Похожие работы
|
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Специальная психология и педагогика» - страница №1/1
СМК
|
|
Редакция 2
|
Шифр УМК-12-2007
|
|
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Специальная психология и педагогика» для студентов специальностей «Педагогика и психология», «Педагогика и психология с дополнительной специальностью»
|
Контрольная работа по дисциплине
«Специальная психология и педагогика»
для студентов направления
«Специальное (дефектологическое) образование» профиль Логопедия.
Примечание. Студенты выполняют все задания всех тем контрольной работы.
Тема 1. Психологические принципы воспитания аномальных детей в работах Л.С.Выготского.
Основные понятия: аномалия, дефект, деменция, компенсация, сверхкомпенсация.
Задания.
1.Прочитать рекомендуемую литературу.
2.Законспектировать необходимую литературу
1). Выготский Л.С. Принципы воспитания физически дефективных детей// Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития/ Хрестоматия – СПб, 2002, с. 103 – 120.
2). Лурия А.Р. Дефектология и психология// Психология детей с нарушениями и отклонениями психического развития/ Хрестоматия – СПб, 2002, с.47 – 55.
Литература
Обязательная.
1.Проект Закона Российской Федерации «О специальном образовании»// Дефектология, - 1995, № 1, с.3-16.
2.Выготский Л.С. Основные проблемы современной дефектологии // Психология детей с нарушениями и отклонениями психического развития/ Хрестоматия – СПб, 2002, с. 10 – 47.
3.Малофеев Н.Н. Современный этап в развитии системы специального образования в России: результаты исследования как основа для построения программы развития// Днфектология. – 1997, №4.
4.Малофеев Н.Н. Перспективы развития в России учебных заведений для детей с особыми образовательными потребностями// Дефектология. – 2001, - №5, с.3-12.
Рекомендуемая.
Актуальные проблемы интегрированного обучения// Сб.- М.: Права человека, 2001.
Выготский Л.С. Основные проблемы современной дефектологии // Психология детей с нарушениями и отклонениями психического развития/ Сост. В.М. Астапов, Ю.В.Микадзе. – СПб, 2002, с.10-46.
Альманах Института Коррекционной педагогики РАО Выпуск 2/2000.
Режим доступа: ise.iip.net/almanah/2/st01.htm
Малофеев Н.Н. Институт коррекционной педагогики. Цели и приоритеты// Дефектология. – 1994. - №1.
Дети с нарушениями в развитии: Хрестоматия / Сост. В.Астапов. – М., 1995.
Школьный психолог. Еженедельное приложение к газете «Первое сентября». – 2000. - №36 (132).
Тема. Психологические параметры дизонтогенеза.
Основные понятия: дизонтогения, этиология, патогенез.
Задания.
Познакомиться с параметрами дизонтогенеза В.В.Лебединского.
Прочитать литературу, сделать необходимые записи, раскрывая вопросы:
Роль временного фактора при определении характера аномалии.
Соотношение первичного и вторичного дефектов.
Психологические параметры дизонтегенеза.
Межфункциональные связи в нормальном системогенезе.
Факторы нормального психического развития и определяющие соотношение биологического и социального в природе аномального развития.
2. Подобрать примеры, иллюстрирующие иерархию между первичным и вторичным дефектом в процессе развития аномального ребенка при различных вариантах дизонтогенеза.
3. Соотнесите первичные и вторичные нарушения.
1
|
Задержка психического развития.
|
1
|
Недостаточность пространственных представлений и конструктивной деятельности.
|
2
|
Недостатки слуха
|
2
|
Замедленный темп созревания эмоционально-волевой сферы и интеллектуальной недостаточности.
|
3
|
Дефекты зрения.
|
3
|
Нарушения развития понимания обращенной речи, активного словаря и связной речи.
|
Литература.
Лебединский В.В. Общие закономерности психического дизонтогенеза// Психология детей с нарушениями и отклонениями психического развития/ Сост. В.М. Астапов, Ю.В.Микадзе. – СПб, 2002, с.129-148.
Лебединский В.В. Классификация психического дизонтогенеза// Там же, с. 250-256.
Коробейников И.А. О соотношении нозологического и функционального диагноза при нарушении развития у детей // Дефектология. – 1995. № 1, С.3-5.
Лебединский В.В. Нарушения психического развития. – М., 1985, 167 с.
Менчинская А.Н. Проблемы учения и умственного развития школьника: Избранные психологические труды. – М., 1989. – 224 с.
Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика Ранний и дошкольный возраст. – М., 1997, с. 29-30,108-117, 215-225.
Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями в развитии: Хрестоматия/ Сост. В.М.Атапов и Ю.В.Микадзе. – СПб, 2002.- 256 с.
Психология детей с нарушениями и отклонениями психического развития/ Сост. В.М. Астапов, Ю.В.Микадзе. – СПб, 2002. -379 с.
Специальная дошкольная педагогика / Под ред. Е.А.Стребелевой. – М., 2001.
Лебединский В.В. Роль асинхронии развития в формировании патопсихологических симптомов детской ранней шизофрении // Вестник МГУ. Серия «Психология». - №1. – 1980.
Тема: Причины и профилактика нарушений психического развития.
Основные понятия: дизонтогенез, виды нарушений психического развития, причины нарушений психического развития.
Задания.
1.Познакомиться с литературой.
2.Заполнить таблицу:
Причины нарушения психического развития
Периоды развития
|
Патогенные факторы
|
Пренатальный
|
|
Интрнатальный.
|
|
Ранний период развития.
|
|
3.Подготовить примеры (из источников), демонстрирующие результаты воздействия на ЦНС ребенка патогенных факторов (не менее двух примеров).
Литература:
Вайзман Н.П. Психомоторика умственно отсталых детей.- М., 1997. – 128 с.
Исаев Д.Н. Психопатология детского возраста. Спб., 2001.
Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии.
Максимова Н.Ю., Милютина Е.Л. Курс лекций по детской патопсихологии. Р-н/Д., 2000.
Основы специальной психологии. / Под ред. Кузнецовой Л.В. М., 2003.
Тема. Сравнительная характеристика особенностей познавательных процессов детей с ЗПР и умственно отсталых.
Основные понятия: асинхрония, гетерхрония, гидроцефальные, гипертензионные стигмы, инфантилизм, диффузное поражение мозга, органическое поражение мозга, варианты ЗПР (конституционального происхождения, соматогекнного происхождения, психогенного происхождения, церебрально-органического генеза), регресс, резидуальный, распад функций.
Задания.
1. Прочитать материалы лекции и рекомендуемую литературу по темам «Дети с нарушениями интеллектуального развития – умственно отсталые дети» и «Дети с задержкой психического развития».
2. Составить сравнительную характеристику особенностей познавательных процессов детей с ЗПР и умственно отсталых.
Познавательные процессы
|
Дети с ЗПР
|
Умственно отсталые дети.
|
Восприятие
|
|
|
Внимание
|
|
|
Память
|
|
|
Мышление
|
|
|
Деятельность
|
|
|
Речь
|
|
|
Литература.
1. Бгажнокова И.М. Коррекционные задачи и основные направления воспитательного процесса в детском доме (интернате) для детей с недостатками интеллекта // Дефектология. – 1995. - №5.
2. Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. Методический и практический журнал 004, №1, с.3 – 22.
3. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. М., 1985.
4. Специальная дошкольная педагогика / Под ред. Е.А.Стребелевой. – М., 2001.
5. Психология детей с нарушениями и отклонениями психического развития: Хрестоматия / Сост. В.М.Астапов, Ю.М.Микадзе.
6. Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т.А.Власовой, В.И.Лубовского, Н.А.Ципиной. – М., 1984.
7.Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии. – М., 1990.
Тема: Актуальные проблемы специальной психологии.
Основные понятия: аномалия, дизонтогенез, норма развития, отклонения в развитии.
Задания.
1. Сделать обзор журнала «Дефектология» за последний год, осветив вопрос:
Какие проблемы специальной психологии чаще всего освещают исследователи?
2.Подготовить аннотацию на 2 публикации, заинтересовавшие вас.
3. Соотнести отрасли дефектологии с направлениями их работы.
1. сурдопедагогика
2. тифлопедагогика
3. олигофренопедагогика
4. логопедия.
изучает вопросы воспитания и обучения детей с недостатками слуха;
изучает вопросы воспитания и обучения умственно отсталых детей;
изучает вопросы воспитания и обучения с дефектами зрения;
изучает вопросы изучения и исправления недостатков речи.
Литература:
Власова Т.А., Певзнер М.С. Учителю о детях с отклонениями в развитии. М., 1967.
Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственно отсталых детей. М., 1995.
Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. М., 1989.
Мастюкова Е.М., Москвитина А.Г. Они ждут нашей помощи. М., 1989.
Усанова О.Н. Дети с проблемами психического развития. М., 1995.
Литература
Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей / Под ред. К.С.Лебединской. – М., 1982.
Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. – М., с 102-114.
Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей: Психодиагностические таблицы, методики, коррекционные упражнения. – М., 1997, с. 127-212.
Бгажнокова И.М. Коррекционные задачи и основные направления воспитательного процесса в детском доме (интернате) для детей с недостатками интеллекта // Дефектология. – 1995. - №5.
Выготский Л.С. Собр. соч. в 6 томах. Том 5. Основы дефектологии. – М., 1982.
Глезерман Т.Б. Мозговые дисфункции у детей: Нейропсихологические аспекты. - М., 1983, с. 110-177.
Готовимся к школе. Программно-методическое оснащение коррекционно-развивающего воспитания и обучения дошкольников с ЗПР. – М., 1998, 192 с.
Глозман Ж.М. Нейропсихология детского возраста: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: академия, 2009. – 272 с.
Дети с нарушениями в развитии: Хрестоматия / Сост. В.Астапов. – М., 1995.
Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т.А.Власовой, В.И.Лубовского, Н.А.Ципиной. – М., 1984.
Дети – сироты: консультирование и диагностика развития / Под ред. Е.А.Стребелевой. – М., 1998, 334 с.
Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М., 1991, 223 с.
Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. - М., 1986, 1993.
Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка. – М., 997,191 с.
Ковалев В.В. Семиотика и диагностика психических заболеваний у детей и подростков. – М., 1979.
Коррекция и реабилитация детей с проблемами в развитии. Материалы региональной научно-практической конференции. – Хабаровск, 1995, с.11-18
Коррекционная педагогика. Учебное пособие. – М., 1998, 141 с.
Коробейников И.А. О соотношении нозологического и функционального диагноза при нарушении развития у детей // Дефектология. – 1995. - № 1, С.3-5.
Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии. – М., 1990, с.60-76.
Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. М., 1985.
Лебединский В.В. Роль асинхронии развития в формировании патопсихологических симптомов детской ранней шизофрении // Вестник МГУ. Серия «Психология». - №1. – 1980.
Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии. - М., 1992, 67-71.
Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика. Ранний и дошкольный возраст. – М., 1997, с. 29-30,108-117, 215-225.
Нейропсихологичская диагностика: В 2 частях. / Под ред. Е.Д. Хомской. – М., 1994.
Обучение в коррекционных классах. Пособие для учителей.–М., 1991, 193 с.
Психология детей с нарушениями и отклонениями психического развития: Хрестоматия / Сост. В.М.Астапов, Ю.М.Микадзе.
Специальная дошкольная педагогика / Под ред. Е.А.Стребелевой. – М., 2001.
Ульенкова У.В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии. – М., 2000.
Школьный психолог. Еженедельное приложение к газете «Первое сентября». – 2000. - №36 (132).
Яссман Л.В., Данюков В.Н. Основы детской патопсихологии. – М., 1999.
|