Похожие работы
|
Вопросы к экзамену по дисциплине «клиническая психология» блоку «патопсихология» - страница №1/1
Утверждены на заседании кафедры социальной психологии (протокол № 5 от 18.12.2012 г.)
Вопросы к экзамену по дисциплине «КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ»
блоку «ПАТОПСИХОЛОГИЯ»
-
Объект, предмет и задачи клинической психологии. Структура клинической психологии.
-
История развития и современное состояние клинической психологии; характеристика основных этапов понимания психических расстройств.
-
Методы клинической психологии.
-
Значение исследований клинической психологии для теории общей психологии и практики.
-
Организационные аспекты деятельности клинического психолога.
-
Нарушения сознания (психологическая характеристика отдельных видов помрачения сознания).
-
Нарушение самопознавания - деперсонализация.
-
Нарушения восприятия: обман чувств (иллюзии, галлюцинации, псевдогаллюцинаци).
-
Нарушения восприятия: агнозии и псевдоагнозии при деменции.
-
Нарушение мотивационного компонента восприятия.
-
Нарушение непосредственной памяти (Корсаковский синдром, прогрессирующая амнезия).
-
Нарушение опосредованной памяти.
-
Нарушения памяти: динамики мнестической деятельности, мотивационного компонента.
-
Нарушение операциональной стороны мышления (снижение уровня обобщения, искажение процесса обобщения).
-
Нарушение динамики мыслительной деятельности (лабильность, инертность мышления).
-
Нарушение мотивационного компонента мышления (разноплановость, резонерство). Нарушение критичности мышления.
-
Понятие, виды и динамика бреда.
-
Нарушения внимания (снижение устойчивости, уменьшение объема, нарушение переключаемости).
-
Нарушения умственной работоспособности.
-
Нарушение опосредованности и иерархии мотивов.
-
Нарушение смыслообразования.
-
Нарушение подконтрольности поведения.
-
Психологический анализ изменений личности при алкоголизме.
-
Психологический анализ изменений личности при шизофрении.
-
Психологический анализ изменений личности при эпилепсии.
-
Психологический анализ изменений личности при депрессивных расстройствах, маниакально-депрессивном психозе.
ПРИМЕЧАНИЕ:
-
Основная литература при подготовке к экзамену по дисциплине «Клиническая психология» блоку «Патопсихология»:
-
Клиническая психология: учебник. / Под ред. Б.Д. Карвасарского – СПб.: Питер, 2004. - С. 271- 298, 767-804 (ответы на 1, 2, 3, 4, 6 вопросы);
-
Зейгарник Б.В. Патопсихология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – 5-е изд., стер. – М.: Академия, 2007. – 208 с. (ответы на 5, 7-17, 20-23 вопросы);
-
Левченко И.Ю. Патопсихология: теория и практика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Aкадемия, 2000, с. 62-66 (ответ на 19 вопрос);
-
Марилов В.В. Общая психопатология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – 3-е изд., стер. – М.: Академия, 2008. – 224 с. (ответы на 8, 18, 27 вопросы);
-
Комер Дж.Р. Основы патопсихологии. – СПб.: Нева, 2001 (ответ на 3 вопрос);
-
Братусь Б.С. Психологический анализ изменений личности при алкоголизме. – М.: МГУ, 1974 (ответ на 24 вопрос);
-
Кемпинский А. Психология шизофрении. – СПб.: Ювента, 1998 (ответ на 25 вопрос);
-
Еникеева Д.Д. Популярная психиатрия. - М.: АСТ-ПРЕСС, 1998. - С. 494- 497 (ответ на 26 вопрос).
-
Структура ответа (обязательно при ответе на 8-16, 18 вопросы знать):
-
характеристика нарушения;
-
методы и методики, которые применяются для диагностики данного нарушения;
-
заболевания, при которых возникает данное нарушение (пример, умственная отсталость, эпилепсия, шизофрения и т.п.);
-
клинический пример.
Вопросы к экзамену по дисциплине «КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ»
блоку «НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ»
-
Предмет и задачи нейропсихологии.
-
История становления нейропсихологии, особенности отечественной нейропсихологии.
-
Определение основных понятий методологического аппарата нейропсихологии (функция, симптом, локализация, нейропсихологический фактор).
-
Решение проблемы локализации ВПФ в теории системной динамической локализации.
-
Определение ВПФ как психической функциональной системы (по А.Р.Лурия). Сходство и различия между физиологическими и психическими функциональными системами.
-
Принципы структурно-функциональной организации мозга: концепция трех функциональных блоков мозга А.Р.Лурия. Локализация и функции.
-
Основные принципы работы первого функционального блока мозга.
-
Основные принципы работы второго функционального блока мозга.
-
Основные принципы работы третьего функционального блока мозга.
-
Основные принципы работы анализаторных систем.
-
Гностические расстройства при поражении зрительного анализатора. Зрительные агнозии: характеристика.
-
Кожно-кинестетический анализатор : сенсорные и гностические расстройства. Таламический синдром Дежерина-Русси. Нижнетеменной и верхнетеменной синдромы.
-
Слуховой анализатор: уровни и типы нарушений неречевого слуха.
-
Двигательные анализатор: основные области, входящие в корковый отдел. Характеристика апраксий: классификация А.Р.Лурия.
-
Нарушение произвольной регуляции высших психических функций в целом при локальных поражениях мозга.
-
Нейропсихологический анализ нарушений восприятия.
-
Нейропсихологический анализ нарушений внимания.
-
Нейропсихологический анализ нарушений памяти.
-
Нейропсихологический анализ нарушений мышления.
-
Нейропсихологический анализ нарушений эмоций. Специфика нарушений эмоций в зависимости от локализации поражения в левом или правом полушариях мозга.
-
Нейропсихологический анализ нарушений речи. Проблема афазий.
-
Синдромный анализ нарушений высших психических функций.
-
Проблема факторов в нейропсихологии.
-
Принципы структурно-функциональной организации мозга: межполушарное взаимодействие.
-
Нейропсихологические синдромы поражения передних отделов коры больших полушарий
-
Нейропсихологические синдромы поражения задних отделов коры больших полушарий
ПРИМЕЧАНИЕ:
1. Основная литература при подготовке к экзамену по дисциплине «Клиническая психология» блоку «Нейропсихология»:
-
Хомская Е. Д. Нейропсихология. — СПб.: Питер, 2005.
-
Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. - Издательство: Академия, 2006 г.
-
Клиническая психология: учебник. / Под ред. Б.Д. Карвасарского – СПб.: Питер, 2004.
2. Структура ответа (11-21 вопросы):
Общепсихологические сведения о ВПФ
характеристика нарушений;
локализация поражений.
ОБЯЗАТЕЛЬНО знать локализацию полей, связанную с расстройствами ВПФ.
-
При подготовке особое внимание обратите на последние два вопроса (25-26), которые являются обобщающими по всему курсу, по ним будут заданы дополнительные вопросы при ответе.
|