Учебник Допущено Учебно-методическим объединением в области менеджмента в качестве учебника для студентов высших учебных заведений н - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1 ... страница 19страница 20страница 21страница 22страница 23страница 24
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Учебно-методическим объединением по направлениям педагогического... 1 73.69kb.
Учебное пособие Допущено Учебно-методическим объединением вузов по... 5 1507kb.
Учебно-методическим объединением по образованию в области коммерции... 1 50.96kb.
Введение в направление 7 2222.37kb.
Введение в направление 6 1929.18kb.
Учебно-методическим объединением по образованию в области прикладной... 1 79.8kb.
Учебно-методическим объединением по специальностям педагогического... 1 54.42kb.
Отчет по опубликованным изданиям исн игу за 2006-2007 гг 1 66.46kb.
Учебно-методическим объединением по образованию в области производственного... 1 67.64kb.
Учебно-методическим Советом по юридическому образованию Учебно-методического... 1 107.93kb.
Учебно-методическим объединением вузов по университетскому политехническому... 1 41.63kb.
Учебный курс «Технологии программирования. Курс на базе Microsoft... 1 84.26kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Учебник Допущено Учебно-методическим объединением в области менеджмента в качестве - страница №22/24

Лекция 9. УПРАВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ ПРОЕКТА



Планирование команды проекта. Организационные диаграммы и назначения по проекту. Реестр навыков. Распределение ролей и ответственности. План управления обеспечением проекта персоналом. Набор команды проекта. Переговоры, тестирование. Назначение персонала в проекте. Доступность ресурсов. План управления обеспечением проекта персоналом (обновления). Развитие команды проекта. Обучение. Принципы. Операции по укреплению команды. Управление командой проекта. Оценка эффективности выполнения работ проекта. Урегулирование конфликтов. Обновление плана управления проектом.

Ключевые слова: команда проекта, роль в проекте, матрица ответственности, реестр навыков, роль, полномочия, ответственность, квалификация, урегулирование конфликтов, оценка эффективности команды, справочник команды проекта, мотивация.
Управление человеческими ресурсами проектаэто процесс обеспечения эффективного использования человеческих ресурсов проекта, к которым относятся все участники проекта (спонсоры, заказчики, команда проекта, субподрядчики, подразделения компании и другие участники проекта [4.2]).

Для успешного достижения целей проекта критически важным является следующее:



  • идентифицировать состав участников проекта;

  • определить роли участников проекта и порядок их взаимодействия;

  • сформировать команду проекта и команду управления проектом;

  • построить необходимую и достаточную для управления проектом организационную структуру.

Ответим на следующие вопросы: что понимается под проектной ролью, командой проекта, командой управления проектом.

Роль в проекте (проектная роль) — определенный набор функций и полномочий в проекте, созданный с целью распределения обязанностей между членами команды проекта. Проектную роль можно рассматривать как временную должность в организации (компании).

Команда проектавременная рабочая группа, выполняющая работы по проекту и ответственная перед Руководителем проекта за их выполнение. Команда проекта состоит из команды управления, участников проекта, выполняющих работы в рамках проекта, — Исполнителей проекта.

Команда управления проектом (КУП) — члены команды проекта, уполномоченные принимать управленческие решения по управлению проектом.

Участники проектаорганизации Заказчика и Исполнителя и специалисты от организаций Заказчика и Исполнителя, а также другие организации и лица, которые участвуют в работе проекта или чьи интересы могут быть затронуты при исполнении или завершении проекта. Участники оказывают влияние на проект и его результаты.

Команда управления проектом


Формируя команду управления проектом, необходимо определить ключевых лиц проекта, принимающих решения.

Для обеспечения всех необходимых функций управления проектом внедрения информационных систем команда управления проектом должна включать в свой состав участников со следующими ролями:



  • Руководитель проекта;

  • Куратор проекта (Спонсор);

  • Архитектор системы;

  • Администратор проекта.

Подчиненность членов команды управления представлена на рис. 9.1.



Рис. 9.1. Подчиненность членов команды управления проектом внедрения ИС
Приведенный состав команды управления проектом является необходимым для управления работами при внедрении информационной системы. Возможны некоторые модификации состава команды в зависимости от сложности и масштабности проекта, например при необходимости можно включать в нее заместителя Руководителя проекта, Руководителей функциональных направлений (финансы, логистика, персонал и т. д.).

Состав команды управления должен быть достаточным, чтобы осуществлять:



  • Управление ресурсами проекта, в том числе:

  • определение требуемых для достижения целей проекта ресурсов;

  • подготовка предложений по изменению состава группы управления проектом;

  • утверждение персональных изменений в составе рабочих групп проекта;

  • оценка стоимости проекта, подготовка бюджетов проекта и отчетов об исполнении бюджетов.

  • Управление сроками выполнения проекта, в том числе:

  • подготовка плана работ проекта;

  • контроль над выполнением проекта;

  • подготовка отчетов о ходе работ проекта.

  • Управление качеством проекта, в том числе:

  • контроль соответствия разрабатываемых проектных решений Техническому заданию;

  • организация экспертизы проектных решений.

  • Управление рисками проекта, в том числе:

    • анализ рисков проекта;

    • разработка планов мероприятий по снижению рисков;

    • реализация мероприятий по снижению рисков.

  • Управление проблемами проекта, в том числе:

  • анализ проблем проекта;

  • разработка мероприятий по разрешению проблем проекта;

  • реализация мероприятий по разрешению проблем проекта.

  • Контроль над организацией работ в проектных группах, в том числе:

  • согласование отчетов о ходе работ;

  • контроль над функционированием системы сбора и распределения информации;

  • контроль документирования проектных результатов.

Персональный состав команды управления приведенных организационных единиц определяется Уставом проекта.

Для того чтобы распределить функции и обязанности по проекту, составляют ролевые инструкции или Положение по проектной роли. В ролевой инструкции должно быть определено следующее:



  • какие цели стоят перед сотрудником, назначенным на данную роль;

  • кому подчиняется сотрудник, назначенный на ту или иную роль;

  • каковы его функции, обязанности, полномочия.

Незнание ключевых участников проекта, их функций и полномочий может привести к большим сложностям при исполнении проекта.

Функции и полномочия проектных ролей команды управления проектом


Как уже было изложено в лекции 1, Куратор проекта (Спонсор) — проектная роль должностного лица, отвечающего за стратегическое управление ходом реализации проекта. Куратор принимает решение по стратегическим вопросам проекта, осуществляет утверждение основных изменений в объеме работ, сроках, этапах, в бюджете проекта, находящихся вне компетенции Руководителя проекта. Как правило, Куратором проекта (Спонсором) является менеджер высшего звена организации.

Основные функции:

  • общее руководство ходом реализации проекта;

  • обеспечение выделения необходимых ресурсов для выполнения проекта, обеспечение финансирования работ;

  • рассмотрение и утверждение регламентирующих документов, необходимых для организации и выполнения проекта;

  • получение и анализ сводной отчетности о ходе реализации проекта;

  • управление изменениями базовых параметров проекта и решение проблем, находящихся вне компетенции Руководителя проекта.


Основные полномочия:

  • утверждение целей проекта;

  • согласование назначения Руководителя проекта;

  • утверждение общего плана и бюджета проекта;

  • получение от Руководителя проекта сводной отчетности о ходе его выполнения;

  • принятие принципиальных решений при возникновении критических изменений, влияющих на сроки, стоимость и качество результатов проекта.

Руководитель проектапроектная роль должностного лица, ответственного за управление проектом. Руководитель проекта непосредственно отвечает за достижение целей проекта в рамках выделенного бюджета, в соответствии с плановыми сроками осуществления проекта и с заданным уровнем качества.

Основные функции:

  • формирование команды проекта и команды управления проектом;

  • планирование, организация и контроль выполнения работ по достижению целей проекта с требуемыми качеством, затратами и в заданный срок;

  • распределение ресурсов проекта и организация взаимодействия команды проекта в процессе его выполнения;

  • организация взаимодействия с Заказчиком и обеспечение всех необходимых коммуникационных связей с другими участниками проекта;

  • учет фактических затрат ресурсов по исполнению проекта;

  • формирование и предоставление Куратору отчетности по проекту.

Основные полномочия:

  • назначение задач команде проекта (отдельным ее членам) и контроль их выполнения;

  • требование от команды проекта выполнения своих ролевых функций;

  • подтверждение или отклонение отчетов о фактических затратах исполнителей проекта;

  • обоснование необходимости и запрос Куратору проекта на выделение дополнительных ресурсов на проект;

  • обращение к Куратору за поддержкой в случае необходимости.

Архитектор системыпроектная роль должностного лица, отвечающего за предметную область проекта. Архитектор системы подчиняется непосредственно Руководителю проекта.

Архитектор системы непосредственно отвечает за разработку информационной системы в соответствии с плановыми сроками проекта и с заданным уровнем качества.



На роль Архитектора системы назначается специалист, наиболее компетентный по внедряемой информационной системе. Архитектор системы должен знать методологии и технологии построения ИС, стандарты и нормативные документы в области проектирования и создания ИС, разработки и оформления технической документации.

Основные функции:

  • определение состава, продолжительности и технологии выполнения работ по разработке и внедрению информационной системы;

  • определение ресурсов, которые необходимы для разработки и внедрения ИС в рамках, заданных условиями проекта;

  • определение квалификационных требований и состава рабочих групп специалистов по направлениям деятельности, распределение их по задачам, организация работ и верификация результатов в процессе реализации проекта;

  • обеспечение целостности функциональной архитектуры внедряемой информационной системы;

  • организация подготовки, согласования и утверждения всей технической документации, необходимой для создания ИС в рамках проекта;

  • планирование и согласование фактических трудозатрат специалистов при исполнении проекта;

  • формирование и предоставление руководителю проекта необходимой отчетности;

  • анализ хода выполнения и промежуточных результатов создания ИС;

  • организация, проведение и документирование процедур передачи Заказчику разработанной ИС.

Основные полномочия:

  • участие в календарном планировании работ по созданию ИС;

  • назначение задач рабочим группам проекта и контроль их выполнения;

  • требование от исполнителей качественного выполнения порученных задач и своевременной информации о возникающих проблемах;

  • обоснование необходимости и запрос руководителю проекта на выделение дополнительных ресурсов на проект.

Администратор проектапроектная роль должностного лица, отвечающего за информационное обеспечение руководителя проекта, организацию и ведение документооборота по проекту. Администратор проекта функционально закрепляется за конкретным проектом и подчиняется непосредственно Руководителю проекта.

Основные функции:

  • обеспечение Руководителя проекта структурированной информацией, обеспечивающей возможность контроля за проектом, планами, ресурсами и приоритетами;

  • ведение протоколов совещаний;

  • обеспечение своевременной подготовки, движения и архивации документов по проекту.

Основные полномочия:

  • передача и получение от участников проекта необходимой документации по проекту;

  • контроль соблюдения участниками проекта установленной системы документооборота;

  • затребование от конкретных исполнителей по проекту оперативной информации и отчетов о ходе работ по проекту.

Распределение основных функций между членами команды управления проекта представляют в виде таблицы 9.3, которая дает точное представление о том, кто и за что отвечает на протяжении всего проекта.
Таблица 9.3. Распределение основных функциональных обязанностей команды управления проектом

Функциональные обязанности

Куратор проекта (Спонсор)

Руководитель проекта

Архитектор системы

Администратор проекта

Планирование













Разработка и периодическая актуализация плана




+

+




Утверждение плана

+










Управление командой проекта













Назначение сотрудника на роль Руководителя проекта

+










Формирование команды проекта




+







Определение квалификационных требований и состава рабочих групп специалистов по функциональности ИС







+




Обеспечение выделения необходимых ресурсов для выполнения проекта

+










Непосредственное руководство Командой проекта




+







Формирование предложений по стимулированию Команды проекта




+







Обеспечение стимулирования Команды проекта

+










Организация выполнения работ













Организация взаимодействия с Заказчиком и обеспечение всех необходимых коммуникационных связей с другими участниками проекта




+







Организация подготовки, согласования и утверждения всей технической документации, необходимой для создания ИС в рамках проекта







+




Организация, проведение и документирование процедур передачи Заказчику разработанной ИС




+

+




Рассмотрение и утверждение регламентирующих документов, необходимых для организации и выполнения проекта

+










Ведение организационно-распорядительной и отчетной документации. Поддержание в актуальном состоянии списка команды проекта










+

Обеспечение команды проекта необходимыми информационными материалами










+

Материально-техническое и хозяйственное обеспечение команды проекта










+

Контроль хода выполнения проекта













Организация и проведение совещаний по обсуждению хода работ проекта




+







Подготовка и предоставление Куратору отчетов о ходе работ проекта




+







Получение и анализ сводной отчетности о ходе реализации проекта

+










Контроль соответствия результатов проекта Техническому заданию на разработку ИС







+




Согласование фактических трудозатрат специалистов при исполнении проекта




+

+



В состав команды проекта, как было отмечено выше, входит не только команда управления проектом, но и Исполнители. Примеры проектных ролей Исполнителей, характерных для IT-проектов: функциональный архитектор, функциональный консультант, разработчик, администратор ИС, тестировщик, менеджер по качеству, системный аналитик. На проекте один член команды может выступать одновременно в нескольких ролях. Совмещение ролей часто встречается на небольших проектах, что позволяет снизить накладные расходы проекта. Но не все роли можно совмещать, поскольку подобное совмещение может затруднить контроль и оценку результатов проекта. Допускается совмещение таких проектных ролей, как Руководитель проекта и администратор проекта, функциональный архитектор и функциональный консультант, функциональный консультант и аналитик, менеджер разработки и разработчик, менеджер по качеству и тестировщик. Но не следует совмещать роли менеджера по качеству и разработчика, руководителя проекта и разработчика, тестировщика и разработчика.

В PMBOK [4.1] процесс управления человеческими ресурсами разбит на два процесса — управление командой проекта и управление участниками проекта. В данной лекции будет рассмотрен только один процесс — управление командой.

Согласно PMBOK, управление командой проекта включает в себя следующие процессы по организации команды проекта и управления ею.



Планирование человеческих ресурсов — процесс определения и документального оформления ролей, ответственности и подотчетности, а также создание плана управления обеспечением проекта персоналом.

Набор команды проекта — процесс привлечения человеческих ресурсов, необходимых для выполнения проекта.

Развитие команды проекта — рост квалификации членов команды проекта и укрепление взаимодействия между ними с целью повышения эффективности исполнения проекта.

Управление командой проекта — контроль эффективности работы членов команды проекта, обеспечение обратной связи, решение проблем и координация изменений, направленных на повышение эффективности исполнения проекта.

Связь этих процессов, их входы и выходы представлены на рис. 9.2.




Рис. 9.2. Взаимосвязь процессов управления человеческими ресурсами проекта

Процесс управления командой проекта тесно связан со всеми процессами планирования проекта. Первоначальный состав команды определяется на основании укрупненной иерархической структуры работ. После того как команда выполнила детализацию состава работ, может появиться необходимость изменения в составе команды, которое приводит к увеличению или уменьшению рисков проекта, связанных с изменением уровня квалификации членов команды, что, в свою очередь, приводит к дополнительному планированию рисков. Квалификация состава команды проекта влияет на оценку длительности операций, поэтому может возникнуть необходимость в изменении расписания операций.


  следующая страница >>