Учебно-методический комплекс дисциплины психология личности Для специальностей - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Учебно-методический комплекс дисциплины психология труда Для специальностей 5 698.42kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины инженерная психология Для... 5 586.31kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины организационная психология... 2 657.04kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины дифференциальная психология... 1 67.95kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины гуманистическая психология... 3 477.15kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины специальная психология Для... 2 624.17kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины зоопсихология и сравнительная... 2 415.43kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины «экономическая психология» 1 306.41kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Специальная психология... 1 93.33kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины «Общая психология» раздел... 1 330.36kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины игротерапия Для специальностей 1 384.95kb.
Некоторые актуальные вопросы создания экзистенциально-аналитической... 1 218.21kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Учебно-методический комплекс дисциплины психология личности Для специальностей - страница №1/1

Новокузнецкий филиал-институт

Государственного образовательного учреждения

Высшего профессионального образования

«Кемеровский государственный университет»


Факультет гуманитарный

Кафедра психологии





УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
ДИСЦИПЛИНЫ
Психология личности

Для специальностей: 030301 – «Психология»

Цикл дисциплин учебного плана: ОПД
Компонент учебного плана: федеральный
Формы обучения: очная, заочная.

Новокузнецк

Государственное образовательное учреждение

«Кемеровский государственный университет»

ГОУ ВПО Новокузнецкий филиал-институт КемГУ

Кафедра психологии
Факультет гуманитарный

У Т В Е Р Ж Д Е Н О:

Декан ___________________

(ф.и.о. декана)

« ____» _______________200__г.
_________________________

(подпись)



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебной дисциплины



Психология личности ОПД, Федеральный компонент

(наименование дисциплины по рабочему учебному плану ООП)


для специальности 030301 – «Психология»,

( шифр и название специальности)


для очной и заочной форм обучения

Составитель(и) / разработчик(и) программы


Щеголенкова Елена Сергеевна, к.п.н., доцент

(Ф.И.О., должность и ученая степень)

Новокузнецк

Высшего профессионального образования

«Кемеровский государственный университет»
Гуманитарный факультет

Кафедра психологии




СОГЛАСОВАНО:

Заведующий выпускающей

кафедрой Добрынина О.А. (ФИО)

(подпись)

«____»_____________20___г


УТВЕРЖДАЮ:

Декан факультета

Добрынина О. А. (ФИО)

(подпись)

«____»_____________20___г










РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


«Общая психология»

(название дисциплины)

Для специальностей



030301– «Психология»

(код и название специальности, учебного плана)

Входит в состав цикла дисциплин ОПД

Входит в состав компонента учебного плана: федеральный

Для гуманитарного факультета



Для очной формы обучения (четвертый семестр)

Всего часов __60 (часов) _ Экзамен

Лекции ___16__(часов) Зачет нет

Практические занятия ___16_(часа) Курсовая работа нет

Лабораторные занятия __нет__(часов) Контрольная работа нет



Самостоятельная учебная работа 28 часа

Для заочной формы обучения (четвертый семестр)

Всего часов __60 (часов) _ Экзамен нет

Лекции ___4__(часов) Зачет

Практические занятия ___2_(часа) Курсовая работа нет

Лабораторные занятия __нет__(часов) Контрольная работа нет



Самостоятельная учебная работа 54 часа



Составитель


Щеголенкова Елена Сергеевна, к.п.н., доцент

(ученая степень, звание, должность, Ф.И.О.)

Новокузнецк




Рабочая программа составлена на основании требований государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по дисциплине «Психология личности» (ОПД. Ф. 08, 2000г.) для специальностей 030301 «Психология».



Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры

психологии

«31» августа 2006 г. Протокол № 1

Заведующий кафедрой _________________ О. А. Добрынина

/подпись/ (Ф.И.О)

Рабочая программа одобрена методической комиссии факультета

«12» сентября 2006 г. Протокол № 1

Председатель комиссии _________________ Стрикун Н.Г.

/подпись/ (Ф.И.О)



Дополнения и изменения в рабочей программе учебной дисциплины

«Психология личности» для специальности 030301.65 «Психология»

Сведения о переутверждении РП на очередной учебный год и регистрация изменений





изменения

Учебный год

Учебная группа /Рабочий УП

Содержание изменений и решение кафедры – разработчика /

протокола, дата, подпись



зав. кафедрой

Преподаватель-

разработчик программы

Решение выпускающей кафедры (психологии)/

протокола, дата, подпись зав. кафедрой



Декан гуманитарного

факультета

(подпись)




Ольга Александровна Добрынина

Добрынина Ольга Александровна

1.

2006 - 2007

030301.65 «Психология» П-05, ПЗВ-05, ПЗС-05

Программа составлена на основании ГОС 2000 и утверждена на заседании кафедры психологии: протокол № 1 от 31.08.06

Е.С. Щеголенкова








Ольга Александровна Добрынина

Добрынина Ольга Александровна

2.

2007 - 2008

030301.65 «Психология» П-06, ПЗВ-06, ПЗС-06

Программа принята без изменений и переутверждена на заседании кафедры: протокол № 1 от 30.08.07

Е.С. Щеголенкова








Ольга Александровна Добрынина

Добрынина Ольга Александровна

3.

2008– 2009

030301.65 «Психология» П-07, ПЗВ-07, ПЗС-07

Программа составлена на основании ГОС 2000 и утверждена на заседании кафедры: протокол № 1 от 2.09.08

Е.С. Щеголенкова




Примечания: В случае отсутствия изменений и дополнений вместо содержания изменений вносится запись «Принята без изменений». Тексты изменений прилагаются к тексту рабочей программы обязательно.

1. Пояснительная записка


1.1 Место курса в профессиональной подготовке выпускника

ОПД.Ф.08

Психология личности

60




Человек в зеркале природы, истории и индивидуальной жизни; движущие силы и условия развития личности; периодизация развития индивида, личности и индивидуальности; индивидуальные свойства человека и их роль в развитии личности; личность в социогенезе; социально-исторический образ жизни – источник развития личности; персоногенез личности: индивидуальность личности и ее жизненный путь; структура личности и различные методические подходы к ее изучению в психологии; проблема воли; волевая регуляция деятельности и ее смысловая природа; психологическая защита и совладание – механизмы овладения поведением; личностный выбор; свобода и ответственность; теории личности. 




Данная программа представляет изучение курса «Психология личности» для студентов, обучающихся по специальности «Психолог. Преподаватель психологии».

Психология личности – дисциплина, которая с позиций историко-эволюционного подхода дает представления о возникновении и развитии личности в эволюции природы, истории общества и жизненном пути человека. Она относится к циклу общепрофессиональных дисциплин федерального компонента ГОС. Её изучение происходит в 4 семестре обучения. Форма контроля – экзамен. В рамках данного курса с привлечением культурно-исторического, этнографического и клинического материала освещаются вопросы соотношения наследственности и социальной среды в развитии человека, мотивация развития личности, роль творчества и характера личности в формировании образа жизни. Особо рассматриваются проявления индивидуальности личности в ситуациях личностного выбора – использование социальных стереотипов в качестве средств овладения своим поведением.

На разных этапах становления человеческой мысли, к каким бы феноменам действительности не обращалось познание, оно вынуждено было обращаться к феномену человеческой личности и пытаться найти ответы на вопросы о месте человека в мире, его происхождении, предназначении, достоинстве, смысле существования, роли в истории, его уникальности и типичности, в том числе и на вопросы о том, как прошлое, настоящее и будущее определяют жизнь человека, границы его свободного выбора. Данное знание поможет будущим психологам выполнять не только исследовательскую функцию, направленную на понимание закономерностей развития личности в природе и обществе, но и в практической деятельности, направленной на помощь и коррекцию личности.



Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки специалиста по дисциплине «Психология личности»: «Человек в зеркале природы, истории и индивидуальной жизни; движущие силы и условия развития личности; периодизация развития индивида, личности и индивидуальности; индивидуальные свойства человека и их роль в развитии личности; личность в социогенезе; социально-исторический образ жизни – источник развития личности; персоногенез личности: индивидуальность личности и ее жизненный путь; структура личности и различные методические подходы к ее изучению в психологии; проблема воли; волевая регуляция деятельности и ее смысловая природа; психологическая защита и совладание – механизмы овладения поведением; личностный выбор; свобода и ответственность; теории личности». 

Таким образом, изучение данной дисциплины является необходимым для студентов, получающих психологическое образование.


Учебная дисциплина «Психология личности» предусматривается учебными планами для специальности «Психология», соответствует государственному образовательному стандарту и читается во 2 семестре.
Цель курса: изучение представлений о закономерностях порождения, функционирования, нормального и аномального развития личности в природе, обществе, государстве и жизненном пути человека.
Задачи курса:

  1. Получить представление о многогранности феноменологии личности.

  2. Познакомиться с различными философскими, психологическими подходами к развитию личности.

  3. Познакомиться с методическими подходами к изучению личности в психологии.

  4. Получить представление о различных теориях личности.


Структура курса:

  1. Проблематика личности в психологических исследованиях.

  2. Ипостаси человеческой личности: индивид, личность, индивидуальность.

  3. Теории личности.

Формами занятий являются: лекции; семинарские занятия в виде дискуссий, подготовка и защита проектных документов, консультации. Лекции читаются по проблемному типу с постановкой проблемных задач и включением дискуссий. Семинарские занятия также проводятся по проблемному типу с углубленным изучением точек зрения великих философов и психологов на природу личности. Важную роль в проведении семинаров выполняет подготовка студентами творческих работ, которые защищаются на семинарах и представляют материал для дискуссий. Выбранная система работы со студентами призвана обеспечить положительную мотивацию к изучению теоретических материалов и активному участию в интерактивных формах учебной деятельности.

Активизации аналитической и прогностической деятельности студентов способствуют самостоятельные работы, которые студенты получают в ходе изучения дисциплины. Для того чтобы студенты успешно справлялись с самостоятельной работой, предусматриваются индивидуальные и групповые консультации.


Общий объем курса «Психология личности» - 60 часов, из них:

лекции – 16 часов;

семинарские занятия – 16 часов;

самостоятельная работа – 28 часов.

Текущие формы контроля –самостоятельные работы студентов.

Итоговой формой контроля знаний студентов является зачет.

В результате освоения курса обучаемые:


  • познакомятся с основными достижениями психологической науки и практики в области изучения личности;

  • познакомятся с междисциплинарным статусом проблемы личности в рамках социальных и естественных наук, духовной культуры и практики;

  • придут к пониманию закономерностей развития личности в природе и обществе;

  • научатся составлять целостную картину развития психологических теорий, направленных на изучении личности.


Критерии оценки знаний студентов в целом по дисциплине:

  • «отлично» - выставляется студенту, показавшему всесторонние, систематизированные, глубокие знания учебной программы дисциплины и умение уверенно применять их на практике при решении конкретных задач, свободное и правильное обоснование принятых решений (66-70 баллов);



  • «хорошо» - выставляется студенту, если он твердо знает материал, грамотно и по существу излагает его, умеет применять полученные знания на практике, но допускает в ответе или в решении задач некоторые неточности (55-65 баллов);




  • «удовлетворительно» - выставляется студенту, показавшему фрагментарный, разрозненный характер знаний, недостаточно правильные формулировки базовых понятий, нарушения логической последовательности в изложении программного материала, но при этом он владеет основными разделами учебной программы, необходимыми для дальнейшего обучения и может применять полученные знания по образцу в стандартной ситуации (50-54 балла);




  • «неудовлетворительно» - выставляется студенту, который не знает большей части основного содержания учебной программы дисциплины, допускает грубые ошибки в формулировках основных понятий дисциплины и не умеет использовать полученные знания при решении типовых практических задач (менее 50 баллов).


2. Тематический план (очная форма)




Темы

Объем

часов


Лекции

Семинар

занятия


Формы

контроля

Сам. работа


1

Первый раздел:

Проблематика личности в психологических исследованиях.

Проблема человека в философской картине мира. Системный историко-эволюционный подход к изучению человека. Принципы деятельностного подхода в изучении личности. Движущие силы и условия развития личности.



10

6

4



2

Второй раздел:

Ипостаси человеческой личности: индивид, личность, индивидуальность.

Роль индивидных свойств человека в развитии личности. Периодизация развития индивида, личности и индивидуальности. Социально-исторический образ жизни – источник развития личности. Индивидуальность личности и её жизненный путь.



12

4

8

2


3

Третий раздел:

Теории личности

12

7

5

7




Подготовка к зачету










15




Итого:

60


3. Содержание дисциплины
Раздел №1. Проблематика личности в психологических исследованиях.

Тема 1. Человек в зеркале природы, истории и индивидуальной жизни.

Функции философской методологии и человекознание: интегративная функция, критико-конструктивная функция, мировоззренческая нормативно-аксиологическая функция. Образы человека в психологии. Бытие человека в мире – исходный пункт философской концепции человека. Тема 2. Системный историко-эволюционный подход к изучению человека.

Общая характеристика уровня системной методологии науки. Системный подход и концепции личности в психологии. Человек и его место в различных системах. Человек как организм, как индивид, как личность в системе общества. Истоки историко-эволюционного подхода к пониманию человека. Тема 3. Принципы деятельностного подхода в изучении личности. Категория деятельности в психологии личности. Принцип объектной и предметной детерминации деятельности человека. Принцип реактивной и активной организации процессов деятельности человека. Принцип сочетания адаптивного и неадаптивного типов активности как условие развития деятельности человека. Интериоризация/экстериоризация как механизм присвоения и воспроизводства общественно-исторического опыта. Структура личности и различные подходы к ее изучению в психологии.

Раздел №2. Ипостаси человеческой личности: индивид, личность, индивидуальность.

Тема 1. Движущие силы и условия развития личности. Среда, наследственность и развитие личности. Методологические предпосылки концепции двойной детерминации развития личности. Образ жизни, индивидные свойства человека, совместная деятельность – предпосылки и основание развития личности. Тема 2. Роль индивидуальных свойств человека в развитии личности. Эволюционный аспект изучения индивидуальных различий между людьми. Гипотеза «рассеивающего отбора». Организация личности и индивидные свойства человека. Схема индивидный свойств человека и особенности регуляции поведения. Органические побуждения индивида и их влияние на способы осуществления поведения личности. Тема 3. Периодизация развития индивида, личности и индивидуальности. Психологический возраст личности. Индивидуальные свойства человека и их роль в развитии личности. Личность в социогенезе. Основные ступени развития субъектности человека: ступень оживления, ступень одушевления, ступень персонализации, ступень индивидуализации, ступень универсализации. Тема 4. Социально-исторический образ жизни – источник развития личности. Историческое время, социальное пространство и индивидуальность жизненного пути личности. Категория «социально-исторический образ жизни». Пространство выбора в социально-историческом образе жизни. Социогенетические предпосылки возникновения и развития личности. Персоногенез личности: индивидуальность личности и ее жизненный путь. Социотипическое поведение личности в истории культуры. Проблема воли. Волевая регуляция деятельности и ее смысловая природа. психологическая защиты и совладание – механизмы овладения поведением. Личностный выбор. Свобода и отвественность. Самоосуществление индивидуальности. Черты самоактуализирующейся личности. Выход за пределы самого себя и социальное бессмертие.

Раздел №3. Теории личности.



Теория личности Зигмунда Фрейда. Структура личности. Развитие личности: психосексуальные стадии. Природа тревоги. Защитные механизмы личности. Психоаналитическая терапия – исследование бессознательного. Теория личности Альфреда Адлера и Карла Юнга. Основные тезисы, концепции и принципы индивидуальной психологии. Типы личности по Адлеру. Невроз и его лечение. Структура личности К. Юнга. Теория личности Эрика Эриксона. Эго-психология и эпигенетический принцип. Развитие личности: психосоциальные стадии. Исследование эго-идентичности. Применение теории Эриксона. Теория личности Карен Хорни. Развитие личности в социокультурной теории. Невротические потребности. Типология личности (уступчивый, обособленный, и враждебный тип). Гордон Олпорт и Рэймонд Кеттел. Диспозициональная теория Олпорта: концепция черты личности. Типы индивидуальных диспозиций. Развитие самости. Структурная теория черт личности Рэймонда Кеттела. Категории черт личности. Теория личности Бурхуса Скиннера. Респондентное и оперантное поведение. Режимы подкрепления. Контроль поведения посредством аверсивных стимулов. Лечение, основанное на оперантном научении. Теория личности Джорджа Келли. Конструктивный альтернативизм. Личностные конструкты: модели для действительности. Основной постулат и выводы из него. Применение: эмоциональные состояния и терапия фиксированной роли. Теории личности гуманистического направления: основные концепции и принципы теории Э. Фромма. Иерархия потребностей А. Маслоу. Дефицитарная мотивация и мотивация роста. Характеристики самоактуализирующихся людей. Феноменологическая теория К. Роджерса. Развитие Я-концепции. Применение: терапевтические условия для изменения личности.



  1. Учебно-методические материалы по дисциплине:


Литература

Основная


  1. Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. – М.: «Смысл», ИЦ «Академия», 2002.

  2. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. 3-е междунар. Изд. – СПб.: Питер, 2003.



Дополнительная


  1. Альбуханова – Славская К.А. Деятельность и психология личности. – М., 1980.

  2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1968.

  3. Бубер М. Я и Ты. – М., 1993.

  4. Бэн А. Психология. – СПб., 1987.

  5. Вундт В. Очерк психологии. – СПб., 1987.

  6. Джемс В. Психология. – М., 1991.

  7. Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся: Очерки российской психологии. – М., 1994.

  8. Кон И.С. Социология личности. – М., 1967.

  9. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1975.

  10. Орлов А.Б. психология личности и сущности человека: Парадигмы, проекции и практики: Учеб. пособие для студ. психол. фак. вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.

  11. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. – М., 1982.

  12. Франкл В. Человек в поисках смысла. – М., 1990.

  13. Фрейдимен Дж., Фрейгер Р. Личность и личностный рост: Восточные теории личности. – М., 1994.

  14. Юнг К. Проблемы души нашего времени. – М., 1994.


5. Контрольные вопросы и контрольные срезы:

Вопросы к зачету:

  1. Психология личности как дисциплина.

  2. Структура личности.

  3. Среда, наследственность и развития личности.

  4. Теория конвергенции двух факторов (В. Штерн).

  5. Теория конфронтации двух факторов (З. Фрейд).

  6. Понятия «индивид» и «личность».

  7. Роль индивидных свойств человека в развитии личности.

  8. Потребности «нужды» и потребности «роста» (А. Маслоу).

  9. Социально-исторический образ жизни – источник развития личности.

  10. Уровни анализа системных качеств личности («роль - для всех»).

  11. Уровни анализа системных качеств личности («роль - для группы»).

  12. Уровни анализа системных качеств личности («роль – для себя»).

  13. Три грани социализации личности (социализация как индивидуализация).

  14. Три грани социализации личности (социализация как интимизация).

  15. Три грани социализации личности (социализация как «производство внутреннего плана сознания).

  16. Понятие «индивидуальность» (продуктивные и инструментальные проявления).

  17. Мотивационно-смысловые отношения индивидуальности.

  18. Принцип деятельностного опосредствования личностных смыслов.

  19. Характеристики самоактуализирующихся людей.

  20. Способы поведения, ведущие к самоактуализации.

  21. Теория З. Фрейда.

  22. Теория А. Адлера.

  23. Теория К. Юнга.

  24. Теория Э. Эриксона.

  25. Теория К. Хорни.

  26. Теория Г. Олпорта.

  27. Теория Р. Кеттела.

  28. Теория Б. Скиннера.

  29. Теория Д. Келли.

  30. Теория Э. Фромма.

  31. Теория А. Маслоу.

  32. Теория К. Роджерса.

6. Методические рекомендации по подготовке к практическим занятиям

Структура подготовки к практическим занятиям состоит из следующих шагов:

  1. Знакомство с теорией личности, изучаемой на практическом занятии.

  2. Критическое осмысление содержания теории личности и сопоставление с другими теориями личностями.

  3. Подготовка вопросов, суждений, сравнительных характеристик.


Практическое занятие №1. Теория личности Зигмунда Фрейда.

Вопросы:



  1. Структура личности.

  2. Развитие личности: психосексуальные стадии.

  3. Природа тревоги. Защитные механизмы личности.

  4. Психоаналитическая терапия – исследование бессознательного.

Литература:

Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. 3-е междунар. Изд. – СПб.: Питер, 2003. с. 105-151.


Практическое занятие №2. Теория личности Альфреда Адлера и Карла Юнга.

Вопросы:



  1. Основные тезисы, концепции и принципы индивидуальной психологии.

  2. Типы личности по Адлеру. Невроз и его лечение.

  3. Структура личности К. Юнга.

Литература:

Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. 3-е междунар. Изд. – СПб.: Питер, 2003. с. 161-198.


Практическое занятие №3. Теория личности Эрика Эриксона.

Вопросы:



  1. Эго-психология и эпигенетический принцип.

  2. Развитие личности: психосоциальные стадии.

  3. Исследование эго-идентичности.

  4. Применение теории Эриксона.

Литература:

Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. 3-е междунар. Изд. – СПб.: Питер, 2003. с. 215-243.




Практическое занятие №4. Теория личности Карен Хорни.

Вопросы:



  1. Развитие личности в социокультурной теории.

  2. Невротические потребности.

  3. Типология личности (уступчивый, обособленный, и враждебный тип).

Литература:

Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. 3-е междунар. Изд. – СПб.: Питер, 2003. с. 254-262.


Практическое занятие №5. Гордон Олпорт и Рэймонд Кеттел.

Вопросы:



  1. Диспозициональная теория Олпорта: концепция черты личности.

  2. Типы индивидуальных диспозиций.

  3. Развитие самости.

  4. Структурная теория черт личности Рэймонда Кеттела. Категории черт личности.

Литература:

Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. 3-е междунар. Изд. – СПб.: Питер, 2003. с. 271-313.


Практическое занятие №6. Теория личности Бурхуса Скиннера.

Вопросы:



  1. Респондентное и оперантное поведение.

  2. Режимы подкрепления. Контроль поведения посредством аверсивных стимулов.

  3. Лечение, основанное на оперантном научении.

Литература:

Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. 3-е междунар. Изд. – СПб.: Питер, 2003. с. 332-366.


Практическое занятие №7. Теория личности Джорджа Келли.

Вопросы:



  1. Конструктивный альтернативизм.

  2. Личностные конструкты: модели для действительности.

  3. Основной постулат и выводы из него.

  4. Применение: эмоциональные состояния и терапия фиксированной роли.

Литература:

Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. 3-е междунар. Изд. – СПб.: Питер, 2003. с. 431-466.



Практическое занятие №8. Теории личности гуманистического направления

Вопросы:



  1. Основные концепции и принципы теории Э. Фромма.

  2. Иерархия потребностей А. Маслоу. Дефицитарная мотивация и мотивация роста. Характеристики самоактуализирующихся людей.

  3. Феноменологическая теория К. Роджерса. Развитие Я-концепции. Применение: терапевтические условия для изменения личности.

Литература:

Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. 3-е междунар. Изд. – СПб.: Питер, 2003. с. 479-569.



Технологическая карта по дисциплине «Психология личности»

Неде-ли

Лекции

Семинарские занятия

Деловые игры, тренинги

Самостоятельная работа студентов

26 часов

Академическая

(8 часов)

Проектная

(18 часов)

1

Проблема личности в психологических исследованиях.

Теория личности Зигмунда Фрейда.

Структура личности. Развитие личности: психосексуальные стадии. Природа тревоги. Защитные механизмы личности. Психоаналитическая терапия – исследование бессознательного.




Изучение литературы по теме занятия.

2

Подходы к изучению личности в отечественной и зарубежной психологии


Теория личности Альфреда Адлера и Карла Юнга.

Основные тезисы, концепции и принципы индивидуальной психологии. Типы личности по Адлеру. Невроз и его лечение. Структура личности К. Юнга.



Изучение литературы по теме занятия.

1. «Мое понимание личности человека» - эссе.

3

Движущие силы и условия развития личности.

Теория личности Эрика Эриксона.

Эго-психология и эпигенетический принцип. Развитие личности: психосоциальные стадии. Исследование эго-идентичности. Применение теории Эриксона.





Изучение литературы по теме занятия.

4

Человек как индивид: роль индивидных свойств человека в развитии личности.

Теория личности Карен Хорни.

Развитие личности в социокультурной теории. Невротические потребности. Типология личности (уступчивый, обособленный, и враждебный тип).



Изучение литературы по теме занятия.

2. «Три грани социализации личности» - конспект. А. Асмолов «Психология личности. Принципы общепсихологического анализа», с. 335 – 341.

5

Социально-исторический образ жизни – источник развития личности.

Гордон Олпорт и Рэймонд Кеттел. Диспозициональная теория Олпорта: концепция черты личности. Типы индивидуальных диспозиций. Развитие самости. Структурная теория черт личности Рэймонда Кеттела. Категории черт личности.

Изучение литературы по теме занятия.

6

Индивидуальность личности и её жизненный путь.

Теория личности Бурхуса Скиннера. Респондентное и оперантное поведение. Режимы подкрепления. Контроль поведения посредством аверсивных стимулов. Лечение, основанное на оперантном научении.

Изучение литературы по теме занятия.

7

Самоосуществление индивидуальности: проблема воли и волевой регуляции деятельности; специфика личностного выбора; свобода и ответственность.

Теория личности Джорджа Келли. Конструктивный альтернативизм. Личностные конструкты: модели для действительности. Основной постулат и выводы из него. Применение: эмоциональные состояния и терапия фиксированной роли.

Изучение литературы по теме занятия.

3. Итоговая самостоятельная работа: «Сравнительный анализ теорий личности».

8

Личность и сущность: внешнее и внутреннее «Я» человека. Психологическая защита и совладание – механизмы овладения поведением.

Теории личности гуманистического направления: основные концепции и принципы теории Э. Фромма. Иерархия потребностей А. Маслоу. Дефицитарная мотивация и мотивация роста. Характеристики самоактуализирующихся людей. Феноменологическая теория К. Роджерса. Развитие Я-концепции. Применение: терапевтические условия для изменения личности.

Подготовка к зачету.

Зачет.

Тематический план (заочная форма)




Темы

Объем

часов


Лекции

Семинар

занятия


Формы

контроля

Сам. работа


1

Первый раздел:

Проблематика личности в психологических исследованиях.

Проблема человека в философской картине мира. Системный историко-эволюционный подход к изучению человека. Принципы деятельностного подхода в изучении личности. Движущие силы и условия развития личности.



2

2






2

Второй раздел:

Ипостаси человеческой личности: индивид, личность, индивидуальность.

Роль индивидных свойств человека в развитии личности. Периодизация развития индивида, личности и индивидуальности. Социально-исторический образ жизни – источник развития личности. Индивидуальность личности и её жизненный путь.



2

2






3

Третий раздел:

Теории личности

2




2







Контрольная работа

20




Подготовка к экзамену

34




Итого:

60

Технологическая карта по дисциплине «Психология личности»

(заочное обучение)



Лекции

(4 часа)

Семинарское занятие

(2 часа)

Самостоятельная работа студентов

(54 часа)

1

Проблема личности в психологических исследованиях. Движущие силы и условия развития личности. Социально-исторический образ жизни – источник развития личности.

Сравнительный анализ теорий личности.

  1. Теория личности Зигмунда Фрейда.

  2. Теория личности Альфреда Адлера и Карла Юнга.

  3. Теория личности Эрика Эриксона.

  4. Теория личности Карен Хорни.

  5. Гордон Олпорт и Рэймонд Кеттел.

  6. Теория личности Бурхуса Скиннера.

  7. Теория личности Джорджа Келли.

  8. Теории личности гуманистического направления: Э. Фромм, А. Маслоу, К. Роджерс.

Выполнение контрольной работы

(20 часов)



2

Индивидуальность личности и её жизненный путь. Самоосуществление индивидуальности: специфика личностного выбора; свобода и ответственность.

Подготовка к экзамену

(34 часа)



Экзамен.


Вопросы к экзамену:

  1. Психология личности как дисциплина

  2. Структура личности.

  3. Среда, наследственность и развития личности.

  4. Культурно-историческое учение о природе психического Л.С. Выготского.

  5. Теория конвергенции двух факторов (В. Штерн).

  6. Теория конфронтации двух факторов (З. Фрейд).

  7. Понятия «индивид» и «личность».

  8. Системная схема детерминации развития личности.

  9. Роль индивидных свойств человека в развитии личности.

  10. Потребности «нужды» и потребности «роста» (А. Маслоу).

  11. Социально-исторический образ жизни – источник развития личности.

  12. Уровни анализа системных качеств личности («роль - для всех»).

  13. Уровни анализа системных качеств личности («роль - для группы»).

  14. Уровни анализа системных качеств личности («роль – для себя»).

  15. Понятие «индивидуальность» (продуктивные и инструментальные проявления).

  16. Мотивационно-смысловые отношения индивидуальности.

  17. Принцип деятельностного опосредствования личностных смыслов.

  18. Специфика личностного выбора.

  19. Характеристики самоактуализирующихся людей.

  20. Способы поведения, ведущие к самоактуализации.

  21. Сущность и личность.

  22. Теория З. Фрейда.

  23. Теория А. Адлера.

  24. Теория К. Юнга.

  25. Теория Э. Эриксона.

  26. Теория К. Хорни.

  27. Теория Г. Олпорта и Р. Кеттелла.

  28. Теория Б. Скиннера.

  29. Теория Д. Келли.

  30. Теория Э. Фромма.

  31. Теория А. Маслоу.

  32. Теория К. Роджерса.



Контрольная работа по дисциплине

«Психология личности»

(для заочного формы обучения)

Уважаемые студенты!

Контрольная работа состоит в написании критического анализа следующих теорий личности западной психологии:


  1. Теория личности Зигмунда Фрейда.

  2. Теория личности Альфреда Адлера и Карла Юнга.

  3. Теория личности Эрика Эриксона.

  4. Теория личности Карен Хорни.

  5. Гордон Олпорт и Рэймонд Кеттел.

  6. Теория личности Бурхуса Скиннера.

  7. Теория личности Джорджа Келли.

  8. Теории личности гуманистического направления: Э. Фромм, А. Маслоу, К. Роджерс.

Структура контрольной работы:

  1. Конспект теории личности по ниже приведенным положениям.

  2. Выражение своего отношения к положениям теории личности (согласие, несогласие) с аргументацией.

  3. Приведение примеров поведения людей, которые могут быть объяснены с точки зрения теории личности.

  4. Какую роль в Вашей повседневной и профессиональной жизни играет данная теория личности.

Примечание:

  1. Контрольная работа по данной структуре выполняется по всем (8-ми) теориям личности.

  2. Контрольная работа, состоящая только из пункта 1 (конспект теории личности по ниже приведенным положениям) будет незачтена, возвращена студенту для доработки.


Положения теории личности, по которым осуществляется конспектирование и дальнейшая работа.
1. Теория личности Зигмунда Фрейда.

Структура личности. Развитие личности: психосексуальные стадии. Природа тревоги. Защитные механизмы личности.



2. Теория личности Альфреда Адлера и Карла Юнга.

Основные тезисы, концепции и принципы индивидуальной психологии. Типы личности по Адлеру. Структура личности К. Юнга.



3. Теория личности Эрика Эриксона.

Эго-психология и эпигенетический принцип. Развитие личности: психосоциальные стадии.



4. Теория личности Карен Хорни.

Развитие личности в социокультурной теории. Невротические потребности. Типология личности (уступчивый, обособленный, и враждебный тип).



5. Гордон Олпорт и Рэймонд Кеттел. Диспозициональная теория Олпорта: концепция черты личности. Типы индивидуальных диспозиций. Развитие самости. Структурная теория черт личности Рэймонда Кеттела. Категории черт личности.

6. Теория личности Бурхуса Скиннера. Респондентное и оперантное поведение. Режимы подкрепления. Контроль поведения посредством аверсивных стимулов.

7. Теория личности Джорджа Келли. Конструктивный альтернативизм. Личностные конструкты: модели для действительности. Основной постулат и выводы из него.

8. Теории личности гуманистического направления: основные концепции и принципы теории Э. Фромма. Иерархия потребностей А. Маслоу. Дефицитарная мотивация и мотивация роста. Феноменологическая теория К. Роджерса. Развитие Я-концепции.