страница 1страница 2
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие работы
|
Учебно-методический комплекс по дисциплине «римское право» для специальности «Юриспруденция» - страница №1/2
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ УДМУРТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИНСТИТУТ ПРАВА, СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ И БЕЗОПАСНОСТИ КАФЕДРА ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО ДИСЦИПЛИНЕ «РИМСКОЕ ПРАВО» для специальности «Юриспруденция» (по ОКСО - 030501) и направления «Юриспруденция» (по ОКСО - 030500) Составители: д.ю.н. профессор В.Н. Яковлев старший преподаватель Р.В. Верановская старший преподаватель П.М. Ходырев Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры гражданского права «____»_______________ 2007 г. Заведующий кафедрой гражданского права д.ю.н., профессор В.Н. Яковлев: Подпись: _______________________ Председатель методической комиссии ______________________________________ Подпись: _________________
I. Извлечение из государственных образовательных стандартов по специальности «Юриспруденция» и направлению «Юриспруденция» В рамках специальности и направления «юриспруденция» юрист получает фундаментальную и специальную подготовку в области юриспруденции. Деятельность юриста направлена на реализацию правовых норм и обеспечение правопорядка в различных сферах жизни общества. Юрист должен уметь: - толковать и применять законы и другие нормативные правовые акты; - обеспечивать соблюдение законодательства в деятельности государственных органов, физических и юридических лиц; - юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства; - разрабатывать документы правового характера, осуществлять правовую экспертизу нормативных актов, давать квалифицированные юридические заключения и консультации; - принимать правовые решения и совершать иные юридические действия в точном соответствии с законом; - вскрывать и устанавливать факты правонарушений, определять меры ответственности и наказания виновных; предпринимать необходимые меры к восстановлению нарушенных прав; - систематически повышать свою профессиональную квалификацию, изучать законодательство и практику его применения, ориентироваться в специальной литературе. Юрист должен понимать сущность и социальную значимость своей профессии, четко представлять сущность, характер и взаимодействие правовых явлений, знать основные проблемы дисциплин, определяющих конкретную область его деятельности, видеть их взаимосвязь в целостной системе знаний и значение для реализации права в профессиональной деятельности.
II. Рабочая программа по дисциплине
Рабочая программа составлена в соответствии со следующими документами: 1. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования «Специальность 021100 - Юриспруденция. Квалификация – юрист» от 27 марта 2000 г. 2. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования «Направление 521400 - Юриспруденция. Степень (квалификация) – бакалавр юриспруденции» от 27 марта 2000 г. Составители рабочей программы: Д.ю.н., профессор В.Н. Яковлев Ст. преподаватель Р.В. Верановская Ст. преподаватель П.М. Ходырев Рабочая программа утверждена на заседании кафедры экологического, аграрного и природоресурсного права ИПСУБ «______» ____________________ 2007 г. Заведующий кафедрой д.ю.н., профессор В.Н. Яковлев _________________ «_______» ___________ 2007 г. Председатель методической комиссии _____________________ Подпись____________________ Согласовано с библиотекой УдГУ «_______» ____________________ 2007 г. Директор библиотеки УдГУ Л.П. Бесклинская _____________________ 1. Требования государственных образовательных стандартов по специальности «Юриспруденция» и направлению «Юриспруденция» В рамках специальности и направления «юриспруденция» юрист получает фундаментальную и специальную подготовку в области юриспруденции. Деятельность юриста направлена на реализацию правовых норм и обеспечение правопорядка в различных сферах жизни общества. Юрист должен уметь: - толковать и применять законы и другие нормативные правовые акты; - обеспечивать соблюдение законодательства в деятельности государственных органов, физических и юридических лиц; - юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства; - разрабатывать документы правового характера, осуществлять правовую экспертизу нормативных актов, давать квалифицированные юридические заключения и консультации; - принимать правовые решения и совершать иные юридические действия в точном соответствии с законом; - вскрывать и устанавливать факты правонарушений, определять меры ответственности и наказания виновных; предпринимать необходимые меры к восстановлению нарушенных прав; - систематически повышать свою профессиональную квалификацию, изучать законодательство и практику его применения, ориентироваться в специальной литературе. Юрист должен понимать сущность и социальную значимость своей профессии, четко представлять сущность, характер и взаимодействие правовых явлений, знать основные проблемы дисциплин, определяющих конкретную область его деятельности, видеть их взаимосвязь в целостной системе знаний и значение для реализации права в профессиональной деятельности.
В основу курса «Римское право» положены следующие принципы:
Основной целью преподавания дисциплины «Римское частное право» является формирование у студента основ знаний в области римской и современной цивилистики современное гражданское право содержит не мало древнеримских фундаментальных понятий принципов и положений, которые успешно используются в процессе регулирования современных имущественных отношений. Поэтому подготовку высококвалифицированных цивилистов-юристов невозможно обеспечить без глубоких знаний римского частного права и именно римского права стало международным «языком» официального и неофициального общения юристов и государственных деятелей правовым ориентиром координации их профессиональной деятельности. Двух томный учебник «Древнеримское и современное гражданское право России», автор которого является доктор юридический наук, профессор В.Н. Яковлев, изложен в сравнительном плане, отражающий рецепцию гражданского права Древнего Рима в современном гражданском праве России.
Учебно-тематический план курса при очной форме обучения (нормативный срок обучения (4 года для направления))
5. Содержание курса лекционных занятий Раздел I. ОБЩАЯ ЧАСТЬ Тема 1. Понятие римского права и его система. Предмет римского права. Общая характеристика системообразующих римского права. Публичное и частное право. Естественное право. Право народов. Преторское право. Роль римского права в истории права. Рецепция римского права. Тема 2.Источники римского права. Понятие и виды источников римского права. Источники содержания права. Источники познания права. Источники правообразования. Обычное право и закон. Законы XII таблиц. Конституции. Подзаконные акты: сенатусконсульты, эдикты, мандат, декрет, рескрипты. Деятельность юристов: respondere, cavere, scribere,agere. Кодификация римского права. Кодификация Юстиниана. Тема 3. Осуществление и защита гражданских прав. Понятие право и его осуществление. Формы защиты гражданских прав. Самозащита или самоуправство. Государственная защита прав. Юрисдикция. Суд и судебные гражданские процессы. Органы судебного процесса. Деление гражданского процесса на ius и iudicium. Общее понятие о легисакционном, формулярном и экстроординарном процессах. Понятие, значение и содержание иска. Виды исков. Возражение против иска-эксцепция. Особые средства преторской защиты. Влияние времени на осуществление и защиту прав. Сроки как основания возникновения и прекращения прав. Законные сроки. Исковая давность. Процессуальные сроки. Подсудность гражданских дел. Раздел II. ЛИЦА. Тема 5. Физические и юридические лица. Понятие и государственно-правовая классификация лиц. Право- дееспособность лица.(содержание, возникновение, прекращение)и ее составные элементы. Брачный возраст и брачная дееспособность. Ограничение дееспособности. Факторы, влияющие на право- дееспособность. Институт права о бесчестии. Утрата проводееспособности. Правовой статус свободного лица, латин и перегринов. Правовое положение римских граждан. Правовое положение вольноотпущенного. Правовой статус колонов. Правовой статус рабов. Понятие и содержание юридических лиц. Классификация юридических лиц. Правовой статус товариществ. Раздел III. СЕМЕЙНОЕ ПРАВО Тема 6. Семейно-правовые отношения. Понятие римской семьи и ее состав. Правовой статус главы семьи. Агнатское и когнатское родство. Общая характеристика. Степень кровного родства по прямой линии. Степень кровного родства по боковой линии. Понятие брака. Виды брака. Условия вступления в брак. Препятствия вступления в брак. Стадии вступления в брак. Формы брачного соглашения. Связи между мужчиной и женщиной, сходные с браком: конкубинат, контуберниум. Личные и имущественные отношения между супругами. Взаимные имущественные отношения между супругами. Приданное: понятие, предмет, и виды приданного. Судьба приданного при прекращении брака. Прекращение брака. Случаи прекращения брака. Личные и имущественные последствия. Правовые отношения родителей и детей. Отцовская власть. Общая характеристика. Отношения между родителями и детьми, независимые от отеческой власти. Прекращение отцовской власти. Узаконение и усыновление. Акты приобретения отеческой власти. Опека. Лица, неспособные быть опекунами. Прекращение опеки. Попечительство. Прекращение попечительства. Раздел IV. ВЕЩНОЕ ПРАВО. Тема 7. Общее учение о вещном праве. Понятие и общая характеристика вещного права. Абсолютные вещные права. Относительные вещные права. Их общая характеристика. Понятие вещи. Общая характеристика. Вещи как предмет имущественных отношений. Вещи как объект имущественных отношений. Классификация вещей. Виды прав на вещи. Тема 8. Владение. Понятие и виды владения. Элементы владения : corpus possessionis и animus possidendi. Юридические основания владения. Соотношение владения и собственности. Значение давности, добросовестности и недобросовестности для юридического основания владения. Пороки владения и их юридические последствия. Классификация видов владения. Владение правом. Понятие и общая характеристика. Способы приобретения владения. Приобретение владения через представителя. Прекращение владения. Прекращения владения, осуществляемого через представителя. Защита владения. Правовое положение незаконного владельца вещи (добросовестного и недобросовестного). Тема 9. Право собственности. Понятие и содержание права собственности. Формы и виды права собственности. Юридические основания возникновения права частной собственности. Ограничения права частной собственности. Способы приобретения права частной собственности и их классификация. Прекращение права частной собственности. Общая характеристика. Защита права частной собственности. Общая характеристика. Понятие и виды права на чужие вещи. Сервитуты как право на чужую вещь. Виды сервитутов и их характеристика. Вещные сервитуты: понятие, виды, общая характеристика. Сельские вещные сервитуты: общая характеристика. Городские вещные сервитуты: общая характеристика. Личные сервитуты: понятие, общая характеристика. Виды личных сервитутов. Способы установления сервитутов. Защита сервитутов. Прекращение сервитутов. Залог как право на чужую вещь: понятие, содержание. Основания возникновения залогового права на чужую вещь. Защита залогового права на чужую вещь. Прекращение залогового права на чужую вещь. Эмфитевзис и суперфиций. Понятие, содержание, прекращение. Понятие и общая характеристика обязательств: сущность, элементы. Предмет обязательства. Действия как предмет обязательства. Субъекты обязательства. .Классификация обязательств. Общая характеристика. Основания возникновения обязательств. Классификация обязательств по субъектам, по предмету, по волеизъявлению сторон, по правовым гарантиям и правовому обеспечению. Солидарные обязательства. Субсидиарные обязательства. Альтернативные обязательства. Факультативные обязательства. Время исполнения обязательства. Воля и волеизъявление сторон обязательства. Пороки соглашения. Заблуждения, Донос, Насилие. Обман. Замена лиц в обязательстве. Цессия. Средства обеспечения исполнения обязательств. Общая характеристика. Условия ответственности должника. Задаток, залог как способ обеспечения обязательств. Формы поручительств как способ обеспечения обязательств. Удержание как способ обеспечения обязательств. Ипотека как способ обеспечения обязательств. Место исполнения обязательства. Вина сторон в обязательстве. (степень вины, кустодия, интерес). Непреодолимая сила. Исполнение обязательства. Просрочка исполнения обязательства. Ответственность должника за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства. Возмещение убытков, причиненного должником кредитору. Прекращение обязательства. Тема 12. Договоры. Общие положения. Понятие и виды договоров. Односторонние и многосторонние договоры. Общая характеристика. Характеристика вербальных (устных) договоров. Стипуляция. Формы стипуляции и устных договоров. Характеристика литеральных (письменных) договоров. Обязательства из записей в приходно-расходных книгах. Формы письменных договоров. Реальные договоры. Понятие и классификация реальных договоров. Общая характеристика договора займа, ссуды, хранения, залога. Консенсуальные договоры. Понятие и классификация консенсуальных договоров. Общая характеристика договора купли-продажи, имущественного найма, найма услуг, подряда, поручения, товарищества. Безымянные договоры. Понятие и классификация безымянных договоров. Договор мены. Оценочный договор. Пакты. Понятие и классификация пактов. Условия действительности и недействительности договоров. Элементы договоров. Заключение договора. Оферта и акцепт. Изменение и расторжение договора. Конклюдентные действия как основания возникновения, изменения или прекращения сделки. Обязательства как бы из договора. Понятие и виды обязательств как бы из договора. Ведение дел без поручения. Обязательства из неосновательного обогащения. Понятие и виды. Обязательства из правонарушений (деликтные обязательства и квази-деликты). Понятие и классификация деликтных обязательств. Повреждение чужой собственности. Кража. Грабеж. Злонамеренное причинение имущественного вреда. Аквилиев закон о возмещении вреда по деликтным обязательствам. Оскорбление чести. Обязательства как бы из деликтов. Понятие и виды наследования. Универсальное и сингулярное наследование. Возникновение права наследования. Виды юридических порядков наследования. Гражданский и преторский порядок наследования. Наследование по завещанию. Общая характеристика. Содержание правоспособности завещателя и наследника. Форма и содержание завещания. Условия недействительности содержания. Наследование по закону. Общая характеристика наследования по закону. Способы раздела наследства между наследниками одного и того же класса. Наследование по закону независимо от родства. Принятие наследства и его последствия. Приобретение наследства и его последствия. Легаты и фидеикомиссы. Понятие и виды легатов. Понятие, субъекты и содержание фидеикомисса. 6. Программа семинарских занятий Семинары по курсу проводятся в виде теоретических занятий, на которых рассматриваются вопросы, указанные в плане семинарских занятий. Ответы на вопросы должны быть подготовлены в письменном виде (в тетради). При подготовке к занятиям студенты должны изучить конспекты лекций, основную и дополнительную рекомендованную литературу, относящиеся к данной теме нормативные правовые акты и материалы судебной практики. Лишь после этого можно приступить к подготовке ответов на теоретические вопросы. 7. Самостоятельная работа студента Самостоятельная работа – вид индивидуальной деятельности студента, основанный на собственных познавательных ресурсах. Целью самостоятельной работы студентов является обучение навыкам работы с научной литературой и практическими материалами, необходимыми для углубленного изучения курса, а также развитие у них устойчивых способностей к самостоятельному (без помощи преподавателя) изучению и изложению полученной информации. В связи с этим основными задачами самостоятельной работы студентов являются: во-первых, продолжение изучения дисциплины в домашних условиях по программе, предложенной преподавателем; во-вторых, привитие студентам интереса к юридической литературе, судебной практике, правотворческому процессу. Изучение и изложение информации, полученной в результате изучения научной литературы и практических материалов, предполагает развитие у студентов как владения навыками устной речи, так и способностей к четкому письменному изложению материала. Основными формами самостоятельной работы студентов являются: 1. Изучение теоретического материала во внеаудиторных условиях при подготовке к аудиторным занятиям (семинарам) и к зачету. 2. Подготовка рефератов по отдельным темам программы. Целью написания рефератов является привитие студентам навыков самостоятельной работы над литературными и законодательными источниками с тем, чтобы на основе их анализа и обобщения студенты могли делать собственные выводы, обосновывая их соответствующим образом. Требования к оформлению рефератов, содержаться в VI разделе учебно-методического комплекса. Самостоятельная работа студентов должно быть организована с учетом времени изучения той или иной темы по учебному плану. Работа студента в аудиторных и во внеаудиторных условиях по проблематике должна максимально совпадать. Основной формой контроля за самостоятельной работой студентов являются семинарские занятия, а также еженедельные консультации преподавателя. При подведении итогов самостоятельной работы (в частности, написания рефератов, контрольных работ) преподавателем основное внимание должно уделяться разбору и оценке лучших работ, анализу недостатков. По предложению преподавателя студент может изложить содержание выполненной им письменной работы на семинарских занятиях. Темы рефератов
8. Учебно-методические материалы Основная литература: 1. Яковлев В.Н. Древнеримское и современное гражданское право России. Рецепция права: Учеб. пособие, 2-е изд., перераб. и доп./ УдГУ, Ижевск, 2004. Ч. 1. 2. Яковлев В.Н. Древнеримское и современное гражданское право России. Рецепция права: Учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп./ УдГУ. Ижевск, 2005. Ч.2 1. Дождев Д.В. Римское частное право. М., 1996. 2. Косарев А.И. Римское право. М., 1986. 3. Новицкий И.Б. Основы римского гражданского права. М., 1972. 4. Новицкий И.Б. Римское частное право. М., 1998. 5. Хутыз М.Х. Римское частное право. Краснодар, Кубанский государственный университет, 1993. 6. Черниловский З.М. Лекции по римскому частному праву. М., 1991. 7. Римское частное право: Учебник, под ред. проф. И.Б. Новицкого и проф. И.С. Перетерского. М., Юристъ, 2000. 9. Контролирующие материалы Одним из элементов текущего контроля успеваемости студентов очной формы обучения является внутрисеместровая аттестация. Сроки проведения внутрисеместровой аттестации определяются утвержденным графиком учебного процесса. Вторая внутрисеместровая аттестация проводится за 2 недели до начала сессии в целях подведения итогов текущей успеваемости и решения вопроса о допуске студентов к сдаче зачета или экзамена. В период аттестационной недели на практических занятиях преподаватель проводит контрольные работы. В качестве контрольных заданий предлагаются теоретические вопросы тех разделов программы, которые были изучены в период, предшествующий аттестационной неделе, а также тестовые задания, включенные в «Пакет контрольных заданий для текущей и промежуточной аттестации» (раздел V учебно-методического комплекса по дисциплине). Студенты очной формы обучения по окончании второго семестра сдают зачет. Зачет проводится, как правило, в устной форме. Оценка ответов студентов осуществляется в соответствии с Положением о проведении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в Удмуртском государственном университете. 10. Учебно-тематический план курса при заочной форме обучения
III. Планы семинарских занятий Первый теоретический семинар Тема: Система римского права, ее источники, осуществление и защита права, характеристика судебных процессов. 2 часа Предмет изучения и рассмотрения: Система римского права, его рецепция в системе права европейских государств, ее источники, их характеристика и содержание юридических актов, осуществление и защита права, способы защиты нарушенных прав, виды и характеристика судебных процессов. следующая страница >> |
|