А. Р. Лурия психология восприятия издательство московского университета 1973 2 Учебное пособие - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Учебное пособие Москва Издательство Московского государственного... 9 1170.99kb.
Учебное пособие для студентов заочного обучения специальности 2301... 3 632.78kb.
Учебное пособие подготовлено в соответствии с государственным стандартом... 1 97.82kb.
М. В. Ломоносова Научно-исследовательский вычислительный центр А. 46 7250.37kb.
Военная психология: методология, теория, практика Учебно-методическое... 23 5490.78kb.
А. Р. Лурия потерянный и возвращенный мир 3 1773.18kb.
Учебное пособие для вузов саранск издательство моровского университета... 5 2158.62kb.
Учебное пособие (075) Печатается 10 5242.42kb.
Учебное пособие Ось-89 2 удк ббк 159. 9 88. 8 В229 6 3002.21kb.
Бандура (Bandura) Альберт (род в 1925 г.) — американский социальный... 1 99.87kb.
Исследование за исследованием подтверждают такую согласованность... 1 224.19kb.
Ощущение и восприятие 1 172.04kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

А. Р. Лурия психология восприятия издательство московского университета 1973 2 Учебное - страница №3/9

Типичным интермодальным ощущением является ощущение вибрации. Как известно, слуховая система человека не воспринимает колебания воздуха с частотой ниже двадцати герц. Более низкие тона воспринимаются нами в виде вибрационных ощущений. Это осуществляется не с помощью слуха, что доказывается существованием вибрационной чувствительности у глухих, а посредством, главным образом, кожно-мышечной системы. Для возникновения ощущения вибрации важно, чтобы раздражение передавалось костными тканями и распространялось на возможно большую часть тела. Считается, что при этом возбуждается вестибулярная система, хотя для нее вибрация — неадекватный раздражитель.

Вибрационная чувствительность занимает в нашем восприятии несравненно меньшее место, чем осязание или слух. Но у людей, потерявших слух, она начинает играть огромную роль. Вибрационную чувствительность называют даже "слухом глухих". В литературе описаны случаи, когда глухие оказывались способны воспринимать с помощью вибрации сложные музыкальные произведения.

Другим примером интермодальной чувствительности служит так называемое "шестое чувство слепых". Известно, что слепые, от рождения или с детства, способны на расстоянии обнаруживать препятствия и успешно их обходить. Субъективные ощущения, возникающие

55

у них при этом, очень сложны. Как правило, слепые сообщают, что они чувствуют препятствие кожей лица. Однако, большинство исследователей считает, что чувство преграды связано не с кожной, а со слуховой чувствительностью. Согласно этой точке зрения, слепой гораздо лучше чем зрячий улавливает это от своих шагов. Отраженные от предметов звуки воспринимаются как ориентиры, дающие указания о препятствиях, к которым он приближается. Поэтому чувство препятствия отказывает, если на пути слепого вместо плотной стенки, хорошо отражающей звуки, поставить преграду в виде металлической сетки с крупными ячейками.

Развитие интермодальных ощущений, позволяющих компенсировать те или иные сенсорные недостатки, подчеркивает значение, которое имеет для развития перцептивных систем наличие конкретной перцептивной задачи. А. Н. Леонтьевым была продемонстрирована возможность формирования с помощью создания у испытуемого активной установки совершенно нового вида чувствительности, который получил название неспецифической световой чувствительности.

В экспериментах ставилась задача выработать у испытуемых чувствительность к цвету посредством кожи ладони. Испытуемый сидел перед черным экраном. Через отверстие в экране была просунута его рука. В свою очередь сквозь отверстие в доске, на которой покоилась рука испытуемого, на ладонь проецировался красный или зеленый луч света. Лампа была отгорожена от ладони испытуемого водяным фильтром, так что раздражители, действующие на поверхность кожи, имели совершенно одинаковые тепловые характеристики и отличались лишь длинною волны.

В первой серии экспериментов испытуемый оставался пассивным, так как его ни о чем не предупреждали. Экспериментатор пытался выработать у него условный защитный рефлекс на раздражение красным светом. Раздражители подавались через разные промежутки времени в случайном порядке. Через тридцать секунд после раздражения ладони красным светом испытуемый получал удар током и, естественно, отдергивал ладонь. Зеленый свет

56

не сопровождался подкреплением. Оказалось, что даже после 800—900 сочетаний испытуемый не мог научиться вовремя отдергивать руку.

Во второй серии экспериментов испытуемому сообщалось, что иногда его ладонь будет освещаться красным, а иногда зеленым светом, и что если после освещения руки красным светом он не отдернет руку, то получит электрический удар. Иными словами, у испытуемых создавалась установка на активное обнаружение определенного раздражителя. В остальном условия опыта сохранялись. Результаты этой серии оказались поразительными. Уже через сорок — пятьдесят сочетаний удалось выработать условный рефлекс на освещение кожи красным светом, так что испытуемый отдергивал руку сразу после освещения ладони красным светом и оставлял ее на месте при освещении зеленым светом.

Взаимодействие перцептивных систем обусловлено, главным образом, единством окружающего мира. Действительно, один и тот же предмет или явление обладает множеством различных аспектов. Их восприятие связано с работой различных перцептивных систем, переферические звенья которых имеют весьма различные характеристики. Тем не менее мы воспринимаем единый целостный образ. Очень ярко взаимодействие перцептивных систем выступает в случае восприятия внешнего пространства (см. стр. 157 и стр.  ).

Существуют многочисленные факты, свидетельствующие о глубоких связях различных перцептивных систем. Речь идет о синестезии — возникновении ощущения определенной модальности под воздействием раздражителя, совершенно другой модальности. Явление синестезии может возникать как в явной, так и неявной форме. В явной форме, по данным ряда исследований, синестезии наблюдаются примерно у 50% детей и 15% взрослых. Очень яркие синестезии были, например, у композитора А. Н. Скрябина, переживавшего каждый звук окрашенным в тот или иной цвет и даже писавшего симфонии цвета. Можно утверждать, что в неявной форме синестезии встречаются у каждого. "Теплые" и "холодные" цветовые тона, "высокие" и "низкие" звуки свидетельствуют о том, как естественно подчас оцениваются ощущения при помощи

57

характеристик, заимствованных казалось бы, из совсем другой модальности.

Наиболее универсальной в этом отношении оказалась характеристика "светлоты". Немецкий психолог Э. М. Хорнбостель показал в двадцатых годах нашего столетия, что светлыми и темными могут быть не только зрительные, но и осязательные, органические, обонятельные и слуховые ощущения. Так ощущения голода, прикосновения гладким и твердым предметом оценивались как светлые, а противоположные им ощущения — сытости, прикосновения шершавым и мягким предметом — как темные. Характеризуя незнакомые запахи, испытуемые использовали те же определения: запах духов казался им светлым, а запах дегтя — темным.

Чтобы проверить воспроизводимость получаемых таким образом результатов, Э. М. Хорнбостель провел контрольный опыт. Испытуемым давалась группа запахов и предлагалось с помощью цветового кругах) подобрать для каждого из них серый тон, соответствующей светлоты. Оказалось, что все испытуемые расположили запахи примерно в один и тот же ряд, причем запаху бензола соответствовал цветовой круг с 40% белого цвета. Затем те же запахи сравнивались со звуковыми сигналами, подаваемыми с помощью звукогенератора. В результате было установлено соответствие обонятельных и слуховых ощущений, в котором запах бензола приравнивался звуковому тону частотой 220 гц. На последнем этапе эксперимента испытуемые должны были сопоставить различные звуковые тона с оттенками серого цвета. Оказалось, что для тона 220 герц был подобран серый цвет, на 41% состоящий из белого. Иными словами удалось показать эквивалентность оценок светлоты, запаха и высоты звукового тона. Условно этот результат можно изобразить в виде следующей

58

схемы:























цвет




















звук



запах

Не менее интересные исследования провели немецкие биологи В. Бернштайн и П. Шиллер. В одном из опытов рыбы обучались плыть всегда к более освещенной из двух кормушек. После выработки этого условного рефлекса освещение кормушек уравнивалось, но перед одной из них рассеивалось вещество со "светлым", а перед другой — с "темным" (по шкале Э. М. Хорнбостеля) запахом. Рыбы направлялись к кормушке со "светлым" запахом. Другие опыты проводились с земноводными, меняющими свою окраску в зависимости от уровня освещенности. Результаты показали, что посветление окраски вызывают также "светлые" обонятельные и звуковые раздражители.

Следует подчеркнуть, что синестезии редко возникают в ситуации нормального предметного восприятия. Когда же воспринимаемая ситуация неопределенна, то синестезии наблюдаются довольно часто. Советская исследовательница Л. А. Селецкая провела опыты, показавшие, что сознательное выделение синестезических признаков "теплоты" и "холода" цветового тона при дифференциации цветовых карточек, предъявляемых в переферическом зрении, позволяет испытуемым улучшить показатели различения.

О механизмах синестезий известно в настоящее время еще очень мало. Опыты В. Бёрнштайна, добившегося посветления окраски темноадаптированных рыб с помощью инъекции им вытяжки из сетчатки светлоадаптированных рыб, говорят о том, что синестезии могут быть связаны с гуморальными процессами. В пользу биохимической гипотезы возникновения синестезий свидетельствуют факты о появлении синестезий под влиянием таких наркотиков, как мескалин и ЛСД-25. Не вызывает сомнения, что синестезии связаны с генетически ранними ступенями восприятия.

59


III. ПСИХОФИЗИКА

1. Абсолютные и разностные пороги.

Более 100 лет назад возникла психофизика, — наука, поставившая своей целью дать количественную оценку различным психическим явлениям. Наибольшие усилия были затрачены на измерение ощущений, которые в то время казались одновременно самыми простыми и главными элементами психической жизни. Сенсорная психофизика, определяющая отношения между величиной раздражителя и вызванного им ощущения до сих пор продолжает оставаться одним из основных разделов психологии восприятия. Изучение психофизических отношений представляет значительный интерес для понимания того, каким образом информация об объекте преобразуется нашими перцептивными системами.

Центральным психофизическим фактом является то, что точность работы органов чувств не безгранична, поэтому всегда существует множество раздражителей, энергия которых недостаточна для возникновения ощущения. Из всего диапазона возможных раздражителей воспринимаются лишь те, величина которых находится в пределах относительно узкой области, традиционно называемой зоной подлинных ощущений.

Границы зоны подлинных ощущений определяются, в конечном счете, условиями жизни соответствующего вида. При этом с наибольшей отчетливостью воспринимаются сигналы, имеющие существенное значение для деятельности животного.

Например, дельфины и летучие мыши определяют пространственное положение объектов при помощи эхолокации — улавливания отраженных от внешних препятствий звуковых волн. При таком способе пространственной ориентации очень важно воспринимать высокочастотные звуковые колебания, так как чем меньше длина волны воспринимаемого сигнала, тем меньший объект может быть обнаружен при прочих равных условиях.

Проведенные этологами эксперименты показали, что как дельфины, так и летучие мыши действительно способны

60

улавливать ультразвуковые колебания частотой по 140000 гц, что приблизительно в семь раз превышает максимальную частоту звукового сигнала, воспринимаемого человеком.

Нижняя граница зоны подлинных ощущений, определяемая минимальной величиной раздражителя, уже вызывающей ощущение, называется нижним абсолютным порогом. Для некоторых характеристик стимула, таких, как частота звукового или светового сигнала, за верхний абсолютный порог принимают величину раздражителя, перестающего вызывать ощущение. В случае других физических характеристик, например, концентрации, яркости, давления, верхним абсолютным порогом называют величину раздражителя, начинающего вызывать вместо специфического болевое ощущение. В этом случае говорят также о болевом пороге.

Абсолютные пороги характеризуют чувствительность организма к данному виду стимуляции. В частности, чем меньше нижний абсолютный порог, тем более слабые раздражители могут восприниматься и учитываться в поведении. Поэтому принято считать, что величина абсолютной чувствительности обратно пропорциональна нижнему абсолютному порогу. Эта зависимость выражается простой формулой:

E=I/J0

где Е — абсолютная чувствительность, J0 — нижний абсолютный порог.

Абсолютная чувствительность человека по отношению к некоторым формам энергии исключительно велика. Как показали исследования, проведенные, в частности, советским физиком С. И. Вавиловым, зрительное ощущение возникает при попадании на сетчатку всего нескольких (от 2 до 8) квантов света. Это значит, что в полной темноте при идеальных атмосферных условиях мы могли бы заметить горящую свечу на расстоянии 27 км. Энергия этого раздражения столь мала, что ее пришлось бы копить 60 млн. лет, чтобы нагреть 1 куб. см воды на 1°. Настолько же тонка и слуховая чувствительность. Звуковой тон частотой 2000 гц воспринимается, когда амплитуда движений частиц воздуха у барабанной перепонки не превышает диаметра молекулы водорода. Если слуховую чувствительность увеличить всего в два раза, то можно было

61

бы услышать броуновское движение молекул в воздухе и в самом слуховом рецепторе.

Помимо задачи обнаружения очень слабых сигналов, перед организмом встает задача различения раздражителей по их силе и качеству. Наименьшее различие между двумя раздражителями, которое может быть замечено наблюдателем, называется разностным порогом. Величину, обратную величине разностного порога, называют разностной чувствительностью. Определение разностных порогов имеет не меньшее, а подчас и большее значение, чем определение абсолютных порогов. Достаточно сказать, что некоторые профессии предъявляют очень высокие требования к разностной чувствительности по отношению к цвету, вкусу, запаху изготовляемых продуктов.

Разностные пороги не одинаковы для различных по величине исходных раздражителей эталонов. Так, если комната освещена лампочкой, силой всего в две свечи, то добавление к ней еще одной свечи сразу будет заметно, если же в комнате горит лампа силой в 1000 свечей, то увеличение освещенности на одну, две и даже пять свечей не воспринимается наблюдателем.

В 1729 году французский физик Бугер пришел к выводу, что разностный порог восприятия изменения освещенности прямо пропорционален ее исходному уровню. Через 100 лет после Бугера, в 1831 году, это открытие повторил немецкий физиолог Э. Х. Вебер. Он установил, что не только для зрительных, но и для ощущений других модальностей разностный порог изменяется прямо пропорционально величине исходного раздражителя. Таким образом был найден очень важный психофизический закон, который называется сейчас законом Бугера-Вебера. Поясним смысл этого закона на примере, взятом из работ самого Э. Х. Вебера.

В одном из своих опытов Э. Х. Вебер определял разностный порог восприятия тяжести груза, положенного на неподвижную руку испытуемого. Оказалось, что если на руке лежит груз весом в 100 г, то прибавка 10 или 20 г не замечалась испытуемым. Только когда добавлялось приблизительно 33 г, испытуемый отмечал, что груз потяжелел. Для груза весом в 200 г прибавки весом в 33 г было уже недостаточно. Разностный порог в этом случае был равен 66 г. Для 500 г и 1000 г требовалось увеличение

62

груза соответственно на 160 и 320 г. Простое сравнение этих чисел: 33/100, 66/200, 160/500, 320/1000 показывает, что для восприятия изменения веса приходилось каждый раз увеличивать исходный раздражитель примерно на 1/3.

В общем виде закон Бугера-Вебера записывается следующим образом:

ΔJ/J0=k

где ΔJ — разностный порог, J0 — исходный раздражитель, k — постоянная.

Отношение разностного порога к величине эталонного раздражителя называется относительным разностным или дифференциальным порогом. Величина, обратная дифференциальному порогу, называется дифференциальной чувствительностью. Как показали многочисленные исследования, величина дифференциальной чувствительности не одинакова для различных модальностей. Наименьшие дифференциальные пороги, равные 0,01, обнаружены для зрительного восприятия яркости; величина соответствующего порога восприятия громкости составляет 0,33, температуры — 0,1 и т. д.

Эти исследования, однако, показали, что постоянство дифференциального порога сохраняется только для средних значений величин исходных раздражителей. При приближении к нижнему или верхнему абсолютному порогу значение дифференциального порога начинает увеличиваться, и, следовательно, закон Бугера-Вебера нарушается. На рис. 11. схематически показано фактическое изменение дифференциального порога в зависимости от величины исходного раздражителя.

Если само понятие "порог" относительно просто, то его измерение представляет собой сложную методическую проблему. Основателем психофизики немецким философом Г. Т. Фехнером в 1860 году были предложены три основных метода определения порогов:

I. Метод границ. Экспериментатор постепенно увеличивает величину раздражителей, начиная с очень слабых подпороговых значений, до тех пор, пока испытуемый не сообщает о появлении сигнала. Затем процедура повторяется, но на этот раз величина раздражителей меняется в обратном порядке. От достаточно сильных, отчетливо воспринимаемых раздражителей экспериментатор

63

переходит к более слабым, снижая интенсивность сигнала до тех пор, пока он не перестает восприниматься испытуемым. Такие восходящие и нисходящие серии предъявлений чередуются много раз для получения достаточного количества данных о пороге.






Рис. 11. Изменение дифференциального порога в зависимости от величины исходного раздражителя.

Из закона Бугера-Вебера следует, что эта зависимость должна выражаться горизонтальной линией (а), экспериментальная кривая (б) значительно отклоняется от нее при больших и очень малых значениях исходного раздражителя.






Метод границ иллюстрируется таблицей 2, в которой представлены результаты трех восходящих и трех нисходящих серий предъявленийх). В колонках занесены ответы испытуемого: "нет" означает, что стимул не воспринят, "да" — что он воспринят. Горизонтальная черта указывает в каждой колонке интенсивность раздражителя, соответствующую границе перехода от восприятия к невосприятию или наоборот.

Важно отметить изменчивость этих границ: они варьируют от 10,5 до 14,5 единиц. Порог определяется как среднее арифметическое всех границ, в данном случае он

64

составляет 12,2 единицы.



Таблица 2






















Интенсивность стимулов
(в условных единицах)

Ответы испытуемого

Номер серии п/п

1

2

3

4

5

6

 7

Нет

 

Нет

 

Нет

 

 8

Нет




Нет




Нет




 9

Нет




Нет




Нет




10

Нет




Нет




Нет

       Нет10,5

11

Нет

       Нет11,5

       Нет11,5




Нет

Да

12

       Нет12,5

Да







       Нет12,5

Да

13

Да

Да







Да

Да

14




Да




       Нет14,5




Да

15




Да




Да




Да

16




Да




Да




Да

17




Да




Да




Да

13




Да




Да




Да

19

 

Да

 

Да

 

Да

II. Метод установки. Этот метод отличается от метода границ только тем, что здесь испытуемый самостоятельно изменяет величину раздражителя, поочередно добиваясь то появления, то исчезновения сигнала. Значения границ, полученные в отдельных пробах, обычно не вполне совпадают, поэтому для определения порога вычисляется их среднее арифметическое значение.

III. Метод постоянных стимулов. Вокруг предполагаемого значения порога в диапазоне от очень редко и до почти всегда воспринимаемых величин интенсивности раздражителя экспериментатор отбирает от 5 до 10 равноотстоящих раздражителей. Эти раздражители предъявляются испытуемому много раз в случайном порядке.

65

Испытуемый отмечает наличие или отсутствие сигнала, а иногда также и степень уверенности в правильности своего ответа. Затем для каждого значения раздражителя вычисляется вероятность его восприятия и пропуска. За порог принимают величину раздражителя, воспринимаемого в 50% всех предъявлений.

Этот метод можно проиллюстрировать тем же экспериментальным материалом, что и метод границ (рис. 12). Пусть предварительно было установлено, что величина порога колеблется вокруг значения интенсивности раздражителя, равного 13 условным единицам. После этого выбирается 5 раздражителей, величина которых варьирует от 9 до 17 единиц. График показывает процент воспринятых и невоспринятых стимулов каждой интенсивности. Пунктирные линии показывают, что значение порога, при котором стимулы воспринимаются в 50% случаев, приблизительно равно 12,8. Действительно стимул пороговой интенсивности совершенно не обязательно должен быть в числе отобранных с самого начала. На графике значение порогового стимула было отобрано с помощью интерполяции.

Рис. 12. Метод постоянных стимулов.

66

Чтобы осуществить интерполяцию, необходимо предположить определенную форму кривой между двумя измеренными точками. В данном случае было сделано простейшее допущение, что она имеет вид прямой линии.

Каждый из описанных методов имеет свои достоинства и свои недостатки. В методах границ и установки испытуемый прекрасно осведомлен о характере изменения раздражителей, в результате ожидание того или иного сигнала может исказить его восприятие. В методе постоянных раздражителей такая опасность отсутствует, так как предъявление стимулов производится в случайном порядке. Поэтому по сравнению с методами границ и установки этот метод позволяет оценить порог с большей точностью. Однако отрицательной стороной метода постоянных раздражителей является большая громоздкость: поскольку значение порога нельзя определить до конца измерений, мы вынуждены давать слишком много лишних предъявлений. Следовательно, этот метод непригоден там, где требуется быстрое определение порога.

Было предпринято немало попыток создания новых методов измерения порогов, совмещающих достоинства трех классических методов и свободных от их недостатков. Один из них, предложенный американским психологом Т. Н. Корнсуитом (1962), называется методом случайных двойных рядов. Фактически, он представляет собой не что иное, как два одновременных применения метода границ. Испытуемому предъявляются раздражители, которые могут быть элементами как восходящей, так и нисходящей серии. Серия, из которой предъявляется раздражитель, каждый раз определяется случайно, поэтому испытуемый не может догадаться, с каким раздражителем он будет иметь дело в следующий момент. Таким образом исключается влияние ожидания, т. е. сохраняется преимущество метода постоянных стимулов. С другой стороны, поскольку направление изменений интенсивности стимулов меняется всякий раз, когда достигается порог (как в методах границ и установки), то стимулы значительно выше или ниже порога в опыте не предъявляются.

Рис. 13 иллюстрирует метод случайных двойных рядов все на том же экспериментальном материале. Один из способов подсчета порога при этом методе состоит в

67



Рис. 13. Метод случайных двойных рядов


(по Кречу, Крачфилду и Ливсону, 1969)

68

усреднении всех стимулов, предъявленных после схождения рядов. В данном случае это значение составляет 12,4 единицы.

Следует обратить внимание на то, что каждый из рассмотренных методов определения порога дает несколько различные результаты. Так, в приведенных примерах значения порога составляли 12,2, 12,8 и 12,4 единицы. Точность измерения порога повышается благодаря применению статистики и случайному порядку предъявлений раздражителей.

Однако всякий раз, когда о достижении раздражителем пороговой интенсивности судят по речевой или какой-либо другой произвольной реакции испытуемого, результаты зависят в конечном счете от его отношения к опыту. Поэтому методы определения порога, основанные на речевых ответах испытуемого, иногда называют "субъективными методами".

В последние десятилетия, в связи с развитием психофизиологии, традиционные исследования порогов дополняются изучением физиологических показателей восприятия сигнала. Эти так называемые "объективные методы" дают возможность установить пороги ощущений, не спрашивая испытуемого о том, когда он начинает воспринимать предъявляемый ему сигнал. Одновременно объективные методы позволяют подойти к решению вопроса о связи физиологических реакций, вызываемых раздражителем, с субъективными ощущениями испытуемого, которые отражаются в его речевом отчете.

Возможность объективной регистрации порогов связана прежде всего с тем, что каждый новый раздражитель (звук, свет, прикосновение) вызывает у субъекта ориентировочную реакцию, проявляющуюся в изменении ряда физиологических процессов: депрессии α-ритма, регистрируемой в электроэнцефалограмме, увеличении электрической проводимости кожи (кожно-гальваническая реакция), сужении сосудов на периферии тела при расширении сосудов головы, зрачка и т. д. Ориентировочная реакция не возникает, если интенсивность стимула слишком мала.

Как показали многочисленные исследования, пороги ориентировочной реакции оказываются равными или более низкими, чем пороги ощущений, полученные при помощи субъективных методов. Это говорит о том, что объективные методы измерения

69

порогов могут быть использованы для определения порогов ощущения. Особенно важное значение имеет использование объективных методов в тех случаях, когда опрос испытуемого о моменте появления сигнала невозможен, что имеет место, например, при исследовании маленьких детей, душевнобольных, в случаях симуляции и т. п.

Лишь в некоторых случаях значения порогов, полученных с помощью объективных и субъективных методов, могут резко расходиться друг с другом. Такие случаи представляют особый интерес и на них следует специально остановиться.

Известно, что сверхсильная ударная волна, возникающая при взрыве, может вызвать резкое снижение остроты слуха, иногда полную глухоту, которая объясняется тем, что у пострадавшего возникает тормозное состояние соответствующих отделов мозговой корых). Поэтому такие больные не слышат даже очень сильные звуки.

Однако, как показали опыты Г. В. Гершуни, звуки, которые больные не слышат, тем не менее вызывают обычную ориентировочную реакцию, со всеми характерными для нее изменениями физиологических процессов. Таким образом возникает расхождение между объективными реакциями на раздражитель и его субъективным восприятием.

Область значений раздражителя между величинами порогов, измеренных с помощью объективных и субъективных психофизических методов, получила название субсенсорного диапазона. По мере выздоровления слуховая чувствительность обостряется, и субсенсорный диапазон постепенно исчезает.

Объективные методы применяются не только для измерения абсолютных порогов ощущения, но и для определения разностных порогов. Для этого поступают следующим образом. Сначала испытуемому предъявляют эталонный раздражитель, вызывающий перечисленные выше объективные признаки ориентировочной реакции. Предъявление эталонного раздражителя повторяется до тех пор,

70

пока испытуемый не привыкнет к нему, и он не перестанет вызывать ориентировочную реакцию. Когда этот момент наступает, начинается основной опыт. Испытуемому предъявляют сигнал несколько отличающийся от эталонного раздражителя. Если отличие это настолько незначительно, что не различается испытуемым, то новый раздражитель принимается за уже знакомый, и ориентировочный рефлекс не восстанавливается. Как только испытуемый начинает отличать его от эталонного раздражителя, появляются признаки ориентировочной реакции. Они то и являются объективными показателями того, что испытуемый различает раздражители.

Кроме рассмотренных объективных методов, основанных на регистрации компонентов ориентировочной реакции, для определения порогов применяются метод вызванных потенциалов и разнообразные условно-рефлекторные методики, позволяющие изучать их не только у человека, но и у животных.

Восприятие сигнала очень слабой интенсивности, точно также как и установление различий между двумя сходными сигналами, представляет собой сложную задачу, решение которой требует от наблюдателя большого напряжения и максимальной мобилизации внимания. Об этом говорят и психофизиологические данные. Так, например, оказалось, что при измерении нижнего абсолютного порога ориентировочная реакция в ответ на слабый сигнал, едва превышающий порог, может быть сильнее, чем на интенсивный, заведомо надпороговый раздражитель.

Изучение обнаружения сигнала показывает, что оно является активным процессом, включающим не только афферентные, но и эфферентные звенья. Это особенно наглядно проявляется в том случае, когда местоположение сигнала неизвестно и для его обнаружения необходим развернутый моторный поиск. Поэтому обнаружение сигнала можно с полным правом считать специфическимперцептивным действием.

В современной психологии изучению процесса обнаружения сигнала придается очень большое значение. Это связано с тем, что операторы различных автоматизированных систем управления должны возможно более быстро и правильно реагировать на малейшие изменения показаний приборов, которые могут сигнализировать о грозящем столкновении самолетов, появлении в зоне

71

химической реакции вредного вещества или о других серьезных событиях.

Психологи, занимающиеся исследованием обнаружения сигналов оператором, все больше приходят к выводу, что сложность этого перцептивного действия заключается не просто в невозможности воспринять сигнал из-за его слабости, а в том, что он всегда присутствует на фоне маскирующих его помех или шума. Источники этого шума исключительно многочисленны. Среди них можно было бы назвать посторонние раздражители, спонтанную активность рецепторов и нейронов в ЦНС, изменения ориентации рецептора относительно раздражителя, колебания внимания и многое другое.

Действие всех этих факторов приводит к тому, что наблюдатель никогда не может с полной уверенностью сказать, когда сигнал предъявлялся и когда его не было. В результате сам процесс обнаружения сигнала приобретает вероятностный характер. Эта особенность восприятия сигналов, околопороговой интенсивности, учитывается в ряде созданных за последние годы математических моделей, описывающих деятельность оператора и позволяющих подсказать ему наилучший образ действий.

Особенно большой вклад в моделирование процесса обнаружения сигнала внесли американские ученые П. В. Таннер и Дж. А. Светс, а в нашей стране — Е. Н. Соколов. Восприятие слабых сигналов описывается этими авторами по аналогии с процессом принятия решения в неопределенной обстановке.

Предположим, что средняя интенсивность шума равна Jш, а интенсивность сигнала — Jc. Из-за влияния указанных выше источников помех можно говорить только о двух распределениях значений раздражителей со средними Jш и Jш +Jc (рис. 14). Задача наблюдателя состоит в том, чтобы для каждого обнаруженного раздражителя решить, относится ли он к первому или ко второму распределению, иными словами, является ли он всего лишь сильной помехой или же слабым сигналом.

Успешность решения этой задачи определяется, во-первых, степенью смешения этих двух распределений, а во-вторых, тем правилом или критерием, которым руководствуется наблюдатель при отнесении раздражителя к

72

сигналу или к шуму. Так как в общем случае оба распределения частично перекрываются, то выбор критерия представляет собой компромисс между двумя типами ошибок: наблюдатель может принять за сигнал одну из помех ("ложная тревога") или пропустить настоящий сигнал. Так, например, если наблюдатель выберет критерий 1, как это показано на рис. 14 (А), то вероятность пропуска сигнала будет очень небольшой, но зато вероятность ложных тревог — значительной. Напротив, выбор критерия 2, показанного на рис. 14 (Б), сопровождается уменьшением вероятности ложных тревог и увеличением вероятности пропуска сигнала.








Рис. 14. Обнаружение сигнала, как вероятностный процесс. Заштрихованная площадь слева от критерия соответствует вероятности пропуска сигнала, а справа — вероятности ложных тревог (см. текст).




73

Изменение положения критерия для данных параметров распределений сигнала и шума задает график, называемый рабочей характеристикой наблюдателя. По абциссе при этом откладывается вероятность ложных тревог, а по ординате — вероятность обнаружения сигнала, численно равная единице за вычетом вероятности пропуска сигнала. С формальной точки зрения оптимальным был бы выбор критерия, делающий минимальным произведение вероятностей двух возможных ошибок: пропуска сигнала и ложных тревог (точка "А" на рис. 15). Однако в жизненных ситуациях, в зависимости от характера деятельности, в которую включено действие опознания сигнала, ошибки пропуска сигнала и ложных тревог могут иметь совершенно разные последствия. Именно это обстоятельство и определяет выбор критерия в конкретных условиях.

Таким образом, изучение порогов убедительно показывает, насколько неправильно было бы представлять ощущение как пассивный результат воздействия изолированного внешнего агента на рецептор.






Рис. 15. Рабочая характеристика наблюдателя.
(Точки 1 и 2 соответствуют критериям 1 и 2 на рис. 14 /см. текст/).




74
2. Шкалирование ощущений

Как абсолютные, так и разностные пороги, связаны с чувствительностью организма к данному виду раздражения. Они характеризуют возможности обнаружения сигнала в отдельных точках зоны подлинных ощущений. В тех случаях, когда справедлив закон Бугера-Вебера, постоянство дифференциального порога позволяет заранее определить разностную чувствительность в любой точке этой зоны. Но и знание дифференциального порога не дает прямого ответа на центральный вопрос психофизики — каким образом меняется величина ощущения при изменении величины раздражителя.

Допустим, необходимо вдвое увеличить воспринимаемую громкость звука. Было бы ошибкой думать, что для этого достаточно просто вдвое увеличить физическую интенсивность сигнала. Воспринимаемое изменение громкости будет очень незначительным: так как дифференциальный порог громкости равен 0,33, то оно лишь в три раза превысит разностный порог — наименьшее заметное различие громкости. Для того, чтобы заранее сказать, каким образом изменится при этом величина громкости, необходима разработка специальных методов измерения или, как чаще говорят в психофизике, шкалирования ощущений.

Измерением в самом широком смысле слова называется приписывание чисел объектам в соответствии с определенными правилами. В случае измерения ощущений это означает установление соответствия между значениями раздражителя и числами, выражающими величину ощущения. Такое соответствие, как результат измерения, называют психофизической шкалой.

Подобно всякому измерению шкалирование ощущений может быть более или менее полным. В простейшем случае раздражители упорядочиваются таким образом, что для любых двух из них можно указать раздражитель, вызывающий более сильное (приятное, яркое, громкое ...) ощущение. Соответствие раздражителей и ощущений, обладающее только этим свойством, называется шкалой порядка.

Если процедура измерения позволяет выделить раздражители,

75

вызывающие одинаковые "единичные" ощущения, то строится шкала интервалов. С помощью шкал этого вида можно определить насколько единиц одно ощущение больше другого, хотя нельзя сказать во сколько раз оно больше.

Для анализа отношений величин ощущений надо знать раздражители, вызывающие не только единичное, но и нулевое ощущение. Таким раздражителем, очевидно, является раздражитель, величина которого равна нижнему абсолютному порогу. Психофизическая шкала, для которой определены раздражители, вызывающие как единичное, так и нулевое ощущение, называется шкалой отношений.

В точных науках, прежде всего в физике, преобладают шкалы последних двух видов. Примерами шкал интервалов могут служить шкалы температур Цельсия и Фаренгейта, т. к. нулевые точки в этих шкалах выбраны произвольно. Напротив, шкалы веса или абсолютной температуры (Кельвина) представляют собой типичные шкалы отношений.

Психофизика также стремится к созданию шкал, наиболее полно отражающих количественные характеристики ощущений. Известны косвенные и прямые методы шкалирования ощущений, которые позволяют построить шкалы интервалов и отношений.

Косвенный метод шкалирования ощущений, предложенный Г. Т. Фехнером, связан с использованием закона Бугера-Вебера. Г. Т. Фехнер сделал всего лишь одно дополнительное предположение. Согласно нему, едва заметное изменение ощущения, возникающее в ответ на изменение величины раздражителя, равное разностному порогу, представляет собой постоянное единичное ощущение, независящее от абсолютной величины раздражителя. За величину ощущения принимается число едва заметных различий между ним и нулевым ощущением. Эта величина, очевидно, равна числу разностных порогов от нижнего абсолютного порога до раздражителя, вызывающего данное ощущение.

Предположим, что величина действующего раздражителя равна J, нижний абсолютный порог J0, дифференциальный порог k, а искомое число едва заметных

76

различий ощущений — y. Тогда из закона Бугера-Вебера следует:

J=J0(1+k)y

logJ=logJ0+ylog(1+k)



Заменяя в последнем выражении log(l+k) на зависящую от k и выбранного основания логарифмов постоянную n, получаем аналитическое выражение, характеризующее зависимость y от J:



Логарифмическая зависимость величины ощущения от величины интенсивности раздражителя получила название закона Фехнера. Его справедливость была показана для многих видов ощущений, а в последнее время, также и для ряда психофизиологических реакций. На рис. 16 показан график изменения активности одиночного волокна глаза пресноводного рачка limulus при увеличении яркости света. Кривая пропорциональна логарифму интенсивности раздражителя.








Рис. 16. Изменение частоты нервных импульсов в волокне глаза limulus в зависимости от яркости света (по Хартлайну, 1960)




77

Форме закона Фехнера соответствуют и некоторые применяемые в психофизике физические единицы измерения. Наиболее известная из них — децибел — равна 0,1 логарифма отношения интенсивности действующего раздражителя к величине нижнего абсолютного порогах).

В то же время, правомерность закона Фехнера определяется постоянством дифференциального порога. Так как оно сохраняется только для средних областей зоны подлинных ощущений, то и закон Фехнера нарушается в районах абсолютных порогов. Обнаружены и другие случаи грубого нарушения закона Фехнера. Например, общее число разностных порогов от нижнего до верхнего абсолютного порога громкости, измеренное для звуковых тонов разной частоты, отличается друг от друга в несколько раз, тогда как громкость во всех этих случаях кажется одинаковой (А. Пьерон, 1966).

Г. Т. Фехнер очень оптимистически оценивал дальнейшую судьбу своего закона. "Вавилонская башня, — писал он в одной из своих поздних работхх), — не была построена, потому что строители не могли договориться, как ее строить. Мое психологическое сооружение будет стоять потому, что люди никогда не смогут договориться, как его разрушить". Однако в последние годы получены данные, показывающие, что измерение ощущений возможно без помощи понятия дифференциального порога и предположения его постоянства.

<< предыдущая страница   следующая страница >>