Лекции Логика как наука. Мышление как предмет логики - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Лекции Логика как наука. Мышление как предмет логики - страница №1/3

Тема 1. ПРЕДМЕТ И ЗНАЧЕНИЕ ЛОГИКИ
План лекции

  1. Логика как наука.

  2. Мышление как предмет логики.

  3. Основные законы логики.

  4. Теоретическое и практическое значение логики.


1. Логика как наука имеет свои объект и предмет изуче­ния. Объектом логики как науки является мышление человека. Но мышление – сложный, многосторонний процесс обобщенного отра­жения человеком вещей, их свойств и отношений окружающего его мира. Этот процесс изучается многими науками, например, такими, как философия, психология, генетика, языкознание, кибернетика и др. Философия изучает происхождение и сущность мышления, его отношение к материальному миру и познанию. Психология изучает условия нормального (в соотношении с патологией) функционирова­ния и развития мышления, влияние на него социально-психологиче­ской среды. Генетика стремится раскрыть механизм наследования людьми способностей к мыслительной деятельности. Языкознание интересуется взаимосвязью мышления с языком. Ученые-кибернети­ки пытаются сконструировать технические модели мозга и человечес­кого мышления. Логика же изучает процесс мышления с точки зрения структуры мыслей, правильности и неправильности рассуждений, от­влекаясь от конкретного содержания мыслей и их развития. Предметом логики являются логические формы, операции с ними и законы мышления.

Приступая к изучению логики, необходимо помнить о ее специфи­ке как науки:

1. Логика – это особая философская наука о формах, в которых протекает мышление, и о законах, которым оно подчиняет­ся. Она обладает высокой степенью абстрактности и строгости. Во всех науках используются определенные термины, понятия, утверждаются или отрицаются какие-то суждения, производятся умозаключения. Но ни одна наука, кроме формальной логики, не изучает общие особенности таких форм мышления, как понятие, суждение, умозаключения (их внутреннюю структуру, правила построения и операции с ними). Изучая формы и законы мышления, она абстрагируется от конкретного содержания мыслей и их развития, выявляя логическую форму мыслей.

2. При этом она широко использует специ­альную символику и терминологию: специальные термины (например, «аналогия», «гипотеза», «дихотомия», «абстракция», «дедукция», «индукция»), символы, формулы, схемы, таблицы, которые имеют важное значение для анализа рассуждений, помогают отличить пра­вильные рассуждения от неправильных.

3. Логика – нормативная наука, ибо она не просто описывает мышление человека как средство познания действитель­ности, но нормирует мыслительную деятельность, устанавливает оп­ределенные принципы (нормы), правила, которым она должна под­чиняться. Нормы, как известно, могут оцениваться. Поэтому логика включает в себя аксиологические (оценочные) элементы: она по­зитивно оценивает мышление, соответствующее указанным нормам, и негативно оценивает мышление, которое не соответствует этим нормам.

4. Логика – практическая наука. Конечная цель ее изучения – совершенствование процесса мышления. Любая наука приносит пользу человеку только тогда, когда он не просто заучивает учебный материал, а глубоко усваивает его в процессе самостоятель­ной работы и стремится применять эти знания на деле. Нельзя научиться плавать, сидя на берегу и наблюдая за пловцами. Точно так же нельзя без постоянной практики и тренировки овладеть навыками логически правильного мышления. Недостаточно изучить теоретиче­ские вопросы о правильности мышления. Важно научиться применять логические законы, правила и операции в процессе рассуждений; выраба­тывать умения и навыки сознательного и добровольного использова­ния основ логики в профессиональной и повседневной деятельности. Надо помнить, что лекции и книги ничему не могут научить и просве­тить человека, если он сам не будет стремиться к знанию и не будет упорно трудиться.



2. Чтобы лучше понять предмет изучения логики, рассмотрим корот­ко процесс познания человеком окружающего его мира. Познание – процесс получения знаний о мире. Существуют два способа (источни­ка) получения знаний: 1) чувственное познание – с помощью органов чувств и приборов; 2) рациональное (лат. ratio разум) – познание с помощью абст­рактного мышления.

Чувственное познание дает нам знание об отдельных предметах, об их внешних свойствах. Но оно не может дать знаний о причинной за­висимости между такими, например, явлениями, как смена времени года и вращение Земли вокруг Солнца, о времени наступления сол­нечного или лунного затмения или о мотивах преступления. На ступени чувственного познания человек не может познать сущность вещей и явлений, их внутренние свойства. Поэтому на помощь органам чувств приходит разум или абстрактное мышление, которое отражает действитель­ность в главных и существенных свойствах и отношениях.



Рассмотрим основные особенности мышления.

1. Мышление отражает действительность в обобщенных образах. В отличие от чувственного познания мышление абстрагируется от единичного, выделяет в предметах общее, повторяющееся, сущест­венное. Благодаря обоб­щению абстрактное мышление глубже проникает в действительность, открывает присущие ей законы.

2. Мышлениепроцесс опосредствованного отражения действитель­ности. При помощи органов чувств можно познать лишь то, что непо­средственно воздействует или воздействовало на органы чувств. Благодаря мышлению мы получаем новые знания не непосредственно, а на основе уже имеющихся знаний, т. е. опосредствованно.

3. Мышление неразрывно связано с языком. Какая бы мысль ни воз­никла в голове человека, она может возникнуть и существовать лишь на базе языкового материала, в словах и предложениях. Каждая мысль оформляется с помо­щью слов и словосочетаний – «проговаривается» с помощью внут­ренней или внешней речи. При помощи языка люди выражают и закрепляют результаты своей мыслительной работы, обмениваясь мыслями, добиваются взаимного понимания

4. Мышлениепроцесс активного отражения действительности. Активность характеризует весь процесс познания в целом, но прежде всего – мышление. Применяя обобщение, абстрагирование и другие мыслительные приемы, человек преобразует знания о предметах деятельности, выражая их не только средствами естественного язы­ка, но и в символах языка формализованного, играющего важную роль в современной науке.

Отвлекаясь от конкретного в вещах и явлениях, мышление способно обобщать множество однородных предметов, выделять наиболее важные свойства, раскрывать существенные связи. Благодаря этим особенностям мышление является высшей по сравнению с чувственным познанием формой отражения действительности. Рациональное или абстрактное мышление протекает в трех основных формах: в форме понятия, суждения, умозаключения.

В реальном процессе мышления содержание и форма мысли существуют в неразрывном единстве. Нет «чистого», лишенного формы содержания, нет «чистых», бессодержательных логических форм. Однако в целях специального анализа мы вправе отвлечься от кон­кретного содержания мысли, сделав предметом изучения ее форму. Исследование логических форм безотносительно к их конкретно­му содержанию и составляет важнейшую задачу науки логики.

В процессе построения понятий, суждений и умозаключений человек может допускать сознательные и бессознательные ошибки. Чтобы избежать ошибок, необходимо знать правила мышления. Построенное по правилам (и законам) мышление называется пра­вильным. Правильное мышлениетакое, в котором из исходных истинных знаний (понятий, суждений и умозаключений) всегда с необходимос­тью получаются новые истинные знания (новые понятия, суждения, умозаключения). В неправильном мышлении из истинных знаний могут получаться как истинные, так и ложные новые знания.

Следует обратить особое внимание на различия между правильнос­тью, истинностью и достоверностью рассуждений, которые характеризуют разные аспекты познавательной деятельности человека. Истинное сужде­ниетакое, в котором адекватно (верно, точно) отражается положе­ние дел в объективной реальности (соответствует действительности). Ложное суждениетакое, которое не соответствует действительности. Формальная логика учитывает истинность – «истина» и «ложь». Иногда правильное мышление на­певают логичнымпо названию науки, которая изучает эту сторону процесса мышления.

Понятие правильности учитывает не содержание, а форму мысли. Правильность рассуждений зависит исключительно от логической фор­мы рассуждений, соблюдения правил и законов, которые необходимо соблюдать в процессе мышления. Правильные формы мышления – такие, которые всегда из истинных суждений дают новые истинные суждения, имеют характер логических законов.

Правильность рассуждения еще не означает истинности его посылок и заключения. Логика вообще не занимается определением истинности или ложности посылок и заключения рассуждений. Но в логике есть та­кое правило: если рассуждение построено правильно и при этом оно опи­рается на истинные посылки, то заключение такого рассуждения всегда будет истинным. В правильных рассуждениях должны соблюдаться два условия: 1) исходные суждения должны быть истинными и 2) спо­соб связи частей мыслей должен быть правильно построен.

Достоверность характеризует степень обоснованности нашего зна­ния существующими в нашем распоряжении данными, т. е. меру обос­нованности и проверенности этих данных, степень нашего доверия к этим данным.

Хотя понятия истинности, правильности и достоверности мысли имеют неодинаковый смысл, их нельзя противопоставлять друг другу в абсолютном смысле. Ведь в реальном процессе познания, направ­ленном на поиск и доказательство истины, одинаково важны как пра­вильность рассуждений, так и фактическая истинность полученных результатов. Правильность рассуждения есть необходимое, но недо­статочное условие для установления его истинности. Другое необхо­димое условие получения нового истинного знания – это истинность посылок. Таким образом, понятия правильности и истинности не ис­ключают, а предполагают и дополняют друг друга.

3. Правильные логические формы рассужденийэто такие, в которых всегда из истинных суждений с необходимостью получаются новые истинные суждения. Правильно построенные рассуждения имеют ха­рактер законов мышления.

Под логическими законами понимают ус­тойчивые, необходимые связи между мыслями – законы правильного построения мыслей. Но они не являются субъективным изобретени­ем человека. Они отражают схемы правильных рассуждений, сложив­шиеся в процессе многовековой практики мышления человека, носят объективный характер, т. е. не зависят от сознания и воли людей. Их объективной основой является относительная устойчивость, качест­венная определенность, взаимообусловленность предметов матери­ального мира.



Формальная логика изучает два типа законов:

1. Законы, выражающие необходимые общие требования, которым должны удовлетворять понятия, суждения, умозаключения и логиче­ские операции с ними. Эти законы называются основными, потому что они выражают коренные свойства логического мышления: его опреде­ленность, непротиворечивость, последовательность и обоснованность.

Требования к мышлению, выраженные в основных законах логи­ки, можно изобразить с помощью следующей таблицы


Основные законы мышления

Требования к мышлению

Закон тождества


Определенность, точность мышления

Закон непротиворечия

Непротиворечивость мышления

Закон исключенного третьего

Последовательность мыслей

Закон достаточного основания

Обоснованность мыслей

2. Законы, выражающие логические формы (схемы, структуры) правильно построенных рассуждений, умозаключений, высказываний.

Ко второму типу законов относятся правильно построенные высказы­вания, в которых истинность одних суждений с необходимостью застав­ляет признать истинность других. При правильно построенном мышле­нии мы «чувствуем принуждение» мыслить так, а не иначе. Например, если мы признали истинность суждений «Если человек совершил кра­жу, то он совершил преступление» и «Человек совершил кражу», то не­обходимо должны признать, что «Человек совершил преступление».

Законы мышления лежат в основе различных логических опера­ций, умозаключений, доказательств, которые совершает человек в про­цессе мыслительной деятельности.

4. По поводу необходимости систематического изучения логики могут быть возражения, особенно прагматически ориентированных людей. Прагматик рассуждает так: изучение логики может раз­вить бесполезную наклонность к умствованию, парализовать энер­гию действия; кроме того, ведь многие люди мыслят логично, не зная, что их мышление подчиняется логическим закономернос­тям, ну а человеку, лишенному этой способности, уже ничем не по­можешь. Однако такое рассуждение несостоятельно. Да, люди способны мыслить логично, не зная логики и ее законов, подобно тому, как человек может правильно говорить, не зная правил грамматики, и правильно ходить, не зная теории ходьбы. Но если человек занимается какой-то деятельностью профессионально и стремится выполнять ее на высоком качественном уровне, то он должен изучать основы и за­коны предмета своей деятельности. Например, если человек занима­ется писательским трудом, то должен знать законы строения и функ­ционирования языка и основы науки о языке – языкознания. Если он хочет быть спортсменом и заниматься спортивной ходьбой, то должен познать принципы ходьбы, основы которой разработаны биомехани­кой, изучающей механические явления при движении, дыхании, кро­вообращении. Если человек хочет быть врачом, то должен познать законы жизнедеятельности человеческого организма, причем не дельных органов, а всего организма в целом.

Так и с изучением логики. Мышление – процесс значительно бо­лее сложный, чем ходьба или пищеварение. Логические ошибки мож­но обнаружить в рассуждениях даже профессионально подготовлен­ных людей – в публикациях журналистов, выступлениях радио- и телеобозревателей, в речах политических деятелей. Хотя их можно избежать при сознательном контроле за процессом мышления, осно­ванном на соблюдении правил и законов логики.

Задача логики состоит именно в том, чтобы научить человека сознательно применять законы и формы мышления, приемы и операции в мыслительной деятель­ности. Знание логики повышает культуру мышления, вырабатывает навыки мыслить более «грамотно», развивает критическое отношение к своим и чужим мыслям. Подлинная культура мышления проявляется в умении мыслить самостоятельно, творчески и вместе с тем последовательно, точно, в умении рассуждать доказательно и опровергать неправильные выводы.

Конечно, формированию культуры мышления способствуют вес дисциплины, которым обучаются студенты средних и высших образовательных учреждений. Но особенно большое значение для развития способности человека ориентироваться в постоянно развивающемся мире и способности мыслить творчески и самостоятельно принадлежит философским дисциплинам, в частности науке логике. Многие философы, выдающиеся деятели науки и культуры прида­вали большое значение изучению логики, знанию ее законов, указы­вали на необходимость развивать способность к логическому мышле­нию. Немецкий философ Г. Лейбниц отмечал, что если достижения человека велики без знания логики, то они значительно умножатся при ее сознательном изучении и использовании. Логика – необходи­мый инструмент познания, освобождающий человека от лишних, ненужных запоминаний, помогающий найти в массе информации то ценное, что нужно человеку.

В логике, имеющей уже многовековую историю, аккумулированы знания и опыт многих поколений людей. Сформулированные этой наукой формы и законы правильного мышления гарантированно приводят к истинным результатам, а также указывают на те ошибки, которые могут эту истину исказить. Главная цель изучения основ формальной логики молодыми специалистами – приобрести знания, умения и навыки, которые позволят ему:


  1. грамотно, т. е. логически правильно (точно, последовательно, непротиворечиво, доказательно) выражать свои мысли;

  2. критически относиться к своим и чужим идеям, самостоятель­но оценивать сложные проблемные ситуации, явления и процессы;

  3. выполнять в повседневной и научной деятельности такие логи­ческие процедуры, как обобщение и ограничение, определение, деле­ние понятий, преобразование суждений, установление их истинности (ложности) на основании знаний истинности (ложности) других суж­дений и т. д.;

  4. эффективно использовать логические законы как средство познаания, убеждения в различных коммуникативных ситуациях;

  5. квалифицировать логические ошибки, противоречия, умыш­ленно или неумышленно допущенные в рассуждениях, препятство­вать недозволенным правилам аргументации в дискуссиях и спорах.



Тема 2. ПОНЯТИЕ КАК ФОРМА МЫШЛЕНИЯ.
План лекции.

  1. Общая характеристика понятия.

  2. Содержание и объем понятия

  3. Виды понятий

  4. Отношения между понятиями


1. Понятие – это форма мышления, отражающая предметы в их существенных признаках. Признаком предмета называется то, в чем предметы сходны друг с другом или чем они друг от друга отличаются. Любые свойства, черты, состояния предмета, которые так или ина­че характеризуют предмет, выделяют его, помогают распознать среди других предметов, составляют его признаки. Признаками могут быть не только свойства, принадлежащие предмету; отсутствующее свойство черта, состояние также рассматривается как его признак.

По наличию или отсутствию свойств признаки делятся на положи­тельные и отрицательные. Признаки, характеризующие отдельный предмет, называются единичными, признаки, принадлежащие множеству предметов, называются общими.. Важное значение имеет деление признаков на необходимые и слу­чайные. Необходимым называется признак, при отсутствии которого предмет перестает быть данным предметом, утрачивает свое качество. Признак, при отсутствии которого предмет не утрачивает своего каче­ства, остается данным предметом, называется случайным. Необходи­мым признаком преступления является общественно опасный характер деяния. Единичные признаки отдельных преступлений относятся к случайным.

Как форма абстрактного мышления понятия отражают предметы в необходимых признаках, которые выражают наиболее важное, су­щественное в предметах. Они называются существенными. Остальные признаки называются несущественными. Понятие как форма мышления отражает предметы в абстрактной, обобщенной форме на основании их существенных признаков. Понятие – одна из основных форм научного познания. Формируя понятия, наука отражает в них изучаемые ею предметы, явления, про­цессы. Например, экономическая теория сформировала такие понятия, как «товар», «капитал», «стоимость»; правовые науки – понятия «преступление», «наказание», «вина», «умысел», «правоспособность» и др.

Для образования понятия необходимо выделить существенные признаки предмета. С этой целью применяются логические приемы: сравнение, анализ, синтез, абстрагирование, обобщение. Эти приемы широко используются в познании. Важную роль они играют в формировании понятий, основанном на выявлении существенных приз­наков. Устанавливая сходство (или различие) между предметами (сравне­ние), расчленяя сходные предметы на элементы (анализ), выделяя су­щественные признаки и отвлекаясь от несущественных (абстрагирование), соединяя существенные признаки (синтез) и распространяя их на все однородные предметы (обобщение), мы образуем одну из основных форм мышления – понятие.



Понятие и слово. Понятие неразрывно связано с основной языковой единицей – словом. Понятия выражаются и закрепляются в словах и словосочетаниях, без которых невозможно ни формирование понятий, ни оперирование ими. Неразрывная связь, единство понятия и слова выражается, в част­ности, в том, что в современной логике употребляется термин «имя» – слово или словосочетание, имеющее определенный смысл и обозна­чающее какой-либо предмет.

Единство понятия и слова не означает их полного совпадения. В разных национальных языках одно и то же понятие выражается разными словами. Но и в одном языке слово и понятие нередко не совпадают. Многие слова имеют не одно, а несколько значений. В любом языке существуют омонимы и синонимы. Многозначность слов (полисемия) нередко приводит к смешению понятий, а следовательно, к ошибкам в рассуждениях. Поэтому необ­ходимо точно установить значение слов с тем, чтобы употреблять их в строго определенном смысле.

В различных областях науки и техники вырабатывается специальная терминология – система терминов, употребляемых в данной об­ласти знания. Термин – это слово или словосочетание, называющее определенное понятие и характеризующееся однозначностью в пре­делах данной науки или родственной группы наук.

2. Содержанием понятия называется мыслимая в понятии совокупность существенных признаков предмета. Совокупность предметов, мыслимая в понятии, называется объемом понятия.

Объем понятия составляет логический класс, или множество. Класс (множество) может включать в себя подкласс, или подмно­жество. Например, класс студентов включает в себя подкласс студен­тов технических вузов. Классы (множества) состоят из элементов. Элемент классаэто предмет, входящий в данный класс. Так, элементами множества высших учебных заведений будут Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, Астраханский государственный технический университет и т. д.

Различают универсальный класс, единичный класс и нулевой, или густой, класс. Класс, состоящий из всех элементов исследуемой области, называ­ется универсальным классом (например, класс планет Солнечной сис­темы). Если класс состоит из одного элемента, то это будет единичный класс (например, планета Юпитер); наконец, класс, который не со­держит ни одного элемента, называется нулевым (пустым) классом например, вечный двигатель). Число элементов пустого класса равно нулю.

К нулевым (пустым) классам относятся логически противоречивые понятия, включающие в свое содержание несовместимые признаки. К ним относятся: «круглый квадрат», «горячий лёд», «родной сын без­детной матери» и т. п. Это логически пустые понятия. Иногда выделяют фактически пустые понятия. К ним относят классы, объем которых составляют предметы, не существующие в ре­альном мире: черт, леший, Баба Яга. Однако, являясь пустыми для предметной области реальных предметов, они не могут рассматри­ваться как пустые в предметной области сказок. Не являются пусты­ми многие научные абстракции, наделенные признаками, которые не существуют и не могут существовать в действительности: идеальный газ, абсолютно твердое тело, плоскость, линия, точка и многие другие понятия, имеющие важное значение для науки.



Закон обратного отношения между объемом и содержанием понятия. Содержание и объем понятия тесно связаны друг с другом. Эта связь выражается в законе обратного отношения между объемом и содер­жанием понятия, который устанавливает, что увеличение содержания понятия ведет к образованию понятия с меньшим объемом, и на­оборот. Так, увеличивая содержание понятия «государство» путем прибав­ления признака «современный», мы переходим к понятию «современ­ное государство», имеющему меньший объем. Увеличивая объем по­нятия «учебник по логике», исключаем признаки, характеризующие учебник по данной дисциплине, переходим к поня­тию «учебник», имеющему меньшее содержание.

3. Понятия (классы) делятся на пустые и непустые. Рассмотрим виды непустых понятий. По объему они делятся на: 1) единичные и общие, (последние – на регист­рирующие и нерегистрирующие); по типу обобщаемых предметов – на 2) собирательные и несобирательные, 3) конкретные и абстрактные; по наличию или отсутствию признака – на 4) положительные и отри­цательные; по отношению к другому понятию на 5) безотносительные и соотносительные.

1. Понятия делятся на единичные и общие в зависимости от того, мыслится в них один элемент или множество элементов. Понятие, в котором мыслится один элемент, называется единичным. Понятие, в котором мыслится множество элементов, называется общим. Общие понятия делятся на регистрирующие и нерегистрирующие. Регистрирующими называются понятия, в которых множество мысли­мых в нем элементов поддается учету, регистрируется (во всяком слу­чае, в принципе). Например, «участник Великой Отечественной вой­ны 1941–1945 гг.». Регистрирующие понятия имеют конечный объем. Общее понятие, относящееся к неопределенному числу элементов называется нерегистрирующим. Так, в понятиях «человек», «дерево», «ребенок» множество мыслимых в них элементов не поддается учету: в них мыслятся все люди, следователи, указы прошлого, насто­ящего и будущего. Нерегистрирующие понятия имеют бесконечный объем.

2. Понятия делятся на собирательные и несобирательные. Понятия, в которых мыслятся признаки некоторой совокупности элементов, составляющих единое целое, называются собирательными. Напри­мер, «коллектив», «полк», «созвездие». Эти понятия отражают множе­ство элементов (членов коллектива, солдат и командиров полка, звезд), однако это множество мыслится как единое целое. Содержа­ние собирательного понятия нельзя отнести к каждому отдельному элементу, входящему в его объем, оно относится ко всей совокупнос­ти элементов. Собирательные поня­тия могут быть общими («коллектив») и единич­ными («коллектив нашего института»). Понятие, в котором мыслятся признаки, относящиеся к каждому его элементу, называется несобирательным. Таковы, например, поня­тия «звезда», «командир полка», «государство».

В процессе рассуждения общие понятия могут употребляться в разделительном и собирательном смысле. Если высказывание относится к каждому элементу класса, то такое употребление понятия будет разделительным; если же высказывание относится ко всем элементам, взятым в единстве, и неприложимо к каждому элементу в отдельности, то такое употребление понятия называется собирательным. Например, высказывая мысль «Студенты 1-го курса изучают логику», мы употребляем понятие «студенты 1-го курса» в разделительном смысле, так как данное утверждение отно­сится к каждому студенту 1-го курса. В высказывании «Студенты 1-го курса провели теоретическую конференцию» утверждение относится ко всем студентам 1-го курса в целом. Здесь понятие «студенты 1-го курса» употребляется в собирательном смысле. Слово «каждый» к данному суждению неприложимо.

3. Понятия делятся на конкретные и абстрактные в зависимости от того, что они отражают: предмет (класс предметов) или его признак (отношение между предметами). Понятие, в котором мыслится отдельный предмет или совокуп­ность предметов как нечто самостоятельно существующее, называется конкретным; понятие, в котором мыслится признак предмета или от­ношение между предметами, называется абстрактным. Так, понятия «книга», «государство» являются конкретными; понятия «белизна», «смелость» – абстрактными. Не следует смешивать конкретные понятия с единичными, а абст­рактные с общими. Общие понятия могут быть и конкретными, и аб­страктными (например, понятие «посредник» – общее, конкретное; понятие «посредничество» – общее, абстрактное). Как конкретным, так и абстрактным может быть единичное понятие (например, поня­тие «Организация Объединенных Наций» – единичное, конкретное; понятие «мужество капитана Гастелло» – единичное, абстрактное).

4. Понятия делятся на положительные и отрицательные в зависимости от того, составляют ли их содержание свойства, присущие пред­мету, или свойства, отсутствующие у него. Понятия, содержание которых составляют свойства, присущие предмету, называются положительными. Понятия, в содержании которых указывается на отсутствие у предмета определенных свойств, напиваются отрицательными. Так, понятия «грамотный», «порядок», «верующий» являются положительными; понятия «неграмотный», «непорядок», «неверующий» – отрицательными. В русском языке отрицательные понятия выражаются обычно словами с отрицательными приставками «не» и «без»; в словах иностранного происхождения – с отрицательными приставками «а» («аморальный», «анонимный»), «анти» («антибиотик», «антициклон), контр» («контрманевр», «контрудар»), «дез» («дезорганизация»), Однако на отсутствие некото­рых свойств предмета могут указывать слова без отрицательной приставки. Например: «темнота» (отсутствие света), «трезвый» (непья­ный), «молчаливый» (неразговорчивый). С другой стороны, понятия «безделушка» (вещица для украшения), «невинный» (чистосердечный, простодушный), «негодование» (возмущение, крайнее недовольство) относятся к положительным; они не содержат отрицания каких-либо свойств, хотя выражающие их слова могут быть ошибочно восприняты как слова с отрицательными приставками.

5. Понятия делятся на безотносительные и соотносительные в зависимости от того, мыслятся ли в них предметы, существующие раздельно или в отношении с другими предметами. Понятия, отражающие предметы, существующие раздельно и мыслящиеся вне их отношения к другим предметам, называются безотносительными. Таковы понятия «студент», «государство» и др. Соотносительные понятия содержат признаки, указывающие на отношение понятия к другому понятию. Например: «родители» (по отношению к понятию «дети») или «дети» (по отношению к понятию «родители»). Соотносительными являются также понятия «часть», «причина», «брат», «сосед» и др. В этих понятиях отра­жены предметы, существование одного из которых не мыслится вне его отношения к другому.

Логическая характеристика понятий помогает уточнить их содер­жание и объем, вырабатывает навыки более точного употребления по­нятий в процессе рассуждения.



4. Рассматривая отношения между понятиями, следует прежде всего различать понятия сравнимые и несравнимые. Сравнимыми называются понятия, имеющие некоторые признаки, позволяющие эти понятия сравнивать. Например, «пресса» и «телеви­дение» – сравнимые понятия, они имеют общие признаки, характе­ризующие средства массовой информации. Несравнимыми называются понятия, не имеющие общих призна­ков, поэтому и сравнивать эти понятия невозможно. Например: для понятий «музыка» и «поезд» вряд ли можно найти общий родовой признак. Эти понятия несравнимые.

В логических отношениях могут находиться только сравнимые понятия. Сравнимые понятия делятся на совместимые и несовместимые.

Совместимые понятия. Понятия, которые имеют общие элементы объема, то есть их объемы полностью или частично совпадают, назы­ваются совместимыми. В содержании этих понятий нет признаков, ис­ключающих совпадение их объемов. Существуют три вида отношений совместимости: 1) равнозначность (равнообъемность), 2) пересечение (перекрещивание) и 3) подчинение (субординация). .

1. В отношении равнообъемности находятся понятия, в которых мыслится один и тот же предмет. Объемы этих понятий полностью совпадают (хотя содержание различно). Пример: в отношении равнообъемно­сти находятся, например, понятия «геометрическая фигура с тремя равными углами» и «геометрическая фигура с тремя равными сторо­нами». Необходимо отметить, что тождественные понятия не следует пу­тать с абсолютными синонимами. Они фиксируют одно и то же поня­тие, в связи с этим имеют одинаковое содержание и одинаковый объем. А для установления отношений необходимо иметь хотя бы два разных понятия.



2. В отношении пересечения (перекрещивания) находятся понятия, объем одного из которых частично входит в объем другого. Содержа­ние этих понятий различно. Пример: в отношении пересечения находятся понятия «социолог» и «преподаватель»: некоторые социологи являются преподавателями (как некоторые преподаватели – социологами).

3. В отношении подчинения (субординации) находятся понятия, объ­ем одного из которых полностью входит в объем другого, составляя его часть. Пример: в таком отношении находятся, например, понятия: «литературное направление» и «романтизм». Отношение подчинения не имеет места между понятиями, которые выражают отношения части и целого, поскольку между такими понятия­ми не существует родовидовой связи. Приведем пример. Такие пары понятий, как «книга» и «страница книги»; «город» и «район города»; «университет» и «юридический факультет» не находятся в отношении подчинения.

Понятие, имеющее больший объем и включающее объем другого понятия, называется подчиняющим, а понятие, имеющее меньший объем и составляющее часть объема другого понятия, – подчинен­ным. Если в отношении подчинения находятся два общих понятия, то подчиняющее понятие называется родом, подчиненное – видом. Если в отношении подчинения находятся общие и единичные (ин­дивидуальные) понятия, то общее (подчиняющее) понятие является видом, а единичное (подчиненное) индивидом. Пример: В таком отношении бу­дут находиться, например, понятия «философ» и «Кант».

Отношения «род» – «вид» – «индивид» широко используются в логических операциях с понятиями – в обобщении, ограничении, определении и делении.



Несовместимые понятия. Понятия, объемы которых не совпадают ни полностью, ни частично, называются несовместимыми (или внеположными). Эти понятия содер­жат признаки, исключающие совпадение их объемов. Существуют три вида отношений несовместимости: 1) соподчине­ние (координация), 2) противоположность (контрарность), 3) противо­речие (контрадикторость)

1. В отношении соподчинения (координации) находятся два или больше неперекрещивающихся понятий, подчиненных общему для них понятию. Пример: «институт», «университет», «вуз». Отношение соподчинения это отношение, существующее между по­нятиями, которые являются видами одного рода. В этом случае объемы видовых понятий не совпадают и полностью включаются в объем родо­вого понятия. Понятия, находящиеся в отношении подчинения к общему для них понятию, называются соподчиненными.

2. В отношении противоположности (контрарности) находятся понятия, одно из которых содержит некоторые признаки, а другое – признаки, не совместимые с ними. Такие понятия называются проти­воположными (контрарными). Объемы двух противоположных поня­тий составляют в своей сумме лишь часть объема общего для них ро­дового понятия, видами которого они являются и которому они соподчинены. Пример: отношения между понятиями «чер­ный» и «белый», «дружественное государство» и «враждебное государство»

3. В отношении противоречия (контрадикторности) находятся по­нятия, одно из которых содержит некоторые признаки, а другое эти признаки исключает. Объемы двух противоречащих понятий составляют весь объем ро­да, видами которого они являются и которому они соподчинены. Пример: в отношении противоречия находятся положительные и отри­цательные понятия: «честный» и «нечестный», «успевающий» и «неуспевающий», «дружественное государство» и «недружественное государство».



Тема 3. ЛОГИЧЕСКИЕ ОПЕРАЦИИ С ПОНЯТИЯМИ
План лекции.

  1. Обобщение и ограничение понятий.

  2. Определение понятий.

  3. Деление понятий.


1. Эти логические операции основаны на законе обратного отноше­ния между содержимым и объемом понятия.

Обобщить понятие – значит перейти от понятия с меньшим объемом, но с большим содержанием к понятию с большим объемом, но с меньшим содержанием. Для образования какого-либо нового понятия путем обобщения нужно уменьшить содержание сходного понятия, т. е. исключить видовые (или единичные) признаки.

Обобщение понятия не может быть беспредельным. Наиболее общими являются понятия с предельно широким объемом – категории, Например «материя», «сознание», «движение», «свойство», «отношение» и т. п. Категории не имеют родового понятия, обобщить их нельзя.

Ограничение понятия представляет собой операцию, противоположную операции обобщения. Ограничить понятие – значит перейти т понятия с большим объемом, но с меньшим содержанием к понятию меньшим объемом, но с большим содержанием. Существует граница ограничения для любого понятия. Такой грани­цей является единичное понятие, то есть понятие, которое характеризует только один предмет.

Таким образом, изменяя объем исходного понятия, изменяют и его содержание, осуществляя тем самым переход к новому понятию – с большим объемом и меньшим содержанием (обобщение) или мень­шим объемом и большим содержанием (ограничение).

Логические операции обобщения и ограничения понятий широко применяются в практике мышления: переходя от понятий одного объема к понятиям другого объема, мы уточняем предмет нашей мыс­ли, делаем наше мышление более определенным и последователь­ным.

Обобщение и ограничение поня­тий не следует смешивать с мыслен­ным переходом от части к целому и выделением части из целого. На­пример, сутки делятся на часы, часы на минуты, минуты на секунды. Каждое последующее понятие не яв­ляется видом предыдущего, которое, в свою очередь, нельзя рассмат­ривать как родовое. Поэтому переход от понятия «час» к понятию «сутки» – не обобщение, а переход от части к целому; переход от понятия «час» к понятию «минута» – не ограничение, а выделение час­ти из целого.

2. Логическая операция, раскрывающая содержание понятия, называ­ется определением (дефиницией). Определить понятие – значит выявить существенные характеристики, которые составляют содержание этого понятия. Структура определения состоит из двух компонентов: понятие, содержание которого требуется раскрыть, называется определяемым (дефиниендум); понятие, раскрывающее содержа­ние определяемого понятия, – определяющим (дефиниенс). Употреб­ляются сокращенные обозначения: Dfd (определяемое) и Dfn (опреде­ляющее).

Определение понятия играет важную роль в теоретической и прак­тической деятельности. Выражая в сжатом виде знание о предмете, оно является существенным моментом в познании действительности. В любой науке всем основным понятиям даются определения



Виды определения. Определения делятся на 1) номинальные и реальные, 2) явные и не­явные.

Номинальные и реальные определения различаются по своим зада­чам: объяснить значение термина или раскрыть существенные при­знаки предмета. Номинальным (от лат. nomen – «имя») называется определение, по­средством которого взамен описания какого-либо предмета вводится но­вый термин (имя), объясняется значение термина, его происхождение и т. п. Реальным называется определение, раскрывающее существенные признаки предмета.

По способу выявления содержания понятия определения делят­ся на явные и неявные. Явные определения раскрывают существенные признаки предмета; к неявным относятся определение через отноше­ние предмета к своей противоположности, контекстуальное, остенсивное и некоторые другие. Явное определение – это определение, которое имеет форму тождест­ва дефиниендума и дефиниенса.

Наиболее распространенным видом явных определений является определение через род и видовое отличие и его разновидность – генети­ческое определение. Определение через род и видовое отличие состоит из двух понятий: определяемого и определяющего, а сама операция включает в себя два приема: 1) подведение определяемого понятия под более широкое по объему родовое понятие (род) и 2) указание видового отличия, т. е. приз­нака, отличающего определяемый предмет (вид этого рода) от других видов, входящих в данный род.

Определение через род и видовое отличие, называемое классичес­ким, – наиболее распространенный вид определения, широко приме­няемый во всех науках. Выделяют несколько видов таких определений. Среди них: атрибутивно-реляционные определения; генетические определения; операционные определения. Атрибутивно-реляционное определениеэто вид явного определения, в котором видовым признаком является свойство определяемого пред­мета или его отношение к другим предметам. Генетическим (от греч. «genesis» – происхождение», «источник») называется определение, указывающее на происхождение предмета, на способ его образования определение. Операционное определение – это вид явного определения, в котором видовым признаком является указание на операцию, при помощи кото­рой можно распознать те или иные предметы.



Неявные определения. При помощи определения через род и видовое отличие можно оп­ределить большинство понятий. Однако для некоторых понятий этот прием непригоден. Нельзя определить через род и видовое отличие предельно широкие понятия (категории), так как они не имеют рода, также единичные понятия, не имеющие видового отличия. В этих слу­чаях прибегают к неявным определениям, заменяющим определение.

Неявное определениеэто определение, которое не имеет форму тож­дества дефиниендума и дефиниенса. В таких определениях содержание понятия выводят из системы отно­шений этого понятия к другим понятиям в определенном контексте. К неявным определениям относится определение через отношение к своей противоположности, контекстуальное, остенсивное, аксиоматические и некоторые другие. Первое из указанных определений широко используется при определении философских категорий. В контекстуальном определении содержание понятия раскрывается в относительно самостоятельном по смыслу отрывке письменной или устной речи (контексте).

Остенсивным (от латинского слова ostendo – «показываю») называ­ется определение, устанавливающее значение термина путем демонстра­ции предмета, обозначаемого этим термином. Эти определения приме­няются для характеристики предметов, доступных непосредственному восприятию. Серьезным недостатком остенсивных определений является их незавершенность. При помощи остенсивных определений можно определить далеко не все понятия, а только самые простые. И все же без остенсив­ных определений познание окружающего мира было бы ограниченным, особенно в детском возрасте.

Аксиоматическое определениеэто вид неявного определения, в котором контекстом является совокупность аксиом определенной теории. Эти аксиомы являются конкретным контекстом, в котором встречаются и определяются исследуемые понятия. Аксиоматические определения считают одной из высших форм определения в науке. Не каждая теория способна определить свои исходные понятия. Для этого необходим достаточно высокий уровень развития знаний в определенной отрасли исследования.

Правила определения. Определение должно быть не только истинным по содержанию, но и правильным по своему строению, по форме. Если истинность опре­деления обусловливается соответствием указанных в нем признаков действительным свойствам определяемого предмета, то его правиль­ность зависит от его структуры, которая регулируется логическими правилами. Этих правил четыре.

1. Соразмерность определения. Определение должно быть соразмерным. Дефиниендум и дефиниенс должны быть взаимозаменяемы, то есть их объемы должны быть одинаковы. Нарушение этого правила приводит к таким логическим ошибкам: «слишком широкое определение»; «слишком узкое определение».



2. Запрет круга. Определение не должно заключать в себе круга. Если при определении мы прибегаем к другому понятию, которое, в свою очередь, определяется при помощи первого, то такое опреде­ление содержит в себе порочный круг. Нарушение этого правила приводит к логической ошибке «круг в оп­ределении». «Круг в определении»это логическая ошибка, возникающая, когда дефиниендум определяют через дефиниенс, и наоборот, дефиниенс че­рез дефиниендум. Разновидностью ошибки «круг в определении» является логическая ошибка «тавтология». «Тавтология»это логическая ошибка, возникающая, когда дефи­ниендум и дефиниенс выражают одинаковыми словами (ошибочное определение, в котором определяющее понятие повторя­ет определяемое)

3. Ясность определения. Определение должно быть ясным. Определение должно указывать на известные признаки, не нужда­ющиеся в определении и не содержащие двусмысленности. Имеется в виду использование в определениях только таких выраже­ний, которые известны и понятны тем, на кого это определение рассчи­тано. Желательно также не использовать в определениях метафор и об­разных выражений. Если же понятие определяется через другое понятие, признаки которого неиз­вестны и которое само нуждается в определении, то это ведет к ошиб­ке, называемой определением неизвестного через неизвестное, или опре­делением х через у.

4.Определение не должно быть отрицательным. Любое определение раскрывает существенные признаки предмета. Если же определение отрицательное, то оно не выполняет эту функцию, а только указывает на множество тех признаков, которые этому предмету не принадлежат. Однако на определение отрицательных понятий это правило не распространяется.

Приемы, заменяющие определение. Кроме определений, существуют другие познавательные приемы, похожие на них. Эти приемы не являются определениями в строгом по­нимании этого слова. В связи с этим они не могут полностью заменить последние в различных контекстах. Хотя в некоторых случаях их исполь­зование оправданно. Приемы, похожие на определения это: описание; характеристика; сравнение; различение.

Описание – это прием, который состоит в перечислении признаков предмета с целью нестрогого выделения его из ряда похожих на него предметов. Описание может включать как существенные, так и несущественные признаки предмета (в отличие от собственно определений, когда фикси­руют только существенные признаки). Описание часто используют в художественной и исторической лите­ратуре (описание природы, персонажей художественных произведений, исторических деятелей), а также в юридической практике (описание места совершения преступления, внешнего вида преступника). Характеристика – это прием, который состоит в перечислении не­которых признаков предмета, важных в определенном отношении. В отличие от описания, характеристика, прежде всего, фиксирует ка­кой-то отличительный признак (или совокупность признаков) предмета, а не просто фиксирует его внешний вид. Характеристика состоит в указании отличительных характерных признаков единичного предмета (лица, события и т. д.). При помощи сравнения один предмет сравнивается с другим, сход­ным в каком-либо отношении. Этот прием применяется для образной характеристики предмета. Различение прием, который устанавливает признаки, отличающие один предмет от другого (подобного ему) предмета.

3. При изучении какого-либо понятия нередко встает задача раскрыть его объем, т. е. распределить предметы, которые мыслятся в понятии, на отдельные группы. Логическая операция, раскрывающая объем понятия, называется де­лением. Деление понятия – это логическая операция, в результате которой со­вершают переход от родового понятия к множеству видовых понятий. Сущность деления состоит в том, что предметы, входящие в объем делимого понятия, распределяются по группам. Де­лимое понятие рассматривается при этом как родовое, и его объем разделяется на соподчиненные виды. Структура деления состоит из таких компонентов: делимое понятие это понятие, объем которого подлежит делению; члены деления – это видовые понятия, которые получают в ре­зультате деления; основание деления это признак, на основе которого объем родового понятия делят на объемы видовых понятий.

Виды деления. Деление по видоизменению признака – это вид деления, где основани­ем является признак, принадлежащий всем предметам, которые входят в объем делимого понятия. С каждым членом деления этот признак из­меняется, поэтому его называют видообразующим признаком. Приведем пример: по полу людей делят на мужчин и женщин. В предложенном примере видообразующим признаком является пол человека. Этот признак имеет каждый предмет, входящий в объем делимого понятия.

Дихотомическое деление или дихотомия (от греческих слов dicha и tome «сечение на две части») это вид деления, где основанием является признак, принадлежащий некоторым предметам, которые входят в объем делимого понятия. Дихотомическое деление совершают на основе наличия или отсутствия этого признака у предметов. В результате такого деления всегда получаем только два члена деления, которые находятся и отношении противоречия. Если А делимое понятие, то членами деления будут па понятия: В и не-В. Приведем пример: Например, все современные государства можно разделить на демократические и недемократические, всех граждан а совершеннолетних и несовершеннолетних

Правила деления. В процессе деления понятия необходимо соблюдать четыре основ­ных правила, которые обеспечивают четкость и полноту деления.

1. Соразмерность деления. Деление должно быть соразмерным. Задача деления заключается в том, чтобы перечислить все виды делимого понятия. Поэтому объем членов деления должен быть равен в своей сумме объему делимого понятия. При нарушении этого правила допускают такие логические ошибки: неполное деление – это логическая ошибка, возникающая, когда сумма объемов членов деления не исчерпывает полностью объем дели­мого понятия; деление с излишними членами – это логическая ошибка, возникаю­щая, когда к членам деления относят понятия, объемы которых не вхо­дят в объем делимого понятия.



2. Единство основания. Деление должно производиться только по од­ному основанию. В процессе деления избранный признак должен оставаться одним и тем же и не подменяться другим признаком. При нарушении этого правила допускают логическую ошибку «под­мена основания деления». «Подмена основания деления» – это логическая ошибка, возникаю­щая, когда в рамках одного деления используют различные основания, на основе которых получают члены деления.

3. Члены деления должны исключать друг друга. Это правило вытекает из предыдущего. Если выбрано не одно ocнование, то члены деления видовые понятия будут находиться в отношении частичного совпадения, как в приведенном выше при­мере.

4. Непрерывность деления. Деление должно быть непрерывным, то есть члены деления должны быть однопорядковыми видами. Каждое видовое понятие должно быть ближайшим видом данного рода. При нарушении этого правила допускают логическую ошибку «пры­жок в делении». «Прыжок в делении» – это логическая ошибка, возникающая, когда члены деления не являются однопорядковыми видами.

Что касается дихотомического деления, то по сравнению с делени­ем по видоизменению признака оно имеет ряд преимуществ. В дихотомии не надо перечислять все виды делимого рода: мы выделяем один вид, а затем образуем противоречащее понятие, в которое вклю­чаются все другие виды. Членами дихотомического деления являются два противоречащих понятия, исчерпывающих весь объем делимого понятия. Поэтому деление всегда соразмерно. Деление производится только по одному основанию в зависимости от наличия или отсут­ствия у предметов некоторого признака. Члены дихотомического целения всегда исключают друг друга; любой предмет может мыслиться только в одном из противоречащих понятий.



Классификация. Особым видом деления является классификация, представляющая собой распределение предметов по группам (классам), при котором каждый класс имеет свое постоянное, определенное место.Целью классификации является систематизация знаний, поэтому от деления она отличается относительно устойчивым характером и сохраняется более или менее длительное время. Кроме того, класси­фикация образует развернутую систему, где каждый член деления вновь делится на новые члены, разветвляясь на множество классов, закрепляемых обычно в таблицах, схемах, кодексах и т. п.

Классификация это особого вида деление или система мереологических или таксономических делений. При построении классификации можно использовать оба вида логи­ческого деления деление по видоизменению признака и дихотомическое деление, а также мереологическое деление (расчленение предмета на части). Результат классификации система соподчиненных понятий: дели­мое понятие является родом, а новые понятия (члены деления) виды этого рода, подвиды видов. Самые сложные классификации предлагает наука, которая при их помощи фиксирует результаты своих исследова­ний. Самые известные примеры научных классификаций: периодическая система химических элементов Д.Менделеева, классификация раститель­ного мира К.Линнея, классификация элементарных частичек в физике.

Выделяют два вида классификации, которые отличаются характером оснований, используемых в операциях деления: естественная – это классификация, которую проводят на осно­вании существенных признаков исследуемых предметов; искусственная – это классификация, которую проводят на основании несущественных признаков исследуемых предметов. Приведем примеры. Естественной классификацией является периодическая система химиче­ских элементов Д. Менделеева. Искусственной классификацией является алфавитный каталог книг в библиотеке потеке или телефонный справочник.
следующая страница >>