ясным. Определение должно указывать на известные признаки, не нуждающиеся в определении и не содержащие двусмысленности. Имеется в виду использование в определениях только таких выражений, которые известны и понятны тем, на кого это определение рассчитано. Желательно также не использовать в определениях метафор и образных выражений. Если же понятие определяется через другое понятие, признаки которого неизвестны и которое само нуждается в определении, то это ведет к ошибке, называемой определением неизвестного через неизвестное, или определением х через у. 4.Определение не должно быть отрицательным. Любое определение раскрывает существенные признаки предмета. Если же определение отрицательное, то оно не выполняет эту функцию, а только указывает на множество тех признаков, которые этому предмету не принадлежат. Однако на определение отрицательных понятий это правило не распространяется. Приемы, заменяющие определение. Кроме определений, существуют другие познавательные приемы, похожие на них. Эти приемы не являются определениями в строгом понимании этого слова. В связи с этим они не могут полностью заменить последние в различных контекстах. Хотя в некоторых случаях их использование оправданно. Приемы, похожие на определения – это: описание; характеристика; сравнение; различение. Описание – это прием, который состоит в перечислении признаков предмета с целью нестрогого выделения его из ряда похожих на него предметов. Описание может включать как существенные, так и несущественные признаки предмета (в отличие от собственно определений, когда фиксируют только существенные признаки). Описание часто используют в художественной и исторической литературе (описание природы, персонажей художественных произведений, исторических деятелей), а также в юридической практике (описание места совершения преступления, внешнего вида преступника). Характеристика – это прием, который состоит в перечислении некоторых признаков предмета, важных в определенном отношении. В отличие от описания, характеристика, прежде всего, фиксирует какой-то отличительный признак (или совокупность признаков) предмета, а не просто фиксирует его внешний вид. Характеристика состоит в указании отличительных характерных признаков единичного предмета (лица, события и т. д.). При помощи сравнения один предмет сравнивается с другим, сходным в каком-либо отношении. Этот прием применяется для образной характеристики предмета. Различение – прием, который устанавливает признаки, отличающие один предмет от другого (подобного ему) предмета. 3. При изучении какого-либо понятия нередко встает задача раскрыть его объем, т. е. распределить предметы, которые мыслятся в понятии, на отдельные группы. Логическая операция, раскрывающая объем понятия, называется делением. Деление понятия – это логическая операция, в результате которой совершают переход от родового понятия к множеству видовых понятий. Сущность деления состоит в том, что предметы, входящие в объем делимого понятия, распределяются по группам. Делимое понятие рассматривается при этом как родовое, и его объем разделяется на соподчиненные виды. Структура деления состоит из таких компонентов: делимое понятие – это понятие, объем которого подлежит делению; члены деления – это видовые понятия, которые получают в результате деления; основание деления – это признак, на основе которого объем родового понятия делят на объемы видовых понятий. Виды деления. Деление по видоизменению признака – это вид деления, где основанием является признак, принадлежащий всем предметам, которые входят в объем делимого понятия. С каждым членом деления этот признак изменяется, поэтому его называют видообразующим признаком. Приведем пример: по полу людей делят на мужчин и женщин. В предложенном примере видообразующим признаком является пол человека. Этот признак имеет каждый предмет, входящий в объем делимого понятия. Дихотомическое деление или дихотомия (от греческих слов dicha и tome – «сечение на две части») – это вид деления, где основанием является признак, принадлежащий некоторым предметам, которые входят в объем делимого понятия. Дихотомическое деление совершают на основе наличия или отсутствия этого признака у предметов. В результате такого деления всегда получаем только два члена деления, которые находятся и отношении противоречия. Если А – делимое понятие, то членами деления будут па понятия: В и не-В. Приведем пример: Например, все современные государства можно разделить на демократические и недемократические, всех граждан – а совершеннолетних и несовершеннолетних Правила деления. В процессе деления понятия необходимо соблюдать четыре основных правила, которые обеспечивают четкость и полноту деления. 1. Соразмерность деления. Деление должно быть соразмерным. Задача деления заключается в том, чтобы перечислить все виды делимого понятия. Поэтому объем членов деления должен быть равен в своей сумме объему делимого понятия. При нарушении этого правила допускают такие логические ошибки: неполное деление – это логическая ошибка, возникающая, когда сумма объемов членов деления не исчерпывает полностью объем делимого понятия; деление с излишними членами – это логическая ошибка, возникающая, когда к членам деления относят понятия, объемы которых не входят в объем делимого понятия. 2. Единство основания. Деление должно производиться только по одному основанию. В процессе деления избранный признак должен оставаться одним и тем же и не подменяться другим признаком. При нарушении этого правила допускают логическую ошибку «подмена основания деления». «Подмена основания деления» – это логическая ошибка, возникающая, когда в рамках одного деления используют различные основания, на основе которых получают члены деления. 3. Члены деления должны исключать друг друга. Это правило вытекает из предыдущего. Если выбрано не одно ocнование, то члены деления – видовые понятия – будут находиться в отношении частичного совпадения, как в приведенном выше примере. 4. Непрерывность деления. Деление должно быть непрерывным, то есть члены деления должны быть однопорядковыми видами. Каждое видовое понятие должно быть ближайшим видом данного рода. При нарушении этого правила допускают логическую ошибку «прыжок в делении». «Прыжок в делении» – это логическая ошибка, возникающая, когда члены деления не являются однопорядковыми видами. Что касается дихотомического деления, то по сравнению с делением по видоизменению признака оно имеет ряд преимуществ. В дихотомии не надо перечислять все виды делимого рода: мы выделяем один вид, а затем образуем противоречащее понятие, в которое включаются все другие виды. Членами дихотомического деления являются два противоречащих понятия, исчерпывающих весь объем делимого понятия. Поэтому деление всегда соразмерно. Деление производится только по одному основанию – в зависимости от наличия или отсутствия у предметов некоторого признака. Члены дихотомического целения всегда исключают друг друга; любой предмет может мыслиться только в одном из противоречащих понятий. Классификация. Особым видом деления является классификация, представляющая собой распределение предметов по группам (классам), при котором каждый класс имеет свое постоянное, определенное место.Целью классификации является систематизация знаний, поэтому от деления она отличается относительно устойчивым характером и сохраняется более или менее длительное время. Кроме того, классификация образует развернутую систему, где каждый член деления вновь делится на новые члены, разветвляясь на множество классов, закрепляемых обычно в таблицах, схемах, кодексах и т. п. Классификация – это особого вида деление или система мереологических или таксономических делений. При построении классификации можно использовать оба вида логического деления – деление по видоизменению признака и дихотомическое деление, а также мереологическое деление (расчленение предмета на части). Результат классификации – система соподчиненных понятий: делимое понятие является родом, а новые понятия (члены деления) – виды этого рода, подвиды видов. Самые сложные классификации предлагает наука, которая при их помощи фиксирует результаты своих исследований. Самые известные примеры научных классификаций: периодическая система химических элементов Д.Менделеева, классификация растительного мира К.Линнея, классификация элементарных частичек в физике. Выделяют два вида классификации, которые отличаются характером оснований, используемых в операциях деления: естественная – это классификация, которую проводят на основании существенных признаков исследуемых предметов; искусственная – это классификация, которую проводят на основании несущественных признаков исследуемых предметов. Приведем примеры. Естественной классификацией является периодическая система химических элементов Д. Менделеева. Искусственной классификацией является алфавитный каталог книг в библиотеке потеке или телефонный справочник. |
|