Похожие работы
|
1. Социальная антропология как дисциплина. Социальная антропология в системе антропологических - страница №1/6
1. Социальная антропология как дисциплина. Социальная антропология в системе антропологических дисциплин.Антропология – от греческого anthropos – человек, logos – слово, учение. Впервые термин употребил Аристотель в 4 в до н.э. В науку термин вошел в 19 веке. В широком смысле антропология – это совокупность научных знаний о природе человека и его деятельности. Или – межотраслевая дисциплина, исследующая биологическую, культурную и социальную эволюцию человека как особого вида человеческого общества, как особого типа социальной организации Структура антропологии:
Социология и социальная антропология
Социальная антропология – область знания, которая в первую очередь изучает дописьменные общества (изолированные от письменной исторической традиции), то есть объектом изучения выступают традиционные общества, племенные культуры, а также социальная организация этих обществ (например, родовой строй). Социальная антропология – самостоятельная научная дисциплина, описывающая конкретные человеческие общности, рассматривающая формы их воспроизводства в тесной связи с динамикой совместной и индивидуальной жизни людей. Объект антропологии – человек, рассматриваемый в контексте его культуры, рассматриваемый как родовое существо, которое прошло историко-культурную революцию. При этом человек понимается и как индивид, и как группа (множество индивидов), и как личность (социокультурная составляющая человека), и как родовое существо (совокупный человек). Конкретное применение термина зависит от контекста, но такое расширение позволяет повысить эвристические возможности основного термина, при этом сохраняя содержание категории «человек» на всех уровнях обобщения. Объект социальной антропологии – это человек, жизнедеятельность которого протекает вместе с другими в условиях традиционного общества. В рамках СА рассматривается социальный аспект и искусственное окружение человека, а также культура и географическая среда. Влияние окружения на жизнь, быт и социальную организацию народов. Например, народы севера, народы Африки – у них разная культура и социальная организация. Предмет социальной антропологии – закономерности и механизмы взаимодействия человека с его социальным и природным окружением в условиях конкретной культуры, кроскультуральное разнообразие жизненного опыта людей в различных соц. группах, обществах и культурах; содержание совместной жизни и деятельности людей, способы природной и соц. адаптации, технологии жизнеобеспечения и общения, символические системы и оценочные критерии. Цивилизация – это основное содержание общественной жизни в конкретно-исторический отрезок времени, а культура – это только человеческое, т.е. то, что направлено на историческое и конкретное выживание, благополучие, самоосуществление человека в истории и в конкретной жизни; позитивный опыт организации и ведения совместной жизни множества людей. (т.е. термоядерное оружие – это не культура, А способы преодоления угроз и кризисов – это культура). Предмет СА включает аспекты:
На протяжении истории развития этнографии и антропологии присутствовали разные подходы к пониманию культуры. Если до начала 20 века культура отождествлялась с индустриальным прогрессом, то после 20 века, она стала пониматься как самоценность. То есть, нет отсталых и прогрессивных народов, все они считаются равноправными. А до 20 века Европейцы считали, что миссия культурного человека нести культуру в массы. В рамках социальной антропологии изменилось понимание понятия «культуры» в целом: раньше под культурой понимали «прогрессивный», «воспитанный». Современный подход зафиксирован в уставах международных организаций – ООН, ЮНЕСКО. История развития. Антропология как самостоятельная наука возникает в середине 19-го в. в связи с находками древнего человека. Развивается в Великобритании и США. Ее возникновение связано с новым витком колониальной экспансии, особенно в страны Африки и Азии. Поэтому появился интерес к жизни традиционных обществ. Следом появляется социальная антропология, которая приобретает статус независимой дисциплины только в 1965. На современном этапе социальная антропология изучает и современные общества, например городское общество. СПб изучают сообщества иммигрантов, выходцев из разных стран и их взаимодействие с коренным населением. В фокус изучения также попадают конфликты между национальными группами, проживающими в одном месте. 2. Научные центры социальной антропологии в России Социальная антропология – изобретена на западе, и в России она появилась немного позже. Хотя уже в начале 20 века, были социологи, которые работали по этим направлениям. М.М.Ковалевский, основоположник генетической школы, историко-сравнительного метода. До приобретения самостоятельности социальная антропология в нашей стране развивалась в рамках этнографии. Н.Я.Данилевский «Россия и Европа» 1869 г. – выдвинул теорию культурно-исторических типов (цивилизаций) – египетская, китайская, иранская, греческая, европейская, и тд. Центры СА в центральной России – Москва, Санкт-Петербург.
Больший уклон на изучение политической проблематики изучения общества, отношения власти, иерархии, а также изучение символов и атрибутов власти. Учебно-научный центр социальной антропологии (РГГУ – российский государственный гуманитарный университет, г. Москва) – научный центр социальной антропологии. Осуществляется подготовка специалистов по СА. Курсы, дисциплины центра:
Наиболее известные ученые центра: Казанков А.А., Христофорова О.Б., Артемова О.Ю. Центр занимается подготовкой специалистов и осуществляет научные исследования. Сферы работы выпускников – музеи и научные центры. 3. Методы социальной антропологии: наблюдение (определение, параметры, виды)Разделяют методы наблюдения социологический и социально-антропологический. Научное наблюдение – это старейший метод научного познания. Наблюдение как метод зародился именно в антропологии и уже потом появился в социологии. Что изучают социальные антропологи – образ жизни коренных народов: оседлый, кочующий, обычаи традиции нравы малочисленных народов, социальные отношения и взаимодействия внутри социальных обществ. Соотносятся отношения между полами, поколениями, во властной иерархии, отношения к вождям и тд – и прочие явления, помогающие понять культуру обществ. Метод наблюдения в антропологии похож по процедуре на метод в социологии. У них много общего. Наблюдение – это метод сбора первичной информации, путем прямой и непосредственной регистрации исследователем событий и процессов на местах. Важное условие наблюдения как метода – это объективность, т.е. это фиксация и возможность контроля процесса наблюдения, через повторное наблюдение или использования других методов, например эксперимента. Простое созерцании событий и процессов – это обыденное и повседневное, в научном надо поставить цель, задачу, гипотезу, выделить предмет, объект исследования, подготовка инструментария. В качестве инструментария может выступать дневник, или протокол, где отмечаются данные. Или аудио-визуальные средства. Происхождение метода наблюдения. Большое значение для антропологического наблюдения имеют достижения Чикагской школы. Сначала 40-х годов 20 века, в рамках этой школы развивалась техника включенного наблюдения. Основными принципами включенного наблюдения стали: 1. Изучение людей в естественном окружении или ситуации 2. Изучение людей посредством прямого взаимодействия с ними Включенное наблюдение было прорывом в методологии. Его преимущество в том, что оно дает прямые непосредственные впечатления о среде, а также помогает лучше понять поступки людей в реальной жизненной ситуации. Социальные антропологи используют включенное наблюдение в исследованиях, это их излюбленный метод. Одним из первых начал применять метод Миклухо-Маклай, хотя он не был в прямом смысле этого слова антропологом. Специфика антропологической работы в том, что возможность эксперимента в условиях жизни туземцев довольно затруднены. Поэтому антропологи вынуждены использовать метод включенного наблюдения. На территории бывшего СССР антропологи изучают жизнь и быт древних людей – Таджикистан. Интересно, что заметили, что изменения в технологиях после распада СССР. Если в СССР были всякие технические средства, комбайны и тд. То после распада – ручной труд, тяговые животные – возвращение в первобытный век. Конкретные методы. Конрад Филипп Коттак известный американский антрополог, занимался изучением народов Мадагаскара и жителей Бразилии. Целый год находился среди туземцев. Его наблюдение было не просто включенным, он был непосредственным участником происходящих событий - сбор урожая, охота, участие в ритуалах, продажа урожая на рынке. Постоянно вел дневник, и окружающие знали об этом. Личный дневник антрополога – это самый важный документ, в котором описываются все мелочи и подробности происходящего – от встреч до окружающей обстановки (пения птиц, особенности речи, запахи). Хотя среди социальных антропологов неоднозначное отношение к дневникам. Малиновский запретил публикацию своих дневников, а его коллеги пришли в ужас, прочитав его дневники. Пример известного американского ученого Майкл Борового: он приехал в Россию и изучал жизнь рабочих в постсоветское время. Устроился на завод простым рабочим, и проводил скрытое включенное наблюдение. Виды наблюдения: По степени формализованности:
По включенности наблюдателя:
По открытости:
По времени:
По фокусу исследования
По упорядоченности:
По условиям организации:
Проведение исследования
Трудности в проведении:
Процесс анализа и описания результатов
Контрольный лист полевых наблюдений – помогает фиксировать результаты наблюдений:
Документы, используемые при наблюдении:
|
|