Информационное образовательное пространство современной школы: деятельность педагога в новых образовательных условиях - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа развития муниципального общеобразовательного 2 593.87kb.
Модель единого информационного пространства 1 80.67kb.
Диплом важное преимущество выпускника современной школы 1 67.34kb.
Направления, формы и результативность международного сотрудничества... 1 291.42kb.
Научно-методическое сопровождение профессиональной деятельности педагогов... 2 400.15kb.
Профессиональные качества социального педагога 1 14.58kb.
Директор моу сош №25 с уиоп 1 60.6kb.
- 1 382.22kb.
Телеконференция "управление инженерными данными: информационные технологии... 1 18.44kb.
Молодёжные сми и современное информационное пространство 2 393.72kb.
Информационное пространство без границ 1 53.91kb.
С. В. Прокопчина; Н. К. Румянцев 1 37.04kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Информационное образовательное пространство современной школы: деятельность педагога - страница №1/1

Информационное образовательное пространство современной школы: деятельность педагога в новых образовательных условиях
Коломиец Елена Леонидовна (kolomiec@mail.ru)
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение лицей №110 имени Л.К. Гришиной (МАОУ лицей №110) г. Екатеринбург
Аннотация

Информатизация образования является неотъемлемой частью информатизации общества. Современный учитель должен не только быть специалистом в своей области, знать основы компьютерной грамотности и иметь практические навыки работы с персональным компьютером, но и обладать информационной культурой. В статье сделана попытка оценить готовность педагогов конкретного образовательного учреждения к работе в новых образовательных условиях.


Мы живем в обществе, в котором решающую роль играет получение, обработка, хранение, передача, распространение, использование знаний и информации. Современное общество называют информационным, так как роль и количество информации, циркулирующей в нем, стремительно растет, наибольшую ценность представляет умение быстро получить требуемую информацию и эффективно ею воспользоваться.
Информатизация образования является неотъемлемой частью информатизации общества. Переход современного общества к информационной эпохе развития выдвигает в качестве одной из основных задач, стоящих перед системой образования, задачу формирования основ информационной культуры будущего специалиста. А это – умение использовать технологии и средства информатизации в процессе получения знаний и решения задач в любой сфере деятельности, умение прогнозировать и контролировать последствия их применения.
В качестве основной компетентности педагогических работников ФГОС второго поколения определяет информационную компетентность, заключающуюся в готовности вести дистанционную образовательную деятельность, использовать компьютерные и мультимедийные технологии, цифровые образовательные ресурсы, школьную документацию на электронных носителях.
От педагогического сообщества требуется повышение эффективности всех видов образовательной деятельности на основе использования ИКТ и повышение качества подготовки специалистов с новым типом мышления, соответствующим требованиям информационного общества. Современный учитель должен не только быть специалистом в своей области, знать основы компьютерной грамотности и иметь практические навыки работы с персональным компьютером, но и обладать информационной культурой: уметь работать с различными источниками информации, владеть основными способами переработки информации, знаниями и умениями в использовании современных информационных технологий для решения образовательных проблем. Он – активный участник информационного процесса, сам создает информационный материал, рецензирует, редактирует, консультирует.
Попробуем оценить готовность педагогов к работе в новых образовательных условиях на примере нашего образовательного учреждения.
Сегодня в лицее стали привычными различные формы использования ИКТ в учебно-воспитательном процессе: мультимедийное сопровождение уроков и классных часов, использование ЭОР, электронные лабораторные практикумы, компьютерный контроль знаний, участие в разнообразных интернет-проектах и конкурсах, представление разработок на образовательных сайтах, исследовательские работы с использованием интернет-ресурсов.
Информационное пространство образовательного учреждения – это требование времени, основной механизм формирования имиджа, сфера организационного взаимодействия всех участников образовательного процесса. Необходимо, чтобы информационное пространство было открытым, соответствовало требованиям внешнего информационного пространства, требованиям современного этапа развития образования и общества в целом, чтобы учителя активно использовали возможности этого пространства, корректировали и наполняли его новым содержимым. Что включает в себя информационное пространство нашего лицея?
Десять лет назад была создана школьная локальная сеть, которая сегодня объединяет более 130 компьютеров: компьютеры кабинетов ИТ, информационного центра, мобильного класса, административные рабочие места и рабочие места учителей. Создано место общего доступа для хранения и обмена электронными ресурсами. Все компьютеры имеют выход в Интернет.
Формированию информационного пространства способствуют школьные СМИ. Это ежемесячная лицейская газета «Обычные дела» и лицейское телевидение, которое делает первые шаги.
Материалы для газеты готовят все участники образовательного процесса. Результат: детские и информационные выпуски газеты, специальные выпуски на актуальные темы в печатном и электронном варианте. За 15 лет существования газета не потеряла своей популярности. Члены издательского клуба участвуют в городских конкурсах и проектах, представляют свою работу на различных мероприятиях, выставках в целях не только обмена опытом, но и в плане самопрезентации, продвижения газеты, разрабатывают буклеты, презентации, рекламные листки и плакаты социальной направленности. Издаваемая учащимися в сотрудничестве с учителями продукция вносит весомый вклад в формирование имиджа ОУ, способствует расширению информационного пространства лицея.
Важным элементом информационной среды является сайт лицея – визитная карточка образовательного учреждения в сети Интернет. Сайт имеет четкую структуру, удобную навигацию, современный дизайн. Любой посетитель может получить информацию о лицее, кафедрах, направлениях работы, расписании, учебных планах, ссылки на образовательные ресурсы, полезные сайты. Особой популярностью пользуются вкладки: новости, события и поздравления, фотогалерея. Чтобы сайт был посещаемым и актуальным, он должен «жить»: регулярно обновляться, дорабатываться в соответствии с требованиями времени и интересами детей и родителей.
Огромный шаг вперед – внедрение в 2007-2008 учебном году программы «Сетевой город. Образование». Сначала были пробные шаги, внедрение шло достаточно сложно: не всем учителям хватало навыков работы на компьютере, были жалобы на дополнительный объем работы – приходилось вести два журнала, заносить тематическое планирование, нерегулярно выставлялись пропуски и оценки. Постепенно все участники образовательного процесса оценили преимущества «Сетевого города». Сдались даже самые упрямые – жизнь заставила подружиться и с «Сетевым». Последние два года мы используем возможности среды в полном объеме, а в этом году полностью перешли на электронный журнал, отказавшись от бумажного варианта, что позволило лицею работать в максимально открытом режиме.
Внедрение программы «Сетевой город. Образование» помогает не только фиксировать учебные достижения учащихся и автоматизировать процесс составления отчетов, но общаться с родителями и учащимися через Интернет. Тренировочные и итоговые варианты тестов в системе СИнТеЗ учителя лицея начали разрабатывать в прошлом году. Активно используются аналитические возможности СГ: динамика среднего балла по предмету, динамика среднего балла учителя, отчет об успеваемости класса по преподаваемому предмету, отчет учителя по итогам четверти и года, а также отчеты и ведомости по текущей и итоговой успеваемости и посещаемости.
Необходимо стремиться к тому, чтобы родители регулярно заходили в «Сетевой город», своевременно реагировали на оценки и пропуски уроков, были в курсе происходящих событий, что помогло бы им вместе с учителем и классным руководителем выстроить траекторию личностного роста своего ребенка.
Современному учителю необходимо идти в ногу со временем, совершенствоваться профессионально, повышать информационную компетентность. Прослушав курс по технологиям WEB2, учителя создали странички лицея и кафедр в Летописях. Владение этой технологией позволяет обмениваться информацией с коллегами, создавать документы общего доступа и работать с ними, использовать электронные сетевые ресурсы, публиковать свои статьи, обсуждать проблемы, вместе с учениками участвовать в разнообразных интернет-проектах, конкурсах и олимпиадах, которые предлагаются сегодня.
Используются учителями нашего лицея в своей работе элементы дистанционной формы обучения. Материала в Интернете много, и его можно использовать для формирования учебной информации. Необходима кропотливая профессиональная работа по созданию и наполнению информационного образовательного пространства, систематизации и поддержанию ресурсов. Это не под силу коллективу одного образовательного учреждения, поэтому необходимо объединить усилия ведущих учителей, методистов и экспертов с учетом опыта отдельных регионов по созданию своей региональной информационно-образовательной среды.
Что происходит сегодня? Сначала мы создаем учебно-методический комплекс в одной среде, потом в другой, при этом интеграция отсутствует, то есть все приходится делать заново. С нас требуют отчеты в разных средах, разных формах, изменяющиеся каждый год. Часть школ работают в одной образовательной среде, другие внедряют что-либо иное. Это вносит определенные трудности, замедляется процесс развития.
Появляются новые формы организации учебной деятельности. Как повысить мотивацию учащихся, как сделать процесс обучения интересным, интенсивным, результативным? Сегодня говорят о смешанном обучении – объединении технологий классно-урочной системы и технологии электронного обучения, появилось понятие «перевернутой классной комнаты», в которой школьники слушают или читают лекции дома, а в класс приходят практиковаться, дискутировать, консультироваться. Учителя лицея готовы к изменениям.
Конечно, уровень информационной культуры у всех разный, есть чему учиться, к чему стремиться. С нашей точки зрения, очень важно сегодня понимать, по какой траектории двигаться в своем развитии. И конечно, должен быть стратегический план развития образовательного учреждения, региона, государства.
Литература

1. NetSchool. Версия 4.0. Руководство пользователя. Самара, 2010, ЗАО «ИРТех».



2. Зайченко Т.П. Основы дистанционного обучения: Теоретико-практический базис: Учебное пособие.- СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2004. - 167 с.