Программа дисциплины «Социальная и экономическая антропология» - страница №1/2
|
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Программа дисциплины «Социальная и экономическая антропология»
для направления 040100.68 «Социология» подготовки бакалавра
|
Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"
Факультет социологии
Программа дисциплины
Социальная и экономическая антропология
для направления 040100.62 «Социология» подготовки бакалавра
Авторы программы:
Ссорин-Чайков Николай Владимирович
ns267@cam.ac.uk
Юдин Григорий Борисович
gregloko@yandex.ru
Одобрена на заседании кафедры экономической социологии «___»____________ 20 г
Зав. кафедрой В.В. Радаев
Рекомендована секцией УМС "Социология" «___»____________ 20 г
Председатель В.Г. Ледяев
Утверждена УС факультета социологии «___»_____________20 г.
Ученый секретарь Е.В. Надеждина
Москва, 2012
Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.
1Область применения и нормативные ссылки
Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/специальности 040100.62, изучающих дисциплину «Социальная и экономическая антропология».
Программа разработана в соответствии с:
-
оригинальным образовательным стандартом НИУ ВШЭ по социологии;
-
Образовательной программой 040100.62 «Социология».
-
Рабочим учебным планом университета по направлению подготовки Социология, утвержденным в 2011 г.
2Цели освоения дисциплины
Основные цели курса “Социальная и экономическая антропология” состоят в следующем:
-
введение а антропологические подходы к социальному и культурному анализу современного мира на основе эмпирических примеров
-
обзор основных теоретических школ антропологии и эволюции взглядов на функцию и миссию антропологического знания
-
знакомство с основными понятиями и различениями экономической антропологии
-
знакомство с фундаментальными основами этнографических методов исследования
Сегодня социология и социальная антропология – это две разные дисциплины со своим методологическим аппаратом, представлениями о своём месте в обществе и институциональным оформлением. Однако исторически их становление происходило в тесной взаимосвязи, в результате чего общность вопросов, подходов и методов оказалась вписанной в траектории их развития. Настоящий курс преследует цель одновременно продемонстрировать студентам своеобразие социальной антропологии и предложить антропологические ресурсы, позволяющие расширять социологическую перспективу и обогащать теоретико-методологический арсенал.
Курс разделён на три логических блока. В рамках первой части раскрывается контекст возникновения антропологии как знания о Другом и рассматриваются сюжеты, ставшие классическими после «релятивистского поворота» в антропологии. Центральной темой второй части является «исторический поворот» - переосмысление антропологией своего места в отношениях власти, результатом чего явилась смена парадигмы в антропологическом исследовании политики и усиление рефлексивных мотивов в методологии антропологической работы. В третьей части курса предложенные в предыдущих частях историко-антропологические рамки наполняются обсуждением знания об экономике и материальности социальной жизни: традиционные темы классической экономической антропологии и политической экономии переосмысливаются в свете новых подходов к самоидентификации антрополога и новым социально-экономическим процессам.
3Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
В результате освоения дисциплины студент должен:
Знать основные антропологические школы и логику развития антропологической теории и полевой практики;
-
Уметь применять категориальный аппарат антропологии для анализа базовых проблем хозяйственной организации в современном мире;
-
Иметь навыки (приобрести опыт) рефлексии позиции исследователя в эмпирической работе и овладеть понятиями, позволяющими продуктивно описывать собственную исследовательскую позицию.
В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:
Компетенция
|
Код по ФГОС/ НИУ
|
Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)
|
Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции
|
Осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание высокой
мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (формируется частично)
|
ОК-8
|
− воспроизводит основные исторические модели использования гуманитарного и антропологического знания
− оценивает роль гуманитарного и антропологического знания в воспроизводстве и изменении властных отношений в обществе, в артикуляции интересов отдельных групп
|
Лекции, подготовка эссе
|
Способность использовать основные положения и методы гуманитарных и социально-
экономических наук при решении профессиональных задач (формируется частично)
|
ОК-9
|
− применяет этнографические методы в социальных исследованиях
− представляет связи между антропологическими и социологическими подходами к гуманитарному анализу
− распознаёт базовые родственные, политические, религиозные и экономические структуры, лежащие в основании анализируемых феноменов
|
Лекции, подготовка домашнего задания, подготовка докладов, обсуждение текстов на семинарах, подготовка эссе
|
Способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы (формируется частично)
|
ОК-10
|
− использует категориальный аппарат антропологии для объяснения социально-экономических феноменов
− распознаёт антропологические модели, лежащие в основании различных объяснений социальных феноменов и политических мер
|
Подготовка домашнего задания, подготовка докладов, обсуждение текстов на семинарах, подготовка эссе
|
Владение иностранным языком на уровне, достаточном для разговорного общения, а
также для поиска и анализа иностранных источников информации (формируется частично)
|
ОК-15
|
− владеет профессиональной терминологией на английском языке, достаточной для чтения научной литературы по теме, в том числе первоисточников
|
Подготовка эссе, самостоятельное чтение текстов из списка обязательной и дополнительной литературы
|
Способность применять в профессиональной деятельности базовые и профессионально-
профилированные знания и навыки по основам социологической теории и методам
социологического исследования (формируется частично)
|
ПК-1
|
− демонстрирует понимание ограничений социально-научного наблюдения, обусловленных позицией наблюдателя
− владеет навыками поиска информантов в этнографических исследованиях
− интерпретирует данные этнографического исследования
− демонстрирует способность синтезировать антропологическое и социологическое знание в теоретической работе
|
Лекции, подготовка домашнего задания, обсуждение текстов на семинарах, подготовка эссе
|
Способность и готовность использовать знание методов и теорий социальных и
гуманитарных наук при осуществлении экспертной, консалтинговой и аналитической
деятельности (формируется частично)
|
ПК-4
|
− оценивает экономические последствия управленческих мер
− представляет роль гуманитарного знания в функционировании различных режимов управления
|
Лекции, подготовка домашнего задания, подготовка эссе,
|
Способность и умение использовать полученные знания в преподавании
социологических дисциплин (знание основ социально-экономических и гуманитарных
дисциплин)
(формируется частично)
|
ПК-12
|
− даёт определение основным категориям социально-антропологической теории
− использует примеры антропологических исследований для разъяснения ценности различных методов сбора и анализа информации
|
Обсуждение текстов на семинарах, подготовка домашнего задания, подготовка эссе
|
4Место дисциплины в структуре образовательной программы
Для направления подготовки «Социология» настоящая дисциплина является обязательной дисциплиной профессионального цикла (Базовая часть).
Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:
-
Социологическая теория
-
Философия
-
История экономических учений
Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:
-
Экономическая социология
-
Социология потребления
-
Социальная теория семьи и семейных отношений
-
Социология хозяйственного развития
-
Современные социологические теории
-
Социальная структура и социальная стратификация
-
Неформальная экономика
5Тематический план учебной дисциплины
№
|
Название раздела
|
Всего часов
|
Аудиторные часы
|
Самостоятельная работа
|
Лекции
|
Семинары
|
|
-
|
Антропология как методическое познание Другого
|
14
|
2
|
2
|
10
|
-
|
Системы родства
|
10
|
2
|
2
|
6
|
-
|
Антропология обмена
|
10
|
2
|
2
|
6
|
-
|
Религия и «коллективные представления»
|
10
|
2
|
2
|
6
|
-
|
Классическая политическая антропология: от расцвета до распада
|
10
|
2
|
2
|
6
|
-
|
Антропология антропологической оптики
|
10
|
2
|
2
|
6
|
-
|
Антропология политического за пределами институтов
|
10
|
2
|
2
|
6
|
-
|
Границы коммодификации и границы капитализма
|
10
|
2
|
2
|
6
|
-
|
Экономический выбор и формирование субъективности
|
12
|
2
|
2
|
8
|
-
|
Экономика: хозяйство, наука о хозяйстве и материальность
|
12
|
2
|
2
|
8
|
|
|
108
|
20
|
20
|
68
|
следующая страница >>