страница 1
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие работы
|
Игра как средство активизации познавательной деятельности учащихся - страница №1/1
Игра - как средство активизации познавательной деятельности учащихся Традиционные методы обучения предполагают, как правило, активную деятельность педагога, а учащимся отводится пассивная роль. На таких занятиях каждый учащийся попадает под непосредственный контроль преподавателя всего на 2-3 минуты. Поэтому в настоящее время внимание педагогов обращено на поиск новых форм и методов обучения. Организация учебной деятельности в игровой форме имеет ряд преимуществ: 1.Игра способствует возникновению интереса из-за наличия момента соревновательности. 2. Во время игры учащиеся чувствуют себя свободно и непринуждённо, что способствует активизации интеллектуальной деятельности. 3. Игра создаёт условия для непроизвольного запоминания учебного материала. 4. Работа учащихся, как правило, проходит в небольших группах, а следовательно создаются наиболее благоприятные условия для умственного развития учащихся, формируются навыки общения. 5. Игра способствует улучшению морально-психологического климата в детском коллективе, способствует улучшению межличностных отношений. Игра – единственная центральная деятельность ребёнка, имеющая место во все времена и у всех народов. Если традиционно образовательный процесс связан с передачей-получением информации, отработкой репродуктивных навыков и познавательным творчеством, то в игре участник сам ставит себе цель, ищет способы её достижения, отбирает материал, при этом учится работать в группе. Игровая деятельность - одна из ведущих разновидностей деятельности. Феномен игры изучается философами, социологами, психологами, педагогами. В широком смысле игра трактуется как любая деятельность, приносящая удовольствие. Известно, что различные формы проведения учебных занятий не только разнообразят учебный процесс, способствуют его «оживлению» но и вызывают у учащихся удовлетворение от самого процесса труда. Ведь не может быть интересным учебное занятие, если учащиеся постоянно включаются в однообразную по структуре и методике деятельность. Давно замечено, что чем разнообразнее эта деятельность, тем выше педагогический эффект. Дидакты, педагоги предлагают большое разнообразие игр: 1. Различные физические лото; 2. Викторины по различным темам курса; 3. Суды над Инерцией, Трением (7 класс), Сопротивлением (8 класс), Резонансом (10 класс), Ядерной энергией (11 класс): 4. Аукционы знаний; 5. Заседания клуба «Что? Где? Когда?»; 6. Различные ролевые игры; 7. Конференции; И многие другие. Французский учёный Луи де Бройль утверждал, что все игры имеют много общих элементов с работой учёного. В том и другом случае привлекает поставленная задача, загадка, трудность, которую нужно преодолеть, затем радость открытия, ощущение преодолённого препятствия. Именно поэтому всех людей независимо от возраста привлекает игра. В форме игры целесообразнее проводить повторительно-обобщающие занятия, т.к. они углубляют, расширяют, систематизируют знания учащихся, определяют уровень усвоения знаний. Для подготовки игровых занятий по физике используется следующая литература: 1. Физика и экология. 7-11 классы. Материалы для проведения учебной и внеурочной работы по экологическому воспитанию/ Сост. Г. А. Фадеева, В.А. Попова. - Волгоград: Учитель, 2005.-74с. 2. Физика. 7-10 классы: Нестандартные уроки. / Сост. Боброва С.В. -Волгоград: Учитель, 2003.-54с. 4. Калейдоскоп учебно-деловых игр в старших классах на уроках математики, физики, информатики, химии, географии, экономики/ Авт.-сост. В.М. Симонов. - Волгоград: Учитель,2003.-114с. 5. Брейгер Л.М., Глинская П.В. Предметные недели в школе. Химия, Физика. -Волгоград: Учитель, 2003.-45 с. 6. Нетрадиционные формы проведения учебных занятий по физике: методическое пособие, /под ред. П.И. Самойленко - М: НМЦ, 1993. |
|