страница 1
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие работы
|
Программа учебной дисциплины для специальности 050301. 65 Русский язык и литература - страница №1/1
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова» (ФГБОУ ВПО «УлГПУ им. И.Н. Ульянова») Кафедра ботаники УТВЕРЖДАЮ Проректор по учебной работе _______________ И.В. Столярова «_____» ________________ 2012 г. ЭКОЛОГИЯ Программа учебной дисциплины для специальности 050301.65 Русский язык и литература (заочная форма обучения) Составитель: Сергатенко С.Н., кандидат биологических наук, доцент Ульяновск, 2012 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по дисциплине «Экология» составлена на основании Государственного образовательного стандарта высшего образования для специальности 050301.65 Русский язык и литература, утвержденного Министерством образования Российской Федерации от 31 января 2005 г. (номер государственной регистрации №707 пед/сп) и учебного плана специальности. Материал курса служит основой общебиологической подготовки студентов, учит умению ориентироваться в проблемах смежных наук, дает фундаментальную подготовку по научному обоснованию процессов происходящих в природе и проблемам охраны окружающей среды. Для освоения экологии студенты используют знания, умения и виды деятельности, сформированные в процессе изучения дисциплин естественнонаучного и математического цикла. Последовательность изложения материала отражает закономерности функционирования систем надорганизменных уровней организации, принципы рационального природопользования и охраны, а также теоретические основы для практического решения экологических проблем, современности; Каждый раздел программы наряду с фундаментальными знаниями предполагает также усвоение учащимися возможностей применения этих знаний в практической деятельности человека. Цель и задачи дисциплины Цель дисциплины - формирование у студентов систематизированных знаний в области экологии и применение полученных знаний и навыков в решении профессиональных задач. Задачи:
Требования к уровню освоения содержания дисциплины В результате изучения учебной дисциплины «Экология» студент должен: знать: - основные экологические законы, определяющие существование и взаимодействие биологических систем разных уровней (организмов, популяций, биоценозов и экосистем, биосферы); - теоретические основы для практического решения экологических проблем, современности; - современное состояние окружающей среды и основные проблемы охраны природы; - принципы рационального природопользования. - решать экологические задачи; - прогнозировать возможные реакции биосистем на антропогенные воздействия; - применять базовые представления об основах экологии на практике; - использовать в своей работе объективные оценки экологических последствий принимаемых решений; - применять знания экологических правил при анализе различных видов хозяйственной деятельности. владеть: - основными приемами системного экологического мышления; - способами измерения основных показателей водной, почвенной и наземно-воздушной сред.
ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ Раздел 1. Введение Предмет, структура и задачи экологии. Уровни организации жизни. Методы экологических исследований. Положение экологии в системе наук. Краткая история экологии. Раздел 2. Аутэкология Экологические факторы. Классификации экологических факторов. Общие закономерности их действия на организмы. Стено- и эврибиоонты. Понятие адаптивные ритмы. Суточные и циркадные ритмы. «Биологические часы» растений и животных. Циркадный ритм человека и его медицинское значение. Сезонные и циркадные ритмы, их проявление в жизненных циклах организмов. Свет как экологический фактор. Температура как экологический фактор. Вода (влажность) как экологический фактор. Раздел 3. Основные среды жизни и адаптация к ним организмов. Экологические классификации организмов. Специфика водной среды обитания. Почва как среда обитания. Наземно-воздушная среда. Живые организмы как среда обитания. Приспособления живых организмов к среде обитания. Раздел 4. Демэкология Определение популяции. Популяционная структура вида. Граница популяций. Количественные показатели и структура популяций. Понятие численности, плотности, рождаемости, смертности, прироста, темпов роста, иммиграции и эмиграции. Типы структур популяций. Биологическая структура популяций. Половая структура популяций. Возрастная структура популяций. Пространственная структура популяций. Эффект группы. Эффект массы. Рост популяций. Экспотенциальная и логистическая кривые роста. Емкость среды. Концепции К- и r- стратегии жизненных циклов. Гомеостаз популяций. Динамика численности популяций. Тема 5. Синэкология Понятие сообщества и биоценоза. Биотоп. Принципиальные черты надорганизменных объединений. Структура биоценоза: трофическая, видовая, пространственная. Концепция экологических ниш. Проблемы границ в экологии сообществ. Типы взаимосвязей организмов. Отношение хищник – жертва. Конкуренция. Мутуализм. Комменсализм. Нейтрализм. Хищничество и паразитизм и их математические модели в уравнениях Лотки-Вольтерра. Экосистема: структура и свойства. Функциональные группы организмов в экосистемах: продуценты, консументы, редуценты. Поток веществ и энергии в экосистеме. Пищевые сети и цепи. Эффект биологического накопления. Экологические пирамиды. Правила экологических пирамид. Биологическая продуктивность экосистем. Динамика и стабильность экосистем. Сукцессии, их виды и значение. Тема 6. Биосфера Биосфера как сфера жизни. Учение В.И. Вернадского о биосфере. Функции и свойства живого вещества. Свойства биосферы. Круговороты веществ. Районирование биосферы. Тема 7. Экология и проблемы охраны природы Ноосфера и ее отличительные признаки. Антропогенные экосистемы. Экологические проблемы современного общества и пути их решения. Международное сотрудничество в исследованиях биосферы. Понятие природопользование. Виды природопользования. Мотивы рационального природопользования. Принципы рационального природопользования. Мониторинг окружающей среды. Стратегия экологического образования. Задачи экологического образования. Модели экологического образования в школе. Роль различных школьных предметов в формировании экологической культуры. Внеурочные формы экологического образования. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Методические рекомендации преподавателю По каждой теме дисциплины предполагается проведение аудиторных занятий и самостоятельная работа, т.е. чтение лекций, разработка реферативного сообщения, вопросы для контроля знаний. Предусматриваются также активные формы обучения, такие как, решение задач с анализом экологических ситуаций. Подготовка и проведение лекций должны предусматривать определенный порядок. Успешное изучение курса требует от студентов посещения лекций, выполнения всех учебных заданий преподавателя, ознакомления и работы с базовыми учебниками, основной и дополнительной литературой. Лекции по дисциплине «Экология» имеют в основном обзорный характер и нацелены на освещение наиболее трудных и дискуссионных вопросов, а также способствуют формированию навыков работы с научной литературой. В конце лекции преподаватель оставляет время для того, чтобы студенты имели возможность задать уточняющие вопросы по изучаемому материалу. Основной формой итогового контроля и оценки знаний студентов по дисциплине «Экология» является зачет в 9 семестре. Примерный перечень вопросов к зачету
Примерная тематика рефератов
Критерии оценивания знаний студентов по дисциплине Критерии оценивания знаний студентов на зачете: «зачтено» ставится за: - знания всего программного материала; - грамотное, последовательное и полное изложение материала; - владение понятийным аппаратом; - посещение все лекционные и практических занятий. «не зачтено» ставится за: - слабые знания всего программного материала; - неспособность грамотно, последовательно и полно изложить материал; - не владение понятийным аппаратом по курсу. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ Основная литература
Дополнительная литература
Лист согласования рабочей программы учебной дисциплины Экология Рабочая программа учебной дисциплины «Экология» Составитель: С.Н. Сергатенко – Ульяновск: УлГПУ, 2012. - 8 с. Программа составлена с учетом Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для специальности 050301.65 Русский язык и литература, Положения о рабочей программе учебной дисциплины в ФГБОУ ВПО «УлГПУ им. И.Н. Ульянова» Составитель ____________________ С.Н. Сергатенко (подпись) Рабочая программа учебной дисциплины одобрена на заседании кафедры ботаники "___" __________ 20__г., протокол № ____ Заведующий кафедрой _______________________________________________________________ Сотрудник библиотеки _______________________________________________________________ Председатель ученого совета факультета _______________________________________________________________ "___" __________ 20__г., Начальник учебного управления _______________________________________________________________ личная подпись расшифровка подписи дата Программа зарегистрирована в университетском редакционно-издательском секторе под учетным номером __________ на правах учебно-методического электронного издания. Начальник УРИС ________________________________________________ личная подпись расшифровка подписи дата |
|