1. Социальная антропология как дисциплина. Социальная антропология в системе антропологических дисциплин - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
1. Социальная антропология как дисциплина. Социальная антропология в системе антропологических - страница №1/6

1. Социальная антропология как дисциплина. Социальная антропология в системе антропологических дисциплин.


Антропология – от греческого anthropos – человек, logos – слово, учение. Впервые термин употребил Аристотель в 4 в до н.э. В науку термин вошел в 19 веке.

В широком смысле антропология – это совокупность научных знаний о природе человека и его деятельности.



Или – межотраслевая дисциплина, исследующая биологическую, культурную и социальную эволюцию человека как особого вида человеческого общества, как особого типа социальной организации

Структура антропологии:

  1. Физическая (рассматривает биосоциальную природу человека)

    • Эволюционная антропология (антропогенез)

    • Конституционная антропология (природа, возрастные особенности)

    • Популяционная антропология (генетические процессы в популяциях современного человека, проблемы этнической антропологии, расогенеза)

    • Изучение полиморфизма человека как биологического вида

  2. Философская – рассматривает природу человека, ее эволюция в истории, экзистенциальные проблемы, экология и будущее человека

  3. Социальная (культурная) – изучает проблему «общество-личность», взятая в историко-цивилизационном и культурном срезах. В отличие от этнографии рассматривает бытие человека в социокультурном контексте.

  4. Прикладные антропологии, развивающиеся в рамках классических дисциплин: медицинская, психологическая, экономическая, политическая, и др.

Социология и социальная антропология

      • общее проблемное поле

      • используют общие методы

      • СА изучает «простые» сообщества, групповые связи между людьми (на микроуровне), а социология поднимается на макроуровень

      • социология исследует общество современное, а антропология изучает чаще всего прошлое и описывает его архаичным языком.

      • социологи опирается на вторичную информацию, соц. антрополог проводит полевые исследования, включенно наблюдение.

      • антрополог исп. качественные методы

      • социологи работают с письменными источниками, антропологи – с невербальными источниками и устная речь

      • антрополог чаще проводит сравнительные, кросскультуральные исследования.

Социальная антропология – область знания, которая в первую очередь изучает дописьменные общества (изолированные от письменной исторической традиции), то есть объектом изучения выступают традиционные общества, племенные культуры, а также социальная организация этих обществ (например, родовой строй).

Социальная антропология – самостоятельная научная дисциплина, описывающая конкретные человеческие общности, рассматривающая формы их воспроизводства в тесной связи с динамикой совместной и индивидуальной жизни людей.

Объект антропологии – человек, рассматриваемый в контексте его культуры, рассматриваемый как родовое существо, которое прошло историко-культурную революцию. При этом человек понимается и как индивид, и как группа (множество индивидов), и как личность (социокультурная составляющая человека), и как родовое существо (совокупный человек). Конкретное применение термина зависит от контекста, но такое расширение позволяет повысить эвристические возможности основного термина, при этом сохраняя содержание категории «человек» на всех уровнях обобщения.

Объект социальной антропологии – это человек, жизнедеятельность которого протекает вместе с другими в условиях традиционного общества. В рамках СА рассматривается социальный аспект и искусственное окружение человека, а также культура и географическая среда. Влияние окружения на жизнь, быт и социальную организацию народов. Например, народы севера, народы Африки – у них разная культура и социальная организация.

Предмет социальной антропологии – закономерности и механизмы взаимодействия человека с его социальным и природным окружением в условиях конкретной культуры, кроскультуральное разнообразие жизненного опыта людей в различных соц. группах, обществах и культурах; содержание совместной жизни и деятельности людей, способы природной и соц. адаптации, технологии жизнеобеспечения и общения, символические системы и оценочные критерии.

Цивилизация – это основное содержание общественной жизни в конкретно-исторический отрезок времени, а культура – это только человеческое, т.е. то, что направлено на историческое и конкретное выживание, благополучие, самоосуществление человека в истории и в конкретной жизни; позитивный опыт организации и ведения совместной жизни множества людей. (т.е. термоядерное оружие – это не культура, А способы преодоления угроз и кризисов – это культура).

Предмет СА включает аспекты:

  • сравнительное изучение дописьменных народов;

  • исследование различных типов культур;

  • эволюция общества и человека;

  • культура первобытных, эволюционирующих и современных обществ.

На протяжении истории развития этнографии и антропологии присутствовали разные подходы к пониманию культуры. Если до начала 20 века культура отождествлялась с индустриальным прогрессом, то после 20 века, она стала пониматься как самоценность. То есть, нет отсталых и прогрессивных народов, все они считаются равноправными. А до 20 века Европейцы считали, что миссия культурного человека нести культуру в массы. В рамках социальной антропологии изменилось понимание понятия «культуры» в целом: раньше под культурой понимали «прогрессивный», «воспитанный».

Современный подход зафиксирован в уставах международных организаций – ООН, ЮНЕСКО.



История развития. Антропология как самостоятельная наука возникает в середине 19-го в. в связи с находками древнего человека. Развивается в Великобритании и США. Ее возникновение связано с новым витком колониальной экспансии, особенно в страны Африки и Азии. Поэтому появился интерес к жизни традиционных обществ. Следом появляется социальная антропология, которая приобретает статус независимой дисциплины только в 1965.

На современном этапе социальная антропология изучает и современные общества, например городское общество. СПб изучают сообщества иммигрантов, выходцев из разных стран и их взаимодействие с коренным населением. В фокус изучения также попадают конфликты между национальными группами, проживающими в одном месте.



2. Научные центры социальной антропологии в России

Социальная антропология – изобретена на западе, и в России она появилась немного позже. Хотя уже в начале 20 века, были социологи, которые работали по этим направлениям. М.М.Ковалевский, основоположник генетической школы, историко-сравнительного метода. До приобретения самостоятельности социальная антропология в нашей стране развивалась в рамках этнографии. Н.Я.Данилевский «Россия и Европа» 1869 г. – выдвинул теорию культурно-исторических типов (цивилизаций) – египетская, китайская, иранская, греческая, европейская, и тд.

Центры СА в центральной России – Москва, Санкт-Петербург.

СПбГУ (Санкт-Петербургский государственный университет) – Петербургская школа, отделение социальной антропологии. Они пополняют кадровый состав музеев и научных центров.

Центр политической и социальной антропологии (ЦПСА) – это структурное подразделение музея «Кунцткамера», или музей археологии и этнографии РАН.

Направления работы ЦПСА


  • Этнополитическая культура традиционных обществ

  • Политические процессы (факторы и проблемы становления лидерства и иерархии)

  • Теория кастового общества

  • Кастовосстанавливающие институты народов мира

  • Антропология родства, гендера и возраста

Больший уклон на изучение политической проблематики изучения общества, отношения власти, иерархии, а также изучение символов и атрибутов власти.

Учебно-научный центр социальной антропологии (РГГУ – российский государственный гуманитарный университет, г. Москва) – научный центр социальной антропологии. Осуществляется подготовка специалистов по СА.

Курсы, дисциплины центра:

  • Экологическая антропология (отношение и взаимодействие традиционных обществ и природы)

  • Социальная и культурная антропология

  • Этнография (изучение материальной и духовной культуры народов)

  • Этнопсихология

  • Этническая конфликтология

  • История социальной антропологии

  • Методы социально-антропологических исследований

Наиболее известные ученые центра: Казанков А.А., Христофорова О.Б., Артемова О.Ю. Центр занимается подготовкой специалистов и осуществляет научные исследования. Сферы работы выпускников – музеи и научные центры.

3. Методы социальной антропологии: наблюдение (определение, параметры, виды)


Разделяют методы наблюдения социологический и социально-антропологический. Научное наблюдение – это старейший метод научного познания. Наблюдение как метод зародился именно в антропологии и уже потом появился в социологии.

Что изучают социальные антропологи – образ жизни коренных народов: оседлый, кочующий, обычаи традиции нравы малочисленных народов, социальные отношения и взаимодействия внутри социальных обществ. Соотносятся отношения между полами, поколениями, во властной иерархии, отношения к вождям и тд – и прочие явления, помогающие понять культуру обществ.



Метод наблюдения в антропологии похож по процедуре на метод в социологии. У них много общего. Наблюдение – это метод сбора первичной информации, путем прямой и непосредственной регистрации исследователем событий и процессов на местах.

Важное условие наблюдения как метода – это объективность, т.е. это фиксация и возможность контроля процесса наблюдения, через повторное наблюдение или использования других методов, например эксперимента.

Простое созерцании событий и процессов – это обыденное и повседневное, в научном надо поставить цель, задачу, гипотезу, выделить предмет, объект исследования, подготовка инструментария.

В качестве инструментария может выступать дневник, или протокол, где отмечаются данные. Или аудио-визуальные средства.

Происхождение метода наблюдения. Большое значение для антропологического наблюдения имеют достижения Чикагской школы. Сначала 40-х годов 20 века, в рамках этой школы развивалась техника включенного наблюдения. Основными принципами включенного наблюдения стали:

1. Изучение людей в естественном окружении или ситуации

2. Изучение людей посредством прямого взаимодействия с ними

Включенное наблюдение было прорывом в методологии. Его преимущество в том, что оно дает прямые непосредственные впечатления о среде, а также помогает лучше понять поступки людей в реальной жизненной ситуации.

Социальные антропологи используют включенное наблюдение в исследованиях, это их излюбленный метод.

Одним из первых начал применять метод Миклухо-Маклай, хотя он не был в прямом смысле этого слова антропологом.

Специфика антропологической работы в том, что возможность эксперимента в условиях жизни туземцев довольно затруднены. Поэтому антропологи вынуждены использовать метод включенного наблюдения.

На территории бывшего СССР антропологи изучают жизнь и быт древних людей – Таджикистан. Интересно, что заметили, что изменения в технологиях после распада СССР. Если в СССР были всякие технические средства, комбайны и тд. То после распада – ручной труд, тяговые животные – возвращение в первобытный век.

Конкретные методы. Конрад Филипп Коттак известный американский антрополог, занимался изучением народов Мадагаскара и жителей Бразилии. Целый год находился среди туземцев. Его наблюдение было не просто включенным, он был непосредственным участником происходящих событий - сбор урожая, охота, участие в ритуалах, продажа урожая на рынке. Постоянно вел дневник, и окружающие знали об этом.

Личный дневник антрополога – это самый важный документ, в котором описываются все мелочи и подробности происходящего – от встреч до окружающей обстановки (пения птиц, особенности речи, запахи).

Хотя среди социальных антропологов неоднозначное отношение к дневникам. Малиновский запретил публикацию своих дневников, а его коллеги пришли в ужас, прочитав его дневники.

Пример известного американского ученого Майкл Борового: он приехал в Россию и изучал жизнь рабочих в постсоветское время. Устроился на завод простым рабочим, и проводил скрытое включенное наблюдение.



Виды наблюдения:

По степени формализованности:

  • Структурированное (бланки, протоколы и карточки наблюдения)

  • Неструктурированное

По включенности наблюдателя:

  • Включенное

  • Невключенное

По открытости:

  • Явное

  • Скрытое

По времени:

  • Длительное

  • регулярное и тд;

По фокусу исследования

  • широкое

  • узкое

По упорядоченности:

  • Случайное

  • Систематическое

По условиям организации:

  • Полевое

  • лабораторное

Проведение исследования

  • Получение доступа к полевым данным (зависит от исследовательских задач, личных ресурсов социолога, здравого смысла и знание повседневной жизни). Для получения доступа иногда достаточно просто находиться поблизости, иногда нужно доверенное лицо, а иногда помогают личные связи социолога.

  • Вовлеченность – отстраненность исследователя. Выделяют следующие роли – полный участник (цели и статус скрыт от других), участник как наблюдатель, наблюдатель как участник, полный наблюдатель (скрытая камера).

Трудности в проведении:

  • Объективные (связанные с ситуацией)

  • Субъективные (Связанные с личностью исследователя)

Процесс анализа и описания результатов

  • Использование заранее системы организации полевых заметок. Проблема отбора – что записывать, как записывать, когда записывать. Специальные отметки – указывающие пропуск слов, воссоздание с чужих слов и тд. Сохранение естественного словаря участников.

  • Фиксация невербального поведения, пространственного расположения участников взаимодействия.

  • Использование специальных программ для качественных исследований или контрольного листа полевых наблюдений.

  • Ведение аналитических примечаний – ведение возникающих гипотез, объяснений и догадок, появляющихся в ходе наблюдения.

  • Эпизодическая и семантическая организация данных – первое – это указание места и времени наблюдения, тогда как сами первичные описания не классифицируются; второе – поиск нужных материалов осуществляется через заранее созданную систему смысловых категорий, которые становятся элементами аналитического указателя. Первичные данные либо сразу маркируются согласно системе аналитического указателя, либо сортируются физически.

  • Чаще всего гипотезы, признаки и типологии формулируются во включенном наблюдении на стадии описания результатов.

  • Фиксация разговоров происходит с помощью различных правил – квадратные, круглые скобки, знаки равенства, указание времени пауз. А знаки пунктуации расставляются не для разделения синтаксических единиц, а для характеристики интонационно-мелодического рисунка речи. (Например, двоеточие – удлинение звука или слога; точка – понижение тона; вопрос.знак – восходящая интонация и тд.)

Контрольный лист полевых наблюдений – помогает фиксировать результаты наблюдений:

  • Пространство: местоположение физическое

  • Актор (деятель)

  • Деятельность: совокупность взаимосвязанных действий, совершаемых людьми

  • Объект: присутствующие физические предметы

  • Акт: отдельные действия совершаемые людьми

  • Событие: множество взаимосвязанных деятельностей, ведущихся людьми

  • Время

  • Цель: то, чего люди стремятся достичь

  • Чувства: ощущаемые и выражаемые эмоции

Документы, используемые при наблюдении:

  • Дневник наблюдения

  • Карточка наблюдения

  • Протокол наблюдения (для комбинированной регистрации результатов)

  • Коэффициент согласия наблюдателей (совпадение данных разных наблюдателей в одно время)

  • Коэффициент устойчивости наблюдений (совпадение данных одного наблюдателя в разное время)

  • Коэффициент надежности наблюдения (совпадение данных, полученных разными наблюдателями в разное время)
следующая страница >>