Xx предметная программа по математике общая часть а - страница №1/20
ГЛАВА XX
ПРЕДМЕТНАЯ ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ
1. общая часть
а) введение
Математика является неделимой составляющей современном жизни. Ею пользуются во всех сферах деятельности человека: в науке и технологиях, в медицине, экономике, охране, восстановлении и благоустройстве окружающей среды, в принятии социальных решений. Примечательна та особенная роль, которйю математика играет в развитиии человечества и в формировании современной цивилизации. Развитие информационных и вычислительных технологий, более полное осмыслении пространственно-временной структуры, открытие и описание большого числа природных закономерностей – всё это свидетельствует о научной и культурной значимости математики. И, что особенно важно, математика способствует развитию умственных возможностей человека. Она даёт возможность эффективного, лаконичного и недвусмысленного средства коммуникации. С помощью математики легко можно объяснить и предсказать различные явления, разрешить трудную ситуацию. Существующие в математике абстактные системы и теоретические модели применяются при изучении закономерностей, анализировании ситуации и решении проблем.
При решении проблем необходимо вникнуть в их суть, выбрать адекватный математический аппарат, а вслучае неимения – разработать его, создать осмысленную модель изучаемого процесса или объекта, с помощью полученной модели сделать необходимые выводы и затем их интерпретацию. В свою очередь, практические или научные проблемы снабжают математику значительными и интересными задачами. Поэтому при обучении большое внимание должно быть уделено формированию математических знаний как логической системы, также использованию математических методов при познании окружающего мира, управлении социально-экономическими или техническими процессами, в решении бытовых или научных проблем. Кроме того, при изучении математики, перенос основного фокуса на решение как практических задач, так и задач, имеющих научный характер, усиливает мотивацию учащихся и вызывает у них интерес к математике.
б) цели и задачи изучения предмета
основные цели изучения математики в общеобразовательной школе:
-
развитие мыслительных способностей учащихся;
-
развитие навыков дедуктивного и индуктивного суждения, способности аргументировать взгляды, умения анализировать явления и факты;
-
освоение математики как универсального языка мироописания и науки;
-
осознание математики как составной части общечеловеческой культуры;
-
подготовка к следующему этапу обучения или к профессиональной деятельности;
-
передача знаний, необходимых для решения жизненных задач, и развитие способности применять эти знания;
Основные способности и умения, выработке которых способствует школьный курс математики:
Знание математики означает владение математическими понятиями и процедурами, появляется навык их использования при решении реальной проблемы; а также владения теми средствами коммуникации, которые необходимы для получения информации и её передачи с использованием математического языка и средств.
Основные способности и умения, формированию которых служит современное математическое образование:
суждение-обоснование
-
высказываание предположения и его исследование в частном случае;
-
выбор и организация начальных данных (в том числе аксиом или/и известных фактов); выделение существенных свойств и показателей;
-
выбор способа доказательства и обоснования (например, при обосновании применения способа допуска противного, применения эвристического метода);
-
адекватное применение различных выражений, например: условных («если, ...... то»), количественных, допустимости, определений, теорем, гипотез, перечня возможностей;
-
рассмотрение пригодности избранной стратегии и границ её применения;
-
развитие линии умозаключения, поиск альтернативного пути, обоснование правильности и эффективности принятого решения; объяснение обоснование выводов, полученных методом обобщения или дедукции;
-
анализ теорем, положений, выводов путём ослабления/ограничения одного или нескольких условий;
-
случаи исключения и обоснование неприемлемости их обобщения путём нахождения контраргумента.
коммуникация
-
корректное использование терминов, обозначений и символов;
-
владение способами и методами представления информации, применение; интерпретация информации, представленной разными методами, суждение о ней, умение связать друг с другом;
-
осмысление и анализ чужого суждения;
-
выбор соответствующих средств получения и передачи информации с учётом аудитории и вопросов;
-
определение сути вопроса при передаче информации (например, существенных свойств объекта);
моделирование
-
поиск путей и методов измерения размеров, массы, температуры и времени фигур и объектов, также расстояния между ними, и их применение; отбор и нахождение необходимых показателей для моделирования процесса или реальной обстановки;
-
нахождение математических объектоа и процессов в обычной обстановке (в повседневной жизни) и применение их свойств во время создания модели, в решении практических (бытовых) задач;
-
интерпретирование элементов данной модели в контексте той реальности, которую она описывает, и наоборот – интерпретирование данных, полученных в результате наблюдения реальной обстановки, на языке соответствующей модели;
-
анализ и оценивание данной модели, в частности, установление ареала действия и адекватности модели; рассмотрение и сравнение возможных альтернатив.
решение проблемы
-
восприятие содержания задачи, осмысление-разграничение данных и поисковых величин задачи;
-
определение проблемы и её формулирование, в том числе в нестандартной обстановке (например, когда однозначно не определена математическая процедура, необходимая для решения проблемы);
-
деление комплексной (сложной) проблемы на ступени, на простые задачи и поэтапное решение, в том числе, с применением стандартных подходов и процедур;
-
отбор необходимых для решения проблемы стратегий и ресурсов, их применение и мониторинг эффективности;
-
отбор уже знакомых фактов и стратегий и их связь друг с другом для решения проблемы большой сложности;
-
критическая оценка полученных результатов с учётом контекста и исследования «пограничных» случаев;
-
при решении проблемы выбор адекватных дополнительных технических средств и технологий и их применение;
зависимость
-
сотрудничество при выполнении групповых работ; корректность в отношениях с педагогом и друзьями;
-
владение способами и методами организации и планирования работы;
-
оценивание места и значения математики в различных дисциплинах, в бизнесе, искусстве и различных сферах деятельности человека;
-
осознание проблем этическо-социального характера и соблюдении этических норм при использовании информационных технологий.
в) описание направлений
В предметной программе по математике выделяются четыре направления: числа и действия; геометрия и восприятие пространства; анализ данных, статистика и вероятность; закономерность и алгебра.
Эти направления тесно взаимосвязаны и включают в себя те знания и способности, которыми должен овладеть учащийся в общеобразовательной школе. Деление на направления не означает аналогичного деления курса, оно только показывает спектр изучаемого материала и даёт возможность указать, на что необходимо обратить большее внимании на той или иной ступени обучения.
-
Числа и действия:
-
числа, их применение и средства представления;
-
действия с числами и числовые соотношения;
-
оценка количества и приближения;
-
величины, единицы измерения и другие применения чисел.
-
Геометрия и пространственное восприятие:
-
геометрические объекты: их свойства, взаимонаправленность и конструирование;
-
размеры и средства измерения;
-
преобразования и симметричность фигур;
-
координаты и их применение в геометрии.
-
Анализ данных, вероятность и статистика:
-
источники данных и средства их нахождения;
-
способы упорядочения данных и средства их представления;
-
числовые характеристики слагаемых данных;
-
вероятные модели;
-
выборный метод и его числовые характеристики.
-
Закономерности и алгебра:
-
множества, отражения, функции и их применение;
-
элементы дискретной математики и их применение;
-
алгоритмы и их применение;
-
алребраические операции и их свойства.
г) Изучение математики на различных ступенях
Общеобразовательная школа поделена на три ступени: начальная (
I – VI классы), базовая (
VII – IX классы) и средняя (
X – XII классы). Принцип построения учебного курса по математике предусматривает это деление, и на каждой ступени изучение математики служит чётко сформулированным целям.
Числа и действия
Основными целями этого направления является развитие «чувства числа», овладение принципами счёта, изучение арифметических действий и их свойств; изучение позитивных систем записи, их взаимосравнение и применение при выполнении арифметических действий и решении практических задач; изучение системы чисел.
Начальная ступень. На этой ступени происходит формирование навыка адекватного применения арифметических действий; осмысление свойств арифметических действий и связей между ними; развитие навыков оценки результата арифметического действия и значения числового выражения.
Кроме того, у учащегося должно сформироваться полноценное понимание десятичной позиционной системы и умение применять её при выполении действий с многозначными числами; осмысление различных аспектов дроби (как части целого, как части единства, расположение на числовой оси и результат деления).
Базовая ступень. На этой ступени учащийся должен углубить знания в области целых чисел, дробей, десятичных дробей и процентов таким образом, чтобы после завершения этой ступени он мог применять эквивалентность дробей, десятичные дроби, пропорции и проценты при решении задач и в реальной обстановке. Понимание понятия числа должно быть расширено до рациональных чисел. Учащийся должен уметь указывать приблизительное месторасположение рационального числа на числовой оси. У учащегося должны быть начальные представления об иррациональных числах.
Средняя ступень. Умение производить арифметические действия с числами и знание их свойств/их применение должны стать основой лучшего осмысления алгебраических структур и закономерностей. На этой основе учащийся должен быть готов для расширения и обобщения понятий системы чисел и арифметической операции (например, векторы и матрицы). Кроме того, должно произойти более глубокое изучение системы целых чисел с применением элементов теории чисел.
Закономерность и алгебра
Основной целью этого направления является формирование у учащегося навыков распознавания и описания закономерностей, алгебраических отношений и функциональных зависимостей, также навыков моделирования с их помощью явлений и решения проблем.
Начальная ступень. На этой ступени целью направления является развитие навыков распознавания зависимости между простыми закономерностями и величинами, изучение свойств арифметических операций и применения буквенных обозначений.
Начальная ступень. На этой ступени целью направления является изучение понятий и процедур, связанных с зависимостью между величинами, также развитие умения связать между собой и сравнить способы их выражения; при решении проблемы - развитие навыка применения буквенных выражений, составления между ними уравнений и их решения; создание начальных знаний о множественности и операциях с нею.
Средняя ступень. Цель этой ступени - изучение видов функций и методов их сравнения; развития навыков применения итеррационных и рекурентных форм при выражении существующей зависимости в различном контексте; развитие навыков применения аппарата дискретной математики при описании и изучении структуры.
Геометрия и пространственное восприятие
Основная цель этого направления – изучение геометрических объектов и их свойств, также методов измерений, геометрических преобразований и алгебраических методов в геометрии.
Начальная ступень. На этой ступени основной целью направления является развитие навыков описания и демонстрирования взаиморасположения геометрических объектов; развитие навыков распознавания компонентов геометрических объектов и описания их соотношений; развитие навыков распознавания групп фигур в зависимости от атрибутов, развитие навыков распознавания фигур в зависимости от их словесного описания и создания их модели.
Базовая ступень. На этой ступени основной целью направления является развитие навыков применения измерений, сравнений и геометрических преобразований при изучении геометрических объектов, при установлении отношений между геометрическими объектами и при их классификации; во время ориентирования в простанстве - изучение применения координат и установление косвенным путём размеров объектов; развитие навыков индукционных/дедукционных умозаключений и высказывания/проверки предположений.
Средняя ступень. На этой ступени должно произойти закрепление навыков индукционных/дедукционных умозаключений и обобщения результатов геометрического исследования; развитие навыков применения координат, тригонометрии и геометрических преобразований для решения практической геометрической проблемы и умения выбрать самый эффективный их этих способов.
Анализ данных, вероятность и статистика.
Целью изучения в общеобразовательной школе статистического аппарата и статистических понятий является упорядочение у учащихся интуитивных представлений о данных, структурное их формирование и развитие у учащихся навыков применения методов вероятности и статистики.
Начальная ступень. Целью обучения на этой ступени является ознакомление учащихся с элементами описательной статистики – средствами сбора, упорядочения, представления и интерпретации качественных и дискретивных количественных показателей.
Базовая ступень. Цель обучения на этой ступени - учащиеся должны овладеть основными понятиями и методами описательной статистики, чтобы с их помощью разобраться в особенностях данных, и уметь, основываясь на данных, высказывать предположения. Кроме
того, цель обучения – знакомство учащихся с основами теории вероятности и осознание ими разницы между детерминистической ситуацией и ситуацией, содержащей случайность.
Средняя ступень. Цель обучения на этой ступени – создание у учащихся систематизированных представлений о теории вероятности и статистике, чтобы они могли делать выводы и оценивать их в состоянии неограниченности, распознавали роль вероятности в том или ином начинании и могли количественно оценивать её при принятии решений.
д) организация изучения предмета
На каждой ступени каждого класса общеобразовательной школы математика изучается как обязательный предмет.
е) система оценивания в математике
Компоненты оценивания в математике
1) Компоненты домашних и классных заданий
Оцениваются следующие знания и способности:
-
применение математических понятий и положений;
-
определение связей и отношений;
-
представление математических объектов и владение математическим языком;
-
суждение-обоснование;
-
формулирование задачи;
-
моделирование;
-
пути решения задачи и их реализация;
-
вычисления;
-
применение подсобных технических средств и информационных технологий.
Жизненно-важные умения и навыки
-
творческий подход;
-
сотрудничество (с партнёром, с членами группы);
-
осмысленое применение стратегий с целью содействия учебному процессу;
-
качество участия в учебных активностях.
Навыки и умения оцениваются по следующим критериям:
-
учащийся воспринимает содержание задачи, осмысливает и разграничивает данные задачи и искомые величины; в состоянии организовать и представить данные, в том числе необходимые для решения проблемы;
-
учащийся при передаче правильно и эффективно применяет математические термины и обозначения; адекватно выбирает уровень «строгости» и, в случае необходимости, при обосновывании применяет строгие математические умозаключения (в том числе, индуктивные и дедуктивные);
-
находит, выбирает и применяет пути и методы (в том числе, технологии) для измерения размеров, массы, температуры и времени фигур и объектов, также расстояния между ними; выбирает или находит необходимые данные для моделирования процесса или реальной ситуации;
-
производит интерпретирование элементов модели в контексте той реальности, которой достигает модель, и наоборот – интерпретирование полученных в результате наблюдения за реальной обстановкой данных на языке соответствующей модели; определяет годность модели и оценивает границы её применения;
-
комплексную (сложную) задачу делит на ступени, на простые задачи и решает их поэтапно, в том числе применяя стандартные подходы и процедуры;
-
при решении задач применяет математические объекты, процессы и их свойства;
-
выбирает эффективную стратегию и коротко описывет ступени решения проблемы; следует выбранной стратегии; анализирует выбранную стратегию и обосновывает её эффективность, рассматривает возможные альтернативные стратегии и рассуждает о их преимуществах и недостатках;
-
выбирает адекватный/оптимальный способ вычислений и реализует его;
-
устанавливает связи (например, с другими математическими структурами, объектами и другими дисциплинами) и применяет эти связи как при решении проблемы, так и при анализе полученных результатов;
-
обобщает полученные результаты, устанавливает связи (например, с другими математическими структурами, объектами и другими дисциплинами) и применяет эти связи как при решении проблемы, так и при анализе полученных результатов;
-
выбирает способ обоснования (например, применение допустимости противного при доказательствах, применение эвристического метода при обосновании);
-
при передаче информации делает наглядным суть вопроса (например, существенные свойства математических объектов);
-
корректен в отношениях с преподавателем и друзьями, принимает и анализирует точку зрения других;
-
сотрудничает с одноклассниками при выполнении групповой работы;
-
сответственно с аудиторией и материалом презентации выбирает форму презентации и дополнительные средства (в том числе, информационные технологии); эффективно использует время, предназначенное для презентации;
-
формулирует проблему в понятной для аудитории форме; обосновывает актуальность и значимость проблемы (имеется в виду практическая и/или чисто научная актуальность);
-
для демонстрации использует примеры как из реальной обстановки, так и из математики;
-
добросовестно выполняет задания (с точки зрения срока и количества).
примечание: в начальных классах особое внимание уделяется следующим умениям и навыкам:
-
выполнение арифметических действий (в том числе, с применением совокупности предметов);
-
словесное описание арифметических действий (например, «во столько….», «на столько….»);
-
запись чисел и их названия;
-
распознавание геометрических фигур и их описание;
-
конструирование фигур;
-
описание взаиморасположения фигур;
-
знание и применение способов/средств измерения и определения расстояния;
-
отождествление и расширение простых закономерностей (например, последовательность предметов, периодическая последовательность чисел, мозаичное расположение фигур);
-
словесное описание и спектральное выражение направления, передвижения и маршрута;
-
применение терминов: «все», «каждый», «каждый из», «некоторый», «один из», «ни один», «единственный» при установлении соотношения между свойствами чисел или совокупностью чисел;
-
упорядочение, группировка и классификация чисел в соответствии с указанными критериями;
-
знание и применение единиц измерений (расстояние, время, денежная единица).
2) Компоненты итоговых заданий
Компонент итогового задания связан с результатом изучения-обучения. В этом компоненте оцениваются итоги, достигнутые в результате изучения-переработки одной учебной темы, главы, параграфа, вопроса. При завершении изучения конкретной учебной единицы учащийся должен уметь проявить знания и способности, предусмотренные предметной программой по математике. Соответственно, итоговые задания должны оценивать итоги, предусмотренные предметной программой по математике.
Типы итоговых заданий:
В соответствии с требованиями стандарта, рекомендуется применение разнообразных форм итоговых заданий. Итоговые задания по математике могут быть следующих типов:
-
задание открытого или закрытого типа, связанные с текстовой задачей (выбор правильного ответа среди нескольких возможных, установление соответствия, упорядочение в правильной последовательности);
-
чтение текста, передача и обоснование вывода (в том числе, на основе вычислений и логических умозаключений), полученного на основе анализа данных (в том числе, такого текста, который содержит диаграммы и таблицы);
-
решение уравнений, упрощение буквенных выражений, вычисление значения числовых выражений;
-
геометрическая задача, в которой от учащегося требуется установить свойства фигур, определить размеры, построить фигуру;
-
задача, в которой от учащегося требуется на основе заранее определённых данных обосновать или опровергнуть данный факт (например, доказательство теоремы).
Требования, которым должны удовлетворять итоговые задания:
-
каждый тип задания должен сопровождаться общей рубрикой его оценивания;
-
общая рубрика должна быть уточнена с учётом пройденного материала и условий конкретного задания;
-
10 баллов должны быть распределены в соответствии с критериями, входящими в рубрику;
-
должны быть указаны такие итоги стандарта, оцениванию которых служит итоговое задание.
Образец общей рубрики:
Общая рубрика оценивания для текстовой задачи (письменное задание)
-
организация данных задачи;
-
внесение адекватных обозначенией;
-
поиски способов решения;
-
реализация способа решения и получение ответа.
Образец конкретной рубрики
Текстовая задача, решение которой требует составления и решения уравнения
ступени
|
балл
|
Организация данных задачи
|
|
отбор из текста задачи данных, необходимых для решения
|
0 - 1
|
организация и запись данных таким способом, который облегчит пути поиска решения
|
0 - 1
|
внесение адекватных обозначений
|
|
выделение поисковых величин
|
0 - 1
|
использование буквенных обозначений для поисковых величин
|
0 - 1
|
применение правильных обозначений для математических объектов и процедур (например, функция, алгебраическое действие)
|
0 - 1
|
поиск путей решения
|
|
умозаключение, предворяющее составление уравнения
|
0 - 1
|
составление уравнения
|
0 – 1
|
реализация пути решения и получение ответа
|
|
поиск способа решения уравнения
|
0 - 1
|
решение уравнения и получение ответа
|
0 – 1 - 2
|
следующая страница >>