Введение. Основные понятия понятие «организация» Организация от позднелат - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
2. Основные понятия Социологический опрос в системе обязательного... 1 111.89kb.
Программа наименование дисциплины организация садоводства 1 184.13kb.
Общественная организация «ассоциация юристов россии» приморское региональное... 1 42.88kb.
Контрольные вопросы по теме «Основные понятия» (лит-ра [1], гл. 1 93.5kb.
Организация кабинета практического психолога 5 1014.43kb.
Экзаменационные билеты по дисциплине «криптографические методы и... 1 29.99kb.
7 класс Введение в литургическое богословие 1 160.81kb.
Вопросы по курсу организация создания и производства продукции 1 50.79kb.
Организация физиологических систем принцип уравновешивания 1 402.65kb.
Вопросы на государственный экзамен по специальности 190701. 1 102.21kb.
Статья Основные понятия, используемые в настоящем законе используются... 1 148.08kb.
2. Системная социология системность коммуникации. Социологический... 1 403.38kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Введение. Основные понятия понятие «организация» Организация от позднелат - страница №4/4

ГЛАВА 5. МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ




5.1. Экономические и экономико-математические методы



Экономические методы управления — это способы воздействия, имеющие в своей основе экономические отношения и экономические интересы людей. Экономические интересы делятся на четыре большие группы:

• интересы государства;

• интересы отрасли;

• интересы коллектива (организации);

• интересы личности.

Между этими интересами всегда существуют диалектические про­тиворечия. Искусство руководителей состоит в разрешении этих противоречий, поиске возможных компромиссов. Возможные экономические рычаги управления включают в себя:

• себестоимость;

• рентабельность;

• прибыль;

• фондоотдачу;

• цену;

• заработную плату и др.



Один из важнейших экономических рычагов управления — зара­ботная плата работников. Существует множество различных спосо­бов стимулирования труда. Все они дают тот или иной экономиче­ский эффект. Общая для всех оптимизационная кривая выглядит так, как показано на рис.41.

Видно, что при начальном росте заработной платы эффект от дея­тельности будет расти. В точке Зopt он достигнет максимального зна­чения Эmax. Дальнейший рост заработной платы, очевидно, приводит к большим общим затратам, в результате чего себестоимость и цена продукции будут расти, а объемы продаж, выручка, прибыль и рента­бельность падать. Общий эффект от деятельности будет снижаться.



Экономико-математические методы — это методы, основанные на аналогичном поиске показанных оптимизационных кривых не только для заработной платы, но и для других показателей и всей производственной системы (модели «вход—выход» или «эффект— затраты»). Оптимизационные кривые могут быть разными с учетом интересов человека, организации, отрасли и государства.

5.2. Организационно-распорядительные методы



Организационно-распорядительные методы — это методы на основе силы и авторитета власти, т.е. указов, законов, постановле­ний, приказов, распоряжений, указаний, инструкций и т.д. Они позволяют:

• регламентировать деятельность (всей организации, струк­турных подразделений, должностей, функций);

• обеспечивать организацию нормативами (времени, численно­сти персонала, нормативами выработки, концентрации вред­ных веществ, нормативами соотносительности, например преподавателей и студентов в вузе);

• поддерживать дисциплину (предостережение, разъяснение, ознакомление, советы).



5.3. Социально-психологические методы



Социально-психологические методы — это методы, использую­щие индивидуальное и общественное (групповое) сознание и психо­логию, основывающиеся на общественно-значимых морально-эти­ческих категориях, ценностях и воспитании. Социальные процессы идут на четырех уровнях:

• на уровне всего общества (государства);

• на уровне коллектива (организации);

• на уровне рабочей группы;

• на уровне индивида (личности).

К основным факторам, определяющим ход социальных процессов, относятся:

• демографические факторы;

• возраст;

• пол;

• этническая принадлежность;



• уровень образования и квалификация;

• размер рабочей группы;

• психологический климат.

Для менеджера очень важно:

• правильно оценить индивидуальные качества работника;

• правильно подобрать, расставить и закрепить кадры на рабо­чих местах;

• создать условия для максимального проявления индивидуаль­ных профессиональных качеств работника.

Например, тенденция, показывающая зависимость психологичес­кого климата (количества конфликтов) Пk от численности коллекти­ва N, изображена на рис.42.



Тенденция зависимости психологического климата от среднего воз­раста коллектива аналогичная. Конкретную форму этих кривых оп­ределяет специфика работы.

Тенденция зависимости склонности к изменениям и имиджа лично­сти руководителя от возраста показана на рис.43.

Из графика (рис.43) видно, что с возрастом склонность к изменениям падает, а требования к имиджу (уважению и вниманию) возрастают. Тенденция зависимости психологического климата от среднего уров­ня квалификации Q показана на рис.44.



Конкретные виды отмеченных зависимостей обусловливаются ситу­ацией, сферой деятельности и социальным составом рабочих групп.



5.4. Лидерство и стили руководства в коллективе

Проблемы лидерства являются ключевыми для достижения органи­зационной эффективности. Метод управления на основе лидерства в коллективе позволяет быстро решать наиболее сложные задачи и оперативно реагировать в неожиданных ситуациях.



Лидерство — это процесс преимущественно несилового воздей­ствия в направлении достижения группой или организацией своих целей. Лидерство преимущественно строится на отношениях типа «лидер—последователи», а не «начальник—подчиненный». Не каждый менеджер может быть лидером. В коллективе может по­явиться и неформальный лидер.

Подходы к изучению лидерства различаются комбинацией трех ос­новных переменных:

лидерских качеств (ум, преобладание над другими, уверен­ность в себе, активность, знание дела, способность управлять вниманием других, способность получать доверие от подчи­ненных, способность управлять собой и т.д.);

лидерского поведения (авторитарного, демократического, пассивного, (К. Левин), с ориентацией на формальное струк­турирование рабочих отношении в коллективе или на сами от­ношения с подчиненными (исследования Университета штата Огайо); с ориентацией на проблемы в работе или на отношения с подчиненными (решетки Блэйка и Моутона); четыре стиля лидерства Р. Ликерта (1 — ориентация на выполнение зада­ния, авторитарный стиль, 2 — стиль, близкий к Теории Х Д. Мак-Грегора, 3 — стиль, близкий к Теории Y Д. Мак-Грегора; 4 — ориентация на развитие отношений с подчиненными и групповую совместную работу с ними); четыре стиля лидер­ства на основе матрицы «вознаграждение—наказание; в свя­зи с ситуацией—без связи с ситуацией»; с помощью замени­телей лидерства (Керр, Джермейер) на уровне личных качеств подчиненных (когда лидерство не требуется и даже вредит из-за личных качеств подчиненных, например высокого профес­сионализма), на уровне содержания работы (когда оно не тре­буется из-за ясности, беспроблематичности работы) и на уровне организационного окружения (когда оно не требуется из-за вы­сокой формализованности или специализации работы и тес­ной взаимосвязи подчиненных между собой);

ситуации, в которой действует лидер.

Важную роль при этом играет и поведение последователей.

Ранние концепции лидерства (личностные и поведенческие) пред­лагали обращать внимание только на личные качества лидера и образ­цы его поведения. Ситуационные факторы при этом не учитывались. К основным, основанным на ситуационном лидерстве подходам относятся:

• континуум лидерского поведения Танненбаума—Шмидта (рис.45);



• ситуационная модель Фидлера(рис.46);



• ситуационная модель Херсея и Бланшарда (рис.47);



• модель «путь—цель» Торенса, Митчелла и Хауса;

• модель Стинсона—Джонсона;

• модель принятия решений Врума—Йеттона-Яго (рис.48).




Континиум лидерского поведения Танненбаума—Шмидта

Лидер:


1) дает свободу коллективу принимать решения, а сам только ут­верждает их;

2) делегирует группам право принимать решения по определен­ным вопросам;

3) выдвигает проблемы, просит дать предложения и сам прини­мает решения;

4) предлагает решения сам и считает возможным их изменение с учетом мнения и инициативы коллектива;

5) выдвигает идеи и предлагает их обсудить, принимает реше­ния сам;

6) принимает решения сам и убеждает последователей в пра­вильности своих решений;

7) сам принимает решения и доводит их до подчиненных.

В соответствии с этой моделью лидер выбирает один из семи воз­можных образцов поведения в зависимости от своих взглядов об ис­точниках власти, отношении с последователями и ситуации. Де­мократ считает, что власть ему дается последователями, которых он ведет, что люди склонны к самоуправлению при условии пра­вильного мотивирования. Автократ считает, что власть дается его положением в группе (организации) сверху, что люди внутренне ле­нивы, эгоистичны и на них опасно полагаться. Между этими край­ностями существуют еще пять промежуточных стилей поведения. Выбор одного из них обусловливается изменением ситуации и изме­нением отношений с последователями.



Ситуационная модель Фидлера

Измерение показателя НПР (наименее предпочитаемого работника) проводилось по показателям:



Фидлер полагает, что лидер-респондент, набравший более высокие баллы, т.е. описавший своего НПР очень позитивно, ориентирован на отношения (лидер с высоким НПР), а менеджеры, набравшие бо­лее низкие баллы, имеют стиль, ориентированный на работу (лидер с низким НПР). Фидлер считает, что лидерский стиль остается от­носительно постоянным и почти не меняется во времени, т.к. в стиле отражена внутренняя мотивация на отношения с людьми или на работу.

Анализ показал, что в ситуациях 4-7 (условия умеренной благо­приятности) лучших результатов добиваются лидеры с высоким НПР. В ситуациях 1, 2, 3 (условия наиболее благоприятные) и 8 (условия наименее благоприятные) добиваются лидеры с низким НПР.
Модель Херсея и Бланшарда

Зрелость последователей:

• З1 — способны работать в незначительной степени, желают работать редко;

• З2 — способны работать в некоторой степени, иногда желают работать;

• З3 — способны работать в достаточной степени, работать желают часто;

• З4 — способны работать в значительной степени, обычно же­лают работать.

Стили руководства:

• S1— указывающий (даю задания и проверяю исполнение);

• S2 — убеждающий (объясняю и убеждаю);

• S3 — участвующий (помогаю в работе, выступаю как партнер);

• S4 — делегирующий (делегирую ответственность, переключаюсь с задачи и человека на развитие организации);

• граница областей S2 и S3: необходима интенсивная работа с человеком.



Модель «путь—цель» Теренса, Митчелла и Хауса

Эффективный лидер помогает подчиненным идти путем, ведущим к желаемой цели. Если мотивация работника (уверенность в связи величины усилия и размера вознаграждения) поддерживается оп­тимальным лидерским стилем, то организация функционирует эф­фективно. В этой модели можно выбрать один из четырех стилей:

директивный (объясняю, что и как делать, говорю что и когда от них ожидается, какое будет вознаграждение, разъясняю путь к вознаграждению);

поддерживающий (обращение с подчиненными как с равны­ми, помощь и поддержка в работе);

ориентированный на достижения (установление напря­женных, но притягательных целей, обоснование выгоды от до­стижения этой цели);

участвующий (советы с подчиненными, привлечение их к участию в управлении).

На выбор стиля влияют следующие ситуационные факторы:

качество подчиненных (вера в предопределенность резуль­татов — в связи между трудовыми усилиями и вознагражде­нием, склонность к подчинению, способности);

организационные факторы (содержание и структура рабо­ты, система формальной власти, культура группы).

Например, когда задачи или цели неясны руководителю, выгодно ис­пользовать участвующий стиль. Когда у подчиненных отсутствует возможность отличиться, то применяется стиль, ориентирован­ный на достижения. Когда идет утомительная, рутинная и неинте­ресная работа, выгоден поддерживающий стиль. Если работник не ощущает связи усилия с вознаграждением, целесообразен дирек­тивный стиль.



Ситуационная модель Стинсона—Джонсона

В этой модели выбор лидерского стиля обусловливается следующи­ми ситуационными факторами:

качества подчиненных (их потребность в достижении ре­зультатов, их знания и опыт);

структурированность работы (высокая и низкая).

Согласно этой модели, высокий интерес к работе и низкий к отно­шениям с подчиненными со стороны лидера эффективен в следую­щих двух ситуациях:

• работа отличается высокой структурированностью, у по­следователей сильная потребность в достижении и независи­мости, у них большие знания и опыт для выполнения работы;

• работа имеет низкую степень структурированности, по­следователи не испытывают потребности в достижении результатов и независимости, у них низкие знания и опыт.

Низкий интерес к работе и высокий к отношениям целесообразен в следующих двух ситуациях:

• работа высоко структурирована, но последователи не испы­тывают потребности в достижении и независимости при на­личии у них достаточных знаний и опыта;

• работа не структурирована, но последователи имеют сильную потребность в достижении и независимости при наличии у них больших знаний и опыта.



Ситуационная модель принятия решений Врума—Йеттона-Яго

В этой модели рассматривается только один аспект лидерского по­ведения — привлечение подчиненных к принятию решений. Ис­следователи разработали специальное «дерево вопросов», с помощью которого можно выбрать тот или иной стиль поведения руководителя (по принципу «низкий (Н)—высокий (В), рис.48). Оценка эффектив­ности решения в данной модели определяется на основе уравнения:



где Ркач качество решения (высокое, низкое по баллам); Робяз уровень обязательств по выполнению решений (высокий или низ­кий); Рвремя степень срочности решения (высокая, низкая по бал­лам). Полная оценка решения определяется:



Э = Рэфф – ОСПВ + ОВГР,

где ОСПР — оценка стоимости потерянного времени на принятие решения; ОВГР — оценка выигрыша от группового решения по сравнению с единоличным; А1 — руководитель принимает решение сам, используя имеющуюся у него на данное время информацию; А2 — руководитель получает необходимую информацию от своих подчи­ненных и затем сам принимает решение; работники привлекаются только на этапе сбора информации, выработку решения и его приня­тие осуществляет руководитель; К1 — руководитель делится сооб­ражениями с каждым из подчиненных, получая от них идеи и пред­ложения, не собирая их в группу; затем он сам принимает решение, которое может либо отражать, либо не отражать их вклад; К2 — то же, что и К1, только в группе; Г — руководитель делится соображе­ниями по проблеме с подчиненными, собрав их в группу. Все вместе пытаются найти консенсус относительно решения. Роль руководителя сводится к роли председателя собрания. Он не пытается влиять на группу, а проявляет готовность принять и выполнить любое реше­ние, получившее поддержку всей группы.

Новые концепции в теориях лидерства пытаются соединить тради­ционный (личностный и поведенческий) и ситуационные подходы.

К ним относятся:

• концепция атрибутивного лидерства;

• концепция харизматического лидерства;

• концепция преобразующего лидерства.

КОНЦЕПЦИЯ АТРИБУТИВНОГО ЛИДЕРСТВА. Суть концеп­ции: атрибутивные помехи (приписывание внутренних причин пло­хой работы подчиненного и недостоверная информация о нем, на­пример лень, низкая ответственность, низкие способности) часто искажают восприятие руководителя и заставляют его быть непо­следовательным в своем поведении. В результате не только лидер воздействует на подчиненных, а отношения «лидер—подчиненные» влияют на лидера. Эти отношения могут привести к увольнению ра­ботника или к уходу руководителя. Если отношения адекватны си­туации (взгляды и поведение руководителя в работе с подчиненны­ми принимаются ими), то организация функционирует эффективно и происходит обогащение отношений. В обратном случае имеет ме­сто обеднение отношении и, как следствие, конфликты. Адекват­ность отношении и ситуации может достигаться:

• если подчиненный извлекает уроки из поведения руководи­теля;

• если руководитель извлекает уроки из поведения подчиненных.

КОНЦЕПЦИЯ ХАРИЗМАТИЧЕСКОГО ЛИДЕРСТВА. Харизматическое влияние — это влияние, основанное не на логике в действи­ях, а на личных качествах лидера его внешней и внутренней привле­кательности, имиджа, манеры и стиля поведения (речь, жесты, позы) и т.д. Харизма дает преимущества лидеру вести за собой людей.

Харизма — это источник лидерской власти над подчиненными, власть примера. У харизмы есть позитивная этическая (Сахаров, Мартин Лютер Кинг) и негативная (Сталин, Гитлер) стороны.

КОНЦЕПЦИЯ ПРЕОБРАЗУЮЩЕГО (РЕФОРМАТОРСКОГО) ЛИ­ДЕРСТВА. Способности лидера переводить новые видения реше­ния проблем в действия последователей, вызывать их энтузиазм — основа преобразующего лидерства. Лидер-преобразователь вдохнов­ляет не харизмой, а творческим подходом к делу, подкрепленным реальными прошлыми достижениями, а не мифами. Отношения с подчиненными строятся не по принципу «люблю/ненавижу», а по принципу «уважаю/рассчитываю». Последователи при этом вдох­новляются не краткосрочными целями (заработок, быстрейшее исполнение работы), а долгосрочной — измениться группой через развитие. К отличительным особенностям лидера-преобразователя относятся:

• умение привлекать подчиненных к управлению и активно уча­ствовать в деятельности группы;

• умение постоянно балансировать между соглашательством с группой и подхалимством со стороны подчиненных.



5.5. Автоматизированные методы



Автоматизированные методы управления — это методы, в ко­торых используются электронно-вычислительные, телекоммуника­ционные средства и сети ЭВМ для осуществления коммуникаций в системе управления организацией, ее связей с внешней средой и реализации основных функций менеджмента: анализа, прогнозиро­вания, планирования, оптимизации и принятия решений, учета, контроля, мониторинга.

Построение автоматизированной системы управления организаци­ей (АСУО) включает в себя разработку следующих восьми компо­нент:

• разработку модели организации, сетевого обеспечения АСУО;

• информационного обеспечения АСУО;

• математического обеспечения АСУО;

• лингвистического обеспечения АСУО;

• программного обеспечения АСУО;

• технического обеспечения АСУО;

• организационного обеспечения АСУО (совокупность докумен­тов, устанавливающих правила взаимодействия подразделений, в которых функционируют подсистемы и локальные сети АСУО);

• методического обеспечения АСУО (совокупность докумен­тов, правил, инструкций, нормалей, стандартов, необходимых для правильной и совместимой эксплуатации подсистем и локальных сетей АСУО).

Основа АСУО — это план баз данных (БД) организации, разрабаты­ваемый в соответствии с моделью организации. Графически модель АСУО можно представить в виде трехмерной матрицы (рис.49).

Ключи к модели организации:



  • И — предметная БД используется в конкретном процессе и на конкретном участке;

  • С — предметная БД создается в конкретном процессе рабо­ты на конкретном участке.

Ключи полномочий:

  • ОО — руководитель подразделения — основной ответ­ственный за процесс;

  • ОУ — подразделение — основной участник процесса;

  • ЧУ — частичное участие подразделения в процессе.

Например, процесс «закупочная деятельность» использует БД «ма­териалы», состоящую из 7 полей. Эта БД создается в процессе «по­лучение материалов». Ответственность за эти процессы несет ру­ководитель отдела снабжения (см. табл.):

Поставля­емый материал

Марка

Цена за усл. ед., руб.

Максималь­ные объемы поставки

Адрес отправителя

Адрес получателя

Сроки поставки















Участки работы «производство» и «склад» могут частично участво­вать в процессах «закупочная деятельность» и «получение материала», так как им необходима информация об объемах поставок и марках материала, чтобы предварительно подготовить склады под прием материала и организовать технологический процесс изготовления продукции.

Между подразделениями идет постоянный обмен информацией, причем некоторые поля одной БД могут использоваться нескольки­ми подразделениями организации одновременно. Такие коммуника­ции могут обеспечить локальные сети ЭВМ, которые, как правило, интегрированы в глобальную сеть. Рабочее взаимодействие между подразделениями организации может быть дополнено с помощью электронной почты.

Цели функционирования АСУО:

минимизация времени на коммуникационные процессы в организации, повышение оперативности управления;

учет и контроль производственных процессов, что снижает общие издержки;

обеспечение оптимального планирования, оптимального распределения ресурсов и управления запасами;

составление расписаний движения ресурсов в организа­ции и др.

Высший уровень автоматизации управления — это интеграция ав­томатизированных процессов проектирования, планирования, про­изводства, хранения и сбыта посредством использования САПР, автоматизированных подсистем оптимизации планирования и принятия решений (сетевые графики, графики Ганта и т.д.), ГАП, авто­матизированных складов и транспортных средств. Телекоммуникационная техника и сети ЭВМ используются для осу­ществления финансовых расчетов, работы с поставщиками, клиен­тами (бизнес в Интернете, электронные магазины), партнерами.



5.6. Программно-целевые и проблемно-ориентированные методы

В программно-целевых методах управления используется специаль­ная матрица программно-целевого управления (см. табл.):



Мероприятия

Исполнители

Ресурсы

Сроки

Цели

1. Организационно-









экономические









2. Научно-технические









3. Технико-технологи­-









ческие









4. Экологические








Проблемы:

• необходима координация исполнением программ по срокам, исполнителям и целям;

• необходимо правильное распределение прав, ответственно­сти и ресурсного обеспечения.

Проблемно-ориентированные методы управления используют в слож­ных нештатных ситуациях (экономические кризисы, потери рынков сбыта, стихийные бедствия, аварии, чрезвычайные ситуации). В част­ности:

• выделяются сложные критические ситуации — проблемы, которые могут возникнуть в будущем и которые необходимо быстро решить;

• для каждой из ситуаций разрабатываются возможные сцена­рии (схемы, алгоритмы) развития событий, делаются оптими­стический и пессимистический прогнозы;

• разрабатываются сценарии ответных действий на возможные нештатные ситуации; основная цель — минимизация потерь и быстрейшее спасение самого ценного.

В таких ситуациях основной критический ресурс — время, на пер­вый план выходит умение оперативно управлять временем. Специ­альные тренировки, сборы, тренинги позволяют скоординировать действия подразделений и руководства в нештатных ситуациях, выявить и проанализировать ошибки в ответных действиях.

5.7. Новые технологии управления

В основе новых управленческих технологий лежат концепции ин­жиниринга и реинжиниринга бизнеса.

Общее управление деловыми (бизнес) процессами называют инжи­нирингом бизнеса, ибо в его основе — непрерывное проектирование унифицированных процессов: их наименования, содержания, входа, выхода, обратных связей и т.д. Реинжиниринг — это перестройка (перепроектирование) бизнес-процессов с целью достижения каче­ственного (скачкообразного) повышения эффективности деятель­ности фирмы. Последний термин появился в начале 1980-х гг. и свя­зан с перестройкой деловых процессов поставок в компании Ford Motors и процессов оплаты счетов в компании IBM Credit. Основа­телем теории реинжиниринга считают М. Хаммера (перу которого в соавторстве с Дж. Чампи принадлежит бестселлер «Реинжини­ринг корпорации: манифест для революции в бизнесе»).

На современном этапе развития компьютерных и телекоммуника­ционных технологий правомерно говорить и о принципиально новых технологиях управления унифицированными бизнес-процессами на базе матричных структур.

Определяющими факторами обеспечения конкурентного преиму­щества матричной организации становятся скорость модификации, качество продукта и минимизация издержек. На первый план выхо­дит проблема разработки технологии управления, позволяющей на­ходить экономичные (по времени и затратам ресурсов) и качествен­ные маршруты исполнения заказов.

На смену концепции группировки работ вокруг продукта и резуль­тата (как в традиционных, матричных организациях) приходит концепция группировки работ вокруг функциональных областей и бизнес-процессов (рис.50).

В традиционной матричной системе управления производство но­вого продукта предполагает построение новой линии матрицы или перестройку рабочих групп под новый заказ, что ведет к дополнительным затратам (рис.50а), видно, что управление осу­ществляется по двум векторам: управление запуском проектов-за­казов и управление этапами работ (идея, НИОКР, проектирова­ние, производство и т.д.).

Новая концепция предусматривает управление унифицированны­ми процессами (а не ходом проектов по выстроенным заранее лини­ям матрицы), посредством которых реализуется множество различ­ных проектов (заказов, продуктов). Управление ведется по двум векторам: управление функциональными областями и управление унифицированными процессами. В качестве функциональных об­ластей (ФО) рассматриваются не только укрупненные «НИОКР», «Проектирование», «Производство» и т.д., но и более мелкие, на­пример в проектировании: «Эскизное проектирование», «Конструк­торское проектирование», «Технологическое проектирование»; в производстве: «Заготовительное производство», «Механообработка», «Физико-химическое производство», «Сборочное производ­ство» и т.д. Каждая ФО имеет допустимое множество унифициро­ванных процессов, посредством которых реализуется тот или иной заказ, причем, множество различных заказов в матрице не требует дополнительного построения линий матрицы (например, из рис.50б следует, что заказ А может быть реализован в матрице по маршруту 11-22-13-44, а заказ В по маршруту 41-32-33-24). Повышение уровня разделения труда позволяет перейти и к трехмерным матричным схемам: функциональные области—процессы—операции (трудовые действия). Данная схема представлена на рис.51.

Из рис.51 следует, что у каждого процесса ФО может быть множе­ство операций (трудовых действий). Например, процесс «закупоч­ная деятельность»—ФО—«снабжение» включает в себя следующие действия-операции: «подготовка требования на закупку», «выбор поставщиков», «подготовка закупочных заказов», «осуществление заказа», «наблюдение за прохождением заказа» и т.д.

Процесс «технологическое проектирование»—ФО—«проектирова­ние узла N» может включать в себя унифицированные технологичес­кие операции, исполнение которых обеспечивает то или иное качество и стоимость конечного продукта. Наиболее актуальной пробле­мой в данном случае является нахождение эффективного (оптималь­ного) маршрута исполнения заказа (МИЗ). Один из вариантов решения данной проблемы показан на рис.52.

Данная схема может быть реализована в виде компьютерной про­граммы и использоваться в качестве подсистемы АСУ (с элементами самообучения). Например, внедрение системы кодировки деталей и сборочных единиц позволяет создать специальные классификато­ры деталей или сборочных единиц (нашедших широкое применение во многих отраслях) и осуществлять их автоматический поиск. Кро­ме того, имеется возможность автоматизировать расчет частотно­сти использования процессов или операций, равно как и их выделе­ние (по максимальным значениям). База данных и знаний (БДЗ) формируется из обучающего множества правил типа «ЕСЛИ — ТО». Например, «ЕСЛИ код детали — ТО маршрут ее исполнения»;

«ЕСЛИ код сборочной единицы (СЕ) — ТО маршрут ее сборки»;

«ЕСЛИ код товара — ТО маршрут ее сбыта»; «ЕСЛИ код заказа — ТО маршрут его реализации» и т.д. Поиск аналогичных маршрутов исполнения осуществляет информационно-поисковая система (ИПС) из БДЗ. Предлагаемая методология автоматического синтеза МИЗ позволяет существенно экономить время (в 2 и более раз) на подготовку производства и само производство.

Достоверность автоматического синтеза одного маршрута можно оценить с помощью эксперта или группы экспертов по балльной си­стеме. Достоверность работы всей подсистемы в промежутке вре­мени t оценивается по формуле:

ДПС = NН.Э. / Nобщ. ,

где NН.Э. количество неисправленных экспертами МИЗ; Nобщ. — общее, выработанное автоматизированной системой количество МИЗ в промежутке времени t.

Аддитивный функционал качества автоматически синтезируемого маршрута исполнения заказа определяется как:

Fk = c1 1/Ni + c2 1/J0 +c3 dA,

где с1, с2, с3 весовые коэффициенты значимости частных критери­ев (обычно определяются методом экспертных оценок); Ni — первый частный критерий-уровень глобального поиска аналогичных маршрутов исполнения (рассчитывается ЭВМ по результатам поис­ка ИПС); J0 — второй частный критерий, относительный уровень фильтрации спектра применяемости процессов или операций (рас­считывается на ЭВМ по результатам выделения процессов с макси­мальными частотами их применяемости на практике):



J0 = JОПТ / n,

где JОПТ — оптимальный уровень применяемости бизнес-процессов или операций; все процессы или операции выше его выделяются (рассчитывается на ЭВМ); п — полное количество уровней спектра применяемости бизнес-процессов или операций; dA — третий част­ный критерий, относительный уровень разброса бизнес-процессов или операций (рассчитывается по частотам расположения процес­сов или операций в выделенных ИПС машрутах-аналогах).

Некоторые исследования показывают, что с достоверностью 0,7-0,9 можно синтезировать за 6 месяцев порядка 6000 эффективных маршрутов исполнения (функционал качества при этом достигает экстремума) для серийной унифицированной наукоемкой продукции (тела вращения, плоскостные детали, сборки и т.д.). Необходимый объем БДЗ при этом — 3000 правил. Если количество правил БДЗ уменьшается до 1000, достоверность работы системы падает до 0,1-0,3. Соответственно уменьшаются и экономические показатели.

Расчеты показали, что в краткосрочном периоде использование дан­ного метода позволяет добиться сокращения издержек по следую­щим позициям:

• на 80-90 % снижаются затраты на технологическое проекти­рование (разработка МИЗ);

• происходит сокращение расходов (до 50 %) на подготовку, пе­реподготовку и перемещение персонала при выполнении раз­личных заказов (т.к. автономные рабочие группы занимаются узкоспециализированными, унифицированными функциями);

• уменьшается время на подготовку производства и само произ­водство (до 40 %);

• снижаются накладные расходы (на управленческий персо­нал, диспетчеризация, работа технологов).

В долгосрочном периоде компания получает возможность увеличить объемы продаж, прибыль и рентабельность (гарантии качества продукции способствуют повышению репутации компании и ее това­ров). Создание предпосылок для снижения затрат, а следовательно, и себестоимости продукции, проведение гибкой ценовой политики позволяет обеспечить дополнительный прирост прибыли. Расчеты (например, с использованием программы Project Expert) показыва­ют, что для мелкосерийных производств, затраты на внедрение и сопровождение такой системы в долгосрочном периоде окупаются за 1,5-2,5 года, для крупносерийного производства — за 2,5-3 года. При этом создается современная инфраструктура предприятия и задел на будущее. Анализ показал, что экономический эффект (вы­раженный через разность притока и оттока средств за планируемый период инновационного проекта) по расчетам может приближаться к $ 500 тыс. за 2 года. Очевидно, что данная цифра может варьиро­ваться в зависимости от типа предприятия. Внедрение данной техно­логии управления требует определенных затрат. Не для всех органи­заций выгодно применение такого управления. Для фирм-виолентов и фирм-патиентов такая система управления не всегда выгодна. Для фирм-эксплерентов (фирм-пионеров) и фирм-коммутантов, занимающихся выпуском наукоемкой продукции (особенно ТНП), такая система управления будет эффективной.

Показанная методология управления обусловливает и требования к персоналу автономных рабочих групп матричной организации. Ра­ботники должны быть инициативны, обладать высокой квалифика­цией и напористостью. Мотивация группы должна быть комплекс­ной и сочетать в себе три составляющие:

• традиционную мотивацию;

• лидерство;

• организационную культуру.

Автором была исследована комплексная модель мотивации (КММ), включающая в себя эти три основные составляющие (рис.53). Матрица синергии работы для графа будет имеет вид:



Элементом матрицы может быть: п — позитивное влияние (1), н — негативное влияние (0), о — отсутствие связи. Анализ количества элементов «н» и «п» и их взаимосвязей позволяет объективно оце­нить ситуацию и наметить ряд мероприятий по ее улучшению.

Для обеспечения синергии работы необходимы: анализ ситуации в группе, определение первоочередных корректирующих воздей­ствий; разработка мероприятий по применению новой схемы моти­вации; запуск схемы мотивации; оценка мотивационного потенциа­ла и контроль (мониторинг) за мотивационной средой в группе.

Цель этих мероприятий состоит в обеспечении положительной си­нергии работы группы. Матрица положительной синергии работы в итоге должна иметь вид:



Выбор доминирующей компоненты (мотивация персонала, лидер­ство в группе или организационная культура), с помощью которой должна включиться вся схема инициации мотивационного потенциа­ла, осуществляется в соответствии со следующими критериями:

• быстрота (скорость) включения мотивационной составляю­щей: за какой период могут быть осуществлены намеченные мероприятия;

• стоимость реализации плана включения мотивационной со­ставляющей;

• быстрота (скорость) отдачи: когда может быть получен эконо­мический эффект от внедрения всей системы мотивации.

Принятие решения о выборе доминирующей составляющей включе­ния можно осуществить по следующей методике.



Методика(пример):

Реализуем метод экспертного попарного сравнения критериев и вариантов между собой (баллы-оценки в данном примере взяты про­извольно):



  1. попарно сравниваем критерии по 10-балльной шкале и форми­руем матрицу. Сравнение ведем по принципу «критерий стро­ки к критерию столбца»:

БВ — быстрота включения;

СР — стоимость реализации;

БО — быстрота экономической отдачи.

5 — критерии равнозначны (сумма оценок для пары крите­риев 10);

6 — быстрота включения превосходит по значимости сто­имость реализации на 1 (оценки в сумме 6 + 4 = 10);

9 — быстрота включения превосходит по значимости быс­троту отдачи на 4 (в сумме 9 + 1 = 10);

можно заметить, что сумма элементов диагоналей матри­цы 10;

Аналогично можно сравнить любые критерии, используя весь

спектр оценок от 1 до 10.

2) Попарно сравниваем варианты по 10-балльной шкале для кри­терия «быстрота включения» и формируем матрицу:

Сравнивая варианты, во внимание берется только быстрота включения, остальные критерии игнорируются.

3) Попарно сравниваем варианты по 10-балльной шкале для кри­терия «стоимость реализации» и формируем матрицу:

4) Попарно сравниваем варианты по 10-балльной шкале для кри­терия «быстрота отдачи» и формируем матрицу:



5) Находим среднюю значимость первого критерия «быстрота включения» по отношению к «стоимости реализации» и «быс­троте отдачи»:

с1 = (6 + 9) / 2 = 7,5 (суммируем элементы строк матрицы оценок критериев и делим на их количество).

6) Аналогично находим средние для стоимости реализации и для быстроты отдачи:



с2 =(4+4)/2=4 (для стоимости реализации);

с3 = (1 + 6) / 2 = 3,5 (для быстроты отдачи).

Таким образом, мы видим, что наибольший приоритет имеет быстрота включения, далее с небольшим отрывом следуют стоимость реализации и быстрота отдачи.

7) Находим средние оценки для мотивации, лидерства и органи­зационной культуры (по отношению друг к другу) по критерию «быстрота включения»:

f11 = (5 + 8) / 2 = 6,5 (для мотивации по отношению к лидер­ству и ОК);

f12 = (5 + 4) / 2 = 4,5 (для лидерства по отношению к мотива­ции и ОК);

f13 = (2 + 6) / 2 = 4 (для ОК по отношению к мотивации и лидерству).

8) Аналогично находим средние оценки для мотивации, лидер­ства и ОК по критерию «стоимость реализации»:



f21 = (4 + 7) / 2 = 5,5 (для мотивации по отношению к лидер­ству и ОК);

f22 = (6 + 3) / 2 = 4,5 (для лидерства по отношению к мотива­ции и ОК);

f23 = (3 + 7) / 2 = 5 (для ОК по отношению к мотивации и лидерству).

9) Аналогично находим средние оценки мотивации, лидерства и ОК по критерию «быстрота отдачи»:



f31 = (7 + 5) / 2 = 6 (для мотивации по отношению к лидерству и ОК);

f32 = (3 + 6) / 2 = 4,5 (для лидерства по отношению к мотивации и ОК);

f33 = (5+4) / 2 = 4,5 (для товара ОК по отношению к мотивации и лидерству).

10) Итоговый расчет оценочной функции вариантов.

Для мотивации:

Для лидерства:



Для ОК:


Мы видим, что компонента «традиционная мотивация» имеет наи­большую оценочную функцию, следовательно, ее необходимо задействовать в первую очередь. Именно она запустит полный мотивационный цикл и создаст в системе позитивный синергетический эффект.

Данная методика может быть использована в процессе оценки ва­риантов вложения средств, вариантов инвестирования, вариантов изготовления, вариантов технологий и т.д. Наиболее ответственны­ми этапами в этих случаях являются выбор критериев оценки, оцен­ка пар критериев и пар вариантов. В них должны принимать участие квалифицированные специалисты (эксперты) в конкретной облас­ти. В ряде случаев оценки исходных матриц должны проставляться как средние из оценок, полученных группой экспертов по конкрет­ному вопросу сравнения пары.

В результате исследований КММ выявлены причины слабой моти­вации персонала и получены некоторые практические результаты (табл.5).



Таблица 5

Некоторые причины слабой мотивации персонала и экономические результаты внедрения КММ



Выявленные причины слабой мотивации персонала

Предпочтительная применяемая модель

Экономические результаты запуска КММ

1

Отсутствие связи «усилие— вознаграждение»

Модели Портера— Лоулера, Врума, теории ожидания

Рост производительности на 10 % (к базовому периоду)

2

Слабое руководство (неадекватная реакция на ситуацию)

Модель Фидлера

Выявлены резервы увеличения производительности труда и сокращения затрат; обеспечен рост рентабельности работы на 5 % (к базовому периоду)

3

Низкая «зрелость» исполнителей

Модель Митчелла и Хауса

Обеспечен рост производительности труда на 20 % (к базовому периоду)



Выявленные причины слабой мотивации персонала

Предпочтительная применяемая модель

Экономические результаты запуска КММ

4

OK не соответствует взглядам группы

Модель Питера и Утермана, модель Сате

Обеспечен рост рентабельности на 10 % (к базовому периоду)

5

В группе отсутствует поддержка ОК

Модель Сате.

Обеспечен рост рентабельности на 15 %

6

ОК не реагирует на изменение ситуации

Модель Парсонса

Рост производительности Труда на 25 %

7

Национальные (этнические) проблемы в группе

Модель Хофстида, модель Лэйн и Дистефано

Снижение затрат на 7 %

8

Неправильное распределение обязанностей членов группы (потребности не соответствуют задачам)

Модель Маслоу

Рост рентабельности в группе на 10 %

9

Отсутствие возможности удовлетворения потребностей высокого уровня работников

Модель Альдерфера

Рост производительности труда на 5 %

10

Высокие амбиции членов группы

Модель Мак-Клелланда

Рост рентабельности труда на 15 %



Выявленные причины слабой мотивации персонала

Предпочтительная применяемая модель

Экономические результаты запуска КММ

11

Неудовлетворенность трудом

Модель Герцберга

Рост производительности труда на 20 %

12

Высокий уровень конфликтное™ в работе группы

Достижение компромисса

Рост производительности труда на 5 %

13

Высокий уровень конфликтности в группе

Разрешение проблемы

Рост рентабельности труда на 10 %

14

Высокий уровень конфликтности в группе

Кооптация (предоставление сопротивляющемуся лицу ведущей роли во внедрении новшеств)

Увеличение производительности труда на 15 %


ГЛАВА 6. ИНТЕНСИВНЫЙ И ЭКСТЕНСИВНЫЙ ПУТИ РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ


Современный менеджмент устремлен в будущее, одна из основных его задач — создание предпосылок и условий экономического роста организации. На первый взгляд представляется, что усилия руко­водства должны быть направлены на увеличение объемов выпуска, выручки, прибыли организации. Но этого недостаточно. Необходи­мо учитывать и расходы организации.

Как определить уровень издержек, позволяющий добиться макси­мальной эффективности производства? Как оценить экономический рост фирмы, завода, малого предприятия?

Каждая организация имеет возможность оценить эффективность своей деятельности, используя оптимизационную кривую (рис.54).



По оси абсцисс обычно откладывается ресурсное обеспечение работ (например, в рублях); по оси ординат — результаты деятельности организации (в качестве которого может выступать прибыль или любой другой показатель эффективности). Например, временно приостановившая производство фирма продолжает хранить запасы, платит некоторые виды налогов и т.д. Ресурсное обеспечение работ в этом случае отсутствует, но имеются определенные затраты на поддержание жизнедеятельности. Эффект (измеренный прибылью) в этом случае будет отрицательным (точка 1). По мере роста ресурс­ного обеспечения работ фирма будет производить товар и получать прибыль. Эффективность ее деятельности возрастает и фирма сме­щается в точку 2. Дальнейшее увеличение ресурсного обеспечения работ, очевидно, приведет фирму к максимальной эффективности Эмакс (точка 3) и оптимальному расходу ресурсов Ропт .

Предположим, что ресурсное обеспечение работ необдуманно уве­личивается. Очевидно, что в этой ситуации будет возрастать и рас­ходная часть бюджета фирмы, а прибыль будет уменьшаться Эф­фективность ее деятельности уменьшается (точка 4) и в какой-то момент становится отрицательной (точка 5).

Чем уже оптимизационная кривая, тем выше сложность уп­равления фирмой, тем труднее поддерживать ее максимальную эффективность. Работа в области экстремальной эффективности (Эмакс) требует от руководства быстрых и грамотных решений, время реагирования на изменения ситуационных факторов сводится к ми­нимуму.

Каждая организация должна знать свои потенциальные возможно­сти и периодически пересматривать оптимизационные кривые. Информационной базой для такого рода деятельности являются биз­нес-планы, стратегические, инновационные и инвестиционные пла­ны, балансы, аналитические материалы.

Важно постоянно следить за динамикой ресурсного обеспечения и эффекта (см. рис.55). Такой мониторинг позволит увидеть, как разви­вается организация, по интенсивному или экстенсивному пути. На­пример, зная свою оптимизационную кривую за прошлый год (t1), фирма решает увеличить объемы производства (рост потребностей на рынке стимулирует этот процесс). Очевидно, ей требуются до­полнительные ресурсы, что может привести к снижению эффекта на прошлогодней оптимизационной кривой. Поэтому фирма планирует предпринять ряд качественно-новых организационных и тех­нологических изменений, позволяющих сместить максимум опти­мизационной кривой вправо вверх (t2) от точки А к точке В. Таким образом, приращение ресурсного обеспечения Ропт должно выра­зиться в приросте эффективности Эмакс.

Из графика видно, что возможны следующие соотношения прира­щений Ропт и Эмакс, которые и обусловливают направления эконо­мического роста.



Если Эмакс > Ропт, то организация развивается по интен­сивному пути.

Если Эмакс < Ропт, то организация развивается по экстен­сивному пути.

Если Эмакс = Ропт, то возникла пограничная ситуация.

Таким образом, оптимальное управление предполагает целена­правленное (планомерное) перемещение организации из точки А в точку В с условием Эмакс > Ропт.

В относительных координатах это будет выглядеть следующим об­разом (см рис.56).

• кривая 1 показывает, что организация развивается по экстен­сивному пути (прирост эффекта меньше, чем наращивание ре­сурсного обеспечения работ);

• кривая 3 показывает, что организация развивается по интен­сивному пути (прирост эффекта больше, чем наращивание ре­сурсного обеспечения работ);

• прямая 2 — пограничная ситуация (равномерные прирост эф­фекта и ресурсов).

Все кривые, расположенные под второй прямой, определяют вари­анты экстенсивного развития организации. Все кривые, расположенные над второй прямой, определяют варианты интенсивного развития организации.

Менеджеры высшего звена должны постоянно отслеживать дина­мику этих приращений и в случае получения отрицательных резуль­татов оперативно предпринимать комплекс экономико-организаци­онных и научно-технических мероприятий по выводу организации из области экстенсивного в область интенсивного развития.



РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Мескон. М. и др. Основы менеджмента — М.: Дело, 1997.

2. Виханский О. С., Наумов А. И. Менеджмент / Учебник для ву­зов. — М.: Гардарика,1998.

3. Лебедев О. Т., Каньковская А. Р. Основы менеджмента / Учеб­ное пособие. — СПб.: ИД «МиМ», 1997.

4. Зайцева О. А., Радугин А. А., Радугин К. А., Рогачева Н. И. Основы менеджмента / Учебное пособие для вузов. — М.: Центр, 1998.

5. Кузнецов Ю. В., Подлесных В. И. Основы менджмента. — СПб.: ОЛБИС, 1998.

6. Кабушкин Н. И. Основы менеджмента. — Минск: ЭКОНОМ-ПРЕСС. 1998.

7. Армстронг М. Основы менеджмента — Ростов-на-Дону: Фе­никс, 1998.

8. Прыткин Б. В., Прыткина Л. В., Эриашвили Н. Д., Усман 3. А. Общий курс менеджмента / Учебник. — М.: ЮНИТИ, 1998.

9. Основы управления персоналом: Учебник для вузов / Под ре­дакцией Б. М. Генкина — М.: Высшая школа, 1996.

10. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент. — СПб.: Питер, 1998.

11. История менеджмента / Уч. пособие / Под ред. Д. В. Валового — М.: ИНФА, 1997.

12. Э. А. Уткин. История менеджмента. — ЭКНОС, 1997.

13. Герчикова И. Н. Менеджмент / Учебник — М.: Банки и биржи. ЮНИТИ, 1997.

14. Фатхутдинов Р. А. Инновационный менеджмент / Учебник для вузов. —М.: «Интел-Синтез», 1998.

15. Инновационный менеджмент / Справочное пособие / Под ред. П. Н. Завлина, А. К. Казанцева, Л. Э. Миндели. — М.: Центр исследований и статистики науки, 1998.



16. Бодди Д., Пэйтон Р. Основы менеджмента. — СПб.: Питер, 1999.<< предыдущая страница