Модель единого информационного пространства - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Создание единого информационного пространства школы 1 289.87kb.
Конструирование единого информационного пространства образовательного... 1 99.52kb.
Информатизация образования как информационно-технологическая и социокультурная... 1 213.96kb.
К условиям членства в вто и Единого экономического пространства 2 516.22kb.
Программа секционного заседания 1 18.28kb.
Программа форума деловых людей государств-участников Единого экономического... 1 82.13kb.
Серия изданий Научно-образовательные и 1 148.46kb.
Исследование и разработка технологий интегрированного информационного... 1 59.85kb.
Семинар Биоэтика Педиатрический факультет 1 87.55kb.
Динамическая модель понятийной системы субъекта и ее применение в... 1 79.31kb.
Программа курса «Методы оптимизации» 1 16.36kb.
Программа по информатизации 1 109.17kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Модель единого информационного пространства - страница №1/1

Модель единого информационного пространства.
Создание информационного пространства образовательного учреждения в настоящее время является одной из главных задач, решение которой определяет успех внедрения информационных технологий в образование на всех его уровнях. Школа должна создать свою собственную модель информатизации и информационно—образовательную среду в информационном пространстве региона, иметь коллектив, обладающий информационной культурой и владеющий информационными технологиями. Информационное пространство рассматривается как конструкция, выступающая в различных формах: физическое пространство совместной учебной деятельности учащихся, виртуальное пространство гипертекстов, иерархические системы пространства.

Рационализация информационного процесса с распространением на него элементов производственной деятельности должна повысить эффективность управленческого труда. Одним из основных показателей эффективности работы учреждения является его продуктивность: качество, количество и скорость обработки информации.



Основные процессы, происходящие в образовательном учреждении

Единое информационное пространство образовательного учреждения представляет собой систему, в которой задействованы и на информационном уровне связаны между собой все участники учебного процесса.

Организация работы по формированию информационного пространства предполагает решение следующих задач: описание структуры данного пространства и всех его информационных уровней и подуровней, определение информационных потоков, определение участников информационного пространства, степени их заинтересованности и форм взаимодействия внутри и за пределами информационного поля образовательного учреждения.

Участниками информационного пространства являются:



  • администрация,

  • преподаватели,

  • учащиеся,

  • родители.

Информационными потоками:

структура учебного заведения,



  • учебный план,

  • штатное расписание,

  • тарификация.

Информационное пространство образовательного учреждения рассматриваетя как совокупность базы данных и модулей конкретных пользователей, формирующихся на основе мотивационного подхода. Все это обеспечивает возможность эффективного внедрения и использования с учетом реального состояния материально-технической базы.

Гимназия №2 г. Прохладного не стала исключением. Процесс информатизации идет с 2004 года. В гимназии разработана и внедряется Программа информатизации образовательного процесса.

Приоритетными направлениями информатизации образовательного процесса в гимназии являются:


  • формирование информационной культуры учащихся, повышение качества общеобразовательной и профессиональной подготовки в области применения современных информационных технологий;

  • внедрение компьютерных информационных технологий для различных подразделений гимназии;

  • создание единого информационного пространства;

  • создание алгоритма управления качеством образования:

  • использование информационных технологий в управлении качеством образования;

  • информационно-коммуникационное обеспечение учебного процесса;

  • информационно-коммуникационное обеспечение общественной жизни гимназии.

Оснащение 8 предметных кабинетов даже одним компьютером с комплексом средств мультимедиа позволило решить сразу несколько важнейших задач: подготовить учителей к использованию современных информационных технологий и обеспечить индивидуальную работу со способными учащимися. Наличие кабинета «Информационных технологий», оснащенного современной компьютерной техникой, соединенных локальной сетью и имеющего выход в Интернет, позволило проводить уроки по различным предметам, во внеурочное время создать условия для самостоятельной работы учащихся и учителей, обеспечив доступ к мультимедийным словарям, энциклопедиям, урокам, интерактивным репетиторам, обучающим и контролирующим урокам, развивающим играм, а через Интернет – доступ к мировым информационным ресурсам.

Развитие информационной инфраструктуры, необходимость внедрения информационных технологий во всех отраслях науки и производства предъявляют новые требования и к общеобразовательной подготовке учащихся и к квалификации педагогов. Поэтому важной целью работы с кадрами является формирование новой педагогической установки, изменения менталитета по отношению к новым технологиям, формирование у учителей своего видения использования их в профессиональной деятельности.

За последние три года курсы повышения квалификации по использованию информационных технологий закончили 76,3% педагогического состава гимназии.

Огромное значение для роста профессионального мастерства педагогов имеет конкурс «Лучший урок с использованием ИКТ», проводимый в гимназии. 12 участников этого конкурса получили дипломы в различных номинациях.



Исследовательская деятельность учащихся.

Использование информационных технологий содействует интеллектуальному, творческому развитию учащихся, личностно-ориентированному общению учителя с каждым учеником. Изучение материала идет более успешно, если перед обучаемыми ставятся конкретные и практически значимые задачи, к решению которых привлекаются разнообразные информационные технологии. Сильной мотивационной основой для учащихся является работа над проектами по актуальным темам, с прикладной и межпредметной направленностью, позволяющая предложить учащимся интересную форму изучения материала, познакомить их с современными идеями и имитировать в учебном процессе деятельность, которая осуществляется в реальности. Освоение инструментальных средств, знакомство с технологией мультимедиа, создание презентаций, работа в Интернет позволяет вести исследовательскую работу на качественно новом уровне.

Особенно значимым в этом направлении следует признать широко используемый в гимназии метод проектов.

Информационные системы управления учебным процессом.

Обновление управления системой образования в современных условиях связано, прежде всего, с формированием структуры информационно-аналитической деятельности как основного инструмента управления. На современном этапе необходимо решать следующие задачи:



  • сопровождение, обновление базы данных гимназии;

  • разработка и сопровождение базы данных по одаренным детям,

  • сопровождение, обновление базы данных по педагогическим и методическим нововведениям, литературе, справочникам, методическим пособиям;

  • организация методического обеспечения по использованию новых информационных технологий в образовательном процессе.

Автоматизация учебно-административного процесса

Попытки автоматизировать отдельные фрагменты управленческой деятельности гимназии возникли несколько лет назад. С 2008 года расписание гимназии составляется с помощью программы «ХроноГраф 3.0 Мастер», что значительно упростило составление расписания, так как в гимназии, помимо изучения английского языка со второго класса, изучается второй иностранный язык, где необходимо деление класса на группы. В отдельных классах введены классно-групповые занятия по физкультуре (два класса объединяются, а затем делятся на группы). В этой ситуации идеально подходят поточные часы, предлагаемые программой «ХроноГраф 3.0 Мастер».

Но работы в программе «ХроноГраф 3.0 Мастер» для создания единого информационного пространства оказалось недостаточно. Необходимо такое компьютерное приложение, которое:


  • обеспечивало бы значительное сокращение времени и трудозатрат на наиболее значимых направлениях деятельности;

  • поддерживало бы выработанную годами и весьма традиционную методику работы с информацией всех ключевых пользователей — сотрудников учреждений образования: директора и его заместителей, секретаря и специалиста по кадрам, классных руководителей и учителей-предметников;

  • обеспечивало бы функциональную надежность информационных модулей дополнительного обеспечения (библиотека, социально-педагогическая и психологическая службы, медицинское обеспечение, организация питания, хозяйственная служба и т.д.) и постоянный взаимообмен данными между ними и основными информационными системами;

  • поддерживало бы «доступность» необходимой информации для родителей;

  • обеспечивало бы подготовку и передачу необходимой информации для вышестоящих органов управления образованием.

Это заставило коллектив гимназии начать использование в своей работе программного продукта «1С: Школа 2.5», который позволил бы создать информационную среду гимназии.

Модель информационного пространства, реализуемая в «1С: Школа 2.5»

Несомненными преимуществами данного пакета являются:



  • оперативное получение и обобщение информации об учебном процессе для принятия решений о его улучшении;

  • ведение алфавитных книг, личных дел сотрудников, учеников, родителей для создания оперативных отчетов;

  • мониторинг движения учащихся;

  • создание системы школьного документооборота;

  • автоматизированное составление отчетности для управления образования;

  • экспорт отчетов в Excel;

  • создание собственных отчетов;

  • экспорт расписания, созданного в формате «ХроноГраф 3.0 Мастер».

Естественно, процесс внедрения идет непросто.

Мы столкнулись со следующими трудностями:



  • человеческий фактор;

  • отсутствие компьютеров в каждом учебном кабинете и локальной сети во всем школьном здании.

Однако на сегодняшний день проделана огромная работа: созданы базы данных по учителям, ученикам, родителям, сформирована алфавитная книга, ведутся книги приказов.

Для новой информационной технологии характерны:



  • работа пользователя в режиме манипулирования данными. Пользователь должен «видеть» и «действовать», а не «знать» и «помнить»;

  • сквозная информационная поддержка на всех этапах прохождения информации на основе интегрированной базы данных, предусматривающая единую унифицированную форму представления, хранения, поиска, отображения, восстановления и защиты данных;

  • безбумажный процесс обработки документа, при котором на бумаге фиксируется только окончательный вариант документа, а промежуточные версии и необходимые данные записаны на машинные носители и доводятся до пользователя через экран монитора;

  • интерактивный (диалоговый) режим решения задач с широкими возможностями для пользователя;

  • возможности коллективного исполнения документов на основе группы компьютеров, объединенных средствами коммуникаций.

Итак, в основу автоматизации учебно-административного процесса, базирующейся на широком применении компьютерной техники, должны быть положены три основных принципа: интегрированность, гибкость и интерактивность.

Нашим учащимся предстоит решать проблему адаптации к условиям жизни в обществе, где решающую роль будут играть не вещество и энергия, а информация и научные знания – факторы, которые станут определять как общий стратегический потенциал общества, так и перспективы его дальнейшего развития.