Единое информационное пространство территориально распределенного учебного заведения - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа Второго Международного форума «MedSoft-2006» 1 61.15kb.
Единое информационное пространство общеобразовательного учреждения 1 99.26kb.
«Система контроля посещения учащимися учебного заведения» 1 104.65kb.
Модель единого информационного пространства 1 80.67kb.
Информационное образовательное пространство современной школы: деятельность... 1 66.34kb.
Наименование высшего учебного заведения 1 98.05kb.
Название высшего учебного заведения 1 57.9kb.
Положение о кредитно-модульной системе организации учебного процесса... 3 488.98kb.
Молодёжные сми и современное информационное пространство 2 393.72kb.
Информационное пространство без границ 1 53.91kb.
Отчет по программе педагогической практики 1 437.96kb.
Информационное пространство вузовской библиотеки Лигун Татьяна Анатольевна... 1 78.54kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Единое информационное пространство территориально распределенного учебного заведения - страница №1/1

ЕДИНОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО ТЕРРИТОРИАЛЬНО РАСПРЕДЕЛЕННОГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ



Валерий Васильевич Илющенко, кандидат технических наук
Стратегической целью государственной политики в области образования является повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.

Реализация этой цели предполагает решение следующих приоритетных задач[1]:



  • обеспечение инновационного характера базового образования;

  • модернизация институтов системы образования как инструментов социального развития;

  • создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров;

  • формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей, участие в международных сопоставительных исследованиях.

За последние годы создана материально-техническая база для последующего внедрения новых образовательных технологий и принципов организации учебного процесса, обеспечивающих эффективную реализацию новых моделей и содержания образования, в том числе с использованием информационных и коммуникационных технологий. Совершенствование содержания и технологий образования, развитие системы обеспечения качества образовательных услуг, разработанные с участием работодателей федеральные государственные образовательные стандарты нового третьего поколения и совершенствование экономических механизмов в сфере образования, требуют повышения эффективности управления в системе образования, расширения информационного взаимодействия в рамках сети региональных ресурсных центров и университетов на основе имеющейся опорной информационной инфраструктуры, превращая их в центры информационных образовательных ресурсов, создающих единое информационно-образовательное пространство.

В целом единое информационно-образовательное пространство должно представлять совокупность следующих компонентов:



  • информационных ресурсов, содержащих данные, сведения и знания, зафиксированные на соответствующих носителях информации;

  • организационных структур, обеспечивающих функционирование и развитие единого информационно-образовательного пространства, в частности сбор, обработку, хранение, распространение, поиск и передачу информации;

  • средств информационного взаимодействия обучающихся и учебных заведений, обеспечивающих им доступ к информационно-образовательным ресурсам на основе соответствующих информационных технологий, программно-технических средств и организационно-нормативных документов.

Ранее наблюдалась тенденция к концентрации в одном месте всего учебного процесса и быта жизни студентов, преподавателей, администрации учебных заведений, что приводило к созданию на базе ВУЗов не только студенческих городков, но и целых учебно-научных комплексов. Примеры таких комплексов можно увидеть во многих странах, например, университеты в Кембридже и Оксфорде в Великобритании, Массачусетский технологический институт в США и многие другие. У нас в стране такими примерами могут служить МГУ, ЛГУ, Новосибирский университет, МГТУ им. Н.Э.Баумана и другие. По мере роста таких ВУЗов на их территории и базе возникали целые научные институты, коммерческие и производственные предприятия и фирмы.

Преимущества такой концентрации в одном месте учебного, научного, производственного и коммерческого процессов, а также бытовых условий жизни очевидны и до последнего времени альтернативы не имели.

Но в последние десятилетия появилась тенденция к образованию территориально распределенных ВУЗов.

Причины, которые привели к появлению территориально распределенных ВУЗов:



  • бурное развитие средств телекоммуникации;

  • разработка новых средств программного обеспечения учебного и административно-управленческого процессов в ВУЗах;

  • бурное развитие корпоративных информационных систем, обеспечивающих эффективную работу территориально распределенных предприятий;

  • значительное ускорение темпа жизни, что привело к появлению новых форм обучения;

  • уменьшение свободных площадей в городах и, одновременно, повышение стоимости недвижимости;

  • значительное увеличение объёма информации и знаний в разных предметных областях, что привело к необходимости большей дифференцированности обучения студентов;

  • вынужденность ВУЗов готовить специалистов по большему количеству специальностей с уменьшением числа выпускников по каждой из них;

  • необходимость создания группы обучения при научно-исследовательских институтах, крупных предприятиях и административных единицах, нуждающихся в большом количестве квалифицированных кадров;

  • стоимость организации удаленного подразделения территориально распределенных ВУЗов вместе с проведением учебного процесса и организацией бытовых условий жизни студентов оказывается легче и дешевле, чем обучения этих же студентов на центральной территории ВУЗа.

Обычно под территориально распределенным понимается ВУЗ, у которого:

  • факультеты, кафедры факультетов, учебные аудитории, места приема абитуриентов, заданий, проведения зачетов и экзаменов и т.д. могут располагаться в разных, удаленных друг от друга на значительное расстояние зданиях; причем в разных зданиях могут располагаться даже части одного и того же подразделения ВУЗа (например, библиотеки). В любом случае, время, которое требуется для того, чтобы добраться из одного точки ВУЗа к другой, может измеряться часом и более (мегаполисные территориально распределенные ВУЗы);

  • здания (филиалы ВУЗа) располагаются в разных городах (региональные территориально распределенные ВУЗы);

  • студенты могут жить как у себя дома, так и в многочисленных небольших общежитиях, что требует составления расписания занятий в виде, удобном как для студентов, так и для преподавателей (территориально распределенные ВУЗы).

Несмотря на указанные выше особенности, требуется, чтобы в информационной работе такого ВУЗа практически не чувствовалась его территориальная разобщенность.

В силу этого одной из актуальных задач, стоящих перед высшим учебным заведением, является создание автоматизированной информационной системы (АИС), способной обеспечить принятие оперативных и перспективных (долгосрочных) управленческих решений на различных уровнях управления ВУЗом [2].

Для разработки подобной АИС необходим не только взаимосвязанный комплекс программных средств, компьютерного оборудования и телекоммуникационных систем, но и автоматизированные информационные технологии, что в совокупности формирует единое информационное пространство ВУЗа.

Выделив в качестве критерия оценки используемые для построения автоматизированной информационной системы ВУЗа сетевые технологии, введем следующие определения:



  • будем считать ВУЗ традиционным, если для построения его информационной структуры достаточно использования только локальных сетевых технологий;

  • будем считать ВУЗ территориально распределенным, если для построения его информационной структуры необходимо использование глобальных сетевых технологий.

Формирование образовательных комплексов и сетевых структур управления территориально распределенным ВУЗом является результатом действия объективных факторов, наличие и проявление которых обусловлено двумя группами причин:

  • экономическими - как результат баланса организационных и транзакционных издержек;

  • сформационными образовательными предпосылками - возможностями практической эффективной реализации концептуальных принципов развития современных образовательных систем.

Рассмотрение сетевых структур управления территориально распределенным ВУЗом как организационных систем с учетом педагогической, экономической и социальной специфики, позволяет использовать для решения проблемы формирования системы управления знаниями и образовательной деятельностью ВУЗа подходов к моделированию механизмов управления, характерных для управления классическими организационными системами с помощью методов математического моделирования. На основе анализа соответствия возможных механизмов управления организационными системами и функциями управления, которые возникают в контексте задач формирования и эффективного использования системы управления знаниями на различных масштабах границ деятельности территориально распределенных ВУЗов, с помощью табличного-матричного способа выделен ряд актуальных задач управления сетевыми образовательными учреждениями:

  • задача мотивационного управления персоналом для обеспечения процессов роста индивидуальных человеческих потенциалов, более полного вовлечения их в распределенный образовательный процесс, а также взаимного обмена знаниями, их формализацией и ростом на этой основе структурного, потребительского и как результат - интеллектуального капитала территориально распределенного ВУЗа;

  • задача структурной оптимизации для управления составом и структурой территориально распределенного ВУЗа и его учебных структурных и территориально обособленных подразделений с целью обеспечения эффективной реализации образовательных программ в распределенной информационно-образовательной среде сетевых структур;

  • задача потоковой оптимизации для информационного управления пропускными способностями территориально обособленных подразделений по организации обеспечения административно-хозяйственного и консультационного сопровождения региональных сегментов совокупности территориальных образовательных сетей;

  • задача распределения ресурсов для адекватного управления ресурсами, ресурсными ограничениями;

  • задача страхования и минимизации комплекса рисков, присущих финансово-хозяйственной деятельности при функционировании совокупности территориальных образовательных сетей учреждения на разнородных региональных рынках образовательных услуг.

Новые подходы к организации образовательной деятельности и управлению образовательным учреждением на основе управления знаниями различного типа и вида требует дополнительных затрат на этапе разработки и внедрения. Информационно-аналитическая система образовательного учреждения должна обеспечивать аналитическую поддержку управленческой деятельности в организации, и производить необходимые аналитические расчеты, и работать в реальном масштабе времени. Поэтому для проведения анализа текущего состояния территориально распределенного ВУЗа и прогнозирования результатов того или иного управленческого решения необходимо применение современного экономико-математического аппарата.

Для разработки системы управления знаниями и образовательной деятельностью в территориально распределенном ВУЗе на первом этапе должны быть решены следующие первоочередные задачи:



Во-первых, разработана модель основных элементов организационной структуры учебных подразделений, обеспечивающих функционирование территориально распределенного ВУЗа, мониторинг результатов деятельности, эффективное управление знаниями и качеством распределенного образовательного процесса, разработку и актуализацию содержания профессиональных образовательных программ в соответствии с требованиями корпоративных заказчиков и рынка труда.

Во-вторых, изучены закономерности функционирования системы территориально обособленных подразделений ВУЗа во взаимосвязи их деятельности с развитием экономики регионов, становлением основ экономики знаний в регионах.

В-третьих, должны периодически (не реже одного раза в год) определяться оптимальные наборы реализуемых образовательных программ и востребованный рынком труда контингент обучающихся, принимаемых на каждую из них с учетом потребностей региональных рынков трудовых ресурсов и условий развития региональной экономики для максимизации дохода территориально распределенного ВУЗа.

В-четвертых, разработана дифференцированная по регионам ценовая политика и политика ресурсного обеспечения развития территориально обособленных сегментов территориально распределенного ВУЗа, которая должна иметь динамический характер.

В-пятых, разработаны мероприятия по минимизации потерь сетевого образовательного учреждения в результате возникновения ситуаций реализации риска, как на региональных сегментах, так на уровне экономико-правовой среды функционирования сетевого учреждения в дискретной событийной среде с недетерминированным поведением факторов влияния.

Фактор распределённости порождает отличительные особенности автоматизированных информационных систем каждого из типов территориально распределенных ВУЗов. Для описания их структуры выделим в качестве объектов - получателей информации следующие:



  • рабочие места обеспечения учебного процесса в аудиториях;

  • отдаленное рабочее место групповых занятий;

  • индивидуальное рабочее место студента в домашних условиях (или в общежитии). Сюда же относятся рабочие места преподавателей и других сотрудников ВУЗа;

  • рабочие места технического персонала для обслуживания территориально разобщенных подразделений ВУЗа;

  • рабочие места руководства ВУЗа.

Для создания оптимальных условий обучения необходимо обеспечить проведение занятий студентов на их индивидуальных рабочих местах и отдаленных рабочих местах групповых занятий. С точки зрения информационной структуры территориально распределенного ВУЗа необходимо информационное обеспечение этих рабочих мест, а также обеспечение связи их с центральным сервером и между собой. Для этого должны быть решены следующие задачи:

  • помощь в составлении индивидуальных расписаний освоения учебного материала под потребности каждого студента;

  • выборочная доставка учебного материала студенту на его индивидуальное рабочее место или отдаленное рабочее место групповых занятий. Учебный материал доставляется из центральной базы данных ВУЗа, из электронной библиотеки ВУЗа, а также может быть получен индивидуально студентом из интернета;

  • проведение интерактивного обучения с возможностью общения, как с обучающей программой, так и с преподавателем через информационную систему территориально распределенного ВУЗа;

  • дистанционное выполнение контрольных заданий.

Для отдаленного рабочего места групповых занятий дополнительно требуется организация доступа преподавателя, обладающего соответствующими правами доступа, к служебной информации контроля прохождения учебного процесса. Рабочие места технического персонала для обслуживания территориально разобщенных подразделений ВУЗа также должны иметь двустороннюю защищенную связь с центральным сервером.

Поскольку руководство территориально распределенного ВУЗа должно иметь доступ ко всей информации, характеризующей состояние работы ВУЗа, то желательно, чтобы такая информация концентрировалась в одном месте, канал доступа к административным рабочим местам соответствовал бы требованиям по скорости, надежности и защищенности, и рабочие места руководителей содержали легкодоступные универсальные средства извлечения и обработки нужных объемов информации в формах, приемлемых для своевременного принятия эффективных управленческих решений.

Анализ существующих концептуальных подходов к оценке результатов управления знаниями в образовательных учреждениях позволил рекомендовать использование компетентностной модели оценки качества подготовки специалистов как основного результата и эффективности процесса управления знаниями, который основан на дедуктивном описании результата образования с помощью обобщенных (интегративных) показателей, таких как


  • индексы компетентности» (ИК) как функции результата (достижений), нормированного на усилия (издержки) в связи с его достижением,

  • потенциал повышения эффективности» (ППЭК), который служит мерой компетентности - отношение наилучшего индекса компе­тентности (ИКmax ) к личному индексу индивида (ИКi ) или социальной группы (профессиональной команды) (ИКi),

которые затем декомпозируется на состав­ляющие, имеющие специфические особенности для каждого уровня образования, направления подготовки, специальности, профессиональной квалификации и уровня развития личности, а также выполняемых индивидом трудовых функций. Ключевые компетентности в качестве индикаторов процесса управления знаниями в учреждении профессионального образования от­ражают, прежде всего, эффективность интеллектуальной деятельности по управлению знаниями, которая выполняется либо индивидуально, либо в социальной группе и тем самым характеризуют основные «на­выки» «работников, владеющих знаниями»:

  • навыки приобретения знаний;

  • навыки создания знаний;

  • навыки организации знаний;

  • навыки использования знаний.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ



  1. Башмаков А.И., Старых В.А. Систематизация информационных ресурсов для сферы образования: классификация и метаданные. - М.: Европейский центр по качеству, 2003. - 384 с.

  2. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы [Электронный] http://www.fcpro.ru/.