Зам председателя Совета Учебно - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Зам председателя Совета Учебно - страница №1/1


«СОГЛАСОВАНО»

Зам. председателя Совета Учебно-

методического объединения по

образованию в области менеджмента

_____________В.И. Звонников
«____» ______________2007г.


«УТВЕРЖДАЮ»
Ректор МАДИ (ГТУ),

чл. – корр. РАН

______________В.М. Приходько
«_____» ___________2007г.



П Р О Г Р А М М А

Государственного экзамена по специальности

080505 «Управление персоналом»,

специализация «Служба персонала и кадровое консультирование»

Москва

2007

ВВЕДЕНИЕ
Государственный экзамен по специальности 080505 «Управление персоналом» является одним из видов итоговой государственной аттестации менеджеров и проводится до разработки выпускной квалификационной работы (дипломного проекта).

Согласно требованиям ГОС ВПО государственный экзамен по специальности 080505 «Управление персоналом» носит комплексный характер и включает ключевые и практически значимые вопросы по дисциплинам общепрофессиональной и специальной подготовки дипломированных специалистов – менеджеров.

Вследствие этого настоящая программа комплексного государствен-ного экзамена имеет модульную структуру, где каждый из четырех модулей состоит из трех основных (базовых) дисциплин, дополненных элементами содержания целого ряда сопряженных с ними дисциплин циклов ОПД и СД, включая дисциплины специализации.

Модуль 1. «Основы управления персоналом» - «Технологии кадровой работы» - «Технологии подбора и найма персонала»

с элементами содержания следующих дисциплин: «Делопроизводство в кадровой службе», «Информационные технологии управления персоналом», «Трудовое право», «Конфликтология».

Модуль 2. «Экономика и социология труда» - «Организация труда персонала» - «Основы безопасности труда»

с элементами содержания следующих дисциплин: «Управление трудовыми ресурсами», «Психология труда и профессиональной деятельности», «Психофизиология профессиональной деятельности», «Мотивация трудовой деятельности», «Управление социальным развитием организации», «Основы социального страхования», «Трудовое право», «Конфликтология».

Модуль 3. «Теория организации» - «Организационная культура» - «Организационное поведение»

с элементами содержания следующих дисциплин: «Коммуникационные технологии в бизнесе», «Управление знаниями в организации», «Паблик Рилейшнз и реклама», «Имиджелогия», «Психология делового общения», «Этика деловых отношений».

Модуль 4. «Основы менеджмента» - «Стратегический менеджмент» - «Инновационный менеджмент»

с элементами содержания следующих дисциплин: «Экономика предприятия», «Финансы и кредит», «Организация производства и управление предприятием», «Логистика», «Маркетинг», «Информационные ресурсы в менеджменте», «Разработка управленческих решений», «Управление проектами», «Управление качеством», «Социология и психология управления», «Исследование систем управления», «Управленческое консультирование, кадровый консалтинг и аудит».

Программа государственного экзамена разработана кафедрой социологии и управления с учетом требований и содержания ГОС ВПО по специальности 080505 «Управление персоналом» и стандартов профессиональной деятельности в области кадрового менеджмента, рассмотрена Учебно-методическим советом факультета управления (протокол № 1 от 3 сентября 2007 г.) и одобрена Ученым советом МАДИ (ГТУ) (протокол № 2 от 9 октября 2007 г.).


Модуль 1. «Основы управления персоналом» - «Технологии кадровой работы» - «Технологии подбора и найма персонала»
Роль человека в организации. Философия и концепция управления персоналом. Место управления персоналом в системе научного менеджмента. Цели и задачи управления персоналом. Объект и субъект, принципы и методы управления персоналом. Управление персоналом как технологический процесс и его современные особенности.

Управление персоналом в исторической ретроспективе. Учет национального менталитета в управлении персоналом. Современные тенденции развития управления персоналом в России и за рубежом.

Анализ рынка труда: спрос и предложение на рабочую силу. Традиционные экономические, социальные, географические и другие модели анализа рынка труда.

Структура персонала организации. Профессионализм, компетентность, квалификация и их учет при формировании персонала организации.

Место службы управления персоналом в структуре организации. Задачи и функции службы управления персоналом. Технологии организации работы службы управления персоналом.

Развитие кадровых технологий на современном этапе. Значение и взаимосвязь эффективного управления персоналом с уровнем успешности организации на рынке.

Формирование и развитие коллектива организации. Факторы, влияющие на эффективность работы коллектива. Пути обеспечения эффективности работы коллектива.

Руководитель в системе управления персоналом и эффективность его деятельности. Планирование и подготовка резерва руководителей.

Содержание кадровой политики организации. Этапы формирования кадровой политики предприятия. Учет влияния факторов внешней и внутренней среды при формировании кадровой стратегии и кадровой политики. Пути реализации кадровой политики.

Планирование структуры и численности персонала в зависимости от цели развития организации.

Стратегии и методы привлечения кандидатов. Анализ и определение места вакансий в организационной структуре предприятия. Выбор стратегии привлечения кандидатов.

Стратегии и методы оценки кандидатов. Факторы качества проведения первичного отбора, личностные спецификации и компетенции.

Интегрирование результатов первичного отбора. Анализ деятельности кандидата и его значение для процесса отбора и профессиональной адаптации.

Рекрутинговые и консалтинговые компании в сфере поиска и подбора персонала. Организация сотрудничества кадровых служб предприятий с рекрутинговыми и консалтинговыми компаниями.

Адаптация сотрудников в компании. Технологии адаптации персонала предприятия. Показатели успешности профессиональной адаптации персонала.

Мотивация персонала – как задача управления. Роль службы управления персоналом в инициировании проектов по эффективной мотивации персонала. Разработка и реализация программ и схем мотивации, стимулирования труда и достижений.

Технологии оценки персонала в современной организации: виды и содержание. Подготовка и реализация оценочных проектов в компании. Технологии дальнейшей работы с результатами оценки персонала. Основные методы анализа работы персонала предприятия.

Аттестация персонала. Разработка и внедрение системы аттестации персонала.

Цели и задачи внутрикорпоративного обучения персонала. Определение потребностей предприятия в обучении персонала. Мотивирование персонала к обучению. Использование знаний, полученных в процессе обучения, в повседневной деятельности персонала. Технологии внутрикорпоративного обучения персонала: виды и содержание.

Регламентация работы персонала в организации. Организация труда. Режим производства и личный режим работника. Нормирование труда. Проектирование рабочего процесса. Положение о подразделении. Формирование профиля должности.

Проектирование и создание новых отделов и подразделений. Роль службы управления персоналом в процессе создания нового подразделения.

Система кадровой документации. Основные документы, регламентирующие управление персоналом предприятия. Организация документооборота на современных предприятиях.

Информационная система управления персоналом: функции и задачи. Основные компоненты информационных систем управления персоналом.

Трудовые отношения работников и производные от них отношения как предмет трудового права. Метод и системы трудового права. Трудовой договор в системе кадрового делопроизводства. Заключение, изменение и прекращение трудового договора.



Индивидуальные и коллективные трудовые споры (конфликты): пути и способы их разрешения.
Литература по дисциплинам модуля 1.

«Основы управления персоналом» - «Технологии кадровой работы» - «Технологии подбора и найма персонала»


    1. Аллин О.Н., Сальникова Н.И. Кадры для эффективного бизнеса. Подбор и мотивация персонала. — М.: Генезис, 2005. — 248 с.

    2. Арсеньев Ю.Н. Управление персоналом. Технологии: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям 061100 "Менеджмент организаций" и 061200 "Управление персоналом" / Ю.Н. Арсеньев, С.И. Шелобаев, Т.Ю. Давыдова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - 192 с.

    3. Бриллиантова Н.А. Трудовое право: Учеб. / Н.А. Бриллиантова и др. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. — 560 с.

    4. Бухалков М.И. Управление персоналом: Учеб. — М.: ИНФРА-М, 2007. — 368 с.

    5. Гришина Н.В. Психология конфликта. - СПб.: Питер, 2006. - 464 с.

    6. Дзгоева Ф.О. Образцы приказов по кадрам. - 2-е изд. перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. - 328 с.

    7. Золотые ступени карьеры: общероссийский справочник по трудо-устройству, карьере и образованию / А.О. Курлов, З.А. Цамалашвили, Ю.С. Блохин, И.С. Лобанова и др. - М.: Купечество, 2005. - 320 с.

    8. Иванова С.В. Кандидат, новичок, сотрудник. Инструменты управления персоналом, которые реально работают на практике. 2-е изд. — М.: Эксмо, 2007. — 304 с.

    9. Информационные технологии управления: Учеб. пособие для вузов / Под ред. проф. Г.А. Титоренко. - 2-е изд., доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 439 с.

    10. Кибанов А.Я., Ворожейкин И.Е., Захаров Д.К., Коновалова В.Г. Конфликтология: Учеб. / Под ред. А.Я. Кибанова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2005. - 302 с.

    11. Кибанов А.Я. Основы управления персоналом: Учеб. - 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2007. - 447 с.

    12. Киселев И.Я. Трудовое право России и зарубежных стран. Международные нормы труда: Учеб. — Изд. 2-е, испр. и доп. — М.: Эксмо, 2006. — 608 с.

    13. Купер Д., Робертсон И., Тинлайн Г. Отбор и найм персонала: технологии тестирования и оценки /Д. Купер, И. Робертсон, Г. Тинлайн / Пер. с англ. Т.Э. Окорокова. - М: ООО "Вершина", 2005. - 336с.

    14. Магура М.И. Поиск и отбор персонала. Настольная книга для предпринимателей, руководителей и специалистов кадровых служб и менеджеров. - 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ООО "Журнал " Управление персоналом", 2003. – 304 с.

    15. Пошерстник Н.В. Кадры предприятия: практ. пособие. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. - 488 с.

    16. Роберте Г. Рекрутмент и отбор. Подход, основанный на компетенциях/ Пер. с англ. М.: HIPPO, 2005. - 288 с.

    17. Рогожин М.Ю. Делопроизводство в кадровой службе: Учебно-практ. пособие. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. - 776 с.

    18. Спивак В.А.Управление персоналом для менеджеров: Учеб. пособие/ В.А. Спивак. — М.: Эксмо, 2007. —624 с.

    19. Справочник работника кадровой службы / Сост. А.В. Верховцев. - 4-е изд., испр. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2005. - 816 с.

    20. Стаут Л.У. Управление персоналом. Настольная книга менеджера / Л.У. Стаут; пер. с англ.- М.: ООО «Изд-во «Добрая книга», 2006. - 536 с.

    21. Федосеев В.Н. Управление персоналом: Учеб. пособие. (Серия "Учебный курс"). - М.: ИКЦ "МарТ", Ростов н/Д: Издат. центр "МарТ", 2006. - 528 с.

    22. Шекшня С.В., Ермошкин Н.Н. Стратегическое управление персоналом в эпоху Интернета. Изд. - 6-е, перераб. и доп. (Серия "Библиотека журнала "Управление персоналом") — М.: ЗАО "Бизнес-школа "Интел-Синтез", 2002. — 336 с.

    23. Шуремов Е.Л. Информационные технологии управления взаимоотноше-ниями с клиентами - М.: "1С-Паблишинг", 2005.-98 с.


Модуль 2. «Экономика и социология труда» - «Организация труда персонала»- «Основы безопасности труда»
Понятие и сущность категории «труд». Роль труда в развитии человека и общества. Содержание и характер труда.

Трудовой потенциал общества, организации, человека. Компоненты трудового потенциала человека. Предпосылки реализации потенциала человека. Трудовое поведение работника предприятия.

Механизмы функционирования и особенности рынка труда. Регулирование рынка труда и занятости.

Государственная система управления трудовыми ресурсами. Сущность миграции трудовых ресурсов. Факторы мобильности рабочей силы. Миграционная политика государства и управление миграционными процессами.

Занятость как элемент социально-экономической политики государства. Система управления занятостью. Факторы, влияющие на уровень занятости.

Экономическая сущность безработицы и ее факторы. Масштабы, динамика и структура безработицы. Методы оценки и показатели безработицы.

Формирование и использование трудовых ресурсов на предприятии. Структура трудового потенциала предприятия. Обеспечение занятости на предприятиях и их взаимодействие со службой занятости.

Профессиональная деятельность в трудовом коллективе: проблемы и пути их решения. Понятие «трудовой коллектив». Структура трудового коллектива. Функции трудового коллектива.

Социальное партнерство в сфере труда. Методы регулирования социально-трудовых отношений и разрешения трудовых споров (конфликтов) на разных уровнях.

Основные теории мотивации трудовой деятельности: теории мотивации, основанные на специфических образах; содержательные теории мотивации; процессуальные теории мотивации и др.

Личность и мотивация труда. Роль психологических установок в мотивации трудовой деятельности.

Сущность и функции заработной платы. Структура оплаты труда работников.

Системы и формы оплаты труда. Анализ условий применения различных форм оплаты труда.

Управление мотивационным механизмом. Оценка эффективности управления мотивацией трудовой деятельности работника.

Качество трудовой жизни работника. Структура модели человека в социально-экономических системах. Эволюция представлений и показателей качества трудовой жизни работника.

Сущность организации труда и необходимость ее совершенствования на научной основе. Регламентация и проектирование организации труда. Экономическая эффективность научной организации труда.

Производственная операция как основной элемент трудового процесса. Методы исследования трудовых процессов и затрат рабочего времени.

Понятие производительности труда. Анализ и планирование производительности труда.

Профессиональная диагностика. Методы анализа профессий.

Профессиональное самоопределение и профессиональная подготовка.

Психологическая структура профессиональной деятельности. Взаимосвязь профессиональных требований и индивидуально-психологи-ческих особенностей человека.

Психофизиологические основы профессиональной деятельности. Методы психофизиологических исследований.

Понятие о профессиональном стрессе. Саморегуляция работника в условиях профессиональной деятельности.

Эргономические основы безопасности труда. Управление безопасностью труда в организации. Комплексная оценка производственной безопасности.

Государственное управление безопасностью труда. Иерархическое строение правового пространства безопасности (охраны) труда. Современная структура управления безопасностью труда в России. Органы управления безопасностью труда. Правовые и нормативные основы безопасности труда.

Организация рабочих мест и создание благоприятных условий труда. Антропометрические, сенсомоторные и энергетические характеристики человека. Пространственная компоновка рабочего места. Разработка программ и мероприятий по созданию благоприятных условий для труда, быта и досуга работников. Сертификация производственных объектов на соответствие требованиям по охране труда.



Литература по дисциплинам модуля 2.

«Экономика и социология труда» - «Организация труда персонала»-

«Основы безопасности труда»


  1. Андреев С.В., Ефремова О.С. Охрана труда от "А" до "Я". - М.: Изд-во "Альфа-Пресс". 2006. - 392 с.

  2. Аширов Д.А. Трудовая мотивация : Учеб. пособие. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. - 448 с.

  3. Организация, нормирование и оплата труда: Учеб. пособие / А.С. Головачев, Н.С. Березина Н.С., Бокун Н.Ч. и др./ Под общ. ред. А.С. Головачева. - М.: Новое знание, 2004. - 496 с.

  4. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. Учеб. пособ. для вузов. - 2-е изд. — М.: ПЕР СЭ, 2006. — 511 с.

  5. Бриллиантова Н.А. Трудовое право: Учеб. / Н.А. Бриллиантова и др. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. — 560 с.

  6. Бычин В.Б., Малинин С.В., Шубенкова Е.В. Организация и нормирование труда. Учеб. для вузов / Под ред. Ю.Г. Одегова. - 3-е изд. перераб. и доп. - М.: Экзамен, 2005. - 464 с.

  7. Гришина Н.В. Психология конфликта. - СПб.: Питер, 2006. - 464 с.

  8. Девисилов В.А. Охрана труда: Учеб. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2006. — 448с.

  9. Егоршин А.П. Мотивация трудовой деятельности: Учеб. пособие. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА - М, 2006. — 464 с.

  10. Жулина Е.Г. Нормирование труда за рубежом. - М.: ООО «Журнал «Горячая линия бухгалтера», 2006. - 192 с.

  11. Захаров Н.Л., Кузнецов А.Л. Управление социальным развитием организации: Учеб. - М.: ИНФРА-М, 2006.- 263 с.

  12. Кибанов А.Я., Ворожейкин И.Е., Захаров Д.К., Коновалова В.Г. Конфликтология: Учеб. / Под ред. А.Я. Кибанова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2005. - 302 с.

  13. Киселев И.Я. Трудовое право России и зарубежных стран. Международные нормы труда: Учеб. — Изд. 2-е, испр. и доп. — М.: Эксмо, 2006. — 608 с.

  14. Магура М., Курбатова М. Секреты мотивации или мотивация без секретов. – М.: ООО «Журнал «Управление персоналом», 2007. – 653 с.

  15. Маренков Н.Л., Алимарина Е.А. Управление трудовыми ресурсами. Серия "Высшее образование". - М.: Московский экономико-финансовый институт; Ростов н/Д.: Изд-во "Феникс", 2004. - 448 с.

  16. Мумладзе Р.Г. Экономика и социология труда : Учеб. / Под общ. ред. Р.Г. Мумладзе; Р.Г. Мумладзе, Г.Н. Гужина. — М.: КНОРУС, 2007. — 328 с.

  17. Одегов Ю.Г., Руденко Г.Г., Бабынина Л.С. ЭКОНОМИКА ТРУДА: Учеб. В 2 т. Т. 1. - М.: Изд-во «Альфа-Пресс», 2007. — 760 с.

  18. Одегов Ю.Г., Руденко Г.Г., Бабынина Л.С. ЭКОНОМИКА ТРУДА: Учеб. В 2 т. Т. 2. - М.: Изд-во «Альфа-Пресс», 2007. — 924 с.

  19. Оксинойд К.Э. Управление социальным развитием организации: Учеб. пособие / К.Э. Оксинойд. — М.: Флинта: МПСИ, 2007. — 160 с.

  20. Попазова О.А. Экономика труда. - СПб.: Вектор, 2005. - 192 с.

  21. Попов Ю.Н., Шевчук А.В. Введение в социологию труда и занятости: Учеб. пособие. - М: Дело, 2005. - 200 с.

  22. Психофизиология: Учеб. для вузов / Под ред. Ю. И. Александрова. — 3-е изд., доп. и перераб. — СПб.: Питер, 2007. — 464 с.

  23. Раздорожный А.А. Охрана труда и производственная безопасность: Учебно-методическое пособие / А.А. Раздорожный. - М.: Изд-во "Экзамен", 2005. - 512 с.

  24. Роик В.Д. Основы социального страхования. - М.: Анкил, 2005. - 256 c.

  25. Чернова Г.В. Основы экономики страховой организации по рисковым видам страхования - СПб.: Питер, 2005. - 240 с.

  26. Токарская Н.М., Карпикова И.С. Социология труда: Учеб. пособие / Под ред. М.А. Винокурова. - М: Университетская книга, Логос, 2006. - 208 с.

  27. Шепеленко С.Г. Организация, нормирование и оплата труда на предприятии. - М.: ИКЦ "МарТ", Ростов н/Д.: Издат. центр "МарТ", 2004. - 160 с.

  28. Организация, нормирование и оплата труда: Учеб. пособие / А.С. Головачев, Н.С. Березина, Н.Ч. Бокун и др.; Под общ. ред. А.С. Головачева. - М.: Новое знание, 2004. - 496 с.

Модуль 3. «Теория организации» - «Организационная культура» -

«Организационное поведение»
Законы и принципы теории организации и их применение на практике. Закон синергии. Закон самосохранения. Закон развития. Закон анализа и синтеза. Закон информированности и упорядоченности. Закон гармонии. Принципы статической и динамической организации. Принципы формирования организации. Принципы рационализации функционирования организации.

Модель «организация - внешняя среда». Типы организаций по взаимодействию с внешней средой. Стили поведения организации во внешней среде. Концепция социальной ответственности организации. Транзакционные издержки взаимодействия организации с различными элементами внешней среды.

Организация как субъект социальной общности: профессиональной, территориальной, национальной и др.

Процессы формирования и реализации организационных целей. Миссия и цели организации. Проблема дивергенции организационных целей.

Формирование организационной культуры. Основные элементы организационной культуры. Организационная идентичность и организационный климат. Методы изменения организационной культуры.

Организационная культура в системе руководства и подчинения.

Ценностная модель организационной культуры. Влияние организа-ционной культуры на организационную эффективность.

Влияние организационной культуры на поведение индивида и группы в организации. Субкультура, контркультура и девиантная субкультура в организации.

Типология организационных культур: «среда - организация», «индивид-организация», «конкурирующих ценностей» и др.

Структура организации и типы организационных культур. Причины появления социально-культурной дезорганизации и модели организационных патологий.

Формирование «глобальной» организационной культуры. Культурная сегрегация.

Содержание и способы анализа организационной культуры. Оценка организационной культуры. Инструменты оценки организационных ценностей.

Личность как элемент организационной системы. Ценности и организационное поведение индивида.

Групповая динамика в организации. Социально-психологические основы формирования команды.

Коллектив как средство достижения поставленных целей организации.

Организационная власть как базовый организационно – психологический процесс. Классификации организационной власти.

Лидерство в психологии поведения и психологии элитарности. Заменители лидерства.

Организация как система принятия решений по Г. Саймону. Поведенческие факторы, влияющие на эффективность принятия решения в организации.

Система коммуникаций в организации. Информационная безопасность организации. Проблемы в области эффективности коммуникационных процессов в организации и пути их решения.

Организационные конфликты. Пути и способы их разрешения.

Понятие и сущность ПР кампании. Паблик Рилейшнз – как инструмент формирования внешнего имиджа организации. Имидж организации. Факторы, формирующие внешний и внутренний имиджи организации.

Организационное развитие. Модели организационных изменений Мак - Кинси и К. Левина.

Знания как фактор прогрессивного развития организации. Управление знаниями в организации. Теория самообучающихся организаций.

Управление социальным развитием в системе стратегического планирования организации. Анализ деятельности и методы оценки уровня социального развития организации. Социально-экономическая эффектив-ность социальных стратегий организации.



Литература по дисциплинам модуля 3.

«Теория организации» - «Организационная культура» -

«Организационное поведение»


  1. Вердербер Р. Психология общения. Полный курс / Р. Вердербер, К. Вердербер. — СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2006. — 412 с.

  2. Гарет М. Имиджи организации : восемь моделей организационного развития / Пер. с англ. под ред. Н. Лапиной. - М.: Вершина, 2006. - 416 с.

  3. Гестеланд Ричард Р. Кросс-культурное поведение в бизнесе. Маркетинговые исследования, ведение переговоров, поиски источников поставок и рынков сбыта, менеджмент в различных культурах / Пер. с англ. - Днепропетровск: Баланс - Клуб, 2003 - 288 с.

  4. Гибсон Дж.Л., Иванцевич Д.М., Доннелли Д.Х. Организация: поведение, структура, процессы/ Пер. с англ. – 8-е изд. – М.: ИНФРА-М, 2000. – 662 с.

  5. Головлева В.Л. Основы рекламы. Серия "Высшее образование". – М.: Моск. гуманитарный ин-т. Ростов-н/Д.: Изд-во "Феникс", 2004. - 320 с.

  6. Гринберг Дж., Бейрон Р. Организационное поведение: от теории к практике/ Дж. Гринберг, Р. Бэйрон / Пер. с англ.: О.В. Бредихина, В. Д. Соколова. - М.: ООО "Вершина", 2004. – 912 с.

  7. Грошев И.В. Организационная культура: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 061100 "Менеджмент организации"/ И.В. Грошев, П.В. Емельянов, В.М. Юрьев. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. - 288 с.

  8. Джанетто К., Уиллер Э. Управление знаниями. Руководство по разработке и внедрению корпоративной стратегии управления знаниями / Пер. с англ. Е. М. Пестеревой - М.: Добрая книга, 2005. - 192 с.

  9. Зайцев Л.Г., Соколова М.И. Организационное поведение: Учеб. / Л.Г. Зайцев, М.И. Соколова. - М.: Экономишь, 2005. - 665 с.

  10. Иванов М.А., Шустерман Д.М. Организация как ваш инструмент: Российский менталитет и практика бизнеса. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2004. - 392 с.

  11. Кибанов А.Я., Захаров Д.К., Коновалова В.Г. Этика деловых отношений: Учеб. / Под ред. Кибанова. - М.: ИНФРА-М, 2005. - 368 с.

  12. Кузнецов И.Н. Корпоративная культура: Учеб. пособие / Автор сост. И.Н. Кузнецов. - Минск.: Книжный Дом; Мисанта, 2006. - 304 с.

  13. Кондратьева Т., Саламатов В. Имидж как точная наука. — СПб.: Амфора; ТИД Амфора, 2006. — 301 с.

  14. Мильнер Б. 3. Теория организации: Учеб. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2005. - 648 с.

  15. Нонака И., Такеучи Х. Компания - создатель знания. Зарождение и развитие инноваций в японских фирмах/Пер. с англ. - М.: ЗАО "Олимп - Бизнес", 2003. - 384 с.

  16. Организационное поведение: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Менеджмент организаций» и «Управление персоналом»/ Под ред. И.В. Бородушко, В.П. Иванова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. -239 с.

  17. Парахина В.Н., Федоренко Т.М. Теория организации: Учеб. пособие. - М.: КНОРУС, 2004. - 304 с.

  18. Разроев Э. Инфокоммуникационный бизнес: управление, технологии, маркетинг. - СПб., Изд-во "Профессия", 2003. - 352 с.

  19. Резник С.Д. Организационное поведение: Учеб. — 2-е изд., перераб. и доп.— М.:ИНФРА-М, 2006. — 430 с.

  20. Тевене М. Культура предприятия / Пер. с фр. под ред. В.А. Спивака. 3-е изд. - Спб.: Издат. Дом "Нева"; 2003. - 128 с.

  21. Теория организации: Антология / Сост. В.Л. Семикова - М: Академический Проект: Гаудеамус, 2005. - 960 с.

  22. Чеховских М.И. Психология делового общения: Учеб. пособие / М.И. Чеховских. — М.: Новое знание,2006. — 253 с.

  23. Чумиков А.Н., Бочаров М.П. Связи с общественностью: теория и практика: Учеб. пособие. - М.: Дело, 2003. - 496 с.

  24. Шарков Ф.И. Теория коммуникации (базовый курс): Учеб. — 2-е изд. — М.: РИП-Холдинг, 2006. — 240 с.

  25. Шарков Ф.И., Родионов А.А. Реклама и связи с общественностью: коммуникативная и интегративная сущность кампаний. - М.: Академический Проект: Трикста, 2005.- 304 с.

  26. Элвессон М. Организационная культура/ Пер. с англ. - Xарьков: Изд-во Гуманитарный Центр. 2005 —460 с.

  27. Этика деловых отношений: Учеб. / Под ред. Кибанова. - М.: ИНФРА-М, 2005. - 368 с.

  28. Этика и культура управления: Учебно-практическое пособие. - Москва: ИКЦ "МарТ"; Ростов н/Д: Издательский центр "МарТ", 2004. - 384 с.


Модуль 4. «Основы менеджмента» - «Стратегический менеджмент» - «Инновационный менеджмент»
Роль и значение менеджмента в производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Менеджмент как самостоятельный вид профессиональной деятельности. Цели и функции менеджмента.

Управленческие основы взаимодействия предприятия с внешней средой. Конкурентоспособность и устойчивость развития предприятия как результат его эффективного взаимодействия с внешней средой.

Внутренняя среда предприятия. Формирование и функционирование системы управления предприятием.

Разработка, принятие и реализация управленческих решений: факторы, условия, этапы. Научные основы принятия управленческих решений. Эффективность принятия управленческих решений.

Ресурсы и ресурсное обеспечение производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Ресурсы предприятия и их классификация. Технологии определения потребностей предприятия в ресурсном обеспечении: долгосрочный, среднесрочный и краткосрочный аспекты. Логистические технологии в системе управления предприятием.

Понятие и функциональное значение организационной структуры предприятия. Типы организационных структур. Планирование и проектирование организационных структур.

Роль планирования и контроля в деятельности предприятия. Система планирования и контроля производственно-хозяйственной деятельности предприятия и ее характеристики.

Маркетинговая деятельность предприятия. Система маркетинга. Маркетинговые коммуникации. Эффективность маркетинговой деятельности предприятия.

Производство как звено в цепи создания стоимости продукта. Основы организации и управления производственными процессами. Эффективность производства, факторы повышения эффективности производства.

Управление финансовой деятельностью предприятия. Организация управления финансами на предприятии. Анализ финансового состояния предприятия.

Управление качеством. Международные стандарты ISO 9000:2000. Система менеджмента качества на предприятии. Сертификация продукции и систем менеджмента качества.

Информационный менеджмент и его место в системе управления предприятием. Информационные ресурсы предприятия. Стоимость, качество и эффективность создания и функционирования информационной системы предприятия.

Понятие антикризисного управления. Система антикризисного управления предприятием.

Стратегическое управление в системе менеджмента предприятия. Стратегии развития и функционирования предприятия. Выбор, разработка и реализация стратегий развития предприятия.

Формирование конкурентных преимуществ объекта на основе его эксклюзивной ценности. Граница ценности объекта и стратегический выбор компании.

Стратегический потенциал внутренней среды предприятия. Методика выявления сильных и слабых сторон внутренней среды предприятия на примере функционально - стоимостного анализа.

Процесс стратегического управления. Технологическая цепочка процесса стратегического управления. Качество и эффективность процесса стратегического управления.

Информационное обеспечение стратегического менеджмента. Информационные ресурсы в стратегическом менеджменте: структура, содержание, характеристики и особенности. Роль человеческого фактора в информационном обеспечении стратегического менеджмента.

Организация стратегического менеджмента на предприятии. Создание команды стратегического управления и развития предприятия.

Программа стратегического развития предприятия: цель, задачи, структура и содержание.

Бизнес-план в стратегическом управлении производственно-хозяйственной деятельностью предприятия. Структура и содержание бизнес– плана.

Стратегическое управление системой непосредственного окружения организации (стейкхолдеров). Методы управления внешними и внутренними стейкхолдерами.

Стратегическое управление в условиях изменений. Стратегическое управление ключевыми элементами организационной системы предприятия в условиях изменений: проблемы и пути их решения.

Инновационная активность предприятия как условие его конкурентоспособности и устойчивости развития. Компоненты инновационной активности предприятия. Оценка инновационной активности предприятия.

Инновации как объект финансово - кредитной и инвестиционной деятельности предприятия. Инструменты финансового управления инновационными процессами на предприятии.

Ресурсное обеспечение инновационной деятельности предприятия. Оценка ресурсного обеспечения инновационного развития предприятия.

Риски в инновационной деятельности предприятия. Управление рисками в инновационном процессе: методы и технологии.

Организация инновационного менеджмента на предприятии. Организационные модели инновационного менеджмента.

Моделирование инновационного процесса: разработка, принятие и реализация управленческих решений в инновационном процессе. Эффективность и качество управления активами инновационного процесса.

Место и роль управления проектами в системе менеджмента предприятия. Организационно-динамическая структура управления проектом. Управление качеством и эффективностью проекта.


Литература по дисциплинам модуля 4.

«Основы менеджмента» - «Стратегический менеджмент» -

«Инновационный менеджмент»


  1. Аристов О.В. Управление качеством: Учеб. пособие для вузов. - М.: ИНФРА-М, 2006. - 240 с.

  2. Армстронг М. Менеджмент: методы и приемы / Пер. с 3-го англ. изд. — Киев: Знания-Прес, 2006. — 876 с.

  3. Бовин А.А. Управление инновациями в организации: Учеб. пособие / А.А. Бовин, Л.E. Чередникова, В.А. Якимович. — М.: Омега-Л, 2006. — 415 с.

  4. Бусыгин А.В. Эффективный менеджмент: Учеб. - М.: Финпресс, 2000. - 1056 с.

  5. Веснин В.Р. Стратегическое управление: Учеб. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. - 328 с.

  6. Выварец А.Д. Экономика предприятия: учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальности 080502 «Экономика и управление на предприятии (по отраслям)» /А.Д. Выварец. — М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 543 с.

  7. Гапоненко А.Л., Панкрухин А.П. Стратегическое управление: Учеб. - М.: Омега-Л, 2004. - 472 с.

  8. Глущенко В.В., Глущенко И.И. Исследование систем управления: социологические, экономические, прогнозные, плановые, эксперимен-тальные исследования: Учеб. пособие для вузов. - 2-е изд. испр. и доп.- Железнодорожный, Моск. обл.: ООО НПЦ "Крылья", 2004. - 416 с.

  9. Дайле А. Практика контроллинга / Пер. с нем. / Под ред. и с предисл. М. Л. Лукашевича, Е. Н. Тихоненковой. - М: Финансы и статистика, 2005. - 336 с.

  10. Дафт Р. Менеджмент. - 6-е изд. / Пер с англ. - СПб.: Питер, 2004. - 864 с.

  11. Дженстер П., Хасси Д. Анализ сильных и слабых сторон компании: определение стратегических возможностей / Пер. с англ. — М.: Издат. дом "Вильямс", 2004. — 368 с.

  12. Горемыкин В.Л. Планирование на предприятии: Учеб., - 2-е изд. испр. и доп. — М.: Академический Проект, 2006. — 528 с.

  13. Зайцев Н.Л.Экономика, организация и управление предприятием, Учеб. пособие. - 2-е изд., доп. - М.:ИНФРА-М, 2007. - 455 с.

  14. Зуб А.Т., Локтионов М.В. Системный стратегический менеджмент: методология и практика. - М.: Генезис, 2001. - 752 с.

  15. Истомин Е.П., Соколов А.Г. Управленческие решения: Учеб. - СПб. ООО «Андреевский издат. дом», 2005г. -248 с.

  16. Ильин Г.Л. Социология и психология управления: Учеб. пособие для вузов. - М.: Издат. центр "Академия", 2005. - 192 с.

  17. Инновационный менеджмент: Учеб. / Под ред. В.А. Швандара, В.Я. Горфинкеля. - М.: Вузовский учебник, 2006. - 382 с.

  18. Инновационный менеджмент: Учеб. для вузов /С.Д. Ильенкова, Л.М. Гохберг, С.Ю. Ягудин и др.; Под ред. проф. С.Д. Ильенковой. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. - 343 с.

  19. Каплан Р.С., Нортон Д.П. Организация, ориентированная на стратегию. Как в новой бизнес-среде преуспевают организации, применяющие сбалансированную систему показателей / Пер. с англ. - М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2005.-416 с.

  20. Качалина Л.Н. Конкурентоспособный менеджмент. — М.: Изд-во «Эксмо», 2006. — 464 с.

  21. Кнышова Е.Н. Менеджмент: Учеб. пособие. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2005. - 304 с.

  22. Ковалева А.М., Лапуста М.Г., Скамай Л.Г.Финансы фирмы: Учеб. — 4-е изд., испр. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2007. — 522 с.

  23. Корпоративная логистика. 300 ответов на вопросы профессионалов / Под ред. В.И. Сергеева. - М.: ИНФРА-М, 2005. - 976 с.

  24. Котлер Ф., Армстронг Г. Основы маркетинга. - 9-е изд. - Пер. с англ. - М.: Издат. дом "Вильямс", 2003. - 1200 с.

  25. Куртиков Н.А. Психология и социология управления. Учеб пособие - М.: Гос. ун-т управления, Книжный мир. 2005. - 268 с.

  26. Лабоцкий, В.В. Управление знаниями (технологии, методы и средства представления, извлечения и измерения знаний) / В.В. Лабоцкий. - Минск : Соврем. шк., 2006. - 392 с.

  27. Логистика: Учеб. / Под ред. Б.А.Аникина. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2005. - 368 с.

  28. Ломакин А.Л. Ломакин А.Л. Управленческие решения: Учеб. пособие. — М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2005. — 192 с.

  29. Мазур И.И., Шапиро В.Д., Ольдерогге Н.Г. Управление проектами: Учеб. пособие / Под общ. ред. И.И. Мазура. - 3-е изд. - М.: Омега-Л, 2004. - 664 с.

  30. Мазур И.И., Шапиро В.Д. Эффективный менеджмент: Учеб. пособ. для вузов /Под ред. И.И. Мазура. - М.: Высшая школа, 2003. - 555 с.

  31. Малхотра Нэреш К. Маркетинговые исследования. Практическое руководство. - 3-е изд. - Пер. с англ. - М.: Издат. дом "Вильямс", 2003. - 960 с.

  32. Маринко Г.И. Управленческий консалтинг: Учеб. пособие. — М.: ИНФРА-М, 2005.— 381 с.

  33. Медынский В.Г. Медынский В.Г. Инновационный менеджмент: Учеб. — М.: ИНФРА-М, 2007. - 295 с.

  34. Мишин В.М. Управление качеством: Учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальности "Менеджмент организации" (061100)/ В.М. Мишин - 2-е изд. перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - 463 с.

  35. Мотышина М.С. Исследование систем управления. Учеб. пособие. - СПб.: Изд-во В.А. Михайлова, 2006. - 224 с.

  36. Орлов А.И. Принятие решений. Теория и методы разработки управленческих решений. - М: ИКЦ "МарТ"; Ростов н/Д.: Издат. центр "МарТ", 2005. - 496 с.

  37. Попов Ю.И., Яковенко О.В. Управление проектами: Учеб. пособие. — М.: ИНФРА-М, 2007. — 208 с.

  38. Управление эффективностью и качеством: Модульная программа: Пер. с англ. /Под ред. И. Прокопенко, К. Норта: В 2 ч. – ч. II. – М.: Дело, 2001. – 608 с.

  39. Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность организации в условиях кризиса: экономика маркетинг, менеджмент. - М.: Маркетинг, 2002. - 892 с.

  40. Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент: Учеб. – М.: ЗАО «Бизнес – школа «Интел – Ситнтез», 1998. – 600 с.

  41. Фатхутдинов Р. А. Управленческие решения: Учеб. — 6-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2007. — 344 с.

  42. Финансы и кредит: Учеб. пособие / Под ред. проф. А. М. Ковалевой. - М.: Финансы и статистика, 2006. - 512 с.

  43. Хотяшева О.М. Инновационный менеджмент: Учеб пособие. - 2-е изд. - СПб.: Питер, 2006. - 384 с.

  44. Шеремет А.Д., Суйц В.П. Аудит: Учеб. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2007. — 448 с.

  45. Щенников С.Ю. Реинжиниринг бизнес-процессов. Экспертное моделирование, управление, планирование и оценка. - М.: Изд-во "Ось-89", 2004. - 288 с.

  46. Экономика предприятия: Учеб. для вузов. - 4-е изд. / Под ред. В.М. Семенова— СПб.: Питер, 2007. — 384 с: ил.


Выписка из Государственного образовательного стандарта

высшего профессионального образования по специальности

080505 «Управление персоналом»
Утвержден 17 марта 2000 г., рег. № 279 эк./сп.
7.4. Итоговая государственная аттестация менеджеров включает защиту дипломного проекта и сдачу комплексного государственного экзамена по специальности, позволяющего выявить и оценить теоретическую подготовку к решению профессиональных задач, готовность к основным видам профессиональной деятельности.

7.5. Выпускная квалификационная работа менеджера (дипломный проект) должна показывать навыки практического анализа проблем управления, расчета и разработки проекта совершенствования управления.

7.6. Комплексный государственный экзамен по специальности включает ключевые и практически значимые вопросы по дисциплинам общепрофессиональной и специальной подготовки. Он проводится на заключительном этапе учебного процесса до разработки дипломного проекта.

Программу разработали:


Зав. каф. социологии и управления

к.ф.н., профессор ____________________________ И.В. Федоров,

д.п.н., профессор ____________________________ М.Н. Вражнова,

ст. преподаватель ____________________________ А.А. Чувашова,

ст. преподаватель ____________________________ О.В. Лезина.

«Согласовано»


Декан факультета управления

д.т.н., профессор _____________________________ А.Б. Николаев