Учебно-методический комплекс учебной дисциплины - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2страница 3страница 4
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Осадочные формации... 1 242.45kb.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины основы социологии... 1 478.93kb.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины 3 873.89kb.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины 3 1010.46kb.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины 3 1156.16kb.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины история регионов... 2 756.55kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины Для студентов экономического... 1 223.21kb.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины 4 1219.83kb.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины 2 446.53kb.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины 6 661.83kb.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «психологическое... 1 408.54kb.
Эстетико-философские основы преподавания литературы 1 83.08kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Учебно-методический комплекс учебной дисциплины - страница №1/4

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования



«АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

АЛТАЙСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)



УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ФИЛОСОФИЯ


Специальность: 080105.65

Финансы и кредит

Форма обучения: очная, заочная,

заочная (сокращенная), очно-заочная (вечерняя)

Кафедра общественных дисциплин

Рубцовск–2011

При разработке учебно-методического комплекса учебной дисциплины в основу положены:

1) ГОС ВПО по специальности 080105.65 Финансы и кредит, утвержденный Министерством образования РФ «17» марта 2000 г., № 180 эк/сп.

2) Учебный план по специальности 080105.65 080105.65 Финансы и кредит, утвержденный Ученым Советом РИ (Филиала) АлтГУ «23» мая 2011 г., протокол № 12.


Учебно-методический комплекс одобрен на заседании кафедры общественных дисциплин «27» июня 2011 г. протокол № 6.



СОДЕРЖАНИЕ


1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 4

2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 7





1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Учебно-методический комплекс курса «Философия» составлен на основе учебной программы курса, требований федеральных, региональных и вузовских стандартов с учетом специфики организации учебного процесса в Рубцовском институте, филиале АГУ.

Изучение философии играет важную роль в подготовке специалистов с высшим образованием любой специальности. Такая роль философии предопределена ее спецификой.

Философии свойственно стремление к максимальному обобщению результатов познания и к раскрытию предельно общих черт и свойств, законов окружающего мира. Поскольку философия является синтезом совокупного знания человечества, то ее изучение развивает способности к теоретическому мышлению.

Философский мировоззренческий плюрализм требуя уважения к другим мнениям, признания и за другими права на защиту своих идей создает непреодолимое препятствие догматизму, нетерпимости, узости, формирует способность мыслить свободно и критически. Широкое поле философских идей дает возможность размышлять, сомневаться, синтезировать представления, создавая собственную научную (или иную) картину мира.

Кроме того, философия – это рефлексивный тип мировоззрения, т.е. такой, в котором содержатся размышления над собственными представлениями о мире, о месте в нем человека. Философия развивает способность взглянуть на свое мышление со стороны.



Цели и задачи дисциплины

Цель данной дисциплины - развитие у студентов способности к теоретическому мышлению, умения оперировать понятиями. Студенты должны научиться обосновывать свои собственные взгляды (в том числе и научные), оценивать их, относясь с уважением к чужим мнениям. Но так же у студентов должен сформироваться критический подход как к своим, так и чужим достижениям в науке и профессиональной деятельности.

Кроме того, занятия философией помогают раскрыть и развить интеллектуальный потенциал личности. Широкий, рационально выверенный взгляд на мир, полученные на занятиях по философии знания, а также умение самостоятельно мыслить и применять знания на практике являются необходимыми качествами любого хорошо подготовленного специалиста.

Место дисциплины в учебном плане

Философия является дисциплиной цикла общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин. Учебный курс "Философия" тесно связан с другими дисциплинами: социологией, политологией, философией. Философское знание призвано формировать у студентов умение обосновывать свою мировоззренческую и гражданскую позицию, гибкое творческое мышление, способность чутко реагировать на изменения в развитии общества, научно-технического прогресса.

Дисциплина "Философия" изучается в течение одного семестра и является важнейшим элементом общей и профессиональной культуры специалиста, закладывает основы мировоззрения, служит фундаментом эрудиции и культурной компетенции, формирует будущего специалиста.

Данная дисциплина взаимосвязана с другими дисциплинами гуманитарного и негуманитарного профилей.



Для изучения основ философии студентам необходимы

-прочные знания по общенаучным дисциплинам программы средней школы (астрономия, математика, физика, химия, биология, история и др.);

-знание отечественной и зарубежной художественной литературы в рамках школьной программы;

-общая информированность по ключевым вопросам современной истории.



Требования к знаниям, умениям и навыкам

В результате изучения данной дисциплины студенты должны:

-иметь представление о роли и месте философии в системе духовной культуры современного человечества;

-понимать особенности предмета философии, ее функции и роль в жизни общества и каждого человека. Иметь представление о мировоззрении;

-ориентироваться в особенностях развития философского знания и в специфических особенностях наиболее известных философских школ прошлых эпох и современности, знать главные современные философские, религиозные и научные картины мира;

-обладать определенными навыками философского анализа применительно к природным, социальным и индивидуальным формам бытия;

-иметь общие представления о современных методах философского и научного познания и их особенностях. Иметь представление о многообразии форм человеческого знания, особенностях его функционирования в современном обществе;

-иметь достаточные сведения о философских, религиозных и морально-этических концепциях человека.

-знать особенности формирования личности в современных условиях, иметь представление о свободе воли и ответственности человека, о специфике современного бытия и существования человека, о превращении человека в субъекта истории;

-обладать знаниями глобальных проблем, понимать роль и значение решения глобальных проблем современности, знать важнейшие средства и методы их решения;



-иметь достаточные знания о проблемах исторической необходимости и свободы, о роли и значении исторических действий человека в современном мире.

2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ



Очная форма обучения

Дидактические единицы (ДЕ)

Наименование тем

Максимальная нагрузка студентов, час.

Количество аудиторных часов при очной форме обучения

Самостоятельная работа студентов, час.










Лекции

Семинары

Лабораторные работы




1

2

3

4

5

6

7

ДЕ 1 (60 баллов)

1. Философия, ее роль в жизни человека и общества

4

2







2




2. Философия Древнего Востока.

2










2




3. Античная философия

6

2

2




2




4. Философия европейского Средневековья.

4

2







2




5. Философия эпохи Возрождения.

4










4




6. Философия Нового времени (XVI-XVII вв.)

4

2







2




7. Философия Просвещения (XVIII в.)

4




2




2




8. Немецкая философия XVIII-XIX вв.

6

2

2




2




9. Неклассическая философия XIX века.

4




2




2




10. Современная западная философия.

6

2

2




2




11. Русская философия.

4




2




2

Промежуточный контроль

Контрольная работа

ДЕ 2

(40 баллов)



12. Учение о бытии (онтология).

4

2







2




13. Природа человека и смысл его жизни.

4




2




2




14. Социальная философия.

4

2







2




15. Проблема сознания

4

2







2




16. Философия познания (гносеология).

4




2




2




17. Философия науки и техники.

4

2







2




18. Человек в информационно-техническом мире.

4




2




2




19. Глобальные проблемы современности и будущее человечества: философский аспект

4

2







2

Промежуточный контроль

Тестирование

Итоговый контроль

Экзамен – 40 баллов

Итого часов

80

22

18




40


Заочная форма обучения, заочная (сокращенная на базе ВПО)

форма обучения

Дидактические единицы (ДЕ)

Наименование тем

Максимальная нагрузка студентов, час.

Количество аудиторных часов при заочной форме обучения

Самостоятельная работа студентов, час.










Лекции

Семинары

Лабораторные работы




1

2

3

4

5

6

7

ДЕ 1

1. Философия, ее роль в жизни человека и общества

4

2







2




2. Философия Древнего Востока.

2










2




3. Античная философия

6




2




4




4. Философия европейского Средневековья.

4










4




5. Философия эпохи Возрождения.

4










4




6. Философия Нового времени (XVI-XVII вв.)

4










4




7. Философия Просвещения (XVIII в.)

4










4




8. Немецкая философия XVIII-XIX вв.

6

2







4




9. Неклассическая философия XIX века.

4










4




10. Современная западная философия.

6










6




11. Русская философия.

4




2




2

Промежуточный контроль

Контрольная работа

ДЕ 2

12. Учение о бытии (онтология).

4

2







2




13. Природа человека и смысл его жизни.

4










4




14. Социальная философия.

4










4




15. Проблема сознания

4










4




16. Философия познания (гносеология).

4

2







2




17. Философия науки и техники.

4










4




18. Человек в информационно-техническом мире.

4










4




19. Глобальные проблемы современности и будущее человечества: философский аспект

4










4

Промежуточный контроль

Тестирование

Итоговый контроль

Экзамен

Итого часов

80

8

4




68


Очно-заочная (вечерняя) сокращенная на базе СПО

форма обучения



Дидактические единицы (ДЕ)

Наименование тем

Максимальная нагрузка студентов, час.

Количество аудиторных часов при очно-заочной (вечерней) форме обучения

Самостоятельная работа студентов, час.










Лекции

Семинары

Лабораторные работы




1

2

3

4

5

6

7

ДЕ 1

1. Философия, ее роль в жизни человека и общества

4

2







2




2. Философия Древнего Востока.

2










2




3. Античная философия

6




2




4




4. Философия европейского Средневековья.

4










4




5. Философия эпохи Возрождения.

4










4




6. Философия Нового времени (XVI-XVII вв.)

4

2







2




7. Философия Просвещения (XVIII в.)

4










4




8. Немецкая философия XVIII-XIX вв.

6

2







4




9. Неклассическая философия XIX века.

4










4




10. Современная западная философия.

4










6




11. Русская философия.

4




2




2

ДЕ 2

12. Учение о бытии (онтология).

4

2







2




13. Природа человека и смысл его жизни.

4

2







2




14. Социальная философия.

4










4




15. Проблема сознания

4










4




16. Философия познания (гносеология).

4

2







2




17. Философия науки и техники.

4










4




18. Человек в информационно-техническом мире.

4










4




19. Глобальные проблемы современности и будущее человечества: философский аспект

4










4

Итоговый контроль

Экзамен

Итого часов

80

12

4




64

3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1 Требования государственного образовательного стандарта к содержанию курса «философия»
Предмет философии. Место и роль философии в культуре. Становление философии. Основные направления. Школы философии и этапы ее исторического развития. Структура философского знания.

Учение о бытии. Монистические и плюралистические концепции бытия, самоорганизация бытия. Понятия материального и идеального. Пространство. Время. Движение и развитие, диалектика. Детерминизм и индетерминизм. Динамические и статистические закономерности. Научные, философские и религиозные картины мира.

Человек, общество, культура. Человек и природа. Общество и его структура. Гражданское общество и государство. Человек в системе социальных связей. Человек и исторический процесс; личность и массы; свобода и необходимость. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития.

Смысл человеческого бытия. Насилие и ненасилие. Свобода и ответственность. Мораль, справедливость, право. Нравственные ценности. Представление о совершенном человеке в различных культурах. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни. Религиозные ценности и свобода совести.

Сознание и познание. Сознание, самосознание и личность. Познание, творчество, практика. Вера и знание. Понимание и объяснение. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Проблема истины. Действительность, мышление, логика и язык. Научное и ненаучное знание. Критерии научности. Структура научного познания, его методы и формы. Рост научного знания. Научные революции и смены типов рациональности. Наука и техника. Будущее человечества. Глобальные проблемы современности. Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего.
3.2 Содержание разделов учебной дисциплины
ДЕ 1. Историко-философское введение.

Тема 1. ФИЛОСОФИЯ, ЕЕ ПРЕДМЕТ И МЕСТО В КУЛЬТУРЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

Аудиторное изучение.

Предмет философии. Место и роль философии в культуре. Становление философии.

Философия как особый тип духовной деятельности. Зарождение философского знания в античном мире.

Основные направления. Школы философии и этапы ее исторического развития.

Изменение предмета философии в ходе культурно-исторического развития общества.

Философия как мировоззрение. Типы мировоззрения: художественно-образное, мифологическое, религиозное, философское, научное.

Структура философского знания: онтология, гносеология, логика, философская антропология, социальная философия, этика, эстетика, философия религии, философия науки и техники.

Природа философских проблем. Плюралистичность философского знания. Основные направления и школы. Социальные функции философии: ценностная, эвристическая, методологическая, прогностическая, практическая.

Место и роль философии в жизни человека и общества. Роль философии в формировании духовной культуры личности.

Самостоятельное изучение.

Философия и наука. Философия в системе духовной культуры человека и общества.


Тема 2. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА

Аудиторное изучение.

Культурно-исторические особенности становления цивилизации Востока и возникновение философской мысли. Космоцентризм и антропоморфизм древневосточной философии.

Мифология и предфилософия Древнего Китая («И-цзин», «Ши-цзин»). Космогоническая концепция китайской натурфилософии и ее влияние на социально-политические и этические воззрения. Философствующий тип мудреца. Лао-цзы и Кун Фу-цзы о природе человека и знания. Основные школы «золотого века» классической философии: конфуцианство, даосизм, моизм, фа-цзя.

Влияние Вед на становление индийской философии. Идея первоначала. «Бхагавадгита»: учение о дхарме как всеобщем законе бытия. Древнеиндийская философия о мире, человеке и его предназначении: единство и многообразие взглядов. Классические индийские школы: ортодоксальные (астика) и неортодоксальные (настика). Философские основы буддизма.



Самостоятельное изучение.

Проблемы человека и возникновения окружающего мира в китайской философии и мифологии. Особенности Древнеиндийской философии.


Тема 3. АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ

Аудиторное изучение.

Древняя Греция – колыбель европейской философской культуры. Космоцентризм ранней греческой философии. Мудрецы и первые философские школы (милетская, элейская, пифагорейская): натурфилософия и понимание человека как «микрокосма». Смещение предмета философии на осмысление человека и его души (Сократ). Платон и Аристотель как систематизаторы древнегреческой философии, их влияние на формирование европейской философии. Нравственно-этические учения древних греков (киники, стоики, эпикурейцы). Плотин и неоплатонизм – завершение античной философии. Место античной философии в историко-культурном развитии человечества.



Самостоятельное изучение.

Первые философские (досократические) школы Древней Греции. Система объективного идеализма Платона. Метафизика Аристотеля. Древний Восток и Древняя Греция две тенденции философствования.


Тема 4. ФИЛОСОФИЯ ЕВРОПЕЙСКОГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

Аудиторное изучение.

Трансформация позднеантичной (эллинистической) философии в процессе становления христианства. Теоцентризм – фундаментальный принцип миропонимания в эпоху европейского Средневековья. Особенности христианского понимания человека: разум и свобода воли, соотношение души и тела, Бога и человека. Патристика и схоластика. Основные проблемы средневековой философии: рациональное доказательство бытия Бога, соотношение веры и разума, проблема универсалий (реализм и номинализм).



Самостоятельное изучение.

Теологическая философия Средних веков.


Тема 5. ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

Аудиторное изучение.

Антропоцентризм, гуманизм – отличительные черты философского мировоззрения эпохи Возрождения. Зарождение итальянского гуманизма и его распространение в Европе. Гуманизм неоплатонизма – философская основа Ренессанса. Проблемы человеческой индивидуальности (Эразм Роттердамский). Философское учение Н.Кузанского. Натурфилософия Возрождения: пантеизм и учение о Бесконечности Вселенной (Н.Коперник, Дж.Бруно, Г.Галилей).

Реформация как один из путей преодоления средневековой схоластики (М.Лютер, Ж.Кальвин).

Самостоятельное изучение.

Возрождение как общекультурный феномен. Гуманизм и натурфилософия как направления философии эпохи Возрождения.


Тема 6. ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ (XVI-XVII вв.)

Аудиторное изучение.

Научная революция XVI-XVII вв. и ее влияние на философию. Приоритет гносеологии и методологии в философии Нового времени. Разработка методологии научного познания в философии Ф.Бэкона и Р.Декарта. Эмпиризм и рационализм. Обоснование новой картины мира, ее динамика (И.Ньютон, Г.В.Лейбниц). Учение о природе и субстанции (Р.Декарт, Б.Спиноза, Г.В.Лейбниц).



Самостоятельное изучение.

Философия Ф. Бекона: критика схоластики, развитие эмпирического метода и индукции. Рационалистическая философия Р. Декарта. Учение о субстанции. Основные идеи философии XVI-XVII вв.


Тема 7. ФИЛОСОФИЯ ПРОСВЕЩЕНИЯ (XVIII в.)

Аудиторное изучение.

Свободомыслие и рационализм эпохи Просвещения. Культ разума, его роли в усовершенствовании мира и улучшении жизни человечества. Просветительский материализм (Гельвеций, Гольбах, Дидро), деизм (Дж. Толанд, Вольтер), учение о естественных правах человека (Руссо). Формирование понятия «гражданское общество». Английское и американское Просвещение: теоретические основания новоевропейской демократии.

Влияние западноевропейской науки и философии на становление светской философии в России. М.В.Ломоносов и развитие русской материалистической традиции. Философская антропология конца XVIII в. (А.Н. Радищев).

Самостоятельное изучение.

Деистическое направление философии французского Просвещения XVIII века. Атеистическо-материалистическое направление философии французского Просвещения XVIII века.


Тема 8. НЕМЕЦКАЯ ФИЛОСОФИЯ XVIII-XIX вв.

Аудиторное изучение.

Немецкая классическая философия: единство и многообразие форм. Философское учение И.Канта: априоризм как попытка обоснования всеобщего характера научного знания, автономия нравственной области человеческой деятельности. Понятие «категорического императива» в этике И.Канта.

Объективный идеализм и диалектический метод в учении Гегеля. Философия истории Гегеля.

Антропологический материализм и критика религии в философии Л.Фейербаха.



Самостоятельное изучение.

Основные проблемы «критической» философии И. Канта. От философии Гегеля к диалектическому материализму. Достоинства и недостатки философии Г. Гегеля. Л. Фейербах – последний представитель классической немецкой философии и ее первый реформатор.


Тема 9. НЕКЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ XIX ВЕКА

Аудиторное изучение.

МАРКСИЗМ. Переосмысление предмета и роли философии. Философия как учение о закономерностях развития природы, общества и сознания. Диалектический и исторический материализм. Бытие и сознание. Практика и познание. Философия как теория революционного преобразования общества.

ПОЗИТИВИЗМ. О.Конт: стадии развития человеческого мышления. Соотношение науки и философии в позитивизме. Переосмысление предмета философии. Г.Спенсер: идеи глобального эволюционизма.

ЭМПИРИОКРИТИЦИЗМ (МАХИЗМ). Философия Э.Маха и Р.Авенариуса. Позитивистская методология: сенсуализм, редукционизм, сциентизм.

НЕОКАНТИАНСТВО. Методология наук о духе (В.Виндельбанд, Г.Риккерт).

ИРРАЦИОНАЛИЗМ. Кризис классической рациональности во второй половине XIX в. Философия А.Шопенгауэра и Ф.Ницше. Волюнтаризм как альтернатива рационализму. «Воля к жизни» и «воля к власти». Этические учения Шопенгауэра и Ницше.



Самостоятельное изучение.

Диалектический материализм К. Маркса и Ф. Энгельса.

Причины многообразия школ и направлений в философии XIX-XX вв.
Тема 10. СОВРЕМЕННАЯ ЗАПАДНАЯ ФИЛОСОФИЯ

Аудиторное изучение.

Роль философии как интегрирующего фактора культуры (XX в.). Европейская культура и трансформация основных философских проблем, смена ценностей и ориентиров.

Современный философский иррационализм: «философия жизни», экзистенциализм, психоаналитическая философия.

Религиозная философия ХХ века (неотомизм, персонализм) о мире и человеке.

Проблемы методологии научного познания в неопозитивизме. Концепция науки в постпозитивизме; структурализм, «критический рационализм».

Прагматизм и понимание истины.

Герменевтика и ее взгляд на познание.

Феноменология: природа и содержание сознания. Культура и ценности человеческого бытия.

Основные тенденции философии конца ХХ века; попытки синтеза различных философских направлений и поиски новой модели рациональности. Философские дискуссии современности и их влияние на развитие западной цивилизации.

Самостоятельное изучение.

Истолкование проблемы существования человека в философии экзистенциализма. Философские аспекты психоанализа: от Фрейда к Фромму. Сциентическое направление в философии. Позитивизм и основные этапы его эволюции.


Тема 11. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Аудиторное изучение.

Формирование русской философской мысли. Основные периоды ее развития. Религиозные и светские традиции в отечественной философии. Становление самобытной философской проблематики (IX-XIII вв.). Историософские идеи в «Слове о Законе и Благодати» Илариона. Формирование национального самосознания и русского типа мудрствования (XIV-XVII вв.) (Нил Сорский, Иосиф Волоцкий, Юрий Крижанич). Возникновение русской философии (XVIII – I половина XIX в.) (М.В.Ломоносов, А.Н.Радищев). Роль «Общества любомудров» в теоретическом обосновании русского национального идеала. Философия истории в работах Чаадаева, Герцена и славянофилов. Философия всеединства В.С.Соловьева, ее влияние на русский религиозно-философский «ренессанс» конца XIX – начала ХХ в. (Н.Бердяев, Н.Лосский, С.Булгаков, А.Лосев и др.). Русский космизм в его религиозно-философском и естественнонаучном вариантах (Н.Федоров, К.Циолковский, В.Вернадский).

Русская философия после 1917 года: официальная философия, творчество советских философов, философия русского зарубежья. Евразийство как новая разновидность русского самобытничества.

Русская философия в контексте мировой философской мысли.



Самостоятельное изучение.

Истоки русской философии. Философия В.С.Соловьева - положительное всеединство. Философия русского космизма.


ДЕ 2. Теоретический курс.

Тема 12. УЧЕНИЕ О БЫТИИ (ОНТОЛОГИЯ)

Аудиторное изучение.

Учение о бытии. Монистические и плюралистические концепции бытия, самоорганизация бытия. Понятия материального и идеального.

Бытие как философская категория. Основные виды бытия. Понятие «становление». Субстанция как общее основание многообразия бытия. Бытие, материя, природа. Представления о бытии и субстанции в истории философии. Монистические и плюралистические концепции бытия. Понимание бытия в русской религиозной философии (С.Л.Франк, Н.А.Бердяев и др.). Понятие материального и идеального.

Пространство. Время.. Изменение содержания этих понятий в истории философской и научной мысли. Субстанциальная и реляционная концепции пространства и времени.

Движение и развитие, диалектика. Детерминизм и индетерминизм. Динамические и статистические закономерности. Научные, философские и религиозные картины мира.

Становление и развитие научной картины мира; коперниковский переворот и его последствия. Квантово-релятивистская картина мира ХХ века.

Синергетика как теория самоорганизации систем. Ее место в современной научной картине мира. Современное понимание единства мира. Единство биосферы и космоса, общества и природы.

Самостоятельное изучение.

Основные аспекты проблемы бытия (онтологический, космологический, социальный, антропологический). Проблема структурных уровней организации материи. Движение, пространство и время. Движение как способ существования бытия. Основные концепции пространства и времени в истории философии и естествознания.

Философское учение о развитии. Диалектика и ее исторические формы. Развитие как принцип диалектики. Процесс как проблема, его критерии и формы.

Принцип детерминизма. Общая характеристика детерминизма. Объективный закон, типы законов.


Тема 13. ПРИРОДА ЧЕЛОВЕКА И СМЫСЛ ЕГО ЖИЗНИ

Аудиторное изучение.

Человек и природа. Родовая сущность человека: многообразие подходов к проблеме. Критический анализ биологизма, социологизма и рационалистических концепций.

Человек как духовное существо. Духовность и бездуховность. Жизнь, смерть и бессмертие. Смысл жизни. Этика жизни (биоэтика).

Человек, общество, культура. Человек в системе социальных связей. Основные характеристики человеческого существования – неповторимость, творчество, свобода. Понятие творчества. Свобода и ответственность. Свобода выбора.

Представления о совершенном человеке в различных культурах. Мораль, справедливость, право. Нравственные, эстетические и религиозные ценности и их роль в человеческой жизни.

Самостоятельное изучение.

Проблема человека в истории философии. Смысл человеческого бытия. Смысл и цель жизни как философская проблема.


Тема 14. СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ

Аудиторное изучение.

Сущность философского подхода к обществу. Эволюция понимания общественной жизни людей в истории философии. Общество и его структура. Общество как саморазвивающаяся система. Гражданское общество и государство.

Человек в системе социальных связей. Человек и исторический процесс; личность и массы; свобода и необходимость. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития.

Проблемы общественного развития и социального прогресса. Свобода и необходимость в общественном процессе. Человек как движущая сила истории. Возрастание личностного начала в ходе исторического процесса. Личность и массы. Соотношение стихийности и сознательности. Насилие и ненасилие: их разновидности.

Свобода и ответственность. Мораль, справедливость, право. Нравственные ценности. Представление о совершенном человеке в различных культурах. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни. Религиозные ценности и свобода совести.

Культура – фактор социального развития, специфически человеческий способ бытия. Культура и цивилизация: взаимосвязь и противоречия. Диалог культур. Взаимосвязь социума, культуры и природы.



Самостоятельное изучение.

Модели общества в истории философской мысли. Основные сферы жизни общества. Диалектика исторического процесса.


следующая страница >>