страница 1
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие работы
|
Рабочая программа для студентов направления 230700. 62 «Прикладная информатика» - страница №1/1
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Проректор по учебной работе /Волосникова Л.М./ «_____» _______________ 2011 г. ПРОЕКТНЫЙ ПРАКТИКУМ Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 230700.62 «Прикладная информатика» очной формы обучения профиля подготовки «Прикладная информатика в экономике» Автор работы /Григорьев М.В./ «02» июня 2011 г. Рассмотрено на заседании кафедры информационных систем (протокол № 12 от 03.06.11 г.) Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению. «РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»: Объем 17 стр. Зав. кафедрой /Ивашко А.Г./ «03» июня 2011 г. Рассмотрено на заседании УМК Института математики, естественных наук и информационных технологий (протокол № 4 от 28.06.11 г.) Соответствует ФГОС ВПО и учебному плану образовательной программы. Председатель УМК /Глухих И.Н./ «_____» _______________ 2011 г. Зав. методическим отделом УМУ /Федорова С.А./ «_____» _______________ 2011 г. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Институт математики, естественных наук и информационных технологий Кафедра информационных систем Григорьев М.В. ПРОЕКТНЫЙ ПРАКТИКУМ Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 230700.62 «Прикладная информатика» очной формы обучения профиля подготовки «Прикладная информатика в экономике» Тюменский государственный университет 2011 Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки. Рабочая программа дисциплины (модуля) опубликована на сайте ТюмГУ: Проектный практикум [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk3.utmn.ru., свободный. Рекомендовано к изданию кафедрой информационных систем. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета. ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: заведующий кафедрой информационных систем, д.т.н., профессор А. Г. Ивашко. © Тюменский государственный университет, 2011. © Григорьев М.В., 2011.
1.1.Цели и задачи дисциплиныПриобретение умений и навыков методологических основ проектирования ИС и владения соответствующим инструментарием. Приобретение умений и навыков студентами методики системного и детального проектирования ИС. 1.2.Место дисциплины в структуре ООП бакалавриатаДисциплина относится к профессиональному циклу (базовая часть). Учебная дисциплина «Проектный практикум» базируется на знаниях и умениях, полученных при изучении общепрофессиональных дисциплин: Базы данных, Проектирование информационных систем, Информатика и программирование, а также тесной взаимосвязи с другими специальными дисциплинами. Данная дисциплина является предшествующей для следующих дисциплин: информационный менеджмент. 1.3.Компетенции выпускника ООП бакалавриата, формируемые в результате освоения данной ООП ВПОВ результате освоения ООП бакалавриата выпускник должен обладать следующими компетенциями:
В результате изучения дисциплины студент должен: Уметь:
Владеть:
1.4.Структура и трудоемкость дисциплины.Таблица 1.
Тематический планТаблица 2. Тематический план (семестр 6)
Таблица 3. Тематический план (семестр 7)
Таблица 4. Виды и формы оценочных средств в период текущего контроля (семестр 6)
Таблица 5. Виды и формы оценочных средств в период текущего контроля (семестр 7)
Таблица 6. Планирование самостоятельной работы студентов (семестр 6)
Таблица 7. Планирование самостоятельной работы студентов (семестр 7)
Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами
Содержание дисциплиныТема 1.1 Введение. Данные; информация; информационный процесс; информационная система; классификация информационных систем; общий функционал информационных систем; типовые функциональные компоненты информационных систем; понятие архитектуры информационных систем; требования, предъявляемые к информационным системам. Тема 2.1 Предпроектное обследование предметной области. Анализ первичных документов. Анализ законодательства и управляющих документов. Интервьюирование. Анкетирование. Анализ штатного расписания. Исследование документов и отчетов предметной области. Формирование модели деятельности. Тема 3.1 Концепция проекта. Анализ требований. Разработка технического задания. Документ Видение. Предварительное специфицирование. Контекстное моделирование. Тема 4.1 Системная архитектура проекта. Описательная модель предметной области; жизненный цикл приложения баз данных; определение требований к системе; пользовательские представления; сбор и анализ требований пользователей; типы СУБД и моделей данных; проектирование базы данных; подходы к проектированию базы данных; моделирование данных; этапы проектирования базы данных; концептуальное проектирование: модель "сущность-связь"; расширенная модель "сущность-связь"; разработка приложений; рекомендации по проектированию пользовательского интерфейса; создание прототипов; реализация. Тема 5.1 Оценка затрат проекта. Бизнес-планирование. Операционная деятельность. Инвестиционная деятельность. Финансовая деятельность. Оценка эффективности инвестиций. Функционально-стоимостной анализ процессов. Оценка экономического внедрения программного обеспечения. Тема 6.1 Завершение проекта. Важность грамотного завершения проекта. Как определить момент окончания проекта. Функция руководителя проекта на завершающем этапе. Процесс завершения проекта. Роспуск команды, работавшей над проектом. Закрытие банка данных проекта. Завершение работ. Завершающая проверка и подведение итогов проекта. Сохранение материалов, имеющих отношение к проекту. Постпроектная оценка. Темы лабораторных работ (Лабораторный практикум)Лабораторная работа 1 (Тема 2.1, 20 часов). Предпроектное обследование предметной области Объект исследования: разработка проекта информационной системы. Инструментарий: Microsoft Office Visio, Microsoft Office Word, C# Исследование: Планирование требований к информационной системе; сбор пользовательской информации; детализированное проектирование, построение (прототипирование) информационной системы. Лабораторная работа 2 (Тема 3.1, 20 часов). Концепция проекта Объект исследования: разработка проекта информационной системы. Инструментарий: Microsoft Office Visio, Microsoft Office Word, C# Исследование: Ознакомление с формами исходных документов предметной области, выделение всех атрибутов документов; определение количества возможных значений атрибутов и доменов атрибутов; выделение составных, производных атрибутов; идентификация типов сущностей и типов связей, представляющих интерес для проектируемой базы данных; определение ограничения кратности каждого типа связи в модели; определение выделенных атрибутов у типов сущностей и типов связей, и выделение атрибутов первичных ключей; анализ исходных документов и принятие решения об использовании специализации/генерализация и категоризации типов сущностей; на основе диаграммы «сущность-связь» разработка схемы реляционной базы данных; разработка приложения; реализация формирования отчетов в соответствии с формами исходной документации. Лабораторная работа 3 (Тема 4.1, 25 часов). Системная архитектура проекта Объект исследования: разработка проекта информационной системы. Инструментарий: Microsoft Office Visio, Microsoft Office Word, C# Исследование: Разработка диаграммы потоков данных; разработка словаря данных; представление содержимого словаря данных; описание БНФ – нотации. Лабораторная работа 4 (Тема 5.1, 25 часов). Оценка затрат проекта Объект исследования: разработка проекта информационной системы. Инструментарий: Microsoft Office Visio, Microsoft Office Word, C# Исследование: Разработка спецификаций процессов; имитация проектных спецификаций. Учебно – методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины (модуля)Учебно-методическое обеспечение выполнения обучающимися самостоятельных заданий лабораторного практикума включает методические указания к выполнению каждого задания (выдаются обучающимся в электронном виде). Контрольные вопросы для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации: 1. Понятие данных, информации, информационного процесса, информационной системы. Примеры. 2. Классификация информационных систем: по масштабу, по сфере применения, по способу организации. Задачи классификации. 3. Требования, предъявляемые к информационным системам: гибкость, надежность, эффективность, безопасность. 4. Понятие архитектуры информационной системы. Способы представления. Примеры. 5. Понятие жизненного цикла информационных систем. Понятие проекта. Классификация проектов. 6. Фазы проектирования: концептуальная, подготовка технического предложения, проектирование, разработка, ввод в эксплуатацию. 7. Процессы жизненного цикла информационных систем. Основные процессы жизненного цикла. 8. Процессы жизненного цикла информационных систем. Вспомогательные процессы жизненного цикла. 9. Процессы жизненного цикла информационных систем. Организационные процессы жизненного цикла. 10. Структура жизненного цикла информационных систем. Начальная стадия. 11. Структура жизненного цикла информационных систем. Стадия уточнения. 12. Структура жизненного цикла информационных систем. Стадия конструирования. 13. Структура жизненного цикла информационных систем. Стадия ввода в эксплуатацию. 14. Модель жизненного цикла информационных систем. Каскадная модель. Преимущества и недостатки. 15. Модель жизненного цикла информационных систем. Спиральная модель. Преимущества и недостатки. 16. Методология быстрой разработки информационных систем. Основные принципы методологии. 17. Методология быстрой разработки информационных систем. Фазы жизненного цикла информационных систем в рамках методологии. Фаза анализа и планирования требований. 18. Методология быстрой разработки информационных систем. Фазы жизненного цикла информационных систем в рамках методологии. Фаза проектирования. 19. Методология быстрой разработки информационных систем. Фазы жизненного цикла информационных систем в рамках методологии. Фаза построения. 20. Методология быстрой разработки информационных систем. Фазы жизненного цикла информационных систем в рамках методологии. Фаза внедрения. 21. Понятие профиля информационной системы. Принципы формирования профиля информационной системы. 22. Понятие профиля информационной системы. Структура профилей информационных систем. 23. Структура и процессы международного стандарта ISO/IEC 12207: 1995-08-01. 24. CASE-технологии проектирования информационных систем. Характеристика CASE-средств. Примеры. 25. Построение модели данных. Основные понятия и определения. 26. Построение модели данных. Этапы моделирования. Концептуальное моделирование. 27. Построение модели данных. Этапы моделирования. Логическое моделирование. 28. Построение модели данных. Этапы моделирования. Физическое моделирование. 29. Построение модели данных. Модель предметной области. 30. Математическая модель информационной системы. Классификация математических моделей. 31. Имитационная модель информационной системы. Классификация имитационных моделей. Примерная тематика курсовых работ
Образовательные технологииВ рамках учебного курса предусматривается разбор конкретных ситуаций (комплексные ситуационные задания) по темам 1.1, 2.1, 3.1, 4.1, 5.1 и 6.1. Предусмотрены интерактивные формы проведения занятий:
Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля).9.1. Основная литература: 1. Мартин Фаулер. UML. Основы, 3-е издание – СПб.: Символ-Плюс, 2004г. 2. Джим Арлоу, Айла Нейштадт. UML2 и Унифицированный процесс. Практический объектно-ориентированный анализ и проектирование, 2-е издание – СПб.: Символ-Плюс, 2007г. 3. Иан Соммервилл. Инженерия программного обеспечения, 6-е издание – М.: Вильямс, 2002г. 4. Эрик Дж. Брауде. Технология разработки программного обеспечения – СПб.: Питер, 2004г. 5. В.В. Липаев Программная инженерия. Методологические основы. Учебник. М.: ТЕИС, 2006. 6. К. Гецци, М. Джазайери, Д. Мандртоли, Основы инженерии программного обеспечения, 2-е издание, СПб.: БХВ-Петербург, 2005. 7. Р.Т. Фатрелл, Д.Ф. Шафер, Л.И. Шафер Управление программными проектами. Достижение оптимального качества при минимуме затрат. М.: Издательский дом “Вильямс”, 2004. 9.2. Дополнительная литература: 1. Гради Буч, Джеймс Рамбо, Ивар Якобсон. Язык UML. Руководство пользователя – М.: ДМК Пресс, 2007г. 2. Дж. Рамбо, М. Блаха. UML 2.0. Объектно-ориентированное моделирование и разработка – СПб.: Питер, 2007г. 3. Уэнди Боггс, Майкл Боггс. UML и Rational Rose – М.: Лори, 2008г. 4. Software Engineering — Guide to the Software Engineering Body of Knowledge 5. (SWEBOK) TECHNICAL REPORT ISO/IEC TR 19759 IEEE First edition 2005-09-15 6. CMMI® for Development, Version 1.2, CMU/SEI-2006-TR-008 ESC-TR-2006-008 9.3. Программное обеспечение и Интернет – ресурсы: 1. Software Engineering Conference (Russia) 2005, 2006, 2007 http://www.secr.ru/ 2. http://ion.uwinnipeg.ca/~rmcfadye/2914/hypergraph/erd.html 3. http://umlmanual.ru/dop/notationUML(www.umlmanual.ru).pdf 4. http://www.interface.ru/home.asp?artId=22560&print=yes 5. http://www.nazametku.com/2010/11/dfd-методология-нотация-принципы-модел/ 6. http://www.32geeks.com/classes/resources/IDEF1X_Cheat_Sheet.pdf Технические средства и материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля).В процессе изучения дисциплины используются мультимедийные и технические средства обучения. Применяемое программное обеспечение: пакет Microsoft Office, включая Visio. CASE-инструментарий. Для проведения аудиторных занятий используются лекционные аудитории, оснащенные проектором или системой видеоконференцсвязи и компьютерные классы. |
|