Учебно-методический комплекс дисциплины юридическая психология по специальности 030501. 65 «Юриспруденция» - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины история мировых цивилизаций... 2 921.24kb.
Программа дисциплины Юридическая психология для специальности 030501. 1 273.88kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «римское право» для специальности... 2 438.18kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине судебные экспертизы в... 1 258.93kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины фтд. Психология рекламы (код... 4 819.1kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины «экономическая психология» 1 306.41kb.
Учебно-методический комплекс по курсу «Юридическая психология» 2 591.99kb.
Учебно-методический комплекс для студентов специальностей 030501... 4 1767.4kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине история политических и... 3 974.64kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине история политических и... 4 1023.33kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «уголовный процесс» для... 9 3678.43kb.
Специализированной магистерской образовательной программы «Юридическая... 1 49.66kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Учебно-методический комплекс дисциплины юридическая психология по специальности 030501. - страница №1/2

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Саратовская государственная юридическая академия»

(Астраханский филиал ФГБОУ ВПО «СГЮА»)

«УТВЕРЖДАЮ»

Зам.директора

по учебной работе

________________ О.В. Еременко

«_31__» ____августа_______ 2012 г.
Учебно-методический комплекс

дисциплины

ЮРИДИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

По специальности 030501.65 «Юриспруденция»

Одобрен Учебно-методическим советом

«31__» _августа_______ 2012 г. протокол № 1

Обсужден кафедрой общих гуманитарных

и социально-экономических дисциплин

«__27_» ___августа____________ 2012 г. протокол № __1__

Зав. кафедрой К.Р. Агаронян

Составитель: проф., д.социол.н, Е.А.Шишкина

Астрахань - 2012



СОДЕРЖАНИЕ

  1. УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

    1. Введение…………………………………………………………………………..3

    2. Содержание дисциплины………………………………………………………...6

    3. Рекомендуемая литература……………………………………………………..10

  2. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ……………………………….12

    1. Введение……………………………………………………………………........12

    2. Учебно-тематический план…..…………………………………………………13

    3. Разделы, содержание дисциплины и виды учебных занятий………………...20

    4. Самостоятельная работа студентов……………………………………………36

    5. Темы рефератов и методические указания к их подготовке…………………37

    6. Рекомендуемая литература…………………………………………………….38

    7. Методические указания по организации дисциплины…………………….....39

  3. ПРОГРАММА ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ СТУДЕНТОВ.. 41

    1. Введение……………………………………………….……………………41

    2. Вопросы к зачету……………………………………………………………43

    3. Требования к подготовке и защите курсовой работы…………………….45

    4. Тематика курсовых работ…………………………………………………..48

    5. Список литературы для написания курсовых работ……………………..55

  4. ПРОГРАММА ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ СТУДЕНТОВ……………62

  5. ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………..65

Как ссылаться на этот УМК:

Юридическая психология: уч.-мет. комплекс / Е. А. Шишкина; зав. каф. К.Р. Агаронян; Астраханский филиал ФГБОУ ВПО «Саратовская государственная юридическая академия» . Сайт: af. sgua.- Астрахань: СГЮА, 2012. – 74 с.



  1. УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

    1. Введение

Юридическая психология занимает важное место в системе современного научного знания, в формировании профессиональной компетентности личности и трудовых коллективов. На стадии перехода человечества к новым формам групповых и межличностных коммуникаций существенно возрастает роль знаний, позволяющих оценивать и регулировать эмоциональное состояние, поведение личности и общностей, способствовать эффективному взаимодействию в различных сферах общениия и деятельности, осуществлять управление коллективом и выполнять различные профессиональные задачи. Юридическая психология позволяет анализировать психо-эмоциональное состояние и особенности поведения человека в различных ситуациях, имеющих социально-правовое значение: выявлять мотивы преступлений и правонарушений, оценивать механизмы правопослушного и преступного поведения, выявлять аномалии психики и своевременно направлять граждан на судебно-психологическую экспертизу, формировать необходимые навыки поведения в условиях следствия, судебного процесса и иных видов юридической деятельности. Изучение курса «Юридическая психология» осуществляется в тесном взаимодействии с другими учебными дисциплинами и является неотъемлемой частью подготовки юристов.

Цель дисциплины - формирование и развитие у студентов знаний социально-психологической сущности правового регулирования, психологических особенностей поведения человека в сфере различных (уголовно-правовых, гражданско-правовых, административных и пр.) правоотношений, навыков применения психологических методов в регулировании взаимодействий между людьми, вовлеченными в сферу правоприменительной деятельности.

Задачи изучения дисциплины в широком смысле раскрывают психологические закономерности воздействия права и правоохранительной деятельности на отдельных лиц, группы, коллективы, обеспечивают выполнение научно-методических рекомендаций по повышению эффективности правоохранительной деятельности, строгому соблюдению законности, успешному осуществлению задач правосудия и перевоспитанию лиц, совершивших преступление. В узком смысле комплексное решение академических задач имеет познавательную, общеобразовательную, воспитательную, мировоззренческую направленность.

Познавательные задачи ориентированы на создание академического психолого-правового фундамента и реализуются через усвоение знаний:

- о психике как системном свойстве высокоорганизованной материи, заключающемся в активном отражении субъектом объективного мира и саморегуляции на этой основе своего поведения и деятельности;

- о способности индивида к активному отражению реальности, о совокупности его душевных процессов и явлений (восприятии, информации, субъективных ощущениях, памяти и т. п.);

- о психике, как основной, исторически наиболее ранней составляющей менталитета, как рефлексии организма, то есть о его способности к реагированию на раздражители внутреннего и внешнего миров человека;

- о параметрах оценки психики - целостности, активности, развитии, саморегуляции, коммуникативности, адаптации и пр.;

- о сознании как высшей форме психики;

- о функционировании психики человека в системе «человек – право»;

- о влиянии правовых законов и социально-правовых условий на характер поведения личности;

-о психологических причинах правопослушного и преступного поведения;

- об особенностях функционирования психики в условиях осуществления профессиональной юридической деятельности.



Общеобразовательные задачи направлены на:

- формирование целостного понимания психолого-правового поведения личности;

- усвоение целостности и междисциплинарности психолого-правового знания;

- расширение границ познания психических и общественно-правовых явлений;

- формирование навыков и умения использовать знания юридической психологии в профессиональной деятельности.



Воспитательные задачи решаются посредством использования мировоззренческой функции юридической психологии в педагогическом процессе и направлены на:

- достижение позитивной нравственной, культурной, гражданской социализации студентов;

- приобретение навыков эмоциональной саморегуляции будущих специалистов;



- формирование моделей поведения, востребованных в условиях выполнения профессиональных задач;

- конструирование мировоззрения индивидов и социальных групп, управляющего социальным настроением и социальным развитием.

Студент должен

- иметь целостное представление о закономерностях развития и функционирования психики, ее структуре и внешних проявлениях, о единстве психического и социального, об особенностях возрастной, гендерной, генетической природы человека;

- развивать аналитические способности и умение наблюдать за поведением людей, давать правильную оценку поступкам, предвидеть и управлять индивидуальной и групповой деятельностью;

- знать и понимать важнейшие психические состояния; владеть знаниями теоретических основ дисциплины, работ классиков психологии, применять в решении профессиональных задач;

- осмысливать психические явления и делать самостоятельные выводы;



- знать основополагающие понятия, термины и категории психолого-правовой науки, основные направления ее развития;

- знать методику и методологию психологических исследований, уметь применять их в практических целях;

- знать психологические способы воздействия на лиц девиантного поведения;

- самостоятельно работать с рекомендуемыми источниками и литературой по юридической психологии; свободно вести дискуссии по основным ее направлениям.

Знания:

- работ классиков психологии и современных российских и зарубежных ученых в области юридической психологии;

- закономерностей развития и функционирования психики;

- основных понятий, терминов и категорий юридической психологии;

- конкретного психолого-правового материала, содержащегося в документальных источниках и рекомендованной учебной литературе.

Навыки:

- уметь выражать и научно обосновывать свою позицию по вопросам, касающимся оценки психических состояний в сфере правового регулирования;

- уметь регулировать собственные эмоции, применять методы саморегуляции в различных социальных ситуациях;

- объективно оценивать методы психодиагностики и психологической регуляции в правоохранительной деятельности;

- уметь применять психологические знания в педагогических целях для воздействия на лиц, имеющих криминальную направленности;

- самостоятельно работать с рекомендуемыми источниками и литературой по юридической психологии;

- свободно вести дискуссии по основным проблемам изучаемого курса;

- иметь навыки работы с источниками психолого-правового знания.

Умения:

- творчески осмысливать социально-психологические изменения эволюционирующего общества, делая самостоятельные выводы и обобщения;

- всесторонне использовать знания юридической психологии для правильной оценки и анализа поведения личности и групп;

- объективно оценивать возможности методов психологической науки, определять границы их допустимости, учитывать требования законодательства, регулирующего применение психотехнологий в учебной, бытовой и профессиональной деятельности.



    1. Содержание дисциплины

Раздел I. ВВЕДЕНИЕ В ЮРИДИЧЕСКУЮ ПСИХОЛОГИЮ

Тема 1. Предмет юридической психологии. Предмет, система и содержание юридической психологии, ее место в системе научных отраслей знания. Междисциплинарные связи с другими отраслями психологии, а также с уголовным и гражданским правом и процессом, криминалистикой, криминологией, судебной психиатрией. Этапы формирования юридической психологии как прикладной отрасли юридической науки. Основные пути и направления ее развития. Задачи, решаемые юридической психологией, ее роль в повышении эффективности и качества подготовки работников правоохранительных органов, юридических служб учреждений, организаций, предприятий.

  1. Раздел II. ЛИЧНОСТЬ В СФЕРЕ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Тема 2. Психология личности в правоохранительной деятельности. Понятие личности в психологии и правовой науке. Индивид, личность. Субъект деятельности. Структура личности. Биологическое и социальное в структуре личности. Сознание как высший уровень развития психики. Этапы формирования личности. Социализация личности. Личность и социальная группа. Правовая социализация личности. Цели изучения личности в профессиональной деятельности юриста. Психологические методы изучения личности субъектов правоприменительной деятельности. Использование юристом психологических знаний о личности в профессиональной деятельности.

Тема 3. Психологические методы изучения личности субъектов правоприменительной деятельности. Общая характеристика психических явлений и процессов. Ощущение – элементарная форма чувственного отражения объективного мира. Виды ощущений, их закономерности и свойства. Восприятие. Характеристика восприятия и его особенности. Основные свойства и закономерности восприятия. Учет указанных факторов юристом, экспертом-психологом. Понятие и виды памяти. Общая характеристика различных видов памяти. Влияние криминогенной обстановки, катастроф, аварий, а также особенностей уголовного, гражданского процесса на память. Приемы, улучшающие запоминание, повышающие качество воспроизведения. Мышление – высшая форма психического отражения человеком объективного мира. Использование особенностей мыслительных процессов в правоохранительной деятельности. Характеристика мыслительной деятельности юриста. Воображение и его виды. Роль воображения в деятельности юриста. Внимание. Виды внимания. Факторы, обусловленные спецификой правоохранительной деятельности, влияющие на качество внимания ее участников.

Тема 4. Эмоции, чувства, психические состояния. Их психолого-правовая оценка. Эмоции, чувства – специфическая форма отражения объективного мира, субъективного отношения к различным явлениям окружающей действительности. Виды эмоций и чувств, их характеристика. Настроение. Состояния депрессии, страха, апатии, неопределенности, переживаемые участниками уголовного, гражданского процесса, лицами, пострадавшими в результате преступных посягательств. Состояния тревожности, психической напряженности. Учение о стрессе Г. Селье. Фрустрация. Механизм возникновения и ее роль в понимании причин агрессивного поведения, насильственных преступлений против личности, общественного порядка, совершения самоубийств. Аффект. Уголовно-правовое значение аффекта, причины его возникновения. Симуляция аффекта и способы ее разоблачения. Страдания. Психические, физические, нравственные страдания. Значение страданий при определении морального вреда потерпевшему. Индивидуально-психологические особенности личности. Темперамент. Понятие о темпераменте как о динамической характеристике психической деятельности индивида. Основные свойства различным типов темперамента. Учет особенностей темперамент в правоохранительной деятельности. Изучение и учет юристом свойств темперамента различных участников процесса, иных лиц в ходе профессионального общения. Характер и его свойства. Проявления в характере индивидуального своеобразия личности. Факторы, влияющие на формирование характера. Акцентуация характера.

Тема 5. Судебно-психологическая экспертиза в уголовном и гражданском процессе. Предмет, основание, поводы, назначение судебно-психологической экспертизы. Компетенция СПЭ. Комплексная психолого-психиатрическая экспертиза. Подготовка и назначение СПЭ в ходе предварительного расследования, в судебном заседании при рассмотрении уголовных дел, при разрешении гражданско-правовых споров. Порядок проведения СПЭ. Особенности СПЭ несовершеннолетних.


  1. Раздел III. КРИМИНАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Тема 6. Психология преступного поведения. Психология личности преступника. Общие понятия: деятельность, поведение, действие. Противоправные (преступные) проявления – разновидность антиобщественной деятельности. Проступок, правонарушение, преступление. Психология преступного поведения. Психология преступной группы. Психологическая характеристика умышленных и неосторожных преступлений. Психология личности преступника. Личность правонарушителя как специальный объект психологического исследования. Понятие и содержание личности преступника, его правосознание. Различные подходы к вопросу классификации личности преступников. Изучение личности преступника, его мотивационной сферы в ходе исследования (рассмотрение в суде) уголовного дела.

Тема 7. Психология несовершеннолетних. Психофизиологические особенности несовершеннолетних. Специфика преступлений несовершеннолетних. Социально-психологические причины преступности несовершеннолетних. Психологические особенности следствия с участием несовершеннолетних лиц.

Тема 8. Пенитенциарная психология. Предмет, цель и задачи пенитенциарной психологи. Общая психологическая характеристика лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы. Динамика личности осужденного и воспитательный процесс. Методы воспитательного воздействия на осужденного. Современные проблемы лиц, освободившихся из мест лишения свободы.
Раздел IV. ПСИХОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬСНОСТИ ЮРИСТА

Тема 9. Общая социально-психологическая характеристика профессиональной деятельности юриста. Психология личности юриста. Социально-психологическая характеристика профессиональной деятельности юриста. Познавательная подструктура профессиональной деятельности юриста. Познавательная активность, продуктивность сознания. Общение в профессиональной деятельности юриста (коммуникативная подструктура). Речевое поведение и коммуникативная компетентность юриста. Процессуальные и непроцессуальные формы профессионального общения. Организационно-управленческая подструктура профессиональной деятельности юриста. Этика и стиль современного управления. Психология личности юриста. Объективные (внешние) и субъективные (психологические) критерии профессиональной пригодности лиц, отбираемых в правоохранительные органы. Проблема риска в деятельности юриста. Роль психолога в разработке профессиограмм юристов, отборе в правоохранительные органы.

Тема 10. Психология допроса. Понятие и виды допросов, особенности их воздействия на психику допрашиваемых. Понятие психологического контакта при допросе. Психологические закономерности получения, накопления и обработки информации. Индивидуально-психологический подход к допрашиваемому. Использование характерологических особенностей личности допрашиваемого в ходе допроса. Приемы допроса в бесконфликтной ситуации. Приемы активизации памяти допрашиваемого во время допроса. Особенности допроса несовершеннолетних. Психологические особенности допроса потерпевших. Влияние психологического состояния потерпевшего на его показания. Мотивы ложных показаний потерпевших. Допрос в конфликтной ситуации. Управление конфликтной ситуацией следователем. Психология лжи. Структура ложного показания. Виды лжи. Психодиагностические признаки ложных показаний (лжесвидетельств). Психология допроса на очной ставке.

Тема 11. Психологические особенности судопроизводства. Общая психологическая характеристика судебного процесса. Специфические особенности уголовного и гражданского процессов. Формирование убеждения и принятие решение судом. Социально-психологические факторы, оказывающие влияние на убеждение судей. Воспитательное воздействие суда на личность.
1.3. Рекомендуемая литература (основная и дополнительная)

1. Васильев В.Л. Юридическая психология: Уч-к/рек. МО, 3-е изд. СПб., 2009.

2. Волков В.Н., Янаев С.И. Юридическая психология: Уч. пособие. М., 2008.

3. Еникеев М.И. Юридическая психология: Уч-к/Рек. МО - М., 2010.

4. Еникеев М. И. Юридическая психологя: Кр. Уч. курс – М.: Инфра, 2008.

5. Общая психология: Уч. пос. для пед. ин-тов / Под ред. А.В. Петровского. М., 2010.



6. Мариновская, И. Д., Цветков, В. Л. Психология и педагогика в правоохранительной деятельности ОВД: Уч. Пос./Изд. 2, испр. и доп. – М.: Щит, 2007.

7. Пирожков В. Ф. Криминальная психология. М., 2009.



8. Прикладная юридическая психология: Уч. пособие для вузов. / Под ред. А.М. Столяренко. М., 2009.

9. Психология: Учебник / Под ред. А.А. Крылова. М., 2009.

10. Ратинов А.Р. Судебная психология для следователей. М., 2011.

11. Романов В.В. Юридическая психология. – Уч-к/Рек. МО - М., 2010.

12. Сроркотягин, И. Н. Юридическая психология. Курс лекций – М.: Проспект, 2011.

13. Сроркотягин, И. Н. Юридическая психология.- Уч. пос. – М.: Дашков и К, 2011.

14. Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология: Уч. пос. М: Право и закон, 2011.

15. Шиханцов Г.Г. Юридическая психология: Учебник для вузов. Отв. ред. В.А. Томсинов. М., 2008.

16. Юридическая психология: хрестоматия / Сост. В. В. Романов - М: Юрист, 2008.

17. Юридическая психология: уч. для вузов/ В. Л. Васильев – 5-е изд. – СПб, 2004.



18. Юридическая психология: уч. для вузов/ В. Н. Волков. – М.: ЮНИТА-ДАНА, 2002.

19. Юридическая психология: уч. для вузов/Г. Г. Шиганцов. – М.: Зеркало-М, 2004.

20. Юридическая психология: уч. пособ./ В. Н. Волков, С. И. Янаев. – М.: Щит, 2008.

21. Юридическая психология: уч.-метод. Пособ./Сост. Е. А. Вертягина. Под. Ред. А. Л. Юхжаниной – Саратов: ГОУ ВПО «СГАП», 2006.


  1. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Ведение

Студент, изучающий юридическую психологию, должен знать и понимать: работы классиков-психологов, лежащих в основе построения психологической науки, структуру психики, закономерности ее функционирования, особенности психических процессов индивидуального и группового уровня; характер психических проявлений в системе «человек – право», генезис и формы девиантного поведения, методы психологического и правового воздействия на лиц криминальной направленности;

В ходе изучения материала студенту предстоит: творчески осмысливать психические процессы, и их внешние проявления и закономерности в условиях правоприменительной деятельности, делая самостоятельные выводы и обобщения; всесторонне, с позиции психологии и права, использовать знания для правильного анализа психических явлений, поведения людей в различных социальных ситуациях; усвоить методы психологического воздействия и регуляции собственного поведения и поведения личности для выполнения профессиональных задач.

В основе рабочей программы лежат следующие положения:

- владение знаниями юридической психологии является обязательным компонентом подготовки специалиста-юриста;

- курс юридической психологии носит профессионально-направленный характер; его задачи определяются социально-правовыми, гражданскими, мировоззренческими, нравственными потребностями общества;

- психологическое знание обеспечивает формирование аналитических, диалектических, управленческих, нравственных, эмоциональных качеств будущего специалиста-юриста.

Чтение лекционного курса рассчитано на аудиторию, приспособленную к лекционным формам академической коммуникации. В работу семинарских занятий входят ответы студентов по запланированным темам, выступления с докладами, рефератами, дискуссии, контрольные работы, тестовые задания. Самостоятельная работа студентов предусматривает домашнюю подготовку темы, поиск учебной информации в библиотеках и электронных базах данных. В качестве научной деятельности предусмотрены подготовка и защита курсовой работы, а также участие студентов в научно-практических конференциях.



Материально-техническое обеспечение дисциплины

  1. Компьютерная техника: ноутбук, мультимедийная доска, видеопроектор, экран.

  2. Рекомендации по использованию информационных и педагогических технологий.

Информационно-коммуникативные технологии (ИТК) и, в частности, персональный ноутбук пригодны для демонстрации студенческих презентаций, сопровождающих реферативные доклады, подготовки персональных научных студенческих работ, презентации научных докладов на конференциях.

Использование ИТК при разработке педагогических технологий формирования коммуникативной компетенции и развития необходимых психосоциальных качеств будущих юристов дает возможность:

- совершенствовать методологию и стратегию отбора содержания образования;

- индивидуализировать и дифференцировать обучение, повышать его эффективность;

- создавать новые формы взаимодействия обучающего и обучаемого, изменять характер их деятельности;

- модернизировать планирование, организацию, управление учебным процессом.

В рамках данного курса персональный ноутбук и информационно-коммуникативные системы используются для:

- формирования умений и навыков;

- организации контроля и оценки навыков, умений, знаний;

- обеспечение диалога в системе «преподаватель-студент».



Форма промежуточной аттестации:

1)для студентов очной формы обучения - контрольные работы, тестирование, курсовая работа;

2)для студентов заочной формы обучения – тестирование.

2.2.Учебно-тематический план

Цель – подготовить студента по дисциплине «юридическая психология» в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта по специальности 030501.65 – Юриспруденция.

Категория слушателей – студенты; IV курс 7 семестр

Форма обучения – очная;

Режим занятий – лекции, семинарские занятия, самостоятельная работа.


Программа курса

Количество часов

Форма контроля

Общее

к-во часов

Л С

Сам. работа










Раздел I. Введение в юридическую психологию.

Тема 1. Предмет юридической психологии.



5

2

2

1

Опрос

Раздел II. Личность в сфере правоохранительной деятельности.

Тема 2. Психология личности в правоохранительной деятельности.



5

2

2

1

Опрос

Тема 3. Психологические методы изучения личности субъектов правоприменительной деятельности.

9

6

2

1

Опрос,

контр. Раб.



Тема 4. Эмоции, чувства, психические состояния. Их психолого-правовая оценка.

9

6

2

1

Опрос, решение задач

Тема 5. Судебно-психологическая экспертиза в уголовном и гражданском процессе.

5

2

2

1

Опрос,

Раздел III. Криминальная психология.

Тема 6. Психология преступного поведения. Психология личности преступника.



7

4

2

1

Опрос, тестирование

Тема 7. Психология несовершеннолетних

5

2

2

1

Опрос, контр. Раб.

Тема 8. Пенитенциарная психология

5

2

2

1




Раздел IV. Психология профессиональной деятельности юриста

Тема 9. Общая социально-психологическая характеристика профессиональной деятельности юриста. Психология личности юриста.



7

4

2

1

Опрос, деловая игра

Тема 10. Психология допроса.

6,5

4

2

0,5

Опрос

Тема 11. Психологические особенности судопроизводства

6,5

2

4

0,5

Опрос, контр. работа

Всего:

70

36

24

10



Экзамен

(42часа)

Форма обучения – заочная; 4 года, III курс.

Режим занятий – лекции, семинарские занятия, самостоятельная работа.

Программа курса

Количество часов

Форма контроля

Общее

к-во часов

Л С

Сам. работа










Раздел I. Введение в юридическую психологию.

Тема 1. Предмет юридической психологии.



4

-

-

4

-

Раздел II. Личность в сфере правоохранительной деятельности.

Тема 2. Психология личности в правоохранительной деятельности.



10

-

-

10

-

Тема 3. Психологические методы изучения личности субъектов правоприменительной деятельности.

12

2

-

10

-

Тема 4. Эмоции, чувства, психические состояния. Их психолого-правовая оценка.

10

-

-

10

-

Тема 5. Судебно-психологическая экспертиза в уголовном и гражданском процессе.

14

2

2

10

Опрос

Раздел III. Криминальная психология.

Тема 6. Психология преступного поведения. Психология личности преступника.



12

2

-

10

-

Тема 7. Психология несовершеннолетних

10

-

-

10

-

Тема 8. Пенитенциарная психология

10

-

-

10

-

Раздел IV. Психология профессиональной деятельности юриста

Тема 9. Общая социально-психологическая характеристика профессиональной деятельности юриста. Психология личности юриста.



10

-

-

10

-

Тема 10. Психология допроса.

10

-

-

10

-

Тема 11. Психологические особенности судопроизводства

10

-

-

10

-

Всего:

112

6

2

104



Зачет

Форма обучения – заочная; 3,5 года, III курс.

Режим занятий – лекции, семинарские занятия, самостоятельная работа.

Программа курса

Количество часов

Форма контроля

Общее

к-во часов

Л С

Сам. работа










Раздел I. Введение в юридическую психологию.

Тема 1. Предмет юридической психологии.



4

-

-

4

-

Раздел II. Личность в сфере правоохранительной деятельности.

Тема 2. Психология личности в правоохранительной деятельности.



10

-

-

10

-

Тема 3. Психологические методы изучения личности субъектов правоприменительной деятельности.

10

2

-

8

Опрос


Тема 4. Эмоции, чувства, психические состояния. Их психолого-правовая оценка.

10

-

-

10

-

Тема 5. Судебно-психологическая экспертиза в уголовном и гражданском процессе.

14

2

2

10

Опрос

Раздел III. Криминальная психология.

Тема 6. Психология преступного поведения. Психология личности преступника.



12

2

-

10

-

Тема 7. Психология несовершеннолетних

10

-

-

10

-

Тема 8. Пенитенциарная психология

12

-

2

10

-

Раздел IV. Психология профессиональной деятельности юриста

Тема 9. Общая социально-психологическая характеристика профессиональной деятельности юриста. Психология личности юриста.



10

-

-

10

-

Тема 10. Психология допроса.

10

-

-

10

-

Тема 11. Психологические особенности судопроизводства

10

-

-

10

-

Всего:

112

6

4

102



Зачет

Форма обучения – заочная; 6 лет, III курс.

Режим занятий – лекции, семинарские занятия, самостоятельная работа.

Программа курса

Количество часов

Форма контроля

Общее

к-во часов

Л С

Сам. работа










Раздел I. Введение в юридическую психологию.

Тема 1. Предмет юридической психологии.



4

-

-

2

-

Раздел II. Личность в сфере правоохранительной деятельности.

Тема 2. Психология личности в правоохранительной деятельности.



10

-

-

10

-

Тема 3. Психологические методы изучения личности субъектов правоприменительной деятельности.

12

2

-

10

-

Тема 4. Эмоции, чувства, психические состояния. Их психолого-правовая оценка.

10

-

-

10




Тема 5. Судебно-психологическая экспертиза в уголовном и гражданском процессе.

14

2

2

10

Опрос

Раздел III. Криминальная психология.

Тема 6. Психология преступного поведения. Психология личности преступника.



12

2

-

10

-

Тема 7. Психология несовершеннолетних

10

2

-

10

-

Тема 8. Пенитенциарная психология

10

-

2

10

Опрос

Раздел IV. Психология профессиональной деятельности юриста

Тема 9. Общая социально-психологическая характеристика профессиональной деятельности юриста. Психология личности юриста.



10

-

-

10

-

Тема 10. Психология допроса.

10

-

-

10

-

Тема 11. Психологические особенности судопроизводства

10

-

-

10

-

Всего:

114

8

4

102



Экзамен

2.3.Содержание дисциплины

1. Предмет юридической психологии.

2. Психология личности в правоохранительной деятельности.

3. Психологические методы изучения личности субъектов правоприменительной деятельности.

4. Эмоции, чувства, психические состояния. Их психолого-правовая оценка.

5. Судебно-психологическая экспертиза в уголовном и гражданском процессе.

6. Психология преступного поведения. Психология личности преступника.

7. Психология несовершеннолетних.

8. Пенитенциарная психология.

9. Общая социально-психологическая характеристика профессиональной деятельности юриста. Психология личности юриста.

10. Психология допроса.

11. Психологические особенности судопроизводства.



    1. Разделы, содержание дисциплины и виды учебных занятий


Содержание лекционного блока для очной формы обучения

Раздел I. ВВЕДЕНИЕ В ЮРИДИЧЕСКУЮ ПСИХОЛОГИЮ



Тема 1. Предмет юридической психологии (2часа)

Цель изучить структуру и базовые положения дисциплины, определить ее место в системе научных знаний.

Предмет, система и содержание юридической психологии, ее место в системе научных отраслей знания. Междисциплинарные связи с другими отраслями психологии, а также с уголовным и гражданским правом и процессом, криминалистикой, криминологией, судебной психиатрией. Этапы формирования юридической психологии как прикладной отрасли юридической науки. Основные пути и направления ее развития. Задачи, решаемые юридической психологией, ее роль в повышении эффективности и качества подготовки работников правоохранительных органов, юридических служб учреждений, организаций, предприятий.

Раздел II. ЛИЧНОСТЬ В СФЕРЕ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ



Тема 2. Психология личности в правоохранительной деятельности (2 часа).

Цель определить понятие и значение личности в системе «человек-право», проанализировать условия ее формирования. Рассмотреть роль социально-психологических характеристик личности в условиях правоохранительной деятельности.

Понятие личности в психологии и правовой науке. Индивид, личность. Субъект деятельности. Структура личности. Биологическое и социальное в структуре личности. Сознание как высший уровень развития психики. Этапы формирования личности. Социализация личности. Личность и социальная группа. Правовая социализация личности. Цели изучения личности в профессиональной деятельности юриста. Психологические методы изучения личности субъектов правоприменительной деятельности. Использование юристом психологических знаний о личности в профессиональной деятельности.

Тема 3. Психологические методы изучения личности субъектов правоприменительной деятельности (6 часов).

ЦельДать общую характеристику психическим явлениям и процессам, сопоставить их с научно-практическими методами оценки личности в условиях правоприменительной деятельности.

Общая характеристика психических явлений и процессов. Ощущение – элементарная форма чувственного отражения объективного мира. Виды ощущений, их закономерности и свойства. Восприятие. Характеристика восприятия и его особенности. Основные свойства и закономерности восприятия. Учет указанных факторов юристом, экспертом-психологом. Понятие и виды памяти. Общая характеристика различных видов памяти. Влияние криминогенной обстановки, катастроф, аварий, а также особенностей уголовного, гражданского процесса на память. Приемы, улучшающие запоминание, повышающие качество воспроизведения. Мышление – высшая форма психического отражения человеком объективного мира. Использование особенностей мыслительных процессов в правоохранительной деятельности. Характеристика мыслительной деятельности юриста. Воображение и его виды. Роль воображения в деятельности юриста. Внимание. Виды внимания. Факторы, обусловленные спецификой правоохранительной деятельности, влияющие на качество внимания ее участников.



Тема 4. Эмоции, чувства, психические состояния. Их психолого-правовая оценка (6 часов).

Цель дать психолого-правовую оценку психическим состояниям.

Эмоции, чувства – специфическая форма отражения объективного мира, субъективного отношения к различным явлениям окружающей действительности. Виды эмоций и чувств, их характеристика. Настроение. Состояния депрессии, страха, апатии, неопределенности, переживаемые участниками уголовного, гражданского процесса, лицами, пострадавшими в результате преступных посягательств. Состояния тревожности, психической напряженности. Учение о стрессе Г. Селье. Фрустрация. Механизм возникновения и ее роль в понимании причин агрессивного поведения, насильственных преступлений против личности, общественного порядка, совершения самоубийств. Аффект. Уголовно-правовое значение аффекта, причины его возникновения. Симуляция аффекта и способы ее разоблачения. Страдания. Психические, физические, нравственные страдания. Значение страданий при определении морального вреда потерпевшему. Индивидуально-психологические особенности личности. Темперамент. Понятие о темпераменте как о динамической характеристике психической деятельности индивида. Основные свойства различным типов темперамента. Учет особенностей темперамент в правоохранительной деятельности. Изучение и учет юристом свойств темперамента различных участников процесса, иных лиц в ходе профессионального общения. Характер и его свойства. Проявления в характере индивидуального своеобразия личности. Факторы, влияющие на формирование характера. Акцентуация характера.

Тема 5. Судебно-психологическая экспертиза в уголовном и гражданском процессе (2 часа)

Цельрассмотреть основные параметры проведения СПЭ.

Предмет, основание, поводы, назначение судебно-психологической экспертизы. Компетенция СПЭ. Комплексная психолого-психиатрическая экспертиза. Подготовка и назначение СПЭ в ходе предварительного расследования, в судебном заседании при рассмотрении уголовных дел, при разрешении гражданско-правовых споров. Порядок проведения СПЭ. Особенности СПЭ несовершеннолетних.

Раздел III. КРИМИНАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ



Тема 6. Психология преступного поведения. Психология личности преступника (4 часа).

Цельдать характеристику криминального поведения личности и социально-психологическим факторам его формирования.

Общие понятия: деятельность, поведение, действие. Противоправные (преступные) проявления – разновидность антиобщественной деятельности. Проступок, правонарушение, преступление. Психология преступного поведения. Психология преступной группы. Психологическая характеристика умышленных и неосторожных преступлений. Психология личности преступника. Личность правонарушителя как специальный объект психологического исследования. Понятие и содержание личности преступника, его правосознание. Различные подходы к вопросу классификации личности преступников. Изучение личности преступника, его мотивационной сферы в ходе исследования (рассмотрение в суде) уголовного дела.



Тема 7. Психология несовершеннолетних (2 часа)

ЦельДать характеристику поведению несовершеннолетних лиц с позиций психологии, физиологии и права. Проанализировать факторы формирования преступного поведения несовершеннолетних.

Психофизиологические особенности несовершеннолетних. Специфика преступлений несовершеннолетних. Социально-психологические причины преступности несовершеннолетних. Психологические особенности следствия с участием несовершеннолетних лиц.



Тема 8. Пенитенциарная психология (2 часа)

ЦельОхарактеризовать особенности поведения личности в условиях мест лишения свободы. Проанализировать методы воспитательного воздействия на осужденных.

Предмет, цель и задачи пенитенциарной психологи. Общая психологическая характеристика лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы. Динамика личности осужденного и воспитательный процесс. Методы воспитательного воздействия на осужденного. Современные проблемы лиц, освободившихся из мест лишения свободы.

Раздел IV. ПСИХОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬСНОСТИ ЮРИСТА

Тема 9. Общая социально-психологическая характеристика профессиональной деятельности юриста. Психология личности юриста (4 часа)

ЦельДать анализ профессиональной деятельности юриста с позиций юридической психологии.

Социально-психологическая характеристика профессиональной деятельности юриста. Познавательная подструктура профессиональной деятельности юриста. Познавательная активность, продуктивность сознания. Общение в профессиональной деятельности юриста (коммуникативная подструктура). Речевое поведение и коммуникативная компетентность юриста. Процессуальные и непроцессуальные формы профессионального общения. Организационно-управленческая подструктура профессиональной деятельности юриста. Этика и стиль современного управления. Психология личности юриста. Объективные (внешние) и субъективные (психологические) критерии профессиональной пригодности лиц, отбираемых в правоохранительные органы. Проблема риска в деятельности юриста. Роль психолога в разработке профессиограмм юристов, отборе в правоохранительные органы.

Тема 10. Психология допроса (4 часа).

ЦельРассмотреть особенности психологических взаимодействий в условиях следственных действий (допроса).

Понятие и виды допросов, особенности их воздействия на психику допрашиваемых. Психологический контакт при допросе. Психологические закономерности получения, накопления и обработки информации. Индивидуально-психологический подход к допрашиваемому. Использование характерологических особенностей личности допрашиваемого в ходе допроса. Приемы допроса в бесконфликтной ситуации. Активизация памяти допрашиваемого во время допроса. Особенности допроса несовершеннолетних. Психологические особенности допроса потерпевших. Влияние психологического состояния потерпевшего на его показания. Мотивы ложных показаний потерпевших. Допрос в конфликтной ситуации. Управление конфликтной ситуацией следователем. Психология лжи. Структура ложного показания. Виды лжи. Психодиагностические признаки ложных показаний (лжесвидетельств). Психология допроса на очной ставке.


Тема 11. Психологические особенности судопроизводства (2 часа).

ЦельДать общую психологическую характеристику процессу судопроизводства.

Общая психологическая характеристика судебного процесса. Специфические особенности уголовного и гражданского процессов. Формирование убеждения и принятие решение судом. Социально-психологические факторы, оказывающие влияние на убеждение судей. Воспитательное воздействие суда на личность.


Содержание семинарского блока для очной формы обучения

Тема 1. Предмет юридической психологии (2 часа)

Цель - изучить структуру и базовые положения дисциплины, определить ее место в системе научных знаний.

Задачи:

- проанализировать специфику предмета и содержания дисциплины;

- изучить систему юридической психологии, обозначить ее место в системе наук;

- выявить связь юридической психологии с другими науками;

- обозначить этапы развития юридической психологии;

- выделить задачи юридической психологии.

  1. Предмет, система и содержание юридической психологии.

  2. Связь юридической психологии с другими науками.

  3. Методы юридической психологии.

  4. Этапы формирования юридической психологии как прикладной отрасли юридической науки.

  5. Задачи юридической психологи.

Тема 2. Психология личности в правоохранительной деятельности (2 часа).

Цель - определить понятие и значение личности в системе «человек-право», проанализировать условия ее формирования. Рассмотреть роль социально-психологических характеристик личности в условиях правоохранительной деятельности.

Задачи:

- рассмотреть понятие личности в психологии и юриспруденции;

- означить роль сознания в формировании личностных качеств;

- проанализировать процесс социализации и правовой социализации личности;

- рассмотреть методы оценки интересующей личности;

- обозначить наиболее распространенные источники ошибок при оценке личности.

  1. Понятие личности в психологии и правовой науке. Структура личности.

  2. Сознание как высший уровень развития психики.

  3. Социализация личности. Личность и социальная группа. Правовая социализация личности.

  4. Методы оценки и схема изучения личности. Психофизиология обнаружения обмана.

  5. Источники ошибок при оценке личности.

Тема 3. Психологические методы изучения личности субъектов правоприменительной деятельности (2 часа).

ЦельДать общую характеристику психическим явлениям и процессам, сопоставить их с научно-практическими методами оценки личности в условиях правоприменительной деятельности.

Задачи:

- дать характеристику различным функциям психики;

- оценить значение отдельных свойств психики в условиях правоприменительной деятельности.

  1. Понятие, виды и закономерности ощущений.

  2. Понятие восприятия и его характеристика.

  3. Память и ее виды.

  4. Мышление как форма отражения объективного мира.

  5. Воображение и его виды.

  6. Внимание и его роль в правоохранительной деятельности.

*Контрольная работа по темам 1-3

Тема 4. Эмоции, чувства, психические состояния. Психолого-правовая оценка

(2 часа).

Цель дать психолого-правовую оценку психическим состояниям.

Задачи:

- дать характеристику эмоциональным состояниям личности;

- проанализировать возможные дисфункциональные состояния психики и их психолого-правовое значение.


  1. Понятие, виды, характеристика эмоций и чувств.

  2. Тревожность, напряженность, стресс, фрустрация.

  3. Аффект и его уголовно-правовое значение.

  4. Понятие и виды темперамента.

  5. Характер. Акцентуация.


Тема 5. Судебно-психологическая экспертиза в уголовном и гражданском процессе (2 часа)

Цель - рассмотреть основные параметры проведения СПЭ.

Задачи:

- рассмотреть основания, поводы назначения СПЭ;

- обозначить виды СПЭ;

- рассмотреть особенности СПЭ несовершеннолетних.

  1. Предмет, основание, поводы назначения судебно-психологической экспертизы.

  2. Подготовка, назначение и порядок проведения СПЭ.

  3. Комплексная психолого-психиатрическая экспертиза.

  4. Особенности СПЭ несовершеннолетних.

*Методологический анализ подготовки курсовой работы.

Тема 6. Психология преступного поведения. Психология личности преступника(2ч).

Цельдать характеристику криминального поведения личности и социально-психологическим факторам его формирования.

Задачи:

- определить понятие поведения, деятельности, действия;

- дать психологическую характеристику преступному поведению;

- дать психологическую характеристику личности преступника;

- рассмотреть мотивационные модели преступного поведения.

  1. Понятие деятельности, поведения, действия.

  2. Преступные действия. Преступное поведение.

  3. Психология преступного поведения.

  4. Личности преступника. Понятие и классификация.

  5. Мотивация преступного поведения.


Тема 7. Психология несовершеннолетних (2 часа)

ЦельДать характеристику поведению несовершеннолетних лиц с позиций психологии, физиологии и права. Проанализировать факторы формирования преступного поведения несовершеннолетних.

Задачи:

- рассмотреть психофизиологические характеристики подросткового периода;

- выявить социально-психологические условия формирования преступного поведения несовершеннолетних;

- рассмотреть особенности следственных действий с участием несовершеннолетних.

  1. Психофизиологические особенности несовершеннолетних.

  2. Социально-психологические причины преступности несовершеннолетних.

  3. Психологические особенности следствия с участием несовершеннолетних лиц.

*Контрольная работа по темам4-7.

Тема 8. Пенитенциарная психология (2 часа)

ЦельОхарактеризовать особенности поведения личности в условиях мест лишения свободы. Проанализировать методы воспитательного воздействия на осужденных. Задачи:

- дать характеристику лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы;

- проанализировать методы воспитательного воздействия на осужденных и их эффективность;

- оценить проблемы современного российского общества по вопросам реабилитации лиц, освободившихся из мест лишения свободы.

  1. Предмет, цель и задачи пенитенциарной психологи.

  2. Общая психологическая характеристика лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы.

  3. Динамика личности осужденного и воспитательный процесс.

  4. Методы воспитательного воздействия на осужденного.

  5. Современные проблемы лиц, освободившихся из мест лишения свободы.


Тема 9. Общая социально-психологическая характеристика профессиональной деятельности юриста. Психология личности юриста (2 часа)

ЦельДать анализ профессиональной деятельности юриста с позиций юридической психологии.

Задачи:

- дать структурную характеристику правоохранительной деятельности;

- выявить объективные и субъективные критерии профессиональной пригодности юриста.

  1. Структурно-психологический анализ правоохранительной деятельности.

  2. Познавательная подструктура профессиональной деятельности юриста.

  3. Коммуникативная подструктура.

  4. Организационно-управленческая подструктура.

  5. Объективные и субъективные критерии профессиональной пригодности юриста.

Методологический анализ подготовки курсовой работы.

Тема 10. Психология допроса (2 часа)

ЦельДать общую психологическую характеристику процессу судопроизводства.

Задачи:

-дать психологическую характеристику процедуре допроса;

- рассмотреть механизмы получения информации в условиях конфликтной и бесконфликтной ситуации;

- дать характеристику допроса несовершеннолетних.

  1. Понятие психологического контакта при допросе.

  2. Психологические закономерности получения, накопления и обработки информации.

  3. Виды допросов. Допросы в бесконфликтной ситуации.

  4. Допрос в конфликтной ситуации.

  5. Особенности допроса несовершеннолетних.

  6. Психология лжи.

Тема 11. Психологические особенности судопроизводства (4 часа)

Цель Дать общую психологическую характеристику процессу судопроизводства.

Задачи:

- дать психологическую характеристику судебному процессу, выделить специфические особенности уголовного и гражданского процесса;

- обозначить наиболее важные психологические характеристики участников судебного процесса;

- рассмотреть специфику воспитательного воздействия суда на личность.


  1. Общая психологическая характеристика судебного процесса.

  2. Специфические особенности уголовного и гражданского процессов. Формирование убеждения и принятие решение судом.

  3. Социально-психологические факторы, оказывающие влияние на убеждение судей.

  4. Воспитательное воздействие суда на личность.

*Контрольная работа по темам 7-11
Содержание дисциплины лекционного блока для заочной формы 4 лет обучения

Тема 1. Психологические методы изучения личности субъектов правоприменительной деятельности (2 часа)

ЦельДать общую характеристику психическим явлениям и процессам, сопоставить их с научно-практическими методами оценки личности в условиях правоприменительной деятельности.

Общая характеристика психических явлений и процессов. Ощущение – элементарная форма чувственного отражения объективного мира. Виды ощущений, их закономерности и свойства. Восприятие. Характеристика восприятия и его особенности. Основные свойства и закономерности восприятия. Учет указанных факторов юристом, экспертом-психологом. Понятие и виды памяти. Общая характеристика различных видов памяти. Влияние криминогенной обстановки, катастроф, аварий, а также особенностей уголовного, гражданского процесса на память. Приемы, улучшающие запоминание, повышающие качество воспроизведения. Мышление – высшая форма психического отражения человеком объективного мира. Использование особенностей мыслительных процессов в правоохранительной деятельности. Характеристика мыслительной деятельности юриста. Воображение и его виды. Роль воображения в деятельности юриста. Внимание. Виды внимания. Факторы, обусловленные спецификой правоохранительной деятельности, влияющие на качество внимания ее участников.



Тема 2. Судебно-психологическая экспертиза в уголовном и гражданском процессе (2 часа)

Цельрассмотреть основные параметры проведения СПЭ.

Предмет, основание, поводы, назначение судебно-психологической экспертизы. Компетенция СПЭ. Комплексная психолого-психиатрическая экспертиза. Подготовка и назначение СПЭ в ходе предварительного расследования, в судебном заседании при рассмотрении уголовных дел, при разрешении гражданско-правовых споров. Порядок проведения СПЭ. Особенности СПЭ несовершеннолетних.

Тема 3. Психология преступного поведения. Психология личности преступника (2 часа).

Цельдать характеристику криминального поведения личности и социально-психологическим факторам его формирования.

Общие понятия: деятельность, поведение, действие. Противоправные (преступные) проявления – разновидность антиобщественной деятельности. Проступок, правонарушение, преступление. Психология преступного поведения. Психология преступной группы. Психологическая характеристика умышленных и неосторожных преступлений. Психология личности преступника. Личность правонарушителя как специальный объект психологического исследования. Понятие и содержание личности преступника, его правосознание. Различные подходы к вопросу классификации личности преступников. Изучение личности преступника, его мотивационной сферы в ходе исследования (рассмотрение в суде) уголовного дела.


Содержание дисциплины семинарского блока для заочной формы 4 лет обучения

Тема 1. Судебно-психологическая экспертиза в уголовном и гражданском процессе (2 часа)

Цель - рассмотреть основные параметры проведения СПЭ.

Задачи:

- рассмотреть основания, поводы назначения СПЭ;

- обозначить виды СПЭ;

- рассмотреть особенности СПЭ несовершеннолетних.

  1. Предмет, основание, поводы назначения судебно-психологической экспертизы.

  2. Подготовка, назначение и порядок проведения СПЭ.

  3. Комплексная психолого-психиатрическая экспертиза.

  4. Особенности СПЭ несовершеннолетних.

Содержание дисциплины лекционного блока для заочной формы 3,5 лет обучения

Тема 1. Психологические методы изучения личности субъектов правоприменительной деятельности (2 часа)

ЦельДать общую характеристику психическим явлениям и процессам, сопоставить их с научно-практическими методами оценки личности в условиях правоприменительной деятельности.

Общая характеристика психических явлений и процессов. Ощущение – элементарная форма чувственного отражения объективного мира. Виды ощущений, их закономерности и свойства. Восприятие. Характеристика восприятия и его особенности. Основные свойства и закономерности восприятия. Учет указанных факторов юристом, экспертом-психологом. Понятие и виды памяти. Общая характеристика различных видов памяти. Влияние криминогенной обстановки, катастроф, аварий, а также особенностей уголовного, гражданского процесса на память. Приемы, улучшающие запоминание, повышающие качество воспроизведения. Мышление – высшая форма психического отражения человеком объективного мира. Использование особенностей мыслительных процессов в правоохранительной деятельности. Характеристика мыслительной деятельности юриста. Воображение и его виды. Роль воображения в деятельности юриста. Внимание. Виды внимания. Факторы, обусловленные спецификой правоохранительной деятельности, влияющие на качество внимания ее участников.



Тема 2. Судебно-психологическая экспертиза в уголовном и гражданском процессе (2 часа)

Цельрассмотреть основные параметры проведения СПЭ.

Предмет, основание, поводы, назначение судебно-психологической экспертизы. Компетенция СПЭ. Комплексная психолого-психиатрическая экспертиза. Подготовка и назначение СПЭ в ходе предварительного расследования, в судебном заседании при рассмотрении уголовных дел, при разрешении гражданско-правовых споров. Порядок проведения СПЭ. Особенности СПЭ несовершеннолетних.

Тема 3. Психология преступного поведения. Психология личности преступника (2 часа).

Цельдать характеристику криминального поведения личности и социально-психологическим факторам его формирования.

Общие понятия: деятельность, поведение, действие. Противоправные (преступные) проявления – разновидность антиобщественной деятельности. Проступок, правонарушение, преступление. Психология преступного поведения. Психология преступной группы. Психологическая характеристика умышленных и неосторожных преступлений. Психология личности преступника. Личность правонарушителя как специальный объект психологического исследования. Понятие и содержание личности преступника, его правосознание. Различные подходы к вопросу классификации личности преступников. Изучение личности преступника, его мотивационной сферы в ходе исследования (рассмотрение в суде) уголовного дела.


Содержание дисциплины семинарского блока для заочной формы 3,5 лет обучения

Тема 1. Судебно-психологическая экспертиза в уголовном и гражданском процессе (2 часа)

Цель - рассмотреть основные параметры проведения СПЭ.

Задачи:

- рассмотреть основания, поводы назначения СПЭ;

- обозначить виды СПЭ;

- рассмотреть особенности СПЭ несовершеннолетних.

  1. Предмет, основание, поводы назначения судебно-психологической экспертизы.

  2. Подготовка, назначение и порядок проведения СПЭ.

  3. Комплексная психолого-психиатрическая экспертиза.

  4. Особенности СПЭ несовершеннолетних.

Тема 2. Пенитенциарная психология (2 часа)

ЦельОхарактеризовать особенности поведения личности в условиях мест лишения свободы. Проанализировать методы воспитательного воздействия на осужденных. Задачи:

- дать характеристику лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы;

- проанализировать методы воспитательного воздействия на осужденных и их эффективность;

- оценить проблемы современного российского общества по вопросам реабилитации лиц, освободившихся из мест лишения свободы.

  1. Предмет, цель и задачи пенитенциарной психологи.

  2. Общая психологическая характеристика лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы.

  3. Динамика личности осужденного и воспитательный процесс.

  4. Методы воспитательного воздействия на осужденного.

  5. Современные проблемы лиц, освободившихся из мест лишения свободы.


Содержание дисциплины лекционного блока для заочной формы 6 лет обучения

Тема 1. Психологические методы изучения личности субъектов правоприменительной деятельности (2 часа)

ЦельДать общую характеристику психическим явлениям и процессам, сопоставить их с научно-практическими методами оценки личности в условиях правоприменительной деятельности.

Общая характеристика психических явлений и процессов. Ощущение – элементарная форма чувственного отражения объективного мира. Виды ощущений, их закономерности и свойства. Восприятие. Характеристика восприятия и его особенности. Основные свойства и закономерности восприятия. Учет указанных факторов юристом, экспертом-психологом. Понятие и виды памяти. Общая характеристика различных видов памяти. Влияние криминогенной обстановки, катастроф, аварий, а также особенностей уголовного, гражданского процесса на память. Приемы, улучшающие запоминание, повышающие качество воспроизведения. Мышление – высшая форма психического отражения человеком объективного мира. Использование особенностей мыслительных процессов в правоохранительной деятельности. Характеристика мыслительной деятельности юриста. Воображение и его виды. Роль воображения в деятельности юриста. Внимание. Виды внимания. Факторы, обусловленные спецификой правоохранительной деятельности, влияющие на качество внимания ее участников.



Тема 2. Судебно-психологическая экспертиза в уголовном и гражданском процессе (2 часа)

Цельрассмотреть основные параметры проведения СПЭ.

Предмет, основание, поводы, назначение судебно-психологической экспертизы. Компетенция СПЭ. Комплексная психолого-психиатрическая экспертиза. Подготовка и назначение СПЭ в ходе предварительного расследования, в судебном заседании при рассмотрении уголовных дел, при разрешении гражданско-правовых споров. Порядок проведения СПЭ. Особенности СПЭ несовершеннолетних.

Тема 3. Психология преступного поведения. Психология личности преступника (2 часа).

Цельдать характеристику криминального поведения личности и социально-психологическим факторам его формирования.

Общие понятия: деятельность, поведение, действие. Противоправные (преступные) проявления – разновидность антиобщественной деятельности. Проступок, правонарушение, преступление. Психология преступного поведения. Психология преступной группы. Психологическая характеристика умышленных и неосторожных преступлений. Психология личности преступника. Личность правонарушителя как специальный объект психологического исследования. Понятие и содержание личности преступника, его правосознание. Различные подходы к вопросу классификации личности преступников. Изучение личности преступника, его мотивационной сферы в ходе исследования (рассмотрение в суде) уголовного дела.



Тема 4. Психология несовершеннолетних (2 часа)

ЦельДать характеристику поведению несовершеннолетних лиц с позиций психологии, физиологии и права. Проанализировать факторы формирования преступного поведения несовершеннолетних.

Психофизиологические особенности несовершеннолетних. Специфика преступлений несовершеннолетних. Социально-психологические причины преступности несовершеннолетних. Психологические особенности следствия с участием несовершеннолетних лиц.


Содержание дисциплины семинарского блока для заочной формы 6 лет обучения

Тема1. Судебно-психологическая экспертиза в уголовном и гражданском процессе (2 часа)

Цель - рассмотреть основные параметры проведения СПЭ.

Задачи:

- рассмотреть основания, поводы назначения СПЭ;

- обозначить виды СПЭ;

- рассмотреть особенности СПЭ несовершеннолетних.

  1. Предмет, основание, поводы назначения судебно-психологической экспертизы.

  2. Подготовка, назначение и порядок проведения СПЭ.

  3. Комплексная психолого-психиатрическая экспертиза.

  4. Особенности СПЭ несовершеннолетних.

Тема 2. Пенитенциарная психология (2 часа)

ЦельОхарактеризовать особенности поведения личности в условиях мест лишения свободы. Проанализировать методы воспитательного воздействия на осужденных. Задачи:

- дать характеристику лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы;

- проанализировать методы воспитательного воздействия на осужденных и их эффективность;

- оценить проблемы современного российского общества по вопросам реабилитации лиц, освободившихся из мест лишения свободы.

  1. Предмет, цель и задачи пенитенциарной психологи.

  2. Общая психологическая характеристика лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы.

  3. Динамика личности осужденного и воспитательный процесс.

  4. Методы воспитательного воздействия на осужденного.

  5. Современные проблемы лиц, освободившихся из мест лишения свободы.




    1. Самостоятельная работа студентов

Самостоятельная работа студентов представляет собой процедуру овладения содержанием дисциплины, включающую ряд обязательные направлений:

- работу с учебной литературой;

- работу с научной литературой;

- работу с лекционным материалом;

- работу с электронным источниками;

- работу с мультимедийными средствами.

Для эффективного усвоения учебного и научного материала необходимо овладение методикой конспектирования текстов, конструирования схем, составления терминологических словарей как вспомогательным средством для запоминания академической и научной лексики. Для стимуляции памяти, а также формирования навыков профессиональной коммуникации допускается в условиях семинарских занятий пользоваться рукописными конспектами и запрещается использование электронных технических средств.


    1. Темы рефератов и методические указания к их подготовке

  1. Практическая реализация методов юридической психологии в правоохранительной деятельности.

  2. Правовая социализация личности в условиях современного российского общества.

  3. Психолого-правовая оценка влияния СМИ на подростковую социализацию.

  4. Активизация воображения в следственной деятельности.

  5. Методы тренировки профессионального внимания.

  6. Распознавание аффекта и его психолого-правовая оценка.

  7. Акцентуированная личность в системе «человек-право»

  8. Современные проблемы СПЭ несовершеннолетних.

  9. Актуальные психолого-правовые проблемы взаимоотношений осужденных в пенитенциарных учреждениях.

  10. Современные информационные технологии в расширении профессиональных коммуникаций юриста.

  11. Информационные технологии в управленческой деятельности.

  12. Опыт правоохранительных органов в совершенствовании методологии проведения допроса в бесконфликтной ситуации.

  13. Психологическое методы распознавания лжеинформации.

  14. Актуальные проблемы современного российского судопроизводства.

Методические указания к подготовке рефератов

Задание для подготовки рефератов получают неуспевающие студенты, не набравшие необходимое число баллов к промежуточному рейтингу (менее 15 баллов) либо к финишному рейтингу за семестр (менее 40 баллов). Срок подготовки реферата не более 10 дней с момента получения задания. Реферат в печатном виде на бумажном носителе предоставляется преподавателю. После положительной оценки содержания работы, преподаватель определяет время, когда студент должен выступить публично с докладом.


Тема реферата определяется порядковым номером, под которым фиксируется фамилия студента в журнале посещаемости аудиторных занятий. Для выполнения работы необходимо ознакомится с учебной и научной литературой по курсу социологии, составить план реферата, в котором должны быть представлены введение, основная часть (главы или разделы), заключение и список источников.

Объем работы должен быть 10 печатных страниц. Требования к оформлению реферата стандартные:

- формат страницы А 4;

- поля страницы: верхнее, нижнее – 2 см., левое – 3 см., правое – 1,5 см.;

- шрифт Times New Roman;

- кегель – 12;

- межстрочный интервал – одинарны;

- выравнивание текста по ширине;

- титульный лист должен содержать название темы, фамилию (ФИО) студента, номер группы.


    1. Рекомендуемая литература (основная и дополнительная)

1. Васильев В.Л. Юридическая психология: Уч-к/рек. МО, 3-е изд. СПб., 2009.

2. Волков В.Н., Янаев С.И. Юридическая психология: Уч. пособие. М., 2008.



3. Еникеев М.И. Юридическая психология: Уч-к/Рек. МО - М., 2010.

4. Еникеев М. И. Юридическая психологя: Кр. Уч. курс – М.: Инфра, 2008.

5. Общая психология: Уч. Пос. для пед. ин-тов / Под ред. А.В. Петровского. М., 2010.



6. Мариновская, И. Д., Цветков, В. Л. Психология и педагогика в правоохранительной деятельности ОВД: Уч. Пос./Изд. 2, испр. и доп. – М.: Щит, 2007.

7. Пирожков В. Ф. Криминальная психология. М., 2009.



8. Прикладная юридическая психология: Уч. пособие для вузов. / Под ред. А.М. Столяренко. М., 2009.

9. Психология: Учебник / Под ред. А.А. Крылова. М., 2009.

10. Ратинов А.Р. Судебная психология для следователей. М., 2011.

11. Романов В.В. Юридическая психология. – Уч-к/Рек. МО - М., 2010.

12. Сроркотягин, И. Н. Юридическая психология. Курс лекций – М.: Проспект, 2011.

13. Сроркотягин, И. Н. Юридическая психология.- Уч. пос. – М.: Дашков и К, 2011.

14. Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология: Уч. пос. М: Право и закон, 2011.

15. Шиханцов Г.Г. Юридическая психология: Учебник для вузов. Отв. ред. В.А. Томсинов. М., 2008.

16. Юридическая психология: хрестом. / Сост. В. В. Романов - М: Юрист, 2008.

17. Юридическая психология: уч. для вузов/ В. Л. Васильев – 5-е изд. – СПб, 2004.



18. Юридическая психология: уч. для вузов/ В. Н. Волков. – М.: ЮНИТА-ДАНА, 2002.

19. Юридическая психология: уч. для вузов/Г. Г. Шиганцов. – М.: Зеркало-М, 2004.

20. Юридическая психология: уч. пособ./ В. Н. Волков, С. И. Янаев. – М.: Щит, 2008.

21. Юридическая психология: уч.-метод. Пособ./Сост. Е. А. Вертягина. Под. Ред. А. Л. Юхжаниной – Саратов: ГОУ ВПО «СГАП», 2006.


    1. Методические указания по организации дисциплины

Организация внеаудиторной самостоятельной работы студентов регулируется типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшим учебным заведением) Российской Федерации, Уставом ВУЗа.

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов – планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа студентов, выполняемая во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но и без его непосредственного участия.

Целью самостоятельной работы студентов является овладение фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности по профилю, опытом творческой, исследовательской деятельности. Самостоятельная работа способствует развитию самостоятельности, ответственности и организованности, творческому подходу к решению проблем учебного и профессионального уровня.

Самостоятельная работа студентов является обязательной для каждого студента, а ее объем регулируется учебным планом.

Для организации самостоятельной работы необходимы следующие условия:

- готовность студентов к самостоятельному труду;

- мотив к получению знаний;

- наличие и доступность всего необходимого учебно-методического и справочного материала;

- система регулярного контроля качества выполненной самостоятельной работы;

- консультативная помощь.

Формы самостоятельной работы студентов определяются содержанием учебной дисциплины, степенью подготовленности студентов. Они могут быть тесно связаны с теоретическими курсами и иметь учебный или учебно-исследовательский характер.

Самостоятельная работа студентов в процессе изучения юридической психология предполагает изучение рекомендуемой литературы (основной и дополнительной), выполнение заданий, ответы на вопросы для самоконтроля, просмотр видеофильмов по материалам курса, а также подготовку докладов к семинарам и написания курсовой работы. По ряду тем, по которым не предусмотрено проведение практических занятий, изучение учебного материала основано на самостоятельной работе студентов.

Самостоятельность как отдельное качество личности является одним из важнейших при обучении. Развитие этого качества требует отдельных дидактических обстоятельств и подходов.

В процессе изучения юридической психологии студенты усваивают дисциплину аудиторно, т.е. на лекциях и семинарах и внеаудиторно, т. е. самостоятельно работая с конспектами лекций и соответствующей учебной литературой, указанной в программе курса. Большой объем теоретического курса студенты должны усвоить самостоятельно при подготовке к семинарам, рейтинговому тестированию и экзамену. В течение семестра будут проведены 3 рейтинговых тестирования, а в завершении курса защита курсовой работы и экзамен, оценивающие уровень знаний студентов по юридической психологии.

Успех в изучения дисциплины складывается благодаря владению навыками конспектирования лекций и учебной информации, а так же умениями смыслового (содержательного), а не механического запоминания материала. Понимание смысла – основа усвоения научной информации в процессе вузовского образования.

Конспекты, составленные в ходе изучения учебного материала, позволяют выделить основные теоретические положения, которые необходимо запомнить. Грамотно составленный конспект позволить не только сохранить необходимые знания, но экономить время при подготовке к семинару, контрольным работам, либо экзамену.




  1. ПРОГРАММА ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ СТУДЕНТОВ

    1. Введение

Промежуточная аттестация студентов осуществляется в соответствии с балльно-рейтинговой системой. Оценке подлежат все виды учебной аудиторной и внеаудиторной деятельности: посещение и работа на лекциях, подготовка и работа на семинарских занятиях, выполнение контрольных работ и тестовых заданий, подготовка докладов и рефератов, участие в научных конференциях. В рамки промежуточной аттестации входит защита курсовой работы.

Студент обязан:

- иметь целостное представление о закономерностях развития и функционирования психики, ее структуре и внешних проявлениях, о единстве психического и социального, об особенностях возрастной, гендерной, генетической природы человека;

- развивать аналитические способности и умение наблюдать за поведением людей, давать правильную оценку поступкам, предвидеть и управлять индивидуальной и групповой деятельностью;



- знать и понимать важнейшие психические состояния; владеть знаниями теоретических основ дисциплины, работ классиков психологии, применять в решении профессиональных задач; - осмысливать психические явления и делать самостоятельные выводы;

- знать основополагающие понятия, термины и категории психолого-правовой науки, основные направления ее развития; - знать методику и методологию психологических исследований, уметь применять их в практических целях;

- знать психологические способы воздействия на лиц девиантного поведения;

- самостоятельно работать с рекомендуемыми источниками и литературой по юридической психологии; свободно вести дискуссии по основным ее направлениям;

- знать работы классиков психологии и современных российских и зарубежных ученых в области юридической психологии; - знать и понимать закономерности развития и функционирования психики; - владеть основными понятиями, терминами и категориями юридической психологии;

- использовать конкретный психолого-правовой материал, содержащийся в документальных источниках и рекомендованной учебной литературе;

- уметь выражать и научно обосновывать свою позицию по вопросам, касающимся оценки психических состояний в сфере правового регулирования; - уметь регулировать собственные эмоции, применять методы саморегуляции в различных социальных ситуациях;

- объективно оценивать методы психодиагностики и психологической регуляции в правоохранительной деятельности;

- уметь применять психологические знания в педагогических целях для воздействия на лиц, имеющих криминальную направленности;

- самостоятельно работать с рекомендуемыми источниками и литературой по юридической психологии; - свободно вести дискуссии по основным проблемам изучаемого курса;



- иметь навыки работы с источниками психолого-правового знания;

- творчески осмысливать социально-психологические изменения эволюционирующего общества, делая самостоятельные выводы и обобщения;

- всесторонне использовать знания юридической психологии для правильной оценки и анализа поведения личности и групп;

- объективно оценивать возможности методов психологической науки, определять границы их допустимости, учитывать требования законодательства, регулирующего применение психотехнологий в учебной, бытовой и профессиональной деятельности.



3.2. Вопросы к зачету

  1. Предмет, задачи и система юридической психологии.

  2. Связь юридической психологии с другими науками.

  3. Методы юридической психологии.

  4. Понятие о психике и ее основных функциях.

  5. Классификация психических явлений.

  6. Сознание как высший уровень развития психики. Понятие бессознательного.

  7. Понятие и сущность правосознания.

  8. Понятие о темпераменте, как о динамической характеристики деятельности индивида.

  9. Общее понятие личности в психологии. Структура личности.

  10. Социализация личности. Личность и социальная группа. Правовая социализация личности.

  11. Психологические процессы и учет их закономерностей в правовой деятельности.

  12. Методы оценки и схема изучения личности. Психофизиология обнаружения обмана.

  13. Источники ошибок при оценке личности.

  14. Понятие категории деятельности в психологии.

  15. Структура профессиональной деятельности юриста.

  16. Профессиограммы юридических профессий.

  17. Память, ее виды и качество.

  18. Профессиональная наблюдательность.

  19. Мышление и интуиция в решении профессиональных задач.

  20. Психология речи. Речь как форма мыслительной деятельности. Речь в юридической деятельности.

  21. Понятие, виды и свойства внимания.

  22. Понятие и виды эмоций. Юридически значимые эмоциональные состояния (стресс, фрустрация, страх, тревожность, посттравматические стрессовые расстройства, страдания). Эмоциональная саморегуляция.

  23. Воля, ее воспитание. Волевой компонент невменяемости и беспомощного состояния.

  24. Характер и его свойства. Акцентуация характера.

  25. Социально-психологические причины преступлений.

  26. Психологический анализ личности преступника.

  27. Типология личности преступника.

  28. Анализ организованной преступности.

  29. Психологическая зависимость к токсическим и наркотическим средствам.

  30. Психология осмотра места происшествия.

  31. Психология реконструкции событий преступления.

  32. Психология обыска и опознания.

  33. Психология допроса. Установление психологических контактов.

  34. Психология очной ставки.

  35. Психологические особенности принятия решений в экстремальных условиях.

  36. Общая характеристика судебного процесса.

  37. Формирование убеждений и принятие решения судом.

  38. Предмет и методы СПЭ.

  39. СПЭ эмоциональных состояний.

  40. Понятие и классификация аффектов.

  41. Диагностические признаки аффекта и его уголовно-правовое значение.

  42. Предмет и задачи пенитенциарной психологии.

  43. Личность осужденного и воспитательный процесс.

  44. Анализ коллектива осужденных.

  45. Процесс перевоспитания и динамика личности осужденного.

  46. Методы психологического воздействия на осужденных.

  47. Психофизиологические особенности несовершеннолетних.

  48. Особенности преступлений, совершенных несовершеннолетними лицами.

  49. Психологические особенности следствия по делам несовершеннолетних

  50. СПЭ несовершеннолетних.



    1. Требования к подготовке и защите курсовой работы

Курсовая работа - это самостоятельное, творческое, научное, письменное сочинение, дающее представление об определенной психолого-юридической проблеме и свидетельствующее о глубоких знаниях студента в соответствующей теме. Курсовая работа должна представлять собой начальную форму научного исследования. При добросовестном отношении студента к написанию курсовой работы он, несомненно, получит от их выполнения большую пользу в своей теоретической и профессиональной подготовке, лучше освоит учебный материал.

В структуру курсовой работы рекомендуется включить следующие разделы: введение; основной текст, с разбивкой на главы и параграфы; выводы по каждому параграфу, заключение; список использованной литературы. Во введении должны обосновываться: актуальность темы, цель и задачи исследования, предмет и объект исследования; должны раскрываться историография проблемы и указываться основные научные источники; положения, выносимые на защиту; практическая и теоретическая значимость курсовой работы.

Основной текст рекомендуется распределять по главам и параграфам, в которых изложить поставленные в докладе и курсовой работе задачи.

Содержание глав и параграфов должно соответствовать названиям, содержать сравнительный анализ, ставить научные проблемы и предлагать обоснованные решения. В конце каждого параграфа делаются выводы подводятся итоги. Рекомендуется соблюдать соответствие между главами и параграфами по объему. Заключение обобщает все промежуточные выводы, предложения и подводит итоги исследования.

Список использованной литературы должен включать нормативно правовые акты, расположенные в зависимости от их юридической силы, при этом нормативные акты, обладающие равной юридической силой, располагаются в соответствии с календарной очередностью их принятия; другие источники, размещенные в алфавитном порядке по авторам, а если автор на титульном листе не указан, то по названиям книг, учебников, учебных пособий, статей.

Приложения - проекты нормативно-правовых документов, статистические и социологические анализы и обзоры, подготовленные автором, схемы, таблицы и т.д. Каждое приложение нумеруется и содержит один информационный массив.

Титульный лист доклада и курсовой работы оформляется по образцу (см. прил. 2, 3). Текст печатается или пишется от руки на стандартных листах белой бумаги формата А 4 на принтере шрифт «Nеv Roman» №14. Основной текст и текст приложений печатаются через 1,5 интервала на принтере; текст постраничных сносок (примечаний) - через один интервал (на странице размещается 29-30 строк). Ширина полей: верхнее - 20 мм, левое - 30 мм, правое - 10 мм, нижнее - 25 мм. Нумерация страниц производится вверху, в середине страницы. Номера страниц на титульном листе и оглавлении не проставляются. Не допускаются какие-либо дополнительные, кроме номера страниц, знаки (например, нельзя печатать: -4-, 4.). Абзацы делаются с отступлением от левого поля 1,25 см на принтере. Оптимальный общий объем доклада, как правило, 10-15 машинописных страниц, курсовой работы - 25-30 страниц основного текста, в него не входят приложения и список литературы и источников.

Курсовая работа представляются в одном экземпляре, должны быть сброшюрованы и иметь обложку.

Защита курсовой работы осуществляется в виде краткого доклада ее основного содержания и ответов на вопросы преподавательской комиссии. Во время защиты допускается использование студентом материалов работы, однако, он обязан свободно ориентироваться в теме и самостоятельно формулировать ответы на поставленные вопросы.






Образец титульного листа курсовой работы
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИИ

Астраханский филиал

федерального государственного

бюджетного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«Саратовская государственная юридическая академия»

Кафедра общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин

КУРСОВАЯ РАБОТА

Тема

« СУДЕБНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА

НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ»

Выполнил

студент (ка) 4 курса, 41 группы

Иванов Петр Ильич

Научный руководитель -

д.п.н., проф. Прохорова Т.Н.
Дата защиты: ________'

Оценка:______________
Астрахань, 2012

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Астраханский филиал

Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения

Высшего профессионального образования

«Саратовская государственная юридическая академия»

(Астраханский филиал ФГБОУ ВПО «СГЮА»)
«УТВЕРЖДАЮ»

И.о. зав. кафедрой ОГСЭД

_______________к.п.н., доц. К.Р.Агаронян

« __» ________ 2012 г.

Протокол № 1



    1. следующая страница >>