Xx предметная программа по математике общая часть а - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2 ... страница 19страница 20
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
«Заглавие (унифицированное заглавие) как предметная рубрика» Основная... 1 35.33kb.
Курс уголовного права. Том Общая часть "Учение о наказании" 17 6953.7kb.
Рабочая программа по математике для 11 класса учителя математики... 3 553.61kb.
Рабочая программа по музыке 1класс ("Школа России") музыка тематическое... 2 564.81kb.
Образовательная программа по математике 10 класс 3 503.33kb.
Общая часть № п/п 1 48.07kb.
Программа дисциплины общая психодиагностика федерального компонента... 1 196.24kb.
Программа дисциплины для студентов, обучающихся по направлению 100400. 1 11.85kb.
Примерная программа основного общего образования по математике 1 215.22kb.
1 общая часть 1 Анализ процесса сбора информации в системах диспетчеризации... 4 597.38kb.
Ходырев П. М. Дисциплина: Гражданское право. Общая часть. Объем часов... 1 15.27kb.
Аналитические материалы в отношении влияния на жизнедеятельность... 1 390.59kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Xx предметная программа по математике общая часть а - страница №1/20

ГЛАВА XX

ПРЕДМЕТНАЯ ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ

1. общая часть

а) введение

Математика является неделимой составляющей современном жизни. Ею пользуются во всех сферах деятельности человека: в науке и технологиях, в медицине, экономике, охране, восстановлении и благоустройстве окружающей среды, в принятии социальных решений. Примечательна та особенная роль, которйю математика играет в развитиии человечества и в формировании современной цивилизации. Развитие информационных и вычислительных технологий, более полное осмыслении пространственно-временной структуры, открытие и описание большого числа природных закономерностей – всё это свидетельствует о научной и культурной значимости математики. И, что особенно важно, математика способствует развитию умственных возможностей человека. Она даёт возможность эффективного, лаконичного и недвусмысленного средства коммуникации. С помощью математики легко можно объяснить и предсказать различные явления, разрешить трудную ситуацию. Существующие в математике абстактные системы и теоретические модели применяются при изучении закономерностей, анализировании ситуации и решении проблем.

При решении проблем необходимо вникнуть в их суть, выбрать адекватный математический аппарат, а вслучае неимения – разработать его, создать осмысленную модель изучаемого процесса или объекта, с помощью полученной модели сделать необходимые выводы и затем их интерпретацию. В свою очередь, практические или научные проблемы снабжают математику значительными и интересными задачами. Поэтому при обучении большое внимание должно быть уделено формированию математических знаний как логической системы, также использованию математических методов при познании окружающего мира, управлении социально-экономическими или техническими процессами, в решении бытовых или научных проблем. Кроме того, при изучении математики, перенос основного фокуса на решение как практических задач, так и задач, имеющих научный характер, усиливает мотивацию учащихся и вызывает у них интерес к математике.

б) цели и задачи изучения предмета

основные цели изучения математики в общеобразовательной школе:



  • развитие мыслительных способностей учащихся;

  • развитие навыков дедуктивного и индуктивного суждения, способности аргументировать взгляды, умения анализировать явления и факты;

  • освоение математики как универсального языка мироописания и науки;

  • осознание математики как составной части общечеловеческой культуры;

  • подготовка к следующему этапу обучения или к профессиональной деятельности;

  • передача знаний, необходимых для решения жизненных задач, и развитие способности применять эти знания;

Основные способности и умения, выработке которых способствует школьный курс математики:


Знание математики означает владение математическими понятиями и процедурами, появляется навык их использования при решении реальной проблемы; а также владения теми средствами коммуникации, которые необходимы для получения информации и её передачи с использованием математического языка и средств.

Основные способности и умения, формированию которых служит современное математическое образование:


суждение-обоснование


  • высказываание предположения и его исследование в частном случае;

  • выбор и организация начальных данных (в том числе аксиом или/и известных фактов); выделение существенных свойств и показателей;

  • выбор способа доказательства и обоснования (например, при обосновании применения способа допуска противного, применения эвристического метода);

  • адекватное применение различных выражений, например: условных («если, ...... то»), количественных, допустимости, определений, теорем, гипотез, перечня возможностей;

  • рассмотрение пригодности избранной стратегии и границ её применения;

  • развитие линии умозаключения, поиск альтернативного пути, обоснование правильности и эффективности принятого решения; объяснение обоснование выводов, полученных методом обобщения или дедукции;

  • анализ теорем, положений, выводов путём ослабления/ограничения одного или нескольких условий;

  • случаи исключения и обоснование неприемлемости их обобщения путём нахождения контраргумента.

коммуникация


  • корректное использование терминов, обозначений и символов;

  • владение способами и методами представления информации, применение; интерпретация информации, представленной разными методами, суждение о ней, умение связать друг с другом;

  • осмысление и анализ чужого суждения;

  • выбор соответствующих средств получения и передачи информации с учётом аудитории и вопросов;

  • определение сути вопроса при передаче информации (например, существенных свойств объекта);

моделирование


  • поиск путей и методов измерения размеров, массы, температуры и времени фигур и объектов, также расстояния между ними, и их применение; отбор и нахождение необходимых показателей для моделирования процесса или реальной обстановки;

  • нахождение математических объектоа и процессов в обычной обстановке (в повседневной жизни) и применение их свойств во время создания модели, в решении практических (бытовых) задач;

  • интерпретирование элементов данной модели в контексте той реальности, которую она описывает, и наоборот – интерпретирование данных, полученных в результате наблюдения реальной обстановки, на языке соответствующей модели;

  • анализ и оценивание данной модели, в частности, установление ареала действия и адекватности модели; рассмотрение и сравнение возможных альтернатив.

решение проблемы


  • восприятие содержания задачи, осмысление-разграничение данных и поисковых величин задачи;

  • определение проблемы и её формулирование, в том числе в нестандартной обстановке (например, когда однозначно не определена математическая процедура, необходимая для решения проблемы);

  • деление комплексной (сложной) проблемы на ступени, на простые задачи и поэтапное решение, в том числе, с применением стандартных подходов и процедур;

  • отбор необходимых для решения проблемы стратегий и ресурсов, их применение и мониторинг эффективности;

  • отбор уже знакомых фактов и стратегий и их связь друг с другом для решения проблемы большой сложности;

  • критическая оценка полученных результатов с учётом контекста и исследования «пограничных» случаев;

  • при решении проблемы выбор адекватных дополнительных технических средств и технологий и их применение;

зависимость


  • сотрудничество при выполнении групповых работ; корректность в отношениях с педагогом и друзьями;

  • владение способами и методами организации и планирования работы;

  • оценивание места и значения математики в различных дисциплинах, в бизнесе, искусстве и различных сферах деятельности человека;

  • осознание проблем этическо-социального характера и соблюдении этических норм при использовании информационных технологий.

в) описание направлений

В предметной программе по математике выделяются четыре направления: числа и действия; геометрия и восприятие пространства; анализ данных, статистика и вероятность; закономерность и алгебра.

Эти направления тесно взаимосвязаны и включают в себя те знания и способности, которыми должен овладеть учащийся в общеобразовательной школе. Деление на направления не означает аналогичного деления курса, оно только показывает спектр изучаемого материала и даёт возможность указать, на что необходимо обратить большее внимании на той или иной ступени обучения.


  1. Числа и действия:

  • числа, их применение и средства представления;

  • действия с числами и числовые соотношения;

  • оценка количества и приближения;

  • величины, единицы измерения и другие применения чисел.

  1. Геометрия и пространственное восприятие:

  • геометрические объекты: их свойства, взаимонаправленность и конструирование;

  • размеры и средства измерения;

  • преобразования и симметричность фигур;

  • координаты и их применение в геометрии.

  1. Анализ данных, вероятность и статистика:

  • источники данных и средства их нахождения;

  • способы упорядочения данных и средства их представления;

  • числовые характеристики слагаемых данных;

  • вероятные модели;

  • выборный метод и его числовые характеристики.

  1. Закономерности и алгебра:

  • множества, отражения, функции и их применение;

  • элементы дискретной математики и их применение;

  • алгоритмы и их применение;

  • алребраические операции и их свойства.

г) Изучение математики на различных ступенях


Общеобразовательная школа поделена на три ступени: начальная (I – VI классы), базовая (VII – IX классы) и средняя (X – XII классы). Принцип построения учебного курса по математике предусматривает это деление, и на каждой ступени изучение математики служит чётко сформулированным целям.

Числа и действия


Основными целями этого направления является развитие «чувства числа», овладение принципами счёта, изучение арифметических действий и их свойств; изучение позитивных систем записи, их взаимосравнение и применение при выполнении арифметических действий и решении практических задач; изучение системы чисел.

Начальная ступень. На этой ступени происходит формирование навыка адекватного применения арифметических действий; осмысление свойств арифметических действий и связей между ними; развитие навыков оценки результата арифметического действия и значения числового выражения.

Кроме того, у учащегося должно сформироваться полноценное понимание десятичной позиционной системы и умение применять её при выполении действий с многозначными числами; осмысление различных аспектов дроби (как части целого, как части единства, расположение на числовой оси и результат деления).



Базовая ступень. На этой ступени учащийся должен углубить знания в области целых чисел, дробей, десятичных дробей и процентов таким образом, чтобы после завершения этой ступени он мог применять эквивалентность дробей, десятичные дроби, пропорции и проценты при решении задач и в реальной обстановке. Понимание понятия числа должно быть расширено до рациональных чисел. Учащийся должен уметь указывать приблизительное месторасположение рационального числа на числовой оси. У учащегося должны быть начальные представления об иррациональных числах.

Средняя ступень. Умение производить арифметические действия с числами и знание их свойств/их применение должны стать основой лучшего осмысления алгебраических структур и закономерностей. На этой основе учащийся должен быть готов для расширения и обобщения понятий системы чисел и арифметической операции (например, векторы и матрицы). Кроме того, должно произойти более глубокое изучение системы целых чисел с применением элементов теории чисел.

Закономерность и алгебра


Основной целью этого направления является формирование у учащегося навыков распознавания и описания закономерностей, алгебраических отношений и функциональных зависимостей, также навыков моделирования с их помощью явлений и решения проблем.

Начальная ступень. На этой ступени целью направления является развитие навыков распознавания зависимости между простыми закономерностями и величинами, изучение свойств арифметических операций и применения буквенных обозначений.

Начальная ступень. На этой ступени целью направления является изучение понятий и процедур, связанных с зависимостью между величинами, также развитие умения связать между собой и сравнить способы их выражения; при решении проблемы - развитие навыка применения буквенных выражений, составления между ними уравнений и их решения; создание начальных знаний о множественности и операциях с нею.

Средняя ступень. Цель этой ступени - изучение видов функций и методов их сравнения; развития навыков применения итеррационных и рекурентных форм при выражении существующей зависимости в различном контексте; развитие навыков применения аппарата дискретной математики при описании и изучении структуры.


Геометрия и пространственное восприятие


Основная цель этого направления – изучение геометрических объектов и их свойств, также методов измерений, геометрических преобразований и алгебраических методов в геометрии.

Начальная ступень. На этой ступени основной целью направления является развитие навыков описания и демонстрирования взаиморасположения геометрических объектов; развитие навыков распознавания компонентов геометрических объектов и описания их соотношений; развитие навыков распознавания групп фигур в зависимости от атрибутов, развитие навыков распознавания фигур в зависимости от их словесного описания и создания их модели.

Базовая ступень. На этой ступени основной целью направления является развитие навыков применения измерений, сравнений и геометрических преобразований при изучении геометрических объектов, при установлении отношений между геометрическими объектами и при их классификации; во время ориентирования в простанстве - изучение применения координат и установление косвенным путём размеров объектов; развитие навыков индукционных/дедукционных умозаключений и высказывания/проверки предположений.

Средняя ступень. На этой ступени должно произойти закрепление навыков индукционных/дедукционных умозаключений и обобщения результатов геометрического исследования; развитие навыков применения координат, тригонометрии и геометрических преобразований для решения практической геометрической проблемы и умения выбрать самый эффективный их этих способов.

Анализ данных, вероятность и статистика.


Целью изучения в общеобразовательной школе статистического аппарата и статистических понятий является упорядочение у учащихся интуитивных представлений о данных, структурное их формирование и развитие у учащихся навыков применения методов вероятности и статистики.

Начальная ступень. Целью обучения на этой ступени является ознакомление учащихся с элементами описательной статистики – средствами сбора, упорядочения, представления и интерпретации качественных и дискретивных количественных показателей.

Базовая ступень. Цель обучения на этой ступени - учащиеся должны овладеть основными понятиями и методами описательной статистики, чтобы с их помощью разобраться в особенностях данных, и уметь, основываясь на данных, высказывать предположения. Кроме

того, цель обучения – знакомство учащихся с основами теории вероятности и осознание ими разницы между детерминистической ситуацией и ситуацией, содержащей случайность.



Средняя ступень. Цель обучения на этой ступени – создание у учащихся систематизированных представлений о теории вероятности и статистике, чтобы они могли делать выводы и оценивать их в состоянии неограниченности, распознавали роль вероятности в том или ином начинании и могли количественно оценивать её при принятии решений.

д) организация изучения предмета

На каждой ступени каждого класса общеобразовательной школы математика изучается как обязательный предмет.



е) система оценивания в математике

Компоненты оценивания в математике

1) Компоненты домашних и классных заданий

Оцениваются следующие знания и способности:



  1. применение математических понятий и положений;

  2. определение связей и отношений;

  3. представление математических объектов и владение математическим языком;

  4. суждение-обоснование;

  5. формулирование задачи;

  6. моделирование;

  7. пути решения задачи и их реализация;

  8. вычисления;

  9. применение подсобных технических средств и информационных технологий.

Жизненно-важные умения и навыки

  1. творческий подход;

  2. сотрудничество (с партнёром, с членами группы);

  3. осмысленое применение стратегий с целью содействия учебному процессу;

  4. качество участия в учебных активностях.

Навыки и умения оцениваются по следующим критериям:

  1. учащийся воспринимает содержание задачи, осмысливает и разграничивает данные задачи и искомые величины; в состоянии организовать и представить данные, в том числе необходимые для решения проблемы;

  2. учащийся при передаче правильно и эффективно применяет математические термины и обозначения; адекватно выбирает уровень «строгости» и, в случае необходимости, при обосновывании применяет строгие математические умозаключения (в том числе, индуктивные и дедуктивные);

  3. находит, выбирает и применяет пути и методы (в том числе, технологии) для измерения размеров, массы, температуры и времени фигур и объектов, также расстояния между ними; выбирает или находит необходимые данные для моделирования процесса или реальной ситуации;

  4. производит интерпретирование элементов модели в контексте той реальности, которой достигает модель, и наоборот – интерпретирование полученных в результате наблюдения за реальной обстановкой данных на языке соответствующей модели; определяет годность модели и оценивает границы её применения;

  5. комплексную (сложную) задачу делит на ступени, на простые задачи и решает их поэтапно, в том числе применяя стандартные подходы и процедуры;

  6. при решении задач применяет математические объекты, процессы и их свойства;

  7. выбирает эффективную стратегию и коротко описывет ступени решения проблемы; следует выбранной стратегии; анализирует выбранную стратегию и обосновывает её эффективность, рассматривает возможные альтернативные стратегии и рассуждает о их преимуществах и недостатках;

  8. выбирает адекватный/оптимальный способ вычислений и реализует его;

  9. устанавливает связи (например, с другими математическими структурами, объектами и другими дисциплинами) и применяет эти связи как при решении проблемы, так и при анализе полученных результатов;

  10. обобщает полученные результаты, устанавливает связи (например, с другими математическими структурами, объектами и другими дисциплинами) и применяет эти связи как при решении проблемы, так и при анализе полученных результатов;

  11. выбирает способ обоснования (например, применение допустимости противного при доказательствах, применение эвристического метода при обосновании);

  12. при передаче информации делает наглядным суть вопроса (например, существенные свойства математических объектов);

  13. корректен в отношениях с преподавателем и друзьями, принимает и анализирует точку зрения других;

  14. сотрудничает с одноклассниками при выполнении групповой работы;

  15. сответственно с аудиторией и материалом презентации выбирает форму презентации и дополнительные средства (в том числе, информационные технологии); эффективно использует время, предназначенное для презентации;

  16. формулирует проблему в понятной для аудитории форме; обосновывает актуальность и значимость проблемы (имеется в виду практическая и/или чисто научная актуальность);

  17. для демонстрации использует примеры как из реальной обстановки, так и из математики;

  18. добросовестно выполняет задания (с точки зрения срока и количества).

примечание: в начальных классах особое внимание уделяется следующим умениям и навыкам:

  1. выполнение арифметических действий (в том числе, с применением совокупности предметов);

  2. словесное описание арифметических действий (например, «во столько….», «на столько….»);

  3. запись чисел и их названия;

  4. распознавание геометрических фигур и их описание;

  5. конструирование фигур;

  6. описание взаиморасположения фигур;

  7. знание и применение способов/средств измерения и определения расстояния;

  8. отождествление и расширение простых закономерностей (например, последовательность предметов, периодическая последовательность чисел, мозаичное расположение фигур);

  9. словесное описание и спектральное выражение направления, передвижения и маршрута;

  10. применение терминов: «все», «каждый», «каждый из», «некоторый», «один из», «ни один», «единственный» при установлении соотношения между свойствами чисел или совокупностью чисел;

  11. упорядочение, группировка и классификация чисел в соответствии с указанными критериями;

  12. знание и применение единиц измерений (расстояние, время, денежная единица).

2) Компоненты итоговых заданий

Компонент итогового задания связан с результатом изучения-обучения. В этом компоненте оцениваются итоги, достигнутые в результате изучения-переработки одной учебной темы, главы, параграфа, вопроса. При завершении изучения конкретной учебной единицы учащийся должен уметь проявить знания и способности, предусмотренные предметной программой по математике. Соответственно, итоговые задания должны оценивать итоги, предусмотренные предметной программой по математике.



Типы итоговых заданий:

В соответствии с требованиями стандарта, рекомендуется применение разнообразных форм итоговых заданий. Итоговые задания по математике могут быть следующих типов:



  1. задание открытого или закрытого типа, связанные с текстовой задачей (выбор правильного ответа среди нескольких возможных, установление соответствия, упорядочение в правильной последовательности);

  2. чтение текста, передача и обоснование вывода (в том числе, на основе вычислений и логических умозаключений), полученного на основе анализа данных (в том числе, такого текста, который содержит диаграммы и таблицы);

  3. решение уравнений, упрощение буквенных выражений, вычисление значения числовых выражений;

  4. геометрическая задача, в которой от учащегося требуется установить свойства фигур, определить размеры, построить фигуру;

  5. задача, в которой от учащегося требуется на основе заранее определённых данных обосновать или опровергнуть данный факт (например, доказательство теоремы).

Требования, которым должны удовлетворять итоговые задания:

  • каждый тип задания должен сопровождаться общей рубрикой его оценивания;

  • общая рубрика должна быть уточнена с учётом пройденного материала и условий конкретного задания;

  • 10 баллов должны быть распределены в соответствии с критериями, входящими в рубрику;

  • должны быть указаны такие итоги стандарта, оцениванию которых служит итоговое задание.

Образец общей рубрики:

Общая рубрика оценивания для текстовой задачи (письменное задание)

  • организация данных задачи;

  • внесение адекватных обозначенией;

  • поиски способов решения;

  • реализация способа решения и получение ответа.

Образец конкретной рубрики

Текстовая задача, решение которой требует составления и решения уравнения



ступени

балл

Организация данных задачи




отбор из текста задачи данных, необходимых для решения

0 - 1

организация и запись данных таким способом, который облегчит пути поиска решения

0 - 1

внесение адекватных обозначений




выделение поисковых величин

0 - 1

использование буквенных обозначений для поисковых величин

0 - 1

применение правильных обозначений для математических объектов и процедур (например, функция, алгебраическое действие)

0 - 1

поиск путей решения




умозаключение, предворяющее составление уравнения

0 - 1

составление уравнения

0 – 1

реализация пути решения и получение ответа




поиск способа решения уравнения

0 - 1

решение уравнения и получение ответа

0 – 1 - 2


следующая страница >>