страница 1страница 2страница 3страница 4
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие работы
|
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины - страница №1/4
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» АЛТАЙСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ) УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ФИЛОСОФИЯ Специальность: 080105.65 Финансы и кредит Форма обучения: очная, заочная, заочная (сокращенная), очно-заочная (вечерняя) Кафедра общественных дисциплин Рубцовск–2011 При разработке учебно-методического комплекса учебной дисциплины в основу положены: 1) ГОС ВПО по специальности 080105.65 Финансы и кредит, утвержденный Министерством образования РФ «17» марта 2000 г., № 180 эк/сп. 2) Учебный план по специальности 080105.65 080105.65 Финансы и кредит, утвержденный Ученым Советом РИ (Филиала) АлтГУ «23» мая 2011 г., протокол № 12. Учебно-методический комплекс одобрен на заседании кафедры общественных дисциплин «27» июня 2011 г. протокол № 6. СОДЕРЖАНИЕ 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 4 2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 7 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАУчебно-методический комплекс курса «Философия» составлен на основе учебной программы курса, требований федеральных, региональных и вузовских стандартов с учетом специфики организации учебного процесса в Рубцовском институте, филиале АГУ. Изучение философии играет важную роль в подготовке специалистов с высшим образованием любой специальности. Такая роль философии предопределена ее спецификой. Философии свойственно стремление к максимальному обобщению результатов познания и к раскрытию предельно общих черт и свойств, законов окружающего мира. Поскольку философия является синтезом совокупного знания человечества, то ее изучение развивает способности к теоретическому мышлению. Философский мировоззренческий плюрализм требуя уважения к другим мнениям, признания и за другими права на защиту своих идей создает непреодолимое препятствие догматизму, нетерпимости, узости, формирует способность мыслить свободно и критически. Широкое поле философских идей дает возможность размышлять, сомневаться, синтезировать представления, создавая собственную научную (или иную) картину мира. Кроме того, философия – это рефлексивный тип мировоззрения, т.е. такой, в котором содержатся размышления над собственными представлениями о мире, о месте в нем человека. Философия развивает способность взглянуть на свое мышление со стороны. Цели и задачи дисциплины Цель данной дисциплины - развитие у студентов способности к теоретическому мышлению, умения оперировать понятиями. Студенты должны научиться обосновывать свои собственные взгляды (в том числе и научные), оценивать их, относясь с уважением к чужим мнениям. Но так же у студентов должен сформироваться критический подход как к своим, так и чужим достижениям в науке и профессиональной деятельности. Кроме того, занятия философией помогают раскрыть и развить интеллектуальный потенциал личности. Широкий, рационально выверенный взгляд на мир, полученные на занятиях по философии знания, а также умение самостоятельно мыслить и применять знания на практике являются необходимыми качествами любого хорошо подготовленного специалиста. Философия является дисциплиной цикла общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин. Учебный курс "Философия" тесно связан с другими дисциплинами: социологией, политологией, философией. Философское знание призвано формировать у студентов умение обосновывать свою мировоззренческую и гражданскую позицию, гибкое творческое мышление, способность чутко реагировать на изменения в развитии общества, научно-технического прогресса. Дисциплина "Философия" изучается в течение одного семестра и является важнейшим элементом общей и профессиональной культуры специалиста, закладывает основы мировоззрения, служит фундаментом эрудиции и культурной компетенции, формирует будущего специалиста. Данная дисциплина взаимосвязана с другими дисциплинами гуманитарного и негуманитарного профилей. Для изучения основ философии студентам необходимы -прочные знания по общенаучным дисциплинам программы средней школы (астрономия, математика, физика, химия, биология, история и др.); -знание отечественной и зарубежной художественной литературы в рамках школьной программы; -общая информированность по ключевым вопросам современной истории. Требования к знаниям, умениям и навыкам В результате изучения данной дисциплины студенты должны: -иметь представление о роли и месте философии в системе духовной культуры современного человечества; -понимать особенности предмета философии, ее функции и роль в жизни общества и каждого человека. Иметь представление о мировоззрении; -ориентироваться в особенностях развития философского знания и в специфических особенностях наиболее известных философских школ прошлых эпох и современности, знать главные современные философские, религиозные и научные картины мира; -обладать определенными навыками философского анализа применительно к природным, социальным и индивидуальным формам бытия; -иметь общие представления о современных методах философского и научного познания и их особенностях. Иметь представление о многообразии форм человеческого знания, особенностях его функционирования в современном обществе; -иметь достаточные сведения о философских, религиозных и морально-этических концепциях человека. -знать особенности формирования личности в современных условиях, иметь представление о свободе воли и ответственности человека, о специфике современного бытия и существования человека, о превращении человека в субъекта истории; -обладать знаниями глобальных проблем, понимать роль и значение решения глобальных проблем современности, знать важнейшие средства и методы их решения; -иметь достаточные знания о проблемах исторической необходимости и свободы, о роли и значении исторических действий человека в современном мире. 2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫОчная форма обучения
Заочная форма обучения, заочная (сокращенная на базе ВПО) форма обучения
Очно-заочная (вечерняя) сокращенная на базе СПО форма обучения
3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1 Требования государственного образовательного стандарта к содержанию курса «философия» Предмет философии. Место и роль философии в культуре. Становление философии. Основные направления. Школы философии и этапы ее исторического развития. Структура философского знания. Учение о бытии. Монистические и плюралистические концепции бытия, самоорганизация бытия. Понятия материального и идеального. Пространство. Время. Движение и развитие, диалектика. Детерминизм и индетерминизм. Динамические и статистические закономерности. Научные, философские и религиозные картины мира. Человек, общество, культура. Человек и природа. Общество и его структура. Гражданское общество и государство. Человек в системе социальных связей. Человек и исторический процесс; личность и массы; свобода и необходимость. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития. Смысл человеческого бытия. Насилие и ненасилие. Свобода и ответственность. Мораль, справедливость, право. Нравственные ценности. Представление о совершенном человеке в различных культурах. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни. Религиозные ценности и свобода совести. Сознание и познание. Сознание, самосознание и личность. Познание, творчество, практика. Вера и знание. Понимание и объяснение. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Проблема истины. Действительность, мышление, логика и язык. Научное и ненаучное знание. Критерии научности. Структура научного познания, его методы и формы. Рост научного знания. Научные революции и смены типов рациональности. Наука и техника. Будущее человечества. Глобальные проблемы современности. Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего. Предмет философии. Место и роль философии в культуре. Становление философии. Философия как особый тип духовной деятельности. Зарождение философского знания в античном мире. Основные направления. Школы философии и этапы ее исторического развития. Изменение предмета философии в ходе культурно-исторического развития общества. Философия как мировоззрение. Типы мировоззрения: художественно-образное, мифологическое, религиозное, философское, научное. Структура философского знания: онтология, гносеология, логика, философская антропология, социальная философия, этика, эстетика, философия религии, философия науки и техники. Природа философских проблем. Плюралистичность философского знания. Основные направления и школы. Социальные функции философии: ценностная, эвристическая, методологическая, прогностическая, практическая. Место и роль философии в жизни человека и общества. Роль философии в формировании духовной культуры личности. Философия и наука. Философия в системе духовной культуры человека и общества. Тема 2. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА Аудиторное изучение. Культурно-исторические особенности становления цивилизации Востока и возникновение философской мысли. Космоцентризм и антропоморфизм древневосточной философии. Мифология и предфилософия Древнего Китая («И-цзин», «Ши-цзин»). Космогоническая концепция китайской натурфилософии и ее влияние на социально-политические и этические воззрения. Философствующий тип мудреца. Лао-цзы и Кун Фу-цзы о природе человека и знания. Основные школы «золотого века» классической философии: конфуцианство, даосизм, моизм, фа-цзя. Влияние Вед на становление индийской философии. Идея первоначала. «Бхагавадгита»: учение о дхарме как всеобщем законе бытия. Древнеиндийская философия о мире, человеке и его предназначении: единство и многообразие взглядов. Классические индийские школы: ортодоксальные (астика) и неортодоксальные (настика). Философские основы буддизма. Самостоятельное изучение. Проблемы человека и возникновения окружающего мира в китайской философии и мифологии. Особенности Древнеиндийской философии. Тема 3. АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ Аудиторное изучение. Древняя Греция – колыбель европейской философской культуры. Космоцентризм ранней греческой философии. Мудрецы и первые философские школы (милетская, элейская, пифагорейская): натурфилософия и понимание человека как «микрокосма». Смещение предмета философии на осмысление человека и его души (Сократ). Платон и Аристотель как систематизаторы древнегреческой философии, их влияние на формирование европейской философии. Нравственно-этические учения древних греков (киники, стоики, эпикурейцы). Плотин и неоплатонизм – завершение античной философии. Место античной философии в историко-культурном развитии человечества. Самостоятельное изучение. Первые философские (досократические) школы Древней Греции. Система объективного идеализма Платона. Метафизика Аристотеля. Древний Восток и Древняя Греция две тенденции философствования. Тема 4. ФИЛОСОФИЯ ЕВРОПЕЙСКОГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ Аудиторное изучение. Трансформация позднеантичной (эллинистической) философии в процессе становления христианства. Теоцентризм – фундаментальный принцип миропонимания в эпоху европейского Средневековья. Особенности христианского понимания человека: разум и свобода воли, соотношение души и тела, Бога и человека. Патристика и схоластика. Основные проблемы средневековой философии: рациональное доказательство бытия Бога, соотношение веры и разума, проблема универсалий (реализм и номинализм). Самостоятельное изучение. Теологическая философия Средних веков. Тема 5. ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ Аудиторное изучение. Антропоцентризм, гуманизм – отличительные черты философского мировоззрения эпохи Возрождения. Зарождение итальянского гуманизма и его распространение в Европе. Гуманизм неоплатонизма – философская основа Ренессанса. Проблемы человеческой индивидуальности (Эразм Роттердамский). Философское учение Н.Кузанского. Натурфилософия Возрождения: пантеизм и учение о Бесконечности Вселенной (Н.Коперник, Дж.Бруно, Г.Галилей). Реформация как один из путей преодоления средневековой схоластики (М.Лютер, Ж.Кальвин). Возрождение как общекультурный феномен. Гуманизм и натурфилософия как направления философии эпохи Возрождения. Тема 6. ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ (XVI-XVII вв.) Аудиторное изучение. Научная революция XVI-XVII вв. и ее влияние на философию. Приоритет гносеологии и методологии в философии Нового времени. Разработка методологии научного познания в философии Ф.Бэкона и Р.Декарта. Эмпиризм и рационализм. Обоснование новой картины мира, ее динамика (И.Ньютон, Г.В.Лейбниц). Учение о природе и субстанции (Р.Декарт, Б.Спиноза, Г.В.Лейбниц). Самостоятельное изучение. Философия Ф. Бекона: критика схоластики, развитие эмпирического метода и индукции. Рационалистическая философия Р. Декарта. Учение о субстанции. Основные идеи философии XVI-XVII вв. Тема 7. ФИЛОСОФИЯ ПРОСВЕЩЕНИЯ (XVIII в.) Аудиторное изучение. Свободомыслие и рационализм эпохи Просвещения. Культ разума, его роли в усовершенствовании мира и улучшении жизни человечества. Просветительский материализм (Гельвеций, Гольбах, Дидро), деизм (Дж. Толанд, Вольтер), учение о естественных правах человека (Руссо). Формирование понятия «гражданское общество». Английское и американское Просвещение: теоретические основания новоевропейской демократии. Влияние западноевропейской науки и философии на становление светской философии в России. М.В.Ломоносов и развитие русской материалистической традиции. Философская антропология конца XVIII в. (А.Н. Радищев). Деистическое направление философии французского Просвещения XVIII века. Атеистическо-материалистическое направление философии французского Просвещения XVIII века. Тема 8. НЕМЕЦКАЯ ФИЛОСОФИЯ XVIII-XIX вв. Аудиторное изучение. Немецкая классическая философия: единство и многообразие форм. Философское учение И.Канта: априоризм как попытка обоснования всеобщего характера научного знания, автономия нравственной области человеческой деятельности. Понятие «категорического императива» в этике И.Канта. Объективный идеализм и диалектический метод в учении Гегеля. Философия истории Гегеля. Антропологический материализм и критика религии в философии Л.Фейербаха. Самостоятельное изучение. Основные проблемы «критической» философии И. Канта. От философии Гегеля к диалектическому материализму. Достоинства и недостатки философии Г. Гегеля. Л. Фейербах – последний представитель классической немецкой философии и ее первый реформатор. Тема 9. НЕКЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ XIX ВЕКА Аудиторное изучение. МАРКСИЗМ. Переосмысление предмета и роли философии. Философия как учение о закономерностях развития природы, общества и сознания. Диалектический и исторический материализм. Бытие и сознание. Практика и познание. Философия как теория революционного преобразования общества. ПОЗИТИВИЗМ. О.Конт: стадии развития человеческого мышления. Соотношение науки и философии в позитивизме. Переосмысление предмета философии. Г.Спенсер: идеи глобального эволюционизма. ЭМПИРИОКРИТИЦИЗМ (МАХИЗМ). Философия Э.Маха и Р.Авенариуса. Позитивистская методология: сенсуализм, редукционизм, сциентизм. НЕОКАНТИАНСТВО. Методология наук о духе (В.Виндельбанд, Г.Риккерт). ИРРАЦИОНАЛИЗМ. Кризис классической рациональности во второй половине XIX в. Философия А.Шопенгауэра и Ф.Ницше. Волюнтаризм как альтернатива рационализму. «Воля к жизни» и «воля к власти». Этические учения Шопенгауэра и Ницше. Самостоятельное изучение. Диалектический материализм К. Маркса и Ф. Энгельса. Причины многообразия школ и направлений в философии XIX-XX вв. Роль философии как интегрирующего фактора культуры (XX в.). Европейская культура и трансформация основных философских проблем, смена ценностей и ориентиров. Современный философский иррационализм: «философия жизни», экзистенциализм, психоаналитическая философия. Религиозная философия ХХ века (неотомизм, персонализм) о мире и человеке. Проблемы методологии научного познания в неопозитивизме. Концепция науки в постпозитивизме; структурализм, «критический рационализм». Прагматизм и понимание истины. Герменевтика и ее взгляд на познание. Феноменология: природа и содержание сознания. Культура и ценности человеческого бытия. Основные тенденции философии конца ХХ века; попытки синтеза различных философских направлений и поиски новой модели рациональности. Философские дискуссии современности и их влияние на развитие западной цивилизации. Истолкование проблемы существования человека в философии экзистенциализма. Философские аспекты психоанализа: от Фрейда к Фромму. Сциентическое направление в философии. Позитивизм и основные этапы его эволюции. Тема 11. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ Аудиторное изучение. Формирование русской философской мысли. Основные периоды ее развития. Религиозные и светские традиции в отечественной философии. Становление самобытной философской проблематики (IX-XIII вв.). Историософские идеи в «Слове о Законе и Благодати» Илариона. Формирование национального самосознания и русского типа мудрствования (XIV-XVII вв.) (Нил Сорский, Иосиф Волоцкий, Юрий Крижанич). Возникновение русской философии (XVIII – I половина XIX в.) (М.В.Ломоносов, А.Н.Радищев). Роль «Общества любомудров» в теоретическом обосновании русского национального идеала. Философия истории в работах Чаадаева, Герцена и славянофилов. Философия всеединства В.С.Соловьева, ее влияние на русский религиозно-философский «ренессанс» конца XIX – начала ХХ в. (Н.Бердяев, Н.Лосский, С.Булгаков, А.Лосев и др.). Русский космизм в его религиозно-философском и естественнонаучном вариантах (Н.Федоров, К.Циолковский, В.Вернадский). Русская философия после 1917 года: официальная философия, творчество советских философов, философия русского зарубежья. Евразийство как новая разновидность русского самобытничества. Русская философия в контексте мировой философской мысли. Самостоятельное изучение. Истоки русской философии. Философия В.С.Соловьева - положительное всеединство. Философия русского космизма. ДЕ 2. Теоретический курс. Тема 12. УЧЕНИЕ О БЫТИИ (ОНТОЛОГИЯ) Аудиторное изучение. Учение о бытии. Монистические и плюралистические концепции бытия, самоорганизация бытия. Понятия материального и идеального. Бытие как философская категория. Основные виды бытия. Понятие «становление». Субстанция как общее основание многообразия бытия. Бытие, материя, природа. Представления о бытии и субстанции в истории философии. Монистические и плюралистические концепции бытия. Понимание бытия в русской религиозной философии (С.Л.Франк, Н.А.Бердяев и др.). Понятие материального и идеального. Пространство. Время.. Изменение содержания этих понятий в истории философской и научной мысли. Субстанциальная и реляционная концепции пространства и времени. Движение и развитие, диалектика. Детерминизм и индетерминизм. Динамические и статистические закономерности. Научные, философские и религиозные картины мира. Становление и развитие научной картины мира; коперниковский переворот и его последствия. Квантово-релятивистская картина мира ХХ века. Синергетика как теория самоорганизации систем. Ее место в современной научной картине мира. Современное понимание единства мира. Единство биосферы и космоса, общества и природы. Основные аспекты проблемы бытия (онтологический, космологический, социальный, антропологический). Проблема структурных уровней организации материи. Движение, пространство и время. Движение как способ существования бытия. Основные концепции пространства и времени в истории философии и естествознания. Философское учение о развитии. Диалектика и ее исторические формы. Развитие как принцип диалектики. Процесс как проблема, его критерии и формы. Принцип детерминизма. Общая характеристика детерминизма. Объективный закон, типы законов. Тема 13. ПРИРОДА ЧЕЛОВЕКА И СМЫСЛ ЕГО ЖИЗНИ Аудиторное изучение. Человек и природа. Родовая сущность человека: многообразие подходов к проблеме. Критический анализ биологизма, социологизма и рационалистических концепций. Человек как духовное существо. Духовность и бездуховность. Жизнь, смерть и бессмертие. Смысл жизни. Этика жизни (биоэтика). Человек, общество, культура. Человек в системе социальных связей. Основные характеристики человеческого существования – неповторимость, творчество, свобода. Понятие творчества. Свобода и ответственность. Свобода выбора. Представления о совершенном человеке в различных культурах. Мораль, справедливость, право. Нравственные, эстетические и религиозные ценности и их роль в человеческой жизни. Проблема человека в истории философии. Смысл человеческого бытия. Смысл и цель жизни как философская проблема. Тема 14. СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ Аудиторное изучение. Сущность философского подхода к обществу. Эволюция понимания общественной жизни людей в истории философии. Общество и его структура. Общество как саморазвивающаяся система. Гражданское общество и государство. Человек в системе социальных связей. Человек и исторический процесс; личность и массы; свобода и необходимость. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития. Проблемы общественного развития и социального прогресса. Свобода и необходимость в общественном процессе. Человек как движущая сила истории. Возрастание личностного начала в ходе исторического процесса. Личность и массы. Соотношение стихийности и сознательности. Насилие и ненасилие: их разновидности. Свобода и ответственность. Мораль, справедливость, право. Нравственные ценности. Представление о совершенном человеке в различных культурах. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни. Религиозные ценности и свобода совести. Культура – фактор социального развития, специфически человеческий способ бытия. Культура и цивилизация: взаимосвязь и противоречия. Диалог культур. Взаимосвязь социума, культуры и природы. Самостоятельное изучение. Модели общества в истории философской мысли. Основные сферы жизни общества. Диалектика исторического процесса. следующая страница >> |
|