страница 1
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие работы
|
Единое информационное пространство территориально распределенного учебного заведения - страница №1/1
ЕДИНОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО ТЕРРИТОРИАЛЬНО РАСПРЕДЕЛЕННОГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯВалерий Васильевич Илющенко, кандидат технических наук Стратегической целью государственной политики в области образования является повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина. Реализация этой цели предполагает решение следующих приоритетных задач[1]:
За последние годы создана материально-техническая база для последующего внедрения новых образовательных технологий и принципов организации учебного процесса, обеспечивающих эффективную реализацию новых моделей и содержания образования, в том числе с использованием информационных и коммуникационных технологий. Совершенствование содержания и технологий образования, развитие системы обеспечения качества образовательных услуг, разработанные с участием работодателей федеральные государственные образовательные стандарты нового третьего поколения и совершенствование экономических механизмов в сфере образования, требуют повышения эффективности управления в системе образования, расширения информационного взаимодействия в рамках сети региональных ресурсных центров и университетов на основе имеющейся опорной информационной инфраструктуры, превращая их в центры информационных образовательных ресурсов, создающих единое информационно-образовательное пространство. В целом единое информационно-образовательное пространство должно представлять совокупность следующих компонентов:
Ранее наблюдалась тенденция к концентрации в одном месте всего учебного процесса и быта жизни студентов, преподавателей, администрации учебных заведений, что приводило к созданию на базе ВУЗов не только студенческих городков, но и целых учебно-научных комплексов. Примеры таких комплексов можно увидеть во многих странах, например, университеты в Кембридже и Оксфорде в Великобритании, Массачусетский технологический институт в США и многие другие. У нас в стране такими примерами могут служить МГУ, ЛГУ, Новосибирский университет, МГТУ им. Н.Э.Баумана и другие. По мере роста таких ВУЗов на их территории и базе возникали целые научные институты, коммерческие и производственные предприятия и фирмы. Преимущества такой концентрации в одном месте учебного, научного, производственного и коммерческого процессов, а также бытовых условий жизни очевидны и до последнего времени альтернативы не имели. Но в последние десятилетия появилась тенденция к образованию территориально распределенных ВУЗов. Причины, которые привели к появлению территориально распределенных ВУЗов:
Обычно под территориально распределенным понимается ВУЗ, у которого:
Несмотря на указанные выше особенности, требуется, чтобы в информационной работе такого ВУЗа практически не чувствовалась его территориальная разобщенность. В силу этого одной из актуальных задач, стоящих перед высшим учебным заведением, является создание автоматизированной информационной системы (АИС), способной обеспечить принятие оперативных и перспективных (долгосрочных) управленческих решений на различных уровнях управления ВУЗом [2]. Для разработки подобной АИС необходим не только взаимосвязанный комплекс программных средств, компьютерного оборудования и телекоммуникационных систем, но и автоматизированные информационные технологии, что в совокупности формирует единое информационное пространство ВУЗа. Выделив в качестве критерия оценки используемые для построения автоматизированной информационной системы ВУЗа сетевые технологии, введем следующие определения:
Формирование образовательных комплексов и сетевых структур управления территориально распределенным ВУЗом является результатом действия объективных факторов, наличие и проявление которых обусловлено двумя группами причин:
Рассмотрение сетевых структур управления территориально распределенным ВУЗом как организационных систем с учетом педагогической, экономической и социальной специфики, позволяет использовать для решения проблемы формирования системы управления знаниями и образовательной деятельностью ВУЗа подходов к моделированию механизмов управления, характерных для управления классическими организационными системами с помощью методов математического моделирования. На основе анализа соответствия возможных механизмов управления организационными системами и функциями управления, которые возникают в контексте задач формирования и эффективного использования системы управления знаниями на различных масштабах границ деятельности территориально распределенных ВУЗов, с помощью табличного-матричного способа выделен ряд актуальных задач управления сетевыми образовательными учреждениями:
Новые подходы к организации образовательной деятельности и управлению образовательным учреждением на основе управления знаниями различного типа и вида требует дополнительных затрат на этапе разработки и внедрения. Информационно-аналитическая система образовательного учреждения должна обеспечивать аналитическую поддержку управленческой деятельности в организации, и производить необходимые аналитические расчеты, и работать в реальном масштабе времени. Поэтому для проведения анализа текущего состояния территориально распределенного ВУЗа и прогнозирования результатов того или иного управленческого решения необходимо применение современного экономико-математического аппарата. Для разработки системы управления знаниями и образовательной деятельностью в территориально распределенном ВУЗе на первом этапе должны быть решены следующие первоочередные задачи: Во-первых, разработана модель основных элементов организационной структуры учебных подразделений, обеспечивающих функционирование территориально распределенного ВУЗа, мониторинг результатов деятельности, эффективное управление знаниями и качеством распределенного образовательного процесса, разработку и актуализацию содержания профессиональных образовательных программ в соответствии с требованиями корпоративных заказчиков и рынка труда. Во-вторых, изучены закономерности функционирования системы территориально обособленных подразделений ВУЗа во взаимосвязи их деятельности с развитием экономики регионов, становлением основ экономики знаний в регионах. В-третьих, должны периодически (не реже одного раза в год) определяться оптимальные наборы реализуемых образовательных программ и востребованный рынком труда контингент обучающихся, принимаемых на каждую из них с учетом потребностей региональных рынков трудовых ресурсов и условий развития региональной экономики для максимизации дохода территориально распределенного ВУЗа. В-четвертых, разработана дифференцированная по регионам ценовая политика и политика ресурсного обеспечения развития территориально обособленных сегментов территориально распределенного ВУЗа, которая должна иметь динамический характер. В-пятых, разработаны мероприятия по минимизации потерь сетевого образовательного учреждения в результате возникновения ситуаций реализации риска, как на региональных сегментах, так на уровне экономико-правовой среды функционирования сетевого учреждения в дискретной событийной среде с недетерминированным поведением факторов влияния. Фактор распределённости порождает отличительные особенности автоматизированных информационных систем каждого из типов территориально распределенных ВУЗов. Для описания их структуры выделим в качестве объектов - получателей информации следующие:
Для создания оптимальных условий обучения необходимо обеспечить проведение занятий студентов на их индивидуальных рабочих местах и отдаленных рабочих местах групповых занятий. С точки зрения информационной структуры территориально распределенного ВУЗа необходимо информационное обеспечение этих рабочих мест, а также обеспечение связи их с центральным сервером и между собой. Для этого должны быть решены следующие задачи:
Для отдаленного рабочего места групповых занятий дополнительно требуется организация доступа преподавателя, обладающего соответствующими правами доступа, к служебной информации контроля прохождения учебного процесса. Рабочие места технического персонала для обслуживания территориально разобщенных подразделений ВУЗа также должны иметь двустороннюю защищенную связь с центральным сервером. Поскольку руководство территориально распределенного ВУЗа должно иметь доступ ко всей информации, характеризующей состояние работы ВУЗа, то желательно, чтобы такая информация концентрировалась в одном месте, канал доступа к административным рабочим местам соответствовал бы требованиям по скорости, надежности и защищенности, и рабочие места руководителей содержали легкодоступные универсальные средства извлечения и обработки нужных объемов информации в формах, приемлемых для своевременного принятия эффективных управленческих решений. Анализ существующих концептуальных подходов к оценке результатов управления знаниями в образовательных учреждениях позволил рекомендовать использование компетентностной модели оценки качества подготовки специалистов как основного результата и эффективности процесса управления знаниями, который основан на дедуктивном описании результата образования с помощью обобщенных (интегративных) показателей, таких как
которые затем декомпозируется на составляющие, имеющие специфические особенности для каждого уровня образования, направления подготовки, специальности, профессиональной квалификации и уровня развития личности, а также выполняемых индивидом трудовых функций. Ключевые компетентности в качестве индикаторов процесса управления знаниями в учреждении профессионального образования отражают, прежде всего, эффективность интеллектуальной деятельности по управлению знаниями, которая выполняется либо индивидуально, либо в социальной группе и тем самым характеризуют основные «навыки» «работников, владеющих знаниями»:
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
|
|