Учебно-методический комплекс дисциплины юридическая психология по специальности 030501. 65 «Юриспруденция» - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины история мировых цивилизаций... 2 921.24kb.
Программа дисциплины Юридическая психология для специальности 030501. 1 273.88kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «римское право» для специальности... 2 438.18kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине судебные экспертизы в... 1 258.93kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины фтд. Психология рекламы (код... 4 819.1kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины «экономическая психология» 1 306.41kb.
Учебно-методический комплекс по курсу «Юридическая психология» 2 591.99kb.
Учебно-методический комплекс для студентов специальностей 030501... 4 1767.4kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине история политических и... 3 974.64kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине история политических и... 4 1023.33kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «уголовный процесс» для... 9 3678.43kb.
Специализированной магистерской образовательной программы «Юридическая... 1 49.66kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Учебно-методический комплекс дисциплины юридическая психология по специальности 030501. - страница №2/2

Тематика курсовых работ

Теоретико-методологические основы юридической психологии

1. История развития и задачи юридической психологии.

2. Методологические основы юридической психологии.

3. Основные школы и направления юридической психологии.

4.Юридическая психология в деятельности правоохранительных органов.

Психические процессы

1. Внимание и наблюдательность в расследовании преступлений.

2. Особенности восприятия в условиях расследования преступлений.

3.Особенности ощущений в условиях расследования преступлений.

4. Особенности внимания в условиях расследования преступлений.

5. Особенности и закономерности памяти свидетелей и потерпевших.

6. Особенности и закономерности мышления участников расследования преступления.

7. Роль воображения в деятельности юриста.



Эмоциональные состояния

1. Аффект как юридически значимое эмоциональное состояние.

2. Значение эмоциональных состояний в юридической практике.

3. Роль эмоций и чувств в деятельности следователя.



Психология права, правосознания, обеспечения законности и правопорядка

1. Информационно-психологическое воздействие в правовой социализации.

2. Мотивация правомерного поведения.

3. Мотивирующее влияние наказания.

4. Психология преступных групп.

5. Психология личности преступника.

6. Правовая социализация.

7. Факторы формирования правосознания.

8. Профессиональное правосознание.

9. Психосоциальное значение мистификации и мифологизации преступлений.

10. Образ законности и правопорядка в общественном мнении.

11. Общественное мнение как психологическая реакция на преступные деяний.

12. Психологический аспект деформации правосознания.

13. Психолого-правовое регулирование общественных отношений.

14. Психологические свойства правовых норм.

15. Психология необходимой обороны.

16. Психологические механизмы социальной регуляции в различных государственных системах.

17. Психология правового иммунитета и его последствия.

18. Психология правового поведения.

19. Психология правопорядка.

20. Психология правосознания.

21. Психология правотворчества.

22. Ценностно-нормативная концепция в юридической психологии.

Психология общественной и личной безопасности

1. Профессиональная виктимность сотрудника правоохранительных органов.

2. Психологический аспект безопасного поведения в толпе, при панике, при чрезвычайных ситуациях.

3. Риск: психолого-правовой аспект.

4. Психология шантажа.

Криминальная и превентивная психология

1. Виктимология и ее значение в борьбе с преступностью.

2. Воспитательное значение предварительного расследования и судебного разбирательства.

3. Изучение психологии личности обвиняемого в целях предупреждения преступлений.

4. Изучение психологии личности подозреваемого (обвиняемого) в условиях следственных действий.

5. Индивидуально-личностные особенности как детерминанта преступного поведения.

6. Криминальная субкультура: понятие, виды, особенности, характеристика.

7. Криминальная деформация личности.

8. Криминогенность личности.

9. Методология психологического изучения личности преступника.

10. Механизмы психологической защиты подследственного.

11. Основные направления и объем изучения психологии преступника.

12. Посткриминальное поведение правонарушителя.

13. Психологические аспекты борьбы с организованной преступностью.

14. Психологические аспекты борьбы с политической преступностью.

15. Психологические аспекты противодействия правоохранительных

органов коррупционной преступности.

16. Психологические аспекты противодействия органов правоохраны корыстной преступности.

17. Психологические особенности личности обвиняемого и их учет при производстве следственных действий.

18. Психологические признаки серийного сексуального преступления.

19. Психологический анализ причин, приведших несовершеннолетних к преступлению.

20. Психология неформальных объединений молодежи асоциальной направленности.

21. Психологический генезис преступного поведения.

22. Психологические механизмы преступного поведения.

23. Психологический портрет (профиль) неустановленного преступника.

24. Психология лица, подозреваемого (обвиняемого) в совершении преступления.

25. Рефлексивное управление посткриминальным поведением правонарушителя.

26. Ролевая компетентность сотрудников правоохранительной деятельности.

27. Самооправдание преступного поведения.

28.Социально-психологический анализ личности несовершеннолетних правонарушителей.

29. Социально-психологическое изучение личности преступника.

30. Психологические теории личности (фрейдизм, неофрейдизм, бихевиоризм и др.).



Психология оперативно-розыскной деятельности

1. Выявление психологических признаков серийности убийств.

2. Мотивация конфидентов в деятельности оперативных служб.

3. Мышление в профессиональной деятельности следователя.

4. Психологические механизмы выявления скрываемой информации.

5. Психологические особенности задержания лица, причастного к преступлению.

6. Психологические особенности участников оперативно-розыскной деятельности.

7. Психологический аспект оперативного внедрения.

8. Психология опроса граждан.

9.Психотехника общения оперативных работников с лицами, причастными к преступлениям.



Психология предварительного следствия

1. Личностно-регуляционный след на месте происшествия (след поведения).

2. Механизмы психологической защиты личности в юридически значимых ситуациях.

3. Психологические состояния следователя при осмотре трупа.

4. Психологическая характеристика следственной деятельности.

5. Психологические методы диагностики скрываемой причастности к преступлению.

6. Психологические особенности выемки.

7. Психологические особенности допроса в конфликтной ситуации.

8. Психологические особенности допроса на очной ставке.

9. Психологические особенности обыска.

10. Психологические особенности формирования свидетельских показаний.

11. Психологические характеристика сопряжения криминального события и преступника.

12. Психологические приемы допроса подозреваемого (обвиняемого).

13. Психологическая характеристика допроса несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого).

14. Психологические аспекты допроса несовершеннолетнего свидетеля, потерпевшего.

15. Психология получения признания в совершении преступления.

16. Психология склонения виновного к даче правдивых показаний.

16. Психология склонения виновного к даче правдивых показаний.

17. Психологическая характеристика освидетельствования.

18. Психология задержания подозреваемого.

19. Психология лжесвидетельства при допросе.

20. Психология осмотра места происшествия.

21. Психология очной ставки.

22. Психология предъявления для опознания.

23. Психология преступной инсценировки на месте происшествия.

24. Психология проверки показаний на месте.

25. Психология следственного эксперимента.

26.Психолого-диагностические признаки скрываемой причастности к преступлению.

27.Криптология как психологически метод изучения личности.

28. Следственные версии, основанные на психологическом анализе личности.

29.Тактико-психологические особенности расследования преступлений, совершенных психопатическими личностями.

Психология судебного разбирательства

1. Психологические отношения участников уголовного процесса.

2. Поведение потерпевшего на суде.

3. Психологическая характеристика вынесения приговора.

4. Психологические аспекты деятельности арбитражного суда.

5. Психологические аспекты изучения материалов дела.

6. Психологические аспекты культуры судебного процесса.

7. Психологические особенности воспитательного воздействия суда.

8. Психологические особенности защитительной (адвокатской) деятельности в гражданском судопроизводстве.

9. Психологические особенности суда присяжных.

10. Психологические особенности принятия и вынесения судебного решения.

11. Психологические особенности судебных прений.

12. Психологический аспект изучения судом измененных показаний

подсудимого.

13. Психология деятельности адвоката в уголовном процессе.

14. Психология деятельности прокурора в гражданском судопроизводстве.

15. Психология деятельности прокурора в уголовном судопроизводстве.

16. Психология защитительной речи адвоката.

17. Психология общественного мнения в уголовном процессе.

18. Психология поведения подсудимого.

19. Психология речи прокурора.

20. Психология свидетеля на суде.

21. Тактико-психологические особенности допроса подсудимого.

22. Тактико-психологические особенности допроса потерпевшего (свидетеля) в суде.

23. Учет психологии личности подсудимого при назначении меры наказания.

Пенитенциарная психология

1. Личностные особенности аномальных осужденных.

2. Личностные особенности несовершеннолетних осужденных.

3. Личностные особенности осужденных зрелого возраста.

4. Невербальное поведение осужденных.

5.Психологические особенности взаимоотношений между персоналом пенитенциарных учреждений и осужденными.

6. Психологические особенности личности осужденных.

7. Психологические особенности несовершеннолетних осужденных женского пола.

8. Психологический аспект конфликтов в среде осужденных.

9. Психология адаптации осужденных к условиям исправительных учреждений.

10. Причины лживости осужденных в местах лишения свободы.

11. Психология побегов из мест лишения свободы.

12. Социально-психологическая характеристика среды осужденных.

Психологические технологии в правоохранительной деятельности

1. Визуальная диагностика индивидуальных особенностей собеседника сотрудниками правоохранительных органов.

2. Невербальные средства общения в правоохранительной деятельности.

3. Психотехника профессионального мышления юриста.

4. Психотехника профессионального общения юриста.

5. Психологические приемы составления психологического портрета преступника.

6. Психическое воздействие сотрудников правоохранительных органов на участников уголовного дела.

7. Противодействие участников уголовного дела сотрудникам правоохранительной деятельности.

8. Психологические основы ведения переговоров с преступниками.

9. Психологические приемы разоблачения ложных показаний в правоохранительной деятельности.



Судебно-психологическая экспертиза

1. Экспертная оценка способности к даче достоверных показаний.

2. Экспертная оценка мотивов преступного поведения.

3. Способность потерпевшего к пониманию совершаемых с ним действий и оказанию сопротивления – судебно-психологическая оценка.

4. Способность обвиняемого понимать психическое состояние жертвы – экспертная оценка.

5. Экспертная оценка способности свидетеля давать правильные показания.

6. Судебно-психологическая экспертиза: предмет, компетенция, методы, основания, поводы назначения.

7. Посмертная судебно-психологическая экспертиза.

8. Внеэкспертные формы использования специальных знаний психолога в уголовном судопроизводстве.

9. Нетрадиционные психологические методы раскрытия и расследования преступлений.

10. Судебно-психологическая экспертиза в уголовном процессе.

11. Судебно-психологическая экспертиза в гражданском процессе.

12. Судебно-психологическая экспертиза несовершеннолетних правонарушителей.

13. Судебно-психологическая экспертиза потерпевших.

14. Судебно-психологическая экспертиза аффекта.

15. Комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза.

16. Виды комплексных судебных экспертиз.
3. 5. Список рекомендуемой литературы для написания курсовой работы

1. Александровский Ю.А. Пограничные психические расстройства. М., 2003.

2. Алякринский Б.С. О таланте и способностях (Очерки о самовоспитании). М., 1998.

3. Амбрумова А.Г., Тихоненко В.А. Диагностика суицидального поведения: Методические рекомендации. М., 2011.

4. Андреева Г.М. Социальная психология, М., 1999.

5. Антонян Ю.М., Гульдан В.В. Криминальная патопсихология. М., 1991.

6. Антонян Ю.М. Изучение личности преступника. М., 1999.

7. Антонян Ю.М., Бородин С.В. Преступность и психические аномалии. М., 2003.

8. Антонян Ю.М., Голубее В.П., Кудряков Ю.Н. Личность корыстного преступника. Томск, 2007.

9. Антонян Ю.М., Гульдан В.В., Кудрявцев В.Н., Лунеев В.В., Романов В.В.,Самовичев Е.Г., Яковлев А.М. Криминальная мотивация. М., 2006.

10.АсмоловА. Г. Психология личности. М., 2007.

11. Базаров Т.Ю. Психологические основы общения в специальной работе: Учебное пособие. М., 1990. '

12. Башкатов И.П. Психология групп несовершеннолетних правонарушителей М.,2000. .

13. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. М., 1989.

14. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 2000.

15. Братка А.А., Кочергин А.Н. Информация и психика. Новосибирск, 2007.

16. Братусь Б. С. Аномалии личности. М., 2010.

18. Братусь Б.С. Психологический анализ изменений личности при алкоголизме. М., 2005.

19. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика личности. Киев, 1989.

20. Василюк Ф.Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций). М., 1997.

21. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. М., 2002.

22. Виссак X., Торее В. Пособие по профессиональному общению юристов. Таллин, 2000.

23. Водолазский Б.Ф. Психология осмотра места происшествия. Омск, 2003.

24. Волкогонов Д.А. Моральные конфликты и способы их разрешения. М., 2003.

25. Вопросы судебно-психологической экспертизы. М.,2008.

26. Гаврилова Н.И. Ошибки в свидетельских показаниях (происхождение, выявление, устранение). М.,2011.

37. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. М.,1988.

28. Глазырин Ф.В. Психология следственных действий. Волгоград, 2000.

29. Глазырин Ф.В., Илларионов В.П., Кругликов А.П. Воспитательное воздействие следователя на несовершеннолетнего правонарушителя: Учебное пособие. Волгоград, 2004. .

30. Гончаренко В.И., Сокиран Ф.М. Психологическое воздействие в целях по-

лучения объективной информации при допросе // Криминалистика и судебная экспертиза. М., 2010. Вып. 41.

31. Гордевва Н.Д„ Зинченко В.П. Функциональная структура действия. М., 2001.

32. Горелов И.Н., Енгалычев В.Ф. Невербальные компоненты при допросе. Тарту, 1999.

33. Грегори Р.Л. Глаз и мозг. Психология зрительного восприятия. М., 2008.

34. Гырдеев Д. Актуальные проблемы общественного сознания. М., 2003.

35. Десев Л. Психология малых групп - социальные иллюзии и проблемы. М., 2006.



43. Додонов Б.И. В мире эмоций. Киев, 2000.

36. Долгова А.И. Социально-психологические аспекты' преступности несовершеннолетних. М., 2008.



37. Енгалычев В.Ф. Психологическое воздействие в правоохранительной деятельности / Прикладная юридическая психология: Учебное пособие для вузов /Под ред. А.М. Столяренко. М.,2001.

38. Еникеев М.И. Психология допроса. М., 2007.

39. Еникеев М.И. Психология обыска. М., 2007.

40. Еникеев М.И. Психология осмотра места происшествия. М., 2008.

41. Еникеев М.И., Черных Э.А. Психология обыска и выемки: Практикум по юридической психологии. М., 2009.

42. Еникеев М.И., Черных Э.А. Психология осмотра места происшествия: Практикум по юридической психологии. М., 2009.

43. Еникеев М.И., Черных Э.А. Психология следователя: Практикум по юридической психологии. М., 2009.

44. Ефремова Г.Х., Ратинов А.Р. Правовая психология и преступность молодежи. М„ 2000.

45. Забрянекий Г.И. Механизм формирования преступных групп. М., 2000.

46. Закалюк А. П. Общественное воздействие и предупреждение правонарушений. Киев, 2000.

47. Зейзирник Б.В. Теории личности в зарубежной психологии. М., 2009.

48. Зинатуллин 3.3. Уголовно-процессуальное принуждение и его эффективность (Вопросы теории и практики). Казань, 2007.

49. Знаков В. В. Неправда, ложь и обман как проблемы психологии понимания//Вопросы психологии. М., 1993.

50. Золотнякова А.С. Проблемы психологии общения (Социальный и личностный типы общения. Их профессиональные, познавательные и генетические аспекты): Учебное пособие по спецкурсу. Ростов н/Д, 2003.

51. Зорин Г.А. Использование криминалистических игр, инверсий, эффектов и тактических ловушек при расследовании, обвинении и защите по уголовным делам: Учебно-методическое пособие. М., 2002.

52. Зорин Г.А. Руководство по тактике допроса: Учебно-практическое пособие, М., 2001.

52. Игошев К.Е. Типология личности преступника и мотивация преступного поведения. Самара,2005.

54. Изард К.Е. Эмоции человека. М., 2008.

55. Ильиченко Ю.И. Эмоции и чувства в деятельности следователя. Краснодар, 2004.

56. Искусственный интеллект и психология / Под общ. ред. О.К. Тихомирова. М., 2004.

57. Китаев-СмыкЛ.А. Психология стресса. М., 2006.

58. Ковалев А.Г. Коллектив и социально-психологические проблемы руководства. М., 2010.

59. Коновалова В.Е. Психология в расследовании преступлений. Харьков, 2000.

60. Котов Д.П., Штанцов Г. Г. Психология следователя. Воронеж, 1999.

61. Коченов М.М. Введение в судебно-психологическую экспертизу. М., 2004.

62. Коченов М.М. Судебно-психологическая экспертиза несовершеннолетних: М., 2000.

63. Краффт-Эбинг. Начала уголовной психологии для врачей и юристов. СПб., 2006.

64. Криминология: Учебник / Под ред. В.Н. Кудрявцева, В.Е. Эмйнова. М.,1995.

65. Кудрявцев В.Н. Право и поведение. М., 1999.

66. Кудрявцев В.Н. Причинность в криминологии (о структуре индивидуального преступного поведения). М., 2000.

67. Кудрявцев В.Н. Причины правонарушений. М., 2001.

68. Кудрявцев В.Н., Миньковский Г.М., Сахаров А.В. и др. Личность преступника. М.,1999.

69. Кудрявцев И.А. Судебная психолого-психиатрическая экспертиза. М.,2006.

70. Кэртес И. Тактика и психологические основы допроса. М., 2007.

71. Левитов Н.Д. Психология характера. М., 2003.

72. Левитов Н.Д. Фрустрация как один из видов психических состояний //Вопросы психологии. 2002. № 6.

73. Леонгард К. Акцентуированные личности / Пер. с нем. Ростов н/Д, 2000.

74. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. 2-е изд. М., 2007.

75. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. М.,2005.

76. Линдсей П., Норман Д. Переработка информации у человека. Введение в психологию. М., 1999.

77. Лисовцева В.М. Судебно-психологическая экспертиза потерпевшего: Учебное пособие. Саратов, 2004.

78. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Л., 2003.

79. Личность преступника / Под ред. Н.Н. Кондрашкова. М., 2002.

80. Личность преступника как объект психологического исследования / Под ред. А.Р. Ратинова и др. М., 1979.

81. Личность преступников и индивидуальное воздействие на них: Сборник научных трудов. М., 2006.

82. Лурия А.Р. Внимание и память. Материалы к курсу лекций по общей психологии. М.,2005.

83. Лурия А.Р. Ощущения и восприятие: Материалы к курсу лекций по общей психологии. М., 2005.

84. Лурия А.Р. Язык и мышление. М., 2005.

85. Мельник В.В., Цыцарев С.В., Яковлев Я.М. Основы судебно-психологической экспертизы по уголовным делам. Л., 2004.

86. Мельников В.М., Ямпопьский Л.Т. Введение в экспериментальную психология личности. М., 2006.

87. Мерлин В.С. Очерки теории темперамента. М., 1991.

88. Механизм преступного поведения / Под ред. В.Н. Кудрявцева. М., 2004.

89. Миньковский Г.М. Проблемы повышения борьбы с организованной преступностью. М., 2005.

90. Наенко Н.И. Психическая напряженность. М., 2006.

91. Небылицын В.Д. Психологические исследования индивидуальных различий. М., 2010.

92. Немчин Т.А. Состояние нервно-психического напряжения. Л., 2000.

93. Николаичев Б.О. Осознаваемое и неосознаваемое в нравственном поведении личности. М.,2006.

94. Нор В.Т., Костицкий М.В. Судебно-психологическая экспертиза в уголовном процессе. Киев, 2007.

95. Пеньков Е.М. Социальные нормы - регуляторы поведения личности (некоторые вопросы методологии и теории). М., 2004.

96. Петелин Б.Я. Психология правонарушения. М., 2010.

97. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М., 2010.

98. Платонов К.К. О системе психологии. М., 2001.

99. Платонов К.К. Структура и формирование личности. М., 2002.

100. Подгорецкая Н.А. Изучение приемов логического мышления у взрослых. М.,2011.

101. Познышев С.В. Криминальная психология. Преступные типы. СПб., 2007.

102. Правоохранительные органы Российской Федерации: Учебник / Под ред.В.П. Божьева. М., 2007.

103. Психологические исследования общения / Под общ ред. Б.Ф. Ломова. М.,2011.

104. Психологические проблемы социальной регуляции поведения / Под ред.Е.В. Шороховои. М„ 2003.

105. Пушков В.Г. Специфика психологического воздействия в следственной практике//Психологический журнал. 1997. Т. 18. № 1.

106. Ратинов А.Р. Теория рефлексивных игр в приложений к следственной практике// Правовая кибернетика. М.. 2011.

107. Ратинов А.Р., Адамов Ю.П. Лжесвидетельство (происхождение, предотвращение и разоблачение ложных показаний). М., 2003.

108. Реет В.П. Развитие организованной преступности в России и некоторые направления повышения эффективности борьбы с ней. М., 2006.

109. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. М., 2000.

110. Романив В.В. Аффект / Домашний адвокат. 1996. № 4.

111. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. М., 2011.

112. Селье Г. Стресс без дистресса. М., 2005.

113. Сердюк Л.В. Психическое насилие как предмет уголовно-правовой оценки следователем: Учебное пособие. Волгоград, 2003.

114. Сидоров Б.В. Аффект Его уголовно-правовое и криминологическое значение. Казань, 2009.

115. Ситковская О.Д. Судебно-психологическая экспертиза аффекта: Методическое пособие. М., 2006.

116. Ситковская О.Д., Конышева Л.П. Психологическая экспертиза несовершеннолетних в уголовном процессе. М., 2001.,

117. Ситковская ОД., Конышева Л.П., Коченов М.М. Новые направления судебно-психологической экспертизы. М., 2000.

118. Соловьев А.Б. Процессуальные, психологические и тактические основы допроса на предварительном следствии, М., 2002.

119. Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. М., 2005.

120. Теоретические и прикладные исследования психологического воздействия / Под ред. В.Н, Куликова, А.А. Бодалева, Н.С. Мансурова, К.К. Платонова.Иваново, 2009.

121. Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. М., 1999. Вып. 6.

122. Хайдуков Н.П. Тактико-психологические основы воздействия следователя на участвующих в деле лиц. Саратов, 2005.

123. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. М.. 2008.

124. Хрестоматия по вниманию. М., 1999.

125. Цветков Э. Тайные пружины человеческой психики, или как расширить сферу своего влияния. М., 1999.

136. Чернышева М.А. Культура общения. Л., 2000.

127. Южанинова А.Л. Сознание, бессознательное и групповая терапия психо-динамической ориентации. Саратов, 2000.

128. Южанинова А.Л. Судебно-психологическая экспертиза в гражданском процессе. Судебно-психологическая экспертиза по делам о компенсации морального вреда. Саратов, 2000. Ч. 1, 2.



129. Юнг К.Г. Психологические типы. М., 1992.

  1. ПРОГРАММА ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ

Программа итоговой аттестации включает в себя перечень экзаменационных вопросов по дисциплине и 2 комплекта экзаменационных билетов. Билет включает в себя 2 вопроса из программы курса. Сдача экзамена предусматривает 20-минутную подготовку и устный расширенный ответ на вопросы билета.

Вопросы к экзамену по дисциплине

ЮРИДИЧКСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

  1. Предмет, задачи и система юридической психологии.

  2. Связь юридической психологии с другими науками.

  3. Методы юридической психологии.

  4. Понятие о психике и ее основных функциях.

  5. Классификация психических явлений.

  6. Сознание как высший уровень развития психики. Понятие бессознательного.

  7. Понятие и сущность правосознания.

  8. Понятие о темпераменте, как о динамической характеристики деятельности индивида.

  9. Общее понятие личности в психологии. Структура личности.

  10. Социализация личности. Личность и социальная группа. Правовая социализация личности.

  11. Психологические процессы и учет их закономерностей в правовой деятельности.

  12. Методы оценки и схема изучения личности. Психофизиология обнаружения обмана.

  13. Источники ошибок при оценке личности.

  14. Понятие категории деятельности в психологии.

  15. Структура профессиональной деятельности юриста.

  16. Профессиограммы юридических профессий.

  17. Память, ее виды и качество.

  18. Профессиональная наблюдательность.

  19. Мышление и интуиция в решении профессиональных задач.

  20. Психология речи. Речь как форма мыслительной деятельности. Речь в юридической деятельности.

  21. Понятие, виды и свойства внимания.

  22. Понятие и виды эмоций. Юридически значимые эмоциональные состояния (стресс, фрустрация, страх, тревожность, посттравматические стрессовые расстройства, страдания). Эмоциональная саморегуляция.

  23. Воля, ее воспитание. Волевой компонент невменяемости и беспомощного состояния.

  24. Характер и его свойства. Акцентуация характера.

  25. Социально-психологические причины преступлений.

  26. Психологический анализ личности преступника.

  27. Типология личности преступника.

  28. Анализ организованной преступности.

  29. Психологическая зависимость к токсическим и наркотическим средствам.

  30. Психология осмотра места происшествия.

  31. Психология реконструкции событий преступления.

  32. Психология обыска и опознания.

  33. Психология допроса. Установление психологических контактов.

  34. Психология очной ставки.

  35. Психологические особенности принятия решений в экстремальных условиях.

  36. Общая характеристика судебного процесса.

  37. Формирование убеждений и принятие решения судом.

  38. Предмет и методы СПЭ.

  39. СПЭ эмоциональных состояний.

  40. Понятие и классификация аффектов.

  41. Диагностические признаки аффекта и его уголовно-правовое значение.

  42. Предмет и задачи пенитенциарной психологии.

  43. Личность осужденного и воспитательный процесс.

  44. Анализ коллектива осужденных.

  45. Процесс перевоспитания и динамика личности осужденного.

  46. Методы психологического воздействия на осужденных.

  47. Психофизиологические особенности несовершеннолетних.

  48. Особенности преступлений, совершенных несовершеннолетними лицами.

  49. Психологические особенности следствия по делам несовершеннолетних

  50. СПЭ несовершеннолетних.

  1. ПРИЛОЖЕНИЕ

    1. ЗАДАЧИ

  1. Распределите нижеуказанные психические явления по группам: психические процессы, психические состояния, психические свойства личности — темперамент, ощущения, настроение, стресс, речь, творческий подъем, сдержанность, мышление, характер, тревожность, память, страдания, восприятие, способности, честность, гибкость ума, эмоции, направленность.

  2. Определите, какому из методов общей психологии соответствуют положения:

1) характеризуется применением специального оборудования, позволяющего точно фиксировать количество и качество внешних воздействий и вызываемых ими психических реакций; деятельность испытуемых стимулируется специальными заданиями и регламентируется инструкцией;

2) заранее четко определяется цель, и намечаются основные вопросы; данный метод обычно как самостоятельный не используется, а дополняется другими методами.



  1. При составлении задач к семинарам были использованы: Аминов И.И. Занимательная психология для юристов: Учеб. пособие для вузов, М.: Закон и право, 2001; Веретехин Е.Г.,Виноградова Т.Ю., Якушин С.Ю. Практикум по юридической психологии. Казань, 1991;

  2. Глазырин Ф.В., Шиханцов Г.Г. Практикум по судебной психологии (психология предварительного расследования). Минск, 1977; Сборник задач по общей психологии: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов / Под ред. В.С. Мерлина, М., 1974; Черных Э.А. Судебная психология (общепсихологические основы): Программированное учебное пособие. М., 1978.

Используется система вопросов, различающихся по содержанию: форме и функциям; предполагается четкое содержание вопросов и правильная их формулировка, подробная инструкция о порядке оформления ответа, тщательная количественная и качественная обработка полученного материала, правильное использование статистических методов обработки;

Предполагает объяснение психического явления в процессе специально организованного его восприятия; осуществляется по специально разработанному плану, ход и результат четко фиксируются; ведется в естественных условиях.



  1. Определите, какие признаки сознательного или бессознательного проявляются в следующих примерах:

1) все знают, как неприятно ощущение икоты и как мучительно хочется от него избавиться. Одни для этого глотают корочку хлеба, другие стараются не дышать, третьи пьют воду. Однако порой эти способы не помогают, человек продолжает икать, пока вдруг икота не прекращается так же внезапно, как и началась;

2) здоровый ребенок уже вскоре после рождения крепко сжимает палец взрослого, карандаш, если им прикоснуться к ладошке младенца;

3) готовясь к публичному выступлению, к экзаменам, соревнованию или ответственной деловой встрече, очень полезно заранее как бы смоделировать свою возможную эмоциональную реакцию. Такое предварительное «проигрывание» различных эмоциональных ситуаций, как правило, помогает разумнее и спокойнее решить многие жизненные конфликты, не истощая психофизиологических резервов организма.


  1. Установите, какая деятельность сознательная или бессознательная проявляется в приведенных ниже примерах'.

1) ученик быстро и правильно умножает многозначные числа, но не помнит правила их умножения;

2) во время сеанса гипноза испытуемому, находящемуся в гипнотическом состоянии, было предложено «украсть» бумажник у товарища; испытуемый не мог выполнить это задание гипнотизера. Между тем другие приказы — умыться, взять книгу и т.п. — испытуемый выполнял;

3) выпускник школы поступил в юридический вуз, и объясняет это тем, что ему нравится изучать право, и впоследствии он планирует работать адвокатом;

4) семиклассник Р., которого поддразнивания друзей вывели из себя, изорвал учебники и тетради, ударил одного из товарищей.



  1. Свидетелю С. при проведении следственного эксперимента предложено определить разницу в весе двух пакетов, имеющих вес: 1) 1800 г и 1840 г; 2) 2600 г и 2690 г; 3) 3000 г и 3090 г. В каком из трех указанных опытов можно ожидать, что у данного свидетеля возникнет разница в ощущении прибавки веса?

  2. Свидетели Р. и Т. дали разноречивые показания по вопросу о том, ощущался ли ими запах гари в помещении в 19 часов. Свидетель Р., находившийся в этом помещении с 15 часов, показал, что около 17 часов почувствовал запах гари, в дальнейшем же этого запаха не ощущал. Свидетель Т., вошедший в помещение около 19 часов, утверждал, что сразу же почувствовал запах гари. С учетом какой из общих закономерностей ощущений следователю нужно подойти к оценке их показаний: 1) адаптации; 2) сенсибилизации;3) синестезии.

  3. Допрошенные свидетели Самойлов и Дмитриев дали в целом одинаковые показания относительно признаков внешности и одежды мошенницы Шатровой. Однако при оценке их показаний следователь отметил некоторую разницу в восприятии Шатровой Самойловым и Дмитриевым: последним она воспринята ярче. Следователь установил, что Самойловым Шатрова воспринималась в группе женщин, а Дмитриевым – в группе мужчин. Ранее оба свидетеля Шатровой не знали. Какая из ниже названных закономерностей восприятия проявляется в данном примере: 1) константность; 2) выделение объекта из фона; 3) целостность ?

  4. Группа хулиганов, ворвавшись в помещение, где находились две женщины, старик и старуха, учинили дебош. На допросе в качестве свидетелей все четверо показали, что хулиганы безобразничали в помещении не менее получаса. Следствием же было установлено, что пребывание хулиганов в помещении длилось не более 10 минут. Как Вы считаете, показания свидетелей в отношении длительности данного события должны быть оценены следователем с учетом того, что при отрицательных эмоциях отрезок времени: 1) недооценивается; 2) переоценивается; 3) оценивается адекватно действительному?

  5. При исследовании почерка, которым была выполнена рукопись, обнаруженная при обыске у гр-на Золотова, и почерка названного лица эксперт установил совпадения степени выработанности, темпа письма, размера, наклона, связности и расстановки букв, а также сложности, формы, направления, количества, последовательности и пространственной ориентации движений при выполнении ряда букв и их элементов. Какая из мыслительных операций была реализована экспертом (играла доминирующую роль) в данном случае: 1) обобщение; 2) сравнение; 3) абстракция?

  6. Следователь Громов ужинал в летнем ресторане отеля «Прага», когда в одном из номеров раздался пронзительный женский крик. Быстро сориентировавшись, Громов стремительно поднялся на второй этаж и толкнул дверь, ведущую в номер. Дверь отворилась, разбив плафон настольной лампы, валяющейся у входа. В комнате царил полный беспорядок. -Помогите, убивают! - закричала сквозь слезы, обращаясь к Громову, Известная кинозвезда. - Только что здесь был человек в черной маске. Он набросился на меня. Я защищалась, как могла. Во время борьбы мне удалось сорвать с него маску. После этого он бросился к двери и скрылся в коридоре. Прошу вас, скорее позовите милицию! - Может быть, мне просто пригласить сюда вашего продюсера, который сейчас сидит в ресторане? - спросил Громов. - Видимо, он-то вам и нужен. А, милицию вряд ли стоит беспокоить ради такого жалкого спектакля! Почему Громов отказался преследовать преступника?

  7. В связи с расследованием дела об убийстве почтальона отделения связи - 17-летней М., были допрошены свидетели. Работник почтового отделения связи К. подробно описала целлофановый пакет, в который М. положила деньги, так как у него были некоторые особенности; с правой стороны сверху он был надорван и имел клапан (как у карманов одежды). Одновременно К. уточнила, что деньги - 5 000 руб., которые М. в последний раз получила на почте для вручения адресатам-пенсионерам, были выданы сторублевыми купюрами. В результате действия каких факторов непроизвольно запоминание. сформировалось как достаточно полное и точное: 1) действия сильного физического раздражителя; 2) действия раздражителя, наиболее значимого для данного субъекта; 3) действия раздражителя, имеющего особую эмоциональную окраску?

  8. Для припоминания фамилии интересующего следствие человека следователь предложил дающему показания свидетелю посмотреть телефонную книгу с фамилиями абонентов. Какая из ниженазванных ассоциативных связей памяти учтена следователем при применении данного тактического приема: I) ассоциация по смежности; 2) ассоциация по сходству; 3) ассоциация по контрасту?

  9. В целях срочного обнаружения и задержания опасного преступника среди работников милиции Р-ской области была распространена ориентировка по словесному портрету, составленному со слов потерпевшей. Каков из видов воображения будет использовано при реализации данной ориентировки оперативными работниками: 1) воссоздающее воображение; 2) творческое воображение; 3) непроизвольное воображение;4) произвольное воображение?

  10. Литературный герой Шерлок Холмс говорил, что прежде чем начать беседовать с человеком, нужно по возможности точно установить степень его умственного развития. Как влияет уровень развития интеллекта на стиль речевого общения?

  11. Проведя обыск на даче и дачном участке подозреваемого Д., следователь столкнулся с необходимостью осмотреть участок местности 0,5 га, засаженный плодовыми деревьями, кладку, подвал с многочисленными банками варенья, компотом, поленницу дров, гараж, колодец и сарай, в котором хранились старые вещи. Какими свойствами внимания должен обладать следователь для успешного проведения данного обыска?

  12. Сомов и Мальков, следуя по улице Магистральной, оживленно обсуждали футбольный матч, на котором они только что присутствовали. Вдруг из-за угла крайнего дома неожиданно появился мотоциклист и произвел наезд на пешехода, находившегося в пяти метрах от Сомова и Малькова, и на большой скорости скрылся. Свидетель Сомов дал подробные показания относительно происшедшего события, а свидетель Мальков заявил, что ничего рассказать не может, так как интересующее следователя событие произошло очень быстро. Какая из характеристик внимания по-разному проявилась у свидетелей Сомова и Малькова: 1) переключаем ость внимания; 2) объем внимания; 3) распределенностъ внимания?

  13. Какое явление в области чувств проявилось в следующем примере? Как оно называется?«Я не знаю, - пишет юноша девушке, - люблю я тебя или ненавижу. Мне кажется, что эти чувства во мне странным образом перемешаны. Ставлю вопрос: почему я могу тебя любить? Не нахожу ответа. Но нет, кажется, оснований и для ненависти. Может быть, ты поможешь мне понять самого себя, и чем вызвано мое такое нелепое состояние по отношению к тебе».

  14. Начальник В-ской железнодорожной больницы Тимченко, по совместительству работавший в той же больнице врачом-отоларингологом, в течение продолжительного времени получал от больных и их родственников взятки (деньги и продукты питания) за помещение в стационарное отделение больницы. Какие из интересов проявляются у Тимченко в данной ситуации: 1) духовные; 2) материальные: 3} положительные; 4) отрицательные;5) кратковременные; 6) устойчивые?

  15. 15 сентября около 20 часов Н. пришел к своей бывшей жене для того, чтобы повидаться с малолетней дочерью и взять свои документы. Ч. (тесть Н.), услышав его голос, вошел в комнату, где находились его жена, дочь и Н., и стал настойчиво требовать, чтобы зять ушел. Последний сказал, что увидит дочь и уйдет. Однако Ч., находившийся в нетрезвом состоянии, не успокоился, стал дергать его за рукав и выгонять. Тогда Н. дважды ударил Ч. кулаком по лицу. Последний схватил со стола нож, и ударил, им в шею Н. От полученного ранения Н. скончался. В каком эмоциональном состоянии находился Ч., каково юридическое значение данного эмоционального состояния?

  16. Следователя Р. в последнее время преследовали неудачи в расследовании ряда уголовных дел. По делу, находящемуся в производстве, ему необходимо было срочно принять важное решение. Однако Р., колеблясь, сомневаясь и страдая при этом, так и не смог направить мышление на решение данной следственной задачи. Р. доложил прокурору о сложившейся ситуации. В поведении следователя в это время прокурором была отмечена большой степени дезорганизованность, низкий уровень исполнения, склонность к пассивности. До ряда неудач следователь Р. зарекомендовал себя как принципиальный, инициативный, настойчивый, близко принимающий к сердцу дело, которому служит, судьбы других людей, в том числе и судьбы подозреваемых и обвиняемых. Какой из видов конфликтных эмоциональных состояний проявился у следователя Р.: 1) аффект; 2) стресс; 3} фрустрация?

  17. Милов, задержанный в другом городе по подозрению в убийстве, выдавал себя при допросе в милиции за Либижева. По окончании допроса, после прочтения протокола, он подписал его фамилией «Милов». Какой из видов действий проявился у Милова в данной ситуации: 1)умение; 2) Привычка; 3) навык?

  18. Даны несколько видов профессиональной деятельности юриста и перечень психических свойств. Требуется определить: 1) из каких свойств складываются способности к каждому из указанных видов деятельности; 2) какие из свойств являются стержневыми для личности юриста. Виды деятельности: следственная, прокурорская, адвокатская, судебная.

  19. Свойства личности: способность к комбинированию пространственных образов, пространственное воображение; хорошее запоминание общих схем рассуждений, доказательств, выводов, обобщенных способов решения вопросов; целостность восприятия, т.е. умение видеть отдельные части явления в их соотношении с другими частями; умение находить рациональный подход к разнообразным задачам; многообразный подход к решению вопроса, эрудиция; острота наблюдательности за человеческим поведением; легкое переключение от одной умственной операции к другой; эмоциональная отзывчивость на происходящее, способность представить себя на месте другого человека и сочувствовать другому человеку; изобретательность, находчивость в решении вопроса. Какие, на Ваш взгляд, свойства личности юриста различной специализации не указаны в данном перечне?

  20. Сотрудник уголовного розыска, проработавший в органах милиции много лет, стал часто приводить в отдел для проверки документов лиц, имеющих, по его мнению, «преступный вид». Как можно назвать такое отрицательное качество личности профессионального работника?

  21. В деревне Сыромяги был обнаружен труп жителя этой деревни Доликова. В голове трупа имелись многочисленные повреждения. В процессе расследования было установлено, что сосед погибшего. Костров, находился с Доликовым в неприязненных отношениях, часто ссорился с ним, во время ссор угрожал ему расправой. Выяснилось также, что Костров вопреки своей привычке - интересоваться всем происходящим в деревне - не пришел на место, где был обнаружен труп. Полагая, что преступление мог совершить Костров, и что в его доме могут находиться предметы, имеющие значение для дела, следователь произвел у Кострова обыск. При обыске была обнаружена одежда Кострова, на которой имелись бурые пятна, похожие на засохшую кровь. В тот же день Кострова освидетельствовали и на его теле были обнаружены множественные ссадины и кровоподтеки. Какие объективные и субъективные факторы были положены в данном случае в основу версии о причастности Кострова к совершению преступления?

  22. Совершена квартирная кража. В числе похищенного - сотовый телефон, джинсы, дорогие наручные часы. Сотрудником уголовного розыска Л. было замечено, что преступник перед тем, как совершить кражу, принимал в этой квартире ванну, выпивал, закусывал, играл в компьютерные игры. Л. предположил, что данная кража (и аналогичные ей в других районах города) совершена одним и тем же подростком в возрасте до 16 лет, тщеславным, с высоким самомнением, желающим казаться взрослым и бесстрашным. Проведите психологический анализ предложенной ситуации и ответьте на следующие вопросы. Какие обстоятельства дали основание сотруднику уголовного розыска выдвинуть версию о совершении преступления несовершеннолетним? Что позволило ему сделать предварительный вывод о некоторых особенностях личности преступника?

  23. Выберите из предлагаемых ниже особенностей те, которые характеризуют: 1) сангвиника; 2) флегматика; 3) холерика; 4) меланхолика.

Повышенная активность, длительная работоспособность, энергичность, сдержанность, вспыльчивость, непоседливость, терпеливость, медленность движений и речи, медленная смена чувств и настроений, слабая эмоциональная возбудимость, быстрое усвоение и перестройка навыков, аффективность, бедность движений, малая активность, вялость, молчаливость, выразительность мимики и пантомимики, повышенная чувствительность.

  1. Оперативной группе работников милиции нужно задержать опасного преступника, совершившего вооруженное нападение на сотрудников банка. Известно, что преступник вооружен и может оказать сопротивление с применением огнестрельного оружия, а задержание необходимо произвести днем, в условиях интенсивного движения транспорта на улицах города. Какими чертами характера должны обладать участники задержания?

  2. У следователя Петрова в производстве имеются уголовные дела о хищении денежных средств в коммерческой фирме, причинении тяжких телесных повреждений, хулиганстве, пожаре на оптовом складе, нарушении правил движения и эксплуатации автотранспорта. Какие свойства личности должны быть развиты у Петрова, чтобы он мог эффективно провести расследование данных уголовных дел?

  3. Сергей Н. (мальчишка лет четырнадцати) стоял на платформе, ожидая электричку. Вдруг он увидел на железнодорожном полотне маленькую девочку, беззаботно игравшую камешками. А рельсы уже подрагивали: на большой скорости шел товарный состав. Сергей мгновенно спрыгнул с платформы. И только тут понял, что ему не успеть взять девочку на руки и отпрыгнуть в сторону. Электровоз был уже совсем рядом. Тогда мальчик упал на шпалы, прикрыв ребенка своим телом. В тот же миг над ними загромыхали вагоны. Вся в слезах подбежала мать девочки. Она пыталась узнать имя мальчика. Но тот лишь смущенно улыбался и не мог выговорить ни слова. Как можно охарактеризовать поведение Сергея Н. в описанной ситуации?

  4. В процессе расследования преступления было установлено, что обвиняемый Крылов не участвовал в нападении на Носкову. Следователь должен решить вопрос о правомерности дальнейшего содержания Крылова под стражей. Он работает в правоохранительных органах давно и хорошо знает, какие неприятности по службе могут быть у него в связи с изменением меры пресечения. Следователь оставил Крылова под стражей и стал искать подтверждение правомерности -его нахождения в следственном изоляторе. Дайте психологическое обоснование возникшей ситуации, назовите мотивы действий следователя. Как он должен был поступить?

  5. Какой из социальных групп (ассоциация, корпорация, коллектив) соответствуют следующие положения: 1) начальная стадия формирования группы, когда различные люди объединяются в силу временного совпадения их личных целей; 2) объединение людей для наилучшего достижения личных целей; 3) психологически сплоченная группа людей, объединенных общей социально полезной целью.


<< предыдущая страница