страница 1
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие работы
|
Единое информационное пространство общеобразовательного учреждения - страница №1/1
Аницына Т.М, методист по школьным библиотекам Красноярского края Единое информационное пространство общеобразовательного учрежденияСегодня, когда мы говорим о том, что каждый человек должен иметь доступ к любой информации – жизненно важной, социально значимой, производственно необходимой, то мы понимаем, что: эту информацию кто-то создает, обрабатывает, организовывает поиск, отвечает за ее хранение и распространение Однако, лишь формирование информационных ресурсов общеобразовательных учреждений: накопление информационных ресурсов в учебных кабинетах, и созданных новых структурных подразделениях ОУ – медиатеках большой пользы учебному процессу не принесет. Нет главного – не определены границы информационного пространства ОУ, не организован поисковый аппарат, нет электронной базы данных и систематизации информационных ресурсов. Не всегда учитываются потребности учителей и учащихся в информационных документах, в электронных образовательных программах, учебных пособиях, видеоматериалах и т.д., можно иметь много и просто «блуждать» (или же ничего не иметь). Кроме того, существуют определенные принципы организации единого информационного пространства
Кто, как и где можно построить информационное пространство с учетом этих принципов? Ответ один – в библиотеке. Библиотекари – это как раз те специалисты, которые лучше других научились собирать, информацию (с учетом информационных потребностей), хранить их (вести учет информационных документов), систематизировать (определять классификационный индекс, предметные рубрики, ключевые слова). Предоставлять поиск информации через создание баз данных, электронного каталога, бюллетеней новых поступлений и т.д. и предоставлять сами документы в пользование. К сожалению, в школах, лицеях и гимназиях сегодня большая проблема. Штатное расписание библиотеки по экономическим документам строится с учетом классов-комплектов, а не от объема работы (как это ведется в библиотеках высшей школы и библиотеках Министерства культуры). Как правило, библиотекари (особенно в школах сельской местности) работают на 1 или 0,5 ставки. Здесь можно возразить: в документе «Примерное положение о библиотеке общеобразовательного учреждения» от 23 марта 2004 г., пункт 5 «Положения…» определяет структуру и штатное расписание библиотеки ОУ, которые разрабатываются на основе объемов работ с использованием «Межотраслевых норм времени на процессы, выполняемые в библиотеках». На практике это пока трудно применимо, камень преткновения – финансирование. Какой же выход? На сегодняшний день изменить эту ситуацию можно составлением проекта при этом предусматривается изменение собственной профессиональной деятельности в сторону эффективного применения инновационных практик, ИКТ, проектных, педагогических методик. На курсах повышения квалификации в Библиотечно-информационном центре Красноярского краевого ИПК РО библиотечные работники ОУ приходят к пониманию, что составление проекта – это решение их проблем. Сегодня библиотеки ОУ через проекты преобразовываются в библиотеки-медиатеки, библиотечно-информационные центры, библиотеки-музеи и т.д. Преобразование библиотеки в новое структурное подразделение: позволяет за счет автоматизации библиотечных процессов, дополнительных штатных единиц (библиограф) построить информационное пространство ОУ согласно задачам образовательного и воспитательного процессов. Организовать деятельность по эффективному удовлетворение информационно – библиографических потребностей пользователей через возможность свободного и быстрого доступа к информации, путем формирования ресурсных фондов на различных носителях, аналитико-синтетической обработки информационных документов, созданием информационно-библиографической службы, которая выполняет:
Принципиальные основы информационного сервиса:
Каждый проект обязательно имеет приложения:
Кроме того, обязательно создается презентация, как иллюстрация проекта. В условиях информационного пространства особую актуальность приобретает аспект библиотечной деятельности - информационная культура. Чтобы ориентироваться в потоке информации, требуются специальные поисковые знания. И не обойтись без них сегодня никому: ни ученому, ни преподавателю, ни студенту, ни учащемуся. Если сегодня, не обратить внимание на информационную культуру, прежде всего учащихся, то получится не обратимый процесс Приученные к «электронной» логике мышления, подрастающее поколение будет использовать такой же стиль мышления и в отношениях с людьми. Не владея информационной культурой, учащиеся лишаются важных качеств:
Какое место должна занимать информационная культура в общеобразовательном процессе?! Из государственного стандарта общего образования: Учащийся, оканчивая начальную школу должен уметь:
Из требований к уровню подготовки оканчивающих начальную школу:
Образовательный минимум содержания образовательной программы по литературе Учащийся должен знать, понимать, уметь
Образовательный минимум содержания образовательной программы по информатике.
Научившись работать с текстами, умение сознательно подходить к выбору источников, учащиеся не только более качественно выполнят поставленную перед собой задачу (напишут реферат, подготовят доклад и т.д.), но и научатся гораздо внимательнее читать, развивая при этом навыки критического мышления, умение убеждать и аргументировать. Обучение школьников основам информационной грамотности – это ключ к их успешной жизни в веке информации и большая роль в этом процессе обучения и консультирования принадлежит библиотекарям, которые сегодня решают ряд новых задач:
Именно школьные библиотеки дают возможность в полной мере реализовать связь информационной теории с практикой, наглядно представить неразрывную связь учебы, образования с многообразными источниками информации: от книги до Интернета; наглядно представить эффективные результаты поиска информации. В 2006.- 07 учебном году школьные библиотекари края, прошли курсы «Творческая мастерская «Формирование информационной культуры личности» в рамках 48 часов. По программе:
Курсы называются «Творческая мастерская…» поэтому большая часть времени уделена собственному творчеству по составлению программы дальнейшей деятельности по формированию информационной культуры личности. Как результат слушателями курса были разработаны собственные программы «Основы информационной культуры личности», с включением следующих аспектов:
Таким образом, и для образовательных учреждений, и для библиотек организация единого информационного пространства и повышение информационной культуры личности представляет задачу первостепенной важности, а сами библиотекари становятся ключевыми фигурами, от которых в первую очередь зависит возможность получения любой информации, реального повышения уровня информационной культуры. Литература.
|
|