Учебно-методический комплекс по дисциплине «Специальная психология и педагогика» для студентов специальностей «Педагогика и психолог - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Учебно-методический комплекс для студентов направления 050700. 2 784.93kb.
Учебно-методический комплекс для студентов направления 050700. 1 225.56kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины специальная психология Для... 2 624.17kb.
Девиантное поведение (наименование учебной дисциплины) Место дисциплины... 1 24.31kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины «Общая психология» раздел... 1 330.36kb.
Рабочая программа учебной дисциплины психология и педагогика для... 1 129.2kb.
Рабочая программа учебной дисциплины психология и педагогика для... 1 137.88kb.
Учебная программа по дисциплине «Возрастная психология» для специальности... 2 518.96kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины гуманистическая психология... 3 477.15kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины дифференциальная психология... 1 67.95kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины психология труда Для специальностей 5 698.42kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины специальная психология (наименование... 2 520.1kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Специальная психология и педагогика» - страница №1/1


СМК




Редакция 2

Шифр УМК-12-2007




Учебно-методический комплекс по дисциплине «Специальная психология и педагогика» для студентов специальностей «Педагогика и психология», «Педагогика и психология с дополнительной специальностью»



Контрольная работа по дисциплине

«Специальная психология и педагогика»

для студентов направления

«Специальное (дефектологическое) образование» профиль Логопедия.

Примечание. Студенты выполняют все задания всех тем контрольной работы.

Тема 1. Психологические принципы воспитания аномальных детей в работах Л.С.Выготского.
Основные понятия: аномалия, дефект, деменция, компенсация, сверхкомпенсация.

Задания.

1.Прочитать рекомендуемую литературу.

2.Законспектировать необходимую литературу

1). Выготский Л.С. Принципы воспитания физически дефективных детей// Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития/ Хрестоматия – СПб, 2002, с. 103 – 120.

2). Лурия А.Р. Дефектология и психология// Психология детей с нарушениями и отклонениями психического развития/ Хрестоматия – СПб, 2002, с.47 – 55.

Литература

Обязательная.

1.Проект Закона Российской Федерации «О специальном образовании»// Дефектология, - 1995, № 1, с.3-16.

2.Выготский Л.С. Основные проблемы современной дефектологии // Психология детей с нарушениями и отклонениями психического развития/ Хрестоматия – СПб, 2002, с. 10 – 47.

3.Малофеев Н.Н. Современный этап в развитии системы специального образования в России: результаты исследования как основа для построения программы развития// Днфектология. – 1997, №4.

4.Малофеев Н.Н. Перспективы развития в России учебных заведений для детей с особыми образовательными потребностями// Дефектология. – 2001, - №5, с.3-12.
Рекомендуемая.


  1. Актуальные проблемы интегрированного обучения// Сб.- М.: Права человека, 2001.

  2. Выготский Л.С. Основные проблемы современной дефектологии // Психология детей с нарушениями и отклонениями психического развития/ Сост. В.М. Астапов, Ю.В.Микадзе. – СПб, 2002, с.10-46.

  3. Альманах Института Коррекционной педагогики РАО Выпуск 2/2000.

  4. Режим доступа: ise.iip.net/almanah/2/st01.htm

  5. Малофеев Н.Н. Институт коррекционной педагогики. Цели и приоритеты// Дефектология. – 1994. - №1.

  6. Дети с нарушениями в развитии: Хрестоматия / Сост. В.Астапов. – М., 1995.

  7. Школьный психолог. Еженедельное приложение к газете «Первое сентября». – 2000. - №36 (132).


Тема. Психологические параметры дизонтогенеза.

Основные понятия: дизонтогения, этиология, патогенез.

Задания.

  1. Познакомиться с параметрами дизонтогенеза В.В.Лебединского.

  2. Прочитать литературу, сделать необходимые записи, раскрывая вопросы:

    1. Роль временного фактора при определении характера аномалии.

    2. Соотношение первичного и вторичного дефектов.

    3. Психологические параметры дизонтегенеза.

    4. Межфункциональные связи в нормальном системогенезе.

    5. Факторы нормального психического развития и определяющие соотношение биологического и социального в природе аномального развития.

2. Подобрать примеры, иллюстрирующие иерархию между первичным и вторичным дефектом в процессе развития аномального ребенка при различных вариантах дизонтогенеза.

3. Соотнесите первичные и вторичные нарушения.



1

Задержка психического развития.

1

Недостаточность пространственных представлений и конструктивной деятельности.

2

Недостатки слуха

2

Замедленный темп созревания эмоционально-волевой сферы и интеллектуальной недостаточности.

3

Дефекты зрения.

3

Нарушения развития понимания обращенной речи, активного словаря и связной речи.

Литература.


  1. Лебединский В.В. Общие закономерности психического дизонтогенеза// Психология детей с нарушениями и отклонениями психического развития/ Сост. В.М. Астапов, Ю.В.Микадзе. – СПб, 2002, с.129-148.

  2. Лебединский В.В. Классификация психического дизонтогенеза// Там же, с. 250-256.

  3. Коробейников И.А. О соотношении нозологического и функционального диагноза при нарушении развития у детей // Дефектология. – 1995. № 1, С.3-5.

  4. Лебединский В.В. Нарушения психического развития. – М., 1985, 167 с.

  5. Менчинская А.Н. Проблемы учения и умственного развития школьника: Избранные психологические труды. – М., 1989. – 224 с.

  6. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика Ранний и дошкольный возраст. – М., 1997, с. 29-30,108-117, 215-225.

  7. Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями в развитии: Хрестоматия/ Сост. В.М.Атапов и Ю.В.Микадзе. – СПб, 2002.- 256 с.

  8. Психология детей с нарушениями и отклонениями психического развития/ Сост. В.М. Астапов, Ю.В.Микадзе. – СПб, 2002. -379 с.

  9. Специальная дошкольная педагогика / Под ред. Е.А.Стребелевой. – М., 2001.

  10. Лебединский В.В. Роль асинхронии развития в формировании патопсихологических симптомов детской ранней шизофрении // Вестник МГУ. Серия «Психология». - №1. – 1980.



Тема: Причины и профилактика нарушений психического развития.

Основные понятия: дизонтогенез, виды нарушений психического развития, причины нарушений психического развития.

Задания.

1.Познакомиться с литературой.

2.Заполнить таблицу:

Причины нарушения психического развития


Периоды развития

Патогенные факторы

Пренатальный





Интрнатальный.





Ранний период развития.




3.Подготовить примеры (из источников), демонстрирующие результаты воздействия на ЦНС ребенка патогенных факторов (не менее двух примеров).



Литература:

  1. Вайзман Н.П. Психомоторика умственно отсталых детей.- М., 1997. – 128 с.

  2. Исаев Д.Н. Психопатология детского возраста. Спб., 2001.

  3. Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии.

  4. Максимова Н.Ю., Милютина Е.Л. Курс лекций по детской патопсихологии. Р-н/Д., 2000.

  5. Основы специальной психологии. / Под ред. Кузнецовой Л.В. М., 2003.


Тема. Сравнительная характеристика особенностей познавательных процессов детей с ЗПР и умственно отсталых.

Основные понятия: асинхрония, гетерхрония, гидроцефальные, гипертензионные стигмы, инфантилизм, диффузное поражение мозга, органическое поражение мозга, варианты ЗПР (конституционального происхождения, соматогекнного происхождения, психогенного происхождения, церебрально-органического генеза), регресс, резидуальный, распад функций.
Задания.

1. Прочитать материалы лекции и рекомендуемую литературу по темам «Дети с нарушениями интеллектуального развития – умственно отсталые дети» и «Дети с задержкой психического развития».

2. Составить сравнительную характеристику особенностей познавательных процессов детей с ЗПР и умственно отсталых.


Познавательные процессы

Дети с ЗПР

Умственно отсталые дети.

Восприятие







Внимание







Память







Мышление







Деятельность







Речь







Литература.

1. Бгажнокова И.М. Коррекционные задачи и основные направления воспитательного процесса в детском доме (интернате) для детей с недостатками интеллекта // Дефектология. – 1995. - №5.

2. Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. Методический и практический журнал 004, №1, с.3 – 22.

3. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. М., 1985.

4. Специальная дошкольная педагогика / Под ред. Е.А.Стребелевой. – М., 2001.

5. Психология детей с нарушениями и отклонениями психического развития: Хрестоматия / Сост. В.М.Астапов, Ю.М.Микадзе.

6. Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т.А.Власовой, В.И.Лубовского, Н.А.Ципиной. – М., 1984.

7.Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии. – М., 1990.



Тема: Актуальные проблемы специальной психологии.

Основные понятия: аномалия, дизонтогенез, норма развития, отклонения в развитии.

Задания.

1. Сделать обзор журнала «Дефектология» за последний год, осветив вопрос:

Какие проблемы специальной психологии чаще всего освещают исследователи?

2.Подготовить аннотацию на 2 публикации, заинтересовавшие вас.

3. Соотнести отрасли дефектологии с направлениями их работы.

1. сурдопедагогика

2. тифлопедагогика

3. олигофренопедагогика



4. логопедия.


    1. изучает вопросы воспитания и обучения детей с недостатками слуха;

    2. изучает вопросы воспитания и обучения умственно отсталых детей;

    3. изучает вопросы воспитания и обучения с дефектами зрения;

    4. изучает вопросы изучения и исправления недостатков речи.

Литература:

  1. Власова Т.А., Певзнер М.С. Учителю о детях с отклонениями в развитии. М., 1967.

  2. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственно отсталых детей. М., 1995.

  3. Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. М., 1989.

  4. Мастюкова Е.М., Москвитина А.Г. Они ждут нашей помощи. М., 1989.

  5. Усанова О.Н. Дети с проблемами психического развития. М., 1995.


Литература

  1. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей / Под ред. К.С.Лебединской. – М., 1982.

  2. Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. – М., с 102-114.

  3. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей: Психодиагностические таблицы, методики, коррекционные упражнения. – М., 1997, с. 127-212.

  4. Бгажнокова И.М. Коррекционные задачи и основные направления воспитательного процесса в детском доме (интернате) для детей с недостатками интеллекта // Дефектология. – 1995. - №5.

  5. Выготский Л.С. Собр. соч. в 6 томах. Том 5. Основы дефектологии. – М., 1982.

  6. Глезерман Т.Б. Мозговые дисфункции у детей: Нейропсихологические аспекты. - М., 1983, с. 110-177.

  7. Готовимся к школе. Программно-методическое оснащение коррекционно-развивающего воспитания и обучения дошкольников с ЗПР. – М., 1998, 192 с.

  8. Глозман Ж.М. Нейропсихология детского возраста: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: академия, 2009. – 272 с.

  9. Дети с нарушениями в развитии: Хрестоматия / Сост. В.Астапов. – М., 1995.

  10. Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т.А.Власовой, В.И.Лубовского, Н.А.Ципиной. – М., 1984.

  11. Дети – сироты: консультирование и диагностика развития / Под ред. Е.А.Стребелевой. – М., 1998, 334 с.

  12. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М., 1991, 223 с.

  13. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. - М., 1986, 1993.

  14. Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка. – М., 997,191 с.

  15. Ковалев В.В. Семиотика и диагностика психических заболеваний у детей и подростков. – М., 1979.

  16. Коррекция и реабилитация детей с проблемами в развитии. Материалы региональной научно-практической конференции. – Хабаровск, 1995, с.11-18

  17. Коррекционная педагогика. Учебное пособие. – М., 1998, 141 с.

  18. Коробейников И.А. О соотношении нозологического и функционального диагноза при нарушении развития у детей // Дефектология. – 1995. - № 1, С.3-5.

  19. Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии. – М., 1990, с.60-76.

  20. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. М., 1985.

  21. Лебединский В.В. Роль асинхронии развития в формировании патопсихологических симптомов детской ранней шизофрении // Вестник МГУ. Серия «Психология». - №1. – 1980.

  22. Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии. - М., 1992, 67-71.

  23. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика. Ранний и дошкольный возраст. – М., 1997, с. 29-30,108-117, 215-225.

  24. Нейропсихологичская диагностика: В 2 частях. / Под ред. Е.Д. Хомской. – М., 1994.

  25. Обучение в коррекционных классах. Пособие для учителей.–М., 1991, 193 с.

  26. Психология детей с нарушениями и отклонениями психического развития: Хрестоматия / Сост. В.М.Астапов, Ю.М.Микадзе.

  27. Специальная дошкольная педагогика / Под ред. Е.А.Стребелевой. – М., 2001.

  28. Ульенкова У.В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии. – М., 2000.

  29. Школьный психолог. Еженедельное приложение к газете «Первое сентября». – 2000. - №36 (132).

  30. Яссман Л.В., Данюков В.Н. Основы детской патопсихологии. – М., 1999.