Похожие работы
|
Учебник Допущено Учебно-методическим объединением в области менеджмента в качестве - страница №22/24
Лекция 9. УПРАВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ ПРОЕКТАПланирование команды проекта. Организационные диаграммы и назначения по проекту. Реестр навыков. Распределение ролей и ответственности. План управления обеспечением проекта персоналом. Набор команды проекта. Переговоры, тестирование. Назначение персонала в проекте. Доступность ресурсов. План управления обеспечением проекта персоналом (обновления). Развитие команды проекта. Обучение. Принципы. Операции по укреплению команды. Управление командой проекта. Оценка эффективности выполнения работ проекта. Урегулирование конфликтов. Обновление плана управления проектом. Ключевые слова: команда проекта, роль в проекте, матрица ответственности, реестр навыков, роль, полномочия, ответственность, квалификация, урегулирование конфликтов, оценка эффективности команды, справочник команды проекта, мотивация. Управление человеческими ресурсами проекта — это процесс обеспечения эффективного использования человеческих ресурсов проекта, к которым относятся все участники проекта (спонсоры, заказчики, команда проекта, субподрядчики, подразделения компании и другие участники проекта [4.2]). Для успешного достижения целей проекта критически важным является следующее:
Ответим на следующие вопросы: что понимается под проектной ролью, командой проекта, командой управления проектом. Роль в проекте (проектная роль) — определенный набор функций и полномочий в проекте, созданный с целью распределения обязанностей между членами команды проекта. Проектную роль можно рассматривать как временную должность в организации (компании). Команда проекта — временная рабочая группа, выполняющая работы по проекту и ответственная перед Руководителем проекта за их выполнение. Команда проекта состоит из команды управления, участников проекта, выполняющих работы в рамках проекта, — Исполнителей проекта. Команда управления проектом (КУП) — члены команды проекта, уполномоченные принимать управленческие решения по управлению проектом. Участники проекта — организации Заказчика и Исполнителя и специалисты от организаций Заказчика и Исполнителя, а также другие организации и лица, которые участвуют в работе проекта или чьи интересы могут быть затронуты при исполнении или завершении проекта. Участники оказывают влияние на проект и его результаты. Команда управления проектомФормируя команду управления проектом, необходимо определить ключевых лиц проекта, принимающих решения. Для обеспечения всех необходимых функций управления проектом внедрения информационных систем команда управления проектом должна включать в свой состав участников со следующими ролями:
Подчиненность членов команды управления представлена на рис. 9.1. Рис. 9.1. Подчиненность членов команды управления проектом внедрения ИС Приведенный состав команды управления проектом является необходимым для управления работами при внедрении информационной системы. Возможны некоторые модификации состава команды в зависимости от сложности и масштабности проекта, например при необходимости можно включать в нее заместителя Руководителя проекта, Руководителей функциональных направлений (финансы, логистика, персонал и т. д.). Состав команды управления должен быть достаточным, чтобы осуществлять:
Персональный состав команды управления приведенных организационных единиц определяется Уставом проекта. Для того чтобы распределить функции и обязанности по проекту, составляют ролевые инструкции или Положение по проектной роли. В ролевой инструкции должно быть определено следующее:
Незнание ключевых участников проекта, их функций и полномочий может привести к большим сложностям при исполнении проекта. Функции и полномочия проектных ролей команды управления проектомКак уже было изложено в лекции 1, Куратор проекта (Спонсор) — проектная роль должностного лица, отвечающего за стратегическое управление ходом реализации проекта. Куратор принимает решение по стратегическим вопросам проекта, осуществляет утверждение основных изменений в объеме работ, сроках, этапах, в бюджете проекта, находящихся вне компетенции Руководителя проекта. Как правило, Куратором проекта (Спонсором) является менеджер высшего звена организации. Основные функции:
Основные полномочия:
Руководитель проекта — проектная роль должностного лица, ответственного за управление проектом. Руководитель проекта непосредственно отвечает за достижение целей проекта в рамках выделенного бюджета, в соответствии с плановыми сроками осуществления проекта и с заданным уровнем качества. Основные функции:
Основные полномочия:
Архитектор системы — проектная роль должностного лица, отвечающего за предметную область проекта. Архитектор системы подчиняется непосредственно Руководителю проекта. Архитектор системы непосредственно отвечает за разработку информационной системы в соответствии с плановыми сроками проекта и с заданным уровнем качества. На роль Архитектора системы назначается специалист, наиболее компетентный по внедряемой информационной системе. Архитектор системы должен знать методологии и технологии построения ИС, стандарты и нормативные документы в области проектирования и создания ИС, разработки и оформления технической документации. Основные функции:
Основные полномочия:
Администратор проекта — проектная роль должностного лица, отвечающего за информационное обеспечение руководителя проекта, организацию и ведение документооборота по проекту. Администратор проекта функционально закрепляется за конкретным проектом и подчиняется непосредственно Руководителю проекта. Основные функции:
Основные полномочия:
Распределение основных функций между членами команды управления проекта представляют в виде таблицы 9.3, которая дает точное представление о том, кто и за что отвечает на протяжении всего проекта. Таблица 9.3. Распределение основных функциональных обязанностей команды управления проектом
В состав команды проекта, как было отмечено выше, входит не только команда управления проектом, но и Исполнители. Примеры проектных ролей Исполнителей, характерных для IT-проектов: функциональный архитектор, функциональный консультант, разработчик, администратор ИС, тестировщик, менеджер по качеству, системный аналитик. На проекте один член команды может выступать одновременно в нескольких ролях. Совмещение ролей часто встречается на небольших проектах, что позволяет снизить накладные расходы проекта. Но не все роли можно совмещать, поскольку подобное совмещение может затруднить контроль и оценку результатов проекта. Допускается совмещение таких проектных ролей, как Руководитель проекта и администратор проекта, функциональный архитектор и функциональный консультант, функциональный консультант и аналитик, менеджер разработки и разработчик, менеджер по качеству и тестировщик. Но не следует совмещать роли менеджера по качеству и разработчика, руководителя проекта и разработчика, тестировщика и разработчика. В PMBOK [4.1] процесс управления человеческими ресурсами разбит на два процесса — управление командой проекта и управление участниками проекта. В данной лекции будет рассмотрен только один процесс — управление командой. Согласно PMBOK, управление командой проекта включает в себя следующие процессы по организации команды проекта и управления ею. Планирование человеческих ресурсов — процесс определения и документального оформления ролей, ответственности и подотчетности, а также создание плана управления обеспечением проекта персоналом. Набор команды проекта — процесс привлечения человеческих ресурсов, необходимых для выполнения проекта. Развитие команды проекта — рост квалификации членов команды проекта и укрепление взаимодействия между ними с целью повышения эффективности исполнения проекта. Управление командой проекта — контроль эффективности работы членов команды проекта, обеспечение обратной связи, решение проблем и координация изменений, направленных на повышение эффективности исполнения проекта. Связь этих процессов, их входы и выходы представлены на рис. 9.2. Рис. 9.2. Взаимосвязь процессов управления человеческими ресурсами проекта Процесс управления командой проекта тесно связан со всеми процессами планирования проекта. Первоначальный состав команды определяется на основании укрупненной иерархической структуры работ. После того как команда выполнила детализацию состава работ, может появиться необходимость изменения в составе команды, которое приводит к увеличению или уменьшению рисков проекта, связанных с изменением уровня квалификации членов команды, что, в свою очередь, приводит к дополнительному планированию рисков. Квалификация состава команды проекта влияет на оценку длительности операций, поэтому может возникнуть необходимость в изменении расписания операций. следующая страница >> |
|