страница 1
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие работы
|
Рабочая программа учебной дисциплины по выбору магистранта двм-03 «Методы прикладной - страница №1/1
![]() Правительство Российской Федерации Санкт-Петербургский государственный университет Факультет прикладной математики – процессов управления РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ по выбору магистранта ДВМ-03 «Методы прикладной математики в теории упругости» (Applied mathematics in the theory of elasticity) Язык обучения – русский Трудоемкость 3 зачетные единицы Регистрационный номер рабочей программы: Санкт-Петербург 2012 СОДЕРЖАНИЕ Раздел 1. ХАРАКТЕРИСТИКИ, СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ 1.1. Цели и задачи учебных занятий ……………………………………… 1.2. Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебных занятий…………………………………………. 1.3. Перечень формируемых компетенций (результаты обучения)……… 1.4. Знания, умения, навыки, осваиваемые обучающимися ……………….. 1.5. Перечень и объем активных и интерактивных форм учебных занятий ………………………………………………………………….. 1.6. Организация учебных занятий………………………………………… 1.7. Структура и содержание учебных занятий …………………………… Раздел 2. ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ 2.1. Методическое обеспечение …………………………………………… 2.1.1.Методическое обеспечение аудиторной работы………………... 2.1.2.Методическое обеспечение самостоятельной работы………….. 2.1.3.Методика проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации и критерия оценивания ………………… 2.1.4. Методические материалы для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации (контрольно- измерительные материалы)…………………………………………… 2.2. Кадровое обеспечение ………………………………………………… 2.2.1 Требования к образованию и (или) квалификации штатных преподавателей и иных лиц, допущенных к преподаванию дисциплины……………………………..……………………………… 2.2.2. Требования к обеспеченности учебно-вспомогательным и (или) иным персоналом………………………..……………………………… 2.2.3. Методические материалы для оценки обучающимися содержания и качества учебного процесса……………………………. 2.3. Материально-техническое обеспечение учебной дисциплины……… 2.4. Информационное обеспечение учебной дисциплины………………… 2.4.1. Список обязательной литературы……………………………….. 2.4.2. Список дополнительной литературы……………………………. 2.4.3. Перечень иных информационных источников………………… Раздел 3. ПРОЦЕДУРА РАЗРАБОТКИ И УТВЕРЖДЕНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Раздел 1. ХАРАКТЕРИСТИКИ, СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ
Подготовка по данной рабочей программе учебной дисциплины является составной частью практико-ориентированной основной образовательной программы (ООП) высшего профессионального образования «Надежность и безопасность сложных систем» по направлению 010400 «Прикладная математика и информатика» с присвоением квалификации (степени) – магистр прикладной математики и информатики. Данная дисциплина входит в вариативную часть ООП и является дисциплиной по выбору магистранта. ДВМ-03 рассчитана на изучение во втором семестре первого года обучения в магистратуре. Она представляет один из специальных курсов по механике деформируемого твердого тела. Формой отчетности является экзамен по данной дисциплине. Данная рабочая программа реализуется на основе требований компетентностно-ориентированного учебного плана и нацелена на приобретение студентами ряда общекультурных и профессиональных компетенций в той мере, в таком ракурсе и объеме, который задается характером проблематики, теоретико-методологическими основаниями и практическими аспектами прикладной математики и сопряженных разделов естествознания. Компетенции, на которых сфокусирована рабочая программа учебной дисциплины, могут наполняться также комплексом знаний, умений, навыков, предоставляемых другими дисциплинами, реализуемыми в рамках ООП подготовки магистра прикладной математики и информатики. Исходя из этого, в данной программе сформулированы следующие цели и задачи. Основной целью дисциплины «Методы прикладной математики в теории упругости» является формирование у студентов представления о применении методов прикладной математики для решения проблем прочности и надежности конструкций. К их числу относятся методы построения расчетных моделей на основе соотношений теории упругости, аналитические и численные методы решения соответствующих им уравнений. Поставленные цели достигаются путём решения следующих задач. Задачи курса:
1.2. Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебных занятий (пререквизиты) Данный курс является компонентом совокупности учебных мероприятий (программ, практик, семинаров), самостоятельной и научно-исследовательской работы студентов, обучающихся по ООП «Надежность и безопасность сложных систем» по направлению 010400 «Прикладная математика и информатика» по уровню магистратуры. Дисциплина «Методы прикладной математики в теории упругости» относится к профессиональ-ному циклу (M2). Для успешного освоения курса ДВМ-03 обучаемый должен иметь предварительную подготовку по физике и математике в объеме, соответствующем не менее чем полному среднему образованию. Также необходимо знание базовых разделов высшей математики: математического анализа, высшей алгебры, аналитической геометрии, теории дифференциальных уравнений, математической физики на уровне образовательных программ бакалавриата (или по специальностям) естественнонаучных факультетов, основ теории разрушения (ДВМ-01). Формой отчетности является экзамен по всему изученному курсу. 1.3. Перечень формируемых компетенций (результаты обучения) Совместно с другими дисциплинами участвует в формировании следующих компетенций.
1.4. Знания, умения, навыки, осваиваемые обучающимися В результате освоения курса студенты должны знать:
уметь:
владеть навыками:
1.5. Перечень и объём активных и интерактивных форм учебных занятий При проведении занятий и организации самостоятельной работы слушателей используются электронные версии курса лекций и практических занятий с элементами тестового контроля. По каждому занятию предусмотрено выполнение заданий (домашних работ). В процессе изучения курса ДВМ-03 применяются следующие активные и интерактивные методы обучения:
1.6. Организация учебных занятий 1.6.1. Трудоёмкость, объёмы учебной работы и наполняемость групп обучающихся 1.6.2. Виды, формы и сроки текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
Форма итогового контроля: Для контроля усвоения дисциплины учебным планом предусмотрен экзамен. Экзамен принимается в устной форме, в виде ответа на вопросы, указанные в билете. Билеты содержат по два вопроса из приводимого в программе списка. Студенты, систематически посещавшие в течение всего семестра лекционные занятия, активно работавшие на практических и семинарских занятиях, успешно справившиеся со всеми заданиями, имеют право выбора на экзамене одного из двух предложенных в билете вопросов. Студенты, не выполнявшие текущие задания, не посещавшие лекции и семинары, на экзамене получают дополнительное задание – решение практической задачи. 1.7. Структура и содержание учебных занятий (Темы дисциплины, их краткое содержание и виды занятий) Междисциплинарная связь изучаемых модулей с обеспечиваемыми( последующими) дисциплинами
Раздел 1: Плоская деформация и обобщенное плоское напряженное состояние Тема 1.Основные соотношения классической теории упругости. Условия реализации плоской деформации и обобщенного плоского напряженного состояния в упругом теле. Вывод уравнений плоской задачи в ДПСК и переход к полярным координатам. Лекц. – 2ч.; с/р –4;. Тема 2. Использование соотношений плоской задачи для решения прикладных задач. Напряженно-деформированное состояние длинного толстостенного цилиндра, нагруженного равномерно по внутренней и внешней поверхностям (задача Ламе). Предельный случай тонкостенной трубы. Лекц. –2ч.; практ.-- 2ч.; с/р –4; акт. з- 3ч. Тема 3. Понятие о концентрации напряжений вблизи отверстий. Напряженно-деформированное состояние бесконечной пластины с малым круглым отверстием при действии равномерной нагрузки на бесконечности. Коэффициент концентрации напряжений. Лекц. –2ч.; практ.—2ч.; с/р – 3ч.; акт. з- 3ч. Тема 4. Методы интегральных преобразований в задачах теории упругости. Напряженно-деформированное состояние упругого полупространства, нагруженного по границе распределенной нагрузкой. Действие сосредоточенной силы на полуплоскость (задача Фламана). Лекц.—2 ч.; практ.—2ч.; с/р – 3ч. Раздел 2: Изгиб тонких пластин Тема 1. Построение математической модели изгиба тонких пластин. Гипотезы Кирхгофа. Теория деформаций. Усилия и моменты. Вывод уравнений равновесия, определяющих уравнений, статических и кинематических краевых величин, уравнения для определения прогиба пластины. Лекц. – 2 ч.; с/р – 3ч.; акт.з. – 2 ч. Тема 2. Изгиб прямоугольных пластин при различных нагрузках на срединную плоскость и различных краевых условиях. Метод функциональ-ных рядов для определения напряженно-деформированного состояния пластины. Лекц. – 2 ч.; практ. – 3 ч.; с/р – 7 ч.; акт.з. – 2ч. Тема 3. Изгиб круглых пластин и пластин в виде сектора круга. Различные виды нагружения и различные условия на контуре пластины. Лекц.—2ч.; практ. – 3ч.; c/р – 3ч. Раздел 3: Вариационные методы в задачах теории упругости Тема 1. Вариационные принципы. Начало возможных перемещений и начало возможных изменений напряженного состояния. Потенциальная энергия де- формации упругого тела. Принцип минимума потенциальной энергии и принцип минимума дополнительной энергии упругого тела. Лекц. – 2ч.; с/р –2 ч.; акт.з. – 3ч. Тема 2. Вариационные методы Рэлея-Ритца и Бубнова-Галеркина в примерах и задачах. Лекц. – 2 ч.; практ. – 4 ч.; с/р – 8 ч.; акт.з. – 3 ч. Раздел 2. ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ 2.1. Методическое обеспечение 2.1.1.Методическое обеспечение аудиторной работы Лекционные и семинарские занятия в рамках данной дисциплины проводятся на основе информации, содержащейся в следующих основных типах источников:
Кроме того, по усмотрению лектора при изложении части тем используется мультимедийная аппаратура. Учебные материалы могут быть представлены как в печатном виде, так и в сети интернет:
Основная учебная и научная :
2.1.2. Методическое обеспечение самостоятельной работы Самостоятельная работа студентов в рамках дисциплины «Методы прикладной математики в теории упругости» является важным компонентом обучения, приобретения общекультурных и профессиональных компетенций, предусмотренных основной образовательной программой и рабочей программой учебной дисциплины. Данной программой предусмотрены виды деятельности студента, которые направляются и корректируются преподавателем, и виды учебной деятельности, которые осуществляются студентом самостоятельно в рамках плана изучения данной учебной дисциплины. К группе видов и форм самостоятельной работы студентов относятся:
В состав методического обеспечения самостоятельной работы входят: контрольные вопросы и задания для организации текущей самостоятельной работы слушателей по всем учебным разделам модулей (см. ниже в п. 2.1.4), методические указания слушателям по оформлению рефератов; рекомендации по использованию информационных технологий. Методические указания слушателям по оформлению рефератов Рефераты оформляются в виде рукописи, излагающей постановку проблемы, содержание исследования и его основные результаты. Текст реферата должен демонстрировать:
Реферат должен иметь следующую структуру: титульный лист, оглавление, введение, главы, параграфы, заключение, список используемой литературы, при необходимости – приложения. Номера присваиваются всем страницам, начиная с титульного листа, нумерация страниц проставляется со второй страницы. Плагиат в реферате недопустим. Текст контролируется на наличие совпадений с внешними источниками. Титульный лист реферата должен содержать: название факультета, направление подготовки магистра; название дисциплины; название темы реферата; должность (академическую степень, при наличии – учёную степень и звание), фамилию, имя, отчество автора; должность, учёные степень и звание, фамилию, имя, отчество, преподавателя; месяц и год выполнения реферата. Оглавление реферата представляет собой составленный в последовательном порядке список всех заголовков, глав, параграфов работы с указанием страниц, на которых соответствующие параграфы начинаются. Темы рефератов приведены в следующем подразделе 2.1.3. Рекомендации по использованию информационных технологий При наличии возможности с разрешения преподавателя материалы занятий, а также данная программа, могут быть просмотрены в течение одной - двух недель на сайте кафедры и, при необходимости, выведены на печать или записаны на магнитный носитель. Перед началом изучения очередного раздела каждый слушатель получает печатное или в электронном виде издание методических указаний и заданий к данному разделу. Для самостоятельного изучения отдельных тем и подготовки реферата помимо печатных изданий рекомендуется использовать возможности интернет-ресурсов: электронных библиотек, специализированных баз данных и поисковых систем. Для решения задач необходимо использовать пакеты прикладных программ (MatLab и др.), лицензии на которые имеются в Университете. Основными документами, регламентирующими порядок организации и проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации студентов, обучающихся на факультете ПМ–ПУ, являются: Устав СПбГУ, Правила обучения по основной образовательной программе на факультете психологии СПбГУ. На первом занятии преподаватель доводит до сведения студентов график (сроки) текущего контроля их самостоятельной работы и критерии оценки знаний при текущем контроле успеваемости, а также сроки и условия заключительной (промежуточной) аттестации. Преподаватель имеет право изменять структуру и количество разделов дисциплины и разделов в них (в зависимости от изменения нормативной базы) и количество точек контроля знаний слушателей за период обучения. Однако при этом необходимо обеспечить соответствие затрат учебного времени на самостоятельную работу слушателей установленным нормам затрат времени на эти виды контроля, а также бюджету времени, предусмотренного учебным планом на данную дисциплину.
Критерии оценивания формируются исходя из данных показателей, форм работы слушателей, которые используются ими при освоении учебного материала дисциплины и методов измерения знаний слушателей с учётом весовых коэффициентов важности показателей (в процентах). Для ДВМ-01 выбрана комбинация следующих критериев:
Максимальное количество баллов, которое может получить слушатель за изученный курс составляет 100 баллов (100% - й успех). Приведённые выше проценты указывают максимальный процент (долю), который может получить слушатель по тому или иному показателю работы, из принятых по данной дисциплине. При оценивании результатов контрольных опросов, письменных заданий и промежуточной (заключительной) аттестации по дисциплине преподавателю рекомендуется использовать следующие условия выставления оценок. Оценки «отлично» заслуживает слушатель, обнаруживший всестороннее, систематическое и глубокое знание учебного материала, умение свободно выполнять задания, предусмотренные программой, усвоивший основную и знакомый с дополнительной литературой, рекомендованной программой. Как правило, оценка «отлично» выставляется усвоившим взаимосвязь основных понятий дисциплины и их значение для приобретаемой профессии, проявившим творческие способности в понимании, изложении и использовании учебно-программного материала. Оценки «хорошо» заслуживает слушатель, обнаруживший полное знание учебного материала, успешно выполняющий предусмотренные в программе задания, усвоивший основную литературу, рекомендованную в программе. Как правило, оценка «хорошо» выставляется слушателям, показавшим систематический характер знаний по дисциплине и способным к их самостоятельному пополнению и обновлению в ходе дальнейшей учебной работы и профессиональной деятельности. Оценки «удовлетворительно» заслуживает слушатель, обнаруживший знание основного учебного материала в объеме, необходимом для дальнейшей учебы и предстоящей работы по профессии, справляющийся с выполнением заданий, предусмотренных программой, знакомый с основной литературой, рекомендованной программой. Как правило, оценка «удовлетворительно» выставляется, допустившим погрешности в ответе на экзамене и при выполнении экзаменационных заданий, но обладающим необходимыми знаниями для их устранения под руководством преподавателя. Оценка «неудовлетворительно» выставляется выставляется студенту, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий. Как правило, оценка «неудовлетворительно» ставится слушателям, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании ДОП без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине. Для перевода данных оценок в относительные (в проценты или доли) преподавателю рекомендуется придерживаться следующего правила:
Суммарная оценка образуется как сумма относительных оценок по трём показателям работы слушателей. В случае отсутствия оценки у слушателя за выступление с докладом по 2-му показателю ему при расчете по этому показателю выставляется оценка 0,1. По значениям 2-го и 3-го показателей выставляется средневзвешанная оценка. Если с учётом первой формы работы слушателей «активность посещения занятий или сайта» общее количество баллов составит менее 50, то слушатель по дисциплине не аттестуется. В случае необходимости использования системы оценок ECTS (European Credit Transfer System) – европейской системы взаимозачетов кредитов, для перехода от российской 4-х балльной шкалы к системе оценок ECTS рекомендуется использовать следующую таблицу.
К промежуточной аттестации допускаются слушатели, набравшие не менее 35 баллов. Слушателям, получившим по результатам текущего контроля:
Преподаватель имеет право предоставить информацию о задолженностях студента в аттестационную комиссию. 2.1.4. Методические материалы для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации (контрольно-измерительные материалы) На первом занятии преподаватель доводит до сведения слушателей график (сроки) текущего контроля их самостоятельной работы и критерии оценки знаний при устном опросе, проверке заданий и рефератов, а также сроки и условия заключительной (промежуточной) аттестации. Реализацию непрерывного контроля знаний согласно графику, преподаватель осуществляет за счет часов, предусмотренных нормами времени на проверку рефератов, рецензирования контрольных работ (заданий), проведение консультаций и пр. Преподаватель имеет право изменять структуру и количество модулей дисциплины и разделов в них, в зависимости от изменения нормативной базы и количество точек контроля знаний слушателей за период обучения. Однако при этом необходимо обеспечить соответствие затрат учебного времени на самостоятельную работу слушателей установленным нормам затрат времени на эти виды контроля, а также бюджету времени, предусмотренного учебным планом на данную дисциплину. Методические материалы для текущего контроля и промежуточной аттестации включают:
Перечень заданий для выполнения во время самостоятельной работы Задания к разделу 1:
Задания к разделу 2:
Задание к разделу 3:
Примерный перечень вопросов для самопроверки и текущего контроля Вопросы к разделу 1:
Вопросы к разделу 2:
Вопросы к разделу 3:
Примерные вопросы к экзамену по дисциплине «Методы прикладной математики в теории упругости »
Темы рефератов
2.2. Кадровое обеспечение 2.2.1. Требования к образованию и (или) квалификации штатных преподавателей и иных лиц, допущенных к преподаванию дисциплины К чтению лекций должны привлекаться преподаватели, имеющие ученую степень и/или ученое звание, имеющие опыт планирования и организации учебного процесса, а также главные и ведущие специалисты в этой области. 2.2.2. Требования к обеспеченности учебно-вспомогательным и (или) иным персоналом Для технического обеспечения учебного процесса необходима возможность прибегать к помощи специалистов, ответственных за надлежащее функционирование компьютеров и программного обеспечения, а также за своевременное поддержание в рабочем состоянии другой используемой техники. Учебно-вспомогательный и инженерно-технический персонал должен иметь соответствующее высшее образование, и обладать навыками организации работы с пользовательскими программными продуктами в локальной сети компьютерного класса и в Интернете. Просим Вас заполнить анкету-отзыв по прочитанной дисциплине. Обобщенные данные анкет будут использованы для ее совершенствования. По каждому вопросу проставьте соответствующие оценки по шкале от 1 до 10 баллов (обведите выбранный Вами балл). В случае необходимости впишите свои комментарии. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Комментарий_________________________________________________ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Комментарий_________________________________________________ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Комментарий_________________________________________________ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Комментарий_________________________________________________ Комментарий______________________________________________ 6. Что бы Вы предложили изменить в методическом и содержательном плане для совершенствования преподавания данной дисциплины? Комментарий___________________________________________________ 7. Что запомнилось из курса лекций? _____________________________________________ _________________ 8. Что показалось самым сложным? _______________________________________________________________ СПАСИБО! 2.3. Материально-техническое обеспечение учебной дисциплины 2.3.1. Требования к аудиториям (помещениям, местам) для проведения занятий Аудитории и помещения, предназначенные для проведения занятий по данной дисциплине должны отвечать санитарным нормам, предусмотренным Образовательным стандартом реализации программ высшего профессионального образования Санкт-Петербургского государственного университета. Для проведения занятия необходима стандартно оснащенная аудитория с компьютерным и видеопроекционным оборудованием для презентаций с выходом в Интернет, средствами звуковоспроизведения и экраном. Каждый обучающийся во время занятий и самостоятельной подготовки должен быть обеспечен рабочим местом с компьютером с выходом в Интернет. На всех компьютерах должны быть установлены средства MS Office 2007: Word, Excel, PowerPoint и др. (допустима версия MS Office 2003), должен быть выход в Интернет. Кроме того, для реализации программы необходим доступ преподавателей к офисной технике (компьютер, копировальная техника, принтер), а также достаточное количество расходных материалов к ней, выделенных для использования в учебном процессе. 2.3.3. Требования к специализированному оборудованию Рабочие места преподавателя и студентов должны быть оснащены оборудованием не ниже: Pentium |||-800/ОЗУ-256 Мб / Video- 32 Мб / Sound card – 16bit /Headphones / HDD 80 Гб / СD-ROM – 48x / Network adapter – 10/100/ Мбс / SVGA – 19”. 2.3.4. Требования к специализированному программному обеспечению На всех компьютерах должны быть установлены лицензионные пакеты MatLab. 2.3.5. Требования к перечню и объёму расходных материалов Фломастеры цветные, губки, бумага формата А4, канцелярские товары, картриджи принтеров, диски, флеш-накопители и др. в объёме, необходимом для организации и проведения занятий, по заявкам преподавателей, подаваемым в установленные сроки.
10. Партон В.З., Перлин П.И. Методы математической теории упругости. – М.: «Наука». 1987. 688 с. 11.Кошелев А.И., Нарбут М.А. Лекции по механике деформируемого твердого тела: учебное пособие. СПб: Изд-во СПбГУ. 2003. 276 с. 12.Васидзу К. Вариационные методы в теории упругости и пластичности. – М.: «Мир». 1987. 542 с. 13.Сапунов В.Г. Прикладная теория упругости: учебное пособие. - М.: Изд-во Московского инж.- физич. университета (МИФИ). 2008. 2.4.2. Список дополнительной литературы
2.4.3. Перечень иных информационных источников
Раздел 3. ПРОЦЕДУРА РАЗРАБОТКИ И УТВЕРЖДЕНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ. Разработчик рабочей программы учебной дисциплины.
Рецензент: ФИО (полностью), уч. степень, звание, должность. В соответствии с порядком организации внутренней и внешней экспертизы образовательных программ, установленных приказом первого проректора по учебной работе от 18.02.2009 № 195/1, проведена двухуровневая экспертиза:
Иные документы об оценке качества рабочей программы учебной дисциплины (документы от работодателей, экспертные заключения с других факультетов социологии, Заключения от органов власти и управления)
Внесение изменений в рабочую программу учебной дисциплины
|
|