1. Социальная антропология как дисциплина. Социальная антропология в системе антропологических дисциплин - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
1. Социальная антропология как дисциплина. Социальная антропология в системе антропологических - страница №2/6

4. Методы антропологии: биографический метод


Биографический метод используется для описания типичной структуры жизненного пути и особенностей коллективной биографии отдельных поколений на основе анализа социально-исторических данных, реконструирования жизненного мира отдельных индивидов на основе изучения личных документов.

Биографический метод ближе всего к позиции символического интеракционизма, так как явления, описываемые этим методом интересуют исследователя не с точки зрения фактов, а с точки зрения смыслов и значений вкладываемых в них. Этот метод широко применялся представителями Чикагской школы



Особенности биографического метода:

  • сфокусированность на уникальных аспектах истории жизни человека, а также на субъективном, личностном подходе описания

  • направленность на воссоздание исторической, развернутой во времени перспективы событий. Социолог становится социальным историком.

  • Часто значение имеют не факты, а их личная трактовка субъектом.

  • Для полного восстановления картины событий используется метод множественной триангуляции – сопоставление точек зрения и сведений полученных с помощью разных методов и разных источников.

Источники биографического метода: первичные (сам видел) и вторичные (сам не видел)

  • Мемуары как объекта исследования, так и других лиц

  • Автобиографии – для публикации и для узкого круга лиц

  • Дневники

  • Записки

  • Письма

  • Документы, связанные с объектом

  • Устные истории – фактуально точное воссоздание определенных исторических событий, процессов, движущих силах и причинах. Истории бывают полные (жизнь от колыбели до могилы), тематические (какой-то определенный период жизни), отредактированные (ведущая роль социолога интерпретатора, организующего исходный материал с логикой исследования).

  • Интервью, опросники – используются лишь для упорядочивания рассказа и помощи опрешиваемому

  • Газетные статьи

  • Публичные и частные архивные материалы

  • Функциональные личные документы (расписания, планы, черновики, списки расходов и доходов).

Недостатки биографического метода:

  • Респонденты рассказывают о истории жизни повествуют с точки зрения данного конкретного момента своего личностного развития.

  • Необходимость проверки и подтверждения данных, полученных из бесед документами.

  • Проверка личных документов: что они именно то, чем их считают – предсмертная записка, а не набросок поэмы.

Разновидности биографического метода (полные, тематические, отредактированные)

  • Устная история

  • История жизни

  • История семьи

Существует несколько названий метода: история жизни, индивидуал кэйс хистори, история из жизни отдельно взятых индивидов. В социологии широко используется для изучения карьеры отдельно взятого индивида.

Первая работа, научно узаконившая использование личных документов, была работа Томаса Знанецкого «Польский крестьянин в Европе и Америке». В этой работе отображена автобиография польского крестьянина, который переехал из Польши в США. Именно поэтому биографический метод широко применялся представителями Чикагской школы. Они использовали непосредственное наблюдение, неформальное интервью и чтение документов личного характера.

Довольно часто антропологи собирают биографические сведения посредством интервью, совмещая также с включенным наблюдением, но нельзя получить всех сведений о человеке даже живя с этим человеком.

С помощью биографического метода изучаются, например, условия социализации - как происходило формирование человека как личности. Сюда относятся процессы и события - войны, трудности природного характера, отношения с другими группами, отношения внутри группы; а также процесс формирования общественных ценностей и норм. В фокус зрения биографического метода попадают уровень образования, род занятий, календарные даты, факты и события значимые для человека.


5. Методы антропологии: интервью (определение, типология)


Слово «интервью» происходит от английского interview и означает беседу, встречу, обмен мнениями.

Интервью – это целенаправленная беседа, это способ получения информации с помощью устного вопроса. Обычную беседу нельзя назвать интервью. Спонтанные разговоры на кухне и в других местах не является интервью. Так как у них нет предварительно поставленных задач и целей. Получение информации в ходе диалога – это интервью. Интервьюер задает вопросы, а респондент отвечает.

Виды интервью:

По содержанию беседы

  • документальные (изучение событий прошлого, уточнение фактов)

  • интервью мнений (выявление оценок, взглядов, суждений)

  • Экспертное интервью Эксперт – это лицо компетентное в исследуемой области, имеющее глубокие знания об этом предмете.

По технике проведения

  • Свободные – длительная беседа без строгой детализации вопросов, но по общей программе.

  • Стандартизированное – детальная проработка всей процедуры, включая общий план беседы, последовательность и конструкция вопросов, варианты ответов. Практически не отличается от опроса по анкете.

  • Полустандартизированное (сочетание примерного перечня, который можно дополнять и изменять)

По особенностям процедуры:

  • Интенсивное (клиническое) - длительное, глубокое, направленное на получение информации внутренних мотивов опрашиваемого

  • Фокусированное – извлечение информации о реакциях субъекта на заданное воздействие

  • Ненаправленное – носит терапевтический характер, инициатива течения беседы принадлежит респонденту

По способу организации:

  • Групповые – попытка вызвать дискуссию в группе

  • Индивидуальные

  • Телефонные

Чаще всего в социальной антропологии используются две формы интервью – глубинное и структурное.

Глубинное интервью – существуют ключевые информаторы – старики или уважаемые лица рода племени, которые лучше всего знают традиции племени. И они могут свести исследователя с другими лицами. Для антрополога очень важен контакт с такими лицами

Структурное интервью охватывает несколько ключевых информаторов и другие лица. И в рамках антропологического исследования допускается использование дополнительных материалов – фотографий, музейных экспонатов, старых рисунков и тд.

Свободное интервью проводится без плана и вопросника. Свободное интервью допускает опрос не более 20 человек. Так как главный минус свободного интервью – сложность обработки информации.

Ильин Владимир Иванович, социолог из Санкт-Петербурга, изучает социальные контексты жизни людей в разных странах. Перед чеченской войной оказался в Грозном, где у него произошло стихийное интервью. Тоже самое бывает и в традиционных обществах.

В рамках свободного интервью беседа может происходить в свободной форме. Активность исследователя может считаться необязательной, а респондент управляет ходом беседы. Субъект-субъектный подход (равноправие, субъект-объектный – исследователь на ином уровне) к взаимодействию исследователя и респондента.


6. Методы визуальной антропологии (видеоряд, аудиовизуальные средства, антропологический фильм)


Визуальная антропология – междисциплинарная наука, лежащая на стыке документального кинематографа и гуманитарных наук. Иногда ее называют – визуальное представление чужой культуры или ее разновидность – визуальный образ своего собственного общества.

Визуальная антропология сформировалась на пересечении общей антропологии и фотографии еще в 19 веке, но официальную поддержку и признание направление получило только в 1950-х, благодаря усилиям Маргарет Мид, возглавлявшей Международный Союз антропологов.

Визуальное антропология ставит задачу отображения с помощью современных средств информации реального состояния многообразных культур, в первую очередь малоизвестных и исчезающих, что помогает созданию более полной и объективной картины гуманитарного мирового сообщества. Основным предметом исследования визуальной антропологии являются визуальный/имиджевый аспект культуры и те визуальные формы, в которых культура себя запечатлевает или зепечатляется извне.

Визуально-антропологическая деятельность


  • Съемка

  • Сбор

  • Хранение

  • Распространение

  • Теоретическая и исследовательская работа

  • Обучение

  • Пропаганда и внедрение идей и материалов визуальной антропологии в сферы образования, культуры, СМИ.

Основные методы

  • Фотографии (Максимо Дю Камп 1852, Джон Хиллерс 1870, А. Хэддон 1898)

  • Рисунки

  • Кинофильмы (Роберт Флаэтри «Северный Нунук» 1922, «Моана» 1926, Джон Маршалл «Охотник» 1958) Изначально было кино, целью которого было показать исследуемую культуру, но в 70-е появился еще один «жанр», представители которого старались не только показать культуру, но и отразить личностные позиции, свое отношение к фактам – «Участвующее кино» Дэвид и Юдит Макдоугалл.

  • Видеофильмы

  • Звукофильмы

  • Видеомониторинг культуры

Методологические принципы (научные) (Франц Боас)+

  • Недопустимость ретуширования

  • Недопустимость позирования (культурные фабрикации)

  • Первичные материалы должны быть максимально реалистично

Отношение к аудиовизуальным методом довольно различны: кто-то считает их дополнением к основным методам, а кто-то самостоятельным методом. Изначально использовались как отчет, а потом уже стали основой исследования.

Различные этнографические фильмы хранятся в архивах. Крупнейший архив – Архив Института этнологии и антропологии РАН, за 70 лет в нем накопилось более 200 тыс.единиц хранения.



Свойства этнографического фильма

Снимается с логической и методологической последовательностью соответственно поставленным целям и задачам исследования. В основе лежит визуальная демонстрация этнографической информации.

Последнее время проводятся антропологические проекты, эксперименты с использованием аудивизуальных средств. Суть их связана с использованием фото и видео камер самими аборигенами. В частности, канадские эскимосы и австралийские аборигены, использование техники и создание студии записи. Канадские заработали несколько студий, где они снимали жизнь своего народа. В Мексике создано 35 студий. И в России в Ханты-мансийском автономном округе, канадский антрополог провел подобный эксперимент Азен Баликси. Суть в том, что антрополог берет несколько видеокамер, обучает аборигенов, потом оставляет камеры и через какое-то время забирает материалы. Он анализировал, что они снимают. Потом он старался повторить этот эксперимент в Болгарии, с турками проживающими в одной из частей страны.

Геттенгенский институт (сейчас университет) научного кино, занимается документальной съемкой в Германии. Они постарались использовать междисциплинарный подход. Любой ученый мог обратиться в этот институт, а тот предоставлял операторов или обучал основам съемок. Материалы съемок отправлялись в институт, где производился монтаж и редактура.

В социологии активно тоже используются Петр Штомпка «визуальная социология» - старается популяризировать использование этих методов.

Научные центры


  • Общество визуальной антропологии

  • Центр аудио-визуальных исследований Института этнологии и антропологии РАН (создан в 1999 году, руководитель Н.В.Плужников). Помимо регулярных экспедиций создан архив антропологических материалов «Золотая коллекция»

  • Центр визуальной антропологии МГУ (ЦВА) некоммерческая общественная организация.

  • Центр визуальной антропологии Кафедры ЮНЕСКО Новосибирского государственного университета

  • Этнографическое бюро «Екатеринбург – Тобольск» независимое творческое научно-исследовательское объединение

Фестивали

  • Фестиваль видеофильмов им. Маргарет Мид при Американском музее естественной истории

  • Российский фестиваль антропологических фильмов
<< предыдущая страница   следующая страница >>