Рабочая программа учебной дисциплины историческая эвристика History Heuristic Язык обучения русский - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая программа учебной дисциплины гражданский процесс Civil Procedure... 6 2141.06kb.
Рабочая программа учебной дисциплины деловой этикет business Etiquette... 1 277.59kb.
Рабочая программа учебной дисциплины «иностранный язык» наименование... 1 290.12kb.
Программа учебной дисциплины для специальности 050301. 65 Русский... 1 176.16kb.
Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности... 1 257.67kb.
Рабочая программа учебной дисциплины возрастная психология По подготовке... 1 260.33kb.
Рабочая программа учебной дисциплины «Теория обучения машин» 1 350.36kb.
Рабочая программа по учебной дисциплине Управление инвестициями 2 677.57kb.
Рабочая программа учебной дисциплины 1 63.39kb.
Рабочая программа дисциплины литература Японии Направление подготовки... 2 383.79kb.
Рабочая программа учебной дисциплины «биомедицинская этика» 1 370.39kb.
Методические рекомендации по курсу историография истории россии для... 1 208.04kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Рабочая программа учебной дисциплины историческая эвристика History Heuristic Язык - страница №1/1

Правительство Российской Федерации
Санкт-Петербургский государственный университет
Исторический факультет

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Историческая эвристика
History Heuristic
Язык обучения ________ русский


Трудоемкость _______3_______ зачетных единицы





Регистрационный номер
рабочей программы:

код
года утверждения


/

код факультета или иного структурного подразделения

/

порядковый номер или шифр















Санкт-Петербург

2012

Раздел 1. Характеристика, структура и содержание учебных занятий


    1. Цели и задачи учебных занятий

Целью изучения данной учебной дисциплины является усвоение студентами общих знаний о природе исторической информации, этапах развития исторического метода, формирования методик поиска и анализа исторических источников, системных представлений о природе и структуре основных баз данных и мест хранения исторической информации.

В результате изучения дисциплины «Историческая эвристика» студенты должны знать содержание курса, уметь применять полученные знания в практической учебной и научной деятельности, осуществлять поиск и анализ исторической информации в библиотеках, архивохранилищах, сетевых ресурсах.


    1. Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебных занятий (прореквизиты)

Студенты, приступающие к изучению данной дисциплины, должны прослушать курсы введение в специальность (по профилю «Отечественная история»).

В результате обучающиеся будут иметь необходимые знания для усвоения материала по курсам методология истории, новые направления в исторической науке, вспомогательные исторические дисциплины, отечественная историография, основные этапы развития русской исторической мысли.





    1. Перечень формируемых компетенций (результаты обучения)

    • Владеет культурой мышления, способен к восприятию, обобщению, анализу информации, к постановке цели и выбору путей ее достижения, способен анализировать философские, мировоззренческие, социально и личностно значимые проблемы;

    • Способность понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, место человека в нем, в политической организации общества;

    • Готовность использовать базовые знания в области истории, археологии, этнологии, источниковедения и историографии в исследовательской и научно-практической деятельности;

    • Способность делать выводы и формулировать решения проблем исторического характера на основе анализа ситуации и дополнительно собранной информации

    • Готовность использовать базовые знания в области истории, археологии, этнологии, источниковедения и историографии в исследовательской и научно-практической деятельности;

  • Способность к поиску информации (в том числе в электронных каталогах и сетевых ресурсах), подготовке аналитических документов, применению современных методик гуманитарного знания в поисковых работах в военно-исторической и историко-социальной сферах, в проблематике историко-культурного наследия;

    • Способность понимать природу социального, политического и академического заказа применительно к разным формам репрезентации исторической информации (включая различные виды источников и историографию).




    1. Знания, умения, навыки, осваиваемые обучающимися

В процессе освоения программы учебной дисциплины формируются следующие знания, навыки и умения:

    • Базовые знания об истории развития исторического метода, исследовательского инструментария, связанного с поиском и анализом исторической информации:

    • Навыки работы с источниками разных типов и мест хранения;

    • Умение искать информацию, обрабатывать и сохранять источники, преобразовывать информацию в знания;

    • - Владение специальной исторической терминологией, умение «читать» исторические источники;

    • Умение в конкретной ситуации распознать и сформулировать проблемы, которые можно решить, использовав имеющиеся исторические знания, навыки и умения;

    • Умение выделить историческую информацию, необходимую для решения определенной проблемы, включая поиск в соответствующем источнике


1.5. Перечень и объем активных и интерактивных форм учебных занятий

При проведении занятий и организации самостоятельной работы используются наглядные материалы, библиографические и справочные издания разных типов (библиографические и биобиблиографические указатели, словари разных видов, архивные описи, электронные каталоги и и.п.), издания источников с элементами тестового контроля.



1.6. Организация учебных занятий

Трудоемкость, объемы учебной работы и наполняемость групп обучающихся

Код модуля в составе дисциплины

Аудиторная учебная работа обучающихся

в часах


Самостоятельная работа студентов

Объем активных и интерактивных форм учебных занятий

Трудоемкость

Лекции

Семинары

Консультации

Практ. занятия

Лабор. работы

Контр. работы

Коллоквиумы

Текущий контроль

Промежуточная аттестация

Под руков. преподавателя

В присутствии преподавателя

Без участия преподавателя

Текущий контроль

Промежуточная аттестация

Дневное отделение

С 2

32




4

32













1







17




27

6

3 з.е.

Наполняемость группы (студентов)

17




17

17













17






















ИТОГО часов

32




4

32













1







17




27

6

3 з.е.


1.7. Виды, формы и сроки текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации

Код модуля

Промежуточная аттестация

Текущий контроль

Очная форма обучения

виды

сроки

формы

сроки

С 2

экзамен











1.8. Структура и содержание учебных занятий




Модуль (семестр)

Наименование тем

Аудиторные занятия

Контактное время (консультации)

Самостоятельная работа студента

Общая трудоемкость

лекции

семинарские или практические

1

С 2

Введение в курс исторической эвристики.

2

2







4

2

С 2

Историческая эвристика в контексте социального и академического заказа к историческим исследованиям

2

2




1

5

3

С 2

Историческая эвристика в контексте развития исторической науки

2

2




1

5

4

С 2

Историческая эвристика и новые направления в исторической науке.

2

2




1

5

5

С 2

Технология историко-эвристических исследований: Основные правила библиографического описания документов.

2

2




1

5

6

С 2

Технология историко-эвристических исследований: введение в библиографическую эвристику

4

4

1

3

12

7

С 2

Технология историко-эвристических исследований: введение в архивную эвристику.

4

4

1

2

11

8

С 2

Технология историко-эвристических исследований: введение в музейную эвристику

2

2




1

5

9

С 2

Специфика историко-эвристических изысканий в сетевых ресурсах

2

2

1

1

6

10

С 2

Биографика: исследовательские технологии

2

2

1

2

7

11

С 2

Методика анализа исторической информации: принципы работы с актовыми источниками

2

2




1

5

12

С 2

Методика анализа исторической информации: принципы работы с нарративными источниками

2

2




1

5

13

С 2

Методика анализа исторической информации: принципы работы с историографическими источниками

2

2




1

5

14

С 2

Методика анализа исторической информации: принципы работы с аудио-визуальными источниками

2

2




1

5







ИТОГО

32

32

4

17

85


1.9. Содержание дисциплины:

  1. Введение в курс исторической эвристики. Понятие исторической эвристики. Тематика курса: историографический, технологический, аналитические аспекты. Терминология предмета. Историческая эвристика и историческая информация. Историческая эвристика в контексте истории информации. Герменевтическая проблематика в эвристических исследованиях. Понятие «информационной революции». Задачи исторической эвристики в условиях информационной революции рубежа XX – XXI вв. Историческая эвристика в контексте исторических дисциплин. Историческая эвристика и документоведение. Основная учебная литература и историография предмета.

  2. Историческая эвристика в контексте социального и академического заказа к историческим исследованиям. Понятие социального и политического заказа к исторической науке. Понятие академического заказа. Проблема актуальности исторического исследования. Российская историческая наука XIX – XX в контексте политического и социального заказа. Специфика методов работы с исторической информацией представителей различных политических течений российской историографии (охранительное, либеральное, демократическое). Эволюция идеологического контекста развития исторической науки в СССР. Проблема социального и политического заказа в постсоветской науке.

  3. Историческая эвристика в контексте развития исторической науки. Основные этапы развитие исторического метода. Эрудиты и антиквары. Историческая эвристика и формирование специальных исторических дисциплин. Ранкеанская революция. Методическая школа. Историческая эвристика, традиционная методология, методика и техника исторического исследования. Идейный контекст развития исторической науки XIX-XX вв. (позитивизм, гегельянство, неокантианство, марксизм). Схоларная проблематика в историографических исследованиях. Теория и практика исторического исследования в российской исторической науке XIX – начале XX вв.: Московская и Петербургская исторические школы в дореволюционной науке; М.П. Погодин, В.О. Ключевский, К.Н. Бестужев-Рюмин, В.С. Иконников, С.Ф. Платонов, П.Н. Милюков, А.С. Лаппо-Данилевский. Теория и практика исторического исследования в российской исторической науке XX – начале XXI вв.: М.Н. Покровский и его школа. Б.Д. Греков, С.Н. Валк, Б.А. Романов, М.Н. Тихомиров, Л.В. Черепнин, М.М. Бахтин, Д.С.Лихачев, А.А.Зимин, А.Я. Гуревич, Ю.М. Лотман, М.Я. Гефтер, Л.Н.Гумилев, И.Д. Ковальченко, М.Я. Барг и другие выдающиеся историки ХХ в.

  4. Историческая эвристика и новые направления в исторической науке. Изменение социального заказа к исторической науке, проблема легитимности истории как науки и расширение «территории историка» в ХХ в.: новые поля и методы исторического исследования. «Новая историческая наука» (школа Анналов) и ее значение. Обзор эвристического инструментария новых направлений в исторической науке последней трети ХХ – начала ХХI (устная история, количественная история, историческая антропология, микроистория, гендерная история, экологическая история, локальная, городская и новая локальная история, история понятий и др.). Эвристические методы в мемориальных исследованиях. Проблемы исторической эвристики в контексте цивилизационного подхода к исторической науке. Формирование цивилизационной парадигмы в исторических исследованиях ХХ в. (О. Шпенглер, А. Тойнби, С. Хантингтон). Система анализа И. Валлерстайна. Эвристические методы в контексте синергетических исследований. Проблемы исторической эвристики в контексте посмодернисткой парадигмы. Понятие постмодернизма в философии и науке. Философские и социальные основания постмодернизма. Посмодернисткая парадигма и историческая наука (Х. Уайт, П.Рикер, Ф. Анкерсмит и др.). Специфика эвристических исследований в гуманитарных науках в условиях постмодернистской парадигмы.

  5. Технология историко-эвристических исследований: Основные правила библиографического описания документов. Понятие библиографического описания. Области библиографического описания. Общепринятые сокращения в библиографическом описании документов. ГОСТы библиографических описаний (1969, 1976, 1984, 2003). Особенности библиографического описания электронных/сетевых ресурсов. Особенности библиографического описания архивных документов. Оформление библиографических ссылок на печатные издания, электронные ресурсы, архивные документы.

  6. Технология историко-эвристических исследований: введение в библиографическую эвристику. Историческая библиография и историческая эвристика. Основные этапы развития исторической библиографии в России. Историческое книговедение и историческая эвристика. Библиотековедение и историческая эвристика. Библиотечная сеть России. Фонды крупнейших мировых и российских книжных собраний (Библиотека Конгресса США, Библиотека Британского музея, Российская государственная библиотека, Российская национальная библиотека, Институт научной информации по общественным наукам Российской академии наук (ИНИОН РАН),, Библиотека Академии наук, Государственная публичная историческая библиотека, Научная библиотека СПбГУ им М. Горького и др.). Методика работы с библиотечными фондами, специфика работы с карточными каталогами и on-line каталогами ведущих мировых и российских библиотек. Порядок работы с программой OPAC-Global. Система Сигла-поиск. Основные библиографические указатели и справочная литература. Универсальные энциклопедии и энциклопедические словари. Исторические энциклопедии и справочники. Биографические и библиографические справочники. Литературные справочники. Региональные и географические справочники. Специфика составления биобиблиографических баз данных и указателей. Базы данных (eLIBRARY.RU - Научная электронная библиотека, ИНИОН РАН, History Online and History Study Center, Taylor and Francis Online, DigiZeitschriften, Ebrary Academic Complete, Academic Search Complete, Grove Art Online, OAPEN (Open Access Publishing in European Networks), JSTOR - The Scholarly Journal Archive, Wiley InterScience - журналы Wiley-Blackwell, Cambridge Journals Online, Directory of Open Access Journals – DOAJ, Springer – журналы, InfoTrac General Onefile и др.) и системы индексации (РИНЦ, Web of Science, Scopus, Web of Knowledge, Journal Citation Reports, Social Sciences Edition и др.) исторических источников и литературы по гуманитарным и социальным наукам. Базы данных крупнейших мировых и российских библиотечных собраний (на примерах Библиотеки конгресса США и Универсального собрания РГБ). Базы данных российских и зарубежных диссертаций. Специфика работы с базами данных российской государственной библиографии. Специфика работы с универсальной базой Google Books. Общие тенденции развития библиографической эвристики в контексте «информационной революции».

  7. Технология историко-эвристических исследований: введение в архивную эвристику. Архивоведение и историческая эвристика. Понятие архивной эвристики. Основные этапы развития архивного дела и архивной эвристики в России. Архивная система России. Росархив. Федеральные архивы и региональные архивы. Путеводители по российским архивам (ГАРФ, РГАДА, РГИА, РГВА, РГА ВМФ, РГАЭ, РГАСПИ, РГАЛИ, РГАНТД, РГАНИ, Архив РАН, ЦГИА СПб, ОР РНБ, ОР РГБ, РО ПД РАН, ОР БАН, ЦГА СПб, ЦГАЛИ СПб, ЦГАКФФД СПб, ЦГАИПД СПб, Архив СПб ИИ РАН, ОР/РО ГИМ, НБ РАХ, НМБ СПбГК, МБ СПбФ, СПбГТБ, ОРРК Библиотеки ВМедА и др.). Архивохранилища СПбГУ (Архив СПбГУ, архив музея СПбГУ, Отдел редких книг и рукописей НБ СПбГУ, Восточный отдел НБ СПбГУ). Справочники об архивных и рукописных собраниях. Информационные проекты Росархива. Базы архивных документов on-line (Портал «Архивы России», сайты РГИА, ПД, проект «История Санкт-Петербургского университета в виртуальном пространстве»). Мировая практика архивного дела, базы данных национальных архивов и архивных служб. Региональные архивы как центры изучения локальной истории. Общие тенденции развития архивной эвристики в контексте «информационной революции».

  8. Технология историко-эвристических исследований: введение в музейную эвристику. Музееведение и музейная эвристика. Музейные коллекции как объект исторического изучения. Крупнейшие исторические музеи мира. Крупнейшие исторические музеи России: Государственный Эрмитаж, Государственный центральный музей современной истории России, Государственный музей политической истории России, Государственный музей истории религии, Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера), Российский этнографический музей, Центральный музей Вооруженных Сил, Центральный военно-морской музей, Центральный музей Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., Российский государственный музей Арктики и Антарктики и др. Музеи как центры историко-эвристических исследований. Краеведческие музеи как центры изучения локальной истории. Общие тенденции развития музейной эвристики в контексте «информационной революции».

  9. Специфика историко-эвристических изысканий в сетевых ресурсах. Понятие сетевого ресурса. Ведущие поисковые системы и методика поиска исторической информации. Общие тенденции репрезентации исторической информации в сети Интернет с конца 1990-х гг. Наиболее рейтинговые исторические ресурсы и базы данных по всемирной истории и истории России (каталоги ссылок на сетевые ресурсы по истории России, общие базы данных по отечественной истории, тематические базы данных по отечественной истории: по периодам, по отраслям исторической науки). Сетевые журналы. Гипертекстовый характер сетевых ресурсов, специфика работы с мультимедийным контентом. Репрезентация традиционных форм передачи исторической информации в сети (библиотечные и архивные собрания, музейные коллекции) в сетевом пространстве. Опыты организации научно-исследовательской работы в сетевом пространстве.

  10. Биографика: исследовательские технологии. Биографика и историческая эвристика Обзор источников о деятелях российской истории. Методика составления биобиблиографической справки. Биографика ученых петербургского университета: обзор основных источников.

  11. Методика анализа исторической информации: принципы работы с актовыми источниками. Понятие актового источника. Дипломатика и историческая эвристика. Основные проблемы работы с актовыми источниками (выявление, датировка, анализ). Типы нормативных актов. Основные издания нормативных актов и частных актов по истории России.

  12. Методика анализа исторической информации: принципы работы с нарративными источниками. Нарративные источники личного происхождения (воспоминания, дневники, переписка): принципы поиска, отбора и анализа информации. Тексты художественной и публицистической литературы: принципы отбора текстов и анализа исторической информации. Литературоведческие методы в исторической науке. Основы методики работы с периодическими изданиями. Основные справочные и библиографические пособия по российской периодике. Метод контент-анализа в работе с нарративными источниками.

  13. Методика анализа исторической информации: принципы работы с историографическими источниками. Историографические тексты в ряду нарративных источников: особенности построения. Научный аппарат историографического источника. Историографические источники: принципы отбора текстов и анализа исторической информации.

  14. Методика анализа исторической информации: принципы работы с ауди-визуальными источниками. Понятие аудио-визуального источника. Устная история и историческая эвристика. Основы методики анализа разных типов аудивизуальных источников (интервью, документальные видео- и аудио-записи, документальные фильмы, исторические телепроекты, художественные фильмы и пр.). Специфика работы с аудио-визуальным контентом в сетевых ресурсах.


Раздел 2. Обеспечение учебных занятий

    1. Методическое обеспечение

2.1.1 Методическое обеспечение аудиторной работы

- Доступ к материалам, размещенным в локальной сети факультета;

- Наличие утвержденных программ учебных дисциплин на кафедре;

2.1.2. Методическое обеспечение самостоятельной работы

- Наличие в библиотеке сборников документов, учебников и учебных пособий; - Перечень контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы:


  • Эвристический потенциал «методической школы» и «новой историческая науки»: сравнительный анализ

  • Историческая эвристика и историческая информатика;

  • Информационные ресурсы Российской книжной палаты: эвристический потенциал и методика работы;

  • Рекомендательная библиография: эвристическая природа и возможности использования в исследовательской работе;

  • «Информационная революция» рубежа XX-XXI вв. и ее влияние на работу историка;

  • Историографические источники в контексте постмодернисткой парадигмы;

  • Составление биобиблиографической справки об историках Петербургского университета XIX – XX вв.

2.1.3. Методические материалы для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации (контрольно-измерительные материалы)



- Перечень тестовых заданий для текущего контроля усвоенных знаний:

  • Соотнесение характера исторической информации с новыми направлениями исторической науки (устная история, гендерная история, демографическая история, историческая антропология, мемориальные исследования и пр.)

  • Описание научной литературы по ГОСТам 1969, 1976, 1984, 2003 гг;

  • Основные библиотечные собрания Москвы и Петербурга;

  • Основные архивохранилища Москвы и Петербурга;

  • Основные виды нарративных и актовых источников;

  • Основные вилы аудио-визуальных источников

- Перечень вопросов к процедуре промежуточной аттестации (приведены в билетах, утвержденных заведующим кафедрой):

  1. Понятие исторической эвристики и ее задачи. Историческая эвристика и историческая информация.

  2. Историческая эвристика и методология истории. Историческая эвристика в контексте специальных исторических дисциплин.

  3. Историческая эвристика в контексте социального и академического заказа к историческим исследованиям (российская историческая наука XIX –начала ХХ в.)

  4. Историческая эвристика в контексте социального и академического заказа к историческим исследованиям (российская историческая наука XX –начала ХХI в.)

  5. Основные этапы развития исторического метода. Эрудиты и антиквары. Историческая эвристика и формирование специальных исторических дисциплин.

  6. Ранкеанская революция. Методическая школа. Историческая эвристика, традиционная методология, методика и техника исторического исследования.

  7. Теория и практика исторического исследования в российской исторической науке XIX – начале XX вв.: схоларная проблематика и историко-эвристические традиции.

  8. Теория и практика исторического исследования в российской исторической науке XX – начале XXI вв.: методологические дискуссии и историко-эвристические традиции.

  9. Эвристический инструментарий новых направлений в исторической науке последней трети ХХ – начала ХХI (устная история, количественная история, историческая антропология).

  10. Эвристический инструментарий новых направлений в исторической науке последней трети ХХ – начала ХХI (микроистория, гендерная история, экологическая история, локальная, городская и новая локальная история, история понятий).

  11. Проблемы исторической эвристики в контексте цивилизационного подхода к исторической науке.

  12. Эвристические методы в контексте синергетических исследований.

  13. Проблемы исторической эвристики в контексте посмодернисткой парадигмы.

  14. Библиографическое описание: области библиографического описания, общепринятые сокращения в описании документов, ГОСТы библиографических описаний (1969, 1976, 1984, 2003).

  15. Особенности библиографического описания электронных/сетевых ресурсов. Особенности библиографического описания архивных документов. Оформление библиографических ссылок на печатные издания, электронные ресурсы, архивные документы.

  16. Археография и историческая эвристика. Основные правила передачи текстов разных исторических периодов.

  17. Историческая библиография и историческая эвристика. Основные этапы развития исторической библиографии в России.

  18. Библиотечная сеть России. Фонды крупнейших мировых и российских книжных собраний. Методика работы с библиотечными фондами, специфика работы с карточными каталогами и on-line каталогами ведущих мировых и российских библиотек. Порядок работы с программой OPAC-Global. Система Сигла-поиск.

  19. Основные библиографические указатели и справочная литература. Специфика составления биобиблиографических баз данных и указателей.

  20. Универсальные энциклопедии и энциклопедические словари. Исторические энциклопедии и справочники.

  21. Биографические и библиографические справочники. Литературные справочники. Региональные и географические справочники.

  22. Базы данных и системы индексации исторических источников и литературы по гуманитарным и социальным наукам.

  23. Базы данных крупнейших мировых и российских библиотечных собраний. Базы данных российских и зарубежных диссертаций.

  24. Специфика работы с базами данных российской государственной библиографии.

  25. Понятие архивной эвристики. Основные этапы развития архивного дела и архивной эвристики в России.

  26. Основные этапы развития архивного дела и архивной эвристики в России. Архивная система России. Росархив. Федеральные архивы и региональные архивы. Путеводители по российским архивам.

  27. Справочники об архивных и рукописных собраниях.

  28. Архивохранилища СПбГУ (Архив СПбГУ, архив музея СПбГУ, Отдел редких книг и рукописей НБ СПбГУ, Восточный отдел НБ СПбГУ).

  29. Информационные проекты Росархива. Базы архивных документов on-line.

  30. Мировая практика архивного дела, базы данных национальных архивов и архивных служб.

  31. Региональные архивы как центры изучения локальной истории.

  32. Музееведение и музейная эвристика. Музейные коллекции как объект исторического изучения.

  33. Крупнейшие исторические музеи России как центры историко-эвристических исследований.

  34. Краеведческие музеи как центры изучения локальной истории.

  35. Биографика и историческая эвристика Обзор источников о деятелях российской истории. Методика составления биобиблиографической справки.

  36. Биографика ученых петербургского университета: обзор основных источников.

  37. Понятие актового источника. Дипломатика и историческая эвристика. Основные проблемы работы с актовыми источниками (выявление, датировка, анализ).

  38. Типы нормативных актов. Основные издания нормативных актов и частных актов по истории России.

  39. . Нарративные источники личного происхождения (воспоминания, дневники, переписка): принципы поиска, отбора и анализа информации.

  40. Тексты художественной литературы: принципы отбора текстов и анализа исторической информации.

  41. Тексты публицистической литературы: принципы отбора текстов и анализа исторической информации

  42. Основы методики работы с периодическими изданиями. Основные справочные и библиографические пособия по российской периодике.

  43. Метод контент-анализа в работе с нарративными источниками.

  44. Историографические источники: принципы отбора текстов и анализа исторической информации.

  45. Основы методики анализа разных типов аудивизуальных источников (интервью, документальные видео- и аудио-записи, документальные фильмы, исторические телепроекты, художественные фильмы и пр.).

  46. Специфика работы с аудио-визуальным контентом в сетевых ресурсах.


2.2. Кадровое обеспечение

2.2.1. К преподаванию может быть допущен преподаватель, имеющий опыт педагогической работы не менее 1 года.

2.2.2. Обеспечение учебно-вспомогательным персоналом не требуется.

2.2.3. Методические материалы для оценки обучающимися содержания и качества учебного процесса:

Анкета-отзыв на дисциплину «Историческая эвристика»:


Просим Вас заполнить анкету-отзыв по прочитанной дисциплине «Историческая эвристика». Обобщенные данные анкет будут использованы для совершенствования учебного процесса. По каждому вопросу поставьте соответствующие оценки по шкале от 1 до 10 баллов (обведите кружком выбранный Вами балл). В случае необходимости впишите свои комментарии.


  1. Насколько Вы удовлетворены содержанием дисциплины в целом?

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Комментарий:










  1. Насколько Вы удовлетворены общим стилем преподавания?

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Комментарий:










  1. Как Вы оцениваете качество предложенного Вам материала и исторических фактов?

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Комментарий:










  1. Какие разделы курса Вы считаете наиболее полезными для дальнейшего обучения или применения в последующей практической деятельности?













  1. Что бы Вы предложили изменить в методическом и содержательном плане для совершенствования преподавания данной дисциплины?













    1. Материально-техническое обеспечение

2.3.1.Требования к аудитории для проведения занятий:

- Соблюдение санитарных норм размещения студентов по действующему законодательству.



2.3.2. Требования к аудиторному оборудованию:

- Наличие доски и диапроектора с экраном.



2.3.3.Требования к перечню и объему расходных материалов:

- Бумага формата А-4 (500 листов), возможность копирования и размножения фотографий и текстов.




    1. Информационное обеспечение

2.4.1. Список обязательной литературы:

  • Про [Прост] Антуан Двенадцать уроков истории. М.,2000.

  • Петровская И. Ф. Биографика. Введение в науку и обозрение источников биографических сведений о деятелях России 1801-1917 гг. СПб., 2003;

  • Самарцева Е.И. Историческая эвристика. Тула, 2005

  • Щапов Я.Н. Справочный инструментарий историка России. М.,2007

2.4.2. Список дополнительной литературы:

  • Акашева А.А. Пракатические рекомендации по курсу историческая библиография. Нижний Новгород, 2009.

  • Анналы на рубеже веков – антология. Составитель С.И. Лучицкая. М.,2002.

  • Бабенко В.Н. Отечественная научная информация в области исторических наук во второй половине XX века: Итоги и перспективы / РАН: ИНИОН. М., 1999. 239 с.

  • Бабенко В.Н. Развитие научной информации в области исторических наук: Проблемы теории и практики / РАН; ИНИОН. М., 1998. 171 с. Библиогр.: с. 124-170.

  • Барг М.А. Категории и методы исторической науки. М., 1984.

  • Барг М.А. Эпохи и идеи. Становление историзма. М., 1987.

  • Берков П.Н. Библиографическая эвристика. М. 1960.

  • Берков П.Н. Статьи по библиографической эвристике. М., 1977.

  • Библиографическое описание документа: Инструкт.-метод, указания к внедрению ГОСТа 7.1-84 / Сост. Н.И. Герасимова, Н.И. Надарейшвили; Под ред. О.И. Бабкиной; Междувед. каталогиз. комиссия при Гос. б-ке СССР им. Ленина. М., 1985. 94,[2] с.

  • Библиографическое описание составной части документа / Сост. Н.К. Леликова и др.; Ред. Т.И. Назаровская; Б-ка Рос. акад. наук. СПб.: Наука, 1992. 87 с.

  • Библиографическое описание электронных ресурсов: Метод, реком. / Сост.: Т.А. Батурина и др.; Отв. ред. Н.Н. Каспарова; Рос. гос. б-ка. Межрегион. ком. по каталогизации. М.: Пашков дом, 2002. 56 с.

  • Библиография периодических изданий в России. 1901-1916. Л., 1958-1961. Т.1-4.

  • Блок М. Апология истории или ремесло историка. М., 1973.

  • Виноградов В.А. Проблемы информационной деятельности в области социаль­ного и гуманитарного знания: Ст. и док. / Рос. акад. наук. Ин-т науч. ин­формации по обществ. наукам. М., 2001. 318 с.

  • ГОСТ 7.1-84. Библиографическое описание документа. Общие требования и правила составления. Взамен ГОСТ 7.1—76. Введен 01.01.86. М.: Изд-во стандартов, 1987. 72 с.

  • ГОСТ 7.18—79. Библиографическое описание картографических произведений. Введен 01.01.80. М.: Изд-во стандартов, 1979. 44 с.

  • ГОСТ 7.32-2001. СИБИД. Отчет о научно-исследовательской работе: Структу­ра и правила оформления. Введен 01.07.2002. Взамен ГОСТ 7.32—91. Минск, 2001. 16 с.

  • ГОСТ 7.40—82. Библиографическое описание аудиовизуальных материалов. М.: Изд-во стандартов, 1982.

  • ГОСТ 7.80—2000. СИБИД. Библиографическая запись. Заголовок: Общие тре­бования и правила составления: Межгосуд. стандарт. Введен 01.07.2001. Минск, 2000. 8 с.

  • ГОСТ 7.82—2001. СИБИД. Библиографическая запись. Библиографическое описание электронных ресурсов: Общие требования и правила составления: Межгосуд. стандарт. Введен 01.07.2001. Минск, 2000. 12 с.

  • ГОСТ 7.83—2001. СИБИД. Электронные издания: Основные виды и выходные сведения: Межгосуд. стандарт. Введен 01.07.2001. Минск, 2000. 13 с.

  • Государственные архивы СССР. Справочник: В 2-х ч. М., 1989.

  • Гречихин А.А. Библиографическая эвристика: История, теория и методика информ. поиска: Конспект лекций / Моск. полиграф, ин-т. М., 1984. 48 с.: ил.

  • Гуревич А.Я. Исторический синтез и школа «Анналов». М., 1993.

  • Дорошенко Н.М. Философия и методология истории в России (конец XIX – XX века). СПб., 1997.

  • Здобнов Н.В. История русской библиографии до начала XX века. 3-е изд. / Под ред. и с прим. Б.С. Боднарского. М.: Госкультпросветиздат, 1955. 607 с.: ил.

  • Иениш Е.В. Библиографический поиск в научной работе: Справ. пособие-путе­водитель / Гос. публ. б-ка им. М.Е. Салтыкова-Щедрина; Науч. ред. И.К. Кирпичева. М.: Книга, 1982. 247 с.

  • Илизаров Б. С. Роль документальных памятников в общественном развитии. Теоретические вопросы использования архивных документов: учебное пособие. М., 1987.

  • Информационные ресурсы России / А.Б. Антопольский и др.; Науч.-техн. центр «Информрегистр». М., 1999. 203 с.

  • Историческая информатика. М., 1996

  • История ментальностей, историческая антропология. Зарубежные исследования в обзорах и рефератах. М.,1996.

  • История СССР: Аннотированный указатель библиографических пособий опубликованных на русском языке с начала XIX в. по 1982 г. / Сост. И.А. Гузеева и др. М.,1983-1985. Ч.1-2.

  • Источниковедение истории СССР / Под ред. И.Д. Ковальченко. М., 1981.

  • Источниковедение новейшей истории России: теория, методология, практика: Учебник / А.К. Соколов, Ю.Р. Бокарев, Л.В. Борисова и др. Под ред А.К. Соколова. – М.: Высш. Шк., 2004. – 687с.

  • Источниковедение: Теория. История. Метод. Источники российской истории: Учеб. пособие / И.Н. Данилевский, В.В. Кабанов, О.М. Медушевская, М.Ф. Румянцева. М.: Российск. Гос. гуманит. ун-т, 1998. – 702 с.

  • К новому пониманию человека в истории. Очерки развития современной западной исторической мысли. Под ред. Б.Г.Могильницкого. Томск,1994.

  • Карсавин Л. П. Введение в историю (теория истории). Пб., 1920.

  • Кауфман И.М. Русские биографические и библиографические словари. М., 1955.

  • Кауфман И.М. Русские энциклопедии: Библиография и краткие очерки. М.,1960. Вып.1. Общие энциклопедии.

  • Количественные методы в исторических исследованиях. М., 1984.

  • Коллингвуд Р. Дж. Идея истории. Автобиография. М., 1980.

  • Копосов Н.Е. Как думают историки. М.,2001.

  • Ланглуа Ш., Сеньобос Ш. Введение в изучение истории. М.,2004

  • Лаппо-Данилевский А.С. Методология истории. М.,2010.

  • Левин В.И. Носители информации в цифровом веке. М.: Компьютер Пресс, 2000. 256 с.

  • Леонов В.П. Библиотечно-библиографические процессы в системе научных коммуникаций / Б-ка Рос. акад. наук. СПб., 1995. 139 с.

  • Лисовский Н.М. Русская периодическая печать. 1703-1900. СПб., 1895-1915. Вып.1-4

  • Машкова М.В. История русской библиографии начала XX века (до октября 1917 года) / Гос. публ. б-ка им. М.Е. Салтыкова-Щедрина. М.: Книга, 1969. 493 с.: ил.

  • Музееведение: Проблемы культурной коммуникации в музейной деятельности / М-во культуры РСФСР, АН СССР, НИИ культуры: Отв. ред. В.Ю. Дукельский. М., 1989. 221 с.

  • Нора П. Между памятью и историей. Проблематика мест памяти // Франция-Память. СПб.,1999.

  • Общество и книга: от Гутенберга до Интернета / Под общ. ред. А.П. Королевой. М.: Традиция, 2000. 280 с.

  • Попов И.И., Храмцов П.Б. Мировые информационные ресурсы и сети (методы доступа к ним): Учеб. / Под общ. ред. К.И. Курбакова. М.: Изд-во Рос. экон. академии, 1999. 145 с.

  • Правила издания исторических документов в СССР. 2-е изд., перераб. и доп. / Главархив СССР и др. М., 1990. 186 с.

  • Правила составления библиографического описания. Ч. 1: Книги и сериальные издания / Редкол.: Н.П. Игумнова и др.; Междусед. каталогиз. комиссия при Гос. б-ке СССР им. Ленина. М.: Книга, 1986. 528 с

  • Правила составления библиографического описания. Ч. 4: Нормативно-техни­ческие и технические документы. Неопубликованные документы / Редкол.: М.В. Сланская (отв. ред.) и др.; Междувед. каталогиз. комиссия при Гос. б-ке СССР им. Ленина, Гос. публ. науч.-техн. б-ка. М., 1989. 236, [4] с.

  • Правила составления библиографического описания. Ч. 6: Аудиовизуальные материалы / Редкол.: Е.Р. Дроздова (отв. ред.) и др.; Междувед. каталогиз. комиссия при Гос. б-ке СССР им. Ленина. М.: Всесоюз. гос. б-ка иностр. лит-ры, 1989. 230 с.

  • Ростовцев Е.А. А.С. Лаппо-Данилевский и петербургская историческая школа. Рязань, 2004.

  • Русские энциклопедии и энциклопедические словари. М. [б.г. 1992?].

  • Савельева И.М., Полетаев А.В.: Знание о прошлом: теория и история: в 2-х тт. СПб.,2003-2006.

  • Словарь музейных терминов. М., 1987.

  • Самошенко В.Н. История архивного дела в дореволюционной России: Учеб. пособие для вузов по специальности «Историко-архивоведение». – М.: Высш. шк.,1989. – 215 с.

  • Степанский А.Д. Археография отечественной истории ХХ века. Учеб. пособие. М.: Российск. гос. гуманит. ун-т. – 2004. -210 с.

  • Советская историческая энциклопедия. М., 1961 1976. Т. 1 16.

  • Составление библиографического описания: Крат, правила. 2-е изд., доп. / Сост.: Т.В. Борисенко и др. М.: Кн. палата, 1991. 220 с.

  • Стандарты по информационно-библиографической деятельности. СПб.: Профессия, 2003.

  • Суслова Е.Н. Поиск архивных документов: Кр. введение в архивную эвристику. Л.: Лениздат, 1987. 80 с.

  • Терешин В.И. Документальные фонды: Учеб. пособие. М.: МГУК, 1997. 74 с.

  • Тойнби А.А. Постижение истории. М., 1992.

  • Тош Дж. Стремление к истине. Как овладеть мастерством историка. М.,2000.

  • Уайт Х. Метаистория: Историческое воображение в Европе в XIX в. Екатеринбург,2002.

  • Февр Л. Бои за историю. М., 1991.

  • Федеральные архивы России и их научно-справочный аппарат. М., 1994

  • Ферро М. Как рассказывают историю детям в разных странах мира. М.,1992

  • Хаттон П. История как искусство памяти. СПб.,2003.

  • Хеннингер М. Эффективные стратегии поиска в Internet. M.: Пресс-центр, 1998. 144 с.: ил/

  • Хорхордина Т.И. История Отечества и архивы. 1917 1980. М., 1994.

  • Хорхордина Т.И. Российская наука об архивах: История. Теория. Люди. М.: Российск. гос. гуманит. ун-т. – 2003. -525 с.

  • Шапиро А.Л. Библиография истории СССР. М., 1968.

  • Шепелев Л.Е. Работа исследователя с архивными документами. Л., 1966.


Раздел 3. Процедура разработки и утверждение рабочей программы учебной дисциплины
Разработчик рабочей программы

Фамилия, имя, отчество

Ученая степень

Ученое звание

Должность

Контактная информация (служебный телефон, служебный адрес электронной почты)

Ростовцев Евгений Анатольевич

К.и.н.

доцент

Доцент исторического факультета СПбГУ

rostovtsev@hotbox.ru















В соответствии в порядком организации внутренней и внешней экспертизы образовательных программ проведена двухуровневая экспертиза:



Первый уровень

(оценка качества содержания программы и применяемых педагогических технологий)



Наименование кафедры

Дата заседания

№ протокола



















Второй уровень

(соответствие целям подготовки и учебному плану образовательной программы)



Экспертиза второго уровня выполнена в порядке, установленном приказом

должностное лицо

дата приказа

приказа

Уполномоченный орган (должностное лицо)

Дата принятия решения

№ документа









Иные документы об оценке качества рабочей программы учебной дисциплины



Документ об оценке качества

Дата документа

№ документа



























Утверждение рабочей программы учебной дисциплины



Уполномоченный орган (должностное лицо)

Дата принятия решения

№ документа









Внесение изменений в рабочую программу учебной дисциплины



Уполномоченный орган (должностное лицо)

Дата принятия решения

№ документа