Методы и приемы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках физики как условие достижения метапредметных результатов - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
«Практические работы на уроках права как средство активизации познавательной... 4 676.08kb.
Учет результатов ниокр как фактор активизации инновационной деятельности 1 47.78kb.
Познавательная игра для учащихся 5-6 классов «Математическое многоборье»... 1 170kb.
I. Информационный раздел Наименование опыта Игровые методы как средство... 2 581.57kb.
Игра как средство активизации познавательной деятельности учащихся 1 28.67kb.
Статья «Развитие творческих способностей учащихся на уроках изобразительного... 1 147.91kb.
Урок деловая игра «Паспортный стол» по теме 1 197.44kb.
«Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках истории. 1 179.43kb.
ІХ. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной... 1 371.25kb.
Пояснительная записка 2 Кодификатор 7 Спецификация 11 4 1260.76kb.
Развитие мышления и познавательной активности учащихся при подготовке... 1 59.07kb.
Проектирование экспертной системы финансового планирования 1 55.6kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Методы и приемы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках физики - страница №1/1

Методы и приемы активизации познавательной деятельности учащихся

на уроках физики как условие достижения метапредметных результатов

Вопросы активизации познавательной деятельности учащихся относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики. Реализация принципа активности в обучении имеет большое значение, т.к. обучение и развитие носят деятельностный характер, и от качества учения как деятельности зависит результат обучения, развития и воспитания учащихся.

Я размышлял над этой проблемой, работая над дипломом. Школьная практика подтвердила, что физика относится к категории сложных предметов. Непонимание его оборачивается ситуацией неуспеха, интерес к предмету падает, что не может не сказаться на качестве образования, затрудняет достижение метапредметных результатов.

Объектом исследования стал процесс познавательной деятельности учащихся на уроках физики в 7-9 классах, предметом исследования – методы и приемы активизации познавательной деятельности учащихся как условие достиженияметапредметных результатовна уроках физики.

В качестве цели работы был выбран анализ эффективности различных приемов и методов активизации познавательной деятельности учащихся на уроках физики, практическое апробирование и отбор наиболее эффективных и результативных, которые, при системном их использовании на уроках физики, повысят интерес к предмету и познавательную активность учащихся, будут способствовать достижению метапредметных результатов учащихся.

Смолкин А.М. выделяет три уровня познавательной активности:


  • Воспроизводящая активность: характеризуется стремлением учащегося понять, запомнить и воспроизвести знания, овладеть способом его применения по образцу. Этот уровень отличается неустойчивостью волевых усилий школьника, отсутствием у учащихся интереса к углублению знаний, отсутствие вопросов типа: «Почему?»

  • Интерпретирующая активность: характеризуется стремлением учащегося к выявлению смысла изучаемого содержания, стремлением познать связи между явлениями и процессами, овладеть способами применения знаний в измененных условиях. Характерный показатель - большая устойчивость волевых усилий, которая проявляется в том, что учащийся стремится довести начатое дело до конца, при затруднении не отказывается от выполнения задания, а ищет пути решения.

  • Творческая активность: характеризуется интересом и стремлением не только проникнуть глубоко в сущность явлений и их взаимосвязей, но и найти для этой цели новый способ.

Характерная особенность – проявление высоких волевых качеств учащегося, упорство и настойчивость в достижении цели, широкие и устойчивые познавательные интересы. Данный уровень активности обеспечивается возбуждением высокой степени рассогласования между тем, что учащийся знал, что уже встречалось в его опыте, и новой информацией, новым явлением. Активность, как качество деятельности личности, является неотъемлемым условием и показателем реализации любого принципа обучения.

В соответствии с этим, я выдвинул гипотезу, что системное применение методов и приемов активизации познавательной деятельности учащихся, основанных на деятельностном подходе в обучении, окажется более эффективным, повысит интерес учащихся к физике, что, в свою очередь, положительно скажется на развитии метапредметных универсальных учебных действий учащихся.

Для того, чтобы провести педагогический эксперимент, нами были выбраны два класса: 7 «А» – экспериментальным, 7 «В» – в качестве контрольного класса. В сентябре 2009 года в этих классах была проведенадиагностика уровня познавательной активности учащихся. В обоих классах мы столкнулись с проблемой: учащиеся были мотивированы на хорошую успеваемость при низком уровне познавательной активности. То есть их интересовали в первую очередь оценки, а не знания по предмету. Это подтвердила диагностика Спилбергера.

Чтобы можно было оценить не только сам факт наличия или отсутствия познавательного интереса школьника к предмету, но до некоторой степени и уровень его осознанности, степень эмоциональной увлеченности предметом, сам характер познавательных интересов, мы провели системную диагностику, которая включала: анкетирование учащихся, написаниетворческих работ и сочинений, интервьюирование учителей и родителей, педагогическое наблюдение, тестирование.Все эти методы взаимно дополняют друг друга и позволяют точнее определить уровень познавательной активности учащихся.

Результаты анкетирования показали, что в обоих классах преобладала воспроизводящая активность – 56% в 7 «А» и 48% в 7 «В» (см. рис. 1). Учащихся с интерпретирующей активностью на тот момент было 32% в 7 «А» и 40% в 7 «В». Учащихся с творческим, наивысшим уровнем активности оказалось по 12% в обоих классах.

В соответствии с гипотезой исследования мы предположили, что в экспериментальном классе по истечении эксперимента, через 3 года, количество учащихся с воспроизводящей активностью должно снизиться, а с интерпретирующей и творческой – повыситься.





Рис. 1. Уровни познавательной активности (Входящая диагностика, 2009)

Универсальные учебные действия (УУД) – это система учебных действий ученика, освоенных на базе предметного содержания, применяемых как в области образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях, то есть умение учиться, способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Асмолов А. Г. выделяет четыре группы метапредметных УУД:


  • Личностные – обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

  • Регулятивные – отражают способность обучающегося строить учебно-познавательную деятельность.

  • Познавательные – система способов познания окружающего мира, построения самостоятельного процесса поиска.

  • Коммуникативные – способность обучающегося осуществлять коммуникативную деятельность.

Метапредметные результаты отслеживались с помощью школьного теста умственного развития (ШТУР, см. рис.2 и рис. 3). Уровень развития познавательных метапредметных УУДопределялся по четырем шкалам: «осведомленность», «аналогии», «классификация», «обобщение». Полученные результаты свидетельствуют о не высоком уровне их развития у учащихся обоих классов, что можно объяснить их низкой познавательной активностью. Особо низкий уровень учащиеся показали по шкале «обобщение».



Рис. 2. Результаты школьного теста умственного развития 7а класса(Входящая диагностика, 2009)



Рис. 3. Результаты школьного теста умственного развития 7в класса(Входящая диагностика, 2009)

При выборе тех или иных методов обучения в экспериментальном классе мы руководствовались следующими принципами:



  • проблемности,

  • практической направленности,

  • взаимообучения,

  • исследовательского характера обучения,

  • индивидуализации,

  • самообучения,

  • мотивации.

Нами учитывались и факторы, побуждающие учащихся к активности:

  • творческий характер познавательной деятельности,

  • игровой характер обучения,

  • сложность и одновременно – доступность изучаемого материала,

  • состязательность,

  • эмоциональная насыщенность,

  • новизна изучаемого материала,

  • формирование профессионального интереса.

В педагогической практике и в методической литературе традиционно принято делить методы обучения по источнику знаний насловесные, наглядные и практические. Каждый из них может быть как более активным,так и менее активным, пассивным.

Каждый метод предполагает актуализацию тех или иных приемов, которые я применял на своих уроках в экспериментальном классе. Наиболее продуктивными, эффективными, на наш взгляд, оказались теприемы, которые предполагает практический метод обучения:



  • лабораторные работы;

  • фронтальные опыты;

  • решение шуточных задач с физическим содержанием;

  • решение олимпиадных задач;

  • конструирование моделей и приборов;

  • виртуальное моделирование;

  • исследовательские работы.

Поскольку МАОУ гимназия №16 города Тюмени реализует программу экспериментальной деятельности «Формирование и развитие языковой личности гимназиста», особое внимание также уделялось и словесным приемам. Совместно с руководителем экспериментальной деятельности, к.ф.н., доцент кафедры филологии ТОГИРРО Володиной Еленой Николаевной, были выбраны самые эффективные из них:

  • дискуссия, доклад, реферат, рецензии, составление плана доклада;

  • работа с учебной картой урока, с инструкцией;

  • словарная работа;

  • «Вставь пропущенное слово», «Физическое лото»;

  • творческие работы: эссе, сочинения, написание стихов;

  • работа с научно-популярным или художественным текстом по проблемным вопросам;

  • составление таблиц, схем, графиков, ассоциативных карт.

Наглядные приемы, которые я в системе использую на своих уроках:

  • демонстрационный эксперимент;

  • видео;

  • дидактические таблицы, плакаты;

  • выделение цветом дидактического материала;

  • словарные слова на доске.

Наиболее интересными и эффективными представляются мне следующие приемы.

Фронтальный эксперимент позволяет включить каждого ученика в работу. Очень часто в качестве оборудования в таких опытах я использую предметы, которые окружают нас и знакомы ученикам с детства: игрушки (шарики, праздничные свистки, наборы для мыльных пузырей), некоторые продукты питания (куриные яйца, крупы, поваренная соль), предметы хозяйственного инвентаря и инструмент (ножовка, наждачная бумага, мыло, бутылки) и т.п. Эти опыты легко подготовить к уроку и часто повторяются учениками дома. Ученики не только наблюдают опыты, но и стараются их объяснить, использовать результаты этих опытов для решения проблемных задач.

Решение шуточных задач позволяет сделать урок более эмоциональным, привлечь внимание учеников к, казалось бы, не самым интересным темам. Чаще всего я использую задачи из книги Григория Остера «Физика». Вот пример одной из них:

Легче было бы коту Яшке стянуть с бутерброда колбасу, если бы вместо липкого сливочного масла между хлебом и колбасой оказалось машинное? Объясни почему.



Ответ: Легче. Объяснить, почему в бутерброде оказалось машинное масло, нельзя - это загадка природы, а объяснить, почему коту легче, можно. Трения меньше. Именно трение всегда мешает коту Яшке стягивать колбасу с бутербродов. И еще мешают хозяева Яшки и бутербродов. Между хозяевами и котом тоже часто возникают трения, кончающиеся переходом потенциальной энергии сковородки в кота.

Виртуальное моделирование довольно часто используется на моих уроках одновременно с проведением реальных экспериментов. Это позволяет ученикам заметить, что физические законы являются лишь моделью реальных процессов, в них очень часто не учитываются многие факторы, которые оказывают влияние на ход и результаты реального эксперимента.

«Физическое лото» – прием, который я применяю при повторении определений и формул (см. рис. 4). Процесс повторения для ребят становится более интересным, так как лото проводится в игровой и соревновательной манере. Ребята в парах или индивидуально должны соотнести отдельные карточки с карточками блока. На следующем этапе отдельные карточки убираются и учащиеся проверяют друг друга по карточкам блока, спрашивая определения, формулы, обозначения, единицы измерения физических величин. Этот прием способствует развитию коммуникационной компетенции при работе в паре.



Рис. 4. «Физическое лото»

Работа с художественным текстом по проблемным вопросам – один из моих любимых приемов. При изучении нового материала я часто использую отрывки из научной фантастики, приключенческих романов и других художественных произведений. Учащиеся объясняют описанные явления или приборы, рассуждают, насколько реальны описанные устройства, иногда даже доказывая несостоятельность идей автора. Бывает, что читая произведения, не входящие в школьную программу и столкнувшись с чем-то для себя необъяснимым или загадочным, они подходят ко мне, чтобы обсудить это. Так произведение Герберта Уэлса «Человек-невидимка» вдохновило моего ученика, Чхайло Ивана, к написанию исследовательской работы «Невидимость», которая была успешно защищена на традиционной гимназической научно-практической конференции «Ломоносовские чтения».

Приемы активизации познавательной деятельности учащихся способствуют развитию метапредметных УУД (см. рис. 5). В зависимости от контекста урока один и тот же прием может способствовать развитию разных УУД.



дискуссия, доклад, реферат, рецензии, составление плана доклада;

словарная работа;

«Вставь пропущенное слово», «Физическое лото»;

творческие работы: эссе, сочинения, написание стихов;

работа с научно-популярным или художественным текстом по проблемным вопросам;

составление таблиц, схем, графиков, ассоциативных карт;

лабораторные работы;

фронтальные опыты;

решение шуточных задач с физическим содержанием;

решение олимпиадных задач;

конструирование моделей и приборов;

виртуальное моделирование;

исследовательские работы

работа с учебной картой урока, с инструкцией;

«Физическое лото»;

творческие работы

работа с научно-популярным или художественным текстом по проблемным вопросам

лабораторные работы

конструирование моделей и приборов;

исследовательские работы

дискуссия, доклад;

«Вставь пропущенное слово», «Физическое лото»;

работа с научно-популярным или художественным текстом по проблемным вопросам;

лабораторные работы;

фронтальные опыты;

решение шуточных задач

исследовательские работыанием;

конструирование моделей и приборов;

исследовательские работы


Рис. 5. Связь приемов активизации познавательной деятельности учащихся с УУД

Результаты итоговой диагностики уровня познавательной активности 2011 года показали, что в экспериментальном 9 «А» классе количество учащихся с воспроизводящей активностью уменьшилось на 32% по сравнению с 2009 годом, количество учащихся с интерпретирующей и творческой активностью увеличилось на 24% и 12% соответственно, что подтверждает заявленную гипотезу (см. рис. 6). В контрольном классе количество учащихся с воспроизводящей и интерпретирующей активностью за это время изменилось не значительно, а количество учащихся с творческой активностью не изменилось.

При анкетировании, в ходе беседы, а также в своих сочинениях учащиеся отмечают практические приемы как самые любимые и интересные для них. Словесным приемам отдают предпочтения учащиеся с ярко выраженными гуманитарными склонностями.

Рис. 6. Уровни познавательной активности (Итоговая диагностика, 2011)
Результаты ШТУР в 2011 году показали заметный рост в 9 «А» классе количества учеников с высоким и средним уровнем развития познавательных УУД по сравнению с результатами того же теста в 2009 году в 7 «А» классе (см. рис. 7). В 9 «В» классе наблюдается рост количества учащихся со средним уровнем развития познавательных УУД за счет уменьшения количества учащихся с низким уровнем развития познавательных УУД (см. рис. 8). Количество учащихся с высоким уровнем развития познавательных УУД в 9 «В» классе увеличилось только по двум шкалам: «аналогии» и «классификация» – на 3% и 4% соответственно.

Рис. 7. Результаты школьного теста умственного развития 9а класса в сравнении с теми же результатами в 7-ом классе (Итоговая диагностика, 2011)


Рис. 8. Результаты школьного теста умственного развития 9в классав сравнении с теми же результатами в 7-ом классе(Итоговая диагностика, 2011)
Таким образом, заявленная мною гипотеза подтвердилась, и я могу, опираясь на данные итоговой диагностики, утверждать, что за повышением познавательной активности учащихся неизбежно следует и повышение метапредметных результатов.

К результатам, подтверждающим эффективность моего педагогического опыта, можно также отнести выбор большим количеством учащихся экзамена по физике в качестве экзамена по выбору, успехи учеников в олимпиадах и на научно-практической конференции, поездку в Москву с группой школьников города Тюмени на курсы по физике «Путь к Олимпу» (в рамках реализации программы «Одаренные дети»).



Данная работа продолжается мною и сейчас, я постоянно нахожусь в творческом поиске, пробуя новые и интересные приемы на своих уроках.
Литература:

  1. Смолкин А.М. Методыактивногообучения. — М.: Высшая школа, 1991.

  2. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе.-М.: Просвещение, 1979.

  3. Щукина Г.И. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении.- М.: Просвещение, 1984.

  4. Поташник М.М. Требования к современному уроку. Методическое пособие.-М.: Центр педагогического образования, 2008.

  5. Фридман Л.М. Эвристика и педагогика //Народное образование, 2001. № 9.

  6. Соколов В.Н. Педагогическая эвристика: Введение в теорию и методику эвристической деятельности: Уч.пособие, - М.: АСПЕКТ ПРЕСС, 1995.

  7. Хуторской А.В. Технология эвристического обучения / Школьные технологии, 1998. № 4.

  8. Краевский В.В., Хуторской А.В. Предметное и общепредметное в образовательных стандартах // Педагогика. 2003. № 3.

  9. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В. Как проектировать универсальные учебные действия: Пособие для учителя – М.: Просвещение. 2008.