Учебно-методический комплекс учебной дисциплины - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2страница 3
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Осадочные формации... 1 242.45kb.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины основы социологии... 1 478.93kb.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины 3 1010.46kb.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины 3 1156.16kb.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины история регионов... 2 756.55kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины Для студентов экономического... 1 223.21kb.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины 4 1219.83kb.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины 2 446.53kb.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины 6 661.83kb.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины 4 1214.18kb.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «психологическое... 1 408.54kb.
К 70 летию со дня смерти 1 47.19kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Учебно-методический комплекс учебной дисциплины - страница №1/3

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

РУБЦОВСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)



УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ЛОГИКА
Специальность - 020700

История

Форма обучения – очно-заочная (вечерняя)

Кафедра общественных дисциплин
Рубцовск - 2011

При разработке учебно-методического комплекса учебной дисциплины в основу положены:

1) ГОС ВПО по специальности 030401.65 История, утвержденный Министерством образования РФ «17» марта 2000 г., № 308 гум /сп.

2) Учебный план по специальности 030401.65 История, утвержденный Ученым Советом РИ (Филиала) АлтГУ «23» мая 2011 г., протокол № 12.


Учебно-методический комплекс одобрен на заседании кафедры общественных дисциплин«27» июня 2011 г., протокол № 6.



СОДЕРЖАНИЕ


1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 4

5.МАТЕРИАЛЫ К ПРОМЕЖУТОЧНОМУ И ИТОГОВОМУ КОНТРОЛЮ 15





1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Логика - философская наука, изучающая правильные логические формы человеческого мышления и законы, которым оно (мышление) подчиняется. В логических формах своеобразно отражаются отношения явлений внешнего мира, которые выступают объективным основанием форм сознания.

Логика изучает не конкретное содержание действительности, а мысли о ней, их структуру, то, что является общим для мыслей данного типа независимо от их конкретного содержания. Поэтому при изучении логики, понять сущность процесса мышления, специфическое содержание форм и законов, нужно уметь формализовать конкретные рассуждения, уметь оперировать получаемыми формулами и схемами. Все это и составляет основную цель изучения логики, которая сводится к приобретению навыков осознанного применения логических правил и законов к реальному процессу мышления.

Знание логики позволяет анализировать наши рассуждения, помогает определить их последовательность, непротиворечивость, доказательность, и тем самым определять истинные высказывания от ложных.

В жизни к сожалению, встречаются специалисты, даже с высшим образованием, которые слабо владеют аппаратом логики, не всегда умеют правильно доказать то или иное положение, подобрать аргументы в споре. Известные трудности испытывают они при формулировании определений и понятий своей сферы знания, не подозревают о существовании строгих правил вывода по тем или иным видам умозаключений.

Изучая логику, слушатели расширяют свой арсенал приемов освоения исторических наук, повышают культуру мышления.

Цели курса:

Логико-методологическая образованность специалиста в области исторического знания не просто дополняет его профессиональную подготовку, но и демонстрирует качественный уровень его профессионализма. Данная программа преследует цель повышения интеллектуальной и логической культуры, преодоление ее дефицита в гуманитарной сфере.



Данный курс предполагает изучение логики, начиная с ее основ. При этом решаются следующие задачи:

  1. Формировать у студентов систематическое знание о логических формах и законах мышления;

  2. Развивать у студентов умения видеть, анализировать и разрешать логические задачи;

  3. Развивать у студентов навыки использования полученных знаний в рамках выбранной специальности;

  4. Создавать необходимую базу для дальнейшего образования выпускников (в вузах, путем самообразования).

2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


ДЕ

Наименование тем

Максим. учебная нагрузка студента, час

Количество аудиторных часов при очно-заочной форме обучения

Самост. работа студ.










Всего


Лекции

Лаборат. работы

Семинары




1

2

3

4

5

6

7

8

ДЕ – I


Тема 1. Предмет и назначение логики

8

2

2




-

6

Промежуточный контроль

Коллоквиум

ДЕ - II


Тема 2. Понятие как форма мышления

12

4

2




2

8




Тема 3. Логические операции с понятиями

8

2

-




2

6

Промежуточный контроль

контрольная работа

ДЕ – III


Тема 4. Основные характеристики суждения

8

2

2




-

6




Тема 5. Понятие о логике высказывания

12

4

2




2

8




Тема 6. Логические отнощения между суждениями

6

-

-




-

6




Тема 7.

Модальная логика

8

2

2




-

6

Промежуточный контроль

Тестирование

ДЕ – IV


Тема 8. Дедуктивные умозаключения

12

4

2




2

8




Тема 9. Правдоподобные умозаключения

8

2

-




2

6

Промежуточный контроль

контрольная работа

ДЕ – V


Тема 10. Логика вопросов и ответов

6

-

-




-

6




Тема 11. Доказательство и опровержение

10

2

2




-

8




Тема 12. Формы развития знания: проблема, гипотеза, теория

8

2

-




2

6

Промежуточный контроль

Коллоквиум

Итоговый контроль

Зачет

Итого (час.)

106

26

14

-

12

80


3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ДЕ - I. Логики как наука.

Тема 1. Предмет и назначение логики.

Аудиторное изучение.

Предмет логики. Эмпирический и теоретический уровни познания, роль формального мышления в процессе познания. Понятие логической формы и ее основные виды: понятие, суждение, умозаключение. Логика как наука о формах и законах мышления. Язык и мышление. Естественные и искусственные языки. Методологическое значение логики. Культура мышления и культурологическое значение логики.

Место логики в профессиональной деятельности юриста.

Самостоятельное изучение.

Основные этапы развития логики.


ДЕ - II. Понятие.

Тема 2. Понятие как форма мышления.

Аудиторное изучение.

Роль понятий в познании. Языковые формы выражения понятия: понятия и термины. Содержание и объем понятия. Закон обратного отношения между объемом и содержанием понятия. Различение понятий по числу элементов объема: единичные, общие, пустые и неопределенные понятия. Различение понятий по характеру элементов объема: собирательные и несобирательные, конкретные и абстрактные.

Логические отношения между понятиями по объему: сравнимые и несравнимые понятия. Типы совместимости понятий: равнозначность, включение, пересечение. Типы несовместимости понятий: противоположность, противоречие, соподчинение. Использование диаграмм Эйлера - Виена для анализа и схематического изображения отношений между понятиями.

Самостоятельное изучение.

Различение понятий по содержанию: положительные и отрицательные, абсолютные и относительные.



Тема 3. Логические операции с понятиями.

Аудиторное изучение.

Определение. Значение определений в познании. Номинальные и реальные, явные и неявные определения. Определение через род и видовое отличие. Операции, сходные с определением: описание, характеристика, приведение примеров. Логические требования к определению: определенности, соразмерности, независимости и позитивности. Возможные ошибки в определении. Деление понятий. Деление понятий по видоизменению признака и дихотомическое деление. Логические требования к делению: основания, исключения, соразмерности, непрерывности. Возможные ошибки в делении. Классификация как сложное деление понятий. Логические требования к классификации.

Значение деления понятий и классификации в познании.

Самостоятельное изучение.

Обобщение и ограничение понятий. Логические операции сложение, умножения, включения, исключения и дополнения.


ДЕ - III. Суждение.

Тема 4. Основные характеристики суждения.

Аудиторное изучение.

Суждение как форма мышления. Суждение и предложение. Простые и сложные суждения. Виды простых суждений: атрибутивные, реляционные, суждения о существовании.

Структура атрибутивного суждения. Деление атрибутивных суждений по качеству и количеству. Понятие категорического суждения. Распределенность терминов в категорическом суждении. Сложные суждения: соединительные, разделительные, условные, эквивалентные.

Самостоятельное изучение.

Использование диаграмм Эйлера-Виена для выявления отношений между терминами суждения.



Тема 5. Понятие о логике высказывания.

Аудиторное изучение.

Общая характеристика логики высказывания. Формальный язык классической логики высказываний. Табличные выражения коньюнкции, дизъюнкции, строгой дизъюнкции, импликации, эквиваленции.

Понятие логически возможной ситуации. Логические условия истинности высказываний. Установление логических условий истинности формул языка логики высказывания методом полных и сокращенных истинностных таблиц.

Законы классической логики высказывания: закон тождества, закон противоречия, закон исключенного третьего, закон достаточного основания.



Самостоятельное изучение.

Применение классической логики высказывания в сфере права. Использование основных законов логики в судебной и следственной практике.



Тема 6. Логические отношения между суждениями.

Аудиторное изучение.

Логические отношения между простыми категорическими суждениями: подчинение, противность (субконтрарность), противоречие (контрадикторность), противоположность (контрарность). “Логический квадрат”.

Логические отношения между сложными суждениями: эквивалентность, совместимость, противоречивость, противоположность.

Самостоятельное изучение.

Использование простых и сложных суждений при толковании норм права, обработка информации с точки зрения совместимости и несовместимости суждений.



Тема 7. Модальные суждения.

Аудиторное изучение.

Возникновение модальной логики. Элементы модальной логики в Античности. Отличие модальной логики от классической. Понятие модальности. Эпистемическая, алетическая, деонтическая модальность суждений.



Самостоятельное изучение.

Применение модальной логики в профессиональной деятельности юриста.


ДЕ - IV. Умозаключение.

Тема 8. Дедуктивные умозаключения.

Аудиторное изучение.

Умозаключение как форма мышления. Структура умозаключения. Виды умозаключений по направленности логического следования: дедуктивные, индуктивные, умозаключения по аналогии. Сущность дедуктивных умозаключений. Прямые и непрямые умозаключения логики высказывания. Табличный метод проверки правильности умозаключений логики высказывания. Понятие силлогизма. Непосредственные силлогизмы: превращение, обращение, противопоставление предикату. Простой категорический силлогизм. Его структура, фигуры и модусы. Способы проверки правильности силлогизма.

Метод совмещения круговых схем, выдвижение контрпримера. Правила терминов, правила посылок, правила фигур. Энтимема. Полисиллогизмы. Сорит, эпихейрема.

Самостоятельное изучение.

Дилемма и ее виды. Умозаключения по логическому квадрату. Применение дедуктивных умозаключений в профессиональной деятельности юриста.



Тема 9. Правдоподобные умозаключения.

Аудиторное изучение.

Общая характеристика индуктивных умозаключений. Виды индукции: полная, неполная, математическая, научная, популярная. Научная индукция или методы обнаружения причинных связей: метод единственного сходства, метод единственного различия, соединительный метод сходства и различия, метод сопутствующих изменений, метод остатков. Способы повышения вероятности индуктивных умозаключений.

Статистическое обобщение как вид неполной индукции.

Сущность умозаключений по аналогии. Виды умозаключений по аналогии: аналогия свойств, аналогия отношений. Условия состоятельности аналогий. Ложная аналогия и слишком далекая аналогия. Способы повышения степени обоснованности вывода по аналогии.



Самостоятельное изучение.

Значение индукции и умозаключений по аналогии в познавательной деятельности. Роль индуктивных умозаключений в практической деятельности юриста.

Использование умозаключений по аналогии для решения правовых задач.
ДЕ - V. Логические основы аргументации.

Тема 10. Логика вопросов и ответов.

Аудиторное изучение.

Логика вопросов и ответов. Предмет, содержание и объем вопроса. Понятие логического ударения. Структура вопроса. Виды вопросов: прямые и непрямые (косвенные), простые и сложные, открытые и закрытые, к решению и к дополнению, творческие и нетворческие, Логические требования к постановке вопроса: предметность, конкретность, корректность, нейтральность, непротиворечивость. Виды ответов: прямые и непрямые (косвенные), полные и неполные, по существу и не по существу. Логические требования, предъявляемые к ответу на вопрос: соразмерность содержанию и объему вопроса, непротиворечивость.



Самостоятельное изучение.

Диалог как вопросно-ответный комплекс. Виды диалога. Дискуссия, полемика, спор.

Методы и средства юридической эротетики.

Тема 11. Доказательство и опровержение.

Аудиторное изучение.

Доказательство и опровержение в познавательной деятельности. Структура доказательства: тезис, аргументы, демонстрация. Виды аргументов по природе источника: аргументы факта, теоретические источники, ранее доказанные положения. Прямые и косвенные способы доказательства. Логические требования к доказательству и возможные ошибки. Опровержение. Виды опровержения: возражение против тезиса, возражение против аргументов, возражения против демонстрации. Правила опровержения, возможные ошибки. Стратегия и тактика доказательства и опровержения. Юридическое доказывание. Структура юридического доказывания. Виды предмета доказывания. Доказательства как процессуально закрепленные средства доказывания. Обвинительные и оправдательные доказательства. Способы доказывания: понятия относимости, допустимости и достоверности доказательств как требования, определяющие пределы юридического доказывания.



Самостоятельное изучение.

Классические парадоксы и софизмы.



Тема 12. Формы развития знания: проблема, гипотеза, теория.

Аудиторное изучение.

Постановка проблемы в процессе познания. Парадоксы и проблемные ситуации. Предмет, содержание и объем проблемы. Неразвитые и развитые проблемы.

Логические принципы построения гипотезы. Проверка гипотезы и способы ее доказательства. Гипотеза и судебно-следственная версия. Специфика выдвижения и доказательства судебно-следственных версий.

Эмпирический и теоретический уровни познания. Понятие идеализированных объектов. Описательная, объяснительная и предсказательная функции теории. Различия статуса теории в точных, естественных и гуманитарных науках.



Самостоятельное изучение.

Роль гипотез в естествознании и науках об обществе.

Понятие научной картины мира.

4. СОДЕРЖАНИЕ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Тема 1. Понятие как форма мышления
1. Различение объема и содержания понятий.

2. Различение понятий по способу их образования: конкретные и абстрактные, собирательные и не собирательные.

3. Определение объема указанных понятий.

4. Выявление отношений между объемом сравниваемых понятий и их содержанием (закон обратного отношения между объемом и содержанием понятия).

5. Сравнение объемов заданных понятий и отображение их отношений на круговых схемах.

6. Установление соответствия объемов известных понятий и заданных круговых схем.

7. Подбор понятий к заданным круговым схемам.
Тема 2. Логические операции с понятиями
1. Поиск ошибок в определениях.

2. Поиск ошибок при делении понятий.

3. Выявление ошибочных классификаций.

4. Восстановление классификации из набора понятий.

5. Ограничение и обобщение понятий.

6. Выявление ошибочных ограничений и обобщений понятий.


Тема 3. Понятие о логике высказывания
1. Перевод на язык логики высказываний выражений естественного языка.

2. Определение правильно построенных формул языка логики высказывания.

3. Определение условий истинности и ложности сложных высказываний при помощи таблиц истинности.

4. Установление логически истинных и логически ложных высказываний методом сокращенных истинностных таблиц.

5. Выявление нарушений законов логики высказывания (тождества, противоречия, исключенного третьего, достаточного основания) в речевых контекстах.

6. Решение правовых задач с использованием законов логики высказывания (тождества, противоречия, исключенного третьего, достаточного основания).


Тема 4. Дедуктивные умозаключения
1. Использование таблиц истинности для анализа умозаключений и установления их истинности или ложности.

2. Построение непосредственного силлогизма при помощи превращения, обращения и противопоставления предикату.

3. Выведение заключений по правилам простого категорического силлогизма.

4. Определение правильности простого категорического силлогизма при помощи совмещения круговых схем, предъявления контрпримеров, правил посылок, правил терминов и правил фигур.

5. Образование энтимем из заданных силлогизмов.

6. Восстановление энтимем до полных силлогизмов.

7. Восстановление силлогизмов из речевых контекстов.
Тема 5. Правдоподобные умозаключения
1. Определение вида индуктивного умозаключения.

2. Построение индуктивных умозаключений различного вида.

3. Выявление ошибочных индуктивных обобщений.

4. Определение вида аналогии в заданных умозаключениях.

5. Построение умозаключений по аналогии различных видов.

6. Выявление ошибочных умозаключений по аналогии.

7. Повышение степени вероятности не дедуктивного вывода.

Тема 6. Формы развития знания: проблема, гипотеза, теория
1. Анализ текста на предмет наличия в нем постановки проблемы. Различение развитых и неразвитых проблем.

2. Анализ выдвижения приведенной гипотезы и ее обоснования.

3. Составление спектра версий совершенного преступления на основании имеющихся данных.

4. Выделение идеализированных объектов в теоретических рассуждениях.


следующая страница >>