Программа дисциплины «Социальная и экономическая антропология» - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
1. Социальная антропология как дисциплина. Социальная антропология... 6 691.72kb.
Программа дисциплины социальная психофизиология и антропология для... 3 407.3kb.
Программа дисциплины «Антропология режимных сообществ» 1 64.75kb.
Рабочая программа составлена в соответствии с 1 152.06kb.
Программа дисциплины «Экономическая теория» 3 431.15kb.
Рабочая учебная программа по дисциплине «Социальная структура и стратификация» 1 310.25kb.
Рабочая программа по дисциплине «современная социальная теория» 2 504.26kb.
Программа дисциплины антропология. Вводный курс для направления 031300. 1 84.1kb.
Программа дисциплины социальная психология основной образовательной... 1 329.76kb.
Рабочая учебная программа наименование дисциплины психология специальность... 3 435.83kb.
Рабочая программа учебной дисциплины 1 63.39kb.
Теоретические проблемы «экономической антропологии» Ю. И. Семенов 3 888.5kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Программа дисциплины «Социальная и экономическая антропология» - страница №1/2




Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Программа дисциплины «Социальная и экономическая антропология»

для направления 040100.68 «Социология» подготовки бакалавра






Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"

Факультет социологии

Программа дисциплины

Социальная и экономическая антропология

для направления 040100.62 «Социология» подготовки бакалавра


Авторы программы:

Ссорин-Чайков Николай Владимирович

ns267@cam.ac.uk

Юдин Григорий Борисович



gregloko@yandex.ru
Одобрена на заседании кафедры экономической социологии «___»____________ 20 г

Зав. кафедрой В.В. Радаев


Рекомендована секцией УМС "Социология" «___»____________ 20 г

Председатель В.Г. Ледяев


Утверждена УС факультета социологии «___»_____________20 г.

Ученый секретарь Е.В. Надеждина

Москва, 2012

Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.

1Область применения и нормативные ссылки


Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/специальности 040100.62, изучающих дисциплину «Социальная и экономическая антропология».

Программа разработана в соответствии с:


  • оригинальным образовательным стандартом НИУ ВШЭ по социологии;

  • Образовательной программой 040100.62 «Социология».

  • Рабочим учебным планом университета по направлению подготовки Социология, утвержденным в 2011 г.

2Цели освоения дисциплины


Основные цели курса “Социальная и экономическая антропология” состоят в следующем:

  • введение а антропологические подходы к социальному и культурному анализу современного мира на основе эмпирических примеров

  • обзор основных теоретических школ антропологии и эволюции взглядов на функцию и миссию антропологического знания

  • знакомство с основными понятиями и различениями экономической антропологии

  • знакомство с фундаментальными основами этнографических методов исследования

Сегодня социология и социальная антропология – это две разные дисциплины со своим методологическим аппаратом, представлениями о своём месте в обществе и институциональным оформлением. Однако исторически их становление происходило в тесной взаимосвязи, в результате чего общность вопросов, подходов и методов оказалась вписанной в траектории их развития. Настоящий курс преследует цель одновременно продемонстрировать студентам своеобразие социальной антропологии и предложить антропологические ресурсы, позволяющие расширять социологическую перспективу и обогащать теоретико-методологический арсенал.

Курс разделён на три логических блока. В рамках первой части раскрывается контекст возникновения антропологии как знания о Другом и рассматриваются сюжеты, ставшие классическими после «релятивистского поворота» в антропологии. Центральной темой второй части является «исторический поворот» - переосмысление антропологией своего места в отношениях власти, результатом чего явилась смена парадигмы в антропологическом исследовании политики и усиление рефлексивных мотивов в методологии антропологической работы. В третьей части курса предложенные в предыдущих частях историко-антропологические рамки наполняются обсуждением знания об экономике и материальности социальной жизни: традиционные темы классической экономической антропологии и политической экономии переосмысливаются в свете новых подходов к самоидентификации антрополога и новым социально-экономическим процессам.



3Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины


В результате освоения дисциплины студент должен:

    Знать основные антропологические школы и логику развития антропологической теории и полевой практики;

  • Уметь применять категориальный аппарат антропологии для анализа базовых проблем хозяйственной организации в современном мире;

  • Иметь навыки (приобрести опыт) рефлексии позиции исследователя в эмпирической работе и овладеть понятиями, позволяющими продуктивно описывать собственную исследовательскую позицию.

В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:



Компетенция

Код по ФГОС/ НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание высокой

мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (формируется частично)



ОК-8

− воспроизводит основные исторические модели использования гуманитарного и антропологического знания

− оценивает роль гуманитарного и антропологического знания в воспроизводстве и изменении властных отношений в обществе, в артикуляции интересов отдельных групп



Лекции, подготовка эссе

Способность использовать основные положения и методы гуманитарных и социально-

экономических наук при решении профессиональных задач (формируется частично)



ОК-9

− применяет этнографические методы в социальных исследованиях

− представляет связи между антропологическими и социологическими подходами к гуманитарному анализу

− распознаёт базовые родственные, политические, религиозные и экономические структуры, лежащие в основании анализируемых феноменов


Лекции, подготовка домашнего задания, подготовка докладов, обсуждение текстов на семинарах, подготовка эссе

Способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы (формируется частично)

ОК-10

− использует категориальный аппарат антропологии для объяснения социально-экономических феноменов

− распознаёт антропологические модели, лежащие в основании различных объяснений социальных феноменов и политических мер



Подготовка домашнего задания, подготовка докладов, обсуждение текстов на семинарах, подготовка эссе

Владение иностранным языком на уровне, достаточном для разговорного общения, а

также для поиска и анализа иностранных источников информации (формируется частично)



ОК-15

− владеет профессиональной терминологией на английском языке, достаточной для чтения научной литературы по теме, в том числе первоисточников

Подготовка эссе, самостоятельное чтение текстов из списка обязательной и дополнительной литературы

Способность применять в профессиональной деятельности базовые и профессионально-

профилированные знания и навыки по основам социологической теории и методам

социологического исследования (формируется частично)


ПК-1

− демонстрирует понимание ограничений социально-научного наблюдения, обусловленных позицией наблюдателя

− владеет навыками поиска информантов в этнографических исследованиях

− интерпретирует данные этнографического исследования

− демонстрирует способность синтезировать антропологическое и социологическое знание в теоретической работе



Лекции, подготовка домашнего задания, обсуждение текстов на семинарах, подготовка эссе

Способность и готовность использовать знание методов и теорий социальных и

гуманитарных наук при осуществлении экспертной, консалтинговой и аналитической

деятельности (формируется частично)


ПК-4

− оценивает экономические последствия управленческих мер

− представляет роль гуманитарного знания в функционировании различных режимов управления



Лекции, подготовка домашнего задания, подготовка эссе,

Способность и умение использовать полученные знания в преподавании

социологических дисциплин (знание основ социально-экономических и гуманитарных

дисциплин)

(формируется частично)


ПК-12

− даёт определение основным категориям социально-антропологической теории

− использует примеры антропологических исследований для разъяснения ценности различных методов сбора и анализа информации




Обсуждение текстов на семинарах, подготовка домашнего задания, подготовка эссе



4Место дисциплины в структуре образовательной программы


Для направления подготовки «Социология» настоящая дисциплина является обязательной дисциплиной профессионального цикла (Базовая часть).
Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:

  • Социологическая теория

  • Философия

  • История экономических учений



Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:

  • Экономическая социология

  • Социология потребления

  • Социальная теория семьи и семейных отношений

  • Социология хозяйственного развития

  • Современные социологические теории

  • Социальная структура и социальная стратификация

  • Неформальная экономика

5Тематический план учебной дисциплины







Название раздела

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоя­тельная работа

Лекции

Семинары






Антропология как методическое познание Другого

14

2

2

10



Системы родства

10

2

2

6



Антропология обмена

10

2

2

6



Религия и «коллективные представления»

10

2

2

6



Классическая политическая антропология: от расцвета до распада

10

2

2

6



Антропология антропологической оптики

10

2

2

6



Антропология политического за пределами институтов

10

2

2

6



Границы коммодификации и границы капитализма

10

2

2

6



Экономический выбор и формирование субъективности

12

2

2

8



Экономика: хозяйство, наука о хозяйстве и материальность

12

2

2

8







108

20

20

68


следующая страница >>