Программа дисциплины социальная психофизиология и антропология для направления 030300. - страница №1/3
Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"
Факультет психологии
Программа дисциплины
СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ И АНТРОПОЛОГИЯ
для направления 030300.62 «Психология» подготовки бакалавра
Авторы программы:
Лебедев И.В., канд. биол. наук, старший преподаватель кафедры психофизиологии факультета психологии
Чернышев Б.В., канд. биол. наук, доцент кафедры психофизиологии факультета психологии
Одобрена на заседании кафедры психофизиологии «___»____________ 20 г
Зав. кафедрой Зинченко В.П.
Рекомендована секцией УМС «Психология» «___»____________ 20 г
Председатель Штроо В.А.
Утверждена УС факультета психологии «___»_____________20 г.
Ученый секретарь Е.Б. Старовойтенко _________________
Москва, 2013
Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.
1Область применения и нормативные ссылки
Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030300.62 «Психология» подготовки бакалавра, изучающих дисциплину «Социальная психофизиология и антропология».
Программа разработана в соответствии с:
-
Оригинальным образовательным стандартом НИУ ВШЭ по направлению 030300.62 «Психология»;
-
Образовательной программой 030300.62 «Психология».
-
Рабочим учебным планом университета по направлению подготовки 030300.62 «Психология» подготовки бакалавра, утвержденным в 2011 г.
2Цели освоения дисциплины
Познакомить студентов с теоретическими положениями о биологических предпосылках появления человека, о его эволюционном развитии, об его изменчивости и расселении по Земле, о биологической и этологической основе ряда явлений психики человека.
Сформировать у студентов понимание физиологических причин основных психических процессов, связанных с социальным поведением человека и животных, многообразия биологически и эволюционно обусловленных форм врожденного и приобретенного социального поведения человека.
3Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
В результате освоения дисциплины студент должен:
-
Знать: положение человека в таксономической системе живых организмов Земли; экологические, генетические, физиологические, географические, климатические и социальные факторы, определившие формирования тела, мозга и психики человека в ходе эволюции; основные вехи эволюции приматов и человека; основные вехи и факторы усложнения материальной культуры человека в ходе антропогенеза; характер и причины полиморфизма и политипии современного человечества; разнообразие представителей современного человечества, составляющие его расы и этносы; историю формирования научных представлений о мозге и социальном поведении, о нейрофизиологических основах высших (психических) функций, связанных с общественным поведением, основные методы исследования поведения и мозга; современные представления о мозговых механизмах высших когнитивных функций человека.
-
Уметь: анализировать различные виды психосоциальной деятельности человека; иметь представление о нарушениях социального поведения и методах их коррекции;
-
Иметь правильное представление о специфике физиологического описания механизмов психических явлений;
-
Иметь правильные представления об основных понятиях антропологии и социальной психофизиологии.
В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:
Компетенция
|
Код по ФГОС/ НИУ
|
Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)
|
Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции
|
Способен учиться, приобретать новые знания, умения, в том числе в области, отличной от профессиональной
|
СК-Б1
|
Воспроизводит полученные знания, распознает психофизиологические и зоопсихологические термины в смежных областях знания, оценивает адекватность представленной информации
|
Лекции, семинарские занятия, контрольная работа, домашняя работа
|
Способен работать с информацией: находить, оценивать и использовать информацию из различных источников, необходимую для решения научных и профессиональных задач (в том числе, на основе системного подхода)
|
СК-Б6
|
Использует знания о способах поиска научной информации и работы с ней для подготовки научной работы, демонстрирует знания, владеет навыками поиска научной информации
|
Лекции, семинарские занятия, домашняя работа
|
Способен понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе.
|
СЛК –Б6
|
Использует знания о биологической природе человеческой психике в анализе мировоззренческих, социально и личностно значимых проблем и процессов, происходящие в обществе.
|
Лекции, семинарские занятия, домашняя работа
|
4Место дисциплины в структуре образовательной программы
Настоящая дисциплина относится к циклу математических и естественно научных дисциплин и блоку вариативных дисциплин.
Для направления 030300.62 «Психология» подготовки бакалавра настоящая дисциплина является дисциплиной по выбору.
Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:
-
"Анатомия и физиология центральной нервной системы"
-
"Социальная психология"
-
"Зоопсихология"
-
"Этнопсихология"
Основные положения дисциплины могут быть использованы при изучении дисциплин:
-
"Психология семейных отношений"
-
"Прикладная психофизиология"
-
"Прикладная психолингвистика"
-
"Психология массовых коммуникаций"
-
"Психология межличностного диалога"
-
"Методы социально-психологического исследования"
5Тематический план учебной дисциплины
№
|
Название раздела
|
Всего часов
|
Аудиторные часы
|
Самостоятельная работа
|
Лекции
|
Семинары
|
Практические занятия
|
1.
|
Введение. Вненаучные и научные представления о происхождении человека. Симиальная гипотеза антропогенеза.
|
6
|
1
|
1
|
-
|
4
|
2.
|
Биологические предпосылки возникновения человека. Социальность как важнейший фактор антропогенеза. Формирование мозга и психики человека в эволюции.
|
24
|
4
|
1
|
3
|
16
|
3.
|
Частная антропология. Полиморфизм и политипия человека.
|
24
|
4
|
1
|
3
|
16
|
4.
|
Биосоциальные существа. Социальный мозг и его эволюция.
|
30
|
5
|
1
|
4
|
20
|
5.
|
Социальное поведение и социальное сознание. Гипотезы и механизмы.
|
32
|
6
|
1
|
4
|
21
|
6.
|
Особые состояния социального сознания. Нарушения социального поведения, «социальные болезни» и перспективы лечения.
|
28
|
4
|
1
|
4
|
19
|
|
Итого:
|
144
|
24
|
6
|
18
|
96
|
6Формы контроля знаний студентов
Тип контроля
|
Форма контроля
|
3 год
|
Параметры
|
3
|
4
|
Текущий
(неделя)
|
Контрольная работа
|
*
|
|
Письменная работа (тест) 45 мин.
|
Домашнее задание
|
|
*
|
Подготовка эссе по одной из предложенных тем
|
Итоговый
|
Зачет
|
|
*
|
Письменная работа (тест) 45 мин.
|
6.1Критерии оценки знаний, навыков
Оценки по всем формам текущего контроля выставляются по 10-ти балльной шкале.
Контрольная работа
Контрольная работа проводится в виде теста. За каждый правильный ответ назначается один балл, за каждый ошибочный ответ снимается 0,5 балла. Оценка выставляется исходя из доли набранных баллов от максимально возможного.
Оценка
|
Критерии
|
«Отлично»:10
|
Не менее 95%
|
«Отлично»: 9
|
Не менее 85, но менее 95%
|
«Отлично»: 8
|
Не менее 75, но менее 85%
|
«Хорошо»:7
|
Не менее 65, но менее 75%
|
«Хорошо»:6
|
Не менее 55, но менее 65%
|
«Удовлетворительно»: 5
|
Не менее 45, но менее 55%
|
«Удовлетворительно»: 4
|
Не менее 35, но менее 45%
|
«Неудовлетворительно»: 3
|
Не менее 25, но менее 35%
|
«Неудовлетворительно»: 2
|
Не менее 15, но менее 25%
|
«Неудовлетворительно»: 1
|
Не менее 5, но менее 15%
|
«Работа не принимается»: 0
|
Менее 5%, либо работа не сдана
|
Домашнее задание
Критерии оценки домашнего задания:
-
соответствие содержания текста выбранной теме;
-
полнота раскрытия темы;
-
наличие четкой и логичной структуры;
-
глубина анализа;
-
наличие авторской позиции по рассматриваемой проблематике;
-
обоснованность, аргументированность, доказательность высказываемых положений и выводов автора;
Оценка
|
Критерии
|
«Отлично»:10
|
Данная оценка может быть выставлена только при условии соответствия работы всем предъявляемым требованиям и высшей оценки по всем критериям.
|
«Отлично»: 9,8
|
Данные оценки могут быть выставлены только при условии соответствия работы всем предъявляемым требованиям и высокой оценки по всем критериям.
|
«Хорошо»:7,6
|
«7» - данная оценка может быть выставлена только при условии полного соответствия 5 из 6 предъявляемым критериям и 1 критерий может быть выполнен частично.
«6» - данная оценка может быть выставлена только при условии полного соответствия 4 из 6 предъявляемым критериям.
|
«Удовлетворительно»: 5,4
|
«5» - данная оценка может быть выставлена только при условии полного соответствия 3 из 6 предъявляемым критериям и 2 критерия могут быть выполнены частично.
«4» - данная оценка может быть выставлена только при условии полного соответствия 2 из 6 предъявляемым критериям.
|
«Неудовлетворительно»: 3,2,1
|
Работа не соответствует большинству предъявляемых критериев.
|
«Работа не принимается»
|
Работа является плагиатом. Авторский вклад менее 80% (см. Регламент использования системы «Антиплагиат» для сбора и проверки письменных учебных работ в Государственном университете – Высшей школе экономики (утвержден ученым советом Государственного университета – Высшей школы экономики (протокол от 20.03.2009 г. № 56)). Работа не сдана.
|
В случае если домашнее задание не было сдано в установленный срок, за него снижается оценка по следующей схеме в зависимости от опоздания по отношению к установленному сроку:
до 1 недели – снижение оценки на 1 балл;
до 2 недель – снижение оценки на 3 балла;
до 3 недель – снижение оценки на 5 баллов;
до 4 недель – снижение оценки на 7 баллов
Зачет
Зачет проводится в виде теста. За каждый правильный ответ назначается один балл, за каждый ошибочный ответ снимается 0,5 балла. Оценка выставляется исходя из доли набранных баллов от максимально возможного.
Оценка
|
Критерии
|
«Отлично»:10
|
Не менее 95%
|
«Отлично»: 9
|
Не менее 85, но менее 95%
|
«Отлично»: 8
|
Не менее 75, но менее 85%
|
«Хорошо»:7
|
Не менее 65, но менее 75%
|
«Хорошо»:6
|
Не менее 55, но менее 65%
|
«Удовлетворительно»: 5
|
Не менее 45, но менее 55%
|
«Удовлетворительно»: 4
|
Не менее 35, но менее 45%
|
«Неудовлетворительно»: 3
|
Не менее 25, но менее 35%
|
«Неудовлетворительно»: 2
|
Не менее 15, но менее 25%
|
«Неудовлетворительно»: 1
|
Не менее 5, но менее 15%
|
«Работа не принимается»: 0
|
Менее 5%, либо работа не сдана
|
следующая страница >>