страница 1
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие работы
|
Зам председателя Совета Учебно - страница №1/1
П Р О Г Р А М М А Государственного экзамена по специальности 080505 «Управление персоналом», специализация «Служба персонала и кадровое консультирование» Москва 2007 ВВЕДЕНИЕ Государственный экзамен по специальности 080505 «Управление персоналом» является одним из видов итоговой государственной аттестации менеджеров и проводится до разработки выпускной квалификационной работы (дипломного проекта). Согласно требованиям ГОС ВПО государственный экзамен по специальности 080505 «Управление персоналом» носит комплексный характер и включает ключевые и практически значимые вопросы по дисциплинам общепрофессиональной и специальной подготовки дипломированных специалистов – менеджеров. Вследствие этого настоящая программа комплексного государствен-ного экзамена имеет модульную структуру, где каждый из четырех модулей состоит из трех основных (базовых) дисциплин, дополненных элементами содержания целого ряда сопряженных с ними дисциплин циклов ОПД и СД, включая дисциплины специализации. Модуль 1. «Основы управления персоналом» - «Технологии кадровой работы» - «Технологии подбора и найма персонала» с элементами содержания следующих дисциплин: «Делопроизводство в кадровой службе», «Информационные технологии управления персоналом», «Трудовое право», «Конфликтология». Модуль 2. «Экономика и социология труда» - «Организация труда персонала» - «Основы безопасности труда» с элементами содержания следующих дисциплин: «Управление трудовыми ресурсами», «Психология труда и профессиональной деятельности», «Психофизиология профессиональной деятельности», «Мотивация трудовой деятельности», «Управление социальным развитием организации», «Основы социального страхования», «Трудовое право», «Конфликтология». Модуль 3. «Теория организации» - «Организационная культура» - «Организационное поведение» с элементами содержания следующих дисциплин: «Коммуникационные технологии в бизнесе», «Управление знаниями в организации», «Паблик Рилейшнз и реклама», «Имиджелогия», «Психология делового общения», «Этика деловых отношений». Модуль 4. «Основы менеджмента» - «Стратегический менеджмент» - «Инновационный менеджмент» с элементами содержания следующих дисциплин: «Экономика предприятия», «Финансы и кредит», «Организация производства и управление предприятием», «Логистика», «Маркетинг», «Информационные ресурсы в менеджменте», «Разработка управленческих решений», «Управление проектами», «Управление качеством», «Социология и психология управления», «Исследование систем управления», «Управленческое консультирование, кадровый консалтинг и аудит». Программа государственного экзамена разработана кафедрой социологии и управления с учетом требований и содержания ГОС ВПО по специальности 080505 «Управление персоналом» и стандартов профессиональной деятельности в области кадрового менеджмента, рассмотрена Учебно-методическим советом факультета управления (протокол № 1 от 3 сентября 2007 г.) и одобрена Ученым советом МАДИ (ГТУ) (протокол № 2 от 9 октября 2007 г.). Модуль 1. «Основы управления персоналом» - «Технологии кадровой работы» - «Технологии подбора и найма персонала» Роль человека в организации. Философия и концепция управления персоналом. Место управления персоналом в системе научного менеджмента. Цели и задачи управления персоналом. Объект и субъект, принципы и методы управления персоналом. Управление персоналом как технологический процесс и его современные особенности. Управление персоналом в исторической ретроспективе. Учет национального менталитета в управлении персоналом. Современные тенденции развития управления персоналом в России и за рубежом. Анализ рынка труда: спрос и предложение на рабочую силу. Традиционные экономические, социальные, географические и другие модели анализа рынка труда. Структура персонала организации. Профессионализм, компетентность, квалификация и их учет при формировании персонала организации. Место службы управления персоналом в структуре организации. Задачи и функции службы управления персоналом. Технологии организации работы службы управления персоналом. Развитие кадровых технологий на современном этапе. Значение и взаимосвязь эффективного управления персоналом с уровнем успешности организации на рынке. Формирование и развитие коллектива организации. Факторы, влияющие на эффективность работы коллектива. Пути обеспечения эффективности работы коллектива. Руководитель в системе управления персоналом и эффективность его деятельности. Планирование и подготовка резерва руководителей. Содержание кадровой политики организации. Этапы формирования кадровой политики предприятия. Учет влияния факторов внешней и внутренней среды при формировании кадровой стратегии и кадровой политики. Пути реализации кадровой политики. Планирование структуры и численности персонала в зависимости от цели развития организации. Стратегии и методы привлечения кандидатов. Анализ и определение места вакансий в организационной структуре предприятия. Выбор стратегии привлечения кандидатов. Стратегии и методы оценки кандидатов. Факторы качества проведения первичного отбора, личностные спецификации и компетенции. Интегрирование результатов первичного отбора. Анализ деятельности кандидата и его значение для процесса отбора и профессиональной адаптации. Рекрутинговые и консалтинговые компании в сфере поиска и подбора персонала. Организация сотрудничества кадровых служб предприятий с рекрутинговыми и консалтинговыми компаниями. Адаптация сотрудников в компании. Технологии адаптации персонала предприятия. Показатели успешности профессиональной адаптации персонала. Мотивация персонала – как задача управления. Роль службы управления персоналом в инициировании проектов по эффективной мотивации персонала. Разработка и реализация программ и схем мотивации, стимулирования труда и достижений. Технологии оценки персонала в современной организации: виды и содержание. Подготовка и реализация оценочных проектов в компании. Технологии дальнейшей работы с результатами оценки персонала. Основные методы анализа работы персонала предприятия. Аттестация персонала. Разработка и внедрение системы аттестации персонала. Цели и задачи внутрикорпоративного обучения персонала. Определение потребностей предприятия в обучении персонала. Мотивирование персонала к обучению. Использование знаний, полученных в процессе обучения, в повседневной деятельности персонала. Технологии внутрикорпоративного обучения персонала: виды и содержание. Регламентация работы персонала в организации. Организация труда. Режим производства и личный режим работника. Нормирование труда. Проектирование рабочего процесса. Положение о подразделении. Формирование профиля должности. Проектирование и создание новых отделов и подразделений. Роль службы управления персоналом в процессе создания нового подразделения. Система кадровой документации. Основные документы, регламентирующие управление персоналом предприятия. Организация документооборота на современных предприятиях. Информационная система управления персоналом: функции и задачи. Основные компоненты информационных систем управления персоналом. Трудовые отношения работников и производные от них отношения как предмет трудового права. Метод и системы трудового права. Трудовой договор в системе кадрового делопроизводства. Заключение, изменение и прекращение трудового договора. Индивидуальные и коллективные трудовые споры (конфликты): пути и способы их разрешения. Литература по дисциплинам модуля 1. «Основы управления персоналом» - «Технологии кадровой работы» - «Технологии подбора и найма персонала»
Модуль 2. «Экономика и социология труда» - «Организация труда персонала»- «Основы безопасности труда» Понятие и сущность категории «труд». Роль труда в развитии человека и общества. Содержание и характер труда. Трудовой потенциал общества, организации, человека. Компоненты трудового потенциала человека. Предпосылки реализации потенциала человека. Трудовое поведение работника предприятия. Механизмы функционирования и особенности рынка труда. Регулирование рынка труда и занятости. Государственная система управления трудовыми ресурсами. Сущность миграции трудовых ресурсов. Факторы мобильности рабочей силы. Миграционная политика государства и управление миграционными процессами. Занятость как элемент социально-экономической политики государства. Система управления занятостью. Факторы, влияющие на уровень занятости. Экономическая сущность безработицы и ее факторы. Масштабы, динамика и структура безработицы. Методы оценки и показатели безработицы. Формирование и использование трудовых ресурсов на предприятии. Структура трудового потенциала предприятия. Обеспечение занятости на предприятиях и их взаимодействие со службой занятости. Профессиональная деятельность в трудовом коллективе: проблемы и пути их решения. Понятие «трудовой коллектив». Структура трудового коллектива. Функции трудового коллектива. Социальное партнерство в сфере труда. Методы регулирования социально-трудовых отношений и разрешения трудовых споров (конфликтов) на разных уровнях. Основные теории мотивации трудовой деятельности: теории мотивации, основанные на специфических образах; содержательные теории мотивации; процессуальные теории мотивации и др. Личность и мотивация труда. Роль психологических установок в мотивации трудовой деятельности. Сущность и функции заработной платы. Структура оплаты труда работников. Системы и формы оплаты труда. Анализ условий применения различных форм оплаты труда. Управление мотивационным механизмом. Оценка эффективности управления мотивацией трудовой деятельности работника. Качество трудовой жизни работника. Структура модели человека в социально-экономических системах. Эволюция представлений и показателей качества трудовой жизни работника. Сущность организации труда и необходимость ее совершенствования на научной основе. Регламентация и проектирование организации труда. Экономическая эффективность научной организации труда. Производственная операция как основной элемент трудового процесса. Методы исследования трудовых процессов и затрат рабочего времени. Понятие производительности труда. Анализ и планирование производительности труда. Профессиональная диагностика. Методы анализа профессий. Профессиональное самоопределение и профессиональная подготовка. Психологическая структура профессиональной деятельности. Взаимосвязь профессиональных требований и индивидуально-психологи-ческих особенностей человека. Психофизиологические основы профессиональной деятельности. Методы психофизиологических исследований. Понятие о профессиональном стрессе. Саморегуляция работника в условиях профессиональной деятельности. Эргономические основы безопасности труда. Управление безопасностью труда в организации. Комплексная оценка производственной безопасности. Государственное управление безопасностью труда. Иерархическое строение правового пространства безопасности (охраны) труда. Современная структура управления безопасностью труда в России. Органы управления безопасностью труда. Правовые и нормативные основы безопасности труда. Организация рабочих мест и создание благоприятных условий труда. Антропометрические, сенсомоторные и энергетические характеристики человека. Пространственная компоновка рабочего места. Разработка программ и мероприятий по созданию благоприятных условий для труда, быта и досуга работников. Сертификация производственных объектов на соответствие требованиям по охране труда. Литература по дисциплинам модуля 2. «Экономика и социология труда» - «Организация труда персонала»- «Основы безопасности труда»
Модуль 3. «Теория организации» - «Организационная культура» - «Организационное поведение» Законы и принципы теории организации и их применение на практике. Закон синергии. Закон самосохранения. Закон развития. Закон анализа и синтеза. Закон информированности и упорядоченности. Закон гармонии. Принципы статической и динамической организации. Принципы формирования организации. Принципы рационализации функционирования организации. Модель «организация - внешняя среда». Типы организаций по взаимодействию с внешней средой. Стили поведения организации во внешней среде. Концепция социальной ответственности организации. Транзакционные издержки взаимодействия организации с различными элементами внешней среды. Организация как субъект социальной общности: профессиональной, территориальной, национальной и др. Процессы формирования и реализации организационных целей. Миссия и цели организации. Проблема дивергенции организационных целей. Формирование организационной культуры. Основные элементы организационной культуры. Организационная идентичность и организационный климат. Методы изменения организационной культуры. Организационная культура в системе руководства и подчинения. Ценностная модель организационной культуры. Влияние организа-ционной культуры на организационную эффективность. Влияние организационной культуры на поведение индивида и группы в организации. Субкультура, контркультура и девиантная субкультура в организации. Типология организационных культур: «среда - организация», «индивид-организация», «конкурирующих ценностей» и др. Структура организации и типы организационных культур. Причины появления социально-культурной дезорганизации и модели организационных патологий. Формирование «глобальной» организационной культуры. Культурная сегрегация. Содержание и способы анализа организационной культуры. Оценка организационной культуры. Инструменты оценки организационных ценностей. Личность как элемент организационной системы. Ценности и организационное поведение индивида. Групповая динамика в организации. Социально-психологические основы формирования команды. Коллектив как средство достижения поставленных целей организации. Организационная власть как базовый организационно – психологический процесс. Классификации организационной власти. Лидерство в психологии поведения и психологии элитарности. Заменители лидерства. Организация как система принятия решений по Г. Саймону. Поведенческие факторы, влияющие на эффективность принятия решения в организации. Система коммуникаций в организации. Информационная безопасность организации. Проблемы в области эффективности коммуникационных процессов в организации и пути их решения. Организационные конфликты. Пути и способы их разрешения. Понятие и сущность ПР кампании. Паблик Рилейшнз – как инструмент формирования внешнего имиджа организации. Имидж организации. Факторы, формирующие внешний и внутренний имиджи организации. Организационное развитие. Модели организационных изменений Мак - Кинси и К. Левина. Знания как фактор прогрессивного развития организации. Управление знаниями в организации. Теория самообучающихся организаций. Управление социальным развитием в системе стратегического планирования организации. Анализ деятельности и методы оценки уровня социального развития организации. Социально-экономическая эффектив-ность социальных стратегий организации. Литература по дисциплинам модуля 3. «Теория организации» - «Организационная культура» - «Организационное поведение»
Модуль 4. «Основы менеджмента» - «Стратегический менеджмент» - «Инновационный менеджмент» Роль и значение менеджмента в производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Менеджмент как самостоятельный вид профессиональной деятельности. Цели и функции менеджмента. Управленческие основы взаимодействия предприятия с внешней средой. Конкурентоспособность и устойчивость развития предприятия как результат его эффективного взаимодействия с внешней средой. Внутренняя среда предприятия. Формирование и функционирование системы управления предприятием. Разработка, принятие и реализация управленческих решений: факторы, условия, этапы. Научные основы принятия управленческих решений. Эффективность принятия управленческих решений. Ресурсы и ресурсное обеспечение производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Ресурсы предприятия и их классификация. Технологии определения потребностей предприятия в ресурсном обеспечении: долгосрочный, среднесрочный и краткосрочный аспекты. Логистические технологии в системе управления предприятием. Понятие и функциональное значение организационной структуры предприятия. Типы организационных структур. Планирование и проектирование организационных структур. Роль планирования и контроля в деятельности предприятия. Система планирования и контроля производственно-хозяйственной деятельности предприятия и ее характеристики. Маркетинговая деятельность предприятия. Система маркетинга. Маркетинговые коммуникации. Эффективность маркетинговой деятельности предприятия. Производство как звено в цепи создания стоимости продукта. Основы организации и управления производственными процессами. Эффективность производства, факторы повышения эффективности производства. Управление финансовой деятельностью предприятия. Организация управления финансами на предприятии. Анализ финансового состояния предприятия. Управление качеством. Международные стандарты ISO 9000:2000. Система менеджмента качества на предприятии. Сертификация продукции и систем менеджмента качества. Информационный менеджмент и его место в системе управления предприятием. Информационные ресурсы предприятия. Стоимость, качество и эффективность создания и функционирования информационной системы предприятия. Понятие антикризисного управления. Система антикризисного управления предприятием. Стратегическое управление в системе менеджмента предприятия. Стратегии развития и функционирования предприятия. Выбор, разработка и реализация стратегий развития предприятия. Формирование конкурентных преимуществ объекта на основе его эксклюзивной ценности. Граница ценности объекта и стратегический выбор компании. Стратегический потенциал внутренней среды предприятия. Методика выявления сильных и слабых сторон внутренней среды предприятия на примере функционально - стоимостного анализа. Процесс стратегического управления. Технологическая цепочка процесса стратегического управления. Качество и эффективность процесса стратегического управления. Информационное обеспечение стратегического менеджмента. Информационные ресурсы в стратегическом менеджменте: структура, содержание, характеристики и особенности. Роль человеческого фактора в информационном обеспечении стратегического менеджмента. Организация стратегического менеджмента на предприятии. Создание команды стратегического управления и развития предприятия. Программа стратегического развития предприятия: цель, задачи, структура и содержание. Бизнес-план в стратегическом управлении производственно-хозяйственной деятельностью предприятия. Структура и содержание бизнес– плана. Стратегическое управление системой непосредственного окружения организации (стейкхолдеров). Методы управления внешними и внутренними стейкхолдерами. Стратегическое управление в условиях изменений. Стратегическое управление ключевыми элементами организационной системы предприятия в условиях изменений: проблемы и пути их решения. Инновационная активность предприятия как условие его конкурентоспособности и устойчивости развития. Компоненты инновационной активности предприятия. Оценка инновационной активности предприятия. Инновации как объект финансово - кредитной и инвестиционной деятельности предприятия. Инструменты финансового управления инновационными процессами на предприятии. Ресурсное обеспечение инновационной деятельности предприятия. Оценка ресурсного обеспечения инновационного развития предприятия. Риски в инновационной деятельности предприятия. Управление рисками в инновационном процессе: методы и технологии. Организация инновационного менеджмента на предприятии. Организационные модели инновационного менеджмента. Моделирование инновационного процесса: разработка, принятие и реализация управленческих решений в инновационном процессе. Эффективность и качество управления активами инновационного процесса. Место и роль управления проектами в системе менеджмента предприятия. Организационно-динамическая структура управления проектом. Управление качеством и эффективностью проекта. Литература по дисциплинам модуля 4. «Основы менеджмента» - «Стратегический менеджмент» - «Инновационный менеджмент»
Выписка из Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 080505 «Управление персоналом» Утвержден 17 марта 2000 г., рег. № 279 эк./сп. 7.4. Итоговая государственная аттестация менеджеров включает защиту дипломного проекта и сдачу комплексного государственного экзамена по специальности, позволяющего выявить и оценить теоретическую подготовку к решению профессиональных задач, готовность к основным видам профессиональной деятельности. 7.5. Выпускная квалификационная работа менеджера (дипломный проект) должна показывать навыки практического анализа проблем управления, расчета и разработки проекта совершенствования управления. 7.6. Комплексный государственный экзамен по специальности включает ключевые и практически значимые вопросы по дисциплинам общепрофессиональной и специальной подготовки. Он проводится на заключительном этапе учебного процесса до разработки дипломного проекта. Программу разработали: Зав. каф. социологии и управления к.ф.н., профессор ____________________________ И.В. Федоров, д.п.н., профессор ____________________________ М.Н. Вражнова, ст. преподаватель ____________________________ А.А. Чувашова, ст. преподаватель ____________________________ О.В. Лезина. «Согласовано» Декан факультета управления д.т.н., профессор _____________________________ А.Б. Николаев |
|