Учебно-методическое пособие для студентов - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2 ... страница 9страница 10
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Учебно-методическое пособие Н. Новгород 2011 ббк 74. 5 В 12 2 591.49kb.
Учебно-методическое пособие для студентов исторического факультета... 2 485.1kb.
Учебно-методическое пособие по специальности 1-08 01 01 «Профессиональное... 4 1608.91kb.
Учебно-методическое пособие Ижевск 2012 резьбовые соединения учебно-методическое... 1 403.92kb.
Учебно-методическое пособие для студентов I курса учетно-финансового... 3 492.89kb.
Учебно-методическое пособие для студентов лечебного, педиатрического... 12 3706.38kb.
Учебно-методическое пособие по проведению тестирования по дисциплине... 1 417.26kb.
Учебно-методическое пособие для студентов всех факультетов медицинских... 1 364.25kb.
Практикум учебно-методическое пособие для студентов факультетов 15 3464.04kb.
Учебно-методическое пособие по проведению тестирования по дисциплине... 1 180.52kb.
Учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по специальности 07. 1 745.06kb.
Состав и работа компьютерной системы 1 71.86kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Учебно-методическое пособие для студентов - страница №1/10



ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Тольяттинский Государственный Университет

Региональный центр компьютерного образования

Лопарев С.А., Болдырев С.Н., Фомин А.А.



ОСНОВЫ КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАМОТНОСТИ

Учебно-методическое пособие для студентов


Содержание




Содержание 2

Введение 4

1. Принципы работы и компоненты персонального компьютера 5

1.1. Роль информации в современном мире 5

1.2. Представление информации в компьютере 6

1.3. Разновидности программ 6

1.4. Устройства персонального компьютера 7

1.5. Процессор 7

1.6. Видеокарта 8

1.7. Звуковая карта 9

1.8. Память 9

1.9. Внешняя память 10

1.10. Соединительные устройства 11

1.11. Устройства ввода 13

1.12. Устройства вывода 14

1.13. Компьютерные сети 16

1.14. Устройства передачи данных 16

Задания 18

Самоконтроль 19

2. Основы работы с Windows XP 22

2.1. Пользовательский интерфейс 22

2.2. Рабочий стол и панель задач 22

2.3. Работа с клавиатурой 24

2.4. Работа с мышью 26

2.5. Правила набора и редактирования текста 27

2.6. Основные элементы окна программы и работа с ними 27

2.7. Диалоговые окна 29

2.8. Справочная система 30

2.9. Файловая система 31

2.10. Проводник Windows XP 33

2.11. Навигация по дискам и папкам 35

2.12. Работа с окнами «Открыть» и «Сохранить как» 37

2.13. Выделение файлов и папок 38

2.14. Создание папок 38

2.15. Копирование и перемещение файлов и папок 38

2.16. Переименование файлов и папок 39

2.17. Удаление и восстановление 39

2.18. Поиск файлов и папок 40

Задания 42

Самоконтроль 46

3. Основы работы с программой Microsoft Word 47

3.1. Основные термины 47

3.2. Использование меню 51

3.3. Создание документа, открытие и сохранение 52

3.4. Выделение текста 53

3.5. Форматирование текста 53

3.6. Использование буфера обмена. 57

3.7. Работа с таблицами 58

Задания 60

Самоконтроль 63

4. Основы работы в Microsoft Excel 64

4.1. Перемещение по листу и выделение ячеек 65

4.2. Работа с блоком ячеек. 65

4.3. Ввод данных 66

4.4. Изменение значений в ячейке 68

4.5. Работа с формулами 68

4.6. Работа с функциями 71

Задания 74

Самоконтроль 76

5. Архиваторы и антивирусы 77

5.1. Форматы и инструменты 77

5.2. Работа с программой WinRAR. 78

5.3. Антивирусы 81

Задания 84

Самоконтроль 85

Список литературы 86




Введение


Цель изучения дисциплины «Основы компьютерной грамотности» – формирование у студентов минимальных необходимых знаний и умений работы с персональным компьютером.

Основные задачи дисциплины:



  1. Дать представление об устройстве и работе современных вычислительных систем.

  2. Научить студентов пользоваться основными прикладными программами.

  3. Развить у студентов умение самостоятельно расширять и углублять знания в области информационных технологий.

В результате освоения данного курса студент должен знать:

  1. Единицы измерения информации.

  2. Этапы работы с информацией.

  3. Устройства обработки, ввода, вывода и хранения информации.

  4. Виды устройств передачи информации.

  5. Разновидности программного обеспечения.

  6. Основы работы с программами.

  7. Этапы решения задачи.

  8. Правила набора текста.

  9. Правила хранения информации (файлы, папки, форматы и типы файлов).

  10. Правила обмена данными между программами (буфер обмена).

  11. Правила работы с текстовыми редакторами и электронными таблицами.

Студент должен уметь:

  1. Строить архитектуру компьютера с требуемыми характеристиками.

  2. Запускать различные программы.

  3. Набирать текст в текстовом редакторе.

  4. Редактировать (форматировать) текст, используя возможности текстового редактора.

  5. Открывать и сохранять документы в различных программах.

  6. Корректно завершать работу с программами и операционной системой.

  7. Создавать таблицы и диаграммы в редакторе электронных таблиц.

  8. Работать со структурой папок.

  9. Копировать и перемещать данные между программами, используя буфер обмена.

  10. Создавать, переименовывать, удалять, копировать, перемещать файлы и папки.

  11. Осуществлять поиск файлов на компьютере.

  12. Пользоваться справкой (помощью) программы.

Данное пособие ориентировано на студента, который делает первые шаги в работе с персональным компьютером, работающим под управлением операционной системы Windows XP, и оно поможет с наименьшей затратой времени овладеть теоретическим материалом и практическими навыками работы за персональным компьютером.

Материал изложен в конспектной форме с большим количеством иллюстраций и схем. Закрепление навыков работы за компьютером производится при выполнении самостоятельных работ, а закрепление теоретического материала осуществляется при выполнении тестовых заданий в конце каждого раздела.


1. Принципы работы и компоненты персонального компьютера

1.1. Роль информации в современном мире


Компьютер – это универсальный инструмент для обработки информации. Он может решать практически все ваши задачи, только необходимы три составляющие:

  • Аппаратное обеспечение (Hardware) – это комплекс технических устройств компьютера.

  • Программное обеспечение (ПО, Software) – это совокупность программ, где программа – это набор инструкций, по которым работает аппаратное обеспечение, а цель каждой программы – решить какую-либо задачу пользователя.

  • Знания (Brainware). Элементарными знаниями в области аппаратного обеспечения и устойчивыми знаниями и навыками работы с необходимым ему программным обеспечением должен обладать Пользователь (человек, который использует компьютер в качестве инструмента для решения производственных или личных задач и который не является при этом компьютерным специалистом).

В настоящее время индустрия производства компьютеров и программного обеспечения является одной из наиболее важных сфер экономики развитых и развивающихся стран. Причины стремительного роста индустрии персональных компьютеров:

  • невысокая стоимость;

  • сравнительная выгодность для многих деловых применений;

  • простота использования;

  • возможность индивидуального взаимодействия с компьютером без посредников и ограничений;

  • высокие возможности по переработке, хранению и выдаче информации;

  • высокая надежность, простота ремонта и эксплуатации;

  • возможность расширения и адаптации к особенностям применения компьютеров;

  • наличие программного обеспечения, охватывающего практически все сферы человеческой деятельности, а также мощных систем для разработки нового программного обеспечения.



Рис. 1. Система подключения устройств к системному блоку

Мощность компьютеров постоянно увеличивается, а область их применения постоянно расширяется. Компьютеры могут объединяться в сети, что позволяет миллионам людей легко обмениваться информацией с компьютерами, находящимися в любой точке земного шара.


1.2. Представление информации в компьютере


Единицей информации является байт. Ячейка памяти имеет емкость 1 байт, если она может хранить один символ – букву, цифру, знак препинания и т.д. Так, строка текста, состоящая из 10 букв, занимает в памяти 10 байт.

Бит – минимальная единица информации. На практике обычно используются единицы:



  • байт (8 бит);

  • килобайт (1024 бита);

  • мегабайт (1024 килобайта);

  • гигабайт (1024 мегабайта).

Обработка информации в персональном компьютере (ПК) основана на обмене электрическими сигналами между различными устройствами машины. Эти сигналы возникают в определенной последовательности. Признак наличия сигнала можно обозначить цифрой 1, признак отсутствия – цифрой 0. Таким образом, в ПК реализуются два устойчивых состояния. С помощью определенных наборов цифр 0 и 1 можно закодировать любую информацию. Каждый такой набор нулей и единиц называется двоичным кодом. Количество информации, кодируемое двоичной цифрой 0 или 1, называется битом. С помощью набора битов можно представить любое число и любой знак. Знаки представляются восьмиразрядными комбинациями битов – байтами (т.е. 1 байт = 8 бит). Например, русская буква А – байт 10000000. Любую комбинацию битов можно интерпретировать как число. Например, 110 означает число 6, а 01101100 – число 108. Число может быть представлено несколькими байтами. Таким образом, в ЭВМ информация кодируется двумя видами символов. Такому представлению соответствует система счисления, в которой используется всего два цифровых знака – 0 и 1.

1.3. Разновидности программ


Программа – это набор компьютерных инструкций, полный и самодостаточный, обеспечивающий выполнение конкретной задачи. Те, кто производят программы, распространяют их через торговую сеть или через Интернет. Программу нужно установить (инсталлировать) на компьютер, чтобы пользователь мог работать с ней.

Различают следующие группы программ:



  • Системные программы. Эти программы управляют всеми ресурсами компьютера, проверяют работоспособность устройств, обеспечивают работу других программ. Системные программы делятся на два основных класса:

      • Операционные системы.

      • Сервисные программы.

  • Инструментальные программы. Создают новое программное обеспечение. К этой группе относятся языки программирования, интегрированные среды для разработки приложений и для создания различных информационных систем.

  • Прикладные программы. Выполняют работы, необходимые пользователю. Здесь можно выделить следующие группы: программы обработки текстовой, графической и числовой информации, коммуникационные пакеты, системы управления базами данных, обучающие программы, игры и т. д.


1.4. Устройства персонального компьютера


В современном мире почти все компьютеры базируются на принципах, выдвинутых ещё в 1946 г. венгерским физиком и математиком Джоном фон Нейманом.

Все устройства, входящие в состав компьютера, можно разделить на следующие группы:



  1. Устройства обработки информации.

  2. Память.

  3. Передающие устройства.

  4. Устройства ввода.

  5. Устройства вывода.

  6. Сетевые устройства.

К устройствам обработки информации относятся следующие:

  1. Процессор.

  2. Видеокарта.

  3. Звуковая карта.

То есть такие устройства, в которых происходит какое-либо преобразование информации.

1.5. Процессор




Рис. 2. Микропроцессор: слева – вид сверху, справа – вид снизу

Самым главным элементом в компьютере, его «мозгом»,является микропроцессор – электронная схема, выполняющая все вычисления и обработку информации (рис. 2). Скорость его работы во многом определяет быстродействие компьютера.

На первый взгляд процессор – просто выращенный по специальной технологии кристалл кремния. Однако камешек этот содержит в себе множество отдельных элементов – транзисторов, которые в совокупности и наделяют компьютер способностью «думать».

Процессор состоит из нескольких важных деталей: собственно процессора – «вычислителя» и сопроцессора – специального блока для операций с «плавающей точкой».

В настоящее время в компьютерах используются процессоры, разработанные фирмами Intel, AMD и IBM. Процессоры отличаются друг от друга двумя характеристиками: типом (моделью) и тактовой частотой. Чем выше тактовая частота, тем выше производительность и цена процессора. Тактовая частота указывает, сколько элементарных операций (тактов) выполняется за одну секунду. Тактовая частота измеряется в мегагерцах (МГц). Современные процессоры фирмы Intel достигают тактовой частоты в 3800 МГц (Pentium 4). Фирма AMD, составляющая им наибольшую конкуренцию, выпускает процессоры до 2400 МГц. Следует заметить, что разные поколения процессоров выполняют одни и те же операции (например, деление или умножение) за разное число тактов. Чем выше поколение процессора, тем, как правило, меньше тактов требуется для выполнения одних и тех же операций. Например, процессор Intel Pentium IV работает раза в два быстрее, чем процессор Intel Pentium III с такой же тактовой частотой. За двадцатилетнюю историю массового развития компьютерного рынка сменилось семь поколений процессоров фирмы Intel: 8088, 286, 386, 486, Pentium, Pentium II, Pentium III, Pentium VI. Кроме того, в каждом поколении существует ещё и целая серия отличающихся друг от друга моделей. Например, в поколении Pentium III их три: «обычный» Pentium III, «облегчённый вариант» Celeron и сверхмощный Xeon, предназначенный для больших промышленных компьютеров.
следующая страница >>