АННОТАЦИЯ
рабочей программы учебной дисциплины
Цель учебной дисциплины – содействие формированию всесторонне образованного, методологически грамотного исследователя и преподавателя;
углубленное изучение философии и методологии науки, а также истории и методологии конкретной дисциплины, по которой специализируется аспирант, что обеспечивает подготовку научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации для науки и образования;
формирование умений и навыков научно-исследовательской работы и научно-педагогической деятельности;
оказание помощи аспирантам и соискателям в подготовке к сдаче кандидатского экзамена по истории и философии науки.
Задачи курса:
дать представление об эволюции науки как самостоятельного вида духовной деятельности, как способа существования знания и как социального института;
охарактеризовать основные исторические периоды развития науки, показать современное состояние науки в неразрывном единстве с ее историей;
выявить место науки в культуре и показать специфику философского осмысления науки в социокультурном аспекте;
ознакомить с современными методологическими концепциями в области философии науки;
дать представление о научной рациональности, структуре и методах научного познания, идеалах и критериях научности, нормах и ценностях научного сообщества;
ознакомить с обязательным для каждого соискателя ученой степени кандидата наук единым минимумом требований к уровню знаний по истории избранной отрасли науки, а также основными философско-методологическими подходами, существующими на современном уровне развития данной дисциплины.
Место учебной дисциплины в структуре ООП: Программа курса позволяет глубже понять феномен науки в трех аспектах: как способ существования знания, как особый вид духовной деятельности и как социальный институт. Тем самым появляется возможность глубже понять историю и современное состояние избранной соискателем отрасли науки, представить эволюцию последней как элемент общего процесса научного освоения мира. Это позволяет ставить и решать исследовательские задачи в той или иной конкретной области науки на современном уровне.
Дисциплина относится к обязательным дисциплинам образовательной составляющей учебного плана подготовки аспирантов.
В результате изучения учебной дисциплины аспирант должен:
Знать:
-
особенности развития науки как социокультурного феномена;
-
основные философско-методологические концепции развития науки;
-
различные стратегии и технологии организации научной деятельности;
-
историю и современное состояние избранной научной дисциплины;
-
современные философские дискуссии по проблемам науки;
-
понятийный аппарат, принципы и методы философско-методологического подхода к анализу науки, сформировавшиеся в рамках современной философии науки.
Уметь:
-
осмысливать и оценивать на философско-методологическом уровне состояние и проблемы развития избранной научной дисциплины;
-
самостоятельно исследовать факты и события, выявлять тенденции и закономерности развития той области действительности, которая является предметом их профессионального изучения;
-
использовать знания по истории и философии науки не только в исследовательской практике, но и в преподавательской деятельности.
Владеть:
-
современными методологическими концепциями в области философии науки;
-
методологическим инструментарием науки в целях четкого представления о научной рациональности, структуре и методах научного познания, идеалах и критериях научности, нормах и ценностях научного сообщества;
-
знаниями об эволюции науки как самостоятельного вида духовной деятельности, как способа существования знания и как социального института;
-
характеристикой основных исторических периодов развития науки, видеть современное состояние науки в неразрывном единстве с ее историей;
-
пониманием места науки в культуре и показывать специфику философского осмысления науки в социокультурном аспекте;
-
обязательным для каждого соискателя ученой степени кандидата наук единым минимумом требований к уровню знаний по истории избранной отрасли науки, а также основными философско-методологическими подходами, существующими на современном уровне развития данной дисциплины.
Общая трудоёмкость учебной дисциплины составляет
_3___ зачётных единицы (
108 часов).
Основные разделы учебной дисциплины:
РАЗДЕЛ 1. ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ ИСТОРИИ И ФИЛОСОФИИ НАУКИ
РАЗДЕЛ 2. ФИЛОСОФИЯ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУК
РАЗДЕЛ 3. ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ
Составители программы: Гамов В. И., доктор философских наук, профессор, зав. кафедрой философии, культурологии и социально-гуманитарных наук
Рабинович О. И., кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры философии, культурологии и социально-гуманитарных наук
СТРУКТУРА
рабочей программы учебной дисциплины
1. Цель учебной дисциплины – содействие формированию всесторонне образованного, методологически грамотного исследователя и преподавателя;
углубленное изучение философии и методологии науки, а также истории и методологии конкретной дисциплины, по которой специализируется аспирант, что обеспечивает подготовку научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации для науки и образования;
формирование умений и навыков научно-исследовательской работы и научно-педагогической деятельности;
оказание помощи аспирантам и соискателям в подготовке к сдаче кандидатского экзамена по истории и философии науки.
Задачи курса:
дать представление об эволюции науки как самостоятельного вида духовной деятельности, как способа существования знания и как социального института;
охарактеризовать основные исторические периоды развития науки, показать современное состояние науки в неразрывном единстве с ее историей;
выявить место науки в культуре и показать специфику философского осмысления науки в социокультурном аспекте;
ознакомить с современными методологическими концепциями в области философии науки;
дать представление о научной рациональности, структуре и методах научного познания, идеалах и критериях научности, нормах и ценностях научного сообщества;
ознакомить с обязательным для каждого соискателя ученой степени кандидата наук единым минимумом требований к уровню знаний по истории избранной отрасли науки, а также основными философско-методологическими подходами, существующими на современном уровне развития данной дисциплины.
2. Место учебной дисциплины в структуре ООП: Программа курса позволяет глубже понять феномен науки в трех аспектах: как способ существования знания, как особый вид духовной деятельности и как социальный институт. Тем самым появляется возможность глубже понять историю и современное состояние избранной соискателем отрасли науки, представить эволюцию последней как элемент общего процесса научного освоения мира. Это позволяет ставить и решать исследовательские задачи в той или иной конкретной области науки на современном уровне.
Дисциплина относится к обязательным дисциплинам образовательной составляющей учебного плана подготовки аспирантов.
3. Требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате изучения учебной дисциплины аспирант должен:
Знать:
-
особенности развития науки как социокультурного феномена;
-
основные философско-методологические концепции развития науки;
-
различные стратегии и технологии организации научной деятельности;
-
историю и современное состояние избранной научной дисциплины;
-
современные философские дискуссии по проблемам науки;
-
понятийный аппарат, принципы и методы философско-методологического подхода к анализу науки, сформировавшиеся в рамках современной философии науки.
Уметь:
-
осмысливать и оценивать на философско-методологическом уровне состояние и проблемы развития избранной научной дисциплины;
-
самостоятельно исследовать факты и события, выявлять тенденции и закономерности развития той области действительности, которая является предметом их профессионального изучения;
-
использовать знания по истории и философии науки не только в исследовательской практике, но и в преподавательской деятельности.
Владеть:
-
современными методологическими концепциями в области философии науки;
-
методологическим инструментарием науки в целях четкого представления о научной рациональности, структуре и методах научного познания, идеалах и критериях научности, нормах и ценностях научного сообщества;
-
знаниями об эволюции науки как самостоятельного вида духовной деятельности, как способа существования знания и как социального института;
-
характеристикой основных исторических периодов развития науки, видеть современное состояние науки в неразрывном единстве с ее историей;
-
пониманием места науки в культуре и показывать специфику философского осмысления науки в социокультурном аспекте;
-
обязательным для каждого соискателя ученой степени кандидата наук единым минимумом требований к уровню знаний по истории избранной отрасли науки, а также основными философско-методологическими подходами, существующими на современном уровне развития данной дисциплины.
4. Объём учебной дисциплины и виды учебной работы:
Общая трудоёмкость учебной дисциплины составляет _3___ зачётных единицы (108 часов).
Форма обучения
|
Курс
|
Трудоёмкость дисциплины в часах
|
Форма итогового контроля
|
всего часов
|
ауд.
часов
|
лекции
|
семинар.
(практич.)
занятия
|
лаборат. занятия
|
самост. работа
|
Очная
|
1
|
108
|
54
|
36
|
18
|
|
54
|
КЭ
|
Заочная
|
1
|
108
|
18
|
10
|
8
|
|
90
|
КЭ
|
5. Структура и содержание учебной дисциплины:
Очно
№ п/п
|
Наименование разделов дисциплины
|
Всего часов
|
Аудиторные занятия
|
Самост. работа
|
Форма итогового контроля
|
лекции
|
семинар.
(практич.)
занятия
|
лаборат. занятия
|
1.
|
Общие проблемы истории и философии науки
|
38
|
12
|
6
|
|
20
|
КЭ
|
2.
|
Философия социально-гуманитарных наук
|
34
|
14
|
4
|
|
16
|
3.
|
История развития науки специализации
|
36
|
10
|
8
|
|
18
|
Реферат
|
|
ИТОГО
|
108
|
36
|
18
|
|
54
|
|
заочно
№ п/п
|
Наименование разделов дисциплины
|
Всего часов
|
Аудиторные занятия
|
Самост. работа
|
Форма итогового контроля
|
лекции
|
семинар.
(практич.)
занятия
|
лаборат. занятия
|
1.
|
Общие проблемы истории и философии науки
|
36
|
4
|
4
|
|
30
|
КЭ
|
2.
|
Философия социально-гуманитарных наук
|
36
|
2
|
2
|
|
32
|
3.
|
История развития науки специализации
|
36
|
4
|
4
|
|
28
|
Реферат
|
|
ИТОГО
|
108
|
10
|
8
|
|
90
|
|
следующая страница >>