страница 1страница 2
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие работы
|
Учебно-методический комплекс дисциплины организационная психология Для специальностей - страница №1/2
Новокузнецкий филиал-институт Государственного образовательного учреждения Высшего профессионального образования «Кемеровский государственный университет» Факультет гуманитарный Кафедра психологии УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ Организационная психология Для специальностей: 030301 – «Психология» Цикл дисциплин учебного плана: ДС Компонент учебного плана: региональный Формы обучения: очная, заочная НовокузнецкГосударственное образовательное учреждение «Кемеровский государственный университет» ГОУ ВПО Новокузнецкий филиал-институт КемГУ Кафедра психологии У Т В Е Р Ж Д Е Н О: Декан ___________________ (ф.и.о. декана) « ____» _______________200__ г. (подпись) РАБОЧАЯ ПРОГРАММАучебной дисциплиныОрганизационная психология ДС, Региональный компонент (наименование дисциплины по рабочему учебному плану ООП) для специальности 030301 – «Психология», ( шифр и название специальности) для очной и заочной формы обучения Составитель(и) / разработчик(и) программы Алонцева Александра Ивановна (Ф.И.О., должность и ученая степень) Новокузнецк 2008 Государственное образовательное учреждение Высшего профессионального образования «Кемеровский государственный университет» Гуманитарный факультет Кафедра психологии
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ«Организационная психология» (название дисциплины) Для специальности 030301 – «Психология» (код и название специальности, учебного плана) Входит в состав цикла дисциплин ДС.Р.02, 2000 г Входит в состав компонента учебного плана: региональный Для гуманитарного факультета Для очной формы обучения (восьмой семестр) Всего часов __200 _ Экзамен Лекции ___28__(часов) Зачет нет Практические занятия ___56__(часов) Курсовая работа нет Лабораторные занятия __нет__(часов) Контрольная работа нет Самостоятельная учебная работа_116 (часов) Для заочной формы обучения (седьмой семестр) Всего часов __200 _ Экзамен Лекции ___10__(часов) Зачет нет Практические занятия ___4__(часов) Курсовая работа нет Лабораторные занятия __нет__(часов) Контрольная работа Самостоятельная учебная работа_186 (часов) СоставителиАлонцева Александра Ивановна (ученая степень, звание, должность, Ф.И.О.) Новокузнецк Рабочая программа составлена на основании требований государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по дисциплине «Организационная психология» (ДС. Р. 02, 2000г.) для специальностей 030301 «Психология». Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры психологии «31» августа 2006 г. Протокол № 1 /подпись/ (Ф.И.О) Рабочая программа одобрена методической комиссии факультета «12» сентября 2006 г. Протокол № 1 Председатель комиссии _________________ Стрикун Н.Г. /подпись/ (Ф.И.О) Сведения о переутверждении РП на очередной учебный год и регистрация изменений
Примечания: В случае отсутствия изменений и дополнений вместо содержания изменений вносится запись «Принята без изменений». Тексты изменений прилагаются к тексту рабочей программы обязательно.Пояснительная записка 1. Общие положения 1.1. Место курса в профессиональной подготовке выпускника. Учебная дисциплина «Организационная психология» относится к циклу специальных дисциплин специализации «Психология труда и инженерная психология» Она преподаётся на 4 курсе в 8 семестре. Предусматривается ООП специальности 030301 «Психология» и учебным планом по специальности «Психология» гуманитарного факультета НФИ КемГУ. Содержание курса «Организационная психология» является логическим продолжением, углублением знания, полученного в результате овладения дисциплинами «Психология труда», «Социальная психология», «Психология управления». В систему психологических представлений студентов вводятся новые категории, расширяется семантическое пространство уже освоенных понятий. Организация - сложный организм, в котором переплетаются интересы личности и групп, нормативные требования и неформальные инициативы. Трудно переоценить значение изучения принципов функционирования организаций в условиях современной России. Именно организационная психология помогает отвечать на поставленные нашей современностью вопросы. И именно психолог, который знает пути повышения профессиональной мотивации работников, умеет увязывать ценностные ориентации и ценностные смыслы личности с их профессиональной деятельностью, необходим организациям для успешной и конкурентоспособной деятельности. Учебный курс «Организационная психология» направлен на расширение ранее полученных психологических знаний по дисциплине «Психология труда», «Социальная психология», «Психология управления». Основной целью данного курса является, формирование у студентов знаний и умений по разработке технологий, повышающих эффективность организационной деятельности, за счет использования психологических феноменов, связанных с личностью, деятельностью, поведением и отношениями. Задачи курса: - сформировать представление об организационной психологии как науке, - представить общую характеристику организации, - проанализировать стадии организационного развития, - сформировать представление о социализации человека в организационной среде. - проанализировать организационное поведение. Данный курс предназначен для будущих психологов, специализирующихся в области психологии труда и инженерной психологии. Он призван сформировать у студентов навыки и умения, необходимые для успешной профессиональной деятельности в качестве организационного психолога. Курс включает в себя лекционные и практические занятия, задания для самостоятельной работы, предполагающие систематизацию знаний в области организационной психологии. В результате освоения курса «Организационная психология» студент будет: - основные методологические подходы решения проблем, обеспечивающие повышение эффективности организационной деятельности; - теоретические основы поведения человека в организации; - об истории развития дисциплины; - об организации, ее видах, эффективности и ее влиянии на поведение сотрудников; - о методах управления поведением людей и групп в организациях; Уметь: - раскрыть, социально-психологическое содержание проблемы, связанной с профессиональной деятельностью; - применять психологические знания для решения организационных проблем, связанных с «человеческим фактором». - анализировать и прогнозировать организационное поведение человека и группы; - эффективно использовать мотивационный потенциал персонала в организациях. Знания и умения студентов проверяются при текущем, промежуточном и итоговом контроле, оцениваются на «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» и «неудовлетворительно» в соответствии с указаниями ГОС. 2. Виды и формы контроля освоения дисциплины.
3. Условия допуска к экзамену. Для допуска к экзамену студент должен посетить и активно работать на всех семинарских занятиях. Он должен выполнить все задания для самостоятельной работы. 4. Критерии оценки знаний студентов по дисциплине. - «отлично» - выставляется студенту, показавшему всесторонние, систематизированные, глубокие знания учебной программы дисциплины и умение применять их на практике при решении конкретных задач, свободное и правильное обоснование проблемных ситуаций. - «хорошо» - выставляется студенту, если он твёрдо знает материал, грамотно и по существу излагает его, умеет применять полученные знания на практике, но допускает в ответе или в решении проблемных ситуаций некоторые неточности. - «удовлетворительно» - выставляется студенту, показавшему фрагментарный, несистематизированный характер знаний, недостаточно правильную формулировку базовых понятий, нарушения логической последовательности в изложении программного материала, но при этом он усвоил содержание основных разделов учебной программы, необходимыми для дальнейшего обучения и может применять полученные знания по образцу в стандартной ситуации. - «неудовлетворительно» - выставляется студенту который не знает большей части основного содержания учебной программы дисциплины, допускает грубые ошибки в формулировках основных понятий дисциплины и не умеет использовать полученные знания при решении типовых практических задач или проблемных ситуаций Студент, получивший за работу в семестре оценку «неудовлетворительно», допускается к повторной пересдаче учебного материала. 5. Материалы, определяющие порядок и содержание проведения промежуточных и итоговых аттестаций в соответствии с требованиями ГОС. Материалы, определяющие порядок и содержание проведения промежуточных и итоговых аттестаций соответствуют требованиям ГОС, приказам, распоряжениям и рекомендациям МО РФ, учебно-методического управления КемГУ и учебно-методического отдела НФИ КемГУ. Материалы, определяющие порядок и содержание промежуточной и итоговой аттестации включают: 1. График самостоятельной работы, определяющий сроки и форму текущих и промежуточных аттестаций. 2. Расписание экзаменов. 3. Материалы, определяющие содержание аттестации: - Вопросы к экзамену; - Задания для внеаудиторной (самостоятельной работы) студентам для очной формы обучения; 4. Материалы для проведения итоговой аттестации: - Экзаменационные билеты;
Учебно-тематические планы, графики организации самостоятельной работы, особенности организации самостоятельной работы студентов 1. Очная форма обучения. Студент очной формы обучения организует освоение дисциплины с помощью преподавателя как аудиторную, так и внеаудиторную учебную работу. В аудиторной учебной работе предусмотрены лекционные и практические занятия в объёме 84 часов: лекции - 28 часов, практические занятия - 56 часов; в 8 семестре. Доля самостоятельной работы – 116 часов .Форма контроля – экзамен. 1.1 Учебно-тематический план дисциплины для очной формы обучения.
Содержание дисциплины Тема №1 Понятие и сущность организационной психологии Понятие и сущность организационной психологии Цели и задачи курса. Основные понятия. Место организационной психологии в системе наук. Проблемы теории и практики в организационной психологии. Возможности психологии в организации. Тема №2 Общая характеристика организации Термин «организация». Понятие и сущность организации. Влияние различных отраслей знаний на теоретические основы построения организации. Теоретические подходы формирования организаций. Внутреннего строения организации. Взаимосвязь структура организации с характеристиками рабочей среды отдельного сотрудника. Рабочая среда. Тема №3 Организационное развитие Организационное развитие. История организационного развития. Нововведения в организациях. Уровни проведения изменений. Сопротивление переменам. Типы перемен. Управление переменами. Стратегии осуществления нововведений. Программы перестройки. Основные этапы проведения изменений. Преодоления сопротивлений. Рекомендации для проведения изменений. Классификация мероприятий по организационному развитию. Модели организационного развития. Методы организационного развития. Критерии успеха мероприятий по организационному развитию Организационная культура. Классификация организационных культур. Элементы культуры. Анализ культуры. Изменение культуры. Тема №4 Удовлетворенность работой и преданность организации Удовлетворенность работой. Концепции удовлетворенности работой. Динамика изменения удовлетворенности работой. Корреляты и результаты удовлетворенности работой: удовлетворенность и продуктивность; удовлетворенность работой и простои; удовлетворенность работой и психическое здоровье;. Преданность организации. Измерение удовлетворенности работой. Измерение климата в организациях и группах. Измерение привязанности к организации Тема: №5 Социализация человека в организационной среде Вхождение человека в организацию. Трудности и результаты социализации. Обучение при вхождении в организацию. Процесс сознательного научения поведению в организации. Взаимоотношения в производственных группах. Основные характеристики производственного коллектива. Личностно-ролевые конфликты в производственных группах. Причины вступления в группы. Модель группового поведения. Факторы влияющие на успешность. Работы профессиональной группы. Деловое поведение. Структура неформальных отношений. Социально-ролевые и профессионально-ролевые типы сотрудников и особенности управления ими. Профессионально-ролевые типы сотрудников. Тема: №6 Организационные процессы: власть и лидерство Власть и влияние. Источники власти в организации. Базовых источников власти. Власть и лидерство. Принуждение. Черты эффективного лидерства. Условия эффективного лидерства. Модели ситуационного лидерства. Модель принятия решений Врума - Йеттона – Яго. Новое в теориях лидерства. Концепция преобразующего лидерства, или лидерства для изменений. Планы семинарских занятий Занятие №1. Тема: Проблемы теории и практики в организационной психологии. Форма проведения занятия: «Круглый стол». Вопросы для обсуждения. 1. Что такое организационная психология 2. С какими смежными науками организационная психология имеет области пресечения 3. Что является предметом организационной психологии. 4. Какие задачи решает психолог в организации Аргументируйте свою точку зрения Для подготовки к семинарскому занятию необходимо прочитать и проанализировать следующую литературу: 1. С.В. Кошелева, Организационная психология – М.: АСТ; СПб.: Сова, 2005. – 125с. 2. Дитер Гебер, Лутц фон Розенштиль. Организационная психология. Человек и организация. / Пер снем. – Х.: Изд. Гуманитарный Центр / О.А. Шипилрва 2006, - 624с. 3. Толочек В.А. Современная психология труда – СПб.: Питер, 2008. – 432с. Задания для самостоятельной работы 1. Вам необходимо подготовить сообщение на тему «Проблемы теории и практики в реальной деятельности организационных психологов» и сдать для последующей проверки (объем: 5 страниц формата А4). 2. Письменно составить план работы психолога, по схеме Шнеевинда «Психология как действие», и сдать для последующей проверки. Форма проведения занятия: «Круглый стол». Вопросы для обсуждения. 1) О чем может свидетельствовать ситуация, когда оказывается трудно или невозможно сформулировать миссию организации 2) Какие требования предъявляются к целям организации. Раскройте, почему это важно. 3) Что представляет собой схема этапов формирования стратегии организации: 4) Классификация целей 5) Какие научные дисциплины внесли свой вклад в развитие теории организации. 6) Раскройте жизненные циклы организации 7) Перечислите факторы, на основании которых может быть проведен анализ организации Для подготовки к семинарскому занятию необходимо прочитать и проанализировать следующую литературу: 1. С.В. Кошелева, Организационная психология – М.: АСТ; СПб.: Сова, 2005. – 125с. 2. Дитер Гебер, Лутц фон Розенштиль. Организационная психология. Человек и организация. / Пер снем. – Х.: Изд. Гуманитарный Центр / О.А. Шипилрва 2006, - 624с. 3. Л.И. Лукичева, Управление организацией: учебное пособие для вузов / под редакцией Ю.П. Анискина – 4-е изд., - М.: Омега –Л, 2008. – 360 стр. Задания для самостоятельной работы Письменно ответить на вопросы: 1. Может ли организация существовать, не взаимодействуя с окружающей средой. 2. Какие компоненты входят в понятие макроокружения организации. 3. Что оказывает влияние на определение миссии организации. 4. Верно ли, что эффективные цели устанавливаются только на верхних уровнях организации. 5. Для чего существуют цели в организации. Аргументируйте свои ответы. Занятие №3 Тема: Миссия, цели и стратегия организации Форма проведения занятия: организационно - деятельностная игра Работа проходит в малых группах (по 5 человек). В ходе практического занятия студенты знакомятся с предлагаемой ситуацией «Как спасти McDonald,s». После ознакомления с предложенным материалом, предлагается сформулировать миссию фирмы и определите ее цели. Необходимо построить «дерево целей», стоящих перед руководством компании для успешного выполнения миссии. Под деревом целей понимается структурно-иерархическая модель, отражающая соподчиненность и взаимосвязь целей и средств их достижения. Для построения дерева целей необходимо вначале сформулировать общие вопросы (цели), а затем - частные. Более высоким уровням дерева целей соответствуют вопросы достижения генеральной (главной) цели, подцелей и задач, а последующим - частные по отношению к вышестоящим уровням вопросы, вплоть до отдельных работ и мероприятий. Дерево целей может быть представлено в следующем виде: Для подготовки к семинарскому занятию необходимо прочитать и проанализировать следующую литературу: 1. С.В. Кошелева, Организационная психология – М.: АСТ; СПб.: Сова, 2005. – 125с. 2. Виханскийй, О.С., Наумов, А.И. Менеджмент: учебник / О.С. Виханский, А.И. Наумов. – 4-е изд., - М.:Экономист, 2008. – 670с. 3. Л.И. Лукичева, Управление организацией: учебное пособие для вузов / под редакцией Ю.П. Анискина – 4-е изд., - М.: Омега –Л, 2008. – 360 стр. Задания для самостоятельной работы Письменно ответить на вопросы: 1. Каковы основные особенности вхождения фирмы «МакДоналдс» на российский рынок. 2. Какие факторы обуславливают стратегию вхождения фирмы «МакДоналдс» на российский рынок. 3. как на начальном этапе деятельности решался вопрос кадров. 4. Почему вопросам сождания и поддержания имиджа уделяется такое большое вниание. Занятие №4 Тема: Сущность и структура организации Форма проведения занятия: «Круглый стол». Вопросы для обсуждения.
8. Какие существуют стратегии осуществления изменений? 9. Охарактеризуйте этапы проведения нововведений. Для подготовки к семинарскому занятию необходимо прочитать и проанализировать следующую литературу: 1. Армстронг М., Практика управления человеческими ресурсами. 8-е издание / Перевод с английского под ред. С.К. Мордовина. – СПб.: Питер, 2005. – 832с. 2. Дитер Гебер, Лутц фон Розенштиль. Организационная психология. Человек и организация. / Пер снем. – Х.: Изд. Гуманитарный Центр / О.А. Шипилрва 2006, - 624с. 3. Виханскийй, О.С., Наумов, А.И. Менеджмент: учебник / О.С. Виханский, А.И. Наумов. – 4-е изд., - М.:Экономист, 2008. – 670с. Задания для самостоятельной работы Письменно ответить на вопросы: Опишите и проанализируйте перемены которые произошли на работе (у Вас, или Ваших родителей, или Ваших знакомых или др.). Желательно, чтобы эти перемены затрагивали каким-то образом их интересы и были уже частично или полностью реализованы. Охарактеризуйте эти изменения, для чего предложите ответить на следующие вопросы: Какие это были перемены? Почему эти перемены были необходимы? Кто был их инициатором? На кого они оказали воздействие и каким образом? Какое сопротивление наблюдалось этим переменам? Как претворялись в жизнь эти перемены (обсуждение, принуждение и др.)? Каков их успех? Результаты выполненной работы оформить в письменном виде и сдать для последующей проверки. Форма проведения занятия: организационно - деятельностная игра Работа проходит в малых группах (по 5 человек), рассчитана на четыре часа. В ходе первого практического занятия студенты знакомятся с предлагаемой ситуацией «Слияние Cloetta и Fazer» и выполняют задание. Задание: 1) Опишите:
2) Предложите собственный вариант проведения изменений в условиях, сложившихся на данной фирме. Результаты выполненной работы подгруппы оформляется в виде общего отчета малой группы. На последующем практическом задании проходит защита данных разработок. Для подготовки к семинарскому занятию необходимо прочитать и проанализировать следующую литературу: 1. С.В. Кошелева, Организационная психология – М.: АСТ; СПб.: Сова, 2005. – 125с. 2. Виханскийй, О.С., Наумов, А.И. Менеджмент: учебник / О.С. Виханский, А.И. Наумов. – 4-е изд., - М.:Экономист, 2008. – 670с. 3. Л.И. Лукичева, Управление организацией: учебное пособие для вузов / под редакцией Ю.П. Анискина – 4-е изд., - М.: Омега –Л, 2008. – 360 стр. Задания для самостоятельной работы 1. На основании лекционного материала необходимо составить морфологическую матрицу для анализа и проведения изменений в организации. 2. На основании общего отчета подгруппы (составленного на практическом занятии № 5, во время анализа ситуации «Слияние Cloetta и Fazer») готовится творческая защита проекта. Форма проведения занятия: Защита творческих проектов Подготовка к семинару проходила в малых группах (деление по группам производилось на предыдущем практическом занятии). Каждая группа должна представить и защитить собственную разработку, по результатам анализа ситуации «Слияние Cloetta и Fazer». Оценивание представленных работ осуществляет экспертная группа (из числа студентов). 1. С.В. Кошелева, Организационная психология – М.: АСТ; СПб.: Сова, 2005. – 125с. 2. Виханскийй, О.С., Наумов, А.И. Менеджмент: учебник / О.С. Виханский, А.И. Наумов. – 4-е изд., - М.:Экономист, 2008. – 670с. 3. Л.И. Лукичева, Управление организацией: учебное пособие для вузов / под редакцией Ю.П. Анискина – 4-е изд., - М.: Омега –Л, 2008. – 360 стр. Задания для самостоятельной работы 1. Что служит причиной изменений в организации? 2. Какие существуют уровни изменений? 3. приведите пример движущих и сдерживающих сил? 4. Какие существуют стратегии преодоления сопротивления изменениям? 5. Выбор стратегии проведения изменений. 6. Охарактеризуйте этапы проведения нововведений. |
|