страница 1
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие работы
|
Информационное пространство вузовской библиотеки Лигун Татьяна Анатольевна, заместитель - страница №1/1
Информационное пространство вузовской библиотеки Лигун Татьяна Анатольевна, заместитель директора по НИР Научной библиотеки им. М. Горького СПбГУ В связи с изменениями в социальной и экономической среде, библиотеки все больше вынуждены менять не только технологии своей работы, но и уже сложившиеся подходы, понятия, термины и соглашения, по-новому моделировать и организовывать свое информационное пространство. Под информационным пространством вузовских библиотек мы понимаем пространство, в котором действуют библиотечно-библиографические процессы, непосредственно связанные с научно-информационной деятельностью (НИД) данной библиотеки и вуза в целом. Основными компонентами информационного пространства являются: (1) информационные ресурсы, (2) средства информационного взаимодействия и (3) информационная инфраструктура. Главная цель создания комфортного информационного пространства очевидна: обеспечить доступ пользователя к необходимым ему документам и данным, независимо от того, в каком виде они представлены и в каком месте они хранятся. Но для этого необходимо, чтобы все указанные компоненты были реализованы а их развитие и взаимодействие происходили достаточно гармонично. Анализ деятельности большинства библиотек показывает, что из перечисленных выше компонентов информационного пространства вузовские библиотеки обладают, как правило, большими и разнообразными информационными ресурсами, некоторыми средствами информационного взаимодействия и очень слабой информационной инфраструктурой. Задачи, которые необходимо решить “внутри библиотеки” для устранения этого дисбаланса, основываются на системном подходе к организации всех составляющих частей и направлений деятельности вузовской библиотеки. Создание информационного пространства библиотеки предполагает решение взаимосвязанных комплексных подзадач. Первая: Разработка и создание информационной инфраструктуры, т.е. системы организационных структур, обеспечивающих функционирование и развитие информационного пространства библиотеки и средств информационного взаимодействия. На построение правильной информационной инфраструктуры вузовской библиотеки влияют: характер и объем деятельности библиотеки; ее место и роль в вузе (это может быть просто учебная библиотека или же информационный центр вуза); степень внедрения новых технологий; особенности здания библиотеки; подготовка и квалификация кадров; расширение видового состава фондов документальных и других источников, разнообразие информационных услуг библиотеки; коммерческая деятельность, способствующая расширению номенклатуры услуг и увеличению объемов информационно-библиотечной и другой деятельности, что вызывает появление новых рабочих мест и подразделений; изменение характера технологии, последовательности трудовых процессов, вызванное внедрением средств автоматизации и механизации; количество, размещение, архитектурно-планировочные особенности здания библиотеки К числу мер, направленных на создание информационной инфрастуктуры, относятся приобретение и внедрение необходимой технологии, развитие сетевых информационных служб, разработка процедур и распределение ответственности по управлению ею. К сожалению, сейчас говорить о технической составляющей информационной инфраструктуры в вузовских библиотеках очень сложно, так как финансовые проблемы существуют во всех вузах. Многие библиотеки оснащаются техникой и программным обеспечением по принципу «бери, что дают», (если вообще что-то дают). Сейчас картина меняется, но медленно. Вторая составляющая инфраструктуры – разработка новых организационных механизмов в условиях создания нового информационного пространства, переквалификация персонала в плане обучения работе с персональными компьютерами и новыми методами управления с использованием возможностей телекоммуникаций. Здесь важным, на наш взгляд, являются организационно-структурные изменения, или реорганизация структуры библиотеки. Такие изменения являются частью разрабатываемой библиотекой долгосрочной программы (концепции ее развития), объединяющей все виды и направления деятельности библиотеки. Продумывание миссии и функции библиотеки, будет способствовать скорейшему приспособлению библиотеки к новой среде существования, к созданию правильно организованного информационного пространства. В настоящий момент, сохраняя свои основные функции формирования, хранения и обеспечения абонентов информацией, практически все из ранее выполняемых библиотеками видов деятельности и технологий претерпели изменения. Это привело к появлению в структуре библиотек новых подразделений (отделов): автоматизации библиотечных процессов, оперативной информации, электронных баз данных и т.п. Анализ существующей по этой теме литературы и практики работы библиотек показал, что при создании информационной инфраструктуры библиотеки необходимо соблюдение следующих принципов. 1. Принцип новых задач. Суть его состоит в том, чтобы не перекладывать на вычислительную технику традиционно сложившиеся методы и приемы, а перестраивать их в соответствии с новыми возможностями, которые дают новые информационные технологии. На практике это означает, что при анализе всех видов деятельности библиотеки выявляются проблемы, снижающие эффективность соответствующей работы. В соответствии с результатом анализа намечается список задач, которые в силу различных объективных причин (большой объем, громадные затраты времени и т.п.) сейчас не решаются или решаются неполно, но которые вполне решаются с помощью новых информационных технологий. Эти задачи должны быть направлены на полноту, своевременность и оптимальность принимаемых решений. 2. Принцип системного подхода. Это означает, что создание информационной инфраструктуры должно основываться на системном анализе основных направлений работы деятельности библиотеки. То есть должны быть определены цели и критерии эффективного функционирования, проведена структуризация, вскрывающая весь комплекс вопросов, которые необходимо решить для того, чтобы проектируемая система наилучшим образом соответствовала установленным целям и критериям. 3. Принципы непрерывного развития системы. По мере развития педагогики, психологии, частных методик, научных дисциплин, информационных технологий, возникают новые задачи, совершенствуются и видоизменяются старые. При этом созданная информационная база должна подвергаться определенной перекомпоновке, но не кардинальной перестройке. 2. Принцип первого руководителя. Суть его состоит в том, что заказ на компьютеры, программное обеспечение и их внедрение в процесс работы библиотеки должны производиться под непосредственным руководством первого руководителя соответствующего уровня. Практика убедительно свидетельствует, что всякая попытка передоверить дело внедрения второстепенным лицам неизбежно приводит к тому, что оно ориентируется на рутинные задачи и не дает ожидаемого эффекта. 3. Принципы единой информационной базы. Смысл его состоит, прежде всего, в том, что на машинных носителях накапливается и постоянно обновляется информация, необходимая для решения поставленных задач или принятия решения. При этом в основных файлах исключается неоправданное дублирование информации, которое неизбежно возникает, если первичные информационные файлы создаются для каждой задачи отдельно. Такой подход сильно облегчает задачу дальнейшего совершенствования и развития системы. 4. Принцип открытости информационной системы. Всем заинтересованным учреждениям и частным лицам может быть предоставлен доступ к необходимой информации созданной системы. Вторая задача, решаемая каждой библиотекой при создании своего информационного пространства, это создание и использование средств информационного взаимодействия. Здесь речь идет о современных средствах информационного взаимодействия, не касаясь совсем таких традиционных способов информационного обмена, как обычная почта, телефон, факс, которые и поныне используются для организации работы библиотеки. К сожалению, как показывает практика, только 20% вузовских библиотек Северо-Запада имеют и используют современные средства информационного взаимодействия и пока говорить об улучшении ситуации не приходится. И третья задача, наиболее успешно на сегодняшний день решаемая библиотеками - создание и использование информационных ресурсов. Библиотеки издавна обеспечивали создание самого мощного массива информационных ресурсов – от создания библиографических описаний до справочной информации самой различной тематики. В последние годы состав информационных ресурсов библиотек в целом и вузовских в частности существенно изменился : прежде всего следует отметить обогащение форм информации, объединяемой в фондах библиотек. Кроме привычных книжных, периодических, документальных печатных и рукописных объектов, появляются и базы данных, банки данных, файлы, сайты, выполняющие роль и новых форм организации, и новых форм носителей информации. Анализ состава фонда вузовских библиотек показывает, что за 2003 – 2005 год поступления в библиотеки изданий на нетрадиционных носителях составляют 10% от общего числа всего потока поступающей литературы. Им надо найти место в структуре библиотек. Здесь много нерешенных проблем и методического и технического характера. В последнее время в системе создания электронных ресурсов библиотеки немалое место занимает оцифровка части традиционных фондов. Среди проблем, требующих обсуждения и решения, обоснование критериев отбора материала для оцифровки и хранения в электронной форме. Очевидно, что нецелесообразно переводить в электронную форму весь объем фонда библиотек. Здесь нужны тщательная экспертиза и экономический расчет целесообразности сплошной электронизации фонда. Немаловажным доводом в пользу выбора электронной формы, очевидно, будет показатель активности спроса источника, его использование в сетях межбиблиотечного обмена. Компьютеризация библиотеки, особенно крупной - сложнейший социально-экономический процесс, управление которым требует очень взвешенного подхода, тщательно продуманных и последовательно осуществленных решений. Задачи, которые необходимо решить “внутри библиотеки” для выхода во внешний мир такие, как интеграция разнородных компонентов фонда, создание электронного каталога, отражающего эти компоненты, сегодня успешно решаются с помощью современной техники и программного обеспечения и правильного подхода. К сожалению, необходимо отметить, что очень часто информатизация вузовской библиотеки превращается в аврал, боевую операцию, в ходе которой пленных не берут, убитых не считают, а результатом такой работы, как правило, бывает построение картонной декорации, которая выдерживает одно-два представления. Скупой платит дважды – это в полной мере относится к тем, кто пытается жертвовать качеством в угоду оперативности. Качество создаваемого внутри библиотеки информационного ресурса будет иметь большое значение при внешней интеграции. По мере развития компьютерных и телекоммуникационных технологий информационное пространство вузовской библиотеки должно и будет расширяться до внутривузовского, межбиблиотечного, межрегионального, а со временем его границы будут становится все более широкими. Хочется отметить, что невозможно решать проблемы создания информационного пространства отдельной библиотеки без увязки с созданием информационного пространства отраслевого, регионального. Следствия неучета этого фактора очевидны - с одной стороны, технические, технологические и организационные нестыковки информационных и коммуникационных систем, с другой - явная невозможность создать в приемлемые сроки собственные информационные и коммуникационные инфраструктуры. Сегодня мы должны понять, что без объединения усилий, без единой информационной политики мы не можем двигаться дальше. И вопрос стоит именно так: что мы реально можем сделать сами для того, чтобы библиотечная система вузов в городе и в стране функционировала более эффективно. Нужно выработать стратегию интеграции в единое информационное пространство региона. Мы все по отдельности, какими бы активными ни были наши усилия, не сделаем того, что можем сделать сообща. |
|